Цифровые технологии в управлении организационным поведением
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Подходы к определению организационного поведения 3
2. Механизмы управления организационным поведением 10
3. Роль организационного поведения в управлении предприятием в условиях цифровизации 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27
А., Гореликова – Китаева О.Г. [2; 3]. Одним из важнейших элементов этого механизмов является управление организационным поведением персонала. Более ста лет назад менеджеры обратили внимание на зависимость эффективности работы компании от непосредственного отношения самих работников ксвоей компании. Это было первым подтверждениемтого значимого факта, что человеческий ресурс стал играть важнейшую роль – быть и всегда оставаться в будущемодним из наиболее значимых конкурентных преимуществ любого предприятия. Современные тенденции цифровизации экономики требуют от руководства и производственного персонала компаний оперативных преобразований и адаптации к быстро изменяющимся внешним и внутренним условиям производства. Такая задача может быть решена только на основе обеспечения новых подходов к формированию кадровой политики, нацеленной на преобразования как организационной системы в целом, так и организационного поведения персонала, на повышение уровняготовности персонала к восприятию и решению современных задач формирования высокотехнологичного производства идостижениялидирующих конкурентных позиций организации. Вопросы, касающиеся исследования сущности, места и роли организационного поведения персонала в системе управления организацией, достаточно широко представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых. Но в подавляющем большинстве в них приоритет отводится социально-психологическому аспекту взаимодействия в производственных группах и между отдельными индивидами. Однако, цифровизация экономики, являющаяся специфической особенностью современных условий формирования системы организационного поведения, пока еще исследована недостаточно полно, что предопределяет необходимость исследований в области выработки новых инструментов совершенствования системы. Исходя из этого, проблема формирования новых подходов, методов и инструментов организационного поведения персонала становится особенно актуальным предметом научных исследований не только в экономической науке, но и в психологии, этике, социологии и др. На механизм управления организационным поведением персонала накладывают заметный отпечаток также национальные традиции, обычаи, нормы и правила поведения в обществе и др. Поэтому авторы считают, что основными точками преобразований в системе организационного поведения в условиях цифровизации выступают: – точки зрения персонала – мотивы работников, ценностные ориентации, установки, уровень удовлетворения мотивационной сферы, преданность организации; –коллективная точка зрения организации, определяющая ценностный подход в формировании организационного поведения персонала; –личность руководителя, стиль руководства, отношение к сотрудникам, внимание администрации к работникам; –профилактика конфликтов и стрессовых ситуаций в производственной деятельности, степень доверия сотрудникам; –организационное высокотехнологичное развитие, цифровой ориентир экономической политики организации. Исходя из обозначенных точек преобразований организационного поведения в условиях цифровизации, авторам представляется правомерным, что на сегодня стратегическими направлениями выработки новых инструментов управления организационным поведением могут являться: – совершенствование системы самоменеджмента, позволяющей сформировать эффективный механизм мотивации руководящего состава менеджеров организации; –совершенствование системы мотивации производственного персонала в получении и практическом применении новых инновационных компетенций; – формирование новой системы ценностей в производственном коллективе; – разработка новых методов нематериальной мотивации производственного персонала в повышении производительности труда и эффективности производства; – культивация индивидуального подхода к каждому работнику в формировании его представлений о производственной культуре производственных целей и миссии организации; – формирование системы организационного поведения через ценностный подход, направленный на каждого конкретного работника, на формирование у него чувства ответственности за результаты труда и отношения к достижениям компании как к своим личным достижениям; – необходимость в приобретении нового уровня теоретических и практических знаниях по проблеме управления организационным поведением персонала в условиях цифровизации. Считаем, что реализация предложенных стратегических направлений формирования новых