Психодиагностика как метод работы с кризисными семьями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 12.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация психодиагностики 5
1.1 Понятие психодиагностики 5
1.2. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина 8
1.3 Психодиагностические методы и методики 12
Глава 2. Психодиагностика семейных кризисов 16
2.1 Понятие семьи и семейные кризисы 16
2.2 Психодиагностика кризисной семьи 21
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

(фармакологические, физиотерапевтические) мероприятия и групповая психотерапия в течение 40 часов, курс 10 дней, при этом групповая психотерапия проводится с представителями нескольких семей с различными (другими) типами кризисов, при этом количество участников группы составляет 12-14 человек, участники группы делятся на пары в случайном порядке, но из разных семей, в течение первого дня занятий с помощью телесно-ориентированной техники массажа по Райху в течение 120 минут., каждый член кризисной семьи, каждый член семьи высказывает свое мнение о текущей кризисной ситуации своей семьи, при этом во время группового обсуждения будущих моделей структуры связей членов семьи стремятся к оптимальному решению изменения структуры связей семейной системы, после чего, на десятый день, на заключительном этапе групповой терапии, используется техника холотропного дыхания для закрепления положительных эмоциональных переживаний, сопровождающих изменение структуры связей семейной системы. членов кризисной семьи проводят, при этом низкая тревожность (менее 5 станин) свидетельствует об успешном завершении курса.Технический результат в заявляемом способе анализа и коррекции структуры системных связей кризисных членов семьи достигается за счет совершенствования диагностики семейных кризисов путем оценки типа и степени кризиса, за счет использования методов биологической (фармакологической и физиотерапевтической) помощи членам семьи, а также за счет использования методов групповой психотерапии с оригинальным принципом формирования смешанной группы, в которую входят представители кризисных семей различных типов кризиса.Способ 2.Метод предусматривает диагностику кризисного состояния семьи - определение типа кризиса и оценку степени кризиса по результатам опроса членов кризисной семьи (индивидуальное интервью, а также психофизиологическое обследование), отражение результатов диагностики в улучшенной генограмме и последующее восстановление функциональности и адаптивности кризисной семьи в ходе групповой психотерапии при формировании смешанной группы, включающей представителей семей с различными типами кризисов.Опрос членов семьи показывает, к какому из семи известных видов относится объект. Мы выделили 7 кризисных периодов семьи:1) формирование внутрисемейного договора;2) рождение первого ребенка;3) рождение второго и каждого последующего ребенка;4) поступление ребенка в школу;5) идентификация подростка как полноценной личности;6) разлучение члена семьи;7) смерть члена семьи.Для оценки степени кризиса используют данные опроса членов семьи по шкале: отсутствующий, слабый, средний и сильный кризис. Для измерения уровня тревожности наиболее оптимальным является применение интегративного теста тревожности. Если член семьи жалуется на возникновение психосоматических расстройств, субъективная оценка уточняется на основании объективных клинических обследований.Полученные баллы суммируются и после деления на 3 получают средний балл кризиса, заданный одним членом семьи, а затем вычисляют средний балл кризиса для всей семьи, для чего средние баллы суммируются и делятся на число, соответствующее числу опрошенных членов семьи. Если итоговая оценка меньше 0,5 балла, то кризиса нет, если оценка от 0,5 до 1,5, то это слабый кризис, если от 1,5 до 2,5, то это средний кризис, а если больше 2,5, то это сильный кризис.Составляется генограмма кризисной семьи. Наличие кризиса представлено рамкой: ломаной линией в случае слабого кризиса, тонкой сплошной линией в случае среднего кризиса и утолщенной линией в случае сильного кризиса. В нижней части рамки справа обозначен тип кризиса (порядковый номер кризиса задается в соответствии с предложенной нами классификацией). Обозначает идентифицированного члена семьи, негативное эмоциональное состояние которого вызывает негативные переживания других членов семьи.Затем они реализуют метод коррекции системных отношений между членами кризисной семьи.Во-первых, корригируется функциональное состояние членов семьи с высокой тревожностью и соматическими расстройствами. Пациентам назначают анксиолитический препарат феназепам в дозе 0,001 мг в сутки в течение 14 дней, а в случае соматических расстройств рекомендуется лечение у соответствующих специалистов. Назначаются курсы физиотерапии.Составляется полный набор психотерапевтических групп. В нее входят члены семей, оказавшиеся в кризисной ситуации. Количество участников в группе-12-14 человек. В группе есть до 4 представителей от каждой семьи (таким образом, группа может охватить 3-4 кризиса). Группа состоит из 2-х психотерапевтов. Возраст пациентов колеблется от 16 до 60 лет.Формат занятий: 10 дней по 4 часа в день. Используется просторное помещение площадью не менее 30 квадратных метров (обычно это спортивный зал). Группа размещается на полу на подушках или спортивных ковриках (например, татами). Одежда - спортивные костюмы. Особенностью метода являются члены семьи с разными кризисами, а не с одним и тем же кризисом, как это было раньше.Первый день занятий. Изучение правил группы и консолидация группы. Группа следует следующим правилам. Участники группы обращаются друг к другу на" ты " и по именам. Группа-это закрытое сообщество (если участник выражает желание уйти во время работы, он должен обосновать свой отказ и получить разрешение от всех членов группы). Конфиденциальность и безопасность (все, что говорится во время занятий, не подлежит обсуждению вне группового круга). Каждый имеет право высказаться и быть услышанным (участники имеют право задавая вопросы выступающему, избегая ценностных суждений и давая советы, вы не можете выступать в роли "адвоката" и присоединяться к мнению другого выступающего). Психотерапевты являются негласными лидерами группы, они структурируют время занятий, предлагают темы для обсуждения и организуют общие игры. Атмосфера единства складывается во время игр "Горная тропа", "Вождение вслепую" и ряда других. Для углубления сплоченности и устранения элементов агрессии используется методика "глаза в глаза" в течение 5 минут с каждым членом группы, включая психотерапевт. Коррекция механизмов активации мозга членов всей группы достигается методом телесно-ориентированного массажа Райха в течение 120 минут. Члены группы делятся на пары и массируют друг другу "зажатые" мышечные структуры. Это означает, что массаж заменяет реальное действие, вызванное реальной эмоцией. Происходит имитация соматической реакции под влиянием актуальной эмоции. Той же цели (коррекции механизмов активации) служит метод холотропного дыхания, имитирующий состояние, вызванное интенсивной мышечной активностью.