Отношения России с ЕС и странами Европы на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект и история развития отношений ЕС и России 4
1.1 Эволюция отношений ЕС и России 4
1.2 Европейский союз в концепции внешней политики России 13
Глава 2. Анализ тенденций и проблем отношений ЕС и России 25
2.1 Трансформационные процессы в финансово-экономических отношениях России и стран ЕС в современных условиях 25
2.2 Политические отношения России и ЕС 28
Глава 3. Перспективы сотрудничества России и стран ЕС в условиях применения взаимных санкций 35
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Кардинальных изменений в товарной структуре экспорта и импорта торговли России со странами ЕС не ожидается. Основной товарной позицией в экспорте России в ЕС будут оставаться минеральные продукты (в среднем 80 %), металлы и изделия из них (7 %), продукция химической промышленности (4%), драгоценные камни, металлы (3 %). Экспорт сетевого газа в Европу уменьшится по сравнению с уровнем 2016 г. из-за роста цен на газ и снижения конкурентоспособности газа относительно альтернативных видов топлива, в том числе угля и возобновляемых источников энергии. Маршруты транспортировки основных объемов газа также претерпят изменения вследствие транзитных рисков транспортировки газа через территорию Украины. Так, начиная с августа 2017 г., после отмены запрета о расширении доступа ПАО "Газпром" к дополнительным мощностям магистрального газопровода OPAL российская компания увеличила загрузку данного газопровода более чем на четверть.В структуре импорта России из ЕС по-прежнему будут преобладать машины и оборудование (около 50%), а также продукция химической промышленности (до 30%), металлы и изделия из них (в среднем 6%). При базовом сценарии развития экономики России, то есть при сохранении ограничительных мер на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, импортируемого из Европы, снизится в 2018 г до 7%. В случае существенных изменений условий внешнеэкономической деятельности в связи с возможными ограничительными мерами европейских государств и наших ответных шагов могут быть внесены определенные корректировки. Будет осуществляться помощь и содействие российским компаниям в поиске партнеров и продвижении разработанных технологий и производимой продукции на рынки стран Европы. Сохранится механизм оказания содействия российскому бизнесу и регионам посредством системы паспортов внешнеэкономических проектов, которая включает комплекс мер практической поддержки со стороны торговых представительств для каждого внешнеэкономического проекта. Помимо этого, будет продолжена деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с европейскими странами. Итак, перспективы развития торговых отношений России и стран ЕС связаны с восстановлением интеграционного взаимодействия между странами, созданием новых совместных институтов, позволяющих согласовать возникающие противоречия между странами и находить точки соприкосновения во взглядах на экономические, политические и правовые процессы. Глава 3. Перспективы сотрудничества России и стран ЕС в условиях применения взаимных санкцийПосле распада Советского Союза, Россия признала себя правопреемником СССР и взяла на себя все обязательства по Соглашению об экономическом, коммерческом и торговом сотрудничестве, а министры государств-членов сообщества, в свою очередь, заявили о готовности установить дипломатические отношения с новообразовавшимися государствами. Взаимная готовность к сотрудничеству позволила достигнуть договорённости о подготовке в мае 1992 года нового соглашения, основанного на идее «углубляющегося партнёрства между Россией и Сообществом». В июне 1994 года было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (вступившее в силу с 1 декабря 1997 года), определившее основные условия дальнейших официальных отношений между РФ и Европейским союзом. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве охватывает три основных направления взаимоотношений: культурное, торгово-экономическое и политическое. Подавляющая часть данного договора посвящена вопросам экономического сотрудничества, торговли и предпринимательской деятельности. Можно сказать, что данное соглашение стало основой для долговременного и стабильного развития сотрудничества Российской Федерации и стран-членов Европейского Союза. Подобного соглашения с другими странами у России нет, поэтому в определенном смысле оно уникально. Основной формой экономического сотрудничества между Россией и государствами Европейского союза является торговля, характеризующаяся двумя особенностями: умеренным темпом и асимметрией. Асимметрия наблюдается в товарной структуре взаимной торговли. Россия экспортирует в Западную Европу, главным образом, сырьё и энергоносители, а из промышленных товаров – ограниченный круг относительно простых полуфабрикатов и изделий. Из Европы в Россию импортируются оборудование, машины, различные виды продовольствия, большое количество потребительских товаров элитарного и массового спроса. Следует отметить, что период, предшествующий мировому экономическому кризису 2008 года, характеризовался наращиванием объёмов торговли и укреплением экономических связей России со странами Евросоюза. Во внешнеторговом обороте России в 2008 году доля ЕС превысила 52%. Евросоюз служил для нашей страны источником прямых зарубежных инвестиций (более 75% от общего объема иностранных инвестиций). Россия также становилась для своих западных соседей всё более важным партнёром. Однако рост объемов торговли во второй половине 2008 года был остановлен экономическим кризисом и возобновился только в 2010 году. В 2005 году на Московском саммите были приняты дорожные карты, идея о принятии которых была выдвинута еще на саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году. Дорожные карты охватили 4 общих пространства: - экономического; - свободы, правопорядка и безопасности; - сотрудничества в области общей безопасности; - образования и науки, включая культурные аспекты. В 2008 году на саммите, прошедшем в Ханты-Мансийске, начались переговоры о возможности замены действующего соглашения между РФ и странами ЕС новым. Переговоры о новом соглашении велись непоследовательно. Так, диалог приостанавливался по инициативе Евросоюза в связи с кризисом на Южном Кавказе. Также поводом для отсрочки переговоров долгое время являлась нерешенность вопроса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). С целью выиграть время на подготовку к членству в организации, тем самым увеличив выгоды и минимизировав риски либерализации торговополитического режима, присоединение России к ВТО постоянно откладывалось. Многие страны в условиях глобального экономического и финансового кризиса применяли протекционистские меры во внешнеторговой политике и Россия не являлась исключением. Страна, пострадавшая от кризиса, не была готова к либерализации доступа на внутренние рынки, а европейские партнеры настаивали на включении в новое соглашение значительных дополнительных уступок в торгово-экономической сфере. Двусторонний договор о завершении переговоров между РФ и странами ЕС, в котором указывается, что все проблемные вопросы сторонами были сняты, был подписан в Брюсселе только в декабре 2010 года. 22 августа 2012 года Россия стала членом ВТО, после чего появились дополнительные возможности для деполитизации торговых отношений со странами Евросоюза. Стороны отныне в полном объёме взяли на себя обязательства соблюдать нормы и правила Всемирной торговой организации по отношению друг к другу в сфере торговли. Следует отметить, что Всемирная торговая организация практически всегда характеризовалась позитивным влиянием на развитие торговых отношений между странами. Фактор членства в ВТО мог стать одним из стимулов к переговорному процессу по новому базовому соглашению. Перспективы экономических и торговых отношений стран ЕС и России связывались с формированием Общего экономического пространства, целью создания которого являлось создание открытого и интегрированного рынка между РФ и Евросоюзом. В виду этого, новое базовое соглашение между Россией и странами ЕС в своём экономическом разделе могло бы оказаться соглашением «Всемирной торговой организации – плюс». Однако значительное ухудшение отношений из-за разногласий в связи с событиями на Украине снизило положительное влияние членства в ВТО на торговые связи между Россией и Евросоюзом. В настоящее время роль Всемирной торговой организации ограничена возможностью нормализации кризисного состояния торгово-экономических отношений России со странами