Работа с симптомом в психотерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психотерапия
  • 54 54 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Введение

2. Теоретическая часть курса
2.1. Понятие о симптоме, невротическом и психотическом, и о принципах его формирования
2.2. Психотерапевтический подход к возникновению симптома. Методы работы с ним и его причиной
2.3. Что происходит при формировании болезни: о двойной природе симптома, о сопротивлении сопротивлению, о напряжении и проекции его на часть тела
2.4. Взаимосвязь негативных психологических состояний и появления телесных ощущений, трансформация психоэмоциональных проблем в соматические
2.5. Семейный климат как метафорическое отражение заболеваний. Изучение групповой динамики внутрисемейных отношений для создания более полной картины причин, приведших к патологическому состоянию члена семьи
2.6. Влияние симптома на межличностное общение и успешность в профессиональной деятельности

3. Практическая часть семинара
3.1. Принципы отбора техник для клиентской работы
3.2. Упражнение «Шестишаговый рефрейминг» Гриндера
3.3. Арт-терапия «Здоровье и болезнь»
3.4. Упражнение «Телесная метафора»
3.5. Техника «Работа с мандалой с помощью ассоциативных карт»

4. Заключение
5. Список литературы
Приложение
Вопросы для подготовки к экзамену и тестового контроля 
Фрагмент для ознакомления

