Неофункционализм Дж. Александера: преемственность и отличия от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 22.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Логика развития социологии в концепции Дж. Александера 4
2. Соотношение функционализма и неофункционализма 6
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Так формируются «предметные понятия», имеющие аналог в социальной действительности. Из гносеологии берутся апробированные методы познания социальной реальности. Таким образом складываются «методологические категории», не имеющие аналога в действительности (например, агрегирование, декомпозиция и пр.). С учетом генезиса, функций, содержания и роли той или иной категории во взаимодействии с другими можно классифицировать категории в виде нескольких блоков, при этом учитывая определенную долю условности подобной дифференциации, поскольку категории могут взаимопроникать друг в друга. Первый блок включает в себя родовые, собственно социологические, категории, образующие теоретический и логико-методологический фундамент социологии. Среди них следующие категории: «социальное», «социум», «социальная система», «социальная структура», «взаимодействие», «воспроизводство», «общность», «класс», «мобильность», «стратификация», «идеальный тип», «социальная идентификация» и т. д. К базовым категориям также следует отнести и более специализированные понятия, такие как, «социализация», «аномия», «аттитюд», «социальный факт», «экспектация», «аскрипция», «инновация», «лидерство», «элита» и т. д. Между тем, появляются новые категории, входящие в социологию под влиянием жизненных преобразований и вновь возникающих взаимодействий. Среди них такие категории, как «социальное пространство», «социальное поле», «переходное общество». При этом из научного употребления выходят категории устаревающие типа, такие как, например «социалистический образ жизни». Данный процесс, как правило, сопровождается гносеологическими «диверсиями», когда в систему знания проникают псевдонаучные термины, имеющие скорее метафорический смысл. К данным категориям можно отнести: «нравственный климат», «политическую атмосферу», «оптимизацию» и пр. Другие инновации, ставшие модными, должны пройти обязательную процедуру «выведения» из простейших основных. Второй блок представлен совокупностью междисциплинарных категорий, терминов и понятий, как правило, заимствованных социологией из других научных дисциплин. К такого рода категориям относятся «управление», «государство», «преступность» и т. д. Подобные понятия входят в структуру социологии именно в контексте социологического анализа. При всей своей многочисленности они выполняют в основном вспомогательную функцию. Ситуация меняется, когда категории данного типа приобретают статус собственно социологических. Третий блок образуют общенаучные понятия, выражающие в основном эпистемологические и теоретико-методологические аспекты социологического знания. В них входят общие методологические категории, концентрирующие методы, принципы познания, специальные теоретико-методологические понятия, свойственные концепциям «среднего уровня», и конкретно-социологические, относящиеся непосредственно к эмпирическому исследованию: объект, предмет, функция, структура, когерентность, экспертиза, амбивалентность, репрезентативность, моделирование, верификация и др. В каждом блоке присутствуют также составные многомерные категории, отражающие гетерогенность социальных процессов и явлений типа социальной среды, глобальной системы и др. Поскольку оформление категориальной системы является логическим и историческим процессом, его можно описать в виде ряда этапов, каждый из которых, будучи все еще актуальным, вместе с тем, переходит на последующий.Первый этап можно обозначить как экспликационный. Он связан со становлением социологии как научной дисциплины и продолжается в настоящее время. Другими словами, происходит процесс уточнения и углубления смысла категорий, что является необходимой стадией работы над формированием теоретического знания. Второй этап можно обозначить субсистемным. На данном этапе происходит поиск функциональной связи между категориями, формирование групп понятий. Подсистемы могут отражать и степень общности, масштаб охвата, при этом не утрачивая своей качественной характеристики. Третий этап может быть обозначен системным. Система категорий имеет собственный субстрат – целостность самого социума. Системность фиксирует согласованность базовых блоков социологии – общества, социальных институтов, личности – с непосредственными или косвенными связями любых других категорий. С точки зрения Дж. Александера социальные теоретики должны выбирать либо макро-, либо микро- позиции. И все же, Дж. Александер придает первостепенное значение коллективно-нормативным теориям, что нередко становится объектом критики подхода уже самого Дж. Александера. Так, по мнению Дж. Ритцера, который отказывается отдавать приоритет какому-либо уровню, считая необходимым исследовать их в диалектической взаимосвязи, Дж.Александер преувеличивает рольмакроявлений, что, по мнению Дж. Ритцера, ограничивает его вклад в развитие теории микро-макроинтеграции.