Культурология
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общее понятие культуры 5
Глава 2. Основные понятия концепции З. Фрейда 9
Глава 3. Личность и культура в концепции З. Фрейда 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
В целях достижения относительно гармоничного коллективного бытия людей, культура вынуждена также изобретать техники направленной агрессивности (в частности, выбор объекта агрессии).Однако наиболее широкое поле агрессивности находится внутри каждого отдельно взятого индивида. История развития человека демонстрирует процесс борьбы культуры с влечением к агрессии. Задача культуры состоит в заключении агрессии внутрь человека – другими словами, агрессия начинает направляться против собственного «Я». Далее, по мысли З. Фрейда, она перехватывается той частью «Я», которая противостоит другим частям как «Сверх-Я», и в форме совести использует против «Я» то же стремление к агрессии, которое при отсутствии сдерживающих факторов было бы направлено на других индивидов.Соответственно, внутри каждого индивида в виде совести присутствует действующий «агент» культуры – своеобразная внутренняя платформа влияния культуры, которая помещается между «Сверх-Я» и подчиненным ему «Я».Принимая данное положение, З. Фрейд закономерно отвергает тезис о врожденности совести человека, как исходной способности различать добро и зло. Внутренняя система распределения явлений на «добрые» и «злые» обуславливается внешним определяющим (культурным) влиянием.Поскольку зачастую те явления, которые культурным влиянием определяются как негативные («зло»), по отношение к «Я» выступают не только как неопасные, но и как желаемые, то необходим принудительный мотив, который мог бы качественно перестроить внутренний мир человека, ориентировав его на появление чувства вины, как конфликтной области между «Я» и внешним авторитетом, что получает выражение в страхе наказания. Таким мотивом выступают страх потери уважения со стороны окружающих, утраты любви и др. На данном этапе совесть представляет собой неосознаваемый разумом феномен, однако по мере взросления личности, страхи, порождаемые совестью, начинают проникать сначала в сознательную часть психики – «Я», а затем и на высший уровень, воплощающий в себе моральный авторитет и запреты, то есть на уровень «Сверх-Я».Таким образом, когда совесть занимает свое положение на уровне «Сверх-Я», в сознании человека чувство удовольствия начинает неизменно сопровождаться чувством вины, страха и стыда. Кроме того, данные эмоции начинают испытываться человеком по причине не только реально совершенных поступков, но и только помысленных.Таким образом, высшей инстанцией культуры выступает, согласно З. Фрейду, вырабатываемое обществом «Сверх-Я», внедренное в психические структуры индивидов, но имеющее и внешнее проявление в форме этических норм.Отправной точкой в рассуждениях З. Фрейда стала важнейшая для новоевропейской культуры дихотомия природы и цивилизации. Поэтому основную часть третьей главы «Неудовлетворенности культурой» З. Фрейд отводит критике идеи естественного (возвращенного к природе) человека, развиваемой Ж.-Ж. Руссо. Как известно, для Ж.-Ж. Руссо воспитание и природа – основные ориентиры всех рассуждений. От природы человек, по мысли Ж.-Ж. Руссо, добр. Ответственность за несправедливое устройство общества философ возлагает на извращенную структуру общества. Выход из этой ситуации философ видит в возврате к природе, причем к естественной природе человека, подразумевающей его самореализацию в качестве необходимой и неотъемлемой части общества как единого образования. З. Фрейд вводит понятие «страдающего сознания», указывая, тем самым, на сложное положение человека между культурой и природой: следуя установлениям культуры, человек подавляет свои бессознательные инстинкты, что ведет к возникновению внутриличностных конфликтов, следуя же диктату Эроса и Танатоса, человек немедленно подвергается остракизму в обществе. Такое двойственное положение человека между природой и обществом, З. Фрейд обозначит парадоксом: «Чем добродетельнее человек, тем суровей и подозрительнее делается совесть». Можно было бы ожидать, что культура, защищающая человека от диктата его биологической природы, должна делать человека сильнее, однако проблема заключается в том, что в основе механизма культуры лежат принципы вины и наказания. Следование установлениям культурного мира происходит не из стремления человека приобщиться к цивилизованным правилам, а только из страха наказания – страха лишиться любви, уважения. Так, внешние страхи, связанные с угрозой собственной безопасности, перемещаются в саму психику человека. Вместе с тем, как полагает З. Фрейд, наиболее важным и жизненным стремлением человека является его стремление к счастью и, одновременно, избегание несчастья. Следовательно, общее благо человечества, выраженное в стремлении к личной безопасности, может быть достигнуто только через подавление стремления к удовольствию каждого отдельного человека, которое, под давлением культурных предписаний, теперь сопровождается чувством вины, стыда и страха осуждения со стороны значимых близких.