Прежде всего, от клиентадолжна поступить благодарность «проблемной» частисвоей личности за оказанное сотрудничество. А потом клиент снова обращается к себе с вопросом о том, готова ли его «проблемная» часть предоставить информацию, и что она при этом намерена сделать. Качество ответа не влияет на дальнейшую работу, она продолжается. Далее у клиента следующее обращение к своей части личности о том, что «если бы тебе предоставили другие способы, которые позволяют осуществить это намерение, по крайней мере не менее эффективно, чем так, как сейчас, то не хотела бы ты попробовать?» Необходимо отметить, что даже, при получении отрицательногоответаборьба продолжается, поэтому в любом случае отказа не будет.4. В четвертом шаге идетвыработка «творческой» частью личности новых способов достижения той же самой цели, а также стремление получитьнеобходимый ресурс. В данной ситуации клиент снова обращается к своей «проблемной» части личности с пожеланием, чтобы она сообщила свои намерения другой «творческой» части личности. Это позволит найти новые пути, открывающие возможности осуществления поставленных намерений. Затем «проблемная» часть личности из всехпредставленных вариантов останавливается на тех, которые могут характеризоваться какэффективные, в отличие от первоначального варианта поведения. Это длительный процесс.5. Пятый шаг содержит процесс согласования с «проблемной» частью личности того, что она выбрала в предыдущем шаге взамен старых образцов поведения. Это занимает необходимый период времени, например, несколько недель. При успешном выполнении задачи клиент моделирует ситуацию применения нового поведения в будущем, что также, согласовываетсо своей «проблемной» частью личности. В случае получения ответа «нет», рефреймирование проходится заново.6. Шестой шаг – это экологическая проверка результатов; это проверка того, как приобретение нового поведения способно изменить контекст субъекта, и при этом гарантировать, что не будет появляться «несовместимость».Проводится подстройка к будущему с помощью таких вопросов, как: «Зачем тебе это нужно?»; «Что тебе это даст?»; «Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?»; «Что для тебя более важно чем это?»; «Если ты владеешь этим совершенно и полностью, что ты хочешь, имея это, еще более важное?».При выявлении возражений со стороны «проблемной» части личности возможно повторение рефрейминга, начиная с третьего шага.Какие выводы должен сделать клиент из этого упражнения.Клиент делает следующие выводы: всегда можно изменить свое «проблемное» поведение; свои установки; свое мнение и т. д. Арт-терапия «Здоровье и болезнь»Название упражнения или методики и его автор.Рисуночная техника «Здоровье и болезнь».Краткая теория к упражнению.Арт-терапия – это направление в психотерапии, которое основано на применении искусства и творчества.Методы арт-терапии выполняют диагностическую и терапевтическую функции.Все зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапии, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.Диагностическая функция подтверждает, что рисунок является особым документом, содержащим большое количество информации об авторе. Поэтому он всегда символичен, всегда отражает истинное состояние автора, даже, если он старается его скрыть.Творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исцеления души». Иначе говоря, терапевтическое рисование в общепринятом понимании – это возможность понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценностей, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие.Пространство рисунка становится проекцией клиента. Поэтому элементы рисунка описываются, как части «Я» человека. Из этого следует, что при помощи рисунка создается модель внутреннего мира человека, насыщенная символами и образами. При работе с рисунком все его изменения связываются с изменениями с внутренним планом клиента. Возможности, механизм и цели упражнения:возможности одновременно диагностировать и «исцелять»;позволяет клиенту более свободно выражать свои страхи, представления, фантазии, т. к. мир чувств легче выражается посредством цвета, красок, чем словами;рисование менее контролируется сознанием;это обращение к более раннему опыту выражения себя. Он более эмоционален и менее органичен социальными нормами, чем речь;выполняются действия, позволяющие реализовать в символической форме свои желания и чувства, и одновременно создается особое пространство, которым клиент управляет и может изменять;болезнь (симптом) оказывается на границе контакта в виде метафорического выражения проблемы;позволяет оперировать с симптомом, осознавая и изменяя его, т. к. будучи нарисованным, он становиться осознанным, понятным;позволяет определить степень сформированности представлений о здоровье и характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.Показания к данному упражнению:фобические реакции и страхи;актуальный стресс;депрессия;эмоциональная депривация;повышенная тревожность;низкая степень самопринятия.Материалы или оборудование для выполнения упражнения:чистые листы бумаги формата А-4; наборы цветных карандашей или наборы красок.Инструкция к упражнению.Листбумагинеобходиморазделить на две части. На одной части нарисуйте «здоровье», на другой – «болезнь». Рисуйте их так,как себе представляете.Основные показатели исследования рисунка:детализация изображения показывает уровень дифференцированности и сложности представлений о здоровье и болезни, их эмоциональную значимость;сюжет и динамика рисунка выявляют активное или пассивное отношение к здоровью и болезни;уровень цветовой гаммы, предпочитаемые цвета определяют характер эмоционального отношения к проблеме здоровья;уникальность рисунка, применение особых символов выявляют степень устойчивых представлений о здоровье и болезни, стереотипность отношения к ним. Какие выводы должен сделать клиент из этого упражнения.на болезнь можно влиять, актуализируя ресурсы в своей «здоровой» части.Упражнение «Телесная метафора»Название упражнения или методики и его автор.