Однако необходимо отметить, что в последних работах Дж. Александера можно обнаружить преодоление указанного ограничения. В частности, это прослеживается в его трудах, развивающих идеи новой парадигмы постмодернистского толка. Дж. Александер развивает новые подходы к трактовке роли смыслов социальной жизни, позволяющие глубже раскрыть динамику современного общества, его двойственности. Дж. Александеротстаивает идею, что социальные реалии наделяются конкретнымценностным содержанием только в результате процесса кодирования. Очевидно, что процесс аккумулирования социального знания – это не замкнутый цикл одних и тех же проблем, которые появляются и актуализируются в новых условиях, однако в прежнем виде. В современной социологической теории имеет место и новаторские открытия,и парадоксальные выводы. Развитие накопленного социологического знания осуществляется одновременно с нетрадиционной трактовкой или концептуализацией выводов, которые были сформулированы ранее. Поэтому тенденция синтеза разных традиций социологического анализа в разработке социологической теории, которая бы вовлекала бы в себя все разнообразие исследовательских подходов социологической мысли –фундаментальная тенденция социологии последнего времени.Синтезирование классического наследия и его переосмысление в новых контекстах в соответствии с трансформациями и вызовами современного мира становится определяющей чертой социологического знания и мышления современности.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено отношение неофункционизма Дж. Александера и функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона в контекстах переосмысления и преемственности.Структурный функционализм был ведущим направлением в социологической теории и практике ХХ в. В рамках концепции функционализма все структурные составляющие общества (институты, индивиды, процессы, явления, факты) интерпретируются как взаимосвязанные друг с другом, благодаря чему достигается жизнеспособность и стабильность функционирования общества. Ключевые положения теории функционализма были разработаны в работах Т. Парсонса, Р. Мертона. Появление неофункционализма Дж. Александера следует рассматривать, как реконструкцию функционалистской традиции. Развитие в периферийных областях науки осуществляетсяв нескольких направлениях: «совершенствования»,«ревизии» и реконструкции. Первые направлены на уточнение некоторых положений и расширение области применения классических принципов. Вторые исследования сосредотачиваются на уязвимых местах классической традиции. Реконструкция характеризуется тем, что четко определяет свои различия с ключевыми положениями классической традиции, демонстрируя при этом готовность к диалогу с другими традициями. Дж. Александер считает, что микро- и макро- мир связаны с тем, как в социуме на разных уровнях создается упорядоченность. Проблема порядка дополняется также проблемой действия. Действие предполагает материалистически-идеалистический континуум, отвечающий объективно-субъективному. Комбинируя континуумы порядка и действия, можно выявить четыре уровня социального анализа. Таким образом, неофункционализм, продолжая оперировать главной единицей функционализма – структурой, одновременно, настаивает на объективно-субъективных основаниях социального взаимодействия на различных уровнях.Список использованной литературыАлександер Дж., Коломи П. Неофункционализм сегодня: восстанавливая теоретическую традицию / Дж. Александер, П. Коломи // Социологические исследования. – 1992. - № 10. – С. 112-120.Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1973. – Москва : Наука, 1973. – С. 20-38. Задачи, методы и приложения общей теории систем (вступительная статья) // Исследования по общей теории систем: сборник переводов / общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – Москва : Прогресс, 1969. – С. 5-29.Ильиных С. А., Филатов С. А., Руди Л. Ю. Полипарадигмальное пространство современной социологии /С.А. Ильиных, С.А. Филатов, Л.Ю. Руди // Вестник НГУЭУ. – 2012. - № 1. – С. 247-263.Кравченко А. Культуральная социология Дж. Александера (генезис, понятия, возможности инструментария) / А. Кравченко // Социологические исследования. – 2010. - № 5. – С. 13-22.Масловский М. В. Парадигмы современной исторической социологии / М.В. Масловский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2002. - № 1(2). – С. 161-165.Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // Социологические исследования – 1992. – № 2–4. – С. 118–124. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию / П. Монсон – Москва : Весь мир, 1994. С. 15-30.Орлов Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г.П. Орлов // Социологические исследования. – 1997. - № 10. – С. 109-116.Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 688 с.Соболевская М. А. Роль классической традиции в развитии современной социологической теории (на примере неофункционализма) / М.А. Соболевская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-klassicheskoy-traditsii-v-razvitii-sovremennoy-sotsiologicheskoy-teorii-na-primere-neofunktsionalizma (дата обращения: 21.05.2021)Тернквист Р. Историко-эмпирическая социология / Р. Тернквист // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – Санкт-Петербург : Нотабене, 1992. – 443 с.