ЕС. Вследствие украинского кризиса переговоры о заключении нового базового соглашения Россия – Евросоюз были заморожены односторонним решением ЕС. Более того, в связи с обострением «крымского и восточно-украинского вопроса», Европейский союз ввел ряд санкций в отношении Российской Федерации. Санкции вводились в три этапа и были сведены к следующим ограничениям 4: Введено эмбарго на поставку продукции военного назначения, оружия и технологий, а также товаров двойного назначения. Под данный запрет попали девять компаний оборонного сектора России, среди них, Оборонпром, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), Уралвагонзавод, «Концерн Калашникова». Установлен ряд ограничений в отношении поставок нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих технологий и оборудования, а также на предоставление сопутствующих услуг. От введённых санкций в данной области пострадали такие российские компании, как «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть» и др. 3. Ограничен доступ к рынкам капитала ЕС для определенных банков России (Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и Внешэкономбанка). Данные меры предопределили ужесточение доступа к кредитам и снижение срока займов для российских банков. Также банкам РФ на рынках ЕС были запрещены операции с новыми облигациями и другими ценными бумагами со сроком обращения более 30 дней. В качестве ответных мер Указом Президента России от 06 августа 2014 года № 560 было введено российское продовольственное эмбарго. В пределах российских санкций на территорию РФ был запрещён ввоз отдельных видов продовольствия, сырья и сельхозпродукции, страной происхождения которых являются государства, поддержавшие в 2014 году экономические санкции в отношении российских физических и юридических лиц. Со временем некоторые ограничения были сняты. В качестве примера можно привести отмену продуктового эмбарго на мясо и овощи, предназначенные для производства детского питания, а также на мальков камбалы-тюрбо, лаврака и молоди белоногой креветки. От введенного в ответ российского эмбарго сильнее всего пострадали страны, для которых Россия годами являлась основным рынком сбыта аграрной продукции. Например, Литва, в агропродовольственном экспорте которой на долю России по статистическим данным на 2013 год приходилось около 60 %. После введенного в 2014 году эмбарго агропродовольственный экспорт страны сократился на 41 %. Также существенно сократились поставки в РФ из Польши, в экспорте которой доля попавшей под российский запрет сельскохозяйственной продукции составила более 28 %. Экспорт сельскохозяйственной продукции из Евросоюза в Россию за 2013-2015 годы сократился почти в 1,6 раз (с 43 млрд. долл. США в год в 2013 году до 27 млрд. долл. США в год в 2015 году). Исходя из статистических данных, ввоз в Россию живых животных и пищи снизился на 64,0%, а ввоз продуктов питания, табака и напитков – на 58,0%. Чтобы хоть немного снизить негативное влияние от введенного РФ эмбарго и помочь странам-членам ЕС в реализации их продукции, Еврокомиссией принимались меры по перенаправлению товаров, попавших под российский запрет на ввоз, на рынки других стран, таких как Египет, Турция, Китай, Корея. На момент наступления кризиса в торговых отношениях между Российской Федерацией и Европейским Союзом (конец 2013 года) товарооборот между странамичленами Евросоюза и Россией превышал 410 млрд. долл. США 3. Применение санкций привело к значительному сокращению объемов взаимной торговли. Также серьёзное негативное влияние на снижение объёмов взаимной торговли между РФ и странами ЕС оказало падение мировых цен на нефть и другие основные товары российского экспорта. Между изменением цен на нефть и номинального валютного курса в России существует тесная зависимость, которая еще сильнее обострила влияние санкций. В 2014 году товарооборот между Россией и странами ЕС по сравнению с прошлым годом уменьшился на 12,5 %; в 2015 году – на 26,4 %; в 2016 году – 9,1 % 5. После введения санкций странами Европейского Союза ведущие нефтегазовые компании РФ (Газпром, Роснефть, Транснефть) были лишены возможности доступа к технологиям для нефтяного сектора и к оборудованию для реализации сланцевых нефтяных проектов (около 30 видов продукции, к которой относятся: инструменты для сверления, насосы для жидкостей, двигатели, топливные насосы, смазочные или охлаждающей среды насосы для двигателей внутреннего сгорания и т.