БОГОСЛОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 28.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Богословские основания социальной деятельности человека 5
1.1 Богословское понимание человека и его деятельности в миру 5
1.2 Социально-этические аспекты православной антропологии 10
Глава 2. Христианская диакония как проявление социальной деятельности человека 16
2.1 Культурно-исторические контексты формирования и развития христианской диаконии 16
2.2 Христианское социальное служение в системе современной социо-культурной коммуникации 21
Заключение 34
Список литературы 36
Так как Церковь Иисуса Христа многогранна, протестанты уважительно относятся к представителям других конфессий и поддерживают дружелюбные отношения с ними. Анализ современной деятельности, направленной на социальное служение конфессий, функционирующих на территории Владимирского края, показал, что феномен «социальное служение» актуальное и востребованное явление. Его концепция и активизация во Владимирском крае в настоящее время на конфессиональном уровне становятся весьма активными, набирают обороты. Большое значение имеет развитие и усиление межконфессионального диалога. Социальное служение, как показало исследование, способствует сближению людей на фоне духовного и социального благополучия, что, в свою очередь, способствует уменьшению существующих конфессиональных фобий. Идея социального служения, сформированная на общих христианских ценностях, способствует единению приверженцев разных конфессий, помогает находить общий язык через более глубокое осознание единой гражданской идентичности. Неоспоримую роль в последнее десятилетие социальное служение как способ выражения религиозных ценностей христианских конфессий Владимирских прихожан имеет в решении острых социально-политических проблем общества, налаживании диалога между людьми разных мировоззренческих позиций. Выполняя общую миссию ‒ спасение человеческой жизни ‒ посредством проповеди Евангелия социальное служение оказывает помощь в духовно-социальном, психологическом, реабилитационном оздоровлении людей. Русская Православная Церковь с начала своего возникновения занимала значительное место в социальной помощи нуждающимся. Истоки и корни рассматриваемого явления уходят ко временам Крещения Руси (988). Можно отметить, что уже тогда начали складываться два важных направления помощи нуждающимся: монастырское, то есть помощь монастырей, и приходская помощь. В исторических летописях отмечаются частые экстремальные природные явления, вызывавшие голод, который всегда сопровождался мором – эпидемиями, в результате которых вымирали сотни тысяч людей. Основными очагами призрения нуждающихся становились монастыри. Они содержали богадельные избы, больницы, детские приюты. Сюда стекались увечные, слепые, престарелые, вдовы, сироты. К началу XX в. только в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тысяч человек. Довольно эффективной была приходская деятельность по оказанию помощи нуждающимся. Для сбора средств проводились тарелочные и кружечные сборы, устраивались детские приюты для подкидышей и сирот. Велико было значение приходов и в распространении грамотности. Общественное мнение прихожан настраивалось на необходимость помощи сироте, вдове, нищему. Людей, которые отказывались от подаяния нуждающемуся, осуждали. «Не творящему милости – суд без милости», – говорили в народе. Ситуация резко изменилась в 1917 г., когда церковные социальные учреждения перешли в руки государства. Особенно трудно было тяжелобольным, инвалидам, престарелым, сиротам, беженцам и вынужденным переселенцам. В новых условиях возросла потребность в оказании социальной помощи неимущим. В связи с этим был востребован потенциал и Русской Православной Церкви в данном направлении, что свидетельствовало о ее вступлении в новый этап своего развития. Активизация церковной жизни способствовала возрождению благотворительности и милосердия в России. Довольно емко и ясно задачи социального служения Церкви сформулировал тогда Святейший Патриарх Алексий II: «Как проявить любовь к ближнему в наше неспокойное время, полное тревоги за бедственное положение народов России, когда население целых регионов страны поставлено в тяжелые условия выживания, когда умножаются страдания и неустроенность многих социальных и возрастных слоев… Ответом на этот вопрос должно быть возрастание уровня социального служения Церкви»1 . В современной литературе понятие «социальное служение» раскрывается как совокупность организованных форм социальной деятельности, заключающихся в актах милосердия, благотворительности, помощи нуждающимся. Кроме того, социальное служение проявляется в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества. Историческое значение имело принятие на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13–16 августа 2000 г.) документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем