Дифференцированный подход в изучении истории России
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 28.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понимание дифференцированного подхода в отечественной психолого-педагогической литературе 8
2. Дифференциация обучения как важный фактор развития отечественного образования
2.1. Сущность дифференцированного обучения 12
2.2. Применение дифференцированного подхода в обучении истории 17
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Оборудование: карта СССР, политическая карта, презентация по теме.
План-конспект урока:
1. Организационный момент урока.
2. Опрос учащихся по домашнему заданию:
3 группа – пересказ параграфа учебника «Берлинская операция Красной Армии. Взятие Рейхстага. Падение нацистского режима».
2 группа – устные развернутые ответы на вопросы после параграфа.
3 группа – демонстрация результатов творческих заданий по теме.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
(Учащиеся работают в различных группах)
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Выдача домашнего задания.
Таким образом, широкое внедрение дифференцированного подхода при изучении истории России позволяет повысить уровень активной деятельности учащихся, позволяет значительно повысить их познавательные интересы, улучшает успеваемость в учебном коллективе и позволяет полностью усвоить новый учебный материал, восполняет незначительные пробелы в знаниях учащихся, поддерживает у детей интерес к изучению истории своего Отечества.
Заключение
Проведенный краткий анализ основной отечественной психолого-педагогической литературы по затронутой проблеме ясно показывает, что современная система образования «на бумаге» решительно отказывается от традиционной уравнительной системы и признает многообразие форм обучения, учитывающих различные склонности и интересы учащихся. Однако принципы дифференциации до настоящего времени исключительно только декларируются. До их реализации на практике пока еще очень далеко.
В большинство массовых учебных заведений (прежде всего школ) учащиеся отбираются исключительно по возрастному критерию. Педагоги сразу неформально, но последовательно, подразделяют пришедших учеников на так называемых «сильных», «средних» и «слабых», что нельзя считать положительной педагогической практикой. Дифференцированный подход исключает такое примитивное усреднение, поскольку он ориентирован на особенности личности каждого учащегося.
Современная российская школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех учеников. Уже в начальной школе у учащихся появляются пробелы в знаниях, которые часто невозможно ликвидировать даже в старшей школе. В связи с этим учащиеся теряют интерес к учебе, и долгие годы чувствуют себя в своей школе некомфортно. Проведенное нами исследование показывает, что разорвать этот порочный круг может лишь применение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, несмотря на все его несовершенство.
Дифференцированный подход предполагает создание разных условий обучения для различных учебных заведений, классов, групп с учетом особенностей их контингента. Данный подход включает в себя комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, которые обеспечивают обучение учащихся в однородных группах.
Дифференцированный подход представляет собой целенаправленное педагогическое воздействие на системные (например, учебный класс), либо неформальные (клуб любителей истории), либо выделенные педагогом по сходным индивидуальным качествам обучающихся (например, исторический кружок, часть класса) группы учащихся для оказания им эффективной педагогической помощи в усвоении ими исторического материала и совершенствовании личности каждого участника указанных объединений.
Положительными сторонами дифференцированного подхода в обучении, в том числе и истории Отечества, являются:
«- исключение усреднения детей в ходе занятия;
- появление возможности у педагога подтянуть «слабого», помочь «среднему» в достижении наилучших результатов и уделить внимание «сильному»;
- повышение вероятности более эффективной работы с «детьми группы риска» («трудными»), которые плохо адаптируются к общественным нормам;
- повышение уровня мотивации у «сильных» учеников;
- повышение «Я - концепции» (с помощью создания ситуаций успеха для «слабых» и уверенности в своих способностях у «сильных»);
- появление ощущений у детей: что они находятся в группе, где собранные «похожие на меня», учиться легче, нет оценки со стороны, то есть сохраняется индивидуальность ребенка;
- создание возможности выбора школьником уровня сложности и трудности заданий;
- создание условий для каждого ученика в приобретении стандартного уровня подготовки, что способствует повышению качества знаний.
