Леонардо да Винчи, мыслитель и художник

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Эпоха Возрождения: основные достижения. Философия гуманизма. Взаимовлияние гуманистической философии и искусства Возрождения
1.1. Италия в эпоху Возрождения
1.2. Философия гуманизма как проявление культа «свободы разума»
Глава 2. Творческий и жизненный путь Леонардо да Винчи. Основные достижения великого мыслителя и художника
2.1.О творческой деятельности Леонардо да Винчи
2.2.Леонардо да Винчи – учёный и мыслитель
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

В 1503 году Леонардо да Винчи получает заказ на роспись стены в Зале Совета дворца Синьории. Для изображения Леонардо выбирает эпизод из войны Флоренции с Миланом – битву при Ангиари 1440 года.
Как справедливо отмечал А.Н. Тихомиров, «картина Леонардо с её трагической динамикой, передачей ярости битвы достигала высот, не виданных со времён античности. И в то же время подтекст, быть может не очень доходивший до зрителя, говорил о глубоком возмущении великого гуманиста тем, что одобрялось современным ему обществом. Война – самое зверское безумие, - такой была мысль Леонардо».
Во время пребывания во Флоренции Леонардо да Винчи также создал композицию, изображавшую Мадонну и св. Анну с младенцами Христом и Иоанном. Да Винчи стремился здесь преодолеть величайшую техническую трудность изображения на небольшой плоскости четыре фигуры почти в натуральную величину. Леонардо задумал их сидящими и частично перекрещивающими друг друга, таким образом, сложнейшая задача была блестяще решена великим художником.
В этот же период художник работал над своим знаменитым шедевром – «Джокондой» - портретом Моны Лизы, жены флорентийского гражданина Франческо Джокондо. Портрет был принят восторженно современниками. На данный момент картина хранится в Лувре, поскольку это подлинно величайшее произведение мирового искусства. «Джоконда с загадочной улыбкой смотрит на зрителя. Она представлена сидящей в кресле на фоне бескрайнего фантастического горного пейзажа, в голубых далях которого среди скал видны извилины реки и арки моста». В Джоконде удивительным образом сочетаются духовное и чувственное, телесное и интеллектуальное.
В данной картине мастерство да Винчи достигло своей зрелости, более того, художнику удалось синтезировать свои научные достижения и творческие: «на этот раз, как всегда, искусство для него было наукой, и каждая художественная работа — серией научных экспериментов. Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице Моны Лизы нашел модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, еще им не решенных... Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом монны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Последние годы жизни Леонардо да Винчи оказались крайне трудными. В Риме, куда он отправился после отъезда из Флоренции, его работа по диссекции трупов вызвала против него обвинения в неверии со стороны придворных недоброжелателей. В 1517 году да Винчи был приглашён во Францию французским королём Франциском I в качестве придворного живописца и инженера.
Одним из последних творений Леонардо да Винчи стал «Автопортрет», на котором величайший художник запечатлел себя в старости: «подстриженные усы не скрывают скорбных чуть презрительных губ, но пристальные глаза из-под нависших бровей смотрят по-орлиному: гордо и зорко».
2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался. Необходимо отметить, что этот величайший художник, гуманист и мыслитель эпохи Возрождения оказал огромное влияние на других художников той эпохи, и это влияние выходило за пределы творчества его учеников. В частности, искусство Леонардо да Винчи повлияло на становление ещё одного великого художника Ренессанса – Рафаэля Санти.