д.). Однако санкции, введенные ЕС с целью ослабления российской нефтегазовой отрасли, негативно влияют не только на экономику РФ, но и на европейский бизнес, значительно усложнив производителям нефтяного оборудования из стран-членов Евросоюза заключение контрактов с компаниями из России. С начала 2017 года товарооборот между ЕС и Россией начал восстанавливаться. Судя по статистическим данным, объемы поставок между РФ и Евросоюзом в 2017 году возросли по сравнению с 2016 годом на 10,8 %. Этому способствовали рост экспортных цен на нефть и увеличение объема поставок энергоресурсов из России в Европейский союз (на 23% по сравнению с 2016 годом). Дальнейший рост спроса и цен на углеводороды обеспечил увеличение объемов российского экспорта как в натуральном, так и в стоимостном измерении. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году объём поставок из России в страны ЕС возрос на 28,3% и составил 204,9 млрд. долл. США, т.е. 45% от общей суммы российского экспорта. В 2018 году экспорт газа из России в Европу побил рекорд и достиг объемов в 200,8 млрд. куб. м. (в 2017 году было экспортировано 192 млрд. куб. м.). Поставки российского газа выросли в такие страны, как Германия, Франция, Австрия, Голландия, Финляндия, Чехия. Как видно на представленном ниже рисунке, в общем объеме импортируемого странами ЕС газа доля РФ превысила 40% 1. Однако следует отметить, что некоторые страны Евросоюза стремятся снизить зависимость от поставок российского газа. Например, в 2018 году Польша достигла соглашения для начала сооружения Балтийского газопровода, который свяжет ее с газовыми месторождениями Норвегии. Польшей также введен в действие терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) мощностью более 5 млрд. куб. м., что составляет треть годовой потребности страны. Хорватия также начала строительство подобного терминала 7. В целом за 2018 год оборот внешней торговли между РФ и странами ЕС вырос на 19,3% и достиг 294,2 млрд. долл. США. Доля стран ЕС в общем товарообороте РФ возросла по сравнению с 2017 годом с 42,1% до 43,2%. При этом товарооборот между РФ и Германией возрос на 19,3 % и достиг 59,6 млрд долл. США; между РФ и Нидерландами – на 19,4%, составив 47,2 млрд. долл. США; между РФ и Италией – на 12,7%, увеличившись до 27,0 млрд. долл. США. Также существенно выросли объемы взаимных поставок между Россией и Польшей (на 31%), и между Россией и Францией (на 11,2%) 9,15. Анализируя товарооборот РФ со странами ЕС за 2018 год, следует отметить, что увеличение экспорта из России значительно опережало рост импорта. При этом основную статью импорта из Германии в Россию в первой половине 2018 года составили машины, оборудование, а также фармацевтическая продукция и пластмассы. Франция в основном обеспечивала аэрокосмическую отрасль РФ, поставляя самолёты, космические аппараты и их комплектующие. Италия являлась одним из основных поставщиков в Россию машинного оборудования 5. Таким образом, даже в условиях режима взаимного применения санкций, за период с 2017 по 2018 годы товарооборот между РФ и странами Евросоюза существенно увеличился. При этом базу экспорта Российской Федерации в Европу составили энергоносители, удобрения, металлы, а также различные полуфабрикаты лёгкой и химической промышленности. В связи с инвестиционной активностью европейских дочерних компаний «Газпрома» на фоне работ по «Северному потоку-2» и другим проектам возрос спрос на металлургическую продукцию РФ, например, на трубы большого диаметра, цветных металлов (особенно меди и металлов платиновой группы) и чугуна. В 2019 году объем торговли РФ со странами ЕС сократился по сравнению с прошлым годом на 6% и составил, как видно из данных представленной ниже таблицы, 277,6 млрд. долл. США. Однако доля стран ЕС осталась очень значительной в товарообороте России (41,8%). При этом на долю Германии, Италии и Франции пришлось 49,7% внешнеторгового оборота РФ с группой стран ЕС 7. В 2019 году экспорт РФ в страны Европейского союза уменьшился на 7% и составил 189,2 млрд. долл. США. Причиной такого значительного сокращения стало снижение спроса и цен на