Отрицательные аспекты:
- не все родители и педагоги считают деление по уровню гуманным;
- «слабые» дети лишаются шанса посоревноваться с более «сильными», тянуться за ними;
- социально-экономическое неравенство;
- перевод в группы может восприниматься как унижение достоинства;
- ошибки несовершенства диагностики приводят к тому, что в группы «слабых» могут попасть неординарные дети;
- у «сильных» может возникнуть видимость своей исключительности и развиться эгоистический комплекс, а у слабых групп наоборот, снизиться уровень самооценки, признание своей слабости;
- деление на группы не идет на пользу общей атмосфере класса» (36, с. 63).
Тем не менее, даже учитывая отрицательные стороны подхода, можно констатировать, что данный подход значительно улучшает взаимоотношения между педагогом и учащимися, повышает познавательный интерес детей к учебной деятельности и предмету изучения.
Дифференцированный подход позволяет избежать перегрузки детей, поскольку каждый из них усваивает материал с учетом приемлемого для него темпа и объема изучения предмета, основанных на его возможностях и способностях.
Применение дифференцированного подхода предполагает более высокую ответственность педагога за результаты своей работы, которому необходимо серьезно готовиться к занятиям, предварительно изучать индивидуальные возможности каждого ученика, дополнительное вести журналы наблюдений, постоянные проверять эффективности применяемых мер и гибко корректировать их применение, плотно взаимодействовать с родителями детей.
Современная российская система образования с ее жёсткой школьной системой, единым учебным планом и обязательными и общими для всех учебными программами, преобладанием традиционных форм и методов обучения практически не оставляет возможности для массового применения дифференцированного подхода.
Усугубляется эта проблема низкой учебной мотивацией учащихся, случайностью выбора профессии некоторыми педагогами. Вместе с тем высокие потребности общества в качественном образовании при сохранении традиционной системы в неизменном виде, фактически не учитывающей психофизиологические особенности значительного числа учащихся, порождает кризис в российском образовании, вызванный вышеуказанными противоречиями, преодоление которого невозможно без существенного изменения технологий обучения, включая внедрение в российскую образовательную систему дифференцированного подхода.
Список использованной литературы
Аксенова, Т.А. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода к учащимся (На материале истории и обществознания): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 167 с.
Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск : Факел, 1995. 174 с.
Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. Новосибирск: НГПУ, 2003. 243 с.
Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. 2007, № 1.
Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968. 65 с.
Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С. 17-24.
Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения: из истории современной школы // Советская педагогика. 1991. № 11. С.78-86.
Власенко А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда : дис. . канд. пед. наук. М., 1999. 130 с.
Гаськова Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: дис. . кан. пед. наук. М., 1995.
Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. № 5. С. 80-83.
Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе : автореф … докт. пед. наук. М. : МГПИ, 1990. 39 с.
Добрынин Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся : дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 161 с.
Еркибаева Г.Г. Место и роль дифференцированного обучения в обеспечении специализации учебного процесса для различных групп обучаемых // Международный журнал экспериментального образования. № 1. 2015. С. 8-12.
Журавлев И.К. Дифференциация обучения школьников средствами учебника // Новые исследования в педагогических науках. 1990. №1. С.28-34.
Закатова И.Н. Культурно воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей. М.: Педагогика, 1990.
Захарова Т.Н. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников : автореферат дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург : УрГПУ, 2007. 23 с.
Злоцкий Г.В. Широкий спектр средств дифференциации // Математика в школе. 1991 № 5. С. 8-9
Зубов С.И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в VIII-X классов средней школы): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976.
Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 106-117.
Кирилова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся // Новые исследования в педагогике. М.: Дрофа, 2009.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Профильная дифференциация обучения // Математика в школе. 1990. № 4. С. 21-27
Конев Н.И. Индивидуально-типологические особенности школьников как основа дифференциации обучения. М.: Просвещение, 1968. 208с
Лошнова О.Б. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. Челябинск : Феникс,2009.
Миндюк М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися // Математика в школе. 1991. № 3.
Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. М.: Дрофа, 2007.
Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 1996. № 6. С. 45-50.
Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. М. : Просвещение, 1996. 523 с.
Пономарев В.И. Пути дифференциации учебного материала при работе с группами учащихся // Новые исследования в педагогической науке. 1977. № 1. С. 31-33.
Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. Мн.: Беларуская навука, 2002. 219 с.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
Решетников О. Инновации и дифференцированный подход в методике изучения истории // История. Приложение к газете «1 сентября». 2001. № 11.
Селевко П.К., Броде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. Ярославль : Просвещение, 2008.
Симонов В.М., Деревякина Н.Ю., Донсков А.А. Дифференциация обучения на основе учета особенностей темперамента школьников // Актуальные вопросы модернизации образования. 2006. № 10.
Смирнова И.М. Исторические аспекты дифференциации обучения // Математика в школе. 2000. № 44. С. 1-8.
Траулько Е.В., Александрова Ю.А. Сущность дифференцированного подхода в обучении младших школьников / Сб. тр. конф. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Санкт-Петербург, 11 января 2017 г. С. 62-64.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 2011.
Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., 1994.
Фишер М.И. Социально-педагогические основания дифференциации общего среднего образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 157 с.
Хрусинова М.М. Формирование основной готовности учителей к индивидуализация и дифференциации обучения в начальной школе : автореф. дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000.
Черезов И.М. Сочетание фронтальной общеклассной, групповой и индивидуализированных форм учебной работы на роке. Омск, 1962.
Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней образовательной школе // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Снаткина. М.: Просвещение, 1982.
Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференциации обучения // Советская педагогика. 1991. № 4. С. 44-52.
26
1. Аксенова, Т.А. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода к учащимся (На материале истории и обществознания): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 167 с.
2. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск : Факел, 1995. 174 с.
3. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. Новосибирск: НГПУ, 2003. 243 с.
4. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. 2007, № 1.
5. Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968. 65 с.
6. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С. 17-24.
7. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения: из истории современной школы // Советская педагогика. 1991. № 11. С.78-86.
8. Власенко А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда : дис. . канд. пед. наук. М., 1999. 130 с.
9. Гаськова Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: дис. . кан. пед. наук. М., 1995.
10. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. № 5. С. 80-83.
11. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе : автореф … докт. пед. наук. М. : МГПИ, 1990. 39 с.
12. Добрынин Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся : дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 161 с.
13. Еркибаева Г.Г. Место и роль дифференцированного обучения в обеспечении специализации учебного процесса для различных групп обучаемых // Международный журнал экспериментального образования. № 1. 2015. С. 8-12.
14. Журавлев И.К. Дифференциация обучения школьников средствами учебника // Новые исследования в педагогических науках. 1990. №1. С.28-34.
15. Закатова И.Н. Культурно воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей. М.: Педагогика, 1990.
16. Захарова Т.Н. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников : автореферат дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург : УрГПУ, 2007. 23 с.
17. Злоцкий Г.В. Широкий спектр средств дифференциации // Математика в школе. 1991 № 5. С. 8-9
18. Зубов С.И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в VIII-X классов средней школы): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976.
19. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 106-117.
20. Кирилова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся // Новые исследования в педагогике. М.: Дрофа, 2009.
21. Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Профильная дифференциация обучения // Математика в школе. 1990. № 4. С. 21-27
22. Конев Н.И. Индивидуально-типологические особенности школьников как основа дифференциации обучения. М.: Просвещение, 1968. 208с
23. Лошнова О.Б. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. Челябинск : Феникс,2009.
24. Миндюк М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися // Математика в школе. 1991. № 3.
25. Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.
26. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. М.: Дрофа, 2007.
27. Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 1996. № 6. С. 45-50.
28. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. М. : Просвещение, 1996. 523 с.
29. Пономарев В.И. Пути дифференциации учебного материала при работе с группами учащихся // Новые исследования в педагогической науке. 1977. № 1. С. 31-33.
30. Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. Мн.: Беларуская навука, 2002. 219 с.
31. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
32. Решетников О. Инновации и дифференцированный подход в методике изучения истории // История. Приложение к газете «1 сентября». 2001. № 11.
33. Селевко П.К., Броде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. Ярославль : Просвещение, 2008.
34. Симонов В.М., Деревякина Н.Ю., Донсков А.А. Дифференциация обучения на основе учета особенностей темперамента школьников // Актуальные вопросы модернизации образования. 2006. № 10.
