Изучение эзотеризма в России и на Западе: сравнительный анализ исследовательских школ
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 58 + 58 источников
- Добавлена 21.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЗОТЕРИЗМА 6
1.1. Понятие и сущность эзотеризма как нетрадиционного философского направления 6
1.2. Значение эзотеризма в рамках естественнонаучной и социальной культуры 13
ГЛАВА П. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭЗОТЕРИЗМА В РОССИИ 23
2.1 Особенности изучения эзотерические в дореволюционной России 23
2.2 Эзотеризм советского периода 29
2.3 Эзотеризм в России конца XX - начала XXI веков 34
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ЭЗОТЕРИЗМА НА ЗАПАДЕ 41
3.1 Мистоцентрический подход к изучению эзотеризма 41
3.2 Подход классического рационализма 45
3.3 Новоевропейский и академический подходы 50
Заключение 57
Библиографический список 62
Кроме этого, в рамках рассмотрения истоков подхода классического рационализма можно выделить о две формы рассмотрения эзотеризма, ставшие в дальнейшем основой для появления классического рационализма. В качестве первой формой можно назвать социо-философскую критику, ориентированную на выявление ряда скрытых посылок создания фашизма и тоталитаризма в исторической мысли. Это в основном теории Т. Адорно, Дж. Оруэлла, а также Э. Фёгелина. В свою очередь второй формой становятся именно культурно-исторические исследования, которые в первую очередь сосредотачивались на культуре Ренессанса, выдвинутомЭ. Кассирером, Э. Варбургом, Д.П. Уолкером, а также Дж. Джентиле. В рамках общих черт в исследовательском подход классического рационализма можно назвать следующие: 1) утверждение достаточно жесткой оппозиции рационализм либо иррационализм, 2) четкое абсолютное убеждение в редукционистском и рациональном познании основных религиозных явлений, 3) осуществление унификации практически всего западного эзотеризма в особое единое учение, 4) критики западного эзотеризма использовали иронию в качествеметода познания,5) разработанная политическая программа по осуществлению диффамации эзотеризма, нашла свое выражение в reductioadabsurdum, которая в контексте XX столетия стала reductioadHitlerum. Особое влияние оказалФ. Йейтс, который изучалконцепциюгерметико-каббалистической традиции, а также определял ее роль в процессе развития западной культуры.В свою очередь У. Эко также увлекался темами западного эзотеризма. Он в своейсемиотической теории подчеркивает особый тип истолкования западного эзотеризма и при этом объединяет его с теориями радикальной деконструкции. Дж. Уэбба выдвигает социологическую теорию «Перевернутое отражение», которая стала одной из максимально полных выражений подхода непосредственно в рамках классического рационализма. Проект Уэббавыступает в качестве максимально продуманного и очень масштабного среди работ представителей социологии оккультного. При этом в качестве определяющей категорией данной теории выступает дихотомия рационального и иррационального. Именно в ней нашли отражения все формы западного эзотеризма, которые трактовались как иррационализм. По Уэббу иррационализм в историческом контексте переживает две фазы, а именно: 1)маргинализациюименно в форме оккультного подполья, который прослеживается в эпоху Нового времени; 2) вышедший на поверхность в начале XX столетия уже в форме оккультного истеблишмента. Труды Уэбба на исследование западного эзотеризма оказали существенное влияние, отдельные его идей (например, это оккультное в качестве отверженного знания, а также так называемая «мусорная корзина» истории, практика противостояние иррационального и рационального, наконец, это диалектика андеграунда, а также истеблишмента) нашли свою востребованность в современном исследовательском процессе.В свою очередь Т. Руиз считает необходимым на философском уровне осмыслить бытие человека для нахождения ответа на столь актуальный вопрос: почему периодически возникают странные движения, которые все силы человека направляют прочь от материальной жизни? Это можно трактовать в качестве обобщения не только западного эзотеризма, но также и в целом религиозности. Т. Руизв этом отношении считает, что процесс становления человека в качестве отдельного неизменно связан с идеей истории, выражаемой в ощущении времени, а также в осознании им смертности в качестве неизбежного факта. Такого рода осознание зародилось вместе с возникновением собственноhomosapience, то есть когда человек осознал, что его жизнь конечна. Однако если жизнь конечна, тогда она и бессмысленна. Такого рода идея бессмысленности и конечности, собственно, заставила данного исследователясоздать свою культуру. Тем не менее, культура также не стала панацеей, так как человечество практически всю историю западной цивилизации стремилось создать такой мир, в котором избежать можно смертности, неумолимости времени, а также террора истории. Результатом подобной попытки становятся разного рода мистические и милленаристские течения как эпохи Средних веков, так и начала Нового времени. С позиции Т. Руиза поиск трансцендентного, являет собой прямой путь бегства от смерти, в свою очередь косвенный путь – это выявление виновных (например, прокаженных, ведьм, евреев), которых