Второй-девятый дни занятий. В ходе обсуждения выступлений членов кризисной семьи, представивших свои переживания и понимание своих чувств, реализуется истинная сущность эмоций, приведших к дисфункции внутрисемейных отношений.Решающий этап групповой психотерапии для коррекции семейной системы реализуется при обсуждении кризиса и при выступлении членов кризисной семьи. Мнение группы служит ориентиром для членов конкретной семьи в выработке совместного решения по преодолению кризиса. Пациенты формулируют для себя индивидуальные цели и определяют степень допустимых изменений в своих отношениях с членами семьи. Уточняются детали будущего поведения и определяется характер эмоциональных контактов между членами семьи, гарантирующих эмоциональный комфорт и снижение вероятности срывов.Занятия проводятся по принципу "работа с клиентом в группе". Материалом для работы служит индивидуальный жизненный сценарий каждого участника. Упражнения проводятся для активизации самых ранних воспоминаний, связанных с семьей, в которой вырос пациент. Затем участники описывают свои жизненные сценарии. В среднем на анализ и анализ сценария каждого члена группы уходит 3 часа. Поддерживается атмосфера сплоченности и концентрации внимания на обсуждаемых вопросах. Наличие обратной связи служит фактором усиления решений пациента. Критерий завершение психотерапевтического процесса в положительных эмоциях, которые заменяют негативные (тревога, агрессия и т. д.), служат частью кризисной семьи.Десятый день занятий. Закрепление опыта, полученного в процессе повторения решений. Измерение уровня тревожности, низкой тревожности (менее 5 стан) свидетельствует о том, что цель группового курса была успешно достигнута.Внешне роль психотерапевта в руководстве работой группы сводится к выполнению четких функций: формулированию инструкций, предоставлению дополнительных разъяснений при необходимости и контролю за выполнением инструкций. В принципе, работа группы организуется на основе внутригрупповых отношений.Область применения предлагаемого метода-в медицине психических и поведенческих расстройств и психологическом консультировании не только членов кризисных семей, но и там, где актуально составление генограммы, то есть практически для всех методов психотерапевтической и психологической помощи. Появление на генограмме графического изображения кризиса (фрейм для кризисной семьи) и обозначение кризиса (римская цифра-порядковый номер кризиса в регулярной цепочке) существенно повышает информативность генограммы, так как ранее генограмма не отражала состояние кризиса семьи.ЗаключениеВ настоящее время психологи проявляют большой интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоянии. Во многом это связано с тем, что в последние десятилетия Институт семьи в нашей стране переживает рост деструктивных тенденций. Неуклонно растет число разводов и неполных семей, увеличивается масштаб таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранняя беременность, злоупотребление. В связи с этим семья потребность в профессиональной психологической помощи становится все более острой. Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение числа обращений к школьным психологам, психологическим консультациям, психологическим службам и центрам, как для отдельных членов семьи, так и для семьи в целом. Работа с семьей имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно замкнутой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи имеют свои социокультурные особенности. В частности, в нашей стране семьи характеризуются патриархатом, сожительством нескольких поколений, эмоциональной и материальной взаимозависимостью членов семьи. Многие семьи функционально неполноценны, что отчасти объясняется особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает низкий уровень психологической культуры, что проявляется в низкой мотивации к получению психологической помощи. К психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидно, что остальные члены семьи должны присутствовать, мотивировать их собраться вместе довольно сложно. Все это создает дополнительные трудности в работе психолога с семьей. Психологическая помощь семье - относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день не хватает работ отечественных специалистов, которые бы систематизировали знания и опыт, накопленные в области работы с семьями в кризисной ситуации. Написание данной книги было вызвано необходимостью заполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и путей их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии. Таким образом, рассмотрев все результаты нашего исследования супругов, переживающих семейный кризис, можно сказать, что отношения в супружеских парах в кризисный период выражаются в неудовлетворенности или частичном удовлетворении потребностей супругов (или одного из супругов), что делает эти отношения проблематичными. Сила и стабильность семьи зависит от личных установок, их взглядов и взаимных оценок роли каждого из них в семейном союзе.Список использованных источниковАндреева Т. А. Семейная психология. - Спб.: Речь, 2018. - 244 с.Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Издательский центр "Академия", 2020, 192 с. (по-русски).Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма Класс, 2017, 208 с. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ. унив., 2016, 120 с. (по-русски). Андреева Т. А. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Речь, 2017, 436 с.Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2018. - 156 с. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи. М.: Ос-89, 2017, 400 с.Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2019, 182 с.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: МПСИ, 2018, 224 с.Прохорова О. Г. Основы семейной психологии и семейного консультирования. - М.: Торговый центр Сфера, 2016. - 224 Сатир В. Семейная психотерапия. Санкт-Петербург: Речь, 2017, 283 с.Эйдемиллер Е. Г. Психология и психотерапия семьи. - Спб.: Питер, 2018. - 656 с.

