Мораль и наука

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 17 17 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 20.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Наука и моральные, этические аспекты 4
2.Морально-этические аспекты в профессиональной деятельности ученого (на примере психолога) 14
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

2). Психолог должен неукоснительно следовать нормам этики, в первую очередь, здесь речь идет об ориентации на адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.Сегодня многочисленными исследованиями (Г.С. Абрамова, А.Д. Андреева, И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.И. Гуткина, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, Н.Н. Толстых и др.) доказано, что в психологии требования к личности профессионала особенно высоки, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий класса «человек-человек». В основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.Также как и профессионалы в других сферах, психологи несут этическую и моральную ответственность за свою деятельность. Известно, что основным документом, в котором зафиксированы деонтологические принципы работы психолога, является Этический кодекс, представляющий собой свод правил профессиональной деятельности специалиста. Те этические принципы и правила, которыми руководствуется психолог в своей работе, должны в полной мере осознаваться и приниматься психологом как профессионалом, в противном случае он может нанести человеку психологическую травму. Очень важно, чтобы психолог выполнял свои этические обязательства и выстраивал свою деятельность в соответствии с этическими нормами и принципами. В первую очередь, консультант несет ответственность перед клиентом, психолог должен быть компетентным. Но поскольку клиент и консультант включены в систему социальных отношений, то, соответственно, консультант несет ответственность перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, в целом, перед обществом и своей профессией. Психолог также обязан грамотно и трезво оценить, каковы уровень и пределы его профессиональной компетентности. Запрещается давать клиенту надежду на помощь, которая консультантом оказана быть не может. Также в работе недопустимо использовать недостаточно освоенные диагностические и терапевтические процедуры. Основным источником этических дилемм и противоречий в консультировании является вопрос конфиденциальности. Консультирование невозможно без доверия. Важнейшая задача психолога в любой ситуации – не нарушая целостности личности, открыть ей путь к гармонии. Также в этическом кодексе присутствует явление внутренней рассогласованности между собой принципа ненанесения ущерба, принципа беспристрастности и принципа компетентности. К примеру, с одной стороны, психологам предписывается применять только проверенные методики, но все же, как показывает практика, лишь немногие психологи используют исключительно сертифицированный инструментарий. Как мне представляется, использование новых методик в определенных случаях может стать весьма положительным моментом, поскольку это способствует продвижению психологии как науки вперед. Современный психолог должен ориентироваться на гуманистические ценности, на ценности личностно-ориентированного подхода, повышать свою компетентность. ЗаключениеБез науки процесс общественного развития, безусловно, невозможен. Науке принадлежит огромная роль в образовании и становлении цивилизации.Наука также воспитывает и развивает личность, формирует рациональное мировоззрение. Благодаря успехам в науке сменилась картина мира, улучшилось качество жизни, тем не менее, научный прогресс имеет и другую сторону: он ухудшил экологическую ситуацию, вызвал многие другие проблемы личности и общества. Если посмотреть на науку с позиции морали и этики, то крайне сложно ответить на вопрос, является ли наука добром или злом. Скорее всего, современное человечество нуждается в усилении морали, этики в науке, повышении уровня нравственности научного сообщества. Каждый ученый должен понимать высокую степень ответственности за свою деятельность. Ученый должен ориентироваться не на получение знаний любой ценой, а то, чтобы полученные им знания были источником пользы и процветания. В противном случае нравственно-духовная миссия науки не будет реализована. Конечно же, наука может быть прогрессивной и гуманистичной только в том случае, если она носит этичный характер. Однако современная наука привносит новые закономерности и возможности, которые подчас выбиваются из традиционных нравственных представлений. Так и происходит формирование кризисных явлений в науке, рождается конфликт между научными достижениями и общественностью.Также мы рассмотрели проблему морали и этики в профессиональной практической деятельности психологов. Мы пришли к выводу о том, что профессиональный педагог-психолог обязан опираться на морально-этические нормы. Список литературыАлякринская М. Особенности развития культуры XX века. Культура и цивилизация [Электронный ресурс]. – СПб., 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/alyakr/index.php) Бессонов Е.Г. Научное познание и тенденции развития современного общества.//Этносоциум и межнациональная культура. - № 7. - 2011.Биотехнологии: Proetcontra (за и против).// http://agrosev.narod.ru/page149itemid1055number32.htmВасильев Н.В. Наука и общество в XXI веке.//Сибирский медицинский журнал. - № 3. - 2008. Вып. 1.Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания. [Электронный ресурс] (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/21.php)Джалилов К.Ш. Этика ответственности как императив современной научной деятельности.//Вестник Карагандинского университета. - № 3. - 2011 Лапина С.В. Культурология. Курс лекций. [Электронный ресурс] (http://do.gendocs.ru/docs/index-364987.html?page=14) Линде Н.Д. Психологическое консультирование. – М., 2010.Липкин А. И. (ред.) Философия науки. — М.: ЭКСМО, 2007. Морозова С.В., Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В., Якушкина Н.В. Культурология. Часть 2: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000.Пименова Е.В. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон.науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ruРузавин Г. И. Философия науки: Учебное пособие - М.: Юнити-дана, 2012.Чуличков А. Наука на весах добра и зла. [Электронный ресурс] (http://www.manwb.ru/articles/science/natural_science/science/)

