Противодействие манипулятивным приемам в массмедиа
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 24.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение ……………………………………………………………….………….3
1. Определение манипуляции в масмедия………………………….…………4
2. Приемы манипулирования: понятие и характеристика………………….7
3.Способы противодействие манипулятивным приемам в массмедиа………………………………………………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………….….14
Список литературы ……………………………………………………..…….15
Данный факт может прослеживаться в русле идеологически-пропагандисткой обработки сознания и быть применим в организациях различных учебных и патриотических направленностей.7. Возможность выбора.Если у человека будет свобода выбора, то он уже не на 100% примет слова манипулятора. Наличие выбора означает что человек не загнан в угол, означает что есть выход, отсутствует паника (паника является формой страха, когда человек видит выход, но понимает что не может им воспользоваться).8. Наличие времени для обдумывания.Ограниченность временем является существенных способом оказания манипулятивного воздействие. Поэтому наличие времени дляобдумывании того или иного ответа, т.н. «времени на размышление», в большинстве случаев позволяет уверенно отыскать пути выхода из любой сложной и критической ситуации, а значит само по себе манипулятивное воздействие может быть нивелировано.9. Бесстрашие и уверенность в себе.Наличие уверенности человека в собственных силах позволяет преодолевать любые направленные на него манипуляции. Человек, которому «нечего терять», представляет собой грозную силу, т.к. такого человека невозможно подчинить, ибо любое подчинение направлено на провоцирование чувства страха и невроза, страха за свою жизнь, карьеру, проч. или за жизнь близких. Данный факт многократно представлен-подтвержден примерами из истории, например, восстания рабов или гладиаторов в Древнем Риме, воспитание самураев и ниндзя в Древнем Востоке, народные восстания и революции (Франция, Россия — восстание Е.Пугачева и др.), революционные призывы К.Маркса и Ф.Энгельса («рабам нечего терять кроме своих цепей»), восстание рабочих и крестьян во время Октябрьской революции 1917 года (ставка В.И.Ленина была на отсталые слои населения), и многочисленные другие примеры, из которых сотканы революции, восстания, бунты, и которые демонстрируют пример исключительной отваги и невозможности сломить сопротивления восставших, если они готовы к смерти.10. Самодостаточность.Последний факт также является наиболее эффективным, и позволяет избежать подавляющего количества манипуляций со стороны кого бы то ни было, ибо человеку, исповедующему самодостаточность, не нужны поблажки и льготы со стороны других; а значит он не будет ничего ни у кого ни просить ни брать, тем самым сохранит свою исключительность и целостность, не подвластность влиянию со стороны, и становится абсолютно неподкупен никаким манипуляциям.Наиболее важными (по мнению Козакова А.А.) общими принципами противодействия манипуляциям СМИ являются:- здоровый скепсис;- привычка не делать скорополительных выводов;- отключение эмоций;- диалогичность восприятия;- включенность в происходящие события.В любом случае, эффективность противодействия манипуляциям зависит, в первую очередь от нас самих, нашей готовности трезво оценить и проанализировать поступающийинформационный контент.ЗАКЛЮЧЕНИЕЖурналистика, безусловно, изменяет не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие, используя как явные, так и скрытые механизмы воздействия. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения общества, его определённых групп, СМИ являются, по образному выражению, «четвёртой властью». И главное оружие этой власти – мощный арсенал средств информационного манипулирования.Не секрет, что использование «четвертой власти» при решении социальных вопросовуже давно стало обыденным делом. Каждый день мы сталкиваемся с примерами убеждания и манипуляции и не всегда можем трезво оценить насколько это соответствует нашим принципам, идеалам и жизненным устоям.Знание своих психологических особенностей сегодня становится для человека необходимым условием его информационно-психологической безопасности. Психологическое развитие и воспитание еще не достаточно популярно в нашей стране, поэтому отмечается большое количество людей, не имеющих представления о своем психотипе, эмоциональных и когнитивных особенностях восприятия и убеждения.Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности изучения и понимания манипулятивных возможностей масмедиа и способов противодействия им.Список литературыАзбука пропаганды: приемы эмоционального воздействия // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://lektsii.org/13-35365.htmlБогачева Е.А.Особенности манипулятивных практик, используемых СМИ[Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5475Горина, Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: [учеб.-метод. пособие] / Е. В. Горина ; [науч. ред. Э. В. Чепкина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2016. – 67 с. [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/42384/1/978-5-7996-1807-0_2016.pdfДзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. – М.: «Гуманитарный институт», 2006.[Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:http://www.dzyalosh.ru/08-Uchebniki-Posobiya/Manipulyativnye-Tehnologii-v-SMI.pdfЗелинский А.С. Противодействие манипуляциям (Современные психотехнологии манипулирования) [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://psyfactor.org/lib/zln18.htmКазаков А.А. Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-protivodeystviya-politicheskim-manipulyatsiyam-v-smi/viewerРезниченко Д.В., Каштальянова Я. В. Приемы информационной войны в современных СМИ (на примере политического конфликта России и Украины в 2014–2015 гг.) // [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://yushchuk.livejournal.com/554944.htmlСур Е.И. Манипуляция: понятие, основные признаки и структура // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-ponyatie-osnovnye-priznaki-i-struktura/viewer
