Фразеология в заголовках СМИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 27 27 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие заголовка, его структура и виды 5
1.1 Заголовок как объект изучения лингвистики 5
1.2 Понятие заголовочного комплекса 8
1.3 Краткие выводы к главе 11
Глава 2 Фразеологизмы в составе заголовков СМИ 13
2.1 Понятие фразеологизма, его типы 13
2.2 Анализ фразеологизмов в заголовках СМИ 15
2.3 Краткие выводы к главе 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Фрагмент для ознакомления

В рамках данного исследования заголовки, в составе которых используются фразеологизмы, были классифицирована в соответствии с видом трансформации, по которой преобразован тот или иной фразеологизм. Исходя из этого, были получены следующие группы: 1. Замена слова.2. Фонетическая деформация.3. Трансформация на графическом уровне.ЗаключениеВ ходе выполнения работы, где ставилась цель – установление функциональных особенностей фразеологизмов в составе заголовков СМИ, были получены следующие результаты: В поле интереса исследователей все чаще попадают вопросы, каким образом, то или иное речевое высказывание, оформленное в различной форме, может оказывать воздействие на человека. В этой связи осмыслению в новом ракурсе подвергаются тексты газет и журналов, которые, транслируя ту или иную информацию, способны оказывать воздействующее влияние на читательскую аудиторию. Особое место в газетном тексте занимает заголовок, поскольку именно от успешности реализации его основной функции (привлечение внимания читателя и побуждение его к прочтению статьи) зависит будет ли материал статьи воспринят читателем.Заголовок – неотъемлемая часть публицистического текста, это компонент текста, несущий в себе суть содержания. Заголовок еще до ознакомления с текстом даёт читателю представление о нем; является частью текста, который несёт информацию о содержании написанного. Заголовки могут давать и ошибочное представление о тексте. В заголовках используются ключевые слова, сложные синтаксические конструкции, исследуются и используются некоторые лексико-стилистические приёмы Лексические стилистические приемы – слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи; в основе любого лексического приема лежит сопоставление предметов и явлений, такие, как аллегория, ирония, смысловой контраст. И в современной науке заголовок рассматривается, как самостоятельная речевая единица с ограничением количества слов.Основное назначение заголовка – сжатое сообщение темы и идеи статьи, а основные функции информативная и номинативная. Однако современный публицистический заголовок представляет собой явление неоднозначное, и набор выполняемых им функций значительно шире. Во-первых, это рекламная функция: цель заголовка – продавать печатный материал, следовательно, привлекать внимание читателя. Чтобы заполучить внимание читателя, журналист составляет яркие, интригующие, порой абсурдные и смешные заголовки, используя выразительные номинации.Фразеологизмы в заголовках СМИ выполняют следующие функции:- номинативная, - информативная, - графически-выделительная, - эмотивная, - экспрессивная, - апеллятивная. В составе заголовков СМИ часто используются трансформированные фразеологизмы, которые входят в состав прецедентного высказывания. Выбор фразеологических единиц в заголовке определяется не только темой, содержанием и задачей публицистической статьи, но и характером сообщения, типом аудитории и многими другими факторами. Использование трансформированных фразеологизмов в структуре прецедентного высказывания наиболее распространено в печатных изданиях светского характера, так как для таких СМИ важен не сам информационный повод, а его восприятие и оценка. Фразеологизм, который используется в заголовке газетного текста, выполняет определённые функции, во главе которых – функция привлечения внимания. Такие заголовки задают основную тональность повествования, вызывают эмоции у читателя, воздействуя на него.Список использованной литературыАрнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. – Л., 1981. – 296 с. ВейхманГ.А. Некоторые стилистические (грамматические и лексические) особенности языка современной английской и американской прессы (на материале газетных заголовков): автореф. дис…канд. филол. наук / Г.А. Вейхман. – М., 1955. – 38 с. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В. В. Виноградов; – М.: Наука, 1986. – 265 с.Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. – М.: Федерация, 1929. – 215 с. Война А. С. Эмоциональное в языке СМИ: фразеологизмы в составе заголовка газетной статьи / А.С. Война // Рациональное и эмоциональное в русском языке. – Москва: Московский государственный областной университет, 2017. – С. 434–436. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса / Д.Б. Гудков // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. М., 2008. – С. 410–415. Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков. – М.: Высш. шк., 1986. — 309 с.Коробова Л.А. Заглавие как компонент текста (на материале газетной публицистики ГДР): автореф. дис… канд. филол. наук / Л.А. Коробова. – М., 1983. – 23с. Костомаров В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки / В.Г. Костомаров // Из опыта преподавания русского языка нерусским. М.: Мысль, 1965. – С. 181. ЛадыженскаяТ.А. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.Лазарева 3. А. Системно-стилистические характеристики газеты / З.А. Лазарева. – Свердловск, 1993. – 178 с. Лазарева Э. А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. – Изд-во Уральского университета, 1989. – 296 с. НаерВ.Л. Функциональные стили английского языка / В.Л. Наер. – М., 1981. – 216 с. Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка / И. Л. Овсянико-Куликовский. – Изд-е 4. – СПб., 1999. – 174 с.СтамИ.С. Экспрессивный газетный заголовок и его взаимодействие с текстом (на материале советских центральных газет и английской коммунистической газеты «Морнинг стар»): автореф. дис… канд. филол. наук / И.С. Стам. – М., 1982. – 21 с. ТелияВ.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия; – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с.Телия, В.Н. Что такое русская фразеология / В. Н. Телия. – М.: Наука, 1966. – 84 с.Список словарей и справочной литературыИванова Л. Ю, Сковородникова А. П, Ширява Е. Н. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник -М., 2003. – 387 с. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых фраз и выражений: более 4000 статей. -М.: Локид, 2004. – 789 с. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М., 2009. – 987 с. Федосов И.В. Фразеологический словарь русского языка / И.В. Федосов, А.Н. Лапицкий. – Москва, 2003. – 856 с. ПриложениеБред по расчету. Поиски третьего глаза в новом фильме Юрия Мамина (https://www.kommersant.ru/doc/1108523?ThemeID=102). Попали под раздачу нефти (https://rg.ru/2021/03/08/chem-novoe-reshenie-opek-vygodno-dlia-biudzheta-rossii-i-kursa-rublia.html)Даром что длится он с середины декабря, и "света в конце локдауна" пока не видно (https://rg.ru/2021/03/08/pochemu-germaniia-ne-speshit-snimat-maski-i-otmeniat-karantin.html).Так ли оно — узнаем в мае. Если, конечно, пандемия опять не спутает все карты (https://iz.ru/1134148/andrei-tumanov-zoia-igumnova-natalia-vasileva-sergei-sychev/bez-uno-vybor-pochemu-rossiia-otpravliaet-na-evrovidenie-manizhu). Программа лояльности для автомобилистов «Нам по пути» сети АЗС «Газпромнефть» еще до пандемии была одной из самых популярных в стране (https://www.gazeta.ru/social/2021/02/26/13492712.shtml).Экспертам укажут на дверь: чем грозят очередные изменения в системе ОМС (https://www.gazeta.ru/social/2021/03/08/13504790.shtml)Красиво шить не запретишь (https://www.gazeta.ru/social/2021/03/04/13499906.shtml)Хождение по муке. Обозреватель «Известий» Анна Каледина — о росте цен, регулировании рынка и неэффективности искусственного сдерживания цен (https://iz.ru/1120847/anna-kaledina/khozhdenie-po-muke)Для тела и «Души». Обозреватель Сергей Сычев — о феномене нового анимационного хита про смысл жизни (https://iz.ru/1114197/sergei-sychev/dlia-tela-i-dushi)Взять на ИИСпуг. Журналист «Известий» Инна Григорьева — о том, как мошенники предлагают открыть Индивидуальный инвестиционный счёт под видом банковского вклада (https://iz.ru/1123964/inna-grigoreva/vziat-na-iispug). Полевая зрелость (https://www.mk.ru/politics/2021/03/09/putina-prigrozili-ogret-cifrovoy-dubinoy.html). Взялся за ГУРС... (https://iz.ru/1125114/roman-senchin/rasskazy-ikony-rasskazy-karikatury).«Это здорово!, - говорят, - Нам дико нравится! Отлично, что так быстро, динамично, а то нет уже мОчи смотреть эти вымученные долгие скучные многодневные отборы в других странах, полная бессмыслица» (https://www.mk.ru/culture/2021/03/09/rossiya-vybrala-na-evrovidenie-manizhu-s-pesney-rashen-vumen.html).Газовый репертуар. Аналитик Александр Фролов — о причинах изменения спроса на голубое топливо в Европе (https://iz.ru/1127755/aleksandr-frolov/gazovyi-repertuar).Путина пригрозили огреть "цифровой дубиной" (https://www.mk.ru/politics/2021/03/09/putina-prigrozili-ogret-cifrovoy-dubinoy.html)Программа лояльности для автомобилистов «Нам по пути» сети АЗС «Газпромнефть» еще до пандемии была одной из самых популярных в стране (https://www.gazeta.ru/social/2021/02/26/13492712.shtml).