Корпоративная этика и профессиональная этика — всегда ли они совпадают?
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 05.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Специфика профессиональной этики журналиста и процесс ее кодификации 5
2. Проблема соотношения профессиональной и корпоративной этики 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Таким образом, вся корпоративная этическая система базируется на двух составляющих – этике профессий сотрудников и корпоративной культуре. При этом доминирующим элементом должна являться профессиональная этика журналистов, проникающая не только в индивидуальную этику ее носителей, но и активно воздействующая на нравственные ценности организации в целом. Формирование этического ландшафта журналистского коллектива, таким образом, происходит под влиянием этических и смежных с ними факторов корпоративной культуры. Корпоративный этос является основанием корпоративной этики, находится в непосредственной взаимосвязи с профессиональной этики журналиста. Выявленная зависимость носит двусторонний характер: индивидуальная этика, находящаяся под влиянием профессионально-этических ценностей, оказывает воздействие на корпоративные моральные ценности, в значительной части формирующие корпоративный этос, который, представляет собой систему культуры и этики организации. Этические и культурные нормы организации усваиваются ее членами и влияют на их индивидуальную этику и профессионально-этические идеалы.Корпоративный этос можно охарактеризовать как душевный склад или характер обобщенного профессионала. Профессия детерминирует характер индивидуума. И точно так же профессионализм членов коллектива (в том числе и этика их профессий) формируют обобщенную душу организации, ее корпоративный этос.Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:профессиональная этика является важнейшим инструментом регулирования осуществляемой индивидом профессиональной деятельности;корпоративная этика представляет собой синтезэтических воззрений всех представителей конкретной организации;специфика осуществляемой профессиональной деятельности влияет на формирование индивидуальной этики;результатом взаимодействия систем профессиональной и корпоративной этики в коллективе является формирование корпоративного этоса.На основании социально-политического и этического анализа профессиональной этики журналистов и корпоративной этики можно сделать следующие выводы и сформулировать некоторые рекомендации:в случае возникновения моральных дилемм в сознании журналиста должен срабатывать не страх от возможных последствий нарушений, а осознанность своих действий. Подобную осознанность необходимо целенаправленно формировать и культивировать в сознании, посредством психологических практик, изучением соответствующей литературы. Развитие осознанных действий может происходить как в коллективе, так и самостоятельно. Зарубежная и отечественная литература предлагает большое количество глубоких произведений, в которых проводится мысль о необходимости осознания своих поступков и социальной, юридической и моральной ответственности за последствия принятых решений. Научные источники также обладают широким диапазоном образцов и примеров, на основе которых можно сформировать в себе осознанность действий;индивид, решивший посвятить себя журналистской профессии необходимо должен совершенствовать в себе психологию морально цельной, ответственной личности, имеющей собственный нравственно зрелый кодекс чести. Данное положение коррелируется с интервенционной теорией, в основе которой лежит этика самоуважения и человеческого достоинства, то есть тот внутренний нравственный стержень каждого человека, который служит индикатором морального здоровья социума и власти, а также определяет нравственный стандарт для журналистов;экология поступков. Человек проявляется в том, что он делает. Следовательно, человека формируют его действия, мысли и слова. И, затрагивая вопросы моральности поступков, подразумевается не «общественный договор», а долг каждого морально ответственного человека перед собственным существованием. Экологичное отношение человека к себе и другим в равной мере относится к умению управлять своими эмоциями и контролировать собственные инстинкты;Таким образом, корпоративная этика и профессиональная мораль образуют два равноправных аспекта нравственной культуры личности журналиста, при этом именно общая мораль, в рамках которых формируется индивидуальная нравственность личности, становится источником корпоративной культуры. Закономерно, что высокие профессиональные моральные качества могут сформироваться только на соответствующем личностном фундаменте.В настоящее время этические профессиональные нормы журналистской деятельности усложняются активным использованием интернета в качестве медийной площадки: принимаются и расширяются существующие законы о СМИ, на сайтах осуществляется саморегулирование путем утверждения правил пользования, а некоторые страны, в частности, Германия, на государственном уровне следят за распространением запрещенной информации. Публикации на собственных страницах, страницах в социальных сетях журналисту следует оценивать, как публичные, а не личные действия, так как любая информация может оказать влияние на профессиональный авторитет. Например, Канадский этический кодекс особо отмечает, что несмотря на возможность редактировать или удалять информацию, размещенную в интернете, журналисты обязаны указать, что информация была изменена, и показать, какова была первоначальная ошибка. Голландский этический кодекс, принимая во внимание тот факт, что «интернет и связанные с ним поисковые системы значительно расширили доступ к базам данных», предписывает журналистам не использовать подобные источники.