Особенности ценностных ориентаций подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 11.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций. Особенности ценностных ориентаций подростков 6
1.2. Понятие мотивации учебной деятельности 9
Выводы 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ СО СНИЖЕННОЙ МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1. Организация исследования 13
2.2. Результаты исследования 14
2.3. Практические рекомендации 27
Выводы по исследованию 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Также довольно значимыми для них являются самоконтроль, образованность,жизнерадостность,аккуратность,твердая воля.Меньше для подростков важныэффективность в делах, рационализм,чуткость,широта взглядов,исполнительность,терпимость. Незначимыми ценностями для них являются высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе или других.Рис. 3. Результаты диагностики инструментальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича в группе испытуемых.Сравнительные результаты терминальных ценностных ориентаций группах учащихся с разным уровнем учебной мотивации представлены на рисунке 4.Рис. 4. Сравнительные результаты диагностики терминальных ценностных ориентаций в двух группах испытуемых.Сравнительные результаты показали, что в обеих группах ведущими ценностями являются материально обеспеченная жизнь, здоровье, наличие хороших друзей и свобода. Для учащихся с низкой учебной мотиваций в число важных ценностей входитактивная деятельная жизнь,а для учащихся со средней учебной мотиваций – интересная работа.Для подростков с низкой учебной мотиваций более важными являются удовольствия и общественное признания и менее важны творчество и жизненная мудрость.Сравнительные результаты инструментальных ценностных ориентаций группах учащихся с разным уровнем учебной мотивации представлены на рисунке 5.Рис. 5. Сравнительные результаты диагностики инструментальных ценностных ориентаций в двух группах испытуемых.Сравнительные результаты показали, что в обеих группах ведущими ценностями-средствами являются воспитанность,независимость,ответственность,смелость в отстаивании своего мнения. Для учащихся с низкой учебной мотиваций в число важных ценностей входитчестность,а для учащихся со средней учебной мотиваций – самоконтроль.Для подростков с низкой учебной мотиваций более важными являются высокие запросы в жизни и менее важны образованность, рационализм и аккуратность.Результаты сравнительного статистического анализа ценностных ориентаций в двух группах с разным уровнем учебной мотивации представлены в таблице 4.Таблица 4 Результаты сравнительного статистического анализа (t-критерий Стьюдента)ПоказателиМ, 1-я группаМ, 2-я группаt - критерийУровень значимости, рАктивная деятельная жизнь6,89,0-1,870,07Жизненная мудрость9,78,60,930,35Здоровье7,55,91,340,19Интересная работа9,08,10,850,40Красота природы и искусства11,412,5-0,990,33Любовь8,98,20,650,51Материально обеспеченная жизнь6,06,5-0,540,59Наличие хороших и верных друзей8,06,21,840,07Общественное признание10,412,9-2,200,03Познание12,111,40,750,46Продуктивная жизнь10,910,80,130,90Развитие9,79,50,200,84Свобода8,18,10,030,98Счастливая семейная жизнь9,09,7-0,490,63Счастье Других13,513,50,020,98Творчество12,511,01,280,20Уверенность в себе9,28,80,370,71Удовольствия8,210,4-2,050,04Аккуратность10,28,81,190,24Воспитанность7,37,4-0,080,94Высокие запросы13,214,8-1,630,11Жизнерадостность8,79,3-0,500,62Исполнительность10,210,00,120,91Независимость7,87,9-0,060,95Непримиримость к недостаткам13,713,40,330,75Образованность9,98,01,750,08Ответственность8,37,70,560,58Рационализм11,09,21,800,07Самоконтроль8,47,90,410,68Смелость в отстаивании своего мнения8,27,80,360,72Чуткость9,410,1-0,770,44Терпимость10,311,0-0,690,49Широта взглядов9,910,2-0,210,83Твердая воля8,99,4-0,450,65Честность6,58,4-1,570,12Эффективность в делах9,39,6-0,300,76Результаты сравнительного анализа показали некоторые значимые различия ценностных ориентаций в двух группах с разным уровнем учебной мотивации.Для учащихся с низким уровнем мотивации значительно важнее ценности общественного признания (р≤0,05) и удовольствия (р≤0,05), чем для подростков со средним уровнем учебной мотивации. То есть, подросткам с низкой учебной мотивацией более важно получить общественное признание, уважение окружающих, и более важны развлечения, удовольствия, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей.2.3. Практические рекомендацииДля развития учебной мотивации подростков можно предложить следующие методы.1. Мозговой штурм. Это метод групповой работы, нацеленный на выработку новых идей. Учитель объявляет тему мозгового штурма и описывает алгоритм его проведения. Далее педагог записывает на доске (ватмане) все идеи, которые называют участники (создание банка идей). Записываются все идеи, без всякой критики, даже если чья-то идея покажется неверной или нереалистичной. Идеи систематизируются, объединяются. Проясняется смысл некоторых из них. Далее осуществляется выбор наиболее удачного варианта или выработка нового решения, отталкиваясь от выбранных идей. Вырабатываются шаги по реализации идей. 2. Ролевая игра - разыгрывание участниками различных ролей, что позволяет участникам:- понять собственные ограничения и раздвинуть границы; - выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания; - поупражняться в различных типах поведения; - устранить пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями и др. При проведении устанавливается четкая цель для ролевой игры. Составляются инструкции для всей группы и (или) для каждого участника. Они сообщаются участникам либо раздаются на карточках. Педагог дает участникам 1-2 минуты, чтобы они могли подготовиться, войти в роль, продумать свои действия. В это время, если необходимо, учитель готовит специальное игровое поле. Проводится ролевая игра. По окончании проводится развернутый шерринг. Преподаватель или ведущий подводит итог всем высказываниям, выделяя наиболее распространенные впечатления и мысли. 