Яйца курицу научат (https://iz.ru/1132855/anna-kaledina/iaitca-kuritcu-nauchat)Рубль всё стерпит (https://news.sputnik.ru/finansy/6f1593d7bba3268cbd0a0fd4564424c24e7933f2). Берегут чат смолоду. Instagram запретил взрослым писать незнакомым подросткам (https://rg.ru/2021/03/17/instagram-zapretil-vzroslym-pisat-neznakomym-podrostkam.html)Не сходить с дистанции. Удаленка перестанет быть обязательной для тех, кому за 65 (https://rg.ru/2021/03/08/udalenka-perestanet-byt-obiazatelnoj-dlia-sotrudnikov-starshe-65-let.html)Доходом марш: сезон отчетности компаний разгонит рынок акций. Аналитики пророчат фондовой бирже обновление исторических максимумов (https://iz.ru/1134571/roza-almakunova/dokhodom-marsh-sezon-otchetnosti-kompanii-razgonit-rynok-aktcii)Отказаться от Земли: Билли Айлиш и Ник Джонаспреодолевают гравитацию (https://iz.ru/1130637/sergei-uvarov/otkazatsia-ot-zemli-billi-ailish-i-nik-dzhonas-preodolevaiut-gravitatciiu)Фонари для никого. Архитектор Дмитрий Наринский — о том, как должна быть вовлечена в городскую среду Лубянская площадь (https://iz.ru/1130648/dmitrii-narinskii/fonari-dlia-nikogo). Бензин набрался опта. В Минэнерго исключили повторение топливного кризиса 2018 года (https://rg.ru/2021/03/17/v-minenergo-iskliuchili-povtorenie-toplivnogo-krizisa-2018-goda.html)Парниковый дефект. Эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Курдин — о том, почему ужесточение требований по климату может пойти России на пользу (https://iz.ru/1116886/aleksandr-kurdin/parnikovyi-defekt)Баком выйдет. Аналитик Александр Фролов — о прогнозах внутреннего рынка нефтепродуктов и причинах, по которым они не сбудутся (https://iz.ru/1115714/aleksandr-frolov/bakom-vyidet)Упростить упрощенное. Резидент экспертного клуба ЦСР Олег Зайцев — о том, как изменится процедура банкротства граждан (https://iz.ru/1145060/oleg-zaitcev/uprostit-uproshchennoe). Пошли на пошлины. Экономист Мария Долгова — о том, есть ли предел регулированию вывоза продовольствия (https://iz.ru/1143231/mariia-dolgova/poshli-na-poshliny)СМИ, да и только. Политолог Игорь Пшеничников — о том, как новые санкции Вашингтона повлияют на отношения РФ и США (https://iz.ru/1143379/igor-pshenichnikov/smi-da-i-tolko). Тело сделано. Философ Ольга Саввина — о выставке BodyWorlds на ВДНХ и о том, что с ней не так (https://iz.ru/1141920/olga-savvina/telo-sdelano). Ясен мозг. Как сохранить и развить память в пожилом возрасте (https://aif.ru/health/life/yasen_mozg_kak_sohranit_i_razvit_pamyat_v_pozhilom_vozraste). Забот полон МРОТ (https://aif.ru/money/mymoney/zabot_polon_mrot_pochemu_nado_uvelichit_zarplaty_a_ne_chislo_lgotnikov) Не дай вам ВОГ! (https://aif.ru/health/life/yasen_mozg_kak_sohranit_i_razvit_pamyat_v_pozhilom_vozraste) Девять кругов ВАДА (http://kamvesti.com/devyat-krugov-vada/)Большая перемена: 5 глобальных трендов постковидной эпохи (https://www.gazeta.ru/social/2021/02/26/13492712.shtml)В госдолге все спокойно. Минфин рассказал, что будет делать при новых санкциях (https://rg.ru/2021/03/17/siluanov-rasskazal-o-rashodah-pri-rasshirenii-sankcij-na-gosdolg.html)Ягода манила. Фермеры смогут купить рассаду земляники на гранты минсельхоза (https://rg.ru/2021/03/17/fermery-smogut-kupit-rassadu-zemlianiki-na-granty-minselhoza.html)Одиноким предоставляется. Депутат Госдумы Александр Петров — о том, почему незамужние не должны страдать от законопроекта о суррогатном материнстве (https://iz.ru/1133155/aleksandr-petrov/odinokim-predostavliaetsia)Критиковать нельзя помогать: чай с малиной против доказательной медицины (https://www.gazeta.ru/comments/2021/02/03_a_13465832.shtml)Восток — дело звонкое. Финансовый аналитик Евгений Миронюк — о том, почему Минфин добавил в Фонд национального благосостояния юань и йену (https://iz.ru/1129483/evgenii-mironiuk/vostok-delo-zvonkoe)Вышли из сумрака. Обозреватель «Известий» Сергей Уваров — о том, как современная музыка оказалась на передовой ковидной концертной жизни (https://iz.ru/1127709/sergei-uvarov/vyshli-iz-sumraka)Богатые тоже платят. Налоговый эксперт Михаил Орлов — о том, кому стоит бояться VIP-инспекции ФНС (https://iz.ru/1119646/mikhail-orlov/bogatye-tozhe-platiat)По осени считают. Глава АПЭК Дмитрий Орлов — о том, что было сказано и услышано на встрече президента с депутатами (https://iz.ru/1126117/dmitrii-orlov/ne-ostavliaia-na-potom)Худой мир. Программный директор клуба «Валдай» Иван Тимофеев — о стабильно «плохих» отношениях России и Запада (https://iz.ru/1119440/ivan-timofeev/khudoi-mir)В одну сделку дважды. Иранист АдланМаргоев — о том, смогут ли Тегеран и Вашингтон восстановить соглашение по иранской ядерной программе (https://iz.ru/1128861/adlan-margoev/v-odnu-sdelku-dvazhdy)Вышло блоком: протестующие в Ереване строят баррикады у парламента. В ответ на увольнение начальника Генштаба оппозиция призвала сторонников перекрыть входы в правительственное здание (https://iz.ru/1134595/elnar-bainazarov/vyshlo-blokom-protestuiushchie-v-erevane-stroiat-barrikady-u-parlamentaСвет в конце барреля. Аналитик Андрей Пискунов — о том, когда разгонится российская экономика (https://iz.ru/1127686/andrei-piskunov/svet-v-kontce-barrelia)Цена вопроса. Обозреватель «Известий» Анна Каледина — о причинах провала мер по стабилизации стоимости продуктов (https://iz.ru/1126278/anna-kaledina/tcena-voprosa).

