Кредитно-денежная политика в современной России и проблемы ее эффективности
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 11.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 6
1.1Характеристика денежно-кредитной политики 6
1.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 8
1.3 Особенности денежно-кредитной политики в России 12
2 Практические аспекты денежно-кредитной политики 17
2.1 Оценка ликвидности 2020-2018 г. 17
2.2 Оценка использования инструментов рефинансирования Банком России банковского сектора в 2020-2018 г. 23
3 Проблематика и направления развития денежно-кредитной политики в России 31
3.1 Проблемы и направления развития ДКП 31
3.2 Пути совершенствования условий денежно-кредитной политики 34
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Большая доля действующих активов, более низкая стоимость финансирования, оперативная эффективность и в ряде случаев наличие "невозвратных льгот" позволили системно значимым кредитным организациям добиться более высокой доходности. Ниже средних значений рентабельность активов и капитала наблюдается в банках, капитал которых составляет более 1 млрд рублей. Кризисная ситуация сохраняется в группе банков с капиталом менее 1 млрд рублей, потенциал роста которых крайне низок. .[19]То, что они заняли рыночные ниши, характеризуется, с одной стороны, волатильностью клиентов и высокой стоимостью финансирования, а с другой-необходимостью перехода к самым высоким кредитным рискам при сохранении высокого уровня низких доходов и ликвидных активов. Аналогично существует и такая проблема, как высокая доля остатков средств на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России. В течение 2013-2020 годов банки, капитал которых составляет менее 1 млрд рублей, испытали устойчивый рост этого показателя: с 9,0 до 24,4%..[14] Только часть этих средств размещается в Банке России на процентных депозитных счетах. Большое значение имеют остатки денежных средств на соответствующих беспроцентных счетах в Банке России. Основная причина - это сложность поддержания ликвидности баланса. Эти банки ведут свою деятельность в узких рамках заимствования на межбанковском рынке, особенно в кризисных ситуациях, при отсутствии доступа к "окну сокращения" Банка России, а особенно при нестабильности клиентской базы и высокой вероятности ее выхода. Это требует поддержания на балансе активов, обладающих высокой ликвидностью, но приносящих низкую доходность или не приносящих процентов. Помимо прочего, на данный момент в России существуют проблемы с действующей системой рефинансирования, такие как: низкая капитализация банковской системы;.[6, с .272] увеличение числа банков с низким капиталом; высокая концентрация банковских активов; недостаточная ликвидность коммерческих банков; ухудшение условий кредитования в реальном секторе экономики; рост долгового рынка; значительный отток капитала, в том числе через банковский сектор; низкий уровень монетизации экономики; неравномерное распределение денежной массы. Учитывая вышеизложенное, отметим, что решение большинства проблем банковского сектора, особенно сложившейся системы рефинансирования кредитных организаций, находится в сфере регулирования и государственного давления. Политика - это одновременно отражение экономики, а экономика-отражение политики. Наличие четкой позиции регулятора и четко определенной долгосрочной роли национальной банковской системы в развитии экономики позволяет эффективно решать все операционные проблемы отрасли в предельно сжатые сроки. На данный момент в рамках комплекса антикризисных мер Банк России ввел новый инструмент с лимитом рефинансирования в 500 млрд рублей поддерживать объем кредитов малому и среднему бизнесу..[24] Он будет действовать наряду с инструментом ограничения процентных ставок по кредитам заемщикам. В ближайшее время Банк России продолжит осуществлять долгосрочные операции рефинансирования под гарантии нерыночных активов, гарантий, золота. Использование этих инструментов позволит сохранить задолженность по основным операциям на таком уровне, при котором Банк России сможет максимально эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, реализация данных операций рефинансирования позволит решить проблему влияния структурного дефицита ликвидности на срочность обязательств кредитных организаций. Основным инструментом рефинансирования на нестандартные даты останутся ежемесячные аукционы, связанные с предоставлением кредитов сроком на три месяца по ставке, которая будет привязана к ключевой ставке. При необходимости Банк России также может осуществлять аналогичные операции сроком на 12 месяцев. Максимальные суммы для предоставления средств на кредитные аукционы будут установлены таким образом, чтобы максимально избежать резких колебаний задолженности банков по этим операциям. В качестве вспомогательного инструмента Банк России продолжит использовать постоянные операции сроком от 2 до 549 дней под гарантии нерыночных активов, гарантий и золота. В сотрудничестве с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать процедуры проведения долгосрочных операций. Параллельно с разработкой инструментов рефинансирования денежно-кредитной политики Банк России продолжит реализацию мер в смежных областях по совершенствованию операционных процедур. .