инструментов совершенствования системы организационного поведения позволит преодолеть сложные проблемы преобразований в системе организации и организационного поведения, которые несут в себе цифровые преобразования во всем производственном процессе. Достижение целей, указанных в документах стратегического планирования Российской Федерации [4] подразумевает структурную трансформацию экономики Российской Федерации, основывающуюся на широком внедрении цифровых технологий в производственные и управленческие процессы. В подобных условиях уровень квалификации персонала является одним из ключевых факторов, обусловливающих конкурентоспособность на микрои мезоэкономическом уровнях. Дополнительные конкурентные преимущества получают фирмы, способные сформировать эффективную корпоративную систему повышения квалификации сотрудников, позволяющую обеспечить достижение кратко-, средне- и долгосрочных целей развития хозяйствующего субъекта. С учётом сказанного, не подлежат сомнению актуальность и своевременность научных исследований, анализирующих направления использования цифровых технологий в контексте повышения квалификации персонала организации. В настоящее время цифровизация является глобальным процессом, затрагивающем все отрасли экономики. По мнению Е.И. Белоноговой, «внедрение современных цифровых инструментов во всех сферах жизни способствует появлению новых профессий и рабочих мест, не существовавших ранее» [2]. Т.Ю. Анопченко, Е.И. Лазарева, Д.С. Лозовицкая, А.Д. Мурзин подчёркивают, что «Глобальные информационные сети и всеобъемлющая автоматизация, переход к информационно-мобильному обществу, всё в большей мере опирающемуся на технологии «high-hume», кардинально меняют парадигму конкуренции на информационную парадигму» [1]. Как считают аналитики «McКinsey», одной из основных тенденций мировой экономики в настоящее время является постоянная автоматизация производственных, управленческих, рабочих процессов. К 2036-му году удельный вес цифровых операций при осуществлении рабочей деятельности увеличится до 50% [5]. Подобная тенденция детерминирует широкомасштабные структурные изменения, а также ставит перед менеджментом фирмы новые вызовы, одним из которых является необходимость адаптации системы управления к современным реалиям, в том числе посредством непрерывного развития человеческого капитала. Это, в свою очередь, ставит задачу интенсификации инструментов повышения квалификации сотрудников. В таблице представлен сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации персонала организации. Сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации персонала организации показывает, что имеющиеся у цифровых (как и любых других) инструментов повышения квалификации сотрудников являются менее значимыми по сравнению с преимуществами. Также отметим, что вследствие использования для развития человеческого капитала организации цифровых технологий, формируется экономический эффект, выражаемый в сокращении издержек, связанных с оплатой образовательных продуктов, доставкой, размещением слушателей к месту повышения квалификации, страховкой и т.п. Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы: 1. Развитие цифровых технологий открывает для хозяйствующих субъектов новые возможности, связанные с усилением конкурентных преимуществ на рынке за счёт повышения квалификации персонала. В настоящее время в Интернете имеется множество цифровых образовательных продуктов со свободным бесплатным доступом, которые можно в целях развития человеческого капитала организации. Экономический эффект подобной практики заключается в минимизации издержек, связанных с повышением квалификации персонала. 2. Практика показывает, что цифровые инструменты повышения квалификации не могут заменить очный формат обучения в тех видах деятельности, где необходимы практические навыки материального производства. Вместе с тем, цифровой инструментарий позволяет дополнить корпоративные программы переподготовки, развития кадров и значительно повысить их эффективность при сокращении общих затрат хозяйствующего субъекта по данному направлению. 