1. Александер Дж., Коломи П. Неофункционализм сегодня: восстанавливая теоретическую традицию / Дж. Александер, П. Коломи // Социологические исследования. – 1992. - № 10. – С. 112-120.
2. Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1973. – Москва : Наука, 1973. – С. 20-38.
3. Задачи, методы и приложения общей теории систем (вступительная статья) // Исследования по общей теории систем: сборник переводов / общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – Москва : Прогресс, 1969. – С. 5-29.
4. Ильиных С. А., Филатов С. А., Руди Л. Ю. Полипарадигмальное пространство современной социологии /С.А. Ильиных, С.А. Филатов, Л.Ю. Руди // Вестник НГУЭУ. – 2012. - № 1. – С. 247-263.
5. Кравченко А. Культуральная социология Дж. Александера (генезис, понятия, возможности инструментария) / А. Кравченко // Социологические исследования. – 2010. - № 5. – С. 13-22.
6. Масловский М. В. Парадигмы современной исторической социологии / М.В. Масловский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2002. - № 1(2). – С. 161-165.
7. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // Социологические исследования – 1992. – № 2–4. – С. 118–124.
8. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию / П. Монсон – Москва : Весь мир, 1994. С. 15-30.
9. Орлов Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г.П. Орлов // Социологические исследования. – 1997. - № 10. – С. 109-116.
10. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 688 с.
11. Соболевская М. А. Роль классической традиции в развитии современной социологической теории (на примере неофункционализма) / М.А. Соболевская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-klassicheskoy-traditsii-v-razvitii-sovremennoy-sotsiologicheskoy-teorii-na-primere-neofunktsionalizma (дата обращения: 21.05.2021)
12. Тернквист Р. Историко-эмпирическая социология / Р. Тернквист // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – Санкт-Петербург : Нотабене, 1992. – 443 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности присутствуют в концепции неофункционализма Дж. Александера?
Одной из основных особенностей неофункционализма Дж. Александера является акцент на смысловую природу социальной действительности. Он считает, что социальные феномены не могут быть объяснены только с помощью объективных факторов, например, экономических или политических. Дж. Александер предлагает учитывать субъективные смыслы и индивидуальные мотивации в анализе социальных явлений.
В чем заключается различие между функционализмом Т. Парсонса и неофункционализмом Дж. Александера?
В отличие от функционализма Т. Парсонса, который придавал большое значение системным связям и структурам, неофункционализм Дж. Александера сосредоточивается на микроуровне социальной жизни и акцентирует внимание на акторах и субъективных смыслах. Кроме того, Дж. Александер отвергает идею универсальных норм и ценностей, присущую функционализму Т. Парсонса, и утверждает, что социальные системы заранее не определены, а формируются в процессе взаимодействия акторов.
Какова логика развития социологии в концепции Дж. Александера?
В концепции Дж. Александера логика развития социологии заключается в постепенном освобождении от объективизма и поиске нового подхода к анализу социальной действительности. Дж. Александер предлагает учитывать субъективные смыслы и индивидуальные мотивации акторов в качестве ключевых факторов социального взаимодействия. Он также стремится к построению интегративной социологической теории, которая объединяет различные подходы и уровни анализа.