Таким образом, можно констатировать, что несмотря на долгую историю, кодификация этических норм деятельности журналистов далека от своего завершения и, более того, вступает в новую фазу, связанную с возникновением новых социальных вызовов, к каковым, в частности, относится интернет. ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена проблема соотношения профессиональной тики и корпоративной этики в деятельности журналиста.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Несмотря на свой фундаментальный характер, мораль выступает как прикладное явление, поскольку существование её как некоей отвлеченной категории представить затруднительно. И хотя этика разработала множество определений, мораль в первую очередь остается качеством, свойством какого-то явления. Именно предопределяет существование профессиональной морали, формирующейся на стыке личностных качеств и профессиональных требований к личности специалиста.Профессиональные моральные установки журналиста безусловно, являются фундаментом его профессиональной деятельности. Однако если представлять мораль представителя журналистской профессии в виде ядра, включающего базовые моральные ориентации, связанные с общим уровнем культуры личности, и периферии, куда входят профессиональные нравственные качества, то можно констатировать, что именно ядро является основной детерминантой морали журналиста.Именно в ядре концентрируются основные функции морали, как регулятора жизненных ориентаций и поведения человека. Этим объясняется устойчивость смыслов таких фундаментальных категорий морали, как «добро» и «зло», «истина», «справедливость» и т. д.Исходя из признания этического характера журналистской деятельности, первоочередными задачами является формирование у представителей журналистской профессий морального достоинства, осмысления нравственной ответственности за свои поступки, прежде всего, перед самим собой, готовности следовать и отстаивать нравственные принципы в профессиональной деятельности.Также важно отметить, что моральное самосовершенствование не будет иметь должного эффекта при отсутствии развитых институтов гражданского общества, в основе которых должна лежать модель диалогичных отношений между обществом и властью.Можно констатировать, что несмотря на долгую историю, кодификация этических норм деятельности журналистов далека от своего завершения и, более того, вступает в новую фазу, связанную с возникновением новых социальных вызовов, к каковым, в частности, относится интернет. Большим шагом вперед следует признать разработку этических кодексов в рамках действующих профессиональных сообществ журналистов, ориентирующих специалистов на нравственные идеалы, лежащие в основе их профессии. Вместе с тем, нельзя не признать, что проблемы, сопутствующие деятельности журналиста, в том, что касается вдумчивого аналитического и конкретно-практического отношения к делу, основанного на следовании принципам профессиональной этики, и соблюдением норм корпоративной этики до сих пор не разрешены. Исходя из принятого определения, согласно которому, корпоративная этика представляет собой синтез этических воззрений всех представителей конкретной организациирезультатом взаимодействия систем профессиональной и корпоративной этики в коллективе является формирование корпоративного этоса. Корпоративный этос, в свою очередь, можно рассматривать в качестве интегративной модели, сплавляющей воедино принципы профессиональной и корпоративной этики. Функция такой модели заключается в том, чтобы не допускать и предупреждать в деятельности журналиста тенденции, могущие вести к коллизиям между профессиональной этикой и корпоративной этикой.Список использованной литературыБогдан Н. Н., Климова Т. В., Мамаева В. Ю. Концепция социальной ответственности современных организаций / Н.Н. Богдан, Т.В. Климова, В.Ю. Мамаева // Вестник Омского университета. – 2012. - № 2. – С. 130-138.Гусейнов А. А. Что такое этика ненасилия? / А.А. Гусейнов// Идеи ненасилия в XXI веке: сб. науч. докл. – Пермь : Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. – С. 10-18.Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 05.05.2021).Международные принципы журналистской деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://www.proobraz27.ru/upload/medialibrary/a99/ovberdkmepxvxhbckqhqeiesfm%20qpsoohkqlbtvoxll%20tituldlttpbyihkyxdnlkxcwzvsntdzn%20mshxvsqois%20mq%20zxpwacilakizgamaelnqdunz.pdf (дата обращения: 05.05.2021).Международные стандарты профессиональной этики журналистов : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. – 102 с.Сафонов К. Б. Этика профессий и корпоративный этос / К.Б. Сафонов [Электронный ресурс] // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2011. - № 8 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-professiy-i-korporativnyy-etos (дата обращения: 05.05.2021).Смирнова Е. А. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. – 2014. - № 6. – С. 150-163.Федоров А. А. Социальная ответственность сторон трудовых отношений / А.А. Федоров // Человек и труд. – 2003. - № 9. – С. 182-184.Чеботарев О. Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа / О.Ю. Чеботарев // Социально-гуманитарное знание. – 2020. - № 4. – С. 341-349.
