Формирование нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 70 70 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 16.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 6
1.1. Исторические аспекты развития нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 6
1.2. Понятие цифровизации национальной экономики и общественных отношений 15
1.3 Нормативное регулирование цифровизации национальной экономики и общественных отношений 26
Глава 2. Практические аспекты формирования нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 37
2.1 Основания применения нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 37
2.2 Проблемы формирования нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 47
2.3 Направления совершенствования нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений 56
Заключение 68
Список использованных источников 71

Фрагмент для ознакомления

Получение цифровых доказательств в международных делах по-прежнему затруднено: государства стремятся получить быстрый доступ к информации. Это еще более проблематично, когда доказательства находятся за пределами России. Американские технологические компании, такие как Facebook или Microsoft, получают в среднем 100 000 прямых запросов в год. Не существует закона, регулирующего такие запросы, поэтому вся система работает при условии, что интернет-компании просто передадут информацию правоохранительным органам. Нельзя не отметить, что контролирующие службы отмечают регулярно совершаемые кибератаки на инфоресурсы нашей страны. С каждым годом возрастает количество противоправных проявлений с использованием информационных технологий. Все это прямое следствие тотальной информатизации. Любое явление или процесс имеет как положительные последствия, так и негативные проявления. Так и в условиях развития информационного общества главными негативными проявлениями являются противоправные действия в информационном пространстве. Причем такая тенденция характерна не только для российского государства, но и для всего мирового сообщества. «Роскомнадзор может замедлить работу остальных соцсетей и интернет-площадок, в том числе Facebook, Instagram, YouTube и других, если эти платформы не будут выполнять требования об удалении запрещенного в РФ контента».Кроме того, стоит учитывать, что кибербезопасность является трансграничной проблемой. Россия должен найти общий ответ на сложный вопрос о том, что делать, когда страна начинает кибератаку. Но на данный момент государство должен сосредоточиться на приобретении знаний и ресурсов для создания надежной стратегии.Как отмечают исследователи, в России сейчас преобладает «догоняющее» законодательство, которое не успевает за динамичной трансформацией общественных отношений.Таким образом, с одной стороны, стоит признать, что научно-технический прогресс приводит к необходимости совершенствования правовых норм. На основании вышеизложенного, одной из ключевых сложностей, существующих в сфере цифровой экономики, остается проблема полноты правового регулирования общественных отношений, которые складываются объективно развитию процессу цифровизации. Вектор и основные приоритеты развития цифровой экономики, также определение самого процесса цифровизации экономики уже заложены базовыми нормативными актами, которые были перечислены. Однако это перманентный процесс, который направлен на постоянное устранение существующих проблем. Ключевой проблемой остается отставание нормативного регулирования от реально существующих общественных отношений, складывающихся в сфере цифровой экономики. Не всегда законодатель имеет возможность учесть все текущие изменения, которые происходят как с самими цифровыми технологиями, так и процессом их внедрения в сферу экономики.2.3 Направления совершенствования нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношенийПандемия COVID-19, с одной стороны убыстрила процессы массового перехода к использованию электронных ресурсов, как в системе государственного управления, хозяйственной деятельности, так и общественного развития, с другой обозначила необходимость совершенствования многих процессов на основе ИКТ.По оценкам экспертов, уже в период 2030-2050 годов может быть сформировано глобальное информационное общество, которое будет представлять собой принципиально новый этап развития цивилизации – информационную цивилизацию.Цифровизация современного общества оказывает серьёзное влияние на различные сферы общественного развития. Одна из сфер, где это влияние просматривается особенно отчётливо – это общественная коммуникация. Цифровизация – необратимый процесс XXI века, охвативший большинство развитых стран. Взаимодействие человека с электронной средой порождает специфический тип поведения – информационное поведение».Цифровые технологии все более и более надежно проникает в пространство социального развития, постепенно вытесняя традиционные человеческие отношения, меняя отношения и способы взаимодействия людей друг с другом. С научно-техническим прогрессом социальная коммуникация также изменяется и приобретает ранее неизвестные формы, навыки и функции.В XXI веке процессы глобализации и компьютеризации усиливаются, вызывая радикальные, никогда ранее не зафиксированные в истории, изменения в обществе. В русле антропологического понимания новое сетевое общество, возникающее в рамках информационно-коммуникативного преобразования, является капиталистическим и информационным одновременно.