Определение информационных рисков, опасностей, угроз.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 09.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Первоисточники информационной безопасности 7
1.2. Информационная безопасность на современном этапе существования института государства 13
Глава 2 Сущность современного понимания феномена информационного противостояния 20
2.1. Суть и трактовки понятий в категории информационно-психологического противоборства 20
2.2. Сущность государственной политики обеспечения информационной безопасности по источникам угроз, рисков и других безопасногенных факторов 26
Выводы 34
Список использованных источников 35
Утверждение наций в условиях фактического ограничения суверенитета и ускоренных интеграционных процессов, сохранение и развитие собственной идентичности и экономической возможности представляется как главное испытание ХХI столетия. Прогнозируемость и управляемость развития или полное поглощение и распад - таковы суровые альтернативы этого испытания.Насущной проблемой для России является необходимость ускорения формирования комплексной системы административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности, которая рассматривается как неотъемлемая часть организационно-правовой системы общества и государства. Прежде всего, остается неурегулированной нормативно-правовая база в этой сфере, организационно-функциональная структура носит фрагментарный характер, система общегосударственного управления и координации деятельности государственных и общественных институтов с обозначенной проблемы не сформирована.Таким образом, информационная безопасность в начале XXI века занимает видное место в системе национальной безопасности, является важнейшим системоформирующим фактором всех ее составляющих, обуславливает особую актуальность по проведению фундаментальных научных исследований этой проблематики.Современный опыт ведущих стран свидетельствует о том, что совершенствование системы безопасности и ее инной составляющей осуществляется на основе системного икомплексного анализа реальных и потенциальных угроз и опасностей. Одним из важнейших вопросов относительно формирования как общей теории национальной безопасности, в том числе и ее информационной составляющей, так и системы их обеспечения, является формирование понятийно-категориального аппарата этой сферы деятельности, тонкости таких понятий, как угроза, опасность, вызов и риск.В целом нынешние исследователи проблем национальной безопасности не пришли к согласию относительно выделения и обоснования четких критериев по отнесению и идентификации тех или других явлений и событий: или то угроз, или то опасностей, или то вызовов, или то рисков. Условно взгляды исследователей можно разделить на три группы. Первая - выделяет три элемента системы опасностей, которые объединены в следующие группы: опасности, риски и угрозы. Так, М. Алешенков и Б. Родионов определяют: опасность - как возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести частичный вред или даже уничтожить человека, социальную группу, народ, общество, государство и человеческую общность; риск - возможная опасность неудачи действий, что используются, или сами действия, связанные с такой опасностью; угроза – опасность на стадии перехода из возможности вдействительность.К первой группы исследователей можно отнести интерпретацию видов угрозосуществленную российским исследователем П. Беловым, который определяет следующую триаду: опасность-угроза-вызов. Причем опасность понимается как возможность причинения вреда, угроза уже - действующая опасность, а вызов - проявление угрозы, которая требует соответствующего реагирования.Вторая группа исследователей предлагает различить четыре элементы системы опасностей: риск вызов, опасность, угроза. В частности, В. Манилов предлагает следующую классификацию системы опасностей: риск - существование или возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки противодействия реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности; вызов - противодействие осуществлению национальных интересов и целей и др.; опасность - нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах; угроза - непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные рамки и касается суверенитета, территориальной целостности, государственности и др.К третьей группе исследователей можно отнести тех, которые выделяют пять и более элементов безопасногенних факторов. Так, В. Ярочкин предлагает следующую иерархию угроз: чрезвычайные ситуации, кризисные ситуации, критические состояния, угрозы, дестабилизирующие факторы.На основании анализа модели концептуальных подходов к определению понятия «угроза», можно считать, что содержание этого понятия дает возможность выяснения всего категорийного ряда безопасногенных факторов. Угроза может быть выражена как официально, так и неофициально, причем как непосредственно объектом, так и через третью сторону. Реальной она становится уже в момент ее идентификации. Необходимым условием угрозы является реальность. Должны существовать реальные опасения воплощения в жизнь такой угрозы.