Роль образа Антиквара и интерпритация его теории " хотеть знать мочь" в философской концепции романа "Шадреневая кожа" Бальзака.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Особенности творчества Бальзака
§1. Биография писателя
§2. История создания романа «Шагреневая кожа»
Глава II. Суть романа «Шагреневая кожа»
§1. Мир Рафаэля и его философия
§2. Роль теории «хотеть, знать, мочь» в произведении
§3. Гибель Рафаэля
Заключение
Список использованной литературы
Знать, что все можешь – разрушает человека. Духовные ценности постепенно разрушаются, делая героя пустым и никчемным.
«Желать» сжигает нас, «мочь» – разрушает… Придя к мысли об обратной зависимости между продолжительностью жизни и ее интенсивностью, Бальзак воплотил ее в небольшом романе на животрепещущем материале, изобразил молодого человека 1830 года и его проблемы.
В «Шагреневой коже» Растиньяк опытный стратег, без иллюзий воздействует на Рафаэля, подавляя в молодом человеке все ценные качества (духовность, милосердие).
Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он обладает законченной философией приспособления, которой обучает новичка в этом деле Рафаэля.
Для того чтобы процветать, учит Растиньяк Рафаэля, совсем не нужно трудиться, а нужно уметь пользоваться трудами других; тому, кто лезет вперед, люди всегда уступают дорогу.
Придавая особую занимательность повествованию и одновременно поднимая его на высоту больших философских обобщений, фантастический образ шагреневой кожи не приходит в противоречие с реалистическим методом изображения действительности.
§3. Гибель Рафаэля
Гибель Рафаэля де Валантена – следствие именно его безграничных возможностей: «Мир принадлежал ему, он мог все – и не хотел уже ничего».
Причина всему – эгоизм героя, нежелание жить нормальной жизнью как все.
Пожелав иметь миллионы и получив их, Рафаэль, некогда одержимый великими замыслами и благородными устремлениями, мгновенно преображается: «глубоко эгоистическая мысль вошла в самое его существо и поглотила для него вселенную».
На первых порах, приехав в Париж, Рафаэль пытается трудиться, вести суровый образ жизни, но не может устоять против соблазнов светской жизни; доведенный до отчаяния, он хочет покончить самоубийством, но в его руки попадает кусок шагреневой кожи, волшебное свойство которой заключается в том, что она удовлетворяет желания своего владельца, постоянно уменьшаясь при этом; а это уменьшение кожи означает сокращение жизни ее владельца.
Получив, таким образом, возможность исполнить все свои желания, Рафаэль на деле, чтобы сохранить жизнь, должен подавлять их. Так возникает страшное противоречие: человек обладает могуществом удовлетворять свои желания, но он вынужден свести их к нулю. Никто не может спасти кожу от сокращения, и герой погибает.
Бальзак, показывая гибель Рафаэля, прибегает к мистическому, фантастическому образу.
Рафаэль падает жертвой своих честолюбивых стремлений, его поглощает общество; но для него самого неясно, что именно является причиной его гибели; силы, ополчившиеся против него, кажутся ему таинственными: что-то роковое преследует его.
Бальзак, вводя в роман романтический образ шагреневой кожи, использует его для раскрытия глубоко реалистической идеи.
В шагреневой коже символически обобщена вся совокупность тех сил, которые в обществе поглощают человеческую жизнь. Но так как для самой этой личности неясны причины ее гибели, она готова представить их как нечто роковое, необъяснимое, мистическое.
Заключение
В 1831 году писатель создал свой интереснейший философский роман «Шагреневая кожа», который нравоучителен и сегодня.
Итак, роман впервые принес своему автору настоящую славу. Бальзака, носившего в себе редчайший источник энергии, с ранней юности занимало чудо духовной энергии человека – воли, разума, чувств, страстей. Его занимала психофизиологическая проблема значения эмоций для жизнестойкости и долголетия человека – жгучая проблема соотношения жизни и смерти.
С историей Рафаэля в творчестве Бальзака утверждается одна из его центральных тем – тема талантливого, но бедного молодого человека, утрачивающего иллюзии юности в столкновении с бездушным и эгоистичным обществом.
«Шагреневая кожа» не диктовала готовых истин, это был роман-искание: в символике образов исследовались различные возможные пути самосохранения (бесстрастие антиквара, эгоизм Феодоры, растительная жизнь швейцарских пастухов) и саморасточения (игра, куртизанки, разгул), выявляли свою несостоятельность и иронически отбрасывались. Это ироническое осуждение подводило к выбору жизни творческой и сжигающей.