1. Андреева Т. А. Семейная психология. - Спб.: Речь, 2018. - 244 с.
2. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Издательский центр "Академия", 2020, 192 с. (по-русски).
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма Класс, 2017, 208 с.
4. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ. унив., 2016, 120 с. (по-русски).
5. Андреева Т. А. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Речь, 2017, 436 с.
6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2018. - 156 с.
7. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи. М.: Ос-89, 2017, 400 с.
8. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2019, 182 с.
9. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: МПСИ, 2018, 224 с.
10. Прохорова О. Г. Основы семейной психологии и семейного консультирования. - М.: Торговый центр Сфера, 2016. - 224
11. Сатир В. Семейная психотерапия. Санкт-Петербург: Речь, 2017, 283 с.
12. Эйдемиллер Е. Г. Психология и психотерапия семьи. - Спб.: Питер, 2018. - 656 с.

Вопрос-ответ:

Что такое психодиагностика?

Психодиагностика - это метод работы с кризисными семьями, который заключается в определении психологических особенностей семейных членов, выявлении проблем и возможных источников конфликтов внутри семьи.

В чем заключается основная цель психодиагностики в работе с кризисными семьями?

Основная цель психодиагностики в работе с кризисными семьями - это помочь семье справиться с кризисной ситуацией, предоставить профессиональную поддержку и рекомендации по решению проблем.

Какие методы и методики можно использовать в психодиагностике?

В психодиагностике семейных кризисов можно использовать такие методы и методики, как интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение за семьей и ее членами, анализ семейной динамики и коммуникации.

Что такое семейные кризисы и почему они возникают?

Семейные кризисы - это ситуации, когда в семье возникают серьезные проблемы и конфликты, которые могут привести к разрыву отношений или нарушению единства семьи. Они могут возникать из-за различных причин, таких как финансовые трудности, измена, проблемы воспитания детей и др.

Какие мероприятия помогают справиться с семейными кризисами?

Справиться с семейными кризисами помогают различные мероприятия, такие как фармакологическое лечение, физиотерапия, групповая психотерапия и психодиагностика. Они позволяют предоставить семье необходимую помощь и поддержку.

Какое значение имеет психодиагностика в работе с кризисными семьями?

Психодиагностика играет важную роль в работе с кризисными семьями, так как позволяет оценить психологическое состояние каждого члена семьи, выявить причины и механизмы кризиса, определить возможные пути его преодоления. Она помогает специалистам разрабатывать индивидуальные планы работы с каждой семьей и выбирать наиболее эффективные методы вмешательства.

Что включает в себя понятие психодиагностики?

Понятие психодиагностики включает в себя систему методов исследования личности и психологических состояний человека. Оно включает в себя психологическое тестирование, беседы, наблюдения, анализ документов и др. Целью психодиагностики является получение информации о психологическом состоянии и особенностях личности человека, что позволяет специалистам определить причины и механизмы психологических проблем и разработать планы работы по их решению.

Какие методы используются в психодиагностике кризисных семей?

В психодиагностике кризисных семей используются различные методы, например, семейное интервью, семейное наблюдение, анализ семейных ролей, психологическое тестирование, проективные методики и другие. Эти методы позволяют выявить динамику отношений в семье, выявить проблемные области, определить роли и функции каждого члена семьи, выявить психологические проблемы семьи и т. д.