Упражнение «Телесная метафора», которое создано Юджином ДжендлиномКраткая теория к упражнению.В основе данного упражнения психотерапевтический мета-метод Ю. Джендлина под названием «Фокусирование», работающий с переживаниями.Он базируется на следующей теории: имеется особый вид телесных ощущений, которое определяется как чувство ситуации. Эти ощущения смутные, неотчетливые, и их трудно выразить словами. Но именно они служат своеобразным камертоном. Человек, фокусируясь на этих ощущениях, шаг за шагом пытаясь прояснить их, может вызывать реальные изменения в своем состоянии и в качестве своей жизни.Возможности, механизм и цели упражнения:можно использовать в любом методе;фокусирование на негативной эмоции в своем теле;проработка негативных состояний. Показания к данному упражнению:негативные эмоциональные состояния;страхи.Материалы или оборудование для выполнения упражнения:изолированное помещение.Инструкция к упражнению.Необходимо занять удобную позу, можно лежа или сидя.Сконцентрироваться на своей негативной эмоции, например, на каком-либо страхе, на гневе, на раздражении или печали и т. д., которая испытывается по причине негативных событий, и которая не проходит. О ней Вы постоянно размышляете и «гоняете» мысли в своей голове.Затем необходимо закрыть глаза и мысленно окунуться в состояние своей эмоции. Представляйте то, о чем будет говорить специалист, и ощутите, прочувствуйте ответы на те вопросы, которые он Вам задаст:Ваша эмоция… где она живет в теле, в каком-то органе Вашего организма? А может быть она на теле и рядом с ним? Почувствуйте, где именно?Какой размер Вашей эмоции? Какая форма? На что похожа Ваша эмоция: на геометрическую фигуру или на предмет? Есть ли у нее объем или она плоская? Есть ли высота? Попробуйте прочувствовать форму своей эмоции.Какая ее температура? Она более теплая, чем тело или такая же, как тело? Она обжигает или холодит Вас? Ощутите ее.Какой у нее вес? Приблизительно представьте вес в граммах или килограммах. Вам тяжело ее носить или она не ощущается.Какая ее плотность? Из какого материала она сделана и в каком находится состоянии (жидкое, твердое, газообразное и т. д.).Какой у нее цвет?Она звучит? Какой высоты звук?Есть ли у нее запах?Теперь, когда Вы почувствовали свою эмоцию, она стала Вашей и ее нельзя выбросить, отдать, передать никуда и никому. Этого не надо бояться, ее нее надо отвергать. Эмоция, которуюощутили в теле, не может навредить.Она просто энергия, которая обрела такую форму в ответ организма на негативное событие. Ничего нельзя изменить, и эту эмоцию необходимо принять, полюбить и проработать к лучшему!Далее ложится рука на то место, где Вы нашли эмоцию. Рука становится проводником между Вами и ей. Теперь вдыхайте воздух полной грудью и как бы через руку посылайте свое дыхание эмоции, визуализируя свое дыхание. Это делается несколько раз. Поговорите с ней, скажите ей «Привет! Я вижу тебя …, я чувствую тебя …, я принимаю тебя…! Я хочу превратить тебя в … (в то, что приходит в данный момент, в любой позитивный образ). А затем посмотрите, примите и порадуйтесь своей обновленной эмоции.Клиент постепенно возвращается обратно в реальность.Описывает свои ощущения. Благодарит себя за успешность выполненного упражнения.Какие выводы должен сделать клиент из этого упражнения:у любой проблемы есть самые разнообразные аспекты, которые сопровождаются эмоциями и которыми можно управлять.Техника «Работа с мандалой с помощью ассоциативных карт» Название упражнения или методики и его автор.Техника «Работа с мандалой с помощью ассоциативных карт»Краткая теория к упражнению.Большинство психологов выделяют высокий потенциал мандалотерапии, как с взрослыми, так и с детьми.В переводе с древнего санскрита «мандала» означает «круг». Феномен мандалы давно известен в религиозных практиках Востока, как специальный инструмент медитации, духовного развития и инициации. Сам круг определяется, как символ, который олицетворяет модель вселенной, развитие от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до «карты космоса».К.Г. Юнг интерпретировал Мандалу, как универсальный психический образ, символизирующий самость (глубинную сущность человеческой души). Наиболее универсальным символом мистической реализации Самости Юнг считает мандалу. Прежде всего, мандала является символом медитации почти в всех религиях, и в добавление к этому, она проявляется независимо от этого в сновидениях современных людей. Во-вторых, символ мандалы выражает чувство объединения вокруг центра, но объединения, включающего все составляющие.Мандала изображается в виде круга, с разными вписанными в него фигурами (квадраты, внутренние круги, цветы и т.д.). Техника ее рисования основана на принципе золотого сечения, оно считается идеальным и безупречным.Наиболее характерный алгоритм создания мандалы начинается с изображения внешнего круга, в который вписывается в него квадрат; а в этот квадрат, в свою очередь вписывается внутренний круг, периферия которого стандартно обозначается в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг.В данном упражнении в сочетании с метафорическими ассоциативными картами (МАК) дает специалисту дополнительные возможности для более эффективной работы.МАКявляются специальным психодиагностическим и психотерапевтическим инструментом. Ассоциации, возникаютщие у человека при описании карты и комментариев к ним, позволяют выявить актуальные состояния и переживания; основные страхи и внутренние конфликты, а также выявить ресурсы. МАК, также, позволяют получить быстрый доступ к психотравмирующей ситуации.Возможности, механизм и цели упражнения:Выполняет ряд функций:диагностическая функция подтверждает, что рисунок является особым документом, содержащим большое количество информации об авторе. Поэтому он всегда символичен, всегда отражает истинное состояние автора, даже, если он старается его скрыть;терапевтическая функция является исцеляющей функцией личности с помощью искусства, ее возвращением к психологической целостности;гуманистическая функция – вызывает чувство безопасности и комфорта.