Реальность угрозы может проявляться как характеристика самого субъекта угрозы (постоянное совершение им актов терроризма, диверсий, проведения информационных войн, возможность нарушения норм международного права и т.д.). В то же время этоне означает, что субъекты угрозы намерены обязательно довести ее до исполнения. Поэтому определение реальности угрозы является задачей составной и требует отработки всей системы идентификации дестабилизирующих факторов как угроз. При этом целесообразно заметить, что «угроза», должна быть реальной, связанной с наличием опасений относительно воплощения в жизнь такой угрозы. В то же время данная характеристика содержит и такие элементы как: возможность, существование в потенции определенных угроз, которые могут быть реализованы субъектом угроз только при определенных обстоятельствах, внешнем и внутреннем положении общества, страны, интересов инициатора угроз и тому подобное. Поэтому можно считать, что угрозы национальным интересам, национальной безопасности, и ее составляющей информационных безопасности, должны рассматриваться как реальные, так и потенциальные. Для идентификации безопасногенних факторов, их расположение в категорийном ряду, определения содержательной сущности понятия лишь «угроза» недостаточно. Принципиальным вопросом является концептуальный подход к характеристике такого элемента неопасностей как «вызов», который можно определить как сложный элемент угрозы, стремление одного объекта к противодействию другому объекту в реализации его интересов. Вызов представляет собой следующую, после риска, стадию эскалации напряжения между объектами.Методологически правильным, а практически - целесообразным будет положенный в основу классификации системы опасностей принцип, по которому угрозе должен предшествовать риск, а опасности - вызов, и таким образом целесообразнее рассмотреть следующую классификацию системы опасностей для национальных интересов России (по возрастающей): риск-угроза-вызов-опасность. Таким образом, структурный ряд опасных факторов можно изложить следующим образом:риск - существование или же возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылка (накапливается потенциал) противодействия реализации национальных ценностей, интересов и целей обеспечения национальной безопасности;угроза - непосредственная угроза причинения вреда жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные рамки и затрагивает основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальная целостность; вызов - противодействие реализации национальных ценностей, интересов и целей, решению задач обеспечения национальной безопасности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатических действий, торгово-экономической экспансии и тому подобное; опасность - причинение вреда важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах. Поддерживая такую классификацию структурного ряда безопасногенных факторов, целесообразно внести определенные изменения в содержание и характеристики некоторых из них. При этом, безусловно, нужно учитывать то, что вызов условно можно определить как проблемы, которые постоянно возникают в течение определенного исторического периода развития перед социальным объектом, не имеют четкого механизма решения и не нуждаются в немедленном вмешательстве, не любая проблема есть вызовом; вызовы конкретные во времени и пространстве, они существуют для конкретной страны, в конкретной фазе развития, что вызовы приобретают политического значения в меру их восприятия такими.Рассмотрим структурный ряд безопасногенныхфакторов в следующей последовательности: риск- гроза-вызов-опасность.Риск - это первый, выходной небезопасный этап, связанный с существованием или же возможностью возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки противодействия реализации национальных ценностей, интересов и целей обеспечения национальной безопасности. С такой содержательной сущностью этого безопасногенного фактора можно согласиться.Целесообразно также обратить внимание на то, что определенный риск существует для любой страны на протяжении всего исторического периода для политической стабильности, социально-экономического развития, государственности и тому подобное. Риск всегда обусловлен, как правило, взвешенной внутренней и внешней политикой, отсутствием устойчивого развития страны и других недостатков, которые являются следствием недостаточного осознания или игнорирования как исторических, так и современных реалий, связанных с глобализационными процессами цивилизационного развития, недостаточным учетом собственных возможностей и безопасногенных параметров окружающей среды. Необоснованный риск в основном порождает потенциальные и реальные угрозы, которые могут быть реализованы при определенных обстоятельствах.