Развитие общества постепенно приобретает определенные черты:Во-первых, формируется единое компьютерно-информационное сообщество людей, проживающих в домах, оборудованных различными электронными устройствами и различными «умными» устройствами.Во-вторых, развиваются новые отрасли, которые формируются в рамках использования информационных технологий и наукоемких производств.В-третьих, меняется культурное содержание в социальном развитии: меняются приоритеты внутри семьи, развитие виртуальных музеев, использование различных форм человеческого взаимодействия.В-четвертых, процесс обеспечения повседневной жизни людей происходит с использованием инновационных правил и средств производства, оплаты товаров и услуг (например, электронных денег, интернет-банкинга, мобильного банкинга, WAP-банкинга, SMS и других).Эти изменения, оказывая комплексное влияние на общество в целом, приводят к значительным изменениям в производственной и духовной жизни человека.Новые информационные технологии позволяют формировать т.н. в любой технологической или социальной системе. «Сети», характеризуются высокой степенью связности элементов и возможностью обмена информацией между ними.Бурное развитие информационной среды и внедрение новых технологий несет в себе существенную опасность, как для общества, так и для государства. Высокий уровень интегрированности и зависимости современного человека позволяет манипулировать им, а современные технологии (которые направлены на замену человека во многих сферах) также несут определенную угрозу для повседневной жизнедеятельности общества.В условиях цифровой трансформации, происходящей сегодня, почти во всех государствах, развития глобального информационного общества, а с другой стороны кризиса глобализации и международного права, связанного с также с охватившей весь мир пандемией Covid-19, драйвером развития системы международного и национального права, являются не только современные информационные технологии (прорывные, сквозные, конвергентные), но и правовое регулирование в этой области. В России особенно сегодня в связи с новыми вызовами и угрозами мирового (цивилизационного) кризиса развивается цифровая экономика, финансовая, информационно- образовательная, социальная, культурная сфера и т.д.В связи с этим одной из приоритетных тем научных исследований в условиях цифровой трансформации является развитие системы международного права и информационного права, правового обеспечения цифровизации национальной экономики и общественного развития. Указанные выше проблемы имеют междисциплинарный характер, содержат значительный блок теоретико-методологических правовых вопросов применения норм, правил и принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной информационно-коммуникационной среды (ИКТсреды).Перспективы цифровизации национальной экономики и общественного развития должны выражаться стратегических приоритетах:достижения баланса и устойчивости национальной экономики;сокращения угроз;разработка политики и возможностей защиты, связанных с общей политикой безопасности;развитие промышленных и технологических ресурсов на основе ИКТ для развития национальной экономики;создание согласованной политики федерального и регионального уровня, в том числе и в аспектах правового регулирования.На сегодняшний день существуют пробелы, как в национальных возможностях реагирования, так и регулировании в целом. Для устранения этих пробелов был предложен Федеральный закон №187-ФЗ так и ряд инициатив по повышению осведомленности граждан. Развитие промышленных и технологических ресурсов для информационной безопасности предполагает «платформу государственно-частного партнерства», а также определение средств для основных поставщиков оборудования и программного обеспечения ИКТ для информирования национальных компетентных органов о выявленных уязвимостях. Это привело к тому, что ряд рабочих групп представили рекомендации по применяемым передовым методам безопасности программного обеспечения.Необходима разработка и принятие технических руководящих принципов и рекомендаций для принятия стандартов и передовой практики в области цифровизации национальной экономики и общественного развития.В рамках мер совершенствования стоит в перспективе регулировать 4 блока:политику и правовое регулирование; финансирование информационного развития; создание устойчивости;уровень эффективности цифровизации национальной экономики и общественного развития.Рекомендуется правовое регулирование в области: повышения уровня безопасности в рамках облачных платформ (несанкционированный доступ на практике встречается в 42 % случаев, платформы ориентированы больше на функционал, безопасность развивается постепенно);обеспечивать выполнение установленных технических условий и сохранения данных при условии установки технических устройств для отражения кибератак в критической критической информационной инфраструктуры РФ;обеспечивать гарантии в рамках взаимодействия органов государственной и местной власти с корпоративными структурами, частными субъектами по обеспечению информационной безопасности;применения сегментированного подхода для снижения рисков наступления различных угроз информационной безопасности;систематизации законодательства в области информационной безопасности.12 апреля 2021 г. был подписан Президентом РФ новый указ в области информационной безопасности - Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. n 213 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности». Данный Указ вступил в силу с момента его подписания. Данный Указ является документом стратегического планирования, фактически закрепляет основы международной безопасности. Проблема устойчивого развития страны не является новой или характерной только для России. Подобного рода проблемы постоянно обсуждаются в мире.