Особенности восприятия организационной культуры в современном российском и международном бизнесе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Организационная культура и бизнес-этикет
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 12.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 15

Фрагмент для ознакомления

Если большинство сотрудников понимают, для чего нужно и почему запланировано то или иное мероприятие, знают специфику компании, уровень ОК в организации высокий.
Исследовав пять основных стандартов для ОК, можно перейти к концепциям:
Представим их от простой к более сложной (от локальной до глобальной для менеджмента ОК) [5, с. 28]:
- Corporate sustainability (CS): «Корпоративная устойчивость» - это нормативно-инструментальная (дескриптивная) концепция;
- Corporate citizenship (CC): «Корпоративное гражданство» - это нормативно-инструментальная (дескриптивная) концепция;
- Stakeholder management (SM): «Менеджмент заинтересованных сторон» - это нормативно-инструментальная (дескриптивная) концепция;

- Corporate social - performance (CSP): «Корпоративная социальная деятельность» - это нормативно-инструментальная концепция;
- Corporate social responsiveness (CSR-2): «Корпоративная социальная восприимчивость» - это инструментальная концепция;
- Corporate social responsibility (CSR, CSR-1): «Корпоративная социальная ответственность» - это нормативная концепция.
Уточним детали (от сложного к более простому):
- CSR, CSR-1 - это нормативная концепция с точки зрения деонтологических позиций категорического императива, - а именно: «Делай (или не делай) этого, поскольку это правильно (неправильно) …»;
- CSR-2 – это уже инструментальная концепция, потому что объясняется необходимостью для организации (любой частной компании) реагировать на социальные проблемы, имеющие устойчивую тенденцию накапливаться и разрешать их в итоге придётся в том числе и этой организации. Так что лучше заранее реагировать на социальные проблемы, чтобы не допускать социальных кризисов, которые в потенциале своём способны лишить данную компанию возможности эффективно функционировать в своей традиционной роли поставщика товаров и услуг;
- CSP - это нормативно-инструментальная концепция, потому что она по своей сути является институциональной в рамках организации (здесь и регламенты для ключевых элементов этики бизнеса и корпоративной социальной восприимчивости, в большей степени имеющих вектора внутри организации, чем за её пределы).
- SM - это нормативно-инструментальная (дескриптивная) концепция, потому что у любой корпорации (крупной организации) сетевая природа и она не сможет полноценно и успешно развиваться без SM, так удачно отражённых в «АА 1000 SES»;
- CC - это нормативно-инструментальная (дескриптивная) концепция, потому что любую организацию в комплексе её бизнес активности, представляют, как «хорошего» или «плохого» гражданина. Утрируя понятия, проводят аналогии от ОК к позиционированию юридического лица (конкретного бренда) как человека (гражданина). Проблема в том, что при анализе сталкиваются интересы либеральной и консервативных трактовок гражданства.
Завершая аналитику ещё раз акцентируем внимание на институционализации (определение корпоративных ценностей, принципов ОК, соответствующих норм и правил, целей и направлений) и формализации ОК (разработка соответствующих стратегий, политик, кодексов, отражающих цели, актуальные социуму вектора ОК, обязательства и меры по их реализации): институционализация и формализация ОК создают источники дуализма понятий в области ОК. Отсюда диалектика развития концепции от некой исходной идеи, сохраняющейся в качестве «ядра» (зонтичный тип ОК), до развернутой «синтетической» теории. Представляется, что именно он выступил катализатором генезиса концепции ОК, позволяющим ей на каждом новом этапе взаимодействия бизнеса и общества вырабатывать адекватную управленческую реакцию [7, с. 101].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представим, все нормативные акты, имеющие прямое отношение к ОК. Начнём с ИСО 26000:2010. Это классический пакет руководств (не требований), что важно сражу отметить, потому что применительно к ОК важны именно требования (ограничения, нормы, установки), но данный стандарт призван разъяснять суть ОК с целью помочь идти по пути вектора на эффективность деятельности, используя методологии, повышающие уровень социальной ответственности [8, с. 201]. С момента инициации разработки прошло уже 11 лет (ИСО 26000:2010 от, соответственно, 2010 года), первые 5 из которых были посвящены переговорам между крупнейшими компаниями мира и правительствами (включая потребительские группы и профсоюзные организации всего мира) с целью достижения международного консенсуса. Поэтому в итоге получили завуалированные постулаты ИСО 26000:2010 - не что иное, как GR-маркетинг. А итогом разработки ИСО 26000 стала презентация коммуникационного протокола векторов для стандартизации формулировок, которые могут быть использованы организациями по факту применения ИСО 26000. Итак, что самое главное в этом стандарте для исследуемой нами ОК [5, с. 29]: стандарт содержит руководства OECD для мульти национальных предприятий и повестки дня 2030 (это обобщённые цели устойчивого развития). Здесь не найти как именно реализовать те или иные социальные инвестиции, например, нет алгоритма как именно мотивировать персонал или позиционировать бренд – только стартовые соглашения идти по пути вектора на глобальное развитие ОК, как одна из стратегических целей современной компании, желающей сертифицировать свои продуты по ISO (сам стандарт не имеет никакого отношения к сертификации, но без его принятия нет дальнейшего развития ОК (считаем его этапом инициации проекта развития КСО).