Угроза. Этот безопасногенний фактор целесообразно рассматривать как возможность потенциального и реального применения против как отдельных субъектов и объектов, так и страны, группы стран широкого спектра негативных воздействий: политико-дипломатических, финансово-экономических, военных, информационных и тому подобное.Также потенциальные и реальные угрозы необходимо разделять на внутренние и внешние. Потенциальные угрозы как безопасногенныефакторы могут быть реализованы при наличии соответствующих условий и не требуют немедленных соответствующих акций по их предупреждению или нейтрализации. Потенциальные угрозы учитываются при разработке текущих и перспективных планов и программ. Реальные угрозы требуют немедленного принятия комплекса мер, применения адекватных характеру угроз сил и средств. Необходимо обратить внимание на то, что всегда существует разница между реальностью и ее осознанием, что угрозы могут быть завышенными, заниженными, надуманными. Вызов - это безопасногенныйфактор, который передает опасности и является начальным этапом ее реализации в форме негативных политико-дипломатических, финансово-экономических, информационных воздействий, демонстрации военной силы и др. Вызовы могут иметь как исторические признаки, связанные с определенными периодами цивилизационного развития, так и современными глобальными трансформациями, интересами ведущих стран мира и тому подобное.Общими выводами относительно такого безопасногенногофактора, которым является вызов, целесообразно считать, что он имеет как исторические основы и признаки, так и современные. Они могут следовать из последствий прошлого противостояния между государствами и коалициями государств, а также сопровождать современный этап цивилизационного развития, связанный с глобализационными процессами, кризисными явлениями, стремлением сверхдержав, коалициями государств и более развитыми странами решать собственные интересы за счет интересов более слабых стран. Во внутригосударственном противостоянии решение политическими партиями, экстремистскими и уголовнымигруппировками собственных интересов и амбиций за счет интересов других субъектов общества. Вызов является начальным этапом любого конфликта и противостояния, и это еще одна особенность этого безопасногенногофактора, на котором сторона инициатор противостояния (конфликта) делает заявление о претензии к противоположной стороне и выдвигает требования с целью достижения как своих локальных, так и целей, выходящих за локальные рамки.В случаях, если сторона инициатор противостояния (конфликта) не может достичь своих целей мерами и средствами на этапе безопасногенногофактора, вызов может перерасти в полномасштабную реализацию угроз, то есть привести к этапу «опасность». Таким образом, опасность в структуре категорического ряда безопасногенных факторов является наивысшим этапом с точки зрения негативных последствий его применения. «Опасность» с точки зрения как филологической, так и диалектической, является понятием противоположным понятию «безопасность», аналогично как добро и зло, больной-здоровый, твердый-мягкий и др.Таким образом, опасность - это непосредственная реализация угрозы, причинение вреда жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности как в ограниченных целях, так и с целью свержения конституционного строя, усенчения суверенитета, территориальной целостности и других крупномасштабных целей.ВыводыСистемный и комплексный подход в сфере информационной безопасности должен предусматривать полное осознание источниковугроз и других безопасногенныхфакторов касательно содержательной сущности государственной политики безопасности и ее обеспечения. Исследования угроз должны быть основанием для административного-правового определения полномочий и функций, регулирования отношений в этой сфере деятельности, формирования системы организационного обеспечения информационной безопасности.Целесообразность осознание и закрепление в соответствующих политико-правовых решениях всего спектра угроз и опасностей имеет важное значение как для обеспечения национальной безопасности, так и информационной безопасности России. Только на основе очерченных и осознанных безопасногенныхфакторов (рисков, потенциальных и реальных угроз, вызовов и опасностей) можно сформировать систему безопасности, противодействовать и нейтрализовать реакцию против России разных по содержанию и наполненности опасностей. А также очень важно осознание государственными и общественными институтами элементарных выходных установок: от кого и от чего необходимо защищаться, против кого осуществлять оборону или наступательную информационную войну и внедрять другие меры противодействия. А это дает возможность определить силы, средства, меры для противостояния с инициаторами применения против России любых безопасногенныхфакторов.Список использованных источниковАкопян, Н. А. Опыт информационно-психологических войн в современных электронных СМИ // Медиа-среда 2 (2020).