страховая пенсия по старости. пенсия по закону «О страховых пенсиях в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 25.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Общие положения правового регулирования страховой пенсии по старости в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и виды страховой пенсии 5
1.2. Правовое регулирование назначения страховой пенсии по старости 10
1.3. Порядок установления и размеры страховых пенсий по старости 13
Глава 2. Особенности назначения страховой пенсии по старости 18
2.1. Порядок начисления и выплаты пенсий по старости 18
2.2. Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости 23
2.3. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
К тому же основной фактор, решающий повышение пенсионного возраста – «проблема одновременного решения двух противоречивых задач: обеспечения приемлемого уровня пенсий и нагрузки пенсионной системы на экономику». То есть, с одной стороны, пенсионная реформа увеличивает число работоспособного населения, а соответственно, и налоговые отчисления с их доходов, которые, между прочим, являются фундаментом пенсионного обеспечения. А с другой стороны, снижается количество пенсионеров, а значит, и нагрузка на экономику государства. При этом, как бы положительно не звучали данные выводы, не стоит забывать о том, что повышение пенсионного возраста не проходит без негативной реакции со стороны населения. Часто под влиянием граждан государства правительство было вынуждено проводить повышение пенсионного возраста следующими способами: 1. Осуществление реформы в более щадящем режиме. К примеру, «во Франции власти были вынуждены ввести другие условия выхода на пенсию многодетных и родителей детей-инвалидов».2. Проведение реформы более медленными темпами. В Германии пенсионный возраст повышался по одному месяцу в год, в США – по два месяца в год, в Канаде – по три месяца в год. 3. Откладывание реформы. В Казахстане правительство приняло решение отложить реформу на четыре года.Получается, что при принятии реформы не берут во внимание такой фактор, как продолжительность жизни. Однако это не так. В связи с развитием процессов демократизации общества и увеличением в общей численности населения доли пожилых все же продолжительность жизни влияет на пенсионное обеспечение. Только не реальная, а ожидаемая. По данным Всемирной организации здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни в странах ЕС гораздо выше, чем в Российской Федерации. Можно предположить, что именно это и стало причиной столь позднего повышения пенсионного возраста в нашей стране, так как данный законопроект несколько раз оказывался на рассмотрении, однако постоянно откладывался. Какие же проблемы стали причиной реформации пенсионного обеспечения конкретно в Российской Федерации? Самой главной проблемой, из которой вытекают и все второстепенные, является дефицит бюджета Пенсионного Фонда России (далее – ПФР). ПФР – государственный социальный внебюджетный фонд, основная цель которого «управление финансами пенсионного обеспечения». Согласно статье 17 Федерального Закона (далее – ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется, по большинству, за счет средств федерального бюджета, а также страховых и добровольных взносов, средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата. Исходя из данных ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ясно, что бюджет ПФР принят с дефицитом в 59,4 млрд. рублей.Причиной этого является следующая проблема пенсионного обеспечения - ухудшение демографической ситуации: на 2019 год соотношение трудоспособного населения к нетрудоспособному составляет около 2:1. Для сравнения, в 2009 году ситуация была немного лучше – 3:1. Дело в том, что уже несколько лет наблюдается естественная убыль среди населения РФ, например, в 2018 году она составила около 244 тыс. человек. Большая часть – трудоспособная от 20 до 40 лет. А число пенсионеров, выходящих на пенсию, на протяжении нескольких лет стабильно колеблется вокруг цифры 500 тыс. в год. Подтверждением этого является и статистика соотношения пенсионных взносов и выплат. За 2017 год от страхователей в бюджет ПФР перечислены средства в размере 4481,9 млрд. рублей в то время, как фонд выплатил пенсии населению размером в 7167,2 млрд. рублей. Расходы фонда по данному критерию на 2685,3 млрд. рублей больше, чем размер поступлений от страхователей.Из этого вытекает следующая проблема - функционирование масштабного сектора теневой и неформальной экономики. На 2018 год размер теневой экономики составлял 20% от валового внутреннего продукта (далее – ВВП). Это значит, что 1/5 часть организаций, являющихся официально не зарегистрированными, не производит налоговых отчислений, в т.ч. и в ПФР, что приводит не только к проблемам пенсионного обеспечения, но и к ухудшению экономического развития Российской Федерации. Еще одной причиной дефицита ПФР и проблемой пенсионного обеспечения является высокая инфляция и низкая доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Данная проблема состоит в том, что ликвидации дефицита в бюджете ПФР можно достичь только путем сохранения и, при возможности, увеличения пенсионных накоплений, чтобы уменьшить размер государственных дотаций. А это возможно только при уровне доходности пенсионных накоплений как минимум на 5-6% выше уровня инфляции.