Второй стандарт для нашего исследования – это ИСО 9000: словарь и основные положения по СМК (аббревиатура: «система менеджмента качества). В стандарте 17 раз употребляется слово «ответственность», но к ОК эти слова не имеют прямого отношения, только косвенное, потому что СМК может дать показатели для дальнейшей оценки ОК [8, с.195].
В целом, стандарт (точнее группа стандартов под общим триггером ИСО 9000) крайне универсальный (применим в любой точке мира). Почему так произошло? Потому что СМК крайне требовательна к отраслевому характеру качества (но, то, что качественно для одной отрасли, для другой может не иметь никакого значения). Тем и уникален по содержанию, и универсален по своей сути ИСО 9000 – он максимально компромиссный. Его нормативы вошли почти во все локальные отраслевые стандарты управления качеством. Что можно сказать об универсальности? Чем больше универсальности в стандарте, тем он больше теряет практическое применение. Вектор на ничтожность. Но, мы живём в мире интенсивной глобализации, когда логистика транснациональных корпораций настолько развита, что в теории вопроса, ни одна организация с импортными интересами не может себе позволить быть замкнуться только на отраслевые локальные стандарты – ей нужен ИСО 9000 для интеграции в мировую торговлю чтобы активно взаимодействовать с организациями из других сфер (иностранные контрагенты, подрядчики, закупщики, логистика и т.п.). Почему актуален ИСО 9000? Потому что отраслевые стандарты регламентируют локальные отрасли, а ISO 9000 предоставляет мировому рынку общий язык качества, своего рода латынь качества для тех, кого больше ничего не связывает. Отношение к КСО? Никакого. Но, без ИСО 9000 нет возможности сертифицировать импорт, значит нет развития КСО в отношении иностранной целевой аудитории, а также внутренних регламентов КСО, в части касающейся показателей по СМК, которые дают показатели для KPI.
Третий по списку нашего исследования – это ИСО 14000: сборник практического инструментария для различных векторов менеджмента экологически-ответственных организаций [3, с. 114]. Например, ISO 14001:2015 включил в себя основные критерии по системам менеджмента окружающей среды и экологическому влиянию на окружающую среду бизнес активности [4, с. 197]. Актуален тем, что по нему можно пройти сертификацию, с целью соответствия такому вектору ОК, как ответственность перед окружающей средой (сертифицированная по этому стандарту организация заявляет о том, что влияние её бизнес активности на окружающую среду будет минимальным или как ещё интерпретируется «должно быть минимальным»).
Четвёртый исследуемый нами стандарт в рамках изучения основ ОК – это «АА 1000 SES» (выбираем версию 2015 как самую распространённую): он актуален для использования возможностей строить доверительные коммуникации (как внутри организации, так и с её внешней средой). В нём отражена успешная модель коммуникаций стейкхолдеров, что актуально в современном бизнес-мире, страдающим от кризиса доверия как в любом бизнес-сообществе, в частности, так и в обществе в целом. Что он даёт для ОК: следование данному стандарту даёт гарантии качества конструктивным диалогам, с целью поиска неких взаимовыгодных решений и векторов эффективности для их внедрения в практики бизнес-активности. Из особенностей можно выделить регламенты и алгоритмы к ним по анализу деятельности организации, с учётом конкретных рисков, обусловленных социально-экономическим влиянием данной организации на общество [1, с. 88].
Пятый исследуемый нами стандарт в рамках изучения основ ОК – это «AA 1000 AS»: само название которого говорит о его предназначении – это стандарты социальной отчётности.
Что они дают ОК: унифицированные формы документации, руководств и сборников правил, которые комплексно формулируют общие требования к отчётности организации по основным векторам ОК. Они приняты такими глобальными стандартами как МСФО и международный аудит (включаются в последние страницы годовой отчётности публичных акционерных обществ) – то есть становятся классическими для международных форм презентации итогов деятельности в рамках ОК для позиционирования какой-либо цели (например, перед выходом на IPO). «AA 1000 AS» необходим любой форме ОК как правила формирования социального учёта, аудита и отчётности. Эти правила достаточно конкретно определяют форму и содержание любого современного социального отчёта организации, будь то отчёт публичного формата для информирования акционеров организации или для просвещения сотрудников, для донесения до партнёров и контрагентов принципов работы данной организации, или, глобально, - общества о том, как и какими темпами данная организация собирается реализовать (или уже реализовала) свои интересы с учётом внимания к проблемам, например социального благополучия или некой экологической стабильности [3, с. 105].
ОК получает за счёт «AA 1000 AS» реальный функционал для бенчмаркинга, планы конкурентов и партнёров, контрагентов и общего тренда для своего рынка (например, из Triple Bottom Line). Это очевидно, так как метод тройного итога – это комплексный подход оценок деятельности, планов и перспектив [6, с. 211]. Что важно для ОК:
- во-первых, понимание и принятие всеми подразделениями организации идеологии социальной отчётности, а не только её топ-менеджмента;
- во-вторых, учёт интересов и требований социальной среды бизнес активности данной организации, предоставление ей результатов данной отчётности;
- в-третьих, готовность самой организации учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных экономических показателей, внеэкономические показатели своей деятельности (открытость информации);
- в-четвёртых, вытекающая из предыдущего пункта важность для КСО – это наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические элементы данной системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


