Северное возрождение. Ян Ван эйк

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 14 14 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 07.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Описание эпохи Северного Возрождения 5
1.1 Периодизация 5
1.2 Культурно-исторический контекст эпохи Северного Возрождения 6
Глава 2. Живопись Северного Возрождения 8
2.1 Предпосылки развития живописи Северного Возрождения 8
2.2 Описание живописи Северного Возрождения 10
2.3 Наиболее известные представители живописи Северного Возрождения 11
Глава 3. Живопись Яна Ван Эйка 13
3.1 Биография Яна Ван Эйка 13
3.2 Развитие творчества Яна Ван Эйка 15
3.3 Гравюры Ян Ван Эйка в Эрмитаже 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Фрагмент для ознакомления

д.
В первой четверти XV в. в развитии западноевропейской живописи совершился коренной переворот: получила распространение станковая картина. Историческая традиция связывает его с творчеством братьев Ван Эйк — мастерами, профессиональное становление которых происходило, судя по особенностям их стиля, в сфере книжной живописи; считается что именно они разработали технику, основанную на последовательном использование оптических свойств масляных красок, наносимых прозрачными слоями на белый грунт, а также вели в красочный состав особые смолы и пигменты.
В XV в. Значительное распространение получили философские идеи Н. Кузанского, оказавшие влияние на Ван Эйка и других нидерландских художников. «Бог, существуя в единой Вселенной, пребывает о всех вещах», — писал Н. Кузанский, поэтому в самой малой частице видимого мира, какой бы она ни была, отражается весь Универсум, равно как и в микромире каждый человеческой души способен отразится макромир сотворенный божественной волей Вселенной. С субъективной точки зрения мыслями и кистью нидерландский художников руководила вера, но объективно они отражали реальный мир раскрывая идею прекрасного и божественного в будничном и повседневном, — предметах и явлений, природе и людях. Образ человека в нидерландском искусстве лишен героического начала; это всего лишь один из элементов совершенного мироздания, он скромен и благочестив и осознает себя ограниченной частью Вселенной.
Особое очарование живописи Ян Ван Эйка, также как и всей нидерландской живописи, заключается в том, что каждый предмет в ней наделён также и символическим смыслом, не совпадающие с его первичным значением или функцией.
Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 гг. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями.
Первой работой в религиозной тематике стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433 г., позже Ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436 г. явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 г. из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».
Конечно сегодня его больше знают как портретиста, его картины «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина» и прочие, сегодня являются предметом многих исследований.
Таким образом, можно вывести, что Ван Эйк явился не только основателем нового стиля, но и истинным новатором.


3.3 Гравюры Ян Ван Эйка в Эрмитаже

Автор настоящего исследования решил отойти от классического восприятия наследия Ван Эйка и Северного Возрождения в общем, сконцентрировав свое внимание на гравюрах Ян Ван Эйка представленных в собрании Государственного музея Эрмитаж. В их число входят: Мертвый Христос, Поклонение волхвов, Иоанн Креститель, Мадонна с книгой, Портрет неизвестного художника, Портрет мужчины с кольцом.
Как можно заметить, большую часть представляют религиозные сюжеты. Так, на работах Поклонение волхвов и Мадонна с книгой, изображение воплощает символическое уподобление Марии («Дома Божьего») Церкви, которая помимо всего прочего воплощает собой свет земной и душевный. Говоря о Церкви невозможно не указать Иоанна Крестителя, которому первоначально она была посвящена.
Как отмечалось ранее, Ян Ван Эйк был великим мастером портрета, что в очередной раз можно лицезреть на примере гравюр Портрет неизвестного художника и Портрет мужчины с кольцом. Ван Эйк одним из первых отказался от традиционно схемы профильного изображения, перейдя к трехчетверному повороту, который позволял лучше раскрыть характер портретируемого.
Каждая из представленных работ отличается своей проработанностью и детализацией. Поражает обилие драпировки и ее исполнение. Что в сопоставлении с его законченными шедеврами, подталкивает на мысль о том, что подготовительный рисунок на грунте играл одну из основных ролей в процессе написания картины. Именно в нем художник вырабатывал композиционное решение будущего произведения. Отличия подготовительных рисунков (на примере представленных гравюр), от окончательного варианта картины являются признаком творческих поисков художника. В подобной черте, по сути был осуществлен прорыв всего северного искусства в сторону натуроподобия и достоверности изображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное стоит обозначить следующие выводы:
— Северное Возрождение является отличным от Итальянского Ренессанса феноменом, который не может быть рассмотрен в разрыве от времени и исторических событий;
— Северное возрождение тесно связано с эпохой Реформаций;
— Отличительными чертами Северного Возрождения являются обращение к собственному опыту Средневековья (в частности романского и готического наследия) и народный колорит;
— Ряд исследователей считает, что Северного Возрождения не было, но была «Осень Средневековья», являющая собой логическое продолжение культуры Средних веков;
— Ян Ван Эйк является основателем Северного Возрождения в Нидерландах, но его жизненный путь остается тайной;
— Ван Эйк одним из первых стал подписывать свои картины и отказался от традиционно схемы профильного изображения, перейдя к трехчетверному повороту, который позволял лучше раскрыть характер портретируемого.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов М.В. Искусство. Книига для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — 544 с.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М.: Искусство-XXI век, 2014. – 448 с.
Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 128 с.
Реформация // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.05.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=14915&oldid=113976336 (дата обращения: 07.05.2021).
Хейзенга Й. Осень Средневековья. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. — 768 с.
Эрмитаж. Альбом. — СПб.: Медный всадник, 2012. — 304 с.
Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М., 2015. – С. 16.
Алпатов М.В. Искусство. Книига для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М., 1969. — С. 177-180.
Реформация // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.05.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=14915&oldid=113976336 (дата обращения: 07.05.2021).
Хейзенга Й. Осень Средневековья. — СПб., 2013. — 768 с.
Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М., 2015. — С. 5.
Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М., 2015. – С. 24-25.
Алпатов М.В. Искусство. Книига для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М., 1969. — С. 57.
Эрмитаж. Альбом. — СПб.: Медный всадник, 2012. — 304 с.