обвинить можно в плохих условиях бытия в истории. При этом в объяснении возникновения религии названный исследовательшел путем классического эволюционизма. По Т. Руизу религия являет собой принятие уже существующего порядка вещей, а также это примирение с ним в качестве части Божественного промысла. Для последующего объяснения мистицизма и религии Т. Руиз привлек достаточно известный фрейдистский инструментарий, а именно: проекция образа отца непосредственно на образ Бога, а также объяснение мистического опыта с помощью идеи так называемого «океанического чувства». В целом концепция Т. Руизавыступает новой попыткой трактовать феномен западного эзотеризма с точки зрения классического рационализма. При этом его отсылки к религиозному эволюционизму, а также полное пренебрежение рядом современных исследований методологическом плане могут шокировать. Существенную часть текста он посвящает феноменам алхимии, астрологии, магии, а также мистицизма, не ссылаясь ни на какие современные исследования по данной теме. В качестве основой его труда служат отдельные положения из теории З. Фрейда, религиоведческий эволюционизм, классический экзистенциализм, а также идея оппозиции циклического и линейного времени М.Элиаде. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что классический рационализм себя проявлять может наряду с редукционизмом западного эзотеризма, также и в исторических и материальных реалиях.Например, в трудах М.Нойгебауэр-Вёльк западный эзотеризм неизменно определяется непосредственнов соотношении с христианством, потому как то, что Церковью было отвергнуто одновременно и отвергало Церковь. Названный выше исследователь рамки применения данной теории ограничивает периодом с 1450 по 1800 год. М. Нойгебауэр-Вёльк, в отличие от Т.Руиза, является сосредоточением споров о природе западного эзотеризма. В своем варианте реконструкции в качестве основы она использует идеи В. Ханеграаффа об эзотеризме в качестве отвергнутого знании, М. Нойгебауэр-Вёльк обозначает пять принципов, на которых основывается мировоззренческая система всего западного эзотеризма: 1) переступание Святого Писания, которое заключается именно в том, что адепты эзотеризма свое вдохновение получают во внехристианских источниках, например, это Герметический корпус либо же это халдейские оракулы; 2) выявление альтернативных Писанию данных неизменно приводит к утверждению следующих двух типов знания, а именно низшего для всех без исключения, а также высшего только для посвященных. При этом высшее знание понимается в качестве так называемого «истинного христианства»; 3) стремление реализации данное проекта в конечном итоге приводит к возникновению конфронтации непосредственно с институализированными формами христианства; 4) весь практический аспект эзотерических практик имеет оттенок самоискупления, который призван к пробуждению Христа именно внутри себя, так, к примеру, алхимическое Великое делание имеет сходство с Искупительным подвигом Христа, в свою очередь Философский камень –сходен со Спасителем, что никаким образом не совмещаются христианской догматикой; 5) практически вся совокупность ранее существовавших черт неизменно приводит именно к институциональному оформлению западного эзотеризма, проявляющих себя в виде закрытых в одинаковой от государства и от церкви тайных обществ. Подобное весьма четкое разделение христианства и западного эзотеризма в конфессионально ориентированных кругах не вызвало понимания, поэтому у внеконфессиональных исследователе произошло отторжение. Подчеркнем, что указанная исследовательница выступает в качестве продолжателя подхода Йейтс, У. Эко и Уэбба. То есть подход классического рационализма продолжает активно функционировать, и, скорее всего видимо, будет существовать идальше, так как он смог укорениться в традиции понимания западного эзотеризма.3.3 Новоевропейский и академический подходыТак называемый «новоевропейский подход» начал формироватьсяпосле 80-х гг. ХХ столетия и постепенно сумевший институализироваться в европейской академии в отдельную область изучения западного эзотеризма. В качестве основных характеристик «новоевропейского подхода» выступают: 1) активное стремление к деконструкции всех без исключения дефиниций; 2) наличие призыва adfontes, ориентированного на необходимость критического переосмысление всех первоисточников западного эзотеризма;3) это неизменная критика идеологий именно в научном исследовании;4) упор на интеллектуальную историю;5) активное стремление избегать обобщающих моделей, которые традиционно описывают одновременно все аспекты проявления западного эзотеризма. Подчеркнем также, что начало «Новоевропейского подхода» в раскрытии теории западного эзотеризма положил А. Февра. А. Февра, несколько оттолкнувшись от теорий круга Эранос, в своем новоевропейским подходе совмещает положения истории, культурологии, философии и религиоведение в отдельной комплексной программе изучения. В трудах В. Ханеграаффа и К. Штукрада идея своего рода «этического» описания эзотеризма достигает своей вершины, Сегодня конференции ESSWE начинают привлекать все большее количество исследователей, большинство из которых только начинают свой научный путь и желают изучать вопросы