Сети пятого поколения (5G) образуют будущую основу информационной политики и экономики, соединяя миллиарды объектов и систем, включая критически важные области, такие как энергетика, транспорт, банковское дело и здравоохранение, а также системы промышленного управления, содержащие конфиденциальную информацию и вспомогательные системы. Безопасность.Рекомендации представляют собой сочетание законодательных и политических инструментов для защиты страны, ее общества и демократических систем.На национальном уровне государство должно проводить оценку рисков сетевой инфраструктуры 5G. Национальные оценки рисков и предпринимаемые действия должны учитывать различные факторы риска, как технические, так и риски, связанные с поведением поставщиков или операторов.Развитие цифровизации национальной экономики и общественного развития требует преимущественной маршрутизации трафика в пределах границ Российской Федерации. Разработаны концепция и основные нормативные акты в направлении создания суверенного Рунета, началось их внедрение. Правовой статус российского сегмента интернета законодательно закреплен. Среди уже внедренных проектов, обеспечивающих защиту интересов государства и общества, особое значение имеет ГосСОПКА, о которой уже упоминалось выше.С точки зрения информационной архитектуры ГосСОПКА выглядит как единый, но территориально распределенный комплекс центров управления и мониторинга, обменивающихся между собой информацией о кибератаках. Задача системы ‒ объединение критически важной инфраструктуры в единую сеть с целью обмена информацией о кибератаках. Если такая атака совершается на один из объектов, он передает ее параметры другим объектам, и те имеют возможность подготовиться к нападению.Система состоит из центров трех уровней - федерального, регионального и муниципального, которые делятся на территориальные, ведомственные и корпоративные центры. Для борьбы с компьютерными атаками они должны иметь следующее программное и аппаратное обеспечение:1) обнаружение. Инструменты обнаруживают не инциденты, а скорее важные события информационной безопасности. В основном они реализованы по модели SIEM.2) предупреждения. Механизм предупреждения, инвентаризации и мониторинга реализуется программным сканером уязвимостей или сканерами безопасности.3) Устранение последствий за счет совместной работы участников системы.В краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется дальнейшее усиление вызовов, угроз и рисков, что подтверждается и, в частности, проявляется в мире в связи с пандемией COVID-19. В эпоху реальности коронавируса на национальном и международном уровнях возникают новые угрозы информационной безопасности, такие как «инфодемия», «кибердемия».Российская Федерация должна иметь необходимый научный потенциал, что предполагает развитие науки и образования, для формирования адекватной системы правового регулирования новых отношений, их институционализации, статуса субъектов, современных подходов и моделей регулирования сквозных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, робототехники.Как один из ключевых компонентов национальной безопасности, информационная безопасность представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему с ярко выраженными регулярными связями между ее элементами, организационными процессами и процессами самоорганизации, принципами функционирования и развития.Доктрина информационной безопасности в связи с развитием конституционно-правовой базы в информационном поле, а также с возникновением новых вызовов и угроз требует научного и правового осмысления и разработки новых подходов к разъяснению целей и задач. , средства их реализации.Переход к цифровой трансформации, ее возрастающее значение для государственного управления, системы государственных услуг, расширение пространства доверия, включая отсутствие регулирования на правовом уровне институтов идентификации и аутентификации, развитие критически важных информационных инфраструктур требуют новая система концептуальных подходов к защите информационного пространства, обеспечению конфиденциальности, защите персональных данных граждан и т. д.Данные направления являются ключевыми в рамках перспективных направлений политики в области цифровизации национальной экономики и общественного развития. В современных условиях вопросы обеспечения безопасности информации для общества и общественной жизни особенно актуальны как в теоретическом, так и в практическом плане.Такие вопросы, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан, осуществляемые в сфере информации, деятельность общественных объединений в сфере информации, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подстрекательство к социальная, расовая, национальная и религиозная вражду и распространение этих идей в средствах массовой информации.