Алешенков, М., Родионов Б. И. Секьюритология (наука о сохранении и защите ноосферы и человечества) // Основы безопасности жизнедеятельности 4 (2006): 15-19.Афонцев, С. А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России 3 (51) (2020).Барсукова, К. Э. Концепция упреждающих войн во внешней политике США на современном этапе. Diss. Сибирский федеральный университет, 2020.Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование // (2014): 728-728.Бергсон Анри, Блауберг И. И. "Собрание сочинений." (1992).Бредихин, А. В., Медовкина Л. Ю. Ретроспектива информационной политики США (1945–2019 гг. (2021).Драчева, Н. А. Информационная война как разновидность манипуляции // Проблемы развития современного общества. 2021.Дяткинская, Д. Д. Понятие информационных войн в современной научной мысли // Студенческое сообщество и современная наука. 2020.Ильичева, М. В., Петер Кремер. Информационная война в условиях цифровизации: геоэкономический ракурс // Информационные войны 1 (2021): 25-30.Калинина, Е. В. "Категория" информационной войны" в контексте национальной и международной безопасности." Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского 1 (2020).Лумпов, В. И., and А. А. Мишин. "Взгляды военно-политического руководства США и других стран НАТО на сущность и содержание «гибридных» войн." Вестник НИЦ ВА РВСН 1 (2020): 117-128.Луценко, А. Б. Гуго де ГроотГроций «О справедливой войне» // Вопросы юриспруденции. 2015. С.116-120.Любчак, В. П. Информационно-психологическая война: угроза российскому обществу // Теория и практика современной аграрной науки. 2020.Назаров, В. П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть 1 (2020).Рассел Бертран, Целищев В. В.. История западной философии: И ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Изд. Новосибирского Университета, 1997.Сагайдачная, К. А., Зубарева Е.А. "Использование социальных сетей в интернет-пространстве в качестве инструмента в информационной войне." Социально-экономические и гуманитарные науки. 2020.Самарская, Е. А. Политика в индустриальном обществе: А. де Сен-Симон и П.-Ж. Прудон // Философия и культура 6 (2010): 68-77.Сержантов, А. В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная мысль 1 (2021).Смагин, Ю. Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2.1 (2012).Соловьев, А. А. Информационное противоборство и его развитие в современном мире / А. А. Соловьев, Т. А. Юрина // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО «СибАДИ», Омск, 03–04 декабря 2020 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. – С. 797-802.Стадник, А. Н., Лозовский Н.В. Информационное противоборство - разработка рекомендаций по подготовке военных специалистов по защите от информационных воздействий в киберпространстве // Вестник военного образования 2 (29) (2021).Старцева, А. Ю. Информационные войны против России в 21 веке. Diss. Сибирский федеральный университет, 2020.Толстенко, А. М. «Политический разум» Никколо Макиавелли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2009. №4.Юсупов, Р. М. Наука и национальная безопасность. Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука, 2011.Якимчук, В. В. Понятие гибридной и информационной войн в российской и зарубежной литературе // Скиф. Вопросы студенческой науки 8 (48) (2020).27. Ярочкин, В. И. "Секьюритология–наука о безопасности жизнедеятельности." М.: Ось-89 (2000): 115.
1. Акопян, Н. А. Опыт информационно-психологических войн в современных электронных СМИ // Медиа-среда 2 (2020).
2. Алешенков, М., Родионов Б. И. Секьюритология (наука о сохранении и защите ноосферы и человечества) // Основы безопасности жизнедеятельности 4 (2006): 15-19.
3. Афонцев, С. А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России 3 (51) (2020).
4. Барсукова, К. Э. Концепция упреждающих войн во внешней политике США на современном этапе. Diss. Сибирский федеральный университет, 2020.
5. Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование // (2014): 728-728.
6. Бергсон Анри, Блауберг И. И. "Собрание сочинений." (1992).
7. Бредихин, А. В., Медовкина Л. Ю. Ретроспектива информационной политики США (1945–2019 гг. (2021).
8. Драчева, Н. А. Информационная война как разновидность манипуляции // Проблемы развития современного общества. 2021.
9. Дяткинская, Д. Д. Понятие информационных войн в современной научной мысли // Студенческое сообщество и современная наука. 2020.
10. Ильичева, М. В., Петер Кремер. Информационная война в условиях цифровизации: геоэкономический ракурс // Информационные войны 1 (2021): 25-30.
11. Калинина, Е. В. "Категория" информационной войны" в контексте национальной и международной безопасности." Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского 1 (2020).
12. Лумпов, В. И., and А. А. Мишин. "Взгляды военно-политического руководства США и других стран НАТО на сущность и содержание «гибридных» войн." Вестник НИЦ ВА РВСН 1 (2020): 117-128.