3. На современном этапе перед менеджментом организации стоит задача создания корпоративной системы непрерывного образования персонала, эффективно сочетающей очные и цифровые инструменты повышения квалификации. Решение подобной задачи позволяет организации выйти на качественно новый уровень развития, значительно усилить свои конкурентные преимущества на рынке, а также инвестиционную привлекательность. ЗаключениеСегодня цифровизация почти каждый день занимает все более заметное место в жизни человека, в управлении современными организациями. Поэтому неудивительно, что цифровые технологии проникли (и успешно используются) в сфере управления человеческими ресурсами (HR (HumanResource) - Digital). Идеи цифровизации в Российской Федерации активно поддерживаются на государственном уровне. Например, с 1 января 2020 года российские работодатели обязаны хранить данные о занятости своих сотрудников в электронном виде (так называемые «электронные» трудовые книжки). На основании этих данных работодатели должны предоставить в Пенсионный фонд РФ данные о приеме на работу сотрудников (прием, перевод, увольнение). Чем крупнее компания, тем активнее она обычно использует различные возможности по цифровизации используемых кадровых технологий, что связано с большим количеством сотрудников. Цифровые технологии также очень активно используются в управлении персоналом организаций, основная деятельность которых связана с информационными технологиями (IT-компании и стартапы). В первую очередь, с помощью специальных сервисов и программного обеспечения автоматизируются рутинные задачи: ведение кадрового учета, заполнение справок, ведение статистики, выполнение расчетов и построение диаграмм. Такая автоматизация снижает нагрузку на специалистов, а в некоторых случаях даже сокращает работу отдела кадров. Кроме того, некоторые компании используют более широкий набор цифровых инструментов. Рассмотрим различные цифровые технологии на примере конкретных организаций. Достаточно распространенный и широко используемый сегодня инструмент - это боты (термин происходит от термина «робот»), которые понимаются как автоматизированные агенты, которые работают на онлайн-платформах и принимают решения без вмешательства человека. Одна из разновидностей - HR-боты, то есть боты, используемые в управлении человеческими ресурсами. Есть три класса HR-ботов: 1) поисковые; 2) коммуникативный (поддерживает письменное и устное общение); 3) синтетический (сочетающий первые два вида).Список используемой литературы1. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, ТК Велби, 2015. - 360 c.2. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2015. - 464 c.3. Игошина, С. Д. Резник. И. А. Игошина Организационное поведение / С. Д. Резник. И. А. Игошина Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 256 c.4. Карташова Организационное поведение / Карташова, Л.В. и. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 219 c.5. Карташова, Л. В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 c.6. Карташова, Л. В. Организационное поведение / Л.В. Карташова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 160 c.7. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.8. Организационное поведение. - М.: Бахрах-М, 2016. - 752 c.9. Попов, С. Г. Организационное поведение / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2016. - 112 c.10. Резник, С. Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 464 c.11. Семиков, В.Л. Организационное поведение / В.Л. Семиков. - М.: Рид Групп, 2017. - 844 c.12. Сурков, С. А. Люди на работе. Учебник по организационному поведению / С.А. Сурков. - М.: Дело и сервис, 2016. - 304 c.13. Шапиро, С. А. Организационное поведение / С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2017. - 352 c.
Список используемой литературы
1. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, ТК Велби, 2015. - 360 c.
2. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2015. - 464 c.
3. Игошина, С. Д. Резник. И. А. Игошина Организационное поведение / С. Д. Резник. И. А. Игошина Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 256 c.
4. Карташова Организационное поведение / Карташова, Л.В. и. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 219 c.
5. Карташова, Л. В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 c.
6. Карташова, Л. В. Организационное поведение / Л.В. Карташова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 160 c.
7. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
8. Организационное поведение. - М.: Бахрах-М, 2016. - 752 c.
9. Попов, С. Г. Организационное поведение / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2016. - 112 c.
10. Резник, С. Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 464 c.
11. Семиков, В.Л. Организационное поведение / В.Л. Семиков. - М.: Рид Групп, 2017. - 844 c.
12. Сурков, С. А. Люди на работе. Учебник по организационному поведению / С.А. Сурков. - М.: Дело и сервис, 2016. - 304 c.
13. Шапиро, С. А. Организационное поведение / С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2017. - 352 c.
Вопрос-ответ:
Что такое организационное поведение?
Организационное поведение - это изучение и анализ поведения людей внутри организации, их взаимодействия и влияния на достижение целей организации. Оно исследует различные аспекты поведения, такие как мотивация, коммуникация, руководство, конфликты и другие факторы, которые влияют на работу организации.