Сегодня нуждаются в научных исследованиях механизмы трансформации международно-правовых норм, регулирующих вопросы информационной безопасности, в российскую правовую систему правового обеспечения. Необходим анализ международного регулирования цифровизации национальной экономики и общественного развития, его современного состояния и проблем. В современных условиях мирового кризиса, вызванного пандемией, требуется разработка новых подходов к регулированию цифровизации национальной экономики и общественного развития, особенно в связи с появлением такой острой проблемы глобального характера, как «инфодемия». В связи с этим требуют изучения и прогнозирования перспективы развития международного регулирования цифровизации национальной экономики и общественного развитияв условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Внимания заслуживает вопрос о разработке современных моделей и механизмов трансформации международных норм, регулирующих вопросы цифровизации национальной экономики и общественного развития, имплементации их в российскую систему правового обеспечения, поскольку вся наша жизнь сегодня уже в значительной степени детерминирована переходом к цифровой эпохе, связанной с динамикой развития и влиянием цифровых технологий на самые разные сферы.Таким образом, в рамках мер совершенствования на правовом уровне регулирования цифровизации национальной экономики и общественного развития требуется обновление законодательства в части повышения защиты граждан, государственных органов власти. Важное значение имеет принятие нормативных актов, в русле перехода к дистанционным формам. Уже сейчас существует понятие дистанционной работы, но следует еще совершенствовать нормы. Необходимо формирование корректирующих мер в случае наступления различных форс-мажорных обстоятельств. Значение имеет как правовое регулирование, так и внедрение в практику информационной культуры, как в системе государственного управления, так и в коммерческих организациях. Все институты как госуправления, так и коммерческого типа должны способствовать цифровизации национальной экономики и общественного развития. Выводы по главе 2.Основания применения нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношенийэто условия в которых происходит реализация права в области ИКТ. Реализация права в первую очередь основана на системе органов государственной (федеральной и региональной) и местной власти, деятельность которых регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Органы власти имеют право, как принимать законы, так и осуществлять контроль и координирование в области их исполнения. Правореализация осуществляется в рамках постоянного взаимодействия различных субъектов. Кроме того органы власти могут осуществлять контрольно-надзорную деятельность и привлекать к ответственности.одной из ключевых сложностей, существующих в сфере цифровой экономики, остается проблема полноты правового регулирования общественных отношений, которые складываются объективно развитию процессу цифровизации. Вектор и основные приоритеты развития цифровой экономики, также определение самого процесса цифровизации экономики уже заложены базовыми нормативными актами, которые были перечислены. Однако это перманентный процесс, который направлен на постоянное устранение существующих проблем. Ключевой проблемой остается отставание нормативного регулирования от реально существующих общественных отношений, складывающихся в сфере цифровой экономики. Не всегда законодатель имеет возможность учесть все текущие изменения, которые происходят как с самими цифровыми технологиями, так и процессом их внедрения в сферу экономики.В рамках мер совершенствования на правовом уровне регулирования цифровизации национальной экономики и общественного развития требуется обновление законодательства в части повышения защиты граждан, государственных органов власти. Важное значение имеет принятие нормативных актов, в русле перехода к дистанционным формам. Уже сейчас существует понятие дистанционной работы, но следует еще совершенствовать нормы. Необходимо формирование корректирующих мер в случае наступления различных форс-мажорных обстоятельств. Значение имеет как правовое регулирование, так и внедрение в практику информационной культуры, как в системе государственного управления, так и в коммерческих организациях. Все институты как госуправления, так и коммерческого типа должны способствовать цифровизации национальной экономики и общественного развития.ЗаключениеЦифровые технологии представляют большие возможности, для трансформации и развития государственного управления, общественного развития и для экономики страны. Комплексная трансформация государственного управления происходит в зависимости от цикла цифровизации, что предполагает деятельность электронного правительства, систему управления на основе открытости и прозрачности, предоставления государственных услуг на основе электронных технологий.Анализ исторического пути в области правового обеспечения процессов цифровизации в России позволяет выделить несколько этапов. Большое значение имело влияние общемировых процессов в области научно-технических достижений в ИКТ. Первые предпосылки формирования новых технологий приходятся на 50-ые гг. ХХ в. Однако правовое регулирование в России, возникает с момента массового внедрения новых технологий и компьютеризации процессов, что берт начало в 90-е гг. ХХ в. и развивается по сей день. За время развития нормативно-правовое регулирование развивалось в различных направлениях, связанных как с правовыми основами технологического обеспечения, так и информационной безопасности, а также электронного правительства. Большое значение в формировании правовых основ имело использование программно-целевого подхода.