Правоохранительные органы
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие правоохранительной деятельности 5
1.1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности 5
1.2. Нормативно – правовое регулирование правоохранительной деятельности в РФ 10
1.3. Объекты правоохранительной деятельности в России 13
Глава 2. Принципы осуществления правоохранительной деятельности в РФ 17
Глава 3. Осуществление правоохранительной деятельности в России. Ее функции и их значение 24
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 27
Так, исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услугу, а заказчик эту услугу принять и оплатить. Однако, договор охраны не включен в перечень договоров, указанных в ГК РФ, а поэтому является непоименованным и малоизученным цивилистическим правом. Предмет и иные существенные условия этого договора не нашли своего закрепления и в иных актах гражданского законодательства. Такое положение не всегда позволяет очертить критерии, по которым исполнитель и заказчик должны достичь согласия и считать договор заключенным, что приводит к судебным тяжбам и, следовательно, к снижению защищенности объектов от преступных посягательств. Еще одна проблема проявляется в несоответствии полномочий организаций ведомственной и вневедомственной охраны (их работников) с одной стороны, и частных охранных организаций (частных охранников) с другой. Данная проблема была исследована С.А. Шароновым, который пришел к выводу, что организации ведомственной охраны обладают двойственной правовой природой в контексте их участия в охранной деятельности. Двойственная природа организаций ведомственной охраны заключается в том, что учредителем данного вида охраны являются государственные органы, государственные корпорации и организации, а объектами – государственная собственность, что придаёт ей публично-правовые начала. Вместе с тем, организации ведомственной охраны могут оказывать охранные услуги и на основе возмездного договора. Особенностью деятельности ФГУП «Охрана» Росгвардии заключается в том, что она создана приказом названного органа государственной власти и действует на основании своего Устава. Работники организации осуществляют охрану объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране, при этом наделены правом использовать специальные средства, огнестрельное и газовое оружие. Современные достижения науки и техники дают возможность использовать субъектам специализированные «предметы, приспособления», повышающие эффективность изучаемых видов деятельности. В совокупности эти средства именуются «источниками повышенной опасности» и классифицируются как: 1) огнестрельное оружие; 2) специальные средства (наручники, резиновые палки и др.); 3) механизмы для принудительной остановки транспорта; 4) приспособления для организации прохода людей и проезда транспортных средств (шлагбаумы, турникеты и др.). Все эти средства широко применяются как в процессе осуществления правоохранительной, так и охранной деятельности. Их различия заключаются в технических характеристиках и в правовом режиме. Например, в деятельности Росгвардии применяется боевое оружие и техника, в том числе и авиация, а в области частной охранной деятельности – служебное и (или) гражданское оружие. В процессе осуществления изучаемых видов деятельности различными являются способы и приемы достижения поставленных задач. Так решение задач в правоохранительной деятельности достигается посредством исполнения обязанностей военной службы, проведения оперативно-розыскных мероприятий, разведки и др. Основным средством решения задач в области частной охранной деятельности является процесс оказания охранных услуг. Под ним понимается выполнение организацией охраны действий «в пользу другого лица…, направленных на достижение полезного эффекта, не имеющего овеществленного результата… и преследующих своей целью защиту …объектов охраны» от различного рода посягательств. Стремительное развитие цифровизации экономики оказало влияние и на осуществление рассматриваемых видов деятельности. Например, оказание отдельных видов услуг правоохранительной деятельности в настоящее время осуществляется посредством информационных технологий (получение паспорта гражданина РФ, выдача справок об отсутствии судимости, регистрация транспорта и др.). Однако, несмотря на наличие специализированных информационных ресурсов, например, «портала об охране», цифровизация частной охранной деятельности в значительной степени отстает от подобного процесса деятельности правоохранительной и не отвечает современным потребностям. Вместе с тем, заслуживают самого пристального внимания информационные базы данных, хранящие электронную информацию о системе правового регулирования частной охранной деятельности. Подводя итоги публикации, можно сделать следующие выводы. 1. Средства осуществления правоохранительной и охранной деятельности представляют собой совокупность средств правового регулирования, источников повышенной опасности, действий, информационных технологий, применение которых направлено на достижение целей рассматриваемых видов деятельности. 2. Наибольшие проблемы в применении изучаемых средств возникают в области частной охранной деятельности. Концептуальным подходом в решении этих проблем является принятие Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», проект которого разработан учеными.Глава 3. Осуществление правоохранительной деятельности в России. Ее функции и их значениеСоотношение понятий правоохранительной деятельности и правоохранительной функции государства позволяет нам согласиться с мнением большинства ученых, которые выделяют следующие признаки правоохранительной деятельности: правоохранительная деятельность является составляющей функций государства, а именно правоохранительной функцией; правоохранительная деятельность осуществляется органами государственной власти, которые относятся к исполнительной и судебной ветви; цель правоохранительной деятельности – защита прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка в государстве; правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами с определенными задачами и функциями, которые имеют законодательное закрепление; правоохранительной деятельности присущи определенные способы ее осуществления, включая юридические меры воздействия. Рассматривая признаки