сформулирована позиция Русской Православной Церкви по отношению к современным общественно значимым проблемам жизни государства и общества. Этот документ – важный ориентир для всех, кто участвует и в социальном служении Церкви. Потенциал Русской Православной Церкви проявляется в ее социальном служении во всех сферах жизни человека и включает в себя, кроме благотворительности, регулирование семейных отношений прихожан, утешение болеющих, ободрение воинов, утешение содержащихся в местах лишения свободы, поддержка умирающим, крещение, венчание и т. д. Сегодня священник имеет возможность посещать детские учреждения, больницы, воинские части, места заключения – быть везде, где требуется поддержка нуждающимся. Первые шаги организованного социального служения Церкви в наше время связаны с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, образованного 31 января 1991 г.Это позволило активизировать милосердие и благотворительную деятельность на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств. Появились детские приюты, хосписы, благотворительные столовые, социальные магазины для малоимущих, опекаются социальные учреждения. По инициативе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководимого епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, с 2010 г. ежегодно проводятся межрегиональные конференции по социальному служению Русской Православной Церкви (I – октябрь 2010 г., Санкт-Петербург; IX – июнь 2018 г., Уфа). Цель проводимых форумов – обобщение опыта, анализ особенностей содержания и форм работы в данном направлении деятельности Православной Церкви. Итоги социального служения за последнюю четверть века были подведены на V Общецерковном съезде (сентябрь 2015 г.). На этот форум в Москву прибыли 414 представителей 188 епархий из 10 стран мира. Святейший Патриарх Кирилл, выступивший на съезде, сконцентрировал внимание на важнейших направлениях церковного социального служения: сокращение количества абортов и помощь женщинам в трудной жизненной ситуации, работа с инвалидами и создание безбарьерной среды в храмах, профилактика трезвости и помощь наркозависимым и др. «Церковная социальная работа является неотъемлемой органической частью исповедания веры», – отметил в своем Первосвятительском слове на съезде Святейший Патриарх Кирилл. «Вера без дел мертва, как говорит апостол, и если христианская община не совершает дел милосердия, то значит, и она мертва» – сказал Предстоятель Церкви2 . В речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23 декабря 2009 г. на Епархиальном собрании г. Москвы отмечено, что особое внимание следует время уделять вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. По словам Патриарха, необходимо введение должности социального работника в каждом приходе3 . Сегодня социальное служение Русской Православной Церкви охватывает не одну тысячу церковных социальных служб и инициатив. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронатные службы. Созданы и действуют десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее защищенным категориям населения. В подготовке специалистов социальной сферы необходимо сочетать профессиональные качества с традициями христианского милосердия, сострадания и благотворительности. Таким образом, компонентами профессионализма церковного социального работника являются как теоретические знания из светских гуманитарных наук (социальной работы, психологии), так и богословские знания, а также практические навыки. В соответствии со стандартом, приготовление к социальному служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего социального работника в истинах веры, благочестии, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления социальной деятельности. В функции приходского социального работника входит составление и постоянное обновление списка нуждающихся в помощи прихожан: одиноких престарелых, тяжелобольных, инвалидов, членов многодетных, неполных и социально неблагополучных семей и других подобных лиц. Приходской социальный работник должен лично знать таких людей и организовывать помощь им, привлекая к этому добровольцев. Таким образом, актуализация социального служения показывает, что верующие люди могут значительно влиять на трансформацию системы ценностей россиян, способствовать выходу из цивилизационного, экономического и социального кризиса, поэтому государственным структурам необходимо способствовать его актуализации для возрождения как светских, так и религиозных гуманистических ценностей. ЗаключениеРусская православная церковь хранит не только большой пласт культурного наследия в виде икон, церковной росписи, предметов религиозного культа, книг и писаний, архитектурных сооружений, которые сохранились до наших дней, но и носителем морали, нравственности в обществе. Религиозные ценности всегда были и остаются частью культуры, которые хранят и