Российское исламское сообщество в 2000-е г. (2001-2015).
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Организационная структура российского исламского сообщества
1.1. История становление российского исламского сообщества в XVIII–XIX в…………………………………………………………………………………… 8
1.2. Развитие российского исламского сообщества с 1900-х – начала 2000-х годов 13
Глава II. Российское исламское сообщество: численность и распределение по регионам Российской Федерации
2.1. Численность мусульман в современной России 18
2.2. Распределение по регионам российской федерации 20
Глава III. Ислам и современное российское общество
3.1. Российское исламское сообщество в современной России 23
Заключение 26
Список источников и литературы 28
Такие проблемы и соответствующие действия российских органов власти свидетельствуют о том, что в государстве существует серьезная опасность для свободы вероисповедания.ГлаваIII. Ислам и современное российскоеобщество3.1. Российское исламское сообщество в современной РоссииСфера государственно–конфессиональных отношений и свободы вероисповедания в России регулируется Конституцией Российской Федерации 1993 г., Законом Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., а также другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и других статусов религиозных объединений.Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит также из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 действующей Конституции, «Российская Федерация – светское государство». Никакая религия не может приобретать статус государственной или навязываться как обязательная. Согласно Основному закону России, «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Важна часть 2 статьи 19 Конституции, гарантирующей «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, отношения к религии».Согласно Концепции Государственной религиозной политики Российской Федерации 2003 г.: «Светскость государства означает, что государство: не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию; обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, поскольку не ассоциирует себя ни с какой религией».На практике, однако, имеем дело с очевидной проблемой воцерковленияполитической сферы в России, что проявляется в фактическом привилегированном статусе Русской Православной Церкви (РПЦ), ее близости к государственным органам власти и превращении в фактический политический институт. Этническая, идеологическая, социальная разнородность русской мусульманского сообщества стала особенно очевидной после распада СССР. Причем раскол произошел не только между двумя историческими большими мусульманскими ареалами – кавказским и татарским, но и по линии этническойпринадлежности отдельных сообществ, а также в соответствии с различными течениями и направлениями ислама.Влиятельными все еще остаются важные региональные мусульманские центры – Махачкала, Казань, Владикавказ, Нальчик, Ульяновск др. Как справедливо замечает российский аналитик В. Никонов, «когда мусульманские лидеры из Москвы или Татарстана приезжают в северокавказские республики, их воспринимают там, прежде всего, как представителей Москвы или Казани, а не как братьев по вере».Таким образом, в наши дни этническая идентичность имеет для мусульман большое значение.В условиях разорванности российской мусульманской уммы и на фоне существующей конкуренции за лидерство в ней татарской и кавказской сообществ, стратегическое значение приобретает фактор трудовых мигрантов--мусульман из стран Центральной Азии и Азербайджана. Во многих российских городах мусульманские иммигранты уже стали «основным контингентом посетителей мечетей», а их численность местами превышает количество коренных мусульман.Иммигранты из Азербайджана подвержены солидаризации с кавказскими народностями, тогда как, по утверждению Х. Сидорова, «среднеазийцы пока неспособны быть самостоятельной «третьей силой», однако в перспективе могут присоединиться к одной из сторон.Присуща современной политико-административной системе России централизация, даже вопреки некоторым конституционным принципам, в частности принципа разделения государственной власти на три независимые ветви, принципам федерализма и местного самоуправления, жесткая властная вертикаль, в своих нынешних гипертрофированных очертаниях окончательно сложилась во время президентства Путина, открывают перед российским государством новые горизонты в части унификации и огосударствления религиозных, в том числе мусульманских, институтов. Широко сегодня применяется словосочетание исламская вертикаль, а также его варианты - исламская духовная вертикаль, вертикаль российского ислама, - используемых для обозначения такой системы организации российского ислама, при которой местные мусульманские общины входили бы в состав единой централизованной институции и были бы подчинены ее руководству.