правоохранительной деятельности, очевидно, что они характерны для различных направлений правоохранительной деятельности. Однако, изучив научную правовую литературу, мы не встретили однозначного мнения и в отношении направлений рассматриваемой нами деятельности. Не вызывают сомнения такие виды правоохранительной деятельности, которые относятся: к осуществлению правосудия; к конституционному контролю; к надзору прокурорских органов; к предварительному расследованию преступлений; к оперативно-розыскным мероприятиям; к обеспечению правопорядка; к организационному обеспечению функционирования судебных инстанций; к негосударственной правоохранительной деятельности. Рассматривая механизмы государства, которые создает государство в правоохранительной деятельности, отметим, что большинством исследователей рассматривается правовой и организационный механизмы, не приводя самого понятия таких механизмов. Мы понимаем под механизмами в правоохранительной деятельности всю совокупность ресурсов, которые создает государство для обеспечения реализации такой деятельности с целью придания России статуса конституционного государства. К правовым механизмам относится вся совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют правоохранительную деятельность. К организационным механизмам относится система органов и организаций, принимающих участие в правоохранительной деятельности. Что касается правового механизма правоохранительной деятельности, то, прежде всего, необходимо отметить Конституцию РФ, которая концептуально определяет содержание рассматриваемой деятельности. Правовой механизм правоохранительной деятельности можно сгруппировать по различным основаниям. Так, например, по содержанию нормативно-правовых актов их классификация может быть представлена: нормативными актами общего характера, т.е. такие нормативные документы, которые содержат общие правовые предписания в отношении содержания, функций, задач правоохранительной деятельности и устройства органов, осуществляющих такую деятельность; нормативными актами, регулирующими вопросы структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране (например, Министерство юстиции РФ); нормативными актами, регулирующими судебную власть в России, включая организационную деятельность судов; нормативными актами, регулирующими деятельность прокуратуры и акты о прокурорском надзоре; нормативными актами, регулирующими осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие; нормативными актами, регулирующими организацию юридической помощи; нормативными актами, регулирующими деятельность негосударственных структур в правоохранительной деятельности.ЗаключениеТаким образом, правовой механизм правоохранительной деятельности представлен значительным массив нормативных актов и может быть классифицирован по различным основаниям. Что касается организационного механизма правоохранительной деятельности, то и в его понятийной и видовой характеристике нет единства, а связано, это с тем, что на законодательном уровне не определено понятие правоохранительного органа и его виды, что создает неоднозначность в теоретико-методологическом аспекте и является дискуссионным вопросом среди исследователей. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике правоохранительных органов, отметив лишь то, что их деятельность связана с охраной прав граждан и юридических лиц, с определенным набором компетенций и финансовых ресурсов. Таким образом, можно констатировать, что в понятии, содержании и механизмах правоохранительной деятельности в ученом сообществе нет единства. Все мнения исследователей имеют право на научное осмысление. Решение неоднозначности в интерпретациях рассматриваемого вопроса видится в законодательном закреплении правоохранительной деятельности, а точнее в принятии федерального закон «О правоохранительной деятельности».Список использованной литературы и источников Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237; 2020.16 марта. № 55. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.04.2021 № 117-ФЗ) // СЗ РФ. - 2011. - № 11. - Ст. 15; 2014. - № 6. - Ст. 558Федеральный закон от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) Ведомости Съезда нар. Депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 30.07.1992 г. № 30. Ст.1792.Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации. Указ Президента РФ (ред. от 02.02.2013) // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3314 Федеральный закон от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» // СЗ РФ.1999. №16. Ст.1935.Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 17,ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 50, ст. 7562) О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Росгвардии от 17.11.2016 № 359 (ред. от 29.03.2019) // СПС Консультант Плюс Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд., исп. и перераб. М.: Кнорус, 2016. – С.92.Ендольцева А.В., Хомичева О.В., Мирзоева Г.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для студентов вузов. – М.: Юнити Дана, 2013. – С. 93. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие/ Миронов А.Н. – М.: Форум, 2010. - С.167 Малько А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. № 2. С. 4-16.Сыдорука И.И., Ендольцева А.В., Эраишвили Н.Д. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 10-е изд., перераб. и доп. М.: – Юнити Дана, 2018. – С. 103. Шаронов С. А. Динамика договорного регулирования услуг частной охранной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 1.С 138-145.Шаронов С. А. Гражданско-правовое регулирование охранной деятельности в Российской Федерации: дис. …д-ра юрид. наук. Волгоград, 2015. 445 с Шаронов С. А. Понятие, правовая природа и классификация оказания охранных услуг как объекта гражданских прав в контексте осуществления предпринимательской охранной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2. С. 126-130. Шаронов С. А. База данных подзаконных актов частной охранной и частной детективной деятельности в РФ в схемах: свидетельство о регистрации базы данных RUS 2014620194 28.11.2013.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 №4030 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 26.07. 2019) // СЗ РФ. 03.01. 2011. №1. Ст.15.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 26.07. 2019) // СЗ РФ. 20.11.1995. №47, Ст.4472.
4. Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. 10.04.1995. №15. Ст.1269.
5. Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
7. Закон Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 (ред. от 02.08.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда нар. Депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации.1992. 23апреля. № 17.
8. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации. Указ Президента РФ (ред. от 02.02.2013) // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3314.
9. Федеральный закон от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» // СЗ РФ.1999. №16. Ст.1935.
10. Федеральный закон от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) Ведомости Съезда нар. Депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 30.07.1992 г. № 30. Ст.1792.
11. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд., исп. и перераб. М.: Кнорус, 2016. – 436 с.
12. Ендольцева А.В., Хомичева О.В., Мирзоева Г.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для студентов вузов. – М.: Юнити Дана, 2013. – 351 с.
13. Малько А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. № 2. С. 4-16.
14. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие/ Миронов А.Н. – М.: Форум, 2010. – 304 с.
15. О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Росгвардии от 17.11.2016 № 359 (ред. от 29.03.2019) // СПС Консультант Плюс.
16. Сыдорука И.И., Ендольцева А.В., Эраишвили Н.Д. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 10-е изд., перераб. и доп. М.: – Юнити Дана, 2018.
17. Шаронов С. А. Динамика договорного регулирования услуг частной охранной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 1.С 138-145.
18. Шаронов С. А. Гражданско-правовое регулирование охранной деятельности в Российской Федерации: дис. …д-ра юрид. наук. Волгоград, 2015. 445 с.
19. Шаронов С. А. Понятие, правовая природа и классификация оказания охранных услуг как объекта гражданских прав в контексте осуществления предпринимательской охранной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2. С. 126-130.
20. Шаронов С. А. База данных подзаконных актов частной охранной и частной детективной деятельности в РФ в схемах: свидетельство о регистрации базы данных RUS 2014620194 28.11.2013.
Вопрос-ответ:
Что такое правоохранительные органы?
Правоохранительные органы - это государственные органы, которые занимаются осуществлением правоохранительной деятельности и охраной общественного порядка. Они включают такие организации, как полиция, службы безопасности, прокуратуру и другие.
Что включает в себя правоохранительная деятельность?
Правоохранительная деятельность включает в себя такие функции, как предотвращение, раскрытие и пресечение правонарушений, обеспечение общественной безопасности, защита прав и свобод граждан, осуществление уголовного преследования и привлечение виновных лиц к ответственности.
Какое нормативно-правовое регулирование существует в России в области правоохранительной деятельности?
В России правоохранительная деятельность нормативно-правового регулирования осуществляется различными законодательными актами, такими как Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другими законами и постановлениями правительства.
Какие объекты подлежат охране в рамках правоохранительной деятельности в России?
В России правоохранительная деятельность направлена на охрану различных объектов, таких как общественная безопасность, территориальная целостность, конституционный строй, права и свободы граждан, имущественные интересы и другие важные ценности общества.
Какие принципы осуществления правоохранительной деятельности существуют в России?
В России осуществление правоохранительной деятельности основано на таких принципах, как законность, гуманизм, презумпция невиновности, пропорциональность, недопустимость злоупотребления полномочиями, соблюдение прав и свобод граждан и других принципах, направленных на защиту прав и интересов граждан.
Какое понятие имеет правоохранительная деятельность в России?
Правоохранительная деятельность в России - это система мероприятий, осуществляемых правоохранительными органами, с целью обеспечения правопорядка, защиты прав и свобод граждан, предотвращения и пресечения преступлений.
Какое нормативно-правовое регулирование существует в России в области правоохранительной деятельности?
В России правоохранительная деятельность регулируется рядом нормативных актов, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О полиции", Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие.
Какие объекты подлежат защите правоохранительных органов в России?
Правоохранительные органы в России защищают такие объекты, как права и свободы граждан, общественная безопасность, законность и правопорядок, интересы государства и общества в целом.
Какие принципы осуществления правоохранительной деятельности существуют в России?
В России принципы осуществления правоохранительной деятельности включают законность, гуманизм, объективность, презумпцию невиновности, соблюдение прав и законных интересов граждан, применение пропорциональных мер принуждения и другие.
Какие функции выполняют правоохранительные органы в России?
Правоохранительные органы в России выполняют функции предотвращения и пресечения преступлений, расследования и раскрытия преступлений, охраны общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, поддержания правопорядка и другие.
Какое понятие имеет правоохранительная деятельность в России?
Правоохранительная деятельность в России – это система мер, принимаемых государством для обеспечения правопорядка, защиты прав и свобод граждан, предотвращения и пресечения правонарушений и противодействия преступности.
Каким нормативным правовым регулированием обеспечивается правоохранительная деятельность в РФ?
Правоохранительная деятельность в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.