Государственный бюджет: структура, функциии, проблема сбалансированности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 21.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРАЕНИЯ 4
1.1 Формирование доходов бюджета 4
1.2 Государственные расходы 8
2. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 14
2.1 Теория сбалансированности бюджета 14
2.2 Причина, виды и последствия бюджетной несбалансированности 18
2.3 Проблема сбалансированности бюджета в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 30

Фрагмент для ознакомления

Но, как видно из «Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», правительство на ближайший плановый период планирует проводить бездефицитный бюджет.В России действительно сформировался специфический сектор расчетов, который имеет свои пропорции обменных и условных цен вне зависимости от динамики предложения национальной валюты. Речь идет о значительных объемах взаимной задолженности предприятий, которые фактически свидетельствуют, что этот сектор, по крайней мере, не сворачивается.Дебиторская и кредиторская задолженность по всем субъектам хозяйствования (кроме субъектов малого бизнеса),на конец 2017 года, составила 40 258 и 44 481 млрд. рублей соответственно. Доля убыточных компаний на протяжении последних 10 лет остается на стабильном уровне - 30-32%.Таким образом, каждая из задолженностей в отдельности превышает годовой консолидированный бюджет Российской Федерации и составляет 50% ВВП. Если посмотреть в консолидированный бюджет РФ на 2017 год, то налог на прибыль организаций составил 3290,1 млрд. руб., а НДС на товары, реализованные на территории РФ - 3070,2 млрд. руб., плюс 2067,4 млрд. руб. на товары, ввезенные в Россию. Другими словами, общий НДС намного выше налога на прибыль. Возникновение экономического роста в будущем сопровождается углублением финансовых противоречий как между государством и хозяйствующими субъектами, так и между самими хозяйствующими субъектами. Для характеристики экономического роста необходимо не только использовать известные показатели и текущие модели, но и учитывать некоторые его специфические характеристики. Задолженность по налогам и сборам в правительстве России превышает 1 триллион рублей, а по федеральным налогам и сборам - 760 миллиардов рублей. Во-первых, при таких показателях долга, как между компаниями, так и в консолидированном бюджете, как минимум некорректно говорить об экономическом росте. Во-вторых, государство систематически и сознательно отказывается от регулирования и стимулирования функций налоговой системы, то есть в ближайшие годы наблюдается постоянная тенденция к увеличению доли НДС в налоговой системе, доходной части бюджета. В прогнозах на 2021 годы правительство планирует увеличить этот налог с 3446 млрд. рублей в 2018 году до 4600 млрд. рублей в 2021 году.В период обработки ставка НДС, должна быть минимальной и не должна превышать 15-17%. Это изменение налога поможет увеличить внутреннее потребление. Снижение ставки также повлияет на активизацию деятельности хозяйствующих субъектов (за счет увеличения оборотных средств), поскольку проблема освобождения плательщиков НДС от дебетового баланса будет не столь острой.При накоплении НДС в качестве налоговой базы показатель добавленной стоимости получается как разница между товарами и стоимостью материальных активов, затраченных на производство этих товаров. Эта налоговая база позволяет использовать разные методы исчисления НДС (по одинаковой ставке). Конечно, такая политика вызовет ряд проблемных вопросов.Во-первых, после снижения налогов экономика не сразу отреагирует на ослабление налогового давления. Несомненно, снижение налоговых ставок приведет к увеличению доходов бюджета в будущем за счет роста деловой активности и расширения налоговой базы (сейчас 30% предприятий испытывают дефицит), но это требует определенной задержки. В этот период необходимо значительно сократить государственные расходы или увеличить дефицит бюджета.Во-вторых, в контексте появления новой экономической системы очень важно количественно оценить возможности стимулов для снижения налогов, поскольку поведение экономических субъектов существенно меняется в процессе структурной трансформации. Негативное отношение к бюджетному дефициту не должно означать, что его высокий уровень несовместим с экономическим ростом.Если в 60-е годы ХХ века бюджетные дефициты были редкостью, то в 80-е бюджетные дефициты стабилизировались. 90-е годы не стали исключением, особенно с начала 90-х годов прошлого века, отмеченного рецессией. Глубокий экономический кризис, и мы знаем, что кризис автоматически порождает дефицит бюджета. Дефицит бюджета стал опасным в условиях восстановления экономики и относительно высокой занятости. Такой дефицит получил название «структурного». Структурный дефицит, в отличие от циклического, не исчезает с переходом экономики в фазу восстановления. Именно структурный дефицит создает серьезную проблему для государственных финансов.