35. Смирнова И.М. Исторические аспекты дифференциации обучения // Математика в школе. 2000. № 44. С. 1-8.
36. Траулько Е.В., Александрова Ю.А. Сущность дифференцированного подхода в обучении младших школьников / Сб. тр. конф. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Санкт-Петербург, 11 января 2017 г. С. 62-64.
37. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 2011.
38. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., 1994.
39. Фишер М.И. Социально-педагогические основания дифференциации общего среднего образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 157 с.
40. Хрусинова М.М. Формирование основной готовности учителей к индивидуализация и дифференциации обучения в начальной школе : автореф. дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000.
41. Черезов И.М. Сочетание фронтальной общеклассной, групповой и индивидуализированных форм учебной работы на роке. Омск, 1962.
42. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней образовательной школе // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Снаткина. М.: Просвещение, 1982.
43. Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференциации обучения // Советская педагогика. 1991. № 4. С. 44-52.
Вопрос-ответ:
Какой дифференцированный подход используется в изучении истории России?
В изучении истории России применяется дифференцированный подход, который предполагает индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его потребностей, способностей и интересов.
В чем сущность дифференцированного обучения?
Сущность дифференцированного обучения заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.
Какие преимущества дифференцированного подхода в обучении истории?
Дифференцированный подход в обучении истории позволяет учитывать разные уровни знаний и умений учеников, создавая условия для индивидуального развития и успеха каждого ученика.
Каким образом применяется дифференцированный подход в обучении истории?
В обучении истории применяется дифференцированный подход через организацию уроков с разными уровнями сложности, использование различных источников информации и методов обучения, а также индивидуальную работу с каждым учеником.
Что необходимо для применения дифференцированного подхода в обучении истории?
Для применения дифференцированного подхода в обучении истории необходимо наличие достаточного количества учебных материалов, возможность индивидуальной работы с учениками и готовность педагогов к адаптации учебного процесса.
Зачем нужен дифференцированный подход в изучении истории России?
Дифференцированный подход в изучении истории России позволяет учителям учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ученика, создавать гибкое и эффективное образовательное окружение, способствующее максимальному развитию и достижению успеха каждым учеником.
Какова сущность дифференцированного обучения?
Сущность дифференцированного обучения заключается в адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика. Это подразумевает использование различных методов, подходов и материалов, а также индивидуальное поддержку и оценивание успехов каждого ученика.
Каким образом применяется дифференцированный подход в обучении истории?
Дифференцированный подход в обучении истории может быть применен путем предоставления различных учебных материалов и активностей для разных уровней подготовки учеников, использования групповых проектов и сотрудничества, индивидуального подхода к каждому ученику, использования различных форм оценивания и обратной связи.
Как дифференцированный подход в обучении истории помогает развить отечественное образование?
Дифференцированный подход в обучении истории способствует развитию отечественного образования, поскольку он позволяет более эффективно использовать ресурсы и возможности образовательной системы, адаптировать учебный процесс к разнообразным потребностям учеников, повышать качество обучения и достигать больших успехов каждым учеником.
Какие инструменты и материалы могут быть использованы при применении дифференцированного подхода в изучении истории России?
При применении дифференцированного подхода в изучении истории России могут быть использованы различные инструменты и материалы, такие как учебные книги разных уровней сложности, интерактивные учебники, видеоматериалы, аудиозаписи, карточки с изображениями и текстами, мультимедийные презентации, компьютерные программы и др.
Какая сущность дифференцированного обучения?
Сущность дифференцированного обучения заключается в учете индивидуальных потребностей и особенностей каждого ученика. Это подразумевает использование различных методов, подходов и материалов в образовательном процессе, чтобы каждый ученик мог достичь максимального прогресса и успешно освоить учебный материал.
Каким образом применяется дифференцированный подход в обучении истории?
В обучении истории дифференцированный подход может быть реализован через использование различных методов и форм работы, таких как работа в малых группах, проектная деятельность, индивидуальные задания, использование разнообразных информационных источников и др. Это позволяет учителю адаптировать учебный материал под потребности каждого ученика, учитывать их интересы, способы восприятия информации и особенности обучения.