Уполномоченный по правам человек в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 13.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1 Уполномоченный по правам человека РФ как специализированный институт по содействию защиты прав и свобод граждан……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие Уполномоченного по правам человека……………………..6
1.2 Специфика института Уполномоченного по правам человека……...8
Глава 2. Правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека…………………………………………………………...13
2.1 Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………...13
2.2 Перспективы развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованных источников……………………………………26






Фрагмент для ознакомления

Было бы целесообразным более внятное отношение законодателя к существующей проблеметерриториального признака уполномоченных, тем более что действующее разграничение,при доведении его до сведения обращающихся граждан, вызывает их непонимание.Факты обращений Уполномоченного с затребованием соответствующих ответов должны, какправило, носить исключительный характер. В иных случаях целесообразно в соответствии сзаконодательством ограничиваться направлением материалов по принадлежности.Необходимо также изменение источников материально-финансового обеспечениядеятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.Финансирование уполномоченного по правам человека в субъекте РФ осуществляется избюджета субъекта и напрямую зависит от финансового положения самого субъектаРоссийской Федерации. Поэтому, необходимо предусмотреть возможность финансированиярегионального уполномоченного по правам человека и из средств федерального бюджета.Такая система будет являться дополнительной гарантией независимости региональныхомбудсменов.Институт омбудсмена является инструментом, обеспечивающим демократические основы вРоссийской Федерации. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ имеетосновополагающее значение, является одним из ключевых и очень значимых звеньев в развитиимеждународного сотрудничества в области прав человека. Однако стоит отметить, что развитиесвязей с международными организациями и институтами должно инициироваться не толькоинститутом Уполномоченного по правам человека, но также и институтом Уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации. Отсутствие данного вида деятельности состороны субъектов Российской Федерации лишает их возможности быть интегрированными вправовую систему Российской Федерации, как полноправного члена международногосообщества. Это, можно сказать, ведет к неспособности эффективно защищать права и свободыне только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.ЗаключениеИнститут Уполномоченного по правам человека в России не вошел в определенную ветвь власти (законодательную, исполнительную и судебную). Во время назначения на должность Парламент РФ, подчеркивая его парламентскую природу, указывает, что он от него является независимым и ему подотчетен, что указывает на независимость этого государственного органа и именно государственного органа, на основании того, что ст. 37 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» закрепляется: «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом Юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ».Данный правовой институт обладает в некоторой мере производным происхождением, выступая в качестве своеобразного аналога правового института «омбудсман».Институт уполномоченного по правам человека способствует установке в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права граждан являются приоритетными во время разрешении всех социальных проблем. Данный ценный приоритет на данный момент довольно слабый и в большей мере декларативный в сравнении с традиционными для Российской Федерации коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми до сих пор руководствуются представители властей.Должность учредили для обеспечения гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственным органами, органом местного самоуправления и каждым должностным лицом. Уполномоченный является независимым и неподотчетным определенным государственным органами и должностному лицу. Ввод чрезвычайного либо военного положения на территории России либо на отдельных частях не прекратит и не приостановит работу Уполномоченного и не повлечет ограничений его компетенции.Особенно стоит отметить, то что основная функция Уполномоченного в Российской Федерации состоит в том, чтобы являться арбитром между властями и обществом. Данная функция прямо исходит из двойной природы этого института. Его посреднические функции дают возможность смягчать глубинное противоречие между государственной и социальной областью, помогать развивать демократию в России.Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном, либо административном порядке, но не согласен решениями, принятыми по его жалобе.Уполномоченным рассматривается большое число жалоб, которые увеличиваются из года в год, и помогает восстанавливать права граждан, осуществляя независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав граждан, взаимодействуя с представителями власти, правоохранительными органами, судебными органами, международными организациями, производя анализ законодательства, выявляя в нем недостаток и устраняя его, при помощи проведения разных конференций, заседаний, просветительских акций, способствуя увеличению уровня правовой культуры правосознания. Данные направления помогают создавать человеколюбивую атмосферу в российском обществе.Важное место в работе Уполномоченного по правам человека отводят деятельности в области правового просвещения в области прав граждан, форм и методов по их защите. Гражданам разъясняют формы защиты, используемые ими, среди которых административные, судебные и иные органы в которые они могут обращаться, оказывающие юридическую консультацию.Подготовка ежегодного доклада о работе, а помимо этого специального доклада доведение его до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному излагать свое видение ситуации в области обеспечения прав граждан как в целом в России, так и в отдельной области жизни общества, что является действенным рычагом воздействия на общественное мнение. Как можно увидеть из практики, а кроме этого опыта деятельности омбудсманов зарубежных стран, ежегодный и специальный доклад Уполномоченных по правам человека, это важное средство по реализации их полномочий, который позволяет заострять внимание власти на проблемах, требующих незамедлительного разрешения.Уполномоченный по правам человека в России выступает в роли непосредственного представителя страны в общении с гражданами, и прежде всего с представителями его наиболее малообеспеченного слоя. Занимаясь разрешением проблемной ситуации, Уполномоченный по правам человека помогает укреплять авторитет государственной власти.