Таким образом, история происхождения культуры – это фактически история происхождения совести. С того момента, как в психической структуре человека оформился феномен, заставляющий испытывать его чувство вины и стыда за некоторые свои действия, началась культурная жизнь человека. Сами же истоки совести З. Фрейд видит в акте отцеубийства, совершенное на заре существования человечества и настолько глубоко проникшим в психику, что со временем оно обрело характер общечеловеческого архетипа, а предъявляемые культурой к человеку требования закрепили и усилили действие данного механизма.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена концепция культуры З. Фрейда.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда является, с одной стороны, следствием осмысления ученым современных ему культурных реалий на фундаменте изученных им в процессе анализа человеческой психики материалов, но с другой стороны, результатом развития философских традиций XIX в., соединивших субъективизм с глубоким вниманием к внутреннему миру человека. Культура является инструментом подавления инстинктивных устремлений человека к деструктивно-агрессивным явлениям, действуя через механизмы эмоций стыда, вины и страха. Длительность существования культуры привела к тому, что в психике человека укоренились структуры, отвечающие за проявление данных эмоций при совершении некоторых действий, которые сами по себе не противоречат естественной природы человека. Следовательно, культура не только не является образованием, созданным для счастья человека, она прямо противостоит ему, поскольку она ограничивает не только его стремление к разрушению, но и устремление к счастью. Запреты культуры действуют не только на уровне внешних установлений и предписаний, но и на внутреннем уровне – на уровне «Сверх-Я», выступающим своеобразным внутренним цензором человека и побуждающим его испытывать страх утраты уважения и любви со стороны других значимых людей.Таким образом, в работе З. Фрейда фактически опровергается тезис об изначальной нравственности человека и укоренности моральных норм в его сознании. По мысли автора труда, история культуры – это история притеснения естественной природы человека. В обмен на некоторое чувство личной безопасности, культура налагает запрет на инстинктивные потребности индивида, что вызывает в нем чувство внутренней неудовлетворенности, которое в некоторой степени находит разрешение в занятиях искусством, наукой и т. д.Список использованной литературыАдлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2016. - № 24. – С. 6-10.Жеребин А. И. Вертикальная линия. Философская проза Австрии в русской перспективе / А.И. Жеребин – Санкт-Петербург :Мірь: Изд-во СПбГУ, 2004. – 302 с.Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск :УлГТУ, 2017. – 289 с.Столбова Н. В. Между одиночеством и диалогом (Фридрих Ницше и Леонгард Франк) / Н.В. Столбова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2011. - № 4. – С. 22-31.Фрейд З. Бессознательное / З. Фрейд [Электронный ресурс]. URL: https://psychic.ru/articles/classic01.htm (дата обращения: 11.05.2021).Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд [Электронный ресурс] URL: https://bookz.ru/authors/zigmund-freid/a-i-ono_322/1-a-i-ono_322.html (дата обращения: 11.05.2021).Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.
1. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.
2. Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2016. - № 24. – С. 6-10.
3. Жеребин А. И. Вертикальная линия. Философская проза Австрии в русской перспективе / А.И. Жеребин – Санкт-Петербург : Мірь: Изд-во СПбГУ, 2004. – 302 с.
4. Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 289 с.
5. Столбова Н. В. Между одиночеством и диалогом (Фридрих Ницше и Леонгард Франк) / Н.В. Столбова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2011. - № 4. – С. 22-31.