Немаловажной проблемой является и финансовая безграмотность населения. Не все знают, что с 2014 года действует законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии (6%) в Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ). Главной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Стоит сказать, что и те, кто знает о данном нововведении, не спешат перечислять средства в НПФ. Причиной этому является недоверие негосударственным организациям. По статистике лишь 26% доверяют НПФ. Этому есть объяснение: некоторые НПФ до проведения реформ по ужесточению требований со стороны законодательства Российской Федерации и Центрального банка создавались как офшорные и выводили пенсионные накопления за границу. Именно поэтому население Российской Федерации считает, что государственный фонд надежнее. Последней в данной статье, но не по важности является проблема тенденции увеличения функций, выполняемых ПФР. Помимо основных направлений его деятельности существуют и те, что напрямую не связаны с главной целью Пенсионного фонда РФ. Среди них: назначение и осуществление социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан; ведение регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; выдача сертификатов и выплат материнского капитала; администрирование средство, поступающих по обязательному медицинскому страхованию и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что увеличение нагрузки на ПФР отрицательно влияют на эффективность выполнения главной функции – финансирование пенсионного обеспечения граждан. Потому для наиболее качественного исполнения всех функций ПФР необходимо обеспечить предоставление дополнительных человеческих и материальных ресурсов. Для решения данных проблем возможны несколько путей совершенствования. 1. Увеличение поступлений в ПФР. Такое решение сможет покрыть дефицит бюджета ПФР. Однако нет гарантий, что подобное усовершенствование не окажет неблагоприятное влияние на соотношение численность плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве. 2. Реформирование системы пенсионного обеспечения: Касательно активного внедрения НПФ в обиход населения необходимы следующие этапы реформирования: - Разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться в НПФ; - Внесение добровольных пенсионных сбережений населения в НПФ. К сожалению, реализация этих двух этапов зависит от финансовой стабильности экономики, т.к. не все граждане Российской Федерации имеют достаточно средств, чтобы отчислять часть из них в НПФ, а также от уровня финансовой грамотности населения. Что касается решения проблемы теневого сектора, государству необходимо проводить активную политику в сфере занятости по созданию свободных мест, а также поощрения малого бизнеса. 3. Реформа повышения пенсионного возраста. Как было сказано ранее, в Российской Федерации в последние несколько лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, что является причиной самой главной проблемы пенсионного обеспечения – дефицита бюджета ПФР. Именно поэтому была поддержана реформа повышения пенсионного возраста. Теперь пенсионный возраст для женщин – 60 лет, а для мужчин - 65, что на 5 лет больше прежнего. Данная реформа сейчас находится в стадии реализации. Уже с 2019 года началось постепенное повышение пенсионного возраста. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного усовершенствования. Против такой реформы высказалось достаточно большое число человек: более 200 тыс. человек в период с 14 июля по 7 ноября 2018 года по всей стране выходили на протесты, митинги, демонстрации. Однако тенденция повышения пенсионного возраста наблюдается во многих странах. Разве что стоит учесть: в этих странах иные стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни также гораздо выше. Потому, по мнению экономистов, данная реформа имеет место быть лишь с существенным пакетом экономических и даже политических реформ. Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в системе пенсионного обеспечения РФ достаточное количество проблем. Однако все они имеют свое решение: от увеличения поступлений до повышения пенсионного возраста, которое активно внедряется в нашу жизнь уже сейчас. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, разрабатывать действенные механизмы делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышать открытость и прозрачность информационного обеспечения. И тогда не только пенсионное обеспечение будет на высшем уровне, но и уровень жизни населения Российской Федерации.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. Законодательство о пенсионном обеспечении граждан имеет долгую историю развития. Использование исторического опыта, позволило бы построить более совершенную систему пенсионного обеспечения. Мы считаем, что любое совершенствование закона, в том числе и регламентирующего пенсионное обеспечение, должно опираться на исторические традиции и преемственность в праве. Законодательство только тогда станет эффективным, когда оно будет научно и исторически обоснованным.2. Современная пенсионная система РФ — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию. Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам: государственное пенсионное обеспечение; обязательное пенсионное страхование; негосударственное пенсионное обеспечение. 3. Одно из условий повышения эффективности пенсионной системы состоит в использовании положительного опыта других государств. Пенсионное обеспечение является неотъемлемым правом человека в любой демократической стране, ведь каждый имеет право на достойную жизнь в старости. Однако пенсионные системы многих стан имеют свои нюансы и отличия.4. Пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих лиц.5. В настоящее время законодательно введена бальная система исчисления пенсии, то есть пенсионные баллы должны начисляется работникам ежегодно, также ежегодно определяется стоимость одного балла. Следовательно, с большей долей достоверности можно утверждать, что средний размер будущих пенсий в дальнейшем будет зависеть от доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Пенсионные выплаты социального характера устанавливаются законом для каждого конкретного случая и каждый год индексируются. В отличие от страховой пенсии, социальное пенсионное обеспечение назначается в фиксированном размере, учитывая величину прожиточного минимума пенсионера в нашей стране. Размер государственной пенсии устанавливается в процентном отношении к социальной.6. Среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие: нарастающая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета; низкий уровень жизни российских пенсионеров; отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста; неэффективность использования пенсионных накоплений; отсутствие инвестиционной грамотности россиян. Помимо этого существует ряд проблем, связанных с порядок назначения и выплаты отдельных видов пенсий.Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.Список использованных источниковНормативные правовые акты:Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховыхпенсиях». Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// Российская газета, N 296, 31.12.2013Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989.Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2018. - №51. – ст. 7859.Научная и учебная литература:Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации// Аллея Науки - №8(24) - 2018.Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.Гурин А.И., Балмашова И.Н. О месте Пенсионного фонда России в системе административных органов // Научный журнал «GLOBUS». Сб. научных публикаций V Международной научно-практической конференции «Экономика и юриспруденция: теория и практика.СП.: -2016. - С. 88.Дегтярь В.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта. / В.С. Дегтярь // Проблемы прогнозирования. – №6. – 2019. – С. 23-54.Евтихова А.В. Обзор изменений в пенсионных системах зарубежных стран//Пенсионное обозрение - №2 – 2018.Еремеева В.А. Пенсионный возраст не на продолжительность жизни /В.А. Еремеева // Спрос. – 2018. обеспечение – № 3. – С.26-29.Зулейманов И.М. Пенсия по старости: новые правила исчисления// Апробация. 2019. № 1 (45). С. 17-19. (ЭБС).Зубанова О.Я. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Вып. 4. Саратов, 2016.Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2019. – № S5. – С. 16–20. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 49 - 54.Короб А.Н. Реформирование пенсионной системы Республики Беларусь с учетом социально-демографических процессов автореф. 2019.Левко А. Неравенство доходов и неформальной занятости в России// Экономика. 2017. № 35. С 12-19. Маршнер Г.Ф. Курс права социального обеспечения / ГФ. Маршнер. - М.: Юстицинформ, 2019. – С-356.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. Т.К. Миронова. М.: КНОРУС, 2016. С. 112.Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2018. - № 10. – С. 240-242.Павлюченко В.Г. Социальное страхование [Текст] / В.Г. Павлюченко. – М., 2015. – С. 28.Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков; под общ.ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2019. - 549 с.Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 3. С. 25.Электронные ресурсы:Колесник А.П. Должна ли быть пенсионная система инструментом финансовой системы // Стратегии бизнеса. 2019. №10 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolzhna-li-byt-pensionnaya-sistema-instrumentomfinansovoy-sistemyОфициальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/Журнал «Пенсия» [Электронный ресурс]: URL: http://www.rospensia.ruОфициальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gks.ru/
1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях».
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// Российская газета, N 296, 31.12.2013
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989.
6. Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2018. - №51. – ст. 7859.
Научная и учебная литература:
7. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации// Аллея Науки - №8(24) - 2018.
8. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
9. Гурин А.И., Балмашова И.Н. О месте Пенсионного фонда России в системе административных органов // Научный журнал «GLOBUS». Сб. научных публикаций V Международной научно-практической конференции «Экономика и юриспруденция: теория и практика. СП.: - 2016. - С. 88.
10. Дегтярь В.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта. / В.С. Дегтярь // Проблемы прогнозирования. – №6. – 2019. – С. 23-54.
11. Евтихова А.В. Обзор изменений в пенсионных системах зарубежных стран//Пенсионное обозрение - №2 – 2018.
12. Еремеева В.А. Пенсионный возраст не на продолжительность жизни /В.А. Еремеева // Спрос. – 2018. обеспечение – № 3. – С.26-29.
13. Зулейманов И.М. Пенсия по старости: новые правила исчисления// Апробация. 2019. № 1 (45). С. 17-19. (ЭБС).
14. Зубанова О.Я. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Вып. 4. Саратов, 2016.
15. Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2019. – № S5. – С. 16–20.
16. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 49 - 54.
17. Короб А.Н. Реформирование пенсионной системы Республики Беларусь с учетом социально-демографических процессов автореф. 2019.
18. Левко А. Неравенство доходов и неформальной занятости в России// Экономика. 2017. № 35. С 12-19.
19. Маршнер Г.Ф. Курс права социального обеспечения / ГФ. Маршнер. - М.: Юстицинформ, 2019. – С-356.
20. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
21. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. Т.К. Миронова. М.: КНОРУС, 2016. С. 112.
22. Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2018. - № 10. – С. 240-242.
23. Павлюченко В.Г. Социальное страхование [Текст] / В.Г. Павлюченко. – М., 2015. – С. 28.
24. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков; под общ.ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
25. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2019. - 549 с.
26. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 3. С. 25.
Электронные ресурсы:
27. Колесник А.П. Должна ли быть пенсионная система инструментом финансовой системы // Стратегии бизнеса. 2019. №10 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolzhna-li-byt-pensionnaya-sistema-instrumentomfinansovoy-sistemy
28. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/
29. Журнал «Пенсия» [Электронный ресурс]: URL: http://www.rospensia.ru
30. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/