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. – Л., 1981. – 296 с.
2. Вейхман Г.А. Некоторые стилистические (грамматические и лексические) особенности языка современной английской и американской прессы (на материале газетных заголовков): автореф. дис…канд. филол. наук / Г.А. Вейхман. – М., 1955. – 38 с.
3. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В. В. Виноградов; – М.: Наука, 1986. – 265 с.
4. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. – М.: Федерация, 1929. – 215 с.
5. Война А. С. Эмоциональное в языке СМИ: фразеологизмы в составе заголовка газетной статьи / А.С. Война // Рациональное и эмоциональное в русском языке. – Москва: Московский государственный областной университет, 2017. – С. 434–436.
6. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса / Д.Б. Гудков // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. М., 2008. – С. 410–415.
7. Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков. – М.: Высш. шк., 1986. — 309 с.
8. Коробова Л.А. Заглавие как компонент текста (на материале газетной публицистики ГДР): автореф. дис… канд. филол. наук / Л.А. Коробова. – М., 1983. – 23 с.
9. Костомаров В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки / В.Г. Костомаров // Из опыта преподавания русского языка нерусским. М.: Мысль, 1965. – С. 181.
10. Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
11. Лазарева 3. А. Системно-стилистические характеристики газеты / З.А. Лазарева. – Свердловск, 1993. – 178 с.
12. Лазарева Э. А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. – Изд-во Уральского университета, 1989. – 296 с.
13. Наер В.Л. Функциональные стили английского языка / В.Л. Наер. – М., 1981. – 216 с.
14. Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка / И. Л. Овсянико-Куликовский. – Изд-е 4. – СПб., 1999. – 174 с.
15. Стам И.С. Экспрессивный газетный заголовок и его взаимодействие с текстом (на материале советских центральных газет и английской коммунистической газеты «Морнинг стар»): автореф. дис… канд. филол. наук / И.С. Стам. – М., 1982. – 21 с.
16. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия; – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с.
17. Телия, В.Н. Что такое русская фразеология / В. Н. Телия. – М.: Наука, 1966. – 84 с.