углеводороды, а также на некоторые виды черных металлов и медь. Объем поставок в Бельгию в стоимостном выражении сократился с 9,2 млрд. долл. США до 6,7 млрд. долл. США (на 26,7%); в Польшу − с 16,6 млрд. долл. США до 12,4 млрд. долл. США (на 25%); в Германию − с 34,2 млрд. долл. США до 28,05 млрд. долл. США (на 18%); в Италию − с 16,4 млрд. долл. США до 14,3 млрд. долл. США (на 12,5%) 5. Сокращение объемов импорта в Россию из стран ЕС в 2019 году объясняется снижением внутреннего спроса на некоторые виды европейских товаров. По сравнению с 2018 годом поставки из Евросоюза уменьшились на 0,7% (с 89,3 млрд. долл. США до 88,6 млрд. долл. США). Исследуя структуру товарооборота РФ со странами ЕС, следует отметить, что до 2014 года значительную долю российского импорта составляли сельскохозяйственные продукты. Однако в настоящее время, в связи с введением ответных мер России на санкции странучастниц Европейского союза и активным внедрением программы по импортозамещению, объемы поставок продукции продовольственного назначения из ЕС в РФ существенно сократились. При всех разногласиях Россия остается стратегически значимым торговым партером для Европейского союза, особенно в топливно-энергетической сфере. Попытки отдельных стран ЕС ограничить влияние России на рынок энергетики, противодействуя реализации проекта «Северный поток – 2», обречены на провал, так как возможности замены поставок топлива из России в Европейский союз в необходимых объемах и по приемлемым ценам не существует. Импорт сжиженного природного газа, предлагаемого странам ЕС США, экономические невыгоден 6. В настоящее время Россия поставляет газ в Европу транзитом через Белоруссию, Польшу, Украину, а также через Балтийское море. Запуск проектов «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» обеспечит рост объема экспорта СПГ в Европу в полтора раза (до 300 млрд. куб. м.). Однако следует понимать, что даже такое увеличение поставок из России не может полностью удовлетворить потребности Евросоюза в топливе и газе. Объемы импорта углеводородов в ЕС будет расти. Эксперты предполагают значительное повышение доли российского газа на рынке ЕС к 2040 году (в пределах от 40% до 50%). На основании данных прогнозов компания «Газпром» планирует увеличить поставки газа в Европу на 80 млрд. куб. м. уже к 2030 году 7. Следует также учитывать, что российские нефтяные компании, даже в условиях применения санкций, сохранили большой потенциал для роста производства на основе разработки новых месторождений. Так, в 2018 году РФ был поставлен абсолютный рекорд по добыче нефти (11 млн. барр. сутки). В докладе ОПЕК было отмечено, что данный показатель стал наивысшим достижением России в постсоветский период. Эксперты считают, что в данном секторе возможно дальнейшее наращивание производства. Таким образом, есть все предпосылки для увеличения поставок в ЕС не только газа, но и нефти 11. Европейский союз на протяжении долгих является крупнейшим деловым партнером России. Торгово-экономические отношения между РФ и странами ЕС продолжают развиваться, даже в условиях обострения политических разногласий и взаимного применения санкционных мер. Поэтому в настоящее время особую значимость приобретает налаживание диалога с целью урегулирования затянувшегося конфликта, сдерживающего расширение торгово-экономических связей и негативно отражающегося на состоянии экономик России и многих стран Западной Европы. ЗаключениеС 2014 года конфронтация между Россией и ЕС строилась по одной и той же схеме: ЕС обвинял Россию — та, сохраняя сдержанность, «отбивалась» от нападок; затем против Москвы в качестве «наказания» вводились очередные санкции — на что следовали симметричные или асимметричные меры. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что ЕС имеет с Россией ряд совпадающих интересов, среди которых можно назвать укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, обоюдная заинтересованность в предотвращении региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом, взаимодействие в энергетической сфере и т.