На основании ст. 11 ФЗ Уполномоченный по правам человека не может заниматься политической деятельностью, являться членом политических партий либо иных общественных объединений, преследующих политические цели. Уполномоченный по правам человека не может выступить за проведение определенных политических курсов, одной либо другой политики в определенной области, будь то область экономической, социальной, финансовой, культурной либо другой проблематики. Он в подчинении только законов. Но при этом есть политическая сила, которая уже на данный момент готова или втянуть Уполномоченного в политику, или дискредитировать данный институт. Является показательным, что во время обсуждения кандидатур, на должность Уполномоченного данную линию пробовали проводить ряд депутатов Государственной Думы. В некоторых газетах были статьи с грубым выпадом в сторону вновь назначенного Уполномоченного по правам человека в России. Словом, вместо того, чтобы помочь становлению новейшего правового института защиты прав человека, ряд политических сил пытались различными способами его дискредитировать. Само собой, Уполномоченный может повлиять на разработку и использование правовых норм, но только для приведения права в соответствие с международными гуманитарными тенденциями, а правоприменительную практику освободить от дискриминации и волюнтаризма, обеспечивая приоритеты соблюдения прав граждан. В компетенции Уполномоченного рассмотрение жалоб граждан России и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.Закон Ульяновской области от 6 октября 2011 г. N 164-ЗО (в ред. Закона Ульяновской области от 20.07.2012 N 88-ЗО) «О Палате справедливости» // СПС Консультант плюс.Закон Воронежской области от 30 июня 2010 г. № 66-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Воронежской области» // "Собрание законодательства Воронежской области", 28.07.2010, N 6 (часть I), ст. 327.Закон Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» // "Информационный бюллетень Липецкого областного Совета депутатов", N 11, 2002.Закон Самарской области от 24 ноября 2000 г. № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» // "Самарские известия", N 221, 25.11.2000.Закон Амурской области от 29 ноября 1999 г. № 198-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Амурской области» // "Вестник губернатора Амурской области и Правительства Амурской области", N 5, 28.04.2008.Закон Республики Татарстан от 3 марта 2000 г. № 95 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2002. № 3(3). Ст. 78.Волосова Н.Ю. Свидетельский иммунитет Уполномоченного по правам человека в РФ // Вопросы российского и международного права. 2014. № 1-2. С. 108-114.Гаранжа А.П. Конституция РФ и институт Уполномоченного по правам человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. Т. 13. № 4. С. 80-83.Комкова Г.Н., Лукашова Н.Ф. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами и органами местного самоуправления // Омбудсмен. 2012. № 1. с. 53–58.Мусаева Г.М., Гаджимахадов В.К. Уполномоченный по правам человека РФ как специализированный институт по содействию защиты прав и свобод граждан // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 2. С. 25-27.Киричёк Е.В. Проблемы организации деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С. 59-62.Колобова Т.В. Правовое просвещение граждан Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ // Юридические записки. 2013. № 3 (26). С. 47-51.Мшецян Д.А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 265-268.Мешкова А.В. Институт Уполномоченного по правам человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 2. С. 115-121.Пономаренко Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 121-124.Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан / М.Ю. Середа, Т.В. Колобова. // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. с. 19–21.Середа Е.В. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ // Омбудсмен. 2012. № 1. С. 37-42.Ухтияров А.И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 23-33.Чуксина В.В. Совершенствование института Уполномоченного по правам человека в РФ // В сборнике: Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы отв. ред. Е.М. Якимова. 2013. С. 214-219.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
3. Закон Ульяновской области от 6 октября 2011 г. N 164-ЗО (в ред. Закона Ульяновской области от 20.07.2012 N 88-ЗО) «О Палате справедливости» // СПС Консультант плюс.
4. Закон Воронежской области от 30 июня 2010 г. № 66-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Воронежской области» // "Собрание законодательства Воронежской области", 28.07.2010, N 6 (часть I), ст. 327.
5. Закон Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» // "Информационный бюллетень Липецкого областного Совета депутатов", N 11, 2002.
6. Закон Самарской области от 24 ноября 2000 г. № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» // "Самарские известия", N 221, 25.11.2000.
7. Закон Амурской области от 29 ноября 1999 г. № 198-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Амурской области» // "Вестник губернатора Амурской области и Правительства Амурской области", N 5, 28.04.2008.
8. Закон Республики Татарстан от 3 марта 2000 г. № 95 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2002. № 3(3). Ст. 78.
9. Волосова Н.Ю. Свидетельский иммунитет Уполномоченного по правам человека в РФ // Вопросы российского и международного права. 2014. № 1-2. С. 108-114.
10. Гаранжа А.П. Конституция РФ и институт Уполномоченного по правам человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. Т. 13. № 4. С. 80-83.
11. Комкова Г.Н., Лукашова Н.Ф. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами и органами местного самоуправления // Омбудсмен. 2012. № 1. с. 53–58.
12. Мусаева Г.М., Гаджимахадов В.К. Уполномоченный по правам человека РФ как специализированный институт по содействию защиты прав и свобод граждан // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 2. С. 25-27.
13. Киричёк Е.В. Проблемы организации деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С. 59-62.
14. Колобова Т.В. Правовое просвещение граждан Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ // Юридические записки. 2013. № 3 (26). С. 47-51.
15. Мшецян Д.А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 265-268.
16. Мешкова А.В. Институт Уполномоченного по правам человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 2. С. 115-121.
17. Пономаренко Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 121-124.
18. Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан / М.Ю. Середа, Т.В. Колобова. // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. с. 19–21.
19. Середа Е.В. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ // Омбудсмен. 2012. № 1. С. 37-42.
20. Ухтияров А.И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 23-33.
21. Чуксина В.В. Совершенствование института Уполномоченного по правам человека в РФ // В сборнике: Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы отв. ред. Е.М. Якимова. 2013. С. 214-219.


