Российская Федерация — светское государство
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 30.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Общая характеристика государства 5
1.1.Основные закономерности возникновения государства 5
1.2.Понятие и признаки государства 7
Глава 2.Основы светского государства 11
2.1.Сущность светского государства. Российская Федерация как светское государство 11
2.2.Светскость государства: проблемы и тенденции развития 17
2.3. Роль религии в России на современном этапе развития 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Отношение к религии в среде молодежи зачастую является данью и уважением к вере, традициям и религии собственных народов и редко находит истинное понимание веры в Бога. Значительный рост верующих среди населения можно наблюдать на рубеже девяностых годов после прекращения гонений церкви, повышения роли церкви в обществе и государстве и на данный период времени продолжает увеличиваться. Начинают формироваться и зарождаться отношения между социальными институтами общества и церковью. Сформировалось понимание позитивной роли церкви в развитии государства. Постепенно продолжают создаваться истинные ценности и в молодежной среде, понижается число разводов, повышается рождаемость. Следует отметить, что более высокий уровень рождаемости можно наблюдать в регионах, где сохраняется высокая роль религии в обществе, а экономические и политические показатели развития этих регионов не являются преобладающими. Осуществляемые в последние годы социологические исследования отчетливо показывают, что в РФ проявляется значительный рост религиозности и бурное разрушение норм атеизма. Наиболее рельефно данные процессы выражаются во внушительном и быстром росте религиозных объединений в российском обществе на современном этапе развития. Одновременно необходимо отметить противоречивый характер данных процессов, имеется разрыв между верой в Бога и культовым поведением.Россия на конституционном уровне гарантировала всем гражданам свободу вероисповеданий и совести. Это сформировало широкую нормативную основу для практической реализации мировоззренческих установок и позиций определенных индивидов и их разнообразных социальных общностей – территориальных, семейных, национальных и др. В данных условиях значительно усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, мусульманских, католических, иудаистских, буддийских), и нетрадиционных.Значительной проблемой на современном этапе развития выступает деформация и разложение общественного сознания, подрывающие духовное здоровье, а потом физические и психическое.Негативное воздействие на нравственное и интеллектуальное здоровье, психическое здоровье оказывает широкое распространение и пропаганда через средства массовой информации мистицизма и оккультизма в форме «черной» и «белой» магии, парапсихологии, колдовства. Повышению уровня тревожности и внушаемости с повышением предрасположенности к болезненным формам реагирования способствует также популяризация через средства массовой информации разнообразных суеверий, веры в леших, домовых, вампиров, привидения, нечистую силу.Еще одной формой сознания общества, применяемой для манипулирования людьми при помощи средства массовой информации, выступает религия. Речь не идет о вероисповедании, свободе совести. Данные общечеловеческие ценности и свободы не подвергаются никакому сомнению. Каждый человек волен в свободной форме избирать себе веру и убеждения. Однако религиозная вера не должна ему быть навязана. Она не должна громко и широко, как это делается в настоящее время западными проповедниками, пропагандироваться через средства массовой информации.Широкая пропаганда религиозных и оккультных учений, фактическая эпидемия иррационализма и антиинтеллектуализма с одновременным вытравливанием научного мировоззрения из общественного сознания способствуют активизации деятельности религиозных деструктивных сект, наводнивших Россию. Через механизм развития состояний измененного сознания, через механизмы психического внушения, заражения, подражания, к которым предрасположена молодежь, секты формируют психологическую зависимость от них молодых людей, погружение в мире иллюзий, фантазий, однобокого, превратного представления о жизни, о мире. Формируется жесткая зависимость от лидера секты, готовность выполнить любые его установки и указания. В сектантской деятельности применяются, в том числе с помощью СМИ, приемы массовой гипнотизации, коллективного внушения с воздействием на подсознание. Используются приемы кодирования и программирования, которые применяются в психотерапевтической практике лечения алкоголизма, ожирения и других болезненных состояний. В результате могут развиваться расстройства личности, формируются патологические изменения личности, сопровождающиеся ее деформацией и нередко разрушением. Личность вступившего в деструктивную религиозную секту неузнаваемо меняется. Такой человек выпадает из семьи, из учебной деятельности, иногда бросает работу.