Низкий уровень мобилизации доходов, а также неоправданное накопление больших резервов на бюджетных счетах в последние годы для создания финансового резерва привели к неравенству,как в экономическом, так и в социальном финансировании. Причинами больших остатков финансирования государственного бюджета на счетах получателей бюджета являются недостатки в планировании и организации бюджетного процесса, задержки с подготовкой и принятием нормативных актов, сложности с процедурами и отсутствие надлежащего контроля со стороны основных главных распорядителей бюджетных средств за использованием выделенных ресурсов. Анализ показывает, что социальная направленность бюджетов последних лет была обусловлена ​​в основном политикой социальных целей, а бюджетный процесс характеризовался поиском компромисса в распределении средств на социальные программы и экономический рост, вызывая споры о приоритеты расходования государственных средств. Очевидно, что план расходов не выполнялся ни на один год. Хотя социальные расходы растут ускоренными темпами, в некоторых случаях это не удается, не соответствуют даже стандартам, установленным законом, а взаимосвязь между качеством социальных услуг и прирост финансирования остается низким.Это связано с отсутствием реформы системы в этих секторах и направленностью роста финансирования на образование и здравоохранение, в первую очередь на повышение заработной платы служащих государственного сектора из-за инфляции; во-вторых, оплата коммунальных услуг и энергии, цены на которые выросли. Эти ошибки в расчетах указывают на то, что методика прогнозирования имеет серьезные недостатки. Требуется уровень научно обоснованного бюджетного планирования и прогнозирования.Таким образом, бюджетная политика Российской Федерации в среднесрочной перспективе должна быть направлена ​​на:- увеличение доли доходов (расходов) федерального и консолидированного бюджетов в ВВП;- увеличение доли прямых налогов по сравнению с косвенными налогами в периоды экономического роста;- снижение ставки налога на добавленную стоимость, что в перспективе приведет к увеличению доходов бюджета за счет роста деловой активности и расширения налоговой базы;- постепенный переход от системы социальной защиты, который может не состояться по какой-либо причине, к повышению социальных стандартов и государственных гарантий населению;- эффективное создание бюджетной основы, которая определит новые принципы формирования местных бюджетов, четкое разграничение функций и полномочий всех уровней власти, а также расходов каждого типа бюджета и, прежде всего, доходов между различными частями бюджетной системы.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, рациональная и сбалансированная бюджетная система является одним из ключевых факторов эффективности экономической и социальной политики государства. Она предусматривает перераспределение значительных финансовых ресурсов, а их использование во многом зависит от экономического развития государства и реального благосостояния граждан. Процесс формирования государственного бюджета - одно из важнейших направлений государственной деятельности, которое проявляется в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации. Основными целями государственного регулирования экономической системы любой страны являются экономический рост, стабилизация цен, увеличение занятости и развитие конкуренции. В то же время развитие конкуренции способствует повышению эффективности производства и является фактором снижения цен.Бюджетная система Российской Федерации имеет федеративную систему. Принципы единства и независимости бюджетной системы закреплены в статьях 29 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Под самостоятельностью понимается раздельное распределение федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Гарантируется наличие собственных источников дохода и право определять направление их использования. В законе проводится различие между доходами и расходами бюджета. Однако оно не имеет законченной формы, поскольку не все виды доходов устанавливают нормы своего распределения. Регулирование осуществляется более высоким уровнем органов власти и является, по сути, вмешательством в бюджетный процесс низшего уровня.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) //Консультант Плюс2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) БК РФ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации //Консультант Плюс3. «Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»//Консультант ПлюсНаучная литература4. Баева Е. А., Позднякова С. В. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения. Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2016;(6):44–48. 5. Васюнина М. Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2015. – № 9. – С. 8-13.6. Джурбина Е. М. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Е. М. Джурбина, Ш. А. Агаян, Е. В. Пирская. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 200 с.7. Комягин Д. Л. Государственная казна как источник бюджетных доходов: коллективная монография / Д. Л. Комягин, А. Н. Козырина, А. В. Пащенко. – Москва: Наука, 2017. – 504 с.8. Кривоносова Н. Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня. Известия ИГЭА. 2015;(6):61–65.9. Куприянова Л. М., Сурхаев И. Д. // Сбалансированность федерального бюджета. Учет. Анализ. Аудит. № 4. С.52–62.10. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. – Москва: Дашков и К, 2016. – 252 с.11. Найденова Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(5–2):95–99. 12. Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты. Финансы. 2015;(4):54–60. Электронные ресурсы13. Росстат. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.05.2021)14. Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sbalansirovannosti (дата обращения 21.05.2021)ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рис.1.1. Значение бюджетаРис. 1.2. Бюджетная система РФПРИЛОЖЕНИЕ 2Рис. 2.1. Виды обеспечения сбалансированности бюджета