западного эзотеризма. Именно благодаря функционированию ESSWE и всех связанных с ней исследователей научное сообщество всего мира на эзотеризм начали смотреть иначе, то есть без всякого предубеждения и при этом также пересмотрев многие представления. Благодаря активной деятельности Ханеграаффа, а также Штукрада и иныхчленов сообщества интерес к исследованию западного эзотеризма заметно возрос. укажем, что истоками новоевропейского подхода выступает потребность в глубокой научной рефлексии непосредственно над своими религиозными традициями именно с позиции представителей разных эзотерических сообществ, а также поворот к осуществлению критики больших нарративов и одновременному отказу в религиоведении от эссенциалистских теорий. При этом методологическим ядром подхода, который определил собой базовуюсущность дебатов непосредственно вокруг проблем эзотеризма, выступила постструктуралистская философия. В целом история новоевропейского подхода являет собой некий градиент, в котором А.Феврявляется максимально тяготеющим к эссенциалистским моделям, при том, как К.Штукрадориентирован полностью на постструктуралистскую методологию. Кроме этого, новоевропейский подход весьма четко оформлен, но, тем не менее, сегодня его выразителям не достает общепринятой и единой системы исследования, которую бы поддерживали все. В связи с этим высказывается мнение относительно возможного возвращении к отдельнымэссенциалистским моделям, которые могли бы более просто определять объект проводимого исследования. Проблемным является то, что вокруг ESSWE в реальности единствоне так прочно. Нередко идеи ESSWE, а также Ханеграаффалибо Штукрада принимаются во внимание именно в декларативной форме и затем, под их формальным прикрытием субъекты осуществляют то, что им более интересно. В процессе проведенияпоиска новых объяснительных моделей большинство в этом случае обращаются к иным подходам, которые при этом предлагают альтернативное видение исследуемого предмета, а также основных путей к его изучению. Например, это американский подход, который будет рассмотрен далее.Имеет место и эволюция взглядов А.Февранепосредственно от эссенциализма, который был ориентирован на круг Эранос, именно к конструктивизму, нашедшем свое выражение в концепции шести основных черт эзотерической формы мышления. Новый тип исследований западного эзотеризма, который был разработан В. Ханеграаффом, в первую очередь,был связан с теория эмпирического метода в плане изучения эзотеризма, который по сути противопоставлялся указанным исследователем религионизму, У К. фон Штукрад в рамках дискурсивного подхода к рассмотрению западному эзотеризмуЗначимой становится идея общих страстей – то есть имеется в виду всех тех ключевых тем, начиная со Средних веков формирующих данный дискурс. В числе базовых тем Штукрадобозначаетpriscateologia, герменевтику, мистический опыт, а также астрологию. В исследовательском поле эзотеризма могут существовать и так называемые «переходные формы». Это, например, концепции оккультуры К. Партриджа, а также историко-философское изучение магии Б. Копенхейвера, что в своей совокупности дает возможность существованию гибридных форм, которые объединяют в себе черты данных двух подходов. При этом, оккультураК. Партриджавыступает в качестве синтезом идей социологии оккультного и базовых тенденций новоевропейского подхода в изучении эзотеризма, при том, кактрудыБ. Копенхейвера в некоторых моментах в себе объединяют новоевропейский подход и подход классического рационализма. В свою очередь так называемый «американский подход» в изучении западного эзотеризма, сформировался в условиях религиозно-политических свобод, а также особой духовности США. В числе базовых факторов, оказавших свое влияние на его становление, выступает концепт Америки в качестве христианской нации, которая обозначила отдельный религиозный вектор также и в процессе становления научных исследований. Ведущими чертами«американского подхода» выступают: 1) антиредукционизм относительно религиозного опыта; 2) активное стремление преодолеть имеющую место дихотомию двух уровней описания в рамках научного исследования (имеется в виду уровень этического и уровень эмического), которое находит свое выражение в возможности и необходимости для исследователя являться одновременно инсайдером; 3) наличие толерантности относительно всех форм западного эзотеризма и находящего свое выражение непосредственно в них опыте; 4) это также опора именно на психологические исследования; 4) наконец, это особое влияние круга Эранос. В концепции западного эзотеризма, которая бала разработана А. Верслуисом прослеживается идея исторического и опытного преемства, при этом ключевой концепт преемства осуществляется именно через текст. В целом представители американского подхода выступают в качестве выразителей общей тенденции. Американской подход в современном религиоведении весьма популярен.