Хотя попытки унифицировать и централизовать ислам в России до сих пор признаются (по крайней мере некоторыми представителями научно-экспертной среды) ошибочными и даже такими, которые могут провоцировать рост протестных настроений среди мусульман, процессы, происходящие сегодня в России в целом и в среде российского мусульманства, в частности, особенно в той его части, которая институциализирована в виде духовных управлений, свидетельствуют именно о такой тенденции.ЗаключениеРезультаты исследования можно подытожить в следующих выводах:Ислам удивительно быстро распространился по планете. Христианская цивилизация утверждалась на протяжении почти пятнадцати веков; ислама, чтобы превратиться из веры и образа жизни мединской общины Мухаммада в мировую религию, понадобилось шесть веков. И утверждался ислам именно как религиозная цивилизация. Этом не было прецедентов (во всяком случае столь масштабных) в истории человечества: ни зороастрийский Иран, ни христианская Византия не были религиозные той мере, в какой оказался религиозным исламский социум. Вероятно, именно это обстоятельство и определило заранее такое быстрое распространение ислама, а также тот факт, что количество сторонников этой веры продолжает расти и сегодня.Мусульмане России составляют значительную интегральную часть русского народа, а исламский фактор остается одним из определителей общественно–политических процессов в государстве. Политика российского правительства касательно мусульманской общины продемонстрировала невозможность создания единого исламского централизованной иерархической структуры из-за очевидной гетерогенности и разрозненности мусульманской уммы России в этническом и организационном планах. Принудительное насаждение таких административных структур в современных условиях может привести к еще большему расколу и обострению внутри исламских противоречий.Современная политика российского правительства в отношении мусульман часто является непоследовательной, иногда ситуативной и манипулятивной. С одной стороны, Конституцией России и федеральными законами гарантируется полное обеспечение прав и свобод исповедников любого вероисповедания, с другой – учитывая привилегированный статус определенных религий в государстве такое обеспечение часто не представляется возможным. Это особенно очевидно на уровне автономий, где местными властями принимаются различного рода противоречивые законы или дискриминационные решения в отношении мусульман. Таким образом, существует потребность в упорядочении законодательной базы и согласовании деятельности органов власти и администрации разного уровня. В противном случае, радикализация деятельности исламистских организаций в сочетании с рядом острых внутриполитических проблем может привести к глубокой государственнической кризиса, а затем и угрозы самому существованию Российской Федерации.Начало XXI в., расцвеченный зеленым, красным, черным – традиционными исламскими цветами. Это – зелень побегов, краснота роз, чернота плодородной земли после пахоты. Однако это и зелень сорняков на черном пепелище, багряном от крови. События, происходящие в регионах распространения ислама, интересуют многих людей во всех странах мира. Сегодня об исламе много говорят и пишут, но многие из тех, кто рассуждает об исламе, руководствуются, похоже, сами представлениями об этой вере и цивилизации.Непрерывный диалог между государством с одной стороны и мусульманской конфессией, ее полномочными представителями, с другой стороны, должен обеспечиваться в рамкахспециально созданного органа при президенте Российской Федерации - постоянно действующего Совета по взаимодействию с религиозными объединениями (РВРО). В состав РВРО входят религиозные деятели, представляющие крупнейшие и самые влиятельные религиозные организации России. С момента создания Совета (1995 г.) его персональный состав неоднократно менялся, как менялись состав и названия религиозных организаций и конфессий, в ней представленных.Список источников и литературыИсточниковая базаКонституция Российской Федерации. Официальное издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения – 11 мая 2021 года)Концепция Государственной религиозной политики Российской Федерации [Проект кафедры религиеведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003 г.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religioved.narod.ru/religioved/016.htm (дата обращения – 30 апреля 2021 г.)ЛитератураАбдулагатовЗаид. Религиозное и светское в нравственной идентичности молодежи Северного Кавказа // Россия и мусульманский мир, 2013. - № 6 (252). – С. 73.Абдуллаев М.