Храмовое зодчество средневековой Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 60 60 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Начальный этап развития храмового зодчества 5
2.Сложение архитектурных школ 11
3.Особенности Московской школы храмового зодчества 16
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 28

Фрагмент для ознакомления

П.П. Гнедич отмечает, что «это приходская церковь Кремля: здесь цари говели, венчались и крестились.... Каждый правитель считал своей обязанностью украсить чем-либо этот храм». В архитектурном плане в основе этого собора - четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Собор очень богато декорирован, а многие архитектурные элементы берут своё начало в архитектурных традициях Владимирского периода. Центральное пространство храма выстроено на основе вертикальных пропорций, а по размерам собор невелик. В 16 веке итальянские резчики выполнили резьбу на северном и западном каменных порталах собора. Резьба позднее была раскрашена синей и золотой красками. Двери порталов были покрыты медью с изображениями сцен из Библии и античных мудрецов (см. приложение).Архангельский собор – усыпальница русских царей. После голода 1332 года Иоанн Калита соорудил каменную церковь на месте деревянной церкви архангела Михаила. Два века спустя она была уничтожена, а миланский архитектор, прибывший по велению Иоанна III, АлевизФрязин, соорудил на её месте новый храм. План собора представлен в приложении.Архангельский собор был возведен в 1505-1508 годах. Современники восхищались величественностью здания главного великокняжеского храма - усыпальницы и его необычным внешним видом.Фасады Архангельского собора покрыты геометрически ясной и строгой ордерной декорацией, которая была как бы «наложена» Алевизом Новым на конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма, имеющего каноническое пятиглавие и позакомарное покрытие, являвшуюся традиционной для Руси. Над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными коринфскими капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний – широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом. Весьма непривычными для русского храма являются также круглые окна – медальоны, которые украшают центральную закомару западного портала. Первоначальная двухцветность фасадов – краснокирпичные стены и белые декоративные детали –также акцентировали ордерную систему их построения.Новшеством было и то, что главный вход к собору решен как перспективный портал, помещенный в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть, и типичный для итальянского Возрождения орнамент белокаменных порталов.Стоит заметить, что убранство фасадов и интерьеров Архангельского собора выполнено в ренессансном стиле, что серьезно повлияло на весь последующий процесс развития русской архитектуры. В целом, Архангельский собор можно с полным правом назвать архитектурным эталоном.Ризположенская церковь – единственная в Москве церковь, освящённая во имя праздника Двенадцати апостолов. С Соборной площадью она составляет единый идейно—архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским.Церковь Ризположения возвели в 1484-1485 годах. Она была построена артелью русских мастеров, которых пригласили в Москву из Пскова. До середины XVII века эта церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передали великокняжескому дворцу, в связи с этим она была соединена переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями появились крытые галереи. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. Древнейшим сооружением Кремля явился и Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году; он находился в восточной части территории Кремля, примыкая к Вознесенскому монастырю. Своё название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. В 1501—03 годах на смену древней церкви Михаила Архангела был построен другой храм итальянскими мастерами.Собор Спас-Преображения «что на Бору» - самая древняя московская церковь, построенная к тысячелетию Константинополя (1330 год). К сожалению, в 1933 году она была уничтожена большевиками (см. приложение).Храм отличается поистине уникальной архитектурой. Первоначально собор был деревянным, а уже потом стал каменным. Все купола этого собора неповторимы. Храм очень богато декорирован и оттого оставляет столь яркое и незабываемое впечатление(см. приложение).С восточной стороны Теремного дворца располагается группа домовых храмов, которые отделяет от Теремов Передний каменный двор.Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. На первом этаже дворца размещались приказы или же он использовался для хозяйственных нужд, на втором этаже находились парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове является одним из интереснейших образцов каменного шатрового зодчества. Особый архитектурный тип — шатровый, стал весьма распространённым в русском храмовом зодчестве, где вместо купола, здание храма завершается шатром. Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV—XVI веков. (примеры наиболее известных храмов: Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, первый шатровый храм. (1510-е гг.), Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), «Дивная» церковь в Угличе (1628 г.), московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.) Медведковская же церковь имеет известную внешнюю близость к знаменитому произведению архитектуры Москвы XVI века — многопредельному Покровскому собору «на рву» (храм Василия Блаженного).В целом, схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом, зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.ЗаключениеМожно сделать следующие выводы. Крещение Руси (988 год) сильно повлияло на культуру нашего Отечества. Тесное культурное взаимодействие с Византией способствовало формированию национальных школ зодчества на базе византийских традиций. В период с XII по XIV вв. стали зарождаться самостоятельные центры монументального строительства, этому способствовал процесс феодального дробления страны. Русское зодчество XIV – XV вв., развиваясь на основе древнерусских и византийских традиций, обогащаясь за счёт современного русского национального искусства, вместе с тем обращалось и к образцам античности, и к итальянским мастерам зодчества. Это период господства московской школы зодчества, активного церковного и гражданского строительства. И именно тогда, в Москве, во второй половине XIV века впервые были построены каменные стены (1367) и было положено начало созданию Кремлёвского архитектурного ансамбля. Самое главное, что следует отметить – тот факт, что московская школа зодчества сочетает в себе не только достижения русского зодчества, но также и архитектурные особенности итальянского, западноевропейского зодчества. Это ярко проявилось в области как архитектуры, так и белокаменной резьбы.Список литературыБлаговещенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998. Московский Кремль.// http://www.kreml.ru/Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. — М., 1883.Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2011. — 96 с.Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999. — С. 66, 204, 482.Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве? //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2. С. 17-24Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970. Симеоновская летопись. — СПб., 1913.Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985. Фёдоров Б.Н. Московский Кремль. — Л., 1975. https://arheologija.ru/vladimir-dmitrievskiy-sobor/ПриложениеИллюстрации № 1. Фундамент Десятинной церкви№ 2. Десятинная церковь (реконструкция)№ 3. Софийский собор в Киеве. План, схемы№ 4. Софийский собор в Киеве (современный вид)№ 5. Софийский собор в Киеве (макет)№ 6. Спасский собор в Чернигове (план)№ 7. Спасский собор в Чернигове. Реконструкция западного фасада. По Ю. С. Асееву№ 8. Спасский собор в Чернигове (современный вид)№ 9. Церковь Покрова на Нерли (план)№ 10. Церковь Покрова на Нерли№ 11. Церковь Покрова на Нерли. 1165 год№ 12. Владимир. Дмитровский собор. Южный фасад.№ 13. Дмитровский собор. Деталь.№ 14. Дмитровский собор во Владимире№ 15. Успенский собор во Владимире№ 16. Чернигов. Пятницкая церковь\№ 17. Чернигов. Пятницкая церковь. Поперечный разрез№ 18. Смоленск. Церковь архангела Михаила. План№ 19. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Реконструкция. По С. С. Подъяпольскому и Т. Е. Каменевой№ 20. СоборСпасо-ЕфросиньевамонастырявПолоцке№ 21. Каменецкая башня№ 22.Чернигов. Успенский собор Елецкого монастыря. Реконструкция западного фасада№ 23. Чернигов. Борисоглебская церковь№ 24. Киев. Кирилловская церковь. План№ 25. Киев. Кирилловская церковь. Аксонометрический разрез№ 26. Владимир-Волынский. Успенский собор. Западный фасад№ 27. Смоленск. Церковь Петра и Павла. ФрагментПланы церквей в Смоленске1 - Ивана Богослова, 2 - бесстолпная в детинце, 3 - Василия на Смядыни.№ 28. Новгород. Планы.1 - церковь Благовещения на Городище, 2 - Николо-Дворищенский собор, 3 - собор Антониева монастыря, 4 - Георгиевский собор Юрьева монастыря№ 29. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря№ 30. Старая Ладога. Успенская церковь. План. Северный фасад№ 31. Планы Софийских соборов. 1 - киевского, 2 - новгородского, 3 - полоцкого№ 32. Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По Г. М. Штендеру План Успенского собора Успенский собор (современный вид) План Благовещенского собора Благовещенский собор Московского Кремля План Архангельского собора Московского Кремля Архангельский собор Московского Кремля Собор Спас-Преображения «что на Бору» (фотография 1882 года) Храм Василия Блаженного. План. Современный вид

1. Благовещенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997.
3. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969
4. Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998.
5. Московский Кремль.// http://www.kreml.ru/
6. Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. — М., 1883.
7. Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2011. — 96 с.
8. Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.
9. Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982.
10. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999. — С. 66, 204, 482.
11. Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве? //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2. С. 17-24
12. Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.
13. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970.
14. Симеоновская летопись. — СПб., 1913.
15. Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
16. Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/
17. Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985.
18. Фёдоров Б.Н. Московский Кремль. — Л., 1975.
19. https://arheologija.ru/vladimir-dmitrievskiy-sobor/

Вопрос-ответ:

Какие особенности были у венчального храма в Москве?

Венчальный храм в Москве был приходской церковью Кремля, в которой цари говели венчались и крестились. Каждый правитель считал своей обязанностью украсить этот храм. Архитектурно он представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм.

Как развивалось храмовое зодчество на средневековой Руси?

Храмовое зодчество на средневековой Руси прошло несколько этапов развития. Начальный этап характеризовался созданием простых построек, преимущественно деревянных. Затем появились каменные храмы византийского типа. В результате развития традиций строительства и взаимодействия с древнерусской архитектурой возникли разные архитектурные школы.

Какие школы храмового зодчества существовали на средневековой Руси?

На средневековой Руси сложились несколько архитектурных школ, различавшихся своими особенностями. В числе них были Новгородская, Псковская, Ярославская, Владимиро-Суздальская и другие. Каждая из этих школ имела свои уникальные черты в оформлении фасадов, куполов и декоративных элементов.

Чем отличалась Московская школа храмового зодчества?

Московская школа храмового зодчества имела свои особенности. Она была более консервативной и сохраняла традиции русской архитектуры. Храмы московской школы были более массивными, с мощными стенами и куполами. Они также отличались использованием белого камня и богатой декоративной резьбой.

Какие особенности были у храмового зодчества на Московской школе?

Храмовое зодчество на Московской школе отличалось несколькими особенностями. Во-первых, использование белого камня, что придавало храмам особую благородность и величие. Кроме того, московские храмы были более массивными и мощными, со стенами и куполами большой толщины. Также характерным элементом была богатая декоративная резьба на фасадах и внутреннем убранстве храмов.

Каковы особенности развития храмового зодчества на средневековой Руси?

Особенности развития храмового зодчества на средневековой Руси заключаются в постепенном формировании архитектурных школ, развитии различных стилевых направлений и важности храмовых сооружений в обществе.

Какие архитектурные школы существовали в храмовом зодчестве средневековой Руси?

В храмовом зодчестве средневековой Руси существовали различные архитектурные школы, такие как приходская, Всероссийская и Московская школы. Каждая из них имела свои особенности в стиле и форме построек.

Что можно сказать об особенностях Московской школы храмового зодчества?

Московская школа храмового зодчества отличалась своеобразием стиля, а соборы и церкви, построенные в этом стиле, имели свои особенности в архитектурном плане. Одним из примеров таких сооружений является церковь Кремля, которую каждый правитель считал своей обязанностью украсить.

Как выглядит собор, основанный на четырехстолпном, трехапсидном и крестово-купольном плане?

Собор, основанный на четырехстолпном, трехапсидном и крестово-купольном плане, имеет четыре опоры (столпа), три апсиды (выступающие полукруглые абсиды) и купол, установленный на перекрестке осей, образующих крест. Этот план является одним из основных в храмовом зодчестве средневековой Руси.

Были ли храмы и церкви на средневековой Руси важными сооружениями для общества?

Да, храмы и церкви на средневековой Руси были очень важными сооружениями для общества. Они выполняли не только религиозные функции, но и социальные, культурные и политические. Каждый правитель считал своей обязанностью украсить эти храмы, что свидетельствует об их важности и значимости.