Леонардо да Винчи – учёный и мыслитель

На становление Леонардо да Винчи как учёного оказали влияние математик Пачоли, астроном Тосканелли, анатом делла Торре. Все эти учёные являлись друзьями Леонардо да Винчи.
Да Винчи в некоторых областях знания на столетия опередил уровень научных знаний своей эпохи: в частности, он установил отдельные закономерности в области физики, попытался сформулировать закон сохранения энергии, разрабатывал волновую теорию звука, пришёл к идее беспредельности пространства, бесчисленности миров.
Сохранилось множество проектов разнообразных станков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Кроме того, да Винчи изучал законы парения в воздухе твёрдых тел, проектировал парашюты и пропеллеры.
Также да Винчи занимался анатомией, на основе произведённых им вскрытий трупов он выполнил множество превосходных анатомических рисунков.
В целом, оценивая достижения Леонардо да Винчи как учёного, многие исследователи видят в нём предшественника Галилея, Паскаля, Гюйгенса и Гарвея.
Важно отметить, что на становление Леонардо да Винчи как мыслителя большое влияние оказала философия гуманизма (о гуманизме мы подробно рассказывали в первой главе). Да Винчи полагал, что необходимо теоретически обосновывать художественную практику: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Леонардо да Винчи постоянно имел при себе записную книжку, куда записывал, зарисовывал все свои наблюдения. Именно углублённое наблюдение и изучение да Винчи считал первым и обязательным условием развития и становления настоящего художника. Сохранился дневник Леонардо да Винчи, в котором содержатся его рисунки, чертежи, эскизы, снабжённые замечаниями о вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела.
Единственным критерием истины Леонардо да Винчи считал опыт, и метод наблюдения и индукции да Винчи всегда противопоставлял отвлечённому познанию. Постепенно Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, но и самой философии гуманизма, которая являлась основным достижением эпохи Ренессанса. Как отмечает А.К. Дживелегов, «флорентийские гуманисты-платоники бежали от действительности в волшебные чертоги неоплатонических фантазий, человеку, одаренному такой большой художественной восприимчивостью, какой обладал Леонардо, эти прогулки в лучезарные царства воображаемого мира могли иной раз показаться соблазнительными. Быть может, недостаточная четкость Леонардова метода и некоторая извилистость его научной мысли должны быть отнесены за счет Платона, настоящего или мнимого. Леонардо не мог не почувствовать, что идеалистические и мистические срывы мешают его трезвым, вполне практическим работам, поэтому-то, нужно думать, он отошел от Фичиновых алтарей и фимиамов Платону вовремя, хотя и не без трещинки в сознании».
Вот лишь некоторые из мыслей Леонардо да Винчи относительно познания: «Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте… Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».
В заключение отметим, что после Леонардо да Винчи осталось огромное литературное наследие в рукописях, сохранённых его другом и учеником Франческо Мельци. Также особого стоит отметить знаменитый «Трактат о живописи». В основном, Леонардо да Винчи в литературном творчестве работал в жанре повествовательной прозы: писал басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества.
Леонардо да Винчи имел огромный преподавательский опыт воспитания молодых живописцев. Прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций ценные советы для живописцев. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.





Заключение

Вклад Леонардо да Винчи в искусство, науку, философскую мысль огромен. Этот уникальный гениальный человек впервые в истории искусства поднял проблему взаимоотношения искусства и науки, их взаимовлияния. Собственные научные изыскания Леонардо да Винчи поставил на службу творчеству. Такие шедевры мастера, как «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы являются величайшим достижением Леонардо да Винчи не только как художника, но и как учёного, тщательно разрабатывавшего проблемы перспективы, композиции, филигранной точности исполнения каждой детали. Особого упоминания заслуживают эксперименты Леонардо да Винчи с цветом, эффект «сфумато», достигнутый им и вызывавший восторженный отзывы современников.
Леонардо да Винчи был не только величайшим художником, но и изобретателем. Вот лишь небольшой список его изобретений, из которых при жизни мастера признание получило только одно – колесцовый замок для пистолета, заводившийся ключом: парашют, велосипед, танк, лёгкие переносные мосты для армии, прожектор, катапульта, робот, военная машина и т.д. Да Винчи занимался лётным делом, в частности, разработкой дизайна и внутреннего устройства летательной машины.
Как мыслитель Леонардо да Винчи достаточно рано отступил от философии гуманизма, увлекшись опытным познанием истины. Опыт да Винчи противопоставлял схоластическому отвлечённому умозрению. Постоянно наблюдая, фиксируя результаты своих опытов и наблюдений, Леонардо да Винчи призывал то же самое делать и своих учеников – будущих живописцев. Прилежание и наблюдательность, любовь к истине, внимание к окружающему миру являлись для Леонардо да Винчи залогом успешного формирования художника, становления и раскрытия его природного дара.

Список литературы
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1987.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М., 1987.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999.
Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3-х т. Т. 1. – СПб., 1998.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. – М., 1967./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru/.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М., 1975.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974.
Додд Ч. Основатель христианства. – М., 1997.
Зарубежная литература. – М., 2008.
Зубов В.П. Леонардо да Винчи. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 1997.
Сочинения Леонардо да Винчи.// http://www.vinci.ru/.
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М., 1963.
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2007.
Приложение
1. Мона Лиза (Джоконда) (1503-1505)









2. Мадонна Бенуа (1478)











3. Мадонна Литта (1490-1491)











4. Тайная вечеря (1498)











5. Изобретения Леонардо да Винчи





Парашют.

Дизайн летательной машины.
Военная машина.
Летательный аппарат.
Автомобиль.
Арбалет.

Военный барабан.
Прожектор.
Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека.