Цель диагностическая: представление о проблематике (конфликте) клиента; анализ и отработка страхов, вины, стыда, границ, опор; получение ресурса; простраивание новых вариантов поведенческих стратегий.Цель терапевтическая: терапевтический эффект за счет всплытия на поверхность в метафорической форме вытесненного травмирующего материала; получение нового конструктивного опыта за счет изменения метафоры, за счет отработки.Показания к данному упражнению:мягкое и безболезненное отреагирование эмоций и чувств;осознание причин формирования симптома;установление границ;получение ресурса;психосоматика.Инструкция:Сформулируйте запрос к работе: то, чего хочется на данном жизненном этапе.Из разложенных карт выберите ту, которая мешает получить от жизни то, что хочется.Дайте название этой карте.Определите эмоцию на выбранную карту, телесный отклик.Выделите наиболее эмоционально привлекающую фигуру, сюжет на выбранной карте.Терапевт предлагает клиенту дать, как можно более развернутую ассоциацию по тому эмоционально заряженному сюжету или фигуре (могут всплывать воспоминания из жизни).Вопросы:Что на картинке привлекает ваше внимание больше всего?Какие чувства возникают? Какие телесные ощущения наблюдаете?Какие ассоциации на выбранный сюжет или фигуру приходят на ум?Предлагаем клиенту пофантазировать: кто или что на картинке, где находится, чем занимается, с кем взаимодействует эмоционально привлекательный образ в выбранном сюжете картинки.Что привело к сложившейся в сюжете ситуации?Про что это в вашей жизни?8. Терапевт предлагает клиенту из той же группы карт, выбрать карту, которая побеждает карту, мешающую осуществлению желания (запроса). Это карта «Победитель».9. Терапевт просит клиента проговорить, каким образом выбранная карта «Победитель» побеждает карту, мешающую реализации запроса.10. После того, как проговорили в обе стороны, все рисуют в круге карту «Победитель» той, которая мешает реализации запроса. Важно рисовать такую карту «Победитель», чтобы она вас удовлетворяла на данный момент.11. Терапевт просит клиента отследить свои чувства, телесные ощущения на мандалу «Победитель». Т.е. терапевт проводит экологическую проверку с опорой на чувства, телесные ощущения клиента. Также, важен резонанс терапевта на клиентский процесс.12. Терапевт дает обратную связь клиенту по эмоциональному и телесному отклику.13. Терапевт предлагает клиенту дать название получившемуся рисунку – мандале победителя и поразмышлять, чем название первой карты отличается от названия мандалы «Победителя». Что это для клиента значит?14. Интеграция полученного опыта – вывод по проделанной работе (если есть).15. Работа ведется на метафоре: «все в жизни можно изменить, нужно только приложить усилия».Материалы для выполнения упражнения: акварель, гуашь, пастель, бумага с окружностью А3,А4.Какие выводы должен сделать клиент из этого упражнения:все в жизни можно изменить, но только необходимо приложить усилия.4. ЗаключениеВ современной психотерапии работа с симптомом является мощным методом, приводящим к впечатляющим результатам. Она очень эффективна в разрешении различных проблем: индивидуальных, семейных, профессиональных. Это связано с тем, что работа с симптомом затрагивает личностный уровень, социальный уровень и профессиональный уровень человека.Данная методическая разработка дает теоретическое обоснование психотерапевтического подхода к возникновению симптома, методов работы с ним и с его причинойв рамках комплексного подхода в психологическом консультировании.Необходимость данного подхода подтверждается в процессе анализа содержательных характеристик основных видов симптома, причин, которые приводят к егопоявлению, роли семьи в данном процессе, а также, его особого влияния на межличностное общение и успешность в профессиональной деятельности.Симптомы имеют психологическое объяснение, и появляются вследствие особенностей личностного реагирования на ряд фрустрирующих ситуаций, на сложившиеся семейныеотношения в системе и т. д.В практической части представленоописание техник работы спсихоэмоциональными и соматическими симптомами, которые дают положительные результаты в рамках комплексного подхода в психологическом консультировании.Методические рекомендации позволяют дать студентам теоретические представления об особенностях работы с симптомом и конкретные рекомендации по применению различных техник, что позволит предостеречь от многих типичных ошибок начинающих специалистов.5. Список литературыАлександер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение / Пер. с англ. А.М. Боровикова, В.В. Старовойтова под науч. ред. С.Л. Шишкина; Ред. Е.В. Косилова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – 336 с. Аммон Г. Психосоматическая терапия [Электронный ресурс] / Г. Аммон. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -238 стр. – Режим доступа: https://psychoanalysis.by/2018/03/12/book-23/.Бендлер Р. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий [Электронный ресурс] / Р. Бендлер, Дж. Гриндер. – Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/psychsex/bendler4.htm.Кулаков С. А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/пер. с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000 – 256 с.Макдугалл Дж. Театры тела. Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств / Дж. Макдугалл. – М.: Когито-Центр, 2013 – 215 с. Малейчук Г. Парадоксы симптома. Системно-аналитический подход в работе с психосоматическим симптомом / Г. Малейчук. – М.: Академический проект, 2019. – 245 с.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 928 с. Менегетти А. Психосоматика: Новейшие достижения /пер. с ит. науч. ред. М.А. Родик, Е.Н. Ус. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 360 с.Рассказова Е.И. Функции соматических симптомов в межличностном общении: культурно-исторический подход в психосоматике [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова // Культурно-историческая психология 1/2014. – Режим доступа:https://psyjournals.ru/files/67630/kip_2014_1_rasskazova.pdf.