Башкатов И.П. Учебно-методическое пособие к образовательному проекту: «Социально ответственное управление: семь шагов к успеху». Учебно-методическое пособие. М. Изд. Полиграфический комплекс Буки Веди. 2020. - 248 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408912)
Гаспарович Е.О. Корпоративная культура и социальная ответственность: диагностика, планирование, развитие. Учебно-методическое пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» в 2 частях. Екатеринбург. Изд. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2020. - 284 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44093699)
Григорян Е.С. Корпоративная социальная ответственность. Учебник для бакалавров. 3-е издание. М. Изд. Издательско-торговая корпорация Дашков и К. 2021. - 248 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44544173)
Каримова С.А. Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации. Монография. М. Изд. Креативная экономика. 2020. - 208 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44076597)
Колосова Р.П., Ондар Анай-хаак Эрес-ооловна. Социальный аудит в системе корпоративной социальной ответственности. МГУ имени М.В. Ломоносова. Аудит. № 5. 2020. С. 27-30. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43108303)
Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. Учебник и практикум. 2-е изд. - Сер. 76 Высшее образование. РАНХиГС, М. Изд. ЮРАЙТ. 2020. - 429 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42653317)
Пустохин Д.А., Пустохина И.В. National models of corporate social responsibility: comparative analysis. Изд. Intellect. Innovations. Investments. № 5. 2020. С. 93-103. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44295854)
Рыбина З.В. корпоративная социальная ответственность. Учебное пособие. Изд. Директ-Медиа Москва-Берлин. 2020. - 224 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44203105)