6. Фрейд З. Бессознательное / З. Фрейд [Электронный ресурс]. URL: https://psychic.ru/articles/classic01.htm (дата обращения: 11.05.2021).
7. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с.
8. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.
9. Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд [Электронный ресурс] URL: https://bookz.ru/authors/zigmund-freid/a-i-ono_322/1-a-i-ono_322.html (дата обращения: 11.05.2021).
10. Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.
Вопрос-ответ:
Какое общее понятие культуры представлено в третьей главе книги "Культурология"?
В третьей главе книги "Культурология" представлено общее понятие культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, норм и правил, символов и образов, которые формируют уникальную индивидуальность каждого народа или сообщества.
Какие основные понятия концепции З. Фрейда рассматриваются во второй главе книги "Культурология"?
Во второй главе книги "Культурология" рассматриваются основные понятия концепции З. Фрейда, включая понятия бессознательного, ид-структуры, эго-структуры и суперэго-структуры. Автор анализирует влияние этих понятий на формирование личности и ее взаимодействие с культурой.
Какая связь устанавливается между личностью и культурой в концепции З. Фрейда?
В концепции З. Фрейда устанавливается связь между личностью и культурой через взаимодействие индивида с обществом. Личность формируется под влиянием культурных норм и ценностей, а в свою очередь влияет на культуру через свое поведение и деятельность. Личность и культура взаимодействуют и влияют друг на друга в процессе общественного развития.
Для чего культуре необходимы техники направленной агрессивности?
Культуре необходимы техники направленной агрессивности для достижения относительно гармоничного коллективного бытия людей. Эти техники позволяют культуре регулировать и канализировать агрессивность внутри общества, что способствует поддержанию стабильности и порядка.
В каком месте находится наиболее широкое поле агрессивности у человека?
Наиболее широкое поле агрессивности у человека находится внутри каждого отдельно взятого индивида. История развития человека демонстрирует процесс борьбы культуры с этой внутренней агрессивностью, который является одной из важных составляющих развития личности и культуры в целом.
Что такое культурология?
Культурология - это научное направление, изучающее культуру как сложную систему символов, ценностей, обычаев, искусства и других проявлений человеческой деятельности.
Какие основные понятия присутствуют в концепции Зигмунда Фрейда?
В концепции Зигмунда Фрейда важными понятиями являются бессознательное, эго, суперэго, психические конфликты и психоанализ.
Как связаны личность и культура в концепции Зигмунда Фрейда?
Согласно концепции Зигмунда Фрейда, личность формируется под влиянием культуры и социальных норм. Культура оказывает сильное влияние на формирование личности и ее психические процессы.
Какая роль агрессивности в культуре и персоналии?
Культура использует техники направленной агрессии, чтобы обеспечить относительно гармоничное коллективное существование людей. Однако агрессивность присутствует и внутри каждого отдельно взятого человека и является важным аспектом его личности.
Какая история развития человека свидетельствует о борьбе культуры?
История развития человека отражает постоянную борьбу культуры за поиск баланса, гармонии и выживаемости. Культура постоянно адаптируется к изменяющемуся окружению и стремится найти оптимальные пути развития и продолжения существования.
Что такое культурология?
Культурология - это научное направление, изучающее культуру во всех ее проявлениях и аспектах. Она исследует культуру как систему, включающую язык, искусство, традиции, обычаи, мировоззрение и другие культурные явления. Культурология изучает влияние культуры на человека и общество, а также процессы формирования и развития культуры.
Какие основные понятия используются в концепции З. Фрейда?
В концепции З. Фрейда используются такие основные понятия, как бессознательное, инстинкты, психические конфликты, сексуальность, отрицание. Бессознательное - это часть психики, содержание которой не осознается человеком. Инстинкты - это врожденные наклонности к определенному поведению. Психические конфликты - это противоречия между нашими желаниями и запретами общества. Сексуальность - это одно из основных направлений психической энергии. Отрицание - это механизм психической защиты, который помогает справляться с неприятными воспоминаниями или желаниями.