14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов М.В. Искусство. Книига для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — 544 с.
2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М.: Искусство-XXI век, 2014. – 448 с.
3. Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 128 с.
4. Реформация // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.05.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=14915&oldid=113976336 (дата обращения: 07.05.2021).
5. Хейзенга Й. Осень Средневековья. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. — 768 с.
6. Эрмитаж. Альбом. — СПб.: Медный всадник, 2012. — 304 с.

Вопрос-ответ:

Кто является наиболее известными представителями живописи Северного Возрождения?

Некоторыми из наиболее известных представителей живописи Северного Возрождения являются Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Иероним Босх и другие.

Какие предпосылки способствовали развитию живописи Северного Возрождения?

Одной из предпосылок развития живописи Северного Возрождения был рост производительности, который привел к развитию рынков и меценатства. Также важную роль сыграло распространение реформации и протестантизма, что привело к появлению новых тематик и требований для произведений искусства.

Какова была биография Яна ван Эйка?

Ян ван Эйк был известным нидерландским художником XV века. О его жизни известно немного, но известно, что он работал при дворе Бургундии и был придворным художником французского короля Филиппа Доброго. Он также славился своими новаторскими техниками живописи, такими как использование масляных красок и использование обратной перспективы в своих работах.

Как развивалось творчество Яна ван Эйка?

Творчество Яна ван Эйка развивалось с применением новаторских техник и стилей. Он был одним из первых художников, который широко использовал масляные краски, что позволяло ему достичь более насыщенных и глубоких цветовых эффектов. Он также изобрел и использовал обратную перспективу, создавая таким образом впечатление глубины и объема в своих работах.

Что было общим для живописи Северного Возрождения?

Общим для живописи Северного Возрождения было отличие от итальянской живописи путем более детального изображения, реализма и использования северной природы и культурных особенностей в качестве основных тем. Также важным элементом была тщательность и навыки мастерства художников в использовании масляных красок и создании перспективных эффектов.

Какие предпосылки привели к развитию живописи в эпоху Северного Возрождения?

Развитие живописи в эпоху Северного Возрождения было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это конец средневековой эпохи и смещение внимания от религиозной символики к обычной жизни людей. Во-вторых, развитие торговли и процветание городов способствовали разгулу искусства и спросу на произведения живописи. В-третьих, новые материалы, такие как масляные краски, дали возможность художникам создавать более реалистичные и детализированные произведения.

Кто является наиболее известными представителями живописи в эпоху Северного Возрождения?

Среди наиболее известных представителей живописи в эпоху Северного Возрождения можно назвать Яна Ван Эйка, Рогге Камерлинг Онескел и Альбрехт Дюрер. Ян Ван Эйк, в частности, считается одним из самых талантливых и влиятельных художников своего времени, его творчество оказало значительное влияние на развитие живописи.

Какие особенности присутствуют в живописи Яна Ван Эйка?

В живописи Яна Ван Эйка присутствуют несколько характерных особенностей. Во-первых, он отличался непревзойденным мастерством в создании детализированных и реалистичных портретов. Он также был одним из первых художников, кто использовал масляные краски, что позволило ему добиться более гладкого и насыщенного цвета в своих работах. Кроме того, Ян Ван Эйк был известен своим тщательным изучением перспективы и освещения, что делало его произведения особенно глубокими и проницательными.