Например, по мнению такого представителя американского подхода, как Г. Мэйги эзотеризм выступает в качестве особого типа миросозерцания, свойственного для культуры премодерна. При этом от мировоззрения эпохи модерна его отличает то, что он неизменно опирается на традицию, в понимании природы продвигает качественный подход, при этом опирается именно на субъективные переживания, которые способны открывать другую реальность. Для Г. Мэйги эзотеризм принадлежит к тем подходам, практиками теориям в рамках познания, которые объединены именноукорененностью в премодерновом, в большей мере языческом мировоззрении. В таком мировоззрении базовое место отводится идеи единства существования, при том, как данное существование являет собой связанное целое. Иными словами, эзотеризм никем не был сконструирован, потому как он является особым типом миросозерцания, который был всегда. Такую обязательную характеристику западного эзотеризма, как опыт духовного преображения либо трансмутация, Г.Мэйги называетсягнозисом. На основе данной характеристики Г. Мэйги строит базовую методологическую рамку– то есть это объединение мистицизма и эзотеризма. По мнению Г. Мэйг, истоки эзотерических течений практически во всех случаях приводят к мистическим традициям. При этом суть мистицизма Г. Мэйги определяет в качестве гнозиса, являющегосявосприятием абсолютной истины. Практически все эзотерические практики основываются на предназначении – то есть гнозисе. При этом как эзотерическое, так и мистическое мировоззрение являются необходимым продуктомгнозиса. В связи с этим Г. Мэйги кажется, что им был предложен цельный подход непосредственно к исследованию эзотерзма, а также мистицизма. Выводы по третьей главеИсследования западного эзотеризма обладают своей спецификой. С нашей точки зрения данная специфика прослеживается в следующем: 1) более продолжительная история исследовательского процесса эзотерического феномена, нежели в России; 2) западные исследования отличаются большим многообразием подходов; 3) в сравнении с российскими исследованиями, 4) на Западе данный процесс отличается более глубокими противоречиями; 5) западные исследования эзотеризма стали в некоторой мере основой для формирования исследовательского поля в России.В западных исследования прослеживается несколько ярко выраженных подходов. Первый из них – подход мистоцентризма, зародился в рамках круга Эранос и основывался на личных переживаниях и убеждениях исследователя. То есть все теории строились на внутреннем опыте исследователя. Позже возникает подход классического рационализма. Он пытается объяснить суть и историческое значение западного эзотеризма. Базовыми направлениями являлись следующие: 1) стремление предупредить повторение негативного иррационализма, который способен привести к рождению тоталитарных идеологий; 2) глубокое и всестороннее историко-культурное изучение эпохи Ренессанса, которое было развито институтом Варбурга. Западный эзотеризм изначально в рамках названного подхода понимался как совокупность заблуждений и суеверий, которые разделяются и культивируются непросвещенным разумом. В свою очередь новоевропейский подход, зародившейся в 90-е гг. ХХ столетия, отличался междисциплинарностью и включал себя многообразие современных разработок в различных областях: истории, религиоведения, культурологии и др. применяемый в этом случае эмпирический метод основывался на деление описаний на эмический и этический уровни. Внимание акцентировалось на интеллектуальную историю. Наконец американский подход напрямую провозглашал особую американскую духовность. Его отличительной чертой выступает стремление исследователя преодолеть все ограничительные рамки этического описания. Он пронизан идеями обязательного признания реальности опыта западного эзотеризма. Все эти подходы функционируют и сегодня. ЗаключениеПроведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.Эзотерика представляет собой сложный комплекс, являющийся разновидностью духовно-практической деятельности человека и формой его знания. Эзотерика строится на вере и символах, выполняющих роль ценностей, определяющих символ жизни.Современная эзотерика есть особый социокультурный феномен, содержание которого является совокупностью гносеологии, онтологии, аксиологии и праксеологии, что позволяет рассматривать эзотерику в рамках философского знания. Противоборство сакрализации и секуляризации в обществе оказало серьёзное влияние и на эзотерику, перенося его на естественнонаучные рельсы. Эзотерика неизбежно сближается с позитивистской наукой. Также для современной культуры характерен феномен диалога между различными формами эзотерики по поводу решения вопросов бытия и осмысления мира. Эзотерика современного мира строится на идее глобализма, всемирного энергоинформационного обмена. Самая яркая негативная роль эзотеризма – это то, что он порождает создание псевдонауки.В России эзотеризм приобретает свою актуальность в XVIII столетии. Но он не противоречил православной религии и не противопоставлялся учению Церкви, а, скорее, выступал в качестве более глубокой духовно-исследовательской практики, которая была направлена на познание себя.В период конца 19 – начала20 столетия эзотерическое учение оформило в себе продолжительные духовные поиски, объединяя при этом религию, мистику и науку того периода истории. объединив элементы и религиозно-мистических верований, и различных научных идей этого периода. В такого рода учениях отражались определенные уровни развития общественной жизни, представления людей о мире, сформировавшиеся на конкретном историческом этапе.