А. Реформация ислама в конце XIX и начале XX вв. и основные тенденции эволюции ислама в современных условиях / М.А. Абдулаев. – Махачкала: ИД «Эпоха», 2010. – 124 с.Бабич И. «Мягкая исламская революция» в современной Адыгее // Россия и мусульманский мир, 2014, № 4 (262). – С. 86.Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В. В. Бартольд. – М., 2002. – 790 с.Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России Точка зрения / Л.А. Баширов. -М.: РАГС, 2000. - 100 с.Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России / Л.А. Баширов. – М.: РАГС, 2008. – 244 с.Бурьянов С. Цели и методы религиозной политики: Нужна ли России концепция отношений государства и религиозных объединений? [Электронный ресурс] / Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/buryanov01.htm (дата обращения – 04 мая 2021 г.)Гаврилов Ю.А. Русское мусульманство: история формирования идентичности / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 159-201.Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / К. С. Гаджиев. - М.: Логос, 2010. - 532 с.Газиева Г. Мусульманская умма в современном российском обществе / Г. Газиева, С. Мельков. - М.: Московская типография. - № 9. - 2003. - 108 с.Ислам классический: энциклопедия. – М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2005. – 416 с. Ислам: иллюстрированная энциклопедия / авт.–сост. М. Магомерзоев. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.Ермаков И. Ислам в России и Средней Азии / И. Ермаков, Д. Микульский; сост. И. Ермаков; ред. Д. Микульский. - М.: Фонд культур народов Востока «Лотос», 1993 (1994). - 271 с.Количество мусульман в России увеличилось [Электронный ресурс]. – 01 мая 2021. – Режим доступа: http://polit.ru/news/2012/12/17/religon/ (дата обращения – 03 мая 2021 г.)Курганова У. C. Ислам / У. С. Курганова. – Харьков: Фолио, 2013. – 153 с. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ / А.В. Малашенко. - М., 1996. - 182 с.Маслов О.Ю. Ислам в России начала ХХI в. в высказываниях современников [Электронный ресурс] / О.Ю. Маслов. – 15.10.2007. – Режим доступа: http://www.polit.nnov.ru/2007/10/15/ossislam/ (дата обращения – 04 мая 2021 г.)Матвеев К. П. История Ислама / К. П. Матвеев. – М.: АСТ; Восток–Запад, 2007. – 254 с.Мухетдинов Д.В. Ислам в XXI веке: программа обновления: (сборник докладов) / Дамир ВаисовичМухетдинов; Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации, Частное учреждение - образовательная организация высшего образования Московский исламский институт. - М.: Медина, 2016. - 195 с.Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: традиции уммы в условиях евразийской цивилизации / Дамир ВаисовичМухетдинов; Централизованная религиозная орг. Духовное упр. мусульман Российской Федерации, Московский исламский ин-т. - М.: ИД «Медина», 2016. - 83 с.Наврузов А. Р. ДжаридатДагистан» - арабоязычная газета кавказских джаридов / А. Р. Наврузов; Российская акад. наук; Дагестанский науч. центр; Ин-т истории, археологии и этнографии. - М.: Изд. дом марджани, 2012. - 240 с.Наумкин В. «Срочно нужен евроислам, модернизированный, современный, толерантный» [Электронный ресурс]. – 20.11.2005. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1132477440 (дата обращения – 03 мая 2021 г.) Никонов В. Вызов исламского экстремизма и Россия [Электронный ресурс] / Вячеслав Никонов. – Декабрь, 2005. – Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id =1135068702&archive=1135070770&start_from=&ucat=14& (дата обращения – 01 мая 2021 г.) Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации. Монография [Текст] [Авт. колл.: В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, А.В. Бутко, М.В. Вилисов, И.Ю. Колесник, О.В. Куропаткина, И.Б. Орлов, Е.С. Сазонова, А.Ю. Ярутич]. – М.: Научн. эксперт, 2009. – 224 с.Рощин М. Ислам в Чечне в эпоху Дудаева / М. Рощин // Ислам на Северном Кавказе: история и современность / Под ред. И. Текушева, К. Шевченко. Прага: MediumOrient, 2011. - С. 40-43. Сидоров Х. Ислам в России: прошлое, настоящее, возможное будущее [Электронный ресурс] / Харун Сидоров. – 29 марта 2013. – Режим доступа: http://www.ansar.ru/person/2013/03/29/39215 (дата обращения – 28 апреля 2021 г.) Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России [Текст] / Р.А. Силантьев. – М.: Алгоритм, 2007. – 576 с.Hahn G. M. Russia’s Islamic Threat [Тext] / Gordon M. Hahn. – Yale University Press, 2007. – 349 p.
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения – 11 мая 2021 года)
2. Концепция Государственной религиозной политики Российской Федерации [Проект кафедры религиеведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003 г.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religioved.narod.ru/religioved/016.htm (дата обращения – 30 апреля 2021 г.)