Понятие цифровизации в целом охватывает интеграцию в информационное пространство все сфер общественного развития. В силу того, что цифровизация не является статитичным процессом, изменяются и подходы к определению данного процесса. Развитие цифровизации связано с внедрением передового опыта цифровых технологий в текущие и новые программы, чтобы способствовать реализации возможностей развития. В современных условиях развития, цифровизация охватывает большое количество сфер, начиная от системы государственного управления и заканчивая процессами цифровизации в работе отдельных предприятий, повсеместного охвата информационными услугами населения. Цифровая трансформация социально-экономических процессов становится все более важной.На сегодняшний день, сформирован ряд нормативно-правовых актов, которые являются основой цифровизации экономики и общественного развития и направленные на регулирование различных сфер. Нормативно-правовое регулирование цифровизации экономики и общественного развития имеет многоаспектное значение, что обусловлено различными нормами и отраслями права, не только информационного, но и конституционного, гражданского и иного права. В 2020 г. внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в которой установлены дополнительные нормы. Кроме этого, процесс цифровизации постоянно находится в системе совершенствования правовового обеспечения, поэтому ежегодно принимаются новые нормативные акты в данной области. В последние годы внесены изменения в гражданское законодательство, принят новый закон в области регулирования цифровых финансовых активов.Основания применения нормативно-правовой базы процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношенийэто условия в которых происходит реализация права в области ИКТ. Реализация права в первую очередь основана на системе органов государственной (федеральной и региональной) и местной власти, деятельность которых регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Органы власти имеют право, как принимать законы, так и осуществлять контроль и координирование в области их исполнения. Правореализация осуществляется в рамках постоянного взаимодействия различных субъектов. Кроме того органы власти могут осуществлять контрольно-надзорную деятельность и привлекать к ответственности.одной из ключевых сложностей, существующих в сфере цифровой экономики, остается проблема полноты правового регулирования общественных отношений, которые складываются объективно развитию процессу цифровизации. Вектор и основные приоритеты развития цифровой экономики, также определение самого процесса цифровизации экономики уже заложены базовыми нормативными актами, которые были перечислены. Однако это перманентный процесс, который направлен на постоянное устранение существующих проблем. Ключевой проблемой остается отставание нормативного регулирования от реально существующих общественных отношений, складывающихся в сфере цифровой экономики. Не всегда законодатель имеет возможность учесть все текущие изменения, которые происходят как с самими цифровыми технологиями, так и процессом их внедрения в сферу экономики.В рамках мер совершенствования на правовом уровне регулирования цифровизации национальной экономики и общественного развития требуется обновление законодательства в части повышения защиты граждан, государственных органов власти. Важное значение имеет принятие нормативных актов, в русле перехода к дистанционным формам. Уже сейчас существует понятие дистанционной работы, но следует еще совершенствовать нормы. Необходимо формирование корректирующих мер в случае наступления различных форс-мажорных обстоятельств. Значение имеет как правовое регулирование, так и внедрение в практику информационной культуры, как в системе государственного управления, так и в коммерческих организациях. Все институты как госуправления, так и коммерческого типа должны способствовать цифровизации национальной экономики и общественного развития.Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ 2020. № 45. ст. 7061.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3301.Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «О связи» // СЗ РФ 2003. № 28. ст. 2895.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448.Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления доступе к публичной информации» // СЗ РФ 2009. № 7.ст. 776.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.). ст. 3451.Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // СЗ РФ 2017.№ 31 (Часть I), ст. 4736.Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020) // Российская газета 2014. 3 июля. № 6418.Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 06.08.2020.Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. n 213 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // СПС Консультант плюс 2021Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.»// СЗ РФ. 2020 № 35. ст. 5593.Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. UГОСТ Р 51275-06 «Защита информации. Объект информатизации. Факты, воздействующие на информацию. Общие положения» // СПС Гарант 2021.Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации от 25 ноября 1994 г. // [Электронный ресурс]: http://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty/112-polozheniya/375-polozhenie-ot-25-noyabrya-1994-gНаучнаялитератураАндрюшин С. А. Технология распределенных реестров в финансовой сфере России // Банковское дело. 2018. № 2. С. 5-11.Астанин В.В. Методологические основы мониторинга правоприменения в контексте научной доктрины и требований законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 4 (52). С. 5-13. Баршова О.А., Лемайкина Е.