Международная организация по стандартизации – INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARDIZATION









2

9

12

15


Представим, все нормативные акты, имеющие прямое отношение к ОК. Начнём с ИСО 26000:2010. Это классический пакет руководств (не требований), что важно сражу отметить, потому что применительно к ОК важны именно требования (ограничения, нор-мы, установки), но данный стандарт призван разъяснять суть ОК с целью помочь идти по пути вектора на эффективность деятельности, используя методологии, повышающие уро-вень социальной ответственности [8, с. 201]. С момента инициации разработки прошло уже 11 лет (ИСО 26000:2010 от, соответственно, 2010 года), первые 5 из которых были посвящены переговорам между крупнейшими компаниями мира и правительствами (включая потребительские группы и профсоюзные организации всего мира) с целью до-стижения международного консенсуса. Поэтому в итоге получили завуалированные по-стулаты ИСО 26000:2010 - не что иное, как GR-маркетинг. А итогом разработки ИСО 26000 стала презентация коммуникационного протокола векторов для стандартизации формулировок, которые могут быть использованы организациями по факту применения ИСО 26000. Итак, что самое главное в этом стандарте для исследуемой нами ОК [5, с. 29]: стандарт содержит руководства OECD для мульти национальных предприятий и повестки дня 2030 (это обобщённые цели устойчивого развития). Здесь не найти как именно реали-зовать те или иные социальные инвестиции, например, нет алгоритма как именно мотивировать персонал или позиционировать бренд – только стартовые соглашения идти по пути вектора на глобальное развитие ОК, как одна из стратегических целей современной компании, желающей сертифицировать свои продуты по ISO (сам стандарт не имеет никакого отношения к сертификации, но без его принятия нет дальнейшего развития ОК (считаем его этапом инициации проекта развития КСО).
Второй стандарт для нашего исследования – это ИСО 9000: словарь и основные положения по СМК (аббревиатура: «система менеджмента качества). В стандарте 17 раз употребляется слово «ответственность», но к ОК эти слова не имеют прямого отношения, только косвенное, потому что СМК может дать показатели для дальнейшей оценки ОК [8, с.195].
В целом, стандарт (точнее группа стандартов под общим триггером ИСО 9000) крайне универсальный (применим в любой точке мира). Почему так произошло? Потому что СМК крайне требовательна к отраслевому характеру качества (но, то, что качественно для одной отрасли, для другой может не иметь никакого значения). Тем и уникален по содержанию, и универсален по своей сути ИСО 9000 – он максимально компромиссный. Его нормативы вошли почти во все локальные отраслевые стандарты управления качеством. Что можно сказать об универсальности? Чем больше универсальности в стандарте, тем он больше теряет практическое применение. Вектор на ничтожность. Но, мы живём в мире интенсивной глобализации, когда логистика транснациональных корпораций настолько развита, что в теории вопроса, ни одна организация с импортными интересами не может себе позволить быть замкнуться только на отраслевые локальные стандарты – ей нужен ИСО 9000 для интеграции в мировую торговлю чтобы активно взаимодействовать с организациями из других сфер (иностранные контрагенты, подрядчики, закупщики, логистика и т.п.). Почему актуален ИСО 9000? Потому что отраслевые стандарты регламентируют локальные отрасли, а ISO 9000 предоставляет мировому рынку общий язык качества, своего рода латынь качества для тех, кого больше ничего не связывает. Отношение к КСО? Никакого. Но, без ИСО 9000 нет возможности сертифицировать импорт, значит нет развития КСО в отношении иностранной целевой аудитории, а также внутренних регламентов КСО, в части касающейся показателей по СМК, которые дают показатели для KPI.