Среди прочих причин роста религиозности были и причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заключается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с православием, католицизмом или другими традиционными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии. С точки зрения мировых религий и священных писаний – подобные настроения в обществе являются показателем низкого уровня религиозной грамотности. Верующие очень бережно относятся к жизни и простым человеческим ценностям. На протяжении веков истинно верующие люди отличались грамотностью и высоким уровнем культуры, уважением к окружающим, трудолюбием, высоким уровнем жизни, многодетностью и долголетием. Это объясняется в первую очередь тем, что дар жизни среди верующих является вечным, высшей ценностью и наградой от Бога. Религии учат и наставляют человека жить полноценной жизнью. Они оказали огромное влияние на формирование менталитета народов, качество их жизни и культуру.Подводя итог вышесказанного можно говорить о том, что, несмотря на усилия традиционных конфессий роль религии в современном обществе остается незначительной. Развитие в России духовного воспитания и возрастания роли церкви должно способствовать моральному выздоровлению общества и укреплению государства.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.Россия провозглашена светским государством и характеризуется равноправием людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений.Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Также крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в Конституции РФ, - равенство религиозных объединений перед законом.Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.Список использованной литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997.3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Об альтернативной гражданской службе // Российская газета, N 138-139, 30.07.2002Научная и учебная литература:1. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.2. Беляева О.В. Российская Федерация – светское государство // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2019. - № 2 (79). - С. 14-18.3. Евлампиев А.О. Светское государство: понятие, признаки, отличительные особенности, реализация в современном мире // Научный журнал «Студенческий». – 2018. -№ 10. – С.284. Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – С. 53-545. Исаева А. А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.- 2018. – С. 346. Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –С. 277. Карнович В. С. К вопросу о понятии государства и его сущности // Журнал «Europeanresearch».- 2017. – С. 2648. Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «StudiaHumanitatis». - 2017. –С. 42-449. Мартышин О.В. К дискуссии о светском государстве в Российской Федерации // Журнал «Государство и право». - 2019. - № 3. - С. 7.10. Невесёлов А.А. Светское государство: смысловые пределы дефиниции и функциональное предназначение // Журнал «Российское государство и право: история и современность». – 2018.- С. 24-2511. Низиенко Е.В., Працко Г.С. Основные закономерности возникновения государства // Журнал «Научные исследования в эпоху информационных технологий. Экономика и право». -2017. – С. 116-11812. Олин Е.А. Светское государство в современной России: конституционно-правовой аспект // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». -2018. - № 12 (28).- С. 233-235.13. Осипова Л.В., Безносикова Е.А., Никитенко А.С. Проблемы реализации принципа светского государства в РФ // Академическая наука - проблемы и достижения. Сборник научных статей. - 2018. - С. 131-134.14. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – С. 40715. Панкова В.Г., Ларина А.А. Общие закономерности возникновения государства // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 415-416.16. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 14617. Саидов М.И. Светское государство // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С. 112-11418. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; ... наук, проф., засл. деятеля науки РФ А.В. Малько. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – С. 16319. Шарыпова Т.Н., Глодя С.Д. Российская Федерация как светское государство // Журнал «Colloquium-journal». - 2020. - № 2-13 (54). - С. 29-30.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Об альтернативной гражданской службе // Российская газета, N 138-139, 30.07.2002
Научная и учебная литература:
1. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
2. Беляева О.В. Российская Федерация – светское государство // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2019. - № 2 (79). - С. 14-18.
3. Евлампиев А.О. Светское государство: понятие, признаки, отличительные особенности, реализация в современном мире // Научный журнал «Студенческий». – 2018. -№ 10. – С.28
4. Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – С. 53-54
5. Исаева А. А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.- 2018. – С. 34
6. Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –С. 27
7. Карнович В. С. К вопросу о понятии государства и его сущности // Журнал «European research».- 2017. – С. 264
8. Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «Studia Humanitatis». - 2017. –С. 42-44
9. Мартышин О.В. К дискуссии о светском государстве в Российской Федерации // Журнал «Государство и право». - 2019. - № 3. - С. 7.