передают настоящему поколению традиции милосердия, справедливости, искренности, правдивости, доброты, сострадания. Несмотря на трансформационные процессы, которые происходят во всех сферах экономики, политики, образования общечеловеческие ценности остаются востребованными в социуме. Российское государство и общество переходя из одной формации в другую развиваются. Происходит изменение формы государственного устройства, обновляются политические лидеры, модифицируется курс проводимой социальной политики, видоизменяется нормативно-правовая база. Развивается социальная структура общества, появляются новые социальные группы, движения, субкультуры. Наблюдаются подобные процессы в социальной мобильности и стратификации. Всё это создаёт угрозы в форме роста социальных конфликтов, проявлений религиозной нетерпимости, пандемий, безработицы и т.д. Международные социальные конфликты и локальные войны, чрезвычайные ситуации делают человека социально незащищённым. Всё чаще мы говорим о волонтёрстве, социальной помощи, милосердии, благотворительности, толерантности. Эти термины вошли в повседневную жизнь и стали понятны для каждого. Несмотря на проводимую государственную социальную политику, возникают жизненные обстоятельства, когда человеку, нуждающемуся в защите, не могут приходить на помощь органы государственной власти и местного самоуправления.Социальное служение сближает религиозную организацию с органами государственной власти. Участие религиозных организаций в социальнополитическом процессе выходит на новый уровень объединяя социальные учреждения и институты гражданского общества. Подобная интеграция порождает новые формы быстрой, оперативной, востребованной помощи для малоимущих и социально незащищённых категорий населения. Для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию религиозная организация становится значимым институтам гражданского общества. Приобретая большой опыт социального служения РПЦ, обобщает его, участвует в изучении религиозных практик европейских стран. Место религиозной организации в общественно-политическом процессе зависит от дальнейшего вектора развития в области социального служения. Глава Русской православной церкви идёт в ногу со временем, изучает новые формы и методы социальной работы, которые необходимы современному обществу.Список литературы1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Размышления о вере, человеке и современном мире. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 255 с. 2. Белопопский А., Православная диакония. Доклад, представленный на конференции «Православная диакония: социальное свидетельство и служение православных церквей». – Ново-Валаамский монастырь (Финляндия), 30 апреля – 5 мая 2004 г. Режим доступа: https://azbyka.ru/pravoslavnaya-diakoniya/ Дата обращения: 17.12.20. 3. Боровой В., Христианская диакония как проявление христианского свидетельства в жизни христиан и в благовествовании Церкви. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/pravoslavie/diakonia/ - Дата обращения: 15.12.20. 4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с. 5. Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии / Л.Е. Денисова // Теория и практика общественного развития. – Краснодар.: ООО Издательский дом «ХОРС». 2015. - № 12. – С. 288-291 6. Денисова Л.Е., Христианская диакония: традиции и инновации. Режим доступа: ttps://cyberleninka.ru/article/n/hristianskaya-diakoniya-traditsii-i-innovatsii - Дата обращения: 14.12.20. 7. Дмитриева Л.М., Костылева, Т.А. Социальное служение в понимании основных христианских конфессий / Л.М. Дмитриева // Омский научный вестник. Омского государственного технического университета. – Омск.: ОмГТУ, 2006. - № 5 (39). – С. 51-55. 8. Думитраке К., «Образ Божий» в православной антропологии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-bozhiy-v-pravoslavnoy-antropologii-1/viewer - Дата обращения: 25.12.20. 9. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. - 352 с. 10. Иеремия, архиепископ Вроцлавский и Щецинский. Богословские основы диаконии. Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/1_1_ieremiya_vraclavskiy.htm - Дата обращения: 18.12.20.11. Каллист (Уэр). Православная церковь. М.: Изд-во ББИ, 2011. - 375 с. 12. Кононова Т.Б. История социальной работы. - М.: Издательство Юрайт, 2014. — 356 с.13. Костылева Т.А. Категории социального служения и основные понятия, связанные с ним / Т.А. Костылева // Омский научный вестник. Омского государственного технического университета. – Омск.: ОмГТУ, 2013. - № 3 (119). – с.89-92.14. Куликов Г.Я. Духовно-нравственные основы антропологии / Г.Я. Куликов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - М.: ООО «Логика+», 2018. – № 8 (53). – с. 38-40.15. Куценко В. Почему важна благотворительность? Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pochemu-vazhna-blagotvoritelnost - Дата обращения: 21.12.20.16. Ларионов Д., В мире, но не от мира: К вопросу о богословии «социального служения». Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/465391 -Дата обращения: 14.12.20. 17. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад.: СТСЛ, 2012. –– 586 с.18. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1995. – 196 с. 19. Макарий Великий (Египетский) преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра (СТСЛ), 20. МакарийОптинский (Иванов) преподобный. Душеполезные поучения. Козельск.: Издатель: Оптина Пустынь, 2009.- 832 стр. 21. Мартышин, Д. С., Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека /Д. С. Мартышин, П. В. Бочков// Молодой ученый. Казань.: - № 1 (60), 2014 - с. 609-613. 22. Мещеринов В.А. Жизнь в церкви/ игумен Петр (Мещеринов). – М.:Лепта Книга, 2011. – 320 с. (+)23. Мотовилов Н. А. Беседа с Серафимом Саровским о цели христианской жизни. Киев.: Типография Киево-Печорской Успенской Лавры, 2003. – 80 с. 24. Нечипорова Е. В.. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской Православной Церкви. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/miloserdie-i-blagotvoritelnost-v-deyatelnosti-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer - Дата обращения: 17.12.20.25. Никонов К.И. Современная христианская антропология (Опыт философского критического анализа). М.: Изд-во Московского университета, 1983. – 187 с. 26. Обучение служением. Методическое пособие. М.: АВЦ, 2020. – 215 с. 27. Осипов А.И. Дела веры. Богословские аспекты социального служения Церкви. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/dela-very.html - Дата обращения: 21.12.20.28. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. - 496 с.29. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. – 176 с. 30. Папаниколау А. Христианское призвание и общественная жизнь. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskoe-prizvanie-i-obschestvennaya-zhizn/viewer - Дата обращения: 15.12.20.31. Парамонов П.Ф. «Духовность» как категория православной антропологии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-kak-kategoriya-pravoslavnoy-antropologii/viewer - Дата обращения: 25.12.20.32. Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма: Коллективная монография. – М.: Орел, Ливны, Изд-во Новоспасского монастыря; НП «Спасское дело», 2015. – 456 с. 33. Православное учение о человеке. Избранные статьи. - Москва-Клин.: Синодальная Богословская Комиссия. Издательство «Христианская жизнь» 2004. – 430 с.34. Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе. Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/3_1_reshetnikova.htm - Дата обращения: 18.12.20. 35. Томилина Л. Б. Современное состояние и перспективы развития социального служения Русской Православной Церкви. /Л.Б. Томилина // Гуманитарий юга России. Ростов-на-Дону.: ФНИСЦ РАН, 2019 Том 8 (37) № 3. – С. 141 - 14836. Томилина Л. Б. Институциональные практики социального служения Русской Православной Церкви и российская система социальной работы. /Л.Б. Томилина // Гуманитарий юга России. Ростов-на-Дону.: ФНИСЦ РАН, 2018. Том 7 (37) № 2. – с. 214-222 37. Усачева О.Т. Русская Православная Церковь в составе Всемирного Совета Церквей: укрепление православной позиции по вопросам диаконии. / О.Т. Усачева // Вестник Томского Государственного Университета. – Томск.: ТГУ, 2014. - № 389. – с. 86-91 38. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Издательство «Республика» 1992. – 512 с. 39. Чопей Б. Осмысление экономики в социальном учении православной церкви. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/2507986- Дата обращения: 18.12.20.40. Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 200 с.41. Шиманская О.К., Изменение религиозных практик Русской Православной Церкви в условиях кризиса Российской цивилизации. /О.К. Шиманская// Научные ведомости. Белгород.: Издательский дом «БелГУ» - №9 (180), 2014.-с. 216-225
2. Белопопский А., Православная диакония. Доклад, представленный на конференции «Православная диакония: социальное свидетельство и служение православных церквей». – Ново-Валаамский монастырь (Финляндия), 30 апреля – 5 мая 2004 г. Режим доступа: https://azbyka.ru/pravoslavnaya-diakoniya/ Дата обращения: 17.12.20.
3. Боровой В., Христианская диакония как проявление христианского свидетельства в жизни христиан и в благовествовании Церкви. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/pravoslavie/diakonia/ - Дата обращения: 15.12.20.
4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
5. Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии / Л.Е. Денисова // Теория и практика общественного развития. – Краснодар.: ООО Издательский дом «ХОРС». 2015. - № 12. – С. 288-291
6. Денисова Л.Е., Христианская диакония: традиции и инновации. Режим доступа: ttps://cyberleninka.ru/article/n/hristianskaya-diakoniya-traditsii-i-innovatsii - Дата обращения: 14.12.20.