Литература
3. Абдулагатов Заид. Религиозное и светское в нравственной идентичности молодежи Северного Кавказа // Россия и мусульманский мир, 2013. - № 6 (252). – С. 73.
4. Абдуллаев М.А. Реформация ислама в конце XIX и начале XX вв. и основные тенденции эволюции ислама в современных условиях / М.А. Абдулаев. – Махачкала: ИД «Эпоха», 2010. – 124 с.
5. Бабич И. «Мягкая исламская революция» в современной Адыгее // Россия и мусульманский мир, 2014, № 4 (262). – С. 86.
6. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В. В. Бартольд. – М., 2002. – 790 с.
7. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России Точка зрения / Л.А. Баширов. -М.: РАГС, 2000. - 100 с.
8. Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России / Л.А. Баширов. – М.: РАГС, 2008. – 244 с.
9. Бурьянов С. Цели и методы религиозной политики: Нужна ли России концепция отношений государства и религиозных объединений? [Электронный ресурс] / Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/buryanov01.htm (дата обращения – 04 мая 2021 г.)
10. Гаврилов Ю.А. Русское мусульманство: история формирования идентичности / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 159-201.
11. Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / К. С. Гаджиев. - М.: Логос, 2010. - 532 с.
12. Газиева Г. Мусульманская умма в современном российском обществе / Г. Газиева, С. Мельков. - М.: Московская типография. - № 9. - 2003. - 108 с.
13. Ислам классический: энциклопедия. – М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2005. – 416 с.
14. Ислам: иллюстрированная энциклопедия / авт.–сост. М. Магомерзоев. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
15. Ермаков И. Ислам в России и Средней Азии / И. Ермаков, Д. Микульский; сост. И. Ермаков; ред. Д. Микульский. - М.: Фонд культур народов Востока «Лотос», 1993 (1994). - 271 с.
16. Количество мусульман в России увеличилось [Электронный ресурс]. – 01 мая 2021. – Режим доступа: http://polit.ru/news/2012/12/17/religon/ (дата обращения – 03 мая 2021 г.)
17. Курганова У. C. Ислам / У. С. Курганова. – Харьков: Фолио, 2013. – 153 с.
18. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ / А.В. Малашенко. - М., 1996. - 182 с.
19. Маслов О.Ю. Ислам в России начала ХХI в. в высказываниях современников [Электронный ресурс] / О.Ю. Маслов. – 15.10.2007. – Режим доступа: http://www.polit.nnov.ru/2007/10/15/ossislam/ (дата обращения – 04 мая 2021 г.)
20. Матвеев К. П. История Ислама / К. П. Матвеев. – М.: АСТ; Восток–Запад, 2007. – 254 с.
21. Мухетдинов Д.В. Ислам в XXI веке: программа обновления: (сборник докладов) / Дамир Ваисович Мухетдинов; Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации, Частное учреждение - образовательная организация высшего образования Московский исламский институт. - М.: Медина, 2016. - 195 с.
22. Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: традиции уммы в условиях евразийской цивилизации / Дамир Ваисович Мухетдинов; Централизованная религиозная орг. Духовное упр. мусульман Российской Федерации, Московский исламский ин-т. - М.: ИД «Медина», 2016. - 83 с.
23. Наврузов А. Р. Джаридат Дагистан» - арабоязычная газета кавказских джаридов / А. Р. Наврузов; Российская акад. наук; Дагестанский науч. центр; Ин-т истории, археологии и этнографии. - М.: Изд. дом марджани, 2012. - 240 с.
24. Наумкин В. «Срочно нужен евроислам, модернизированный, современный, толерантный» [Электронный ресурс]. – 20.11.2005. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1132477440 (дата обращения – 03 мая 2021 г.)
25. Никонов В. Вызов исламского экстремизма и Россия [Электронный ресурс] / Вячеслав Никонов. – Декабрь, 2005. – Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id =1135068702&archive=1135070770&start_from=&ucat=14& (дата обращения – 01 мая 2021 г.)
26. Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации. Монография [Текст] [Авт. колл.: В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, А.В. Бутко, М.В. Вилисов, И.Ю. Колесник, О.В. Куропаткина, И.Б. Орлов, Е.С. Сазонова, А.Ю. Ярутич]. – М.: Научн. эксперт, 2009. – 224 с.