10. Невесёлов А.А. Светское государство: смысловые пределы дефиниции и функциональное предназначение // Журнал «Российское государство и право: история и современность». – 2018.- С. 24-25
11. Низиенко Е.В., Працко Г.С. Основные закономерности возникновения государства // Журнал «Научные исследования в эпоху информационных технологий. Экономика и право». -2017. – С. 116-118
12. Олин Е.А. Светское государство в современной России: конституционно-правовой аспект // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». -2018. - № 12 (28).- С. 233-235.
13. Осипова Л.В., Безносикова Е.А., Никитенко А.С. Проблемы реализации принципа светского государства в РФ // Академическая наука - проблемы и достижения. Сборник научных статей. - 2018. - С. 131-134.
14. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – С. 407
15. Панкова В.Г., Ларина А.А. Общие закономерности возникновения государства // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 415-416.
16. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 146
17. Саидов М.И. Светское государство // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С. 112-114
18. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; ... наук, проф., засл. деятеля науки РФ А.В. Малько. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – С. 163
19. Шарыпова Т.Н., Глодя С.Д. Российская Федерация как светское государство // Журнал «Colloquium-journal». - 2020. - № 2-13 (54). - С. 29-30.
Вопрос-ответ:
Какова сущность светского государства в Российской Федерации?
Сущность светского государства в Российской Федерации заключается в том, что государство не привязано к какой-либо религии или вероисповеданию. Оно гарантирует свободу совести и вероисповедания всем гражданам и не вмешивается в дела церкви.
Какие проблемы и тенденции развития светскости государства можно выделить?
Среди проблем и тенденций развития светскости государства можно выделить напряженность в отношениях между государством и церковью, вопросы свободы вероисповедания и конфликты в области разделения властей. Также наблюдается укрепление роли государства в регулировании религиозной сферы.
Какое влияние оказывает религия на современное развитие России?
Религия играет значительную роль в современном развитии России. Она укрепляет моральные ценности и общественную солидарность, оказывает влияние на политические процессы, формирует культурные традиции и способствует нравственному развитию общества.
Что можно сказать о роли государства в регулировании религиозной сферы в России?
Государство в России играет активную роль в регулировании религиозной сферы. Оно контролирует деятельность религиозных организаций, поддерживает разделение церкви и государства, а также создает условия для свободного проявления религиозности граждан.
Какова основная закономерность возникновения государства?
Основная закономерность возникновения государства заключается в потребности людей в организации общего управления и поддержании порядка в обществе. Государство возникает как некая высшая власть, которая регулирует отношения между людьми и устанавливает правила для совместной жизни.
Какие основные закономерности возникновения государства рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные закономерности возникновения государства, такие как формирование государственных органов, принятие основных законов и установление системы права.
Какие признаки государства обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются различные признаки государства, среди которых наиболее важными являются наличие определенной территории, политической власти, населения и возможность ведения внешней политики.
Какую роль религия играет в современной России?
Статья обращается к вопросу о роли религии в России на современном этапе развития. Она рассматривает как позитивные аспекты религии, такие как ее влияние на морально-этические ценности общества, так и негативные, такие как конфликты между различными религиозными группами.
В чем заключается сущность светского государства Российской Федерации?
Статья анализирует сущность светского государства Российской Федерации. Она утверждает, что светское государство означает отделение церкви от государства, признание свободы совести и вероисповедания граждан, а также нейтральность государства по отношению к религии.
Чем отличается светское государство от религиозного?
Светское государство отличается от религиозного тем, что оно базируется на принципах секулярности и нерелигиозности. В светском государстве религиозные организации и власть действуют отдельно друг от друга, религиозные убеждения граждан не являются основой государственной политики. В религиозном государстве, напротив, религия (или конкретная религия) играет важную роль во всех сферах жизни и влияет на принятие государственных решений.
Почему Российская Федерация является светским государством?
Российская Федерация является светским государством, так как это прописано в Конституции РФ. В статье 14 Конституции РФ говорится, что Россия является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и не привилегирует какую-либо конкретную религию.
Какая роль религии играет в России на современном этапе развития?
Религия играет значительную роль в современной России. Несмотря на то, что Российская Федерация является светским государством, религия имеет большое влияние на общество. В России существует свобода вероисповедания, и разные религиозные объединения активно деятельность. Религиозные обряды и праздники имеют место в общественной жизни, их отмечают и придерживаются как верующие, так и неверующие граждане.