д. Кроме того, оба актора в силу объективных причин заинтересованы в развитии долговременных и стабильных отношений друг с другом. Двусторонние отношения обладают достаточно успешной базой и работающими механизмами: солидная политико-правовая база отношений, постоянный диалог сторон, наличие дорожные карт по общим пространствам, стабильная положительная динамика экономического сотрудничества и др. На данный момент, отношения России и Евросоюза если не заморожены, то близки к тому. И судя по всему, в Москве готовы к новым санкциям. Скорее всего, речь будет идти о персональных санкциях, что недопустимо в международном сотрудничестве. По заявлению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова Россия будет действовать очень решительно в том, что касается вмешательства в ее интересы. Тем не менее, положительные тенденции все же заметны. Российская сторона выбрала для себя успешную стратегию избирательного прагматического сотрудничества со странами-членами ЕС, которые настроены на диалог с Россией, при условии взаимного уважения суверенитета и равенства сторон. Динамика текущих отношений Россия — ЕС определяется не теоретическими схемами, а современными политическими предпочтениями. Предпосылками сближения служат политический интерес, инвестиции и технологии. Развитие недоверия, достигнув своего пика, может смениться поиском компромиссов.Список используемой литературыНаучная литератураАвдеев, П.Р. Институты международных отношений. – М.: Международные отношения, 2016. – 504 с.Авдеев, П.Р. Международные отношения и мировая политика. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.Василенко, О.Р. История международных отношений – М.: Международные отношения, 2018. – 416 с.Дугин, П.П. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология. – М.: Академический Проект, 2018. – 432 с.Каиршина, О.Г. Становление новой глобальной системы международных отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 60 с.Каримова, А.Т. Социология международных отношений. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 336 с.Козлихин, П.Р. Экономические проблемы, общественные настроения, международные отношения. – М.: Институт российской истории РАН, 2017. – 416 с.Лапина, И.К. Социология международных отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 324 с.Можайскова, И.П. Рыночные связи и денежные отношения в многовековых циклах Западной и русской цивилизаций. – М.: Международные отношения, 2018. – 408 с.Ракова, И.О. История международных отношений. В 3 томах. Том 1. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 400 с.Электронные ресурсыАртеев Сергей Павлович Субгосударственные акторы в системе международных отношений // Вестник МГИМО. 2016. №5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subgosudarstvennye-aktory-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 17.04.2021). Артеев Сергей Павлович Теоретические аспекты деятельности субгосударственных акторов международных отношений // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №419. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-deyatelnosti-subgosudarstvennyh-aktorov-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 17.04.2021). Чумаков Дмитрий Сергеевич Мегаполисы в глобальной и региональной политике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/megapolisy-v-globalnoy-i-regionalnoy-politike (дата обращения: 17.04.2021).
Научная литература
1. Авдеев, П.Р. Институты международных отношений. – М.: Международные отношения, 2016. – 504 с.
2. Авдеев, П.Р. Международные отношения и мировая политика. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.
3. Василенко, О.Р. История международных отношений – М.: Международные отношения, 2018. – 416 с.
4. Дугин, П.П. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология. – М.: Академический Проект, 2018. – 432 с.
5. Каиршина, О.Г. Становление новой глобальной системы международных отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 60 с.
6. Каримова, А.Т. Социология международных отношений. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 336 с.
7. Козлихин, П.Р. Экономические проблемы, общественные настроения, международные отношения. – М.: Институт российской истории РАН, 2017. – 416 с.
8. Лапина, И.К. Социология международных отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 324 с.
9. Можайскова, И.П. Рыночные связи и денежные отношения в многовековых циклах Западной и русской цивилизаций. – М.: Международные отношения, 2018. – 408 с.