[12]Помимо инструментов денежно-кредитной политики, влияющих на экономику на глобальном уровне, Банк России продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитию которых препятствуют структурные факторы. Банк России будет постоянно следить за результатами этих программ и при необходимости корректировать их параметры.3.2 Пути совершенствования условий денежно-кредитной политикиРегулятор посредством аукционов РЕПО и кредитных аукционов – операций на возвратной основе – обеспечивает ликвидность, обеспечивая периодичность обращения в случае дефицита ликвидности и влияния на ставки овернайта. Оптимальным периодом для предоставления ликвидности Банк России считает неделю-период, позволяющий при необходимости реагировать на динамику ликвидности.В случае больших отклонений ЦБ применяет аукционы сроком от одного до шести дней, а в случае большого дефицита предоставление ликвидности осуществляется по нерыночным активам.[8, с. 32]Стоит также отметить инновационный инструмент Банка России по преодолению временного дефицита ликвидности системно значимого и финансово стабильного механизма экстренной поддержки ликвидности (МАПЛ).Согласно основным ориентирам ДКП на период до конца 2020 года Банк России продолжит придерживаться антициклического подхода к содержанию перечня ломбардов и предусматривает постепенное сокращение перечня активов, являющихся обеспечением по операциям рефинансирования..[16]Это решение связано с поддержанием избыточной ликвидности и изначально приведет к увеличению дисконта по отдельным группам активов.Сокращая перечень ломбардов, Центральный банк анализирует динамику объема залогового обеспечения на уровне банковского сектора и на уровне отдельных со, что минимизирует риски для банковской системы.На уровне учетной ставки определяются минимальные ставки по предоставлению ликвидности и максимальные ставки по поглощению. Когда средства привлекаются в течение длительного периода, применяется Переменная ставка, которая представляет собой нефиксированную сумму, которая изменяется в течение периода и равна текущей ставке политики.Есть государственная поддержка в виде необеспеченных аукционов. Однако это не способствует увеличению объема операций рефинансирования из-за жестких параметров кредитования коммерческих банков Банком России.Первым таким критерием является наличие рейтинга от международных рейтинговых агентств. Однако большинство малых и средних региональных банков не имеют таких рейтингов, так как это требует значительных затрат. .[9, с.85]В результате отсутствие доступа к механизмам рефинансирования в этом секторе не только сужает круг источников возможного приобретения средств банками, но и ограничивает развитие активов предприятий в регионах, удаленных от центра Российской Федерации.Второй критерий - это способность развивать кредитные ресурсы по завышенной ставке рефинансирования по сравнению со среднемировой.Одним из возможных решений для Банка России по увеличению объема процесса рефинансирования является создание более доступных условий кредитования для российских банков. Иными словами, необходимо утвердить такие критерии и процедуры, которые позволят средним и малым финансово устойчивым банкам участвовать в рефинансировании. Необходимо создать единые стандарты для межбанковского кредитования, в которых будут нормализованы обязательства сторон, условия сделок со связанными сторонами и правила расчетов.Во-первых, это позволит снизить риски невозврата, а также сделает более доступным для банков получение кредита, тем самым расширяя круг и объем банков, которые рефинансируются для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании инноваций и т.д. и как следствие-рост валового внутреннего продукта в стране.Уровень платежеспособности и финансового состояния коммерческих банков будет повышаться, а это значит, что они смогут своевременно погашать свои кредиты..[21]Во-вторых, необходимо ввести узкий коридор процентных ставок для операций Банка России, что будет способствовать стабилизации процентных ставок на межбанковском рынке.В-третьих, ломбардный список Банка России должен быть расширен за счет включения в него ипотечных ценных бумаг с целью увеличения срока рефинансирования.В-четвертых, увеличить лимиты по внутридневному кредитованию и одновременно ужесточить требования к погашению этого кредита. Получение внутридневных кредитов коммерческими банками способствует ускорению оборота денежных средств. В то же время спрос на кредиты овернайт значительно возрастает. Способность кредитных организаций быстро получать дополнительную ликвидность в период нестабильности на денежном рынке во многом помогает снять "напряженность" в банковском секторе, избежать массового оттока средств вкладчиков и отзыва лицензий у кредитных организаций в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам. И, наконец, облегчить сам аукцион.