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М.Е. Сандомирский. – М: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Электронный ресурс] / А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.– Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0438/3_0438-81.shtml.ПРИЛОЖЕНИЕВопросы для тестового контроля по данному курсу (в 3-х вариантах)1-ый вариантСимптом – это: а) метод;б) патология психики;в) психический признак2. Для невротического симптома характерно:а) навязчивые ритуалы;б) распад личности;в)дезорганизованность.3. Для психотического симптома характерно:а) бред;б) сопереживание;в)отсутствие контроля.4. Психические симптомы – это:а) физическая боль;б)гиперактивность;в)навязчивости.5. Поведенческие симптомы – это:а)телесная боль;б) девиантностьв) тревога6. Психосоматические симптомы – это:а)навязчивости;б)боль в телесном органе;в)девиантность.7. Причина симптома в:а) душевных переживаниях;б)хорошем семейном климате;в) низких доходах.8. Работа по раскрытию сути симптома включает:а) прояснение, как он ощущается;б) установление принадлежности к профессии;в)отвержение семейной системы.9. Симптом имеет:а) вторичные выгоды;б) отсутствие влияния на других людей;в) произвольность.10. Психотерапевт может использовать:а) особенные методы работы;б) только одну психотерапевтическую технику;в) различные направления психотерапии.11. Кто первым предложил теорию, утверждающую, что симптомы -это физиологическое сопровождение определенных эмоциональных состояний:а) К. Левин;б) К. Роджерс;в) Александер.12. Рефрейминг способствует:а) переформированию;б) восстановлению;в) развитию.13. Арт-терапия – это: а) директивное воздействие на клиента;б) применение искусства и творчества;в) интервьюирование.14. Отреагирование – это:а) выражение чувств;б) внутренний конфликт;в) контакт.15. Симптом в межличностном общении выполняет:а) невербальную функцию передачи информации;б) решение сложных проблем;в) требования соответствия социальным нормам.2-ой вариантСимптом является:а) платой за возможность что-то не менять в своей жизни;б) уникальным психотерапевтическим приемом;в) способом, улучшающим семейные отношения.2. Симптомы проявляются на:а) профессиональном уровне;б) поведенческом уровне;в) на образовательном уровне.3.Психосоматические симптомы – это:а)навязчивости;б)боль в телесном органе;в) девиантность.4. Причина симптома в:а) душевных переживаниях;б) хорошем семейном климате;в) низких доходах.5. Симптом как феномен семейной системы:а)клиент находится в зависимых отношениях от семейной родительской системыб) отсутствуют сильные эмоциональные связи с другими членами семьи;в)родительская семейная система не оказывается важной.6. Симптоматическое поведение а) скрывает «идентифицированного пациента»;б) разрушает семью;в) стабилизирует систему в период дестабилизации.7. Психотерапевт может использовать:а) особенные методы работы;б) только одну психотерапевтическую технику;в) различные направления психотерапии.8.Симптом в межличностном общении использует:а) манипуляцию;б) открытую коммуникацию;в) приказание.9.Рефрейминг способствует:а) переформированию;б) восстановлению;в) развитию.10.В шестишаговом рефрейминге проводится:а) экологическая проверка;б) тестирование;в) выяснение автобиографических данных.11.Арт-терапия – это: а) директивное воздействие на клиента;б) применение искусства и творчества;в) интервьюирование.12. Отреагирование – это:а) выражение чувств;б) внутренний конфликт;в) контакт.13. Симптом в межличностном общении выполняет:а) невербальную функцию передачи информации;б) решение сложных проблем;в) требования соответствия социальным нормам.14. Успех в профессиональной деятельности:а) симптом повышает;б) симптом не оказывает влияния;в) оказывает нейтральное воздействие.15. Метафора симптома:а) гонец с неприятной новостью;б) произносимый текст;в) фантом, за которым не прячется некоторая реальность.3-ий вариантСимптом:а) это остановленная эмоция;б) проявленная эмоция;в) положительная эмоция.2. Симптом:а) не фигура, растущая в поле отношений;б) не дает человеку жить, но позволяет выживать;в) не способ манипулирования Другим.3. Симптомы имеют:а) психологическое объяснение;б) только медицинское обоснование;в) не имеют объяснения.4. Развитие симптомов проявляется в:а) спокойствии и принятии;б) раздражении и недовольстве;в) ощущении удовольствия от жизни.5. В работе с симптомом следует придерживаться:а) идеи о целостности и взаимообусловленности;б) не обращения к миру внутренних феноменов клиента;в) не выявления чувств.6. У клиента присутствует:а) желание избавиться от симптома;б) не расставаться с симптомом;в) на сознательном уровне - желание избавиться от симптома; на бессознательном уровне - не расставаться с симптомом.7. Причины сопротивления симптома:а) страх изменений;б) сохранение привычных способов удовлетворения потребности;в) сохранение ценностных ориентаций.8. Кто первым предложил теорию, утверждающую, что симптомы - это физиологическое сопровождение определенных эмоциональных состояний:а) К. Левин;б) К. Роджерс;в) Александер.9. В современной психотерапии работа с симптомом является:а) мощным методом, приводящим к впечатляющим результатам;б) ненаучным методом;в) неэффективным методом.10. Носителем симптома может быть:а) только ребенок;б) только мать;в) любой член семьи.11. Идентифицированный пациент – это:а) отец;б) носитель симптома;в) мать.12. Симптоматическое поведение а) скрывает «идентифицированного пациента»;б) разрушает семью;в) стабилизирует систему в период дестабилизации.13. В процессе межличностного общения и в профессиональной деятельностипосредством симптома можноа) удовлетворить какую-то свою потребность, которую не удается удовлетворить напрямую;б) увеличить общительность;в) увеличить личностный потенциал.14. Метафора симптома:а) гонец с неприятной новостью;б) произносимый текст;в) фантом, за которым не прячется некоторая реальность.15. Метод работы, позволяющий изменить контекст события:а) гипноз;б) арт-терапия;в) шестишаговый рефрейминг.