3. Упражнение – метафора. Это многообразные упражнения, которые тем или иным способом метафорически воссоздают различные жизненные ситуации. Многие ролевые игры, инсценирование сказок являются, по сути, метафорой. 4. Упражнение – таблица. Учитель предлагает заполнить какую-то таблицу, например, для того, чтобы сравнить то, что будет написано в разных ее частях. Затем заполненные таблицы обсуждаются. 5. Упражнение - схема. Это упражнение, в котором необходимо что-то прояснить, сделать наглядным, выявить какую-то закономерность или систематизировать уже известный материал. Это вид упражнений отличается большим разнообразием – от рисования диаграмм до выстраивания огромных схем на полу и стенах в виде определенных символов. Поэтому процедура выстраивания схемы довольно свободная – она зависит от задач упражнения. Учитель дает определенную задачу и предлагает отобразить выполнение в виде схемы. Участники выполняют задание. Происходит последовательный анализ схем, иногда их сравнение у разных участников или подгрупп. Проходит обсуждение в направлении, связанном с задачами упражнения. 6. Использование решения изобретательских задач.Например:Поиск общих признаков. Что общего между МОСТОМ и СКРИПКОЙ или между ЛАПШОЙ и БУЛЬДОЗЕРОМ? Определите «третий лишний» объект. Объекты: 1. Чашка. 2. Линейка. 3. Замок (висячий). Выводы по исследованию1. В среднем у школьников низкий уровень учебной мотивации. Также на низком уровне выражены все компоненты мотивов учения. Больше всего у учащихся выражена мотивация достижения, меньше у подростков выражены мотивы саморазвития, стремление познанию и внешние мотивы. Учащиеся были условно разделены на две группы:- 1-я группа – подростки с низкой учебной мотивацией – 29 человек. У них все мотивы выражены на низком уровне;- 2-я группа – подростки со средней учебной мотивацией – 65 человек. У них хотя бы один мотив развит на среднем уровне. 2. Ведущими ценностями для учащихся являются: материально обеспеченная жизнь, здоровье и наличие хороших друзей. Также довольно значимыми для них являютсясвобода,активная деятельная жизнь,любовь,интересная работа. Ведущими средствами достижений жизненных целей для учащихся являются: воспитанность,независимость,честность,ответственность,смелость в отстаивании своих позиций.3. Результаты сравнительного анализа показали некоторые значимые различия ценностных ориентаций в двух группах с разным уровнем учебной мотивации. Подросткам с низкой учебной мотивацией более важно получить общественное признание, уважение окружающих, и более важны развлечения, удовольствия, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей.4. На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации для развития учебной мотивации подростков.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование было предпринято с целью выявления различий в ценностных ориентациях подростков с со сниженной и высокоймотивацией учебной деятельности.В ходе исследования был поставлен и решен ряд задач. В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что ценностные ориентации являются социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности, являющимся составной частью системы отношений личности, который определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации тесно связаны с формированием системы значений, в основе которых лежат обобщенные ценностные представления, основанные на социальном и индивидуальном опыте человека.В подростковом возрасте наиболее значимым является личное участие в социальной жизни. Для подростка особое значение приобретают не столько сами социальные идеи, сколько эмоционально окрашенное отношение взрослых к этим идеям и их поведение, построенное на этом отношении. Развитые ценностные ориентации являются показателем меры социализацииличности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций отражает цельность личности, ее надежность, приверженность определенным идеалам и принципам, активность жизненной позиции. Неразвитость ценностных ориентаций – это признак инфантилизма, который часто отмечается у подрастающего поколения.Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Значимое влияние на формирование учебной мотивации подростка оказывают: учебная среда, эмоциональная окраска учебного материала, поощрения, социальное принятие, позитивные отношения со сверстниками и учителями, интерес и стремление к знаниям, создание перспектив дальнейшего образования,соотнесение учения с будущей профессиональной деятельностью.