Список литературы
1. Алякринская М. Особенности развития культуры XX века. Культура и цивилизация [Электронный ресурс]. – СПб., 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/alyakr/index.php)
2. Бессонов Е.Г. Научное познание и тенденции развития современного общества.//Этносоциум и межнациональная культура. - № 7. - 2011.
3. Биотехнологии: Pro et contra (за и против).// http://agrosev.narod.ru/page149itemid1055number32.htm
4. Васильев Н.В. Наука и общество в XXI веке.//Сибирский медицинский журнал. - № 3. - 2008. Вып. 1.
5. Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания. [Электронный ресурс] (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/21.php)
6. Джалилов К.Ш. Этика ответственности как императив современной научной деятельности.//Вестник Карагандинского университета. - № 3. - 2011
7. Лапина С.В. Культурология. Курс лекций. [Электронный ресурс] (http://do.gendocs.ru/docs/index-364987.html?page=14)
8. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. – М., 2010.
9. Липкин А. И. (ред.) Философия науки. — М.: ЭКСМО, 2007.
10. Морозова С.В., Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В., Якушкина Н.В. Культурология. Часть 2: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000.
11. Пименова Е.В. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru
12. Рузавин Г. И. Философия науки: Учебное пособие - М.: Юнити-дана, 2012.
13. Чуличков А. Наука на весах добра и зла. [Электронный ресурс] (http://www.manwb.ru/articles/science/natural_science/science/)

Вопрос-ответ:

Какие морально-этические аспекты связаны с наукой?

Наука имеет много морально-этических аспектов, таких как использование животных в экспериментах, защита данных и конфиденциальности, разработка и использование оружия, биотехнологии и клонирование и многое другое.

Какие примеры морально-этических аспектов в профессиональной деятельности психолога?

Профессиональная деятельность психолога также связана с морально-этическими аспектами, такими как сохранение конфиденциальности пациента, уважение и справедливость в отношении пациентов, отсутствие дискриминации и предубеждений, и этическое использование методов исследования.

Какие исследования были проведены в данной области?

В данной области были проведены многочисленные исследования, включая исследования Г.С. Абрамова, А.Д. Андреева, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна и других ученых. Они исследовали различные аспекты морали и этики в науке, включая проблемы использования животных в экспериментах, соблюдения конфиденциальности в психологии и другие важные вопросы.

Почему психолог должен неукоснительно следовать нормам этики?

Психолог должен неукоснительно следовать нормам этики, потому что это обеспечивает безопасность и защиту пациентов, гарантирует справедливость и этичность в отношении всех участников исследования и является основой для доверительных отношений между психологом и пациентом.

Что значит адекватное восприятие и оценка психологом своих возможностей?

Адекватное восприятие и оценка психологом своих возможностей означает, что психолог должен быть честен с самим собой и понимать свои границы влияния на другого человека. Он должен использовать только те методы и подходы, в которых он компетентен, и не превышать свои профессиональные возможности.

Какие этические аспекты присутствуют в науке?

Наука имеет несколько этических аспектов. Во-первых, важно соблюдать принципы честности и искренности в проведении исследований. Во-вторых, необходимо учитывать права и благо всех участников исследования. Третий аспект связан с тем, что научные результаты должны быть доступны широкой общественности и не должны быть использованы вредным или дискриминационным образом.

Какие морально-этические аспекты важны для психолога?

Психолог должен придерживаться норм этики в своей профессиональной деятельности. Во-первых, он должен иметь адекватное восприятие и оценку своих возможностей для воздействия на другого человека. Во-вторых, психолог должен соблюдать конфиденциальность и защищать права и интересы своих клиентов. Третий аспект связан с тем, что психолог должен избегать каких-либо форм дискриминации и принимать во внимание культурные, религиозные и этические особенности клиентов.

Какие исследования проведены в области этических аспектов науки?

В области этических аспектов науки проведено многочисленных исследований. Некоторые из них были выполнены Г. С. Абрамовым, А. Д. Андреевым, И. В. Вачковым и И. Б. Гриншпуном. Эти исследования затрагивают такие вопросы, как этика исследования с людьми, этика публикаций научных результатов, этический аспект использования животных в научных экспериментах и другие важные аспекты этики в науке.