В советский период в силу идеологических и политических причин изучение эзотеризма если и имело место, то только в качестве прикладных и дополнительных направлений при проведении исторических, литературоведческих, культурологических и иного рода исследований. Но в любом случае отношение к эзотеризму было негативное.Однако в России эзотеризм получил активное развитие на современном этапе. Это стало толчком к его активному изучению с научной и философских позиций. Стал проводиться культурфилософский анализ эзотеризма, прослеживаются стремления определить его место и роль непосредственно в системе естественнонаучной культуры. С позиции философской трактовки эзотерических учений рассматривается мистический опыт. То есть исследования российского эзотеризма на основе научного подхода в основном четко стали прослеживаться именно на современном этапе.В этот период актуальным становится гносеологической и аксиологичекой подходы к изучению эзотеризма. Рассматривается эзотеризм также с точки зрения психологического и социального познания себя и общества.В свою очередь западных исследования прослеживается несколько ярко выраженных подходов. Первый из них – подход мистоцентризма, зародился в рамках круга Эранос и основывался на личных переживаниях и убеждениях исследователя. То есть все теории строились на внутреннем опыте исследователя. Позже возникает подход классического рационализма. Он пытается объяснить суть и историческое значение западного эзотеризма. Базовыми направлениями являлись следующие: 1) стремление предупредить повторение негативного иррационализма, который способен привести к рождению тоталитарных идеологий; 2) глубокое и всестороннее историко-культурное изучение эпохи Ренессанса, которое было развито институтом Варбурга. Западный эзотеризм изначально в рамках названного подхода понимался как совокупность заблуждений и суеверий, которые разделяются и культивируются непросвещенным разумом. В свою очередь новоевропейский подход, зародившейся в 90-е гг. ХХ столетия, отличался междисциплинарностью и включал себя многообразие современных разработок в различных областях: истории, религиоведения, культурологии и др. применяемый в этом случае эмпирический метод основывался на деление описаний на эмический и этический уровни. Внимание акцентировалось на интеллектуальную историю. Наконец американский подход напрямую провозглашал особую американскую духовность. Его отличительной чертой выступает стремление исследователя преодолеть все ограничительные рамки этического описания. Он пронизан идеями обязательного признания реальности опыта западного эзотеризма. Все эти подходы функционируют и сегодня. Исследования западного эзотеризма в сравнении с российскими исследованиями обладают своей спецификой. С нашей точки зрения данная специфика прослеживается в следующем: 1) более продолжительная история исследовательского процесса эзотерического феномена, нежели в России; 2) западные исследования отличаются большим многообразием подходов; 3) в сравнении с российскими исследованиями, 4) на Западе данный процесс отличается более глубокими противоречиями; 5) западные исследования эзотеризма стали в некоторой мере основой для формирования исследовательского поля в России.Кроме этого, в изучении эзотеризма в России имеется достаточно большой временной период, когда данному феномену не уделялось должного внимания. Этот период приходится на советское время. В этот период прошлое «дореволюционное» не было значимым, а настоящее «советское» не прогрессировало. Этого не было в западной истории изучения эзотеризма, где одним подходам на смену приходили другие, не подавляя при этом ранее существовавшие.Тем не менее, западный опыт исследования эзотеризма не всегда показывает его глубокого истинного раскрытия и систематизации многообразного материала. В России же, несмотря на сложности развития, к изучению изучения эзотеризма в период современности подходили очень ответственно и серьезно.Чаще всего под эзотеризмом понималось достаточно широкое явление, которое охватывает и новые религиозные движения, и разные формы околонаучных спекуляций. Но авторы (например, О.А. Ивановой, Ю.Л. Израилева, Ю.В. Курносова, А.В. Панычика, О.И. Рабинович) не смогли достичьединого и самостоятельного осмысления эзотеризма в качестве феномена как в религиозной, так и культурной истории общества. Нет среди отечественных исследователей и единства в определении самого предмета исследований, что роднит их в некоторой степени с западными исследователями.Тем не менее, заданная В.М. Розиным еще в 90-е годы прошлого столетия линия самостоятельного осмысления эзотеризма продолжена была в трудах Л.В. Скворцоваи Ю.В. Курносова33. Определенным этапным для отечественно изучения эзотеризма становятся работы Л.В. Фесенковой, на современном этапе российские исследования эзотеризма не только полностью соответствуют научному подходу, но могут стать примером и интересным информационным источником для западных ученых.Библиографический список
2. Барашков В.В. У истоков религиоведения: Из истории зарубежного религиоведения XIX – первой половины XX веков / В.В. Барашков, Д.С. Дамте, С.А. Панин. – Москва: URSS, 2017. 264 с.
3. Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. – Санкт-Петербург, 1992. – 342 с.
4. Бекарюков М.В. Роль западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности. дис… канд. филос. наук / М.В. Бекарюков. – Барнаул, 2012. – 146 с.
5. Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни / А.И. Введенский // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века. – Санкт-Петербург: Петрополис, 1995. – С.40-74.
6. Верслуйс А. Что такое эзотерика? Методы исследования западного эзотеризма / А. Верслуйс // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 11-35.
7. Видеман, В. Школа магов: фрагменты мистического движения в СССР в 70-80 гг XX века, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.guzmanmedia.com/gm2/cont.php4 (дата обращения: 03.05.2021).
8. Винокуров В.В. Алхимия в современном мире – magnum ignotum. Часть вторая. Основные подходы в изучении алхимии и ее направления / В.В. Винокуров // Ученые записки Орловского гос. ун-та. – 2013. – Т. 4. – № 54. – C. 153–156.
9. Винокуров В.В., Воронцова М.В. Исследования эзотерических учений в современном мире / В.В. Винокуров, М.В. Воронцова // SCIENCES OF EUROPE. – 2016 –Т. 3. – № 9. – С. 106–108.
10. Вовченко В.А. Мистицизм, эзотеризм и оккультизм в духовной эволюции человечества / В.А. Вовченко // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма. – Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2010. – С. 32-37.
11. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике / Р. Генон. – Санкт-Петербург: Азбука, 2000. – 422 с.
12. Головина, Е.Е. Где нет параллелей и нет полюсов: памяти Евгения Головина / Е.Е. Головина. – Москва: Яз. славянской культуры, 2015. – 348 с.
13. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – Санкт-Петербург: Акад. проект, 2000. – 624 с.
14. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты: А.Ф. Лабзин и его журнал «Сионский вестник» / Н.Ф. Дубровин // Русская старина. – 1894. – №9. – С. 159-165.
15. Дугин А. Евгений Головин и сущность поэзии: Аватары танцующей звезды / А. Дугин. – Москва, 2011. – 384 с.
16. Дудинский, И. Бархатное подполье. О жизни советской богемы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://rulife.ru/mode/article/510 (дата обращения: 03.05.2021).
17. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. – Москва: Канон+, 1998. – 564 с.
18. Елагин С.С. Советский эзотеризм: кружок южинского переулка и другие группы / С.С. Елагин // Изучение эзотеризма в России: актуальные проблемы. Академическое изучение эзотеризма. − Москва. Эдитус, 2017. – С. 124-130.
19. Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики Материалы сайта Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asem.ucoz.org/ (дата обращения: 12.05.2021)
20. Иванова О.А. Специфика современного эзотеризма в России: культурфилософскии анализ: автореф. … дис. канд. философ. наук / О.А. Иванова. – Ставрополь, 2006. – 22 с.
21. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра. – Киев : София ; Москва : Гелиос, 2002. – 342 с.
22. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения / А.Н. Красников. – Москва, 2007. – 216 с.
23. Крючкова М.А. Человек в русской культуре второй половины ХУШ века (По материалам источников личного происхождения). автореф. дис. … канд. ист. наук / М.А. Крючкова. – Москва, 1994. – 24 с.
24. Кумарасвами А.К. Восток и Запад. Религия. Мифология. Символика. Искусство / А.К. Кумарасвами. – Москва, 2015. – 498 с.
25. Курносов Ю.В. Тайные доктрины: вчера и сегодня. Эзотеризм как культурно-исторический феномен / Ю.В. Курносов. – Москва, 2016. – 322 с.
26. Лебедько, В.Е. Хроники российской саньясы: Из жизни российский мистиков / В.Е. Лебедько. – Москва: Ин-т общегуманитар. исследований, 1999. – 356 с.
27. Леви Э. Учение и ритуал / Э. Леви. – Москва: Эксмо, 2004. – 314 с.
28. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. – Москва: «ПРИОР», 2001. – 376 с.
29. Малов И.Ф. Биосфера в космопланетарной среде и новая парадигма мировидения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.svetgrad.ru/2009/03/biosfera-paradigma.php (дата обращения: 02.05.2021).