А., Антонова О.А. Международная информационная безопасность // В сборнике: Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 62-65.Бегларян М.Е., Рагер Ю.Б. Проблема цифровизации в контексте истории: интеграция и противостояние //Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 15-19. Бельдюгин П.С. Обеспечение информационной безопасности регионального уровня управления // Modern economy success 2020. № 2.. С. 192-197.Босяков В.А. Нормативное регулирование цифровой экономики // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных трудов. Под общей редакцией З.О. Адамановой. Симферополь, 2021. С. 181-184. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики: монография. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2017. Волошин М.Г. Направления развития информационной безопасности в России и проблемы правового регулирования // В сборнике: Молодежная инициатива - 2020. Материалы Городской научно-практической конференции с международным участием. 2020. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 22–37Карцхия А.А. Цифровизация в праве и правоприменении // Мониторинг правоприменения. 2018. № 1 (26). С. 36–40.Коженко Я., Мамычев А. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. 2010. № 3. С. 45-47.Колоткина О.А. Правовое регулирование процессов цифровизации российской экономики: теоретико-правовой аспект // Бюллетень инновационных технологий. 2021. Т. 5. № 2 (18). С. 103-106.Красильников О.Ю. Становление цифрового правительства в современной России // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1-1. С.27-29.Лушников Н.Д., Рассказов Н.С., Овсянникова Е.С. Лицензирование и сертифицирование в системе управления информационной безопасностью как один из основных аспектов //Сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. Муртазова Х.М.С., Чанкаева Д.С. Анализ нормативно-правовых актов стратегии развития «Электронного правительства» // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 11 (50). С. 320-326. Николаев В.В., Чеченева П.М., Ковалева А.В. О некоторых мерах по повышению осведомленности сотрудников для защиты от утечки данных // В сборнике: Цифровизация как драйвер развития науки и образования. сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. Носкова Т.Н., Яковлева О.В., Павлова Т.Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 25-29.Орлов С.В. Информационное общество в России в новейшее время: страницы истории //Клио. 2021. № 2 (170). С. 102-111.Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. 2019. № 3 (193). С. 48–55Петренко С.А. Управление информационными рисками. Экономически оправданная безопасность. – М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2014. Плотников В.А. Цифровизация произвожства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 17-20.Рахимов Э.Х. Новеллы законодательства о криптовалюте // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина 2020. № 1. С. 180-185.Русецкая М.И. Исследование понятия «цифровизация» // В сборнике: Современные технологии и экономика в энергетике (MTEE – 2020). материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 159-161. Самостроенко Г.Н., Сулима Е.П. «Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 255-257.Сапрыкин М.Ю., Сапрыкина Н.А. Анализ понятия «информация» с позиции объекто-ориентированного подхода // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С. 129-131.Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета 2019. № 2. С. 165-167.Темеева Ю.К. Информационная безопасность как элемент обеспечения национальной безопасности //В сборнике: Инновационное развитие современного общества: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 75-79.Эбзеев Б.С. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы круглого стола // Государство и право. 1998. №7. С. 23–27.Электронные ресурсыИстория создания Инновационного центра «Сколково»// [Электронный ресурс]:https://skolkovo.moscow/istoriya-sozdaniyaСделано в СССР. История развития отечественного компьютеростроения // [Электронный ресурс]: https://www.ferra.ru/review/computers/ussr-pc-evolution.htmИностранная литератураBhatnagar S. E-Government: from Vision to Implementation, Sage Publications, New Delhi / Thousand Oaks / London, 2005. Cyber-terrorism// [Электронный ресурс]: https://www.cepol.europa.eu/education-training/what-we-teach/webinars/webinar-652018-cyber-%E2%80%93-terrorism-threat-european-union-itsDe Filippi, Primavera; Mannan, Morshed; Reijers, Wessel. Blockchain as a Confidence Machine: The problem of Trust & Challenges of Governance // Technology in Society. 2020. Vol. 62. Number of Article: 101284Gil Nelsonand Shari EllisThe history and impact of digitization and digital data mobilization on biodiversity research // [Электронныйресурс]: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rstb.2017.0391History of Ecommerce // [Электронныйресурс]: https://www.ecommerce-land.com/history_ecommerce.htmlMinitel: The rise and fall of the France-wide web // BBC News. // [Электронныйресурс]: http://www.bbc.com/news/magazine-18610692Press G. A Very Short History of Digitization // [Электронныйресурс]: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2015/12/27/a-very-short-history-of-digitization/?sh=2d7de29149acRaitner М. A Brief History of Digitalization // [Электронныйресурс]: https://fuehrung-erfahren.de/en/2018/07/a-brief-history-of-digitalization/Videotex // Encyclopedia Britannica // [Электронныйресурс]: https://www. britannica.com/technology