Таким образом, следует отметить, что в настоящее время система рефинансирования кредитных организаций активно не развивается, а расширение перечня операций и инструментов рефинансирования затруднено.В ходе анализа банковского сектора следует обратить внимание на одну из его существенных проблем-относительно низкий уровень развития долгосрочного кредитования. Для решения таких проблем центральные банки разрабатывают программы стимулирования кредитования. Такие программы классифицируются как нестандартные меры, применяемые центральными банками. Распространение коронавирусной инфекции и государственные меры по ограничению распространения пандемии оказывают влияние на денежные потоки и стоимость активов во всех сегментах финансового рынка. В этом контексте центральные банки мира принимают беспрецедентные меры для обеспечения бесперебойного функционирования рынков и сохранения их посреднической функции.Нарушение производственных цепочек и приостановка деятельности отдельных предприятий и отраслей приводят к изменению финансовых потоков в банковском секторе: снижение выручки предприятий означает, что все меньше средств поступает в обслуживающие их банки, в то время как предприятия могут привлекать средства через кредитные линии и т. д..[17]В то же время физические лица в России (как и в ряде других стран) демонстрируют повышенный спрос на наличные деньги, что приводит к оттоку ликвидности из банковского сектора.Банки не всегда имеют возможность быстро решить столь существенное изменение структуры клиентских операций с помощью операций на денежном рынке, поэтому, несмотря на сохраняющийся структурный избыток ликвидности, отдельные кредитные организации нуждаются в привлечении рефинансирования со стороны Банка России.Поэтому в марте-начале апреля Банк России провел" тонкую настройку " аукционов РЕПО, предоставив средства по ставкам, близким к ключевой ставке. Центральные банки многих развитых и развивающихся стран, в том числе те, которые управляют процентными ставками в коридоре процентных ставок, в последние месяцы приняли меры по предоставлению банкам дополнительной ликвидности. Банк России предлагает валютную ликвидность для операций" валютный своп " постоянной операции по предоставлению долларов США за рубли. В настоящее время спрос на эти операции отсутствует на фоне высокого резерва валютной ликвидности в российских банках. Отток ликвидности и снижение стоимости широкого спектра финансовых активов способствовали ухудшению ситуации не только с физической, но и с регулятивной ликвидностью кредитных организаций.Центральные банки во всем мире также внедряют целевые инструменты для поддержки кредитования отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Например, Банк России расширил действующую программу рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), в частности, сняв отраслевые ограничения и снизив ставку предоставления средств..[20]Кроме того, Банк России ввел новый специализированный инструмент рефинансирования, также направленный на поддержку малого и среднего бизнеса и предоставление необеспеченных кредитов кредитным организациям по ставке 4%, в том числе направленных на поддержку и поддержание занятости населения в рамках государственной программы.Это первый специализированный инструмент для Банка России, который предполагает условный характер предоставления средств: фактическая ставка по инструменту для банка будет зависеть от динамики кредитного портфеля субъектам малого и среднего предпринимательства. Аналогичные инструменты рефинансирования были введены Банком Англии и Центральным банком Бразилии. [16].В качестве долгосрочной цели Банк России рассматривает создание единого механизма рефинансирования, позволяющего финансово устойчивым банкам получать кредиты сроком до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в" единый пул обеспечения " кредитов. В обозримой перспективе это должно повысить эффективность системы рефинансирования Банка России и повысить кредитно-инвестиционный потенциал банковской системы.ЗаключениеРаспространение коронавирусной инфекции и государственные меры по ограничению распространения пандемии оказывают влияние на денежные потоки и стоимость активов во всех сегментах финансового рынка. В этом контексте центральные банки мира принимают беспрецедентные меры для обеспечения бесперебойного функционирования рынков и сохранения их посреднической функции.Кроме того, Банк России ввел новый специализированный инструмент рефинансирования, также направленный на поддержку малого и среднего бизнеса и предоставление необеспеченных кредитов кредитным организациям по ставке 4%, в том числе направленных на поддержку и поддержание занятости населения в рамках государственной программы.