30. Михайлов В.В. К вопросу о методологии изучения эзотерики / В.В. Михайлов // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей междунар. Науч. конференции (3-5 дек. 2009 г., Владимир). – Санкт-Петербург: РХГА, 2010. – С. 58-59.
31. Назаров В.H. Введение в эзотерику / В.H Назаров. – Москва: Гардарики, 2008. – 316 с.
32. Носачев П.Г. Исследования западного эзотеризма в зарубежном религиоведении: автореф. дис. … докт. философ. наук / П.Г. Носачев. – Москва, 2018. – 420 с.
33. Носачев П.Г. Пролегомены к изучению советского эзотерического подполья 60-80-х гг. XX в. / П.Г. Носачев // Вестн. ПГСТГ I. Богословие. Философия. – 2002. – Вып. 4. – С. 53-61.
34. Носачев П.Г. «Рак пятится назад, а щука тянет в воду…»: Размышления о современном состоянии исследований западного эзотеризма / П.Г. Носачев // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. – 2017. – № 72. – С. 149.
35. Панычик А.В. Основные задачи социально-философского исследования эзотеризма / А.В. Панычик // Общество и право. – 2005. – № 1 (5). – С. 184 - 190.
36. Панычик, А.В. Социально-философский анализ эзотеризма: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.В. Панычик. – Ростов на Дону, 2002. – 25 с.
37. Пахомов С.В. Специфика эзотерического знания / С.В. Пахомов // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма. – Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2010. – C. 76-84.
38. Плужникова Н.Н. Концептуальный смысл понятия «нация» и идеология мультикультурализма / Н.Н. Плужникова // Вестн. Волгоградск. гос. Ун-та. Сер 9, Исследования молодых ученых. – 2005. - Вып. 4. – Ч. 1. – С. 84 - 91.
39. Ровнер, А. Вспоминая себя: Книга о друзьях и спутниках жизни / А. Ровнер. – Пенза: Золотое сечение, 2010. – 298 с.
40. Розин В.М. Три мироощущения и пути жизни. Философское осмысление религии, эзотерики и рационализма / В.М. Розин. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2013. – 396 с.
41. Розин В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни // Дискурсы эзотерики. Философский анализ / В.М. Розин; отв. ред. Л.В. Фесенкова. – Москва: Эдиториал УРСС, 2001. – 314 с.
42. Серебров К. Один шаг в Зазеркалье. Мистический андеграунд / К. Серебров. – Москва: Традиция, 2014. – 462 с.
43. Соколовская А. Материалы по истории русского масонства ХVIII-Х1Х вв. / А. Соколовская. – Москва, 2000. – 470 с.
44. Станкевич Л.П. Принцип целостности в контексте постнеклассической рациональности и эпистемологии / Л.П. Станкевич, И.П. Полякова, А.А. Линченко // Вестник МГОУ Сер. Философские науки. – 2013. – № 3. – С. 5-11.
45. Стерледев Р.К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентного и трансцендентного / Р.К. Стерледев // Религиоведение. – 2006. – № l. – С. 64-70.
46. Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века / М. Сэджвик. – Москва: НЛО, 2014. – 642 с.
47. Фархитдинова О.М. Эзотерические учения в современном мире: (опыт междисциплинарного исследования): учеб. пособие / О.М. Фархитдинова. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2016. – 82 с.
48. Февр А. 500 лет эзотеризма / А. Февр. – Москва 2010. – 512 с.
49. Федоров А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль (последняя треть XVIII – первая треть XIX века) / А.А. Федоров. – Нижний Новгород, 2001. – 378 с.
50. Фесенкова Л.В. Теософия сегодня / Л.В. Фесенкова // Дискурсы эзотерики (философский анализ). – Москва: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 28 - 33.
51. Фрезер Дж. Золотая Ветвь / Дж. Фрезер. – Москва: Политиздат, 1989. – 438 с.
52. Ханеграаф В. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся / В. Ханеграаф. – Москва: Центр книги Рудомино, 2016. – 256 с.
53. Ханеграаф В.Я. Западный эзотеризм: следующее поколение / В. Ханеграаф // Aliter. – 2012. – №1. – С. 7-23.
54. Шахматова Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока / Е. Шахматова // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур. – Москва, 2000. – С. 47-75.
55. Щеглова Л.В. Роль эзотерики в современном научном познании / Л.В. Щеглова, Ю.В. Борисова // Вестн. Волг. Гос. Ун-та. Сер. 7. Философия. – 2015. – №1. – С. 23 - 27.
56. Эгильский Е.Э. Новые религиозные движения // Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения / Е.Э. Эгильский, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. – Москва, 2011. – 344 с.