Какие подходы существуют к определению организационного поведения?
Существует несколько подходов к определению организационного поведения. Один из них рассматривает его как науку о том, как определенные факторы внутри организации влияют на поведение людей. Другой подход относит организационное поведение к области управления, рассматривая его как процесс управления людскими ресурсами в организации. Еще один подход рассматривает организационное поведение как фактор, определяющий работу организации и ее эффективность.
Какие механизмы используются для управления организационным поведением?
Для управления организационным поведением используются различные механизмы. Например, одним из них является мотивация персонала через различные стимулирующие меры, такие как повышение зарплаты, премии и поощрения. Еще одним механизмом является создание эффективной системы коммуникации внутри организации, которая позволяет быстро и эффективно передавать информацию между сотрудниками. Также используются механизмы обучения и развития персонала, а также системы руководства и контроля за выполнением задач.
Какова роль организационного поведения в условиях цифровизации?
В условиях цифровизации организационное поведение играет важную роль в управлении предприятием. Цифровые технологии изменяют способы работы и взаимодействия сотрудников, а значит требуется адаптация организационного поведения к новым условиям. Организационное поведение помогает развивать навыки и компетенции персонала, необходимые для работы с новыми технологиями. Оно также способствует эффективной коммуникации и сотрудничеству между сотрудниками, что является ключевым фактором успеха в цифровой экономике.
Какие подходы существуют к определению организационного поведения?
Существуют различные подходы к определению организационного поведения. Один из них представляет организационное поведение как науку, которая изучает влияние индивидуальных, групповых и организационных факторов на поведение сотрудников в контексте работы в организации. Другой подход рассматривает организационное поведение как систему, которая включает в себя знания, оценки и умения сотрудников, а также структуру и культуру организации. Третий подход подчеркивает роль лидерства в организационном поведении и считает, что поведение сотрудников в значительной степени зависит от стиля и особенностей руководителя.
Какие механизмы могут быть использованы для управления организационным поведением?
Для управления организационным поведением могут быть использованы различные механизмы. Например, одним из них является система мотивации, которая включает в себя различные стимулы и поощрения для сотрудников. Еще одним механизмом является система обратной связи, которая позволяет оценивать поведение сотрудников и корректировать его при необходимости. Также для управления организационным поведением используются различные программы обучения и развития персонала, которые помогают сотрудникам развивать необходимые навыки и компетенции.
Какую роль организационное поведение играет в управлении предприятием в условиях цифровизации?
В условиях цифровизации организационное поведение играет особую роль в управлении предприятием. Цифровые технологии существенно меняют организационную среду, влияют на взаимодействие между сотрудниками и требуют новых навыков и компетенций. Организационное поведение позволяет адаптироваться к этим изменениям, эффективно использовать цифровые инструменты и создавать современную, гибкую и инновационную рабочую среду. Оно также помогает управлять командой и мотивировать сотрудников в условиях цифровой трансформации.
Какие подходы существуют к определению организационного поведения?
Существует несколько подходов к определению организационного поведения. Некоторые авторы рассматривают организационное поведение как область знаний, изучающую поведение людей в организационных структурах. Другие подходы рассматривают организационное поведение как совокупность процессов и практик, направленных на управление поведением персонала в организации.
Какие механизмы существуют для управления организационным поведением?
Для управления организационным поведением используются различные механизмы. Это может быть система мотивации и стимулирования персонала, система обратной связи и оценки результатов работы, система обучения и развития сотрудников. Также важным механизмом является эффективное коммуникационное взаимодействие в организации.
Какую роль организационное поведение играет в управлении предприятием в условиях цифровизации?
В условиях цифровизации организационное поведение играет особенно важную роль в управлении предприятием. Благодаря цифровым технологиям становится возможным собирать и анализировать большое количество данных о поведении персонала, что позволяет более эффективно управлять и развивать организацию. Также цифровые технологии позволяют улучшить коммуникацию и сотрудничество внутри организации и с внешними партнерами.