Это первый специализированный инструмент для Банка России, который предполагает условный характер предоставления средствВ качестве долгосрочной цели Банк России рассматривает создание единого механизма рефинансирования, позволяющего финансово устойчивым банкам получать кредиты сроком до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в" единый пул обеспечения " кредитовВ связи с ускорением глобальных процессов в мировой экономике, вызывающих непрерывные изменения экзогенного контекста банковской деятельности, а также посткризисные изменения, представляется очевидным, что глобальные и локальные банковские системы нуждаются в глубоких трансформациях.Следует отметить, что регулирование банковской деятельности РФ пять лет назад претерпело существенные изменения в части отзыва лицензий у неутвержденных банков, внедрения новых нормативов краткосрочной ликвидности, внесения изменений по усилению требований к порядку расчета собственных средств (капитала) банка, совершенствования нормативного подхода к повышению прочности банков и многих других, что, безусловно, приведет к изменениям в регулировании банковских рисков в России.Список использованной литературыГражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): [Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.10.1994 г.: // СПС КонсультантПлюс.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"//ИПЦ «Гарант».Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)//ИПЦ «Гарант».БауринаИ.С.. Банковская система в условиях нестабильности / / молодой ученый, Под ред. И.С, Бауриной. - Инфра-М, 2017. – с. 134, 262 с.Варкуева В. А. перспективы развития банковского сектора Российской Федерации в современной макроэкономической ситуации / / международный экономический симпозиум-2019. - С. 39-40Вешкин Ю. Г., Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебное пособие / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 432 с.Горелая Н. В., Основы банковского дела: Учебное пособие / Н.В. Горелая; Под ред. А.М. Карминского. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2018. – с. 40, с. 227, с. 272 с.Лаутс, Е. Б. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг / Е. Б. Лаутс // Финансы и кредит. – 2016. – № 3. – С. 104.Левченко, Д. В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики / Д. В. Левченко // Деньги и кредит. – 2017. – № 7. – С. 32–39.Тершукова, М. Б. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации: современное состояние, тенденции и перспективы развития / М. Б. Тершукова // Экономические науки. – 2016. – № 114. – С. 85–88. 180. Титов Н. Н. Организация деятельности центрального банка. Основы денежно-кредитной политики / Н. Н. Титов. – М. : ОМЭПИ ИЭ РАН, 2018. – 257 с.Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты / Г. Г. Фетисов. – М. : Экономика, 2016. – 315 с., 509 с.Годовой отчет Банка России за 2018 год. Cbr.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cbr.ru/publ/God/ar_2018.pdf (дата обращения 18.04.2021г.)Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2018году Cbr.ru [Электронный ресурс]. URL:
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"//ИПЦ «Гарант».
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) //ИПЦ «Гарант».
3. Баурина И.С.. Банковская система в условиях нестабильности / / молодой ученый, Под ред. И.С, Бауриной. - Инфра-М, 2017. – с. 134, 262 с.
4. Варкуева В. А. перспективы развития банковского сектора Российской Федерации в современной макроэкономической ситуации / / международный экономический симпозиум-2019. - С. 39-40
5. Вешкин Ю. Г., Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебное пособие / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 432 с.
6. Горелая Н. В., Основы банковского дела: Учебное пособие / Н.В. Горелая; Под ред. А.М. Карминского. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2018. – с. 40, с. 227, с. 272 с.
7. Лаутс, Е. Б. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг / Е. Б. Лаутс // Финансы и кредит. – 2016. – № 3. – С. 104.
8. Левченко, Д. В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики / Д. В. Левченко // Деньги и кредит. – 2017. – № 7. – С. 32–39.
9. Тершукова, М. Б. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации: современное состояние, тенденции и перспективы развития / М. Б. Тершукова // Экономические науки. – 2016. – № 114. – С. 85–88. 180.
10. Титов Н. Н. Организация деятельности центрального банка. Основы денежно-кредитной политики / Н. Н. Титов. – М. : ОМЭПИ ИЭ РАН, 2018. – 257 с.
11. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты / Г. Г. Фетисов. – М. : Экономика, 2016. – 315 с., 509 с.
12. Годовой отчет Банка России за 2018 год. Cbr.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cbr.ru/publ/God/ar_2018.pdf (дата обращения 18.04.2021г.)
13. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2018году Cbr.ru [Электронный ресурс]. URL:
14. Отчет о денежно-кредитной политике Cbr.ru [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ddkp/(дата обращения 18.04.2021г.)