57. Юлина Н.С. Джордж Сантьяна: Воображение, животная вера и «царства бытия» / Н.С. Юлина // Философская мысль в США ХХ в. – Москва: Канон+, 2010. – С. 147 - 156.
58. Kripal J.J. The Serpent’s Gift. Gnostic Reflections on the Study of Religion / J.J. Kripal // J.J. Chicago: The University of Chicago Press, 2007. – P. 6.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет эзотеризм в рамках естественнонаучной и социальной культуры?
Эзотеризм играет важную роль в рамках естественнонаучной и социальной культуры. Он предлагает альтернативные подходы к пониманию мира, расширяет границы нашего знания и помогает нам воспринимать мир в новом свете. Эзотеризм может также влиять на социальные и политические процессы, вдохновляя людей на поиск истины и духовного развития. В целом, эзотеризм является важной составляющей культурного многообразия и позволяет нам видеть мир из разных перспектив.
Какие особенности были в изучении эзотерике в России до революции?
До революции в России изучение эзотерики имело свои особенности. В основном, это были отдельные ученые и философы, которые самостоятельно занимались этим направлением. Они использовали как существующие западные идеи и теории, так и разработали свои собственные подходы к изучению эзотерики. Были созданы исследовательские центры и школы, где проводились научные конференции и публиковались научные статьи и книги по этой тематике. Однако, изучение эзотерики до революции было ограничено и не получало широкого распространения в обществе.
Какой был эзотеризм в Советском периоде в России?
В Советском периоде эзотеризм был подавлен и преследовался государством. Любая деятельность, связанная с эзотерикой, считалась "религиозной реакцией" и носила карательный характер. Изучение и практика эзотерических учений были запрещены, а люди, занимающиеся этим, подвергались репрессиям. Исследовательские центры и школы были закрыты, а многие изучатели эзотеризма были вынуждены уехать из страны. В результате, эзотеризм в Советском периоде находился в подполье и выживал лишь в узких кругах.
Что такое эзотеризм и какое значение он имеет в рамках естественнонаучной и социальной культуры?
Эзотеризм - это нетрадиционное философское направление, которое изучает скрытые знания и познания о мире. Оно имеет большое значение в рамках естественнонаучной и социальной культуры, так как предлагает альтернативные способы понимания мира и развития личности.
Какие особенности были в изучении эзотерического направления в дореволюционной России?
В дореволюционной России изучение эзотерического направления имело свои особенности. Оно было в основном ориентировано на западные практики и идеи, и часто связывалось с оккультизмом и спиритизмом. Однако, с появлением новых исследовательских школ, подходы к изучению эзотеризма начали меняться.
Как развивался эзотеризм в России в советский период?
В советский период эзотеризм был подавлен и не получал широкого распространения. Изучение эзотерических тем считалось неприемлемым с позиции официальной идеологии. Однако, некоторые эзотерические идеи и практики продолжали существовать в подполье или в рамках других научных дисциплин.
Какие подходы к изучению эзотеризма можно выделить в современной России?
В современной России можно выделить несколько подходов к изучению эзотеризма. Некоторые исследователи подходят к нему с академической точки зрения и проводят научные исследования. Другие занимаются эзотерикой как философским или практическим направлением и применяют его в своей жизни. Также есть те, кто изучает эзотерическое наследие России и его влияние на культуру и общество.
Каким образом эзотеризм развивался в России в конце XX века?
В конце XX века эзотеризм начал активно развиваться в России. Появились новые исследовательские школы, которые изучали эзотерические традиции разных культур и стремились к объединению научного и эзотерического знания. Было проведено большое количество научных конференций и симпозиумов, появились специализированные журналы и издательства, которые занимаются изданием эзотерической литературы.
Какие аспекты эзотеризма рассматриваются в третьей главе статьи?
В третьей главе статьи рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения эзотеризма, такие как понятие и сущность эзотеризма как нетрадиционного философского направления, а также значение эзотеризма в рамках естественнонаучной и социальной культуры.
Какие особенности изучения эзотерических учений были в дореволюционной России?
В дореволюционной России изучение эзотерических учений имело свои особенности. Чаще всего это была индивидуальная работа отдельных исследователей, которые изучали эзотеризм через переводы западных работ или с помощью собственного опыта и интереса к этой теме.
Как изучался эзотеризм в России в советский период?
В советский период изучение эзотеризма стало затруднено из-за идеологических ограничений и запрета на религиозную и мистическую деятельность. Однако некоторые исследователи находили способы обойти эти ограничения и продолжали изучать эзотерические учения, проводя секретные и закрытые семинары и встречи.