Третий по списку нашего исследования – это ИСО 14000: сборник практического инструментария для различных векторов менеджмента экологически-ответственных орга-низаций [3, с. 114]. Например, ISO 14001:2015 включил в себя основные критерии по си-стемам менеджмента окружающей среды и экологическому влиянию на окружающую среду бизнес активности [4, с. 197]. Актуален тем, что по нему можно пройти сертифика-цию, с целью соответствия такому вектору ОК, как ответственность перед окружающей средой (сертифицированная по этому стандарту организация заявляет о том, что влияние её бизнес активности на окружающую среду будет минимальным или как ещё интерпре-тируется «должно быть минимальным»).
Четвёртый исследуемый нами стандарт в рамках изучения основ ОК – это «АА 1000 SES» (выбираем версию 2015 как самую распространённую): он актуален для ис-пользования возможностей строить доверительные коммуникации (как внутри организа-ции, так и с её внешней средой). В нём отражена успешная модель коммуникаций стейк-холдеров, что актуально в современном бизнес-мире, страдающим от кризиса доверия как в любом бизнес-сообществе, в частности, так и в обществе в целом. Что он даёт для ОК: следование данному стандарту даёт гарантии качества конструктивным диалогам, с целью поиска неких взаимовыгодных решений и векторов эффективности для их внедрения в практики бизнес-активности. Из особенностей можно выделить регламенты и алгоритмы к ним по анализу деятельности организации, с учётом конкретных рисков, обусловленных социально-экономическим влиянием данной организации на общество [1, с. 88].
Пятый исследуемый нами стандарт в рамках изучения основ ОК – это «AA 1000 AS»: само название которого говорит о его предназначении – это стандарты социальной отчётности.
Что они дают ОК: унифицированные формы документации, руководств и сборни-ков правил, которые комплексно формулируют общие требования к отчётности организа-ции по основным векторам ОК. Они приняты такими глобальными стандартами как МСФО и международный аудит (включаются в последние страницы годовой отчётности публичных акционерных обществ) – то есть становятся классическими для международ-ных форм презентации итогов деятельности в рамках ОК для позиционирования какой-либо цели (например, перед выходом на IPO). «AA 1000 AS» необходим любой форме ОК как правила формирования социального учёта, аудита и отчётности. Эти правила доста-точно конкретно определяют форму и содержание любого современного социального от-чёта организации, будь то отчёт публичного формата для информирования акционеров организации или для просвещения сотрудников, для донесения до партнёров и контраген-тов принципов работы данной организации, или, глобально, - общества о том, как и каки-ми темпами данная организация собирается реализовать (или уже реализовала) свои интересы с учётом внимания к проблемам, например социального благополучия или некой экологической стабильности [3, с. 105].
ОК получает за счёт «AA 1000 AS» реальный функционал для бенчмаркинга, пла-ны конкурентов и партнёров, контрагентов и общего тренда для своего рынка (например, из Triple Bottom Line). Это очевидно, так как метод тройного итога – это комплексный подход оценок деятельности, планов и перспектив [6, с. 211]. Что важно для ОК:
- во-первых, понимание и принятие всеми подразделениями организации идеоло-гии социальной отчётности, а не только её топ-менеджмента;
- во-вторых, учёт интересов и требований социальной среды бизнес активности данной организации, предоставление ей результатов данной отчётности;
- в-третьих, готовность самой организации учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных экономических показателей, внеэкономические показатели своей дея-тельности (открытость информации);
- в-четвёртых, вытекающая из предыдущего пункта важность для КСО – это нали-чие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социаль-ные и экологические элементы данной системы.

Вопрос-ответ:

Какие особенности восприятия организационной культуры можно выделить в современном российском и международном бизнесе?