7. Дмитриева Л.М., Костылева, Т.А. Социальное служение в понимании основных христианских конфессий / Л.М. Дмитриева // Омский научный вестник. Омского государственного технического университета. – Омск.: ОмГТУ, 2006. - № 5 (39). – С. 51-55.
8. Думитраке К., «Образ Божий» в православной антропологии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-bozhiy-v-pravoslavnoy-antropologii-1/viewer - Дата обращения: 25.12.20.
9. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. - 352 с.
10. Иеремия, архиепископ Вроцлавский и Щецинский. Богословские основы диаконии. Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/1_1_ieremiya_vraclavskiy.htm - Дата обращения: 18.12.20.
11. Каллист (Уэр). Православная церковь. М.: Изд-во ББИ, 2011. - 375 с.
12. Кононова Т.Б. История социальной работы. - М.: Издательство Юрайт, 2014. — 356 с.
13. Костылева Т.А. Категории социального служения и основные понятия, связанные с ним / Т.А. Костылева // Омский научный вестник. Омского государственного технического университета. – Омск.: ОмГТУ, 2013. - № 3 (119). – с.89-92.
14. Куликов Г.Я. Духовно-нравственные основы антропологии / Г.Я. Куликов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - М.: ООО «Логика+», 2018. – № 8 (53). – с. 38-40.
15. Куценко В. Почему важна благотворительность? Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pochemu-vazhna-blagotvoritelnost - Дата обращения: 21.12.20.
16. Ларионов Д., В мире, но не от мира: К вопросу о богословии «социального служения». Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/465391 -Дата обращения: 14.12.20.
17. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад.: СТСЛ, 2012. –– 586 с.
18. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1995. – 196 с.
19. Макарий Великий (Египетский) преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра (СТСЛ), 20. Макарий Оптинский (Иванов) преподобный. Душеполезные поучения. Козельск.: Издатель: Оптина Пустынь, 2009.- 832 стр.
21. Мартышин, Д. С., Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека /Д. С. Мартышин, П. В. Бочков// Молодой ученый. Казань.: - № 1 (60), 2014 - с. 609-613.
22. Мещеринов В.А. Жизнь в церкви/ игумен Петр (Мещеринов). – М.:
Лепта Книга, 2011. – 320 с. (+)
23. Мотовилов Н. А. Беседа с Серафимом Саровским о цели христианской жизни. Киев.: Типография Киево-Печорской Успенской Лавры, 2003. – 80 с.
24. Нечипорова Е. В.. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской Православной Церкви. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/miloserdie-i-blagotvoritelnost-v-deyatelnosti-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer - Дата обращения: 17.12.20.
25. Никонов К.И. Современная христианская антропология (Опыт философского критического анализа). М.: Изд-во Московского университета, 1983. – 187 с.
26. Обучение служением. Методическое пособие. М.: АВЦ, 2020. – 215 с.
27. Осипов А.И. Дела веры. Богословские аспекты социального служения Церкви. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/dela-very.html - Дата обращения: 21.12.20.
28. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. - 496 с.
29. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. – 176 с.
30. Папаниколау А. Христианское призвание и общественная жизнь. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskoe-prizvanie-i-obschestvennaya-zhizn/viewer - Дата обращения: 15.12.20.
31. Парамонов П.Ф. «Духовность» как категория православной антропологии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-kak-kategoriya-pravoslavnoy-antropologii/viewer - Дата обращения: 25.12.20.
32. Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма: Коллективная монография. – М.: Орел, Ливны, Изд-во Новоспасского монастыря; НП «Спасское дело», 2015. – 456 с.
33. Православное учение о человеке. Избранные статьи. - Москва-Клин.:
Синодальная Богословская Комиссия. Издательство «Христианская жизнь»
2004. – 430 с.
34. Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе. Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/3_1_reshetnikova.htm - Дата обращения: 18.12.20.