Неуклонно сжимающийся талисман, отданный антикваром, стал общераспространенным по сей день символом неотвратимости объективного закона. Это был и «личный» миф Оноре де Бальзака, писателя, которому предстояло сгореть в свободно избранном творческом расточении жизненных сил.
Тема пробуждения человеческого эгоизма и победы его над личностью, некогда одержимой великими и благородными замыслами, станет впоследствии одной из главных для Бальзака. В «Шагреневой коже» намечены и другие темы будущих произведений; они отразятся даже в заглавиях: «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок», «Покинутая женщина».
Список использованной литературы
№ 1. Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Изд-во Художественная литература, 1992. – 376 с.
№ 2. Бальзак О. Избранные произведения. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 696 с.
№ 3. Белинский В. Г. Собрание сочинений в III т. Т. I Статьи и рецензии 1834 – 1841. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1948. – 802 с.
№ 4. Гербстман А.И. Оноре Бальзак: Биография писателя. – Л.: Наука, 1972. – 226 с.
№ 5. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). – М.: Аспект-пресс, 2005. – 436 с.
№ 6. Зарубежная литература. – М.: Изд-во Просвещение, 1977. – 318 с.
№ 7. Зарубежная литература девятнадцатого столетия: очерки истории. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 796 с.
№ 8. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. – М.: Художественная литература, 1988. – 214 с.
№ 9. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Аспект-пресс, 2007. – 284 с.
№ 10. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика).
№ 11. Карельский А.В. От героя к человеку. М.: Иск-во, 1990. – 236 с.
№ 12. Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. – М.: Наука, 1970. – 124 с.
№ 13. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. – М.: Изд-во Иск-во, 1988. – 164 с.
№ 14. Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М.: Наука, 1986. – 268 с.
№ 15. Резник Р. О Человеческой комедии и ее авторе. – М.: Текст, 2001. – 102 с.
№ 16. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.: Иск-во, 1977. – 168 с.
№ 17. Сиприо П. Бальзак без маски / Пер. с фр. Е. Сергеевой; вступ. ст. А. Левандовского. – М.: Мол. гвардия, 2003. – 503 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 18. Теперик Т. Оноре де Бальзак: избранные материалы для биографии. – СПб.: Наука, 1999. – 122 с.
№ 19. Французская поэзия и проза XIX века. – М.: Изд-во Дрофа, 2004. – 356 с.
№ 20. Цвейг С. Бальзак. – М: Иск-во, 1962. – 122 с.
Сноски
22
Зарубежная литература девятнадцатого столетия: очерки истории. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 180.
Теперик Т. Оноре де Бальзак: избранные материалы для биографии. – СПб.: Наука, 1999. – С. 12.
Белинский В. Г. Собрание сочинений в III т. Т. I Статьи и рецензии 1834 – 1841. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1948. – С. 70.
Цит. по: Белинский В. Г. Собрание сочинений в III т. Т. I Статьи и рецензии 1834 – 1841. С. 119.
Бальзак О. Избранные произведения. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – С. 6.
Резник Р. О Человеческой комедии и ее авторе. – М.: Текст, 2001. – С. 12.
Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. – М.: Наука, 1970. – С. 23.
Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М.: Наука, 1986. – С. 46.
Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. – М.: Художественная литература, 1988. – С. 32.
№ 1. Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Изд-во Художественная литература, 1992. – 376 с.
№ 2. Бальзак О. Избранные произведения. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 696 с.
№ 3. Белинский В. Г. Собрание сочинений в III т. Т. I Статьи и рецензии 1834 – 1841. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1948. – 802 с.
№ 4. Гербстман А.И. Оноре Бальзак: Биография писателя. – Л.: Наука, 1972. – 226 с.
№ 5. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). – М.: Аспект-пресс, 2005. – 436 с.
№ 6. Зарубежная литература. – М.: Изд-во Просвещение, 1977. – 318 с.
№ 7. Зарубежная литература девятнадцатого столетия: очерки истории. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 796 с.
№ 8. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. – М.: Художественная литература, 1988. – 214 с.
№ 9. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Аспект-пресс, 2007. – 284 с.
№ 10. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика).
№ 11. Карельский А.В. От героя к человеку. М.: Иск-во, 1990. – 236 с.
№ 12. Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. – М.: Наука, 1970. – 124 с.
№ 13. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. – М.: Изд-во Иск-во, 1988. – 164 с.