Результаты эмпирического исследования показали, что в среднем у школьников низкий уровень учебной мотивации. Также на низком уровне выражены все компоненты мотивов учения. Больше всего у учащихся выражена мотивация достижения, меньше у подростков выражены мотивы саморазвития, стремление познанию и внешние мотивы. Ведущими ценностями для учащихся являются: материально обеспеченная жизнь, здоровье и наличие хороших друзей. Также довольно значимыми для них являютсясвобода,активная деятельная жизнь,любовь,интересная работа. Ведущими средствами достижений жизненных целей для учащихся являются: воспитанность,независимость,честность,ответственность,смелость в отстаивании своих позиций.Результаты сравнительного анализа показали некоторые значимые различия ценностных ориентаций в двух группах с разным уровнем учебной мотивации. Подросткам с низкой учебной мотивацией более важно получить общественное признание, уважение окружающих, и более важны развлечения, удовольствия, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась:у подростков с разным уровнем мотивации учебной деятельностиразличаются ценностные ориентации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. № 8-2, 2014. С. 438-443.Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. С. 299–309.Булах И. С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И. С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. 2009. Вып. 1. С. 115-131.Вегас Х.М. Ценности и воспитание / Х.М. Вегас. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. 225 с.Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. №8(185). С. 100 – 108.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 283с.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1989. 183с. С. 102-109.Деркач А.А. Акмеологические основы развития личности / А.А. Деркач. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. 523 с.Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. №12. 399 402.Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета. 2017. №1 (44). С 116–118.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. М.: Просвещение, 2013. 458с.Каргин М.И. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ / М.И. Каргин, А.С. Альканова // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 9. С. 99КарповаГ.А. Педагогическаядиагностика воспитанности и ценностных ориентации школьников: метод. рекомендации. 2-е издание, дополненное. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. 31с.Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). С. 198-204.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.208- 118.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. 144 с.Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников. / Школа и производство, 2004, №2. С.7.Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников /Н.А. Половникова. Учёные записки. 2012. 277с.Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 2013.448с.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко: 2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 304с.Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2016. 286 с.Рокич М. Природа человеческих ценностей. N.Y., Свободная пресса, 1973. 153 с.Сарсенова Э.А. Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков / Э.А. Сарсенова // Молодой ученый. 2017. № 17. С. 283–286.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.СПб.: Речь, 2013. 350 с.Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. 2017. №12.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. 204с.
1. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. № 8-2, 2014. С. 438-443.
2. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. С. 299–309.
3. Булах И. С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И. С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. 2009. Вып. 1. С. 115-131.
4. Вегас Х.М. Ценности и воспитание / Х.М. Вегас. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. 225 с.
5. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. №8(185). С. 100 – 108.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 283с.
7. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1989. 183с. С. 102-109.
8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития личности / А.А. Деркач. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. 523 с.
9. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. №12. 399 402.
10. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета. 2017. №1 (44). С 116–118.
11. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. М.: Просвещение, 2013. 458с.
12. Каргин М.И. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ / М.И. Каргин, А.С. Альканова // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 9. С. 99
13. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентации школьников: метод. рекомендации. 2-е издание, дополненное. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. 31с.
14. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). С. 198-204.
15. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.208- 118.
16. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. 144 с.
17. Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников. / Школа и производство, 2004, №2. С.7.
18. Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников /Н.А. Половникова. Учёные записки. 2012. 277с.
19. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 2013. 448с.
20. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко: 2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 304с.
21. Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2016. 286 с.
22. Рокич М. Природа человеческих ценностей. N.Y., Свободная пресса, 1973. 153 с.
23. Сарсенова Э.А. Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков / Э.А. Сарсенова // Молодой ученый. 2017. № 17. С. 283–286.
24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.СПб.: Речь, 2013. 350 с.
25. Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. 2017. №12.
26. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. 204с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности можно выделить в ценностных ориентациях подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?
Особенности ценностных ориентаций подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности можно выделить следующие: низкое ценностное отношение к образованию, предпочтение нематериальных ценностей, ориентация на мгновенную выгоду, низкая ориентация на достижение и успешность в учебе.
Что такое мотивация учебной деятельности и как она связана с ценностными ориентациями подростков?
Мотивация учебной деятельности - это совокупность внутренних и внешних стимулов, которые побуждают подростков к учебной деятельности. Сильная мотивация помогает достигать успехов в учебе, в то время как сниженная мотивация может привести к нежелательным результатам. Ценностные ориентации подростков могут влиять на их мотивацию к учебе, так как индивидуальные ценности и их отношение к образованию могут определять степень заинтересованности и вовлеченности в учебный процесс.
Какие выводы можно сделать на основе эмпирического исследования особенностей ценностных ориентаций подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?
На основе эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: подростки со сниженной мотивацией к учебной деятельности обладают низким ценностным отношением к образованию, предпочитают нематериальные ценности и ориентируются на мгновенную выгоду. Также они мало ориентированы на достижение и успешность в учебе.
Какие понятия связаны с ценностными ориентациями подростков?
С понятием ценностных ориентаций подростков связаны такие понятия, как ценности, мотивация учебной деятельности, образование, достижение и успешность в учебе. Ценностные ориентации подростков могут влиять на их мотивацию к учебе и определять их отношение к образованию. Также ценностные ориентации могут влиять на стремление подростков к достижениям и успешности в учебе.
Что такое ценностные ориентации подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?
Ценностные ориентации подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности - это устойчивые предпочтения и ценности, которые определяют их отношение к учебе, обучению и достижению успеха в учебной деятельности, характеризующиеся сниженной мотивацией и интересом к учебе.
Какие особенности ценностных ориентаций у подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?
У подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности можно выделить такие особенности ценностных ориентаций, как низкая ценность образования, ориентация на мгновенное удовлетворение потребностей, отсутствие стремления к достижению успеха, приоритет других сфер жизни перед учебой.
Что понимается под понятием мотивации учебной деятельности?
Под мотивацией учебной деятельности понимается внутренняя или внешняя сила, которая вызывает, направляет и поддерживает учебную активность подростка. Мотивация может быть связана с желанием достижения успеха, стремлением к саморазвитию, удовлетворением потребности в знаниях и понимании, эмоциональной привязанностью к учебным предметам и т.д.
Какие выводы можно сделать из проведенного эмпирического исследования?
Из проведенного эмпирического исследования можно сделать выводы о том, что подростки со сниженной мотивацией к учебной деятельности часто проявляют низкую ценность образования, ориентацию на мгновенное удовлетворение потребностей, отсутствие стремления к достижению успеха и приоритет других сфер жизни перед учебой. Также исследование позволяет увидеть возможные пути решения проблемы и разработать рекомендации для подростков, родителей и педагогов.
Какие особенности ценностных ориентаций имеют подростки со сниженной мотивацией к учебной деятельности?
Подростки со сниженной мотивацией к учебной деятельности часто имеют отрицательные ценностные ориентации. Они могут быть неинтересны к учебе, считать ее несущественной или неполезной для своей жизни. Они могут также ценить факторы вне учебной сферы, такие как досуг, общение с друзьями, развлечения, и не придавать большого значения образованию.
Что понимается под мотивацией учебной деятельности?
Мотивация учебной деятельности - это внутреннее стремление и настроение подростков к учению, а также стремление достичь определенных целей и результатов в образовательном процессе. Высокая мотивация к учебе подразумевает интерес, стремление к успеху, удовлетворение от получения знаний, развитие личности, а низкая мотивация может быть связана с отсутствием интереса, отрицательным отношением к учебе или внешними факторами, которые отталкивают от обучения.