2. Гусейнов А. А. Что такое этика ненасилия? / А.А. Гусейнов// Идеи ненасилия в XXI веке: сб. науч. докл. – Пермь : Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. – С. 10-18.
3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 05.05.2021).
4. Международные принципы журналистской деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://www.proobraz27.ru/upload/medialibrary/a99/ovberdkmepxvxhbckqhqeiesfm%20qpsoohkqlbtvoxll%20tituldlttpbyihkyxdnlkxcwzvsntdzn%20mshxvsqois%20mq%20zxpwacilakizgamaelnqdunz.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
5. Международные стандарты профессиональной этики журналистов : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. – 102 с.
6. Сафонов К. Б. Этика профессий и корпоративный этос / К.Б. Сафонов [Электронный ресурс] // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2011. - № 8 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-professiy-i-korporativnyy-etos (дата обращения: 05.05.2021).
7. Смирнова Е. А. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. – 2014. - № 6. – С. 150-163.
8. Федоров А. А. Социальная ответственность сторон трудовых отношений / А.А. Федоров // Человек и труд. – 2003. - № 9. – С. 182-184.
9. Чеботарев О. Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа / О.Ю. Чеботарев // Социально-гуманитарное знание. – 2020. - № 4. – С. 341-349.
Вопрос-ответ:
Что такое корпоративная этика и профессиональная этика? Они всегда совпадают?
Корпоративная этика - это набор правил и ценностей, которые определяют поведение сотрудников внутри организации. Профессиональная этика - это совокупность норм и принципов, которые регулируют поведение и деятельность в определенной профессии. В некоторых случаях корпоративная этика и профессиональная этика могут совпадать, когда ценности и правила организации соответствуют ценностям и принципам определенной профессии. Однако, возможны ситуации, когда корпоративная этика и профессиональная этика могут расходиться, например, когда организация ставит в приоритет финансовые интересы, а профессиональная этика предполагает соблюдение принципов объективности и достоверности информации (в случае журналистов).
Чем специфическа профессиональная этика журналиста и как она кодифицируется?
Специфика профессиональной этики журналиста заключается в необходимости соблюдения принципов объективности, своевременности, достоверности и этики в области людских прав. Кодификация профессиональной этики журналиста может происходить через разработку профессионального кодекса, который определяет основные нормы и правила поведения журналистов. В кодексе могут быть указаны принципы соблюдения прав человека, отказ от пропагандистских методов, защита интересов общества и т.д.
Какая проблема возникает в соотношении профессиональной и корпоративной этики?
Проблема соотношения профессиональной и корпоративной этики заключается в том, что иногда интересы и ценности организации могут не совпадать с принципами и нормами, которые должен соблюдать работник определенной профессии. Например, журналист может столкнуться с ситуацией, когда его корпоративная этика требует публикации определенной информации, но профессиональная этика запрещает это из-за нарушения принципов объективности или защиты конфиденциальных данных. Таким образом, между профессиональной и корпоративной этикой может возникать конфликт интересов.
Какие основные составляющие системы корпоративной этики в компании?
Основными составляющими системы корпоративной этики в компании являются этика профессий сотрудников и корпоративная культура.
В чем заключается специфика профессиональной этики журналиста?
Специфика профессиональной этики журналиста заключается в том, что она регулирует поведение журналистов, их обязанности и ответственность перед обществом, а также принципы независимости и объективности в своей работе.
Как происходит кодификация профессиональной этики журналиста?
Кодификация профессиональной этики журналиста происходит через разработку и принятие этических кодексов, которые устанавливают основные нормы и принципы поведения журналистов, а также указывают на их обязанности и ответственность.
Какая проблема может возникнуть соотношения профессиональной и корпоративной этики?
Проблема соотношения профессиональной и корпоративной этики может возникнуть, если интересы и цели профессионального этического кодекса журналиста не совпадают с целями и политикой компании, которая может предъявлять свои требования и ограничения в рамках своей корпоративной этики.
Какая этика должна быть доминирующим элементом в системе корпоративной этики?
Доминирующим элементом в системе корпоративной этики должна быть профессиональная этика журналистов, так как она охватывает не только индивидуальную этику журналистов, но и определяет принципы и стандарты профессиональной деятельности в данной области.
Что такое корпоративная этика и профессиональная этика?
Корпоративная этика - это система ценностей, норм и правил поведения, которые определяются и принимаются внутри организации. Профессиональная этика - это набор норм и правил, принятых в определенной профессии и регулирующих поведение и деятельность профессионала.