35. Томилина Л. Б. Современное состояние и перспективы развития социального служения Русской Православной Церкви. /Л.Б. Томилина // Гуманитарий юга России. Ростов-на-Дону.: ФНИСЦ РАН, 2019 Том 8 (37) № 3. – С. 141 - 148
36. Томилина Л. Б. Институциональные практики социального служения Русской Православной Церкви и российская система социальной работы. /Л.Б. Томилина // Гуманитарий юга России. Ростов-на-Дону.: ФНИСЦ РАН, 2018. Том 7 (37) № 2. – с. 214-222
37. Усачева О.Т. Русская Православная Церковь в составе Всемирного Совета Церквей: укрепление православной позиции по вопросам диаконии. / О.Т. Усачева // Вестник Томского Государственного Университета. – Томск.: ТГУ, 2014. - № 389. – с. 86-91
38. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Издательство «Республика» 1992. – 512 с.
39. Чопей Б. Осмысление экономики в социальном учении православной церкви. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/2507986 - Дата обращения: 18.12.20.
40. Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 200 с.
41. Шиманская О.К., Изменение религиозных практик Русской Православной Церкви в условиях кризиса Российской цивилизации. /О.К. Шиманская// Научные ведомости. Белгород.: Издательский дом «БелГУ» - №9 (180), 2014.- с. 216-225
Вопрос-ответ:
Какое богословское понимание социальной деятельности человека представлено в данной статье?
В данной статье представлено богословское понимание социальной деятельности человека, основанное на православной антропологии, которая рассматривает человека как единство душевного и телесного начал. Человек понимается как сотворенное Богом существо, обладающее свободной волей, способное созидать и творить в мире.
Каковы социально-этические аспекты православной антропологии по отношению к социальной деятельности человека?
Социально-этические аспекты православной антропологии подразумевают ответственность и заботу человека о других людях и мире в целом. Православная антропология акцентирует внимание на взаимодействии и сотрудничестве людей в обществе, призывая к активной социальной деятельности, основанной на принципах любви, справедливости и милосердия.
Каким образом христианская диакония проявляется в социальной деятельности человека?
Христианская диакония проявляется в социальной деятельности человека через служение ближнему, практическую помощь и поддержку нуждающимся. В христианской традиции диакония основывается на примере Христа, который самоотверженно служил людям, проявляя заботу и сострадание к ним. Человек, исполняющий диаконическую службу, стремится помочь другим людям, искать пути улучшения их жизни и способствовать развитию общества в целом.
Каковы культурно-исторические контексты формирования и развития христианской диаконии?
Культурно-исторические контексты формирования и развития христианской диаконии включают в себя влияние христианской традиции, общественные потребности и социально-экономическое положение общества. Христианская диакония имела свое начало еще в древности, когда христиане оказывали помощь нуждающимся и болезненным. В последующие века диакония развивалась и приспосабливалась к изменяющимся обстоятельствам, отражая потребности и ценности общества.
Какое богословское понимание социальной деятельности человека представлено в статье?
В статье представлено богословское понимание социальной деятельности человека, основанное на православной антропологии. Согласно этой концепции, человек создан по образу Божиему и обладает божественной долей в своей природе, поэтому социальная деятельность является важной частью его жизни.
Какие богословские основания социальной деятельности человека в статье описываются?
В статье описываются следующие богословские основания социальной деятельности человека: православная антропология, основанная на понимании человеческого достоинства и образа Божьего; этические принципы православия, такие как любовь, справедливость и милосердие; идея взаимодействия человека с Богом и общением с другими людьми.
Какие социально-этические аспекты православной антропологии описываются в статье?
В статье описываются следующие социально-этические аспекты православной антропологии: забота о ближнем и необходимость помощи нуждающимся; признание равенства всех людей и уважение к достоинству каждого человека; стремление к справедливости и установление гармоничных отношений в обществе.
Каковы культурно-исторические контексты формирования и развития христианской диаконии?
Культурно-исторические контексты формирования и развития христианской диаконии включают роль церкви в социальной сфере, влияние христианских учений на служение ближнему, а также исторические примеры братской помощи и поддержки, такие как деятельность первых христианских общин и святых мужей и женщин.
Какая роль христианской диаконии в системе современной социо-культурной коммуникации?
Христианская диакония играет важную роль в системе современной социо-культурной коммуникации. Она позволяет церкви выполнять свою социальную миссию, оказывая помощь и поддержку нуждающимся в обществе, устанавливая социальные контакты и способствуя солидарности и взаимодействию между людьми.
Какое понимание социальной деятельности человека выделяют в богословии?
Богословия выделяют специфическое понимание социальной деятельности человека, основанное на богословских принципах и учении о Боге и человеке.