Мотивационные основы поведения младшего школьника.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Проблема изучение развития мотивации детей младшего школьного возраста в современном психолого-педагогическом значении 5
2.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 9
Заключение 15
Список литературы 17
В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.Благодаря учебной деятельности у ребенка развивается воля, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У младшего школьника начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. Значительные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д. Ребенок стремится к знаниям. Он учится пользоваться ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим [24, с. 36]. Таким образам в процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Произвольность психических познавательных процессов, внутренний план действий, умение организовать учебную деятельность. Учебная деятельность становится сознательно направленной им на осуществлении целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д. Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Таким образом, младший школьный возраст является одним из наиважнейших периодов в образовании школьника. Границы возраста устанавливаются с 6-7 до 9—10 лет. Система «ребенок–взрослый» делится на «ребенок– учитель» и «ребенок – родители». С поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности — учебной. В начале учебы необходимо сформировать мотив, связанный с получением новых знаний. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования: память, восприятие, воля, мышление. ЗаключениеРазвитие мотивации детей младшего школьного возраста, границы которого в настоящее время установлены с 6-7 до 9—10 лет, без учебной мотивации невозможна продуктивная учебная деятельность, так же учебная мотивация способствует развитию способностей и потребностей ребенка к самосовершенствованию и самообразованию.Успешность учебной деятельности зависит от мотивации, она оказывает огромное влияние на продуктивность учебного процесса. В случае отсутствия учебных мотивов у ребенка снижается успеваемость и происходит деградация личности. Нужно, что бы у учащегося возникла потребность в познавательной деятельности, тогда он сможет осознанно ставить цель и стараться ее достигнуть.Учебная мотивация формируется благодаря интересу, который проявляется при активном взаимодействии учеников с учителем. Учитель должен заинтересовать ребенка в своем предмете, то тогда у него начнет сформировываться мотив на получение новых знаний. Формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки ребенка, а именно любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя.Мотив, становится целью школьника, у него сформировывается учебно-познавательный мотив, который направляет ребенка на реализацию своих действий. Мотивы делятся на познавательные и социальные, так же соревновательные мотивация и престижные, осознаваемые и неосознаваемые. Мотив можно считать действующим, только в том случае если он будет осознанным для ребенка и будет приносить удовольствие от учебной деятельности. Влиять на мотивационную сферу необходимо через неудовлетворенные желания, которые способствуют активизации учебной деятельности, так формируется мотив учения.В младшем школьном возрасте формируется организм и характер ребенка. Ведущей становится учебная деятельность, а к концу своего возраста ребенок должен уже хотеть учиться, стараться учиться и верить в свои силы. Основными факторами отрицательного отношения ребенка к учебе, могут служить неумение ставить цель и преодолевать трудности. А причинами могут служить неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Ошибки воспитательного характера допускают родители, и учителя, взрослым нужно сформировать у детей устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.Список литературы1.Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. М., ЛИСТ-НЬЮ, 2006. 238 с.2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., Мысль, 2006. 158 с.3.Беганцова И. С., Карюхина А. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2014. - №21.1. 76 с.4.Безруких М., Ефимова С. Почему учиться трудно? М., 1995.– 202 с.5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 - 464 с.6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.7. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: АКАДЕМIА, 2002. 456 с.8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984.9.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с. 10. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.11.. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. 289 с.12.. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- 23-28 с.13. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с.14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Спб: Питер, 2006.- 208 с.15.Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования– М.: Издательский Центр «Академия». – 2007. – 480 с.16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – 609 с.17. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002. – 172 480 с. 18. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 2005. - № 3.- 23-32 с.19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.20. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. – 489 с.21 . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.22. Калмыкова З.И,. Кулагина И.Ю Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития.. – М., 1996 – 558 с23. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-Восток, 2001. – 122 с.24.Клюева. Педагогическая психология. – М.,2003. – 400 с.25. Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 200 - 464 с.
2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., Мысль, 2006. 158 с.
3.Беганцова И. С., Карюхина А. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2014. - №21.1. 76 с.
4. Безруких М., Ефимова С. Почему учиться трудно? М., 1995.– 202 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 - 464 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
7. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: АКАДЕМIА, 2002. 456 с.
8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984.
9.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
11.. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. 289 с.
12.. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- 23-28 с.
13. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Спб: Питер, 2006.- 208 с.
15.Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования– М.: Издательский Центр «Академия». – 2007. – 480 с.
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – 609 с.
17. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002. – 172 480 с.
18. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 2005. - № 3.- 23-32 с.
19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. – 489 с.
21 . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.
22. Калмыкова З.И,. Кулагина И.Ю Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития.. – М., 1996 – 558 с
23. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-Восток, 2001. – 122 с.
24.Клюева. Педагогическая психология. – М.,2003. – 400 с.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 200 - 464 с.
Вопрос-ответ:
Какие мотивационные основы поведения младшего школьника?
Мотивационные основы поведения младшего школьника включают в себя такие факторы, как интерес к учебной деятельности, желание достичь успеха и самоутверждение, потребность во взаимодействии с окружающими, стремление к социальной принадлежности и одобрению со стороны сверстников и взрослых.
Какие факторы влияют на развитие мотивации у младшего школьника?
На развитие мотивации у младшего школьника влияют такие факторы, как личностные особенности ребенка, степень поддержки со стороны родителей и учителей, образовательная среда, включающая методы обучения и организацию учебного процесса, а также успехи и неудачи в учебной деятельности.
Какие способы мотивации используются в работе с младшими школьниками?
В работе с младшими школьниками используются разные способы мотивации, такие как игровые элементы, конкурсы и награды, использование интересных и практических заданий, создание положительной атмосферы в классе, поощрение и поддержка учебного успеха. Также важно учитывать интересы и потребности каждого ребенка, чтобы повысить его мотивацию к учебной деятельности.
Какие особенности психологической характеристики детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста наблюдаются особенности в психологической характеристике. Они начинают развивать свою индивидуальность, активно интересуются окружающим миром, проявляют эмоциональность и повышенную тревожность. В этом возрасте формируются первичные умения и навыки, повышается самостоятельность и самоконтроль, развивается способность к обучению и регуляции своего поведения.
Как развивается воля у младшего школьника через учебную деятельность?
Учебная деятельность способствует развитию воли у младшего школьника. В процессе учения ребенок сталкивается с заданиями, требующими усилий и упорства, и получает положительный результат, что способствует становлению волевых качеств. Также важно создавать условия для развития и саморегуляции воли, например, поставить перед ребенком цели и помогать ему разрабатывать план действий для их достижения.
Какие проблемы изучаются в статье?
Статья изучает проблему развития мотивации детей младшего школьного возраста.
Какую информацию можно найти в статье о психологической характеристике детей младшего школьного возраста?
В статье представлена психологическая характеристика детей младшего школьного возраста, которая включает информацию о развитии восприятия и воли у детей, а также о трудностях, с которыми они сталкиваются при обучении.
Какими навыками развивается ребенок через учебную деятельность?
Учебная деятельность позволяет развивать у ребенка волю, так как учение всегда требует внутренней дисциплины и напряженной работы. Кроме того, через учебную деятельность ребенок начинает различать похожие по написанию буквы и цифры.
Какая информация представлена в статье?
В статье представлена информация о развитии мотивации детей младшего школьного возраста, их психологической характеристике и проблемах, с которыми они сталкиваются. Также приведен список литературы по данной теме.