6. Рисунки (анатомические)
















Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1987. С. 91
Там же.
Зарубежная литература. – М., 2008. С. 37
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 339
Цит. по: Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Там же.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М., 1975. С. 8
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М., 1963. С. 13
Там же. С. 22
Там же. С. 37
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 37
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 39-40
Там же. С. 47
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 47
Там же. С. 88


Зарубежная литература. – М., 2008. С. 39
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 1997. С. 160
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001. С. 173
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2007. С. 61-62
Додд Ч. Основатель христианства. – М., 1997. С. 7-8
Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3-х т. Т. 1. – СПб., 1998. С. 251
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999. С. 8
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 9
Там же.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 13
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 161
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М., 1987. С. 220
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 22
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974. С. 4
Зубов В.П. Леонардо да Винчи. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru
Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. – М., 1967./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru/
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 24
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 25
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 26-27.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974. С. 72
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 27
Дживелегов А.К. Указ. соч. С. 63
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 28
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 30
Дживелегов А.К. Указ. соч. С. 103
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 31
Зубов В.П. Указ. соч.
Там же.
Дживелегов А.К. Указ. соч. С. 128
Сочинения Леонардо да Винчи.// http://www.vinci.ru/
Зубов В.П. Указ. соч.












37

1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1987.
2.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М., 1987.
3.Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999.
4.Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3-х т. Т. 1. – СПб., 1998.
5.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
6.Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. – М., 1967./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru/.
7.Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М., 1975.
8.Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974.
9.Додд Ч. Основатель христианства. – М., 1997.
10.Зарубежная литература. – М., 2008.
11.Зубов В.П. Леонардо да Винчи. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vinci.ru
12.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
13.Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 1997.
14.Сочинения Леонардо да Винчи.// http://www.vinci.ru/.
15.Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М., 1963.
16.Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library
17.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2007.

Вопрос-ответ:

Какие были основные достижения Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был выдающимся художником, изобретателем, ученым и мыслителем. Он создал такие произведения искусства, как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», а также разработал ряд изобретений в области машиностроения, анатомии и архитектуры.

Чем философия гуманизма в эпоху Возрождения проявлялась?

Философия гуманизма в эпоху Возрождения проявлялась как понимание превосходства человека, его свободы и разума. Гуманисты стремились к образованию и самосовершенствованию, они верили в силу образования и умственного развития.

Какова связь между гуманистической философией и искусством Возрождения?

Гуманистическая философия и искусство Возрождения тесно взаимосвязаны. Философия гуманизма поддерживала и поощряла искусство, считая его одним из выражений идеалов и ценностей человека. А искусство Возрождения, в свою очередь, воплощало гуманистические идеи в живописи, скульптуре и архитектуре.

Каким был творческий и жизненный путь Леонардо да Винчи?

Творческий и жизненный путь Леонардо да Винчи был необычайно разнообразным. Он работал художником при дворе Миланского герцога, создавал произведения искусства, занимался изучением науки и анатомии, изобретал механизмы и конструкции. В его жизни также были периоды путешествий и переездов из города в город.

Чем Леонардо да Винчи был известен как мыслитель и ученый?

Леонардо да Винчи был известен не только как великий художник, но и как мыслитель и ученый. Он проводил многочисленные исследования в области анатомии, математики, физики и механики. Он создал десятки научных записей и рисунков, открывая новые знания и углубляя понимание мира.

Какие основные достижения Леонардо да Винчи?

Основными достижениями Леонардо да Винчи являются его художественные произведения, такие как "Мона Лиза", "Тайная вечеря" и "Творение Адама". Он также считается одним из выдающихся ученых своего времени, проводившим исследования в области анатомии, физики, механики и архитектуры. В числе его изобретений - парашют, винтовой механизм, водолазное снаряжение и многие другие.

Какая связь между гуманистической философией и искусством Возрождения?

Гуманистическая философия Возрождения, которая ставила в центр внимания человека и его потенциал, сильно повлияла на искусство этого периода. Художники Возрождения, включая Леонардо да Винчи, стремились изображать человеческую красоту и идеалы, а также придавали особое значение перспективе и анатомии. Гуманистические идеи проникали в их произведения и влияли на приемы изображения и художественные приемы.

Чем занимался Леонардо да Винчи помимо живописи?

Леонардо да Винчи был также ученым и изобретателем. Он проводил исследования в различных областях, включая анатомию, физику и механику. Он изучал строение человеческого тела, создавая детальные анатомические рисунки. Он также работал над различными техническими изобретениями, такими как парашют, винтовой механизм, водолазное снаряжение и многие другие. Его научные исследования и изобретения существенно влияли на развитие науки и техники.

Какие были основные философские идеи гуманизма?

Основные идеи гуманизма заключались в признании ценности и важности человека, его индивидуальности и свободы. Гуманисты стремились к развитию человеческого потенциала и боролись за осуществление своих прав и свобод. Они признавали значение образования и знания, а также отвергали религиозную тиранию. Гуманизм также пропагандировал гармоничное искусство, в котором были объединены эстетические принципы и глубокий смысл.