27. Рощин М. Ислам в Чечне в эпоху Дудаева / М. Рощин // Ислам на Северном Кавказе: история и современность / Под ред. И. Текушева, К. Шевченко. Прага: Medium Orient, 2011. - С. 40-43.
28. Сидоров Х. Ислам в России: прошлое, настоящее, возможное будущее [Электронный ресурс] / Харун Сидоров. – 29 марта 2013. – Режим доступа: http://www.ansar.ru/person/2013/03/29/39215 (дата обращения – 28 апреля 2021 г.)
29. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России [Текст] / Р.А. Силантьев. – М.: Алгоритм, 2007. – 576 с.
30. Hahn G. M. Russia’s Islamic Threat [Тext] / Gordon M. Hahn. – Yale University Press, 2007. – 349 p.
Вопрос-ответ:
Какая история становления российского исламского сообщества?
Российское исламское сообщество начало формироваться в XVIII-XIX веках. В этот период появились первые мечети и мусульманские общества. Ислам стал одним из основных религиозных течений в России. Со временем исламские организации стали получать больше прав и свобод в соответствии с законодательством.
Как развивалось российское исламское сообщество с 1900-х годов?
С начала 1900-х годов российское исламское сообщество прошло через периоды разных политических и социальных изменений. В это время были закреплены права и свободы мусульман на религиозное образование, строительство мечетей и осуществление религиозной деятельности. Социальные и религиозные организации мусульман стали активно развиваться и расширять свою деятельность.
Сколько мусульман проживает в современной России?
По официальным данным, численность мусульман в современной России составляет примерно 10-15% от общего населения страны, т.е. около 15-20 миллионов человек. Этот показатель сравнительно стабилен на протяжении последних лет.
Где располагается российское исламское сообщество?
Российское исламское сообщество распределено по всей территории Российской Федерации. Наибольшая концентрация мусульман наблюдается в республиках Дагестан, Чечня, Татарстан, Башкортостан, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, мусульмане проживают во всех регионах России, представляя разные этнические и национальные группы.
Какова основная организационная структура российского исламского сообщества?
Организационная структура российского исламского сообщества включает множество религиозных и общественно-политических организаций. Главной религиозной организацией является Муфтият России, который объединяет различные мусульманские религиозные и социальные организации. Также существуют региональные муфтияты и многочисленные общественные организации, которые представляют интересы мусульман России.
Как формировалось российское исламское сообщество в XVIII-XIX веках?
Российское исламское сообщество начало формироваться в XVIII веке, когда Россия завоевывала территории на Кавказе и в Средней Азии. Ислам стал одной из основных религий на этих территориях, и мусульманская община начала развиваться. В XIX веке было создано Муфтийство, которое стало центром организации и управления мусульманскими делами в Российской империи.
Как развивалось российское исламское сообщество с 1900-х годов до начала 2000-х годов?
С начала XX века российское исламское сообщество столкнулось с трудностями, связанными с политическими и социальными изменениями в стране. В период Советского Союза религия была подавлена, многие мечети были закрыты, и ислам официально не признавался. Однако, после распада СССР и введения религиозной свободы, мусульманское сообщество начало восстанавливаться и развиваться. Были открыты новые мечети, созданы религиозные организации и образовательные учреждения.
Сколько мусульман проживает в современной России и как они распределены по регионам?
По данным переписи населения, в современной России проживает около 10 миллионов мусульман. Распределение по регионам неоднородное - самая большая концентрация мусульман наблюдается в Республике Дагестан, Татарстане, Чечне, Башкортостане и других регионах Северного Кавказа и Поволжья. Однако, мусульмане также проживают и в других регионах России.
Какова история становления российского исламского сообщества в XVIII-XIX веках?
История становления российского исламского сообщества в XVIII-XIX веках связана с завоеванием Россией территорий на Кавказе и в Средней Азии. В результате войн и дипломатических соглашений, эти земли были включены в состав Российской империи. Ислам стал одной из основных религий на этих территориях, и мусульманская община начала формироваться. В XIX веке было создано Муфтийство, которое стало центром организации и управления мусульманскими делами в Российской империи.