Список словарей и справочной литературы
18. Иванова Л. Ю, Сковородникова А. П, Ширява Е. Н. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник -М., 2003. – 387 с.
19. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых фраз и выражений: более 4000 статей. - М.: Локид, 2004. – 789 с.
20. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М., 2009. – 987 с.
21. Федосов И.В. Фразеологический словарь русского языка / И.В. Федосов, А.Н. Лапицкий. – Москва, 2003. – 856 с.

Вопрос-ответ:

Что такое заголовок?

Заголовок - это короткое выражение, которое вводит в основной текст статьи или новостного сообщения. Главная его функция - привлечение внимания читателей и передача главной идеи текста.

Какие виды заголовков бывают в СМИ?

В СМИ существуют различные виды заголовков, включая информационные, вопросительные, прямые, наводящие, повествовательные, синтаксические, контекстные и многие другие.

Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - это устойчивое словосочетание или выражение, которое имеет не только лексическое значение, но и свой собственный смысл, отличный от смыслов составляющих его слов. Они образуются на основе культурных, исторических и литературных традиций.

Какие типы фразеологизмов существуют?

Фразеологизмы делятся на различные типы, включая идиомы, поговорки, пословицы, крылатые выражения и т. д. Они широко используются в языке СМИ, чтобы привлечь внимание читателей и передать основную идею новостного сообщения.

Как фразеологизмы используются в заголовках СМИ?

Фразеологизмы используются в заголовках СМИ для создания эффектности и привлечения внимания читателей. Они помогают кратко и ярко передать главную суть статьи или сообщения, делая заголовки более запоминающимися и привлекательными.

Что изучает третья глава статьи?

Третья глава статьи изучает понятие заголовка, его структуру и виды.

Какие выводы о понятии заголовка делаются в первой главе?

В первой главе делаются выводы о том, что заголовок является объектом изучения лингвистики и что он представляет собой заголовочный комплекс.

Какие фразеологизмы анализируются во второй главе?

Во второй главе анализируются фразеологизмы, которые входят в состав заголовков СМИ.

Какие типы фразеологизмов рассматриваются во второй главе?

Во второй главе рассматриваются различные типы фразеологизмов.