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ 2020. № 45. ст. 7061.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3301.
4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «О связи» // СЗ РФ 2003. № 28. ст. 2895.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления доступе к публичной информации» // СЗ РФ 2009. № 7.ст. 776.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.). ст. 3451.
8. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // СЗ РФ 2017.№ 31 (Часть I), ст. 4736.
9. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020) // Российская газета 2014. 3 июля. № 6418.
10. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 06.08.2020.
11. Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. n 213 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // СПС Консультант плюс 2021
12. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.»// СЗ РФ. 2020 № 35. ст. 5593.
13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.
15. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. U
16. ГОСТ Р 51275-06 «Защита информации. Объект информатизации. Факты, воздействующие на информацию. Общие положения» // СПС Гарант 2021.
17. Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации от 25 ноября 1994 г. // [Электронный ресурс]: http://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty/112-polozheniya/375-polozhenie-ot-25-noyabrya-1994-g


Научная литература

18. Андрюшин С. А. Технология распределенных реестров в финансовой сфере России // Банковское дело. 2018. № 2. С. 5-11.
19. Астанин В.В. Методологические основы мониторинга правоприменения в контексте научной доктрины и требований законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 4 (52). С. 5-13.
20. Баршова О.А., Лемайкина Е.А., Антонова О.А. Международная информационная безопасность // В сборнике: Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 62-65.
21. Бегларян М.Е., Рагер Ю.Б. Проблема цифровизации в контексте истории: интеграция и противостояние //Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 15-19.
22. Бельдюгин П.С. Обеспечение информационной безопасности регионального уровня управления // Modern economy success 2020. № 2.. С. 192-197.
23. Босяков В.А. Нормативное регулирование цифровой экономики // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных трудов. Под общей редакцией З.О. Адамановой. Симферополь, 2021. С. 181-184.
24. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики: монография. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2017.
25. Волошин М.Г. Направления развития информационной безопасности в России и проблемы правового регулирования // В сборнике: Молодежная инициатива - 2020. Материалы Городской научно-практической конференции с международным участием. 2020.
26. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 22–37
27. Карцхия А.А. Цифровизация в праве и правоприменении // Мониторинг правоприменения. 2018. № 1 (26). С. 36–40.
28. Коженко Я., Мамычев А. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. 2010. № 3. С. 45-47.
29. Колоткина О.А. Правовое регулирование процессов цифровизации российской экономики: теоретико-правовой аспект // Бюллетень инновационных технологий. 2021. Т. 5. № 2 (18). С. 103-106.
30. Красильников О.Ю. Становление цифрового правительства в современной России // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1-1. С.27-29.
31. Лушников Н.Д., Рассказов Н.С., Овсянникова Е.С. Лицензирование и сертифицирование в системе управления информационной безопасностью как один из основных аспектов //Сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020.
32. Муртазова Х.М.С., Чанкаева Д.С. Анализ нормативно-правовых актов стратегии развития «Электронного правительства» // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 11 (50). С. 320-326.
33. Николаев В.В., Чеченева П.М., Ковалева А.В. О некоторых мерах по повышению осведомленности сотрудников для защиты от утечки данных // В сборнике: Цифровизация как драйвер развития науки и образования. сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021.
34. Носкова Т.Н., Яковлева О.В., Павлова Т.Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 25-29.
35. Орлов С.В. Информационное общество в России в новейшее время: страницы истории //Клио. 2021. № 2 (170). С. 102-111.
36. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. 2019. № 3 (193). С. 48–55
37. Петренко С.А. Управление информационными рисками. Экономически оправданная безопасность. – М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2014.
38. Плотников В.А. Цифровизация произвожства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 17-20.
39. Рахимов Э.Х. Новеллы законодательства о криптовалюте // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина 2020. № 1. С. 180-185.
40. Русецкая М.И. Исследование понятия «цифровизация» // В сборнике: Современные технологии и экономика в энергетике (MTEE – 2020). материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 159-161.
41. Самостроенко Г.Н., Сулима Е.П. «Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 255-257.
42. Сапрыкин М.Ю., Сапрыкина Н.А. Анализ понятия «информация» с позиции объекто-ориентированного подхода // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С. 129-131.
43. Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета 2019. № 2. С. 165-167.
44. Темеева Ю.К. Информационная безопасность как элемент обеспечения национальной безопасности //В сборнике: Инновационное развитие современного общества: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 75-79.
45. Эбзеев Б.С. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы круглого стола // Государство и право. 1998. №7. С. 23–27.

46. Электронные ресурсы
47. История создания Инновационного центра «Сколково» // [Электронный ресурс]: https://skolkovo.moscow/istoriya-sozdaniya
48. Сделано в СССР. История развития отечественного компьютеростроения // [Электронный ресурс]: https://www.ferra.ru/review/computers/ussr-pc-evolution.htm

Иностранная литература

49. Bhatnagar S. E-Government: from Vision to Implementation, Sage Publications, New Delhi / Thousand Oaks / London, 2005.
50. Cyber-terrorism// [Электронный ресурс]: https://www.cepol.europa.eu/education-training/what-we-teach/webinars/webinar-652018-cyber-%E2%80%93-terrorism-threat-european-union-its
51. De Filippi, Primavera; Mannan, Morshed; Reijers, Wessel. Blockchain as a Confidence Machine: The problem of Trust & Challenges of Governance // Technology in Society. 2020. Vol. 62. Number of Article: 101284
52. Gil Nelson and Shari EllisThe history and impact of digitization and digital data mobilization on biodiversity research // [Электронный ресурс]: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rstb.2017.0391
53. History of Ecommerce // [Электронный ресурс]: https://www.ecommerce-land.com/history_ecommerce.html
54. Minitel: The rise and fall of the France-wide web // BBC News. // [Электронный ресурс]: http://www.bbc.com/news/magazine-18610692
55. Press G. A Very Short History of Digitization // [Электронный ресурс]: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2015/12/27/a-very-short-history-of-digitization/?sh=2d7de29149ac
56. Raitner М. A Brief History of Digitalization // [Электронный ресурс]: https://fuehrung-erfahren.de/en/2018/07/a-brief-history-of-digitalization/
57. Videotex // Encyclopedia Britannica // [Электронный ресурс]: https://www. britannica.com/technology

Вопрос-ответ:

Какой исторический опыт существует в области нормативно-правового регулирования процессов цифровизации?

Исторический опыт в области нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений имеет несколько этапов развития. В начале появления компьютерных технологий и Интернета законодательство в этой области было слабо развито и нерегулировано. Однако с течением времени и ростом значимости цифровизации, правительства разных стран начали активно принимать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование цифровых процессов. Нередко такие акты сопровождались изменениями в законодательстве и установлением новых правил и стандартов. Сегодня многие страны имеют развитую нормативно-правовую базу, которая регулирует различные аспекты цифровизации, например, защиту данных, электронную коммерцию и т.д.