10. Ракова, И.О. История международных отношений. В 3 томах. Том 1. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 400 с.
Электронные ресурсы
11. Артеев Сергей Павлович Субгосударственные акторы в системе международных отношений // Вестник МГИМО. 2016. №5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subgosudarstvennye-aktory-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 17.04.2021).
12. Артеев Сергей Павлович Теоретические аспекты деятельности субгосударственных акторов международных отношений // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №419. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-deyatelnosti-subgosudarstvennyh-aktorov-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 17.04.2021).
13. Чумаков Дмитрий Сергеевич Мегаполисы в глобальной и региональной политике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/megapolisy-v-globalnoy-i-regionalnoy-politike (дата обращения: 17.04.2021).
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникли в отношениях ЕС и России?
В отношениях ЕС и России возникли проблемы, связанные с аннексией Крыма, военным вмешательством в Украине, нарушением прав человека, демократических принципов и свобод в России, а также санкциями, введенными ЕС в ответ на эти действия.
Какие тенденции наблюдаются в финансово-экономических отношениях России и стран ЕС?
В финансово-экономических отношениях России и стран ЕС наблюдается постепенное сокращение торгового оборота и инвестиций. Это связано с санкциями, введенными ЕС в отношении России, а также с ограничениями и препятствиями, создаваемыми обеими сторонами для взаимной торговли и инвестиций.
Какие политические проблемы существуют между Россией и ЕС?
Между Россией и ЕС существуют политические проблемы, связанные с различиями во взглядах на демократию, права человека и гражданские свободы. ЕС выражает озабоченность по поводу нарушений прав человека и демократических принципов в России, в то время как Россия считает вмешательство ЕС во внутренние дела страны неприемлемым.
Каковы перспективы сотрудничества России и стран ЕС?
Перспективы сотрудничества России и стран ЕС в настоящее время непредсказуемы. Санкции и политические разногласия препятствуют нормализации отношений. Однако, несмотря на это, сотрудничество в некоторых областях, таких как энергетика и торговля, продолжает существовать. Будущее отношений зависит от того, насколько готовы стороны преодолеть свои разногласия и найти общий язык.
Какие основные этапы в развитии отношений России и ЕС можно выделить?
В развитии отношений России и ЕС можно выделить несколько основных этапов. Сначала был период стремления России к интеграции с ЕС и установления партнерских отношений. Затем последовал период нарастания напряженности и разногласий, особенно после конфликта на Украине. На данный момент отношения находятся в сложной фазе, характеризующейся санкциями и международными конфликтами.
Какова история развития отношений между Россией и Европейским союзом?
История отношений между Россией и Европейским союзом имеет свои корни в послевоенное время. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, Россия и Европейский союз начали строить партнерские отношения. Однако, со временем отношения начали ослабевать из-за различных проблем и недопонимания. В последние годы отношения между Россией и Европейским союзом стали еще меньше доверительными из-за политических кризисов и конфликтов.
Какие проблемы существуют в отношениях между Россией и Европейским союзом?
В отношениях между Россией и Европейским союзом существуют различные проблемы. Во-первых, это политическая нестабильность и конфликты, такие как украинский кризис. Во-вторых, экономические проблемы, связанные с санкциями и торговыми ограничениями. В-третьих, есть проблемы в области человекоправ и демократии, которые вызывают напряженность в отношениях.
Какие перспективы сотрудничества между Россией и странами Европы?
Перспективы сотрудничества между Россией и странами Европы зависят от многих факторов. С одной стороны, существуют нерешенные проблемы и конфликты, которые могут препятствовать развитию взаимовыгодных отношений. С другой стороны, обе стороны заинтересованы в экономическом сотрудничестве и решении общих проблем, таких как климатические изменения и борьба с терроризмом. Поэтому, сотрудничество может иметь перспективы, но требует усилий и диалога со всех сторон.