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) //Консультант Плюс
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) БК РФ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации //Консультант Плюс
3. «Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»//Консультант Плюс
Научная литература
4. Баева Е. А., Позднякова С. В. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения. Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2016;(6):44–48.
5. Васюнина М. Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2015. – № 9. – С. 8-13.
6. Джурбина Е. М. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Е. М. Джурбина, Ш. А. Агаян, Е. В. Пирская. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 200 с.
7. Комягин Д. Л. Государственная казна как источник бюджетных доходов: коллективная монография / Д. Л. Комягин, А. Н. Козырина, А. В. Пащенко. – Москва: Наука, 2017. – 504 с.
8. Кривоносова Н. Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня. Известия ИГЭА. 2015;(6):61–65.
9. Куприянова Л. М., Сурхаев И. Д. // Сбалансированность федерального бюджета. Учет. Анализ. Аудит. № 4. С.52–62.
10. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. – Москва: Дашков и К, 2016. – 252 с.
11. Найденова Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(5–2):95–99.
12. Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты. Финансы. 2015;(4):54–60.
Электронные ресурсы
13. Росстат. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.05.2021)
14. Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sbalansirovannosti (дата обращения 21.05.2021) 

Вопрос-ответ:

Какие принципы построения бюджетной системы?

Принципы построения бюджетной системы включают формирование доходов бюджета и государственные расходы.

Как формируются доходы бюджета?

Доходы бюджета формируются путем сбора налогов, платежей и сборов с граждан и организаций, а также через получение доходов от государственной собственности и внутренних и внешних заимствований.

Какие проблемы возникают сбалансированности бюджета?

Проблемы сбалансированности бюджета могут возникать из-за несоответствия между доходами и расходами, что приводит к дефициту или избытку бюджета. Это может вызывать инфляцию, нестабильность экономики и другие негативные последствия.

Какие последствия может вызывать несбалансированность бюджета?

Несбалансированность бюджета может привести к нестабильности экономики, росту инфляции, увеличению долга государства, сокращению социальных программ и услуг, а также снижению доверия к финансовой политике государства.

Какие проблемы сбалансированности бюджета существуют в России?

В России существуют проблемы сбалансированности бюджета, связанные с неравномерным распределением доходов и расходов между регионами, неэффективным использованием бюджетных средств, недостаточной прозрачностью и отчетностью в бюджетной системе.

Какие принципы построения бюджетной системы?

Бюджетная система строится на следующих принципах: единства, полноты, исчерпывающей финансовой (нормативной) оценки доходов и расходов, государственной гарантии расходования целевых средств, приоритетности социального развития, равенства и справедливости распределения ресурсов, контроля за использованием бюджетных средств.

Как формируются доходы бюджета?

Доходы бюджета формируются из различных источников, таких как налоги, неналоговые доходы, внебюджетные источники, заемные средства. Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета и включают налоги на прибыль, налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество и другие.

Как осуществляется расходование средств из государственного бюджета?

Расходование средств из государственного бюджета осуществляется на основе утвержденных бюджетных расходов. Государственные расходы направляются на финансирование различных сфер, таких как социальное обеспечение, оборона, здравоохранение, образование, культура и другие. Расходы также могут быть направлены на финансирование инвестиционных проектов и развитие региональной экономики.

В чем заключается проблема сбалансированности бюджета?

Проблема сбалансированности бюджета заключается в несоответствии между доходами и расходами. Если расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета, который может быть покрыт за счет заемных средств. Если доходы превышают расходы, возникает избыток бюджета, который может быть направлен на накопление или снижение налогового бремени. Несбалансированный бюджет может привести к различным экономическим проблемам.

Какова структура государственного бюджета и какие функции он выполняет?

Государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы формируются за счет налогов, сборов и других поступлений в государственную казну. Расходы бюджета включают в себя государственные программы и проекты, социальные выплаты, затраты на оборону и инфраструктуру. Основные функции бюджета - обеспечение финансового обеспечения государственных нужд, регулирование экономической сферы, социальная защита населения.