Как можно определить понятие цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

Цифровизация национальной экономики и общественных отношений является процессом применения цифровых технологий и инструментов в различных областях жизни общества и экономики. Она связана с использованием Интернета, компьютерных сетей, программного обеспечения и других цифровых технологий для выполнения различных задач. Цифровизация включает в себя такие аспекты, как использование электронной почты, интернет-банкинга, электронного документооборота, электронной коммерции и многих других. Она позволяет сделать процессы более эффективными, удобными и доступными для людей, а также способствует развитию экономики и общества в целом.

Какое нормативное регулирование существует в области цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

В области цифровизации национальной экономики и общественных отношений существует разнообразное нормативное регулирование. Оно включает в себя такие аспекты, как законы о защите персональных данных, электронной подписи, электронной коммерции, кибербезопасности и др. В разных странах нормативное регулирование может отличаться, но обычно оно направлено на обеспечение безопасности и защиты прав и интересов пользователей цифровых технологий, а также на создание благоприятной среды для развития цифровой экономики и общества.

Какова история развития нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

История развития нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений имеет длительные исторические аспекты, которые начинаются с момента появления первых электронных систем обработки данных в середине 20 века. С течением времени, с развитием информационных технологий и все большим осознанием их значимости для развития экономики и общества, появлялись новые нормативно-правовые акты, регулирующие процессы цифровизации. Это включает в себя законы о защите информации, правила обработки персональных данных, законы о электронной документации и электронной подписи, а также другие акты, определяющие правовые основы цифровизации.

Что подразумевается под термином "цифровизация национальной экономики и общественных отношений"?

Цифровизация национальной экономики и общественных отношений подразумевает внедрение и использование информационных технологий и цифровых решений в различных сферах экономики и общественной жизни. Это включает автоматизацию процессов, переход к электронным документам и электронному взаимодействию, развитие электронной коммерции и дистанционного образования, улучшение доступа к информации и государственным услугам, создание электронного правительства и другие аспекты цифрового развития.

Каковы основные нормативно-правовые акты, регулирующие процессы цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие процессы цифровизации национальной экономики и общественных отношений, включают законы о защите информации, правила обработки персональных данных, законы о электронной документации и электронной подписи, законы о электронной коммерции, законы о кибербезопасности, а также другие законодательные и нормативные акты, определяющие правовые основы цифрового развития.

Зачем нужна нормативно-правовая база для процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

Нормативно-правовая база необходима для регулирования и организации процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений. Она определяет правила, стандарты и принципы функционирования цифровых технологий и их взаимодействия с обществом. Благодаря нормативно-правовой базе создается юридическая основа для защиты интересов государства, предпринимателей, граждан и других участников цифровизации.

Каковы исторические аспекты развития нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

Исторически первые шаги в нормативно-правовом регулировании цифровизации можно проследить в конце 20 века. С развитием компьютерных технологий стала возникать необходимость в правовых актах, регулирующих использование цифровых средств и защиту информации. В последующие годы нормативная база стала развиваться, включая в себя законы и положения, касающиеся защиты персональных данных, электронной коммерции, электронного документооборота и других аспектов цифровизации.

Что включает в себя понятие цифровизации национальной экономики и общественных отношений?

Под цифровизацией национальной экономики и общественных отношений понимается процесс применения цифровых технологий для улучшения эффективности общественных процессов и развития экономики. Это может включать автоматизацию производственных процессов, использование электронной коммерции, внедрение цифровых систем в образование, здравоохранение и другие сферы жизни общества.

Какое нормативное регулирование существует для процессов цифровизации?

Для процессов цифровизации существует разнообразное нормативное регулирование. Это включает в себя законы о защите персональных данных, законы об электронной подписи, законы о защите интеллектуальной собственности, законы о кибербезопасности и другие. Также существуют нормативные акты, регулирующие конкретные отрасли, например, регулирование электронной коммерции или использование цифровых технологий в медицине.

Опишите исторический аспект развития нормативно-правового регулирования процессов цифровизации национальной экономики и общественных отношений.

В процессе развития цифровизации национальной экономики и общественных отношений, нормативно-правовое регулирование играет важную роль. В историческом аспекте, первые шаги в этом направлении были сделаны в конце 20 века, когда начались массовые информационные технологии. Первые законы и нормативные акты, касающиеся цифровизации, были приняты для регулирования электронной коммерции и защиты информации. С течением времени и развитием технологий, были приняты новые законы и положения, направленные на улучшение условий цифровизации, защиту прав пользователей и развитие цифровой экономики.