13. Луценко, А. Б. Гуго де Гроот Гроций «О справедливой войне» // Вопросы юриспруденции. 2015. С.116-120.
14. Любчак, В. П. Информационно-психологическая война: угроза российскому обществу // Теория и практика современной аграрной науки. 2020.
15. Назаров, В. П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть 1 (2020).
16. Рассел Бертран, Целищев В. В.. История западной философии: И ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Изд. Новосибирского Университета, 1997.
17. Сагайдачная, К. А., Зубарева Е.А. "Использование социальных сетей в интернет-пространстве в качестве инструмента в информационной войне." Социально-экономические и гуманитарные науки. 2020.
18. Самарская, Е. А. Политика в индустриальном обществе: А. де Сен-Симон и П.-Ж. Прудон // Философия и культура 6 (2010): 68-77.
19. Сержантов, А. В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная мысль 1 (2021).
20. Смагин, Ю. Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2.1 (2012).
21. Соловьев, А. А. Информационное противоборство и его развитие в современном мире / А. А. Соловьев, Т. А. Юрина // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО «СибАДИ», Омск, 03–04 декабря 2020 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. – С. 797-802.
22. Стадник, А. Н., Лозовский Н.В. Информационное противоборство - разработка рекомендаций по подготовке военных специалистов по защите от информационных воздействий в киберпространстве // Вестник военного образования 2 (29) (2021).
23. Старцева, А. Ю. Информационные войны против России в 21 веке. Diss. Сибирский федеральный университет, 2020.
24. Толстенко, А. М. «Политический разум» Никколо Макиавелли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2009. №4.
25. Юсупов, Р. М. Наука и национальная безопасность. Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука, 2011.
26. Якимчук, В. В. Понятие гибридной и информационной войн в российской и зарубежной литературе // Скиф. Вопросы студенческой науки 8 (48) (2020).
27. Ярочкин, В. И. "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности." М.: Ось-89 (2000): 115.
Вопрос-ответ:
Что такое информационные риски?
Информационные риски - это возможность возникновения негативных последствий в результате воздействия угроз на информацию и информационные системы организации.
Какие могут быть опасности и угрозы информационной безопасности?
Опасности и угрозы информационной безопасности могут быть различными: это могут быть кибератаки, вирусы и вредоносные программы, утечка конфиденциальной информации, несанкционированный доступ к системам и т.д.
Какова роль первоисточников информационной безопасности?
Первоисточники информационной безопасности играют важную роль в обеспечении безопасности информации и информационных систем. Они определяют стратегию, методы и технологии защиты информации от угроз и рисков.
Как определить информационные риски и угрозы?
Определение информационных рисков и угроз требует анализа существующих уязвимостей системы, возможных угроз и потенциальных последствий их реализации. Для этого используются специальные методы и техники анализа.
Какова суть государственной политики обеспечения информационной безопасности?
Суть государственной политики обеспечения информационной безопасности заключается в создании системы мер и механизмов по защите информации и информационных систем от угроз и рисков. Она включает в себя разработку законодательства, организацию обучения и сертификации специалистов, создание специализированных организаций и т.д.
Какие причины могут привести к информационным рискам и угрозам?
Информационные риски и угрозы могут возникать по разным причинам: это могут быть технические ошибки или сбои в системе, недостаточная защита информации, а также действия злоумышленников, которые могут попытаться получить доступ к конфиденциальным данным или вредоносными программами атаковать информационные системы.
Какие меры можно принять для предотвращения информационных рисков и угроз?
Для предотвращения информационных рисков и угроз необходимо принять ряд мер. Важно обеспечить надежную защиту информационной системы, установить и регулярно обновлять антивирусное программное обеспечение, контролировать доступ к конфиденциальным данным, проводить обучение и аудит безопасности, а также регулярно делать резервные копии информации.
Каковы последствия информационных рисков и угроз?
Последствия информационных рисков и угроз могут быть разными в зависимости от ситуации. Это может быть утечка конфиденциальной информации, потеря данных, нарушение работоспособности информационной системы, ущерб для репутации организации, а также материальные потери. Кроме того, информационные риски и угрозы могут привести к нарушению прав и свобод граждан, а также к угрозе национальной безопасности.