1. Азбука пропаганды: приемы эмоционального воздействия // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://lektsii.org/13-35365.html
2. Богачева Е.А. Особенности манипулятивных практик, используемых СМИ [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5475
3. Горина, Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: [учеб.-метод. пособие] / Е. В. Горина ; [науч. ред. Э. В. Чепкина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 67 с. [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/42384/1/978-5-7996-1807-0_2016.pdf
4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. – М.: «Гуманитарный институт», 2006. [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/08-Uchebniki-Posobiya/Manipulyativnye-Tehnologii-v-SMI.pdf
5. Зелинский А.С. Противодействие манипуляциям (Современные психотехнологии манипулирования) [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа:https://psyfactor.org/lib/zln18.htm
6. Казаков А.А. Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-protivodeystviya-politicheskim-manipulyatsiyam-v-smi/viewer
7. Резниченко Д.В., Каштальянова Я. В. Приемы информационной войны в современных СМИ (на примере политического конфликта России и Украины в 2014–2015 гг.) // [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://yushchuk.livejournal.com/554944.html
8. Сур Е.И. Манипуляция: понятие, основные признаки и структура // статья [Электронный ресурс]: по состоянию на 23.04.2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-ponyatie-osnovnye-priznaki-i-struktura/viewer
Вопрос-ответ:
Что такое манипуляция в массмедиа?
Манипуляция в массмедиа - это использование различных приемов и методов для установления контроля над массовым сознанием и влияния на мнения и поведение людей через средства массовой информации.
Какие приемы манипулирования существуют?
Существует множество приемов манипулирования, включая создание эмоциональной зависимости от информации, использование лжи и искажения фактов, контроль над информационным пространством, усиление стереотипов и предвзятости, манипуляция языком и др.
Каковы способы противодействия манипулятивным приемам в массмедиа?
Способы противодействия манипулятивным приемам в массмедиа включают развитие критического мышления и навыков анализа информации, выбор разнообразных источников информации, проверку фактов и достоверности информации, осознание манипулятивных методов и приемов.
Какие приемы манипулирования чаще всего используются в массмедиа?
В массмедиа часто используются такие приемы манипулирования, как эмоциональное воздействие на аудиторию, создание и поддержка стереотипов и предвзятости, использование лжи и искажения фактов, манипуляция языком и др.
Как можно обезопасить себя от манипулятивных приемов в массмедиа?
Для обезопасения от манипулятивных приемов в массмедиа рекомендуется развивать критическое мышление, проверять источники информации, осознавать, что не все, что преподносится в СМИ, является объективной и достоверной информацией, и анализировать информацию независимо.
Что такое манипуляция в массмедиа?
Манипуляция в массмедиа - это метод влияния на массовое сознание путем искажения информации, введения в заблуждение, использования эмоциональных приемов и других манипулятивных техник.
Какие приемы манипулирования используются в массмедиа?
Приемы манипулирования в массмедиа могут включать искажение фактов, выборочное представление информации, создание эмоционального настроя, использование манипулятивного языка и образов, применение ложных аргументов и другие техники, направленные на влияние на сознание и поведение аудитории.
Как можно противодействовать манипулятивным приемам в массмедиа?
Для противодействия манипулятивным приемам в массмедиа необходимо быть критическими к информации, проверять источники, сравнивать разные мнения, развивать медиа-грамотность, осознавать манипулятивные техники и уметь их обнаруживать. Также важно развивать навыки анализа информации и критического мышления.
Какие способы противодействия манипулятивным приемам в массмедиа существуют?
Существует несколько способов противодействия манипулятивным приемам в массмедиа. Некоторые из них включают развитие критического мышления, активное использование различных источников информации, проверку фактов, умение анализировать и сравнивать разные точки зрения, обращение к экспертам, а также развитие медиа-грамотности и способности распознавать манипулятивные техники.
Что может привести к использованию манипулятивных приемов в массмедиа?
Использование манипулятивных приемов в массмедиа может быть вызвано идеологической пропагандой, стремлением к влиянию на массовое сознание, коммерческим интересом, политической целью и другими факторами. Узнавать подлинную информацию, развивать медиа-грамотность, быть критически настроенными по отношению к информации - вот лучший способ преодолеть манипулятивное влияние в массмедиа.
Что такое манипуляция в массмедиа?
Манипуляция в массмедиа - это сознательное использование различных приемов и методов для влияния на мнение и поведение общественности через СМИ.
Какие приемы манипулирования существуют?
Существует множество приемов манипулирования в массмедиа, включая использование эмоций, стереотипов, выделение определенной информации и преувеличение значимости некоторых фактов.