15. О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2020 года Информационно-аналитический материал, URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27835/razv_bs_20_03.pdf(дата обращения 17.04.2021)
16. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году, Информационно-аналитический материал, URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/25854/razv_bs_19_12.pdf(дата обращения 17.04.2021)
17. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on_2020(2021-2022).pdf(дата обращения 17.04.2021)
18. Годовой отчет Банка России за 2018 год. Cbr.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cbr.ru/publ/God/ar_2018.pdf (дата обращения 18.04.2021г.)
19. Экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, сильно подорвет «здоровье» банков, URL: https://expert.ru/2020/04/20/2_5-trilliona-poter---esche-ne-krah/(дата обращения 17.04.2021)
20. Российская банковская система осенью может столкнуться с проблемами URL:https://www.interfax.ru/business/705719(дата обращения 17.04.2021)
21. Официальный сайт Центрального банка URL:http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2020_01_ddcp.pdf-да. (дата обращения 18.04.2021г.)
22. Информационно-аналитический портал Банкир.ру, URL: http://www.bankir.ru (дата обращения 18.04.2021г.)
23. Финансово-экономический Журнал Форбс, URL: http://www.forbes.ru (дата обращения 18.04.2021г.)
24. Информационно-аналитический портал РосБизнесКонсалт, URL: http://www.rbc.ru (дата обращения 18.04.2021г.)
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на денежно-кредитную политику в современной России?
Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику в современной России, включают экономическую ситуацию, инфляцию, уровень безработицы, внешнюю торговлю, мировые финансовые рынки и другие. В зависимости от изменения этих факторов, Центральный банк России принимает решения о ставке рефинансирования и других инструментах монетарной политики.
В чем особенности денежно-кредитной политики в России?
Особенности денежно-кредитной политики в России включают инфляционную цель, которую Центральный банк стремится достичь, использование ставки рефинансирования как основного инструмента управления денежным рынком, использование инструментов Центрального банка для регулирования ликвидности банковской системы и другие.
Как оценивается ликвидность в России?
Ликвидность в России оценивается с помощью различных показателей, таких как объем денежной массы (М2), уровень золотовалютных резервов, потоки капитала, долговые обязательства и другие факторы. Центральный банк использует информацию об этих показателях для принятия решений о денежно-кредитной политике.
Какие инструменты рефинансирования используются Банком России в банковском секторе?
Банк России использует различные инструменты рефинансирования, включая операции на открытом рынке, кредитование под залог ценных бумаг, предоставление кредитов коммерческим банкам и другие. Эти инструменты помогают Центральному банку влиять на ликвидность банковской системы и управлять денежно-кредитной политикой.
Какие проблемы существуют в эффективности денежно-кредитной политики в России?
Проблемы эффективности денежно-кредитной политики в России включают низкую эффективность передачи монетарных стимулов в реальную экономику, высокую инфляцию, нестабильность финансовой системы, ограничения в доступе кредита для реального сектора экономики и другие проблемы, которые затрудняют достижение поставленных целей Центрального банка.
Каковы основные теоретические аспекты денежно-кредитной политики?
Основными теоретическими аспектами денежно-кредитной политики являются характеристика самой политики, факторы, влияющие на нее, а также особенности ее применения в конкретных странах или регионах. Денежно-кредитная политика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с регулированием денежного обращения, управлением процентными ставками, контролем над кредитной активностью и прочими мерами, направленными на достижение стабильности и эффективности денежно-кредитной системы.
Какие факторы влияют на денежно-кредитную политику?
Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику, могут быть различными. К ним относятся экономические условия в стране или регионе, уровень инфляции, состояние банковской системы, международные финансовые рынки, внешние шоки и другие обстоятельства. В зависимости от ситуации и задач, поставленных перед денежно-кредитной политикой, основные факторы могут меняться и требовать соответствующих мер регулирования со стороны денежных властей.
Какие особенности имеет денежно-кредитная политика в России?
В России денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком России. Особенности данной политики включают управление процентными ставками, контроль над денежным обращением, а также использование инструментов рефинансирования банковского сектора. Важными задачами денежно-кредитной политики в России являются обеспечение стабильности рубля, контроль над инфляцией и поддержка устойчивого экономического развития.
Как оценивается эффективность денежно-кредитной политики в России?
Оценка эффективности денежно-кредитной политики в России производится через различные показатели и индикаторы. Например, можно оценить уровень инфляции, уровень процентных ставок, динамику денежной массы, состояние банковской системы и другие факторы. Однако, оценка эффективности денежно-кредитной политики может быть сложной задачей, так как ее результаты зависят от множества факторов и взаимосвязанных процессов в экономике.