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение / Пер. с англ. А.М. Боровикова, В.В. Старовойтова под науч. ред. С.Л. Шишкина; Ред. Е.В. Косилова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – 336 с.
2. Аммон Г. Психосоматическая терапия [Электронный ресурс] / Г. Аммон. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -238 стр. – Режим доступа: https://psychoanalysis.by/2018/03/12/book-23/.
3. Бендлер Р. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий [Электронный ресурс] / Р. Бендлер, Дж. Гриндер. – Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/psychsex/bendler4.htm.
4. Кулаков С. А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
5. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/пер. с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000 – 256 с.
6. Макдугалл Дж. Театры тела. Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств / Дж. Макдугалл. – М.: Когито-Центр, 2013 – 215 с.
7. Малейчук Г. Парадоксы симптома. Системно-аналитический подход в работе с психосоматическим симптомом / Г. Малейчук. – М.: Академический проект, 2019. – 245 с.
8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 928 с.
9. Менегетти А. Психосоматика: Новейшие достижения /пер. с ит. науч. ред. М.А. Родик, Е.Н. Ус. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 360 с.
10. Рассказова Е.И. Функции соматических симптомов в межличностном общении: культурно-исторический подход в психосоматике [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова // Культурно-историческая психология 1/2014. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/67630/kip_2014_1_rasskazova.pdf.
11. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М.Е. Сандомирский. – М: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.
12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Электронный ресурс] / А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0438/3_0438-81.shtml.