№ 14. Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М.: Наука, 1986. – 268 с.
№ 15. Резник Р. О Человеческой комедии и ее авторе. – М.: Текст, 2001. – 102 с.
№ 16. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.: Иск-во, 1977. – 168 с.
№ 17. Сиприо П. Бальзак без маски / Пер. с фр. Е. Сергеевой; вступ. ст. А. Левандовского. – М.: Мол. гвардия, 2003. – 503 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 18. Теперик Т. Оноре де Бальзак: избранные материалы для биографии. – СПб.: Наука, 1999. – 122 с.
№ 19. Французская поэзия и проза XIX века. – М.: Изд-во Дрофа, 2004. – 356 с.
№ 20. Цвейг С. Бальзак. – М: Иск-во, 1962. – 122 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности творчества Бальзака можно отметить?
Бальзак был известен своей реалистической манерой письма, включая детальное описание сцен, характеров и психологии персонажей. Он также изучал социальные аспекты своего времени и проблемы, связанные с деньгами, политикой и общественными нравами.
Какова роль теории "хотеть знать мочь" в романе "Шагреневая кожа"?
Теория "хотеть знать мочь" играет важную роль в романе "Шагреневая кожа". Она представляет собой идею, что человек может обрести силу и власть, если только он настроен на знание. Рафаэль, главный герой романа, стремится достичь всех желаний, используя свои способности к познанию. Однако, его жажда знания и безудержное желание контроля приводят к его гибели.
Какие являются духовные ценности в романе "Шагреневая кожа"?
В романе "Шагреневая кожа" духовные ценности постепенно разрушаются. Герои теряют интерес к морали, межличностным отношениям и общепринятым нормам. Вместо этого, они становятся заточенными в своих желаниях и попадают в ловушку своих собственных желаний, которые разрушают их внутреннюю сущность.
Какова роль образа Антиквара в романе "Шагреневая кожа"?
Антиквар в романе "Шагреневая кожа" представляет собой символ старины, устаревших и утраченных ценностей. Он отображает консервативные взгляды на мир и на то, что считается ценным. Антиквар также служит противоположностью Рафаэлю в его стремлении к новому знанию и власти. Встреча с Антикваром подталкивает Рафаэля к осознанию своего противоречия и обманчивости его желаний.
Какова роль образа Антиквара и интерпретация его теории "хотеть знать мочь" в философской концепции романа "Шагреневая кожа" Бальзака?
Антиквар в романе "Шагреневая кожа" символизирует постепенное разрушение духовных ценностей в обществе, а его теория "хотеть знать мочь" отражает идею о том, что человек может достичь любой цели, если будет обладать знанием и владеть силой воли.
Какие особенности творчества Бальзака отразились в романе "Шагреневая кожа"?
В романе "Шагреневая кожа" можно увидеть типичные для творчества Бальзака черты: глубокий психологизм, реалистическое изображение общества, анализ социальных противоречий и острые моральные проблемы.
Какова история создания романа "Шагреневая кожа"?
Роман "Шагреневая кожа" был написан в 1831-1835 годах и является частью цикла "Человеческая комедия". Бальзак вдохновился историей итальянского алхимика Сент-Жермена, чтобы создать образ Рафаэля и его стремление к бессмертию.
Что представляет собой мир Рафаэля и какова его философия?
Мир Рафаэля в романе "Шагреневая кожа" - это мир науки, магии и алхимии. Его философия заключается в стремлении к бессмертию, достижении высокого уровня знания и силы воли.
Какую роль играет теория "хотеть знать мочь" в романе "Шагреневая кожа"?
Теория "хотеть знать мочь" в романе "Шагреневая кожа" отражает идею о том, что человек способен достичь любой цели, если он обладает достаточным знанием и силой воли. Эта теория влияет на главного героя и в конечном итоге приводит к его гибели.
Какие особенности творчества Бальзака повлияли на создание романа "Шагреневая кожа"?
Особенности творчества Бальзака, такие как реалистическое изображение французского общества, анализ социальных проблем и психология персонажей, сыграли важную роль в создании романа "Шагреневая кожа".
Кто был Рафаэлем в романе "Шагреневая кожа"?
Рафаэль был главным героем романа "Шагреневая кожа". Он был молодым амбициозным парижским студентом, который стал обладателем волшебной шкуры, которая исполняла все его желания. Однако, по мере исполнения желаний Рафаэль стал терять свои духовные ценности и в конечном итоге погиб.