Вопрос-ответ:

Кто такой Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - это специализированный институт, созданный для защиты прав и свобод граждан.

В чем заключается специфика института Уполномоченного по правам человека в России?

Специфика института Уполномоченного по правам человека в России заключается в том, что он имеет права на проведение независимых расследований, обращение в суд, представительство интересов граждан во взаимодействии с государственными органами и многое другое.

Какова роль Уполномоченного по правам человека в защите прав и свобод граждан?

Уполномоченный по правам человека играет важную роль в защите прав и свобод граждан. Он проводит независимые расследования, рассматривает жалобы граждан, представляет интересы граждан во взаимодействии с государственными органами, а также осуществляет мониторинг соблюдения прав человека в различных сферах жизни.

Какие полномочия имеет Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный по правам человека имеет широкий набор полномочий. Он может проводить независимые расследования, принимать жалобы граждан, представлять интересы граждан во взаимодействии с государственными органами, а также осуществлять мониторинг соблюдения прав человека в различных сферах жизни, включая образование, здравоохранение, трудовые отношения и др.

Какое правовое регулирование установлено для деятельности Уполномоченного по правам человека?

Деятельность Уполномоченного по правам человека регулируется законодательством. Ему предоставлены определенные полномочия и обязанности, которые определены в законе о правах человека и в других нормативных актах.

Каково понятие Уполномоченного по правам человека?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - это специализированный институт, который занимается содействием защите прав и свобод граждан.

Какая специфика института Уполномоченного по правам человека в РФ?

Специфика института Уполномоченного по правам человека заключается в том, что он является независимым органом и обладает определенными полномочиями, которые позволяют ему защищать и промотреть права и свободы граждан.

Каково назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека?

Назначение Уполномоченного по правам человека производится Государственной Думой Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Освобождение от должности Уполномоченного по правам человека производится по решению Государственной Думы Российской Федерации.

Каковы основные полномочия Уполномоченного по правам человека?

Основные полномочия Уполномоченного по правам человека включают принятие обращений и рассмотрение жалоб, проведение мониторинга соблюдения прав и свобод граждан, содействие восстановлению нарушенных прав, представление интересов граждан в органах власти и т.д.

Каково правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека?

Деятельность Уполномоченного по правам человека регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Например, Уполномоченный по правам человека может обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона или иного акта.

Кто такой Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - это специализированный институт, созданный для содействия защите прав и свобод граждан.