Вопрос-ответ:

Что такое невротический симптом?

Невротический симптом - это физическое или поведенческое проявление, обычно не имеющее органических причин, которое возникает в результате внутреннего конфликта или стресса. Он может быть связан с подавленными эмоциями или нерешенными проблемами и может быть выражен, например, через фобии, тревожные расстройства или обсессивно-компульсивное поведение.

Что такое психотический симптом?

Психотический симптом - это физическое или поведенческое проявление, которое возникает у человека с психотическим расстройством, таким как шизофрения. Он характеризуется нарушением мышления и восприятия реальности, и может включать галлюцинации, бредовые идеи или раздвоение личности.

Каковы принципы формирования симптома?

Симптомы формируются на основе конфликта между различными частями личности, такими как сознание и подсознание. Симптом может являться компромиссным решением этого конфликта и служить защитным механизмом, позволяющим человеку избегать более болезненных или конфликтных состояний.

Какие методы можно использовать для работы с невротическим симптомом?

Для работы с невротическим симптомом используются различные методы психотерапии, включая психоанализ, познавательно-поведенческую терапию и гештальт-терапию. Важно исследовать корни симптома и помочь пациенту осознать его причины и смысл, а также разработать стратегии для управления и уменьшения симптомов.

Как связаны психологические состояния с телесными ощущениями?

Психологические состояния могут влиять на телесные ощущения. Напряжение и стресс могут вызывать физические симптомы, такие как головная боль или расстройства желудка. Обратно, физические заболевания или боли могут вызывать негативные эмоции, такие как депрессия или тревога. Таким образом, психологические и физические состояния могут взаимно влиять друг на друга и требуют комплексного подхода в лечении.

Что такое невротический и психотический симптом?

Невротический симптом - это проявление психической дисфункции, которое возникает в ответ на внутренний конфликт и обладает символическим и вытесненным характером. Психотический симптом - это нарушение психической активности, характеризующееся полной или частичной потерей контакта с реальностью.

Какие принципы лежат в основе формирования симптома?

Симптом формируется на основе психической конфликта, который возникает между различными частями личности. Он может быть результатом вытеснения неприемлемых желаний или эмоций, а также символическим отражением внутреннего конфликта.

Какой психотерапевтический подход применяется при работе с симптомом?

При работе с симптомом в психотерапии используется комбинация методов. Это может быть анализ символов и вытеснений, работа с проекциями, а также эксперименты и тренинги, направленные на изменение негативных паттернов поведения и мышления.