В современном российском и международном бизнесе можно выделить несколько особенностей восприятия организационной культуры. Во-первых, в России присутствует сильное влияние государства на бизнес, что сказывается на формировании и восприятии организационной культуры. Во-вторых, в международном бизнесе, особенно в компаниях с многокультурным персоналом, восприятие организационной культуры может быть усложнено из-за различий в ценностях, нормах и поведенческих стереотипах различных культур. В-третьих, в современном российском и международном бизнесе наблюдается внедрение новых технологий, которые также влияют на восприятие организационной культуры.

Как влияет понимание цели и специфики компании на уровень организационной культуры?

Понимание цели и специфики компании играет важную роль в формировании и поддержании высокого уровня организационной культуры. Если большинство сотрудников понимают, для чего нужно и почему запланировано то или иное мероприятие, знают специфику компании, то уровень организационной культуры в организации будет высоким. Это помогает создать единый направленный коллектив, улучшить взаимодействие и эффективность работы команды.

Какие концепции связаны с особенностями восприятия организационной культуры в бизнесе?

С особенностями восприятия организационной культуры в бизнесе связаны различные концепции. Например, концепция организационного климата подразумевает, что восприятие организационной культуры зависит от атмосферы, которая царит в организации. Другой концепцией является концепция организационной идентичности, которая предполагает формирование у сотрудников ощущения принадлежности к компании и единства с ней.

Какие особенности восприятия организационной культуры существуют в современном российском и международном бизнесе?

Особенности восприятия организационной культуры могут включать различия в ценностях и нормах, уровне формальности и иерархии, степени присутствия глобальных культурных влияний, а также различия в ожиданиях и взаимодействии между сотрудниками.

Как влияют особенности восприятия организационной культуры на работу в российских компаниях?

Особенности восприятия организационной культуры могут повлиять на коммуникацию, степень вовлеченности сотрудников, уровень доверия и мотивации, а также на способность компании адаптироваться к изменениям на рынке и принимать инновационные решения.

Какие факторы определяют уровень организационной культуры в российских компаниях?

Уровень организационной культуры в российских компаниях может быть определен такими факторами, как лидерство и пример руководства, поддержка и признание сотрудников, существующие системы и процессы, а также ценности и нормы, которые признаются в организации.

Какие преимущества может иметь высокий уровень организационной культуры?

Высокий уровень организационной культуры может привести к более эффективной командной работе, повышению продуктивности сотрудников, уменьшению текучести кадров, увеличению вовлеченности сотрудников и улучшению общей репутации компании.

Какие концепции можно использовать для развития организационной культуры?

Для развития организационной культуры можно использовать концепции, такие как установление ясных ценностей и норм, создание сильной командной динамики, обеспечение открытой коммуникации и обратной связи, обучение и развитие сотрудников, а также создание и поддержание удовлетворительной рабочей среды.

Что такое организационная культура и как она воспринимается в современном российском и международном бизнесе?

Организационная культура - это система ценностей, норм и поведения, которая характеризует определенную организацию. В современном российском и международном бизнесе восприятие организационной культуры может быть разным в зависимости от национальных культур и стереотипов. В России большое значение уделяется иерархическим отношениям, контролю и строгой структуре. В международном бизнесе, особенно в западных компаниях, акцент делается на командной работе, открытом обмене информацией и развитии сотрудников.

Как влияет понимание целей и мероприятий на организационную культуру?

Если большинство сотрудников понимает, для чего нужно и почему запланировано то или иное мероприятие, это способствует формированию положительной организационной культуры. Понимание целей и мероприятий помогает сотрудникам видеть свою роль в достижении общих целей и повышает их мотивацию. Это также способствует укреплению командного духа и повышению эффективности работы в организации.

Какие основные стандарты существуют для организационной культуры?

Исследовав пять основных стандартов для организационной культуры, можно сформировать понимание ее особенностей. Эти стандарты включают в себя: ценности и нравственность, коммуникацию, лидерство, адаптацию и развитие сотрудников, а также организационную структуру. Различные организации могут придавать разное значение каждому из этих стандартов с учетом своих целей и потребностей.