Как соотносятся функционализм и неофункционализм?
Функционализм является предшественником неофункционализма и влияет на его развитие. Оба подхода уделяют внимание роли социальных функций и взаимосвязи между элементами социальных систем. Однако неофункционализм, представленный Дж. Александером, отличается от функционализма, представленного Т. Парсонсом, акцентом на субъективные смыслы и индивидуальные мотивации акторов. Дж. Александер также отвергает универсализм функционализма Т. Парсонса и придает большое значение микроуровню социальной жизни.
Какие отличия между неофункционализмом Дж. Александера и функционализмом Т. Парсонса и Р. Мертона?
Неофункционализм Дж. Александера отличается от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона тем, что он придает большее значение исследованию конкретных социокультурных контекстов и ролевых систем, в отличие от абстрактных систем социальных функций. Александр утверждает, что социальные структуры - результаты таксономических классификаций акторов и интеракций между ними, что отличается от функционализма, где акцент сделан на ролевых ожиданиях и социальных функциях.
Какова логика развития социологии в концепции Дж. Александера?
В концепции Дж. Александера логика развития социологии состоит в понимании социальной действительности и ее изменения с помощью отображения и объяснения социальных структур, их эволюции и влияния на динамику общества. Он подчеркивает важность изучения конкретных социокультурных контекстов и ролевых систем, а также сближение методологии социологии с методами познания других наук, таких как история и антропология.
Каким образом формируются предметные понятия в концепции Дж. Александера?
Предметные понятия в концепции Дж. Александера формируются путем анализа конкретных социокультурных контекстов и ролевых систем. Он придает большое значение исследованию социальных структур, их эволюции и взаимодействию с акторами. Анализируя данные о повседневной жизни, исторических событиях, межличностных отношениях и других социальных явлениях, он выявляет общие закономерности и строит абстрактные модели, которые отражают основные аспекты социальной действительности.
Как связаны функционализм и неофункционализм в социологии?
Функционализм и неофункционализм являются связанными концепциями в социологии. Неофункционализм Дж. Александера, хотя и имеет некоторые отличия от классического функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона, продолжает и развивает их идеи. Оба подхода уделяют внимание анализу социальных функций, ролей, структур и систем, а также рассматривают социологию как науку о социальных отношениях и действиях.
Каковы основные отличия функционализма Дж. Александера от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона?
Одно из основных отличий функционализма Дж. Александера от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона заключается в том, что Александер стремился разработать теорию общественной эволюции, в то время как Парсонс и Мертон сконцентрировались на анализе общей модели социального порядка. Кроме того, у Александера появились новые предметные понятия, которые не имели аналога в действительности, в то время как Парсонс и Мертон опирались на апробированные методы познания социальной реальности.
Как логика развития социологии проявляется в концепции Дж. Александера?
В концепции Дж. Александера логика развития социологии проявляется через стремление к разработке теории общественной эволюции. Он считал, что социология должна быть универсальной наукой, способной объяснить процессы развития в различных обществах. Для этого Александер использовал методы познания социальной реальности, а также создавал новые предметные понятия, не имеющие аналога в действительности. Таким образом, его концепция отличается логикой эволюции и стремлением к всестороннему объяснению развития социологии.
В чем заключается соотношение функционализма и неофункционализма в концепции Дж. Александера?
В концепции Дж. Александера функционализм и неофункционализм взаимосвязаны. Александер стремился разработать неофункционалистскую модель общества, в которой социальные структуры и институты выполняют определенные функции для поддержания социального порядка. Он учитывал идеи функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона, но также вносил собственные правки, создавая новые предметные понятия, не имеющие аналога в действительности. Таким образом, Александер объединил функционализм и неофункционализм, создавая уникальную концепцию социологии.
Чем отличается неофункционализм Дж. Александера от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона?
Неофункционализм Дж. Александера отличается от функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона вместе взятых в нескольких аспектах. Во-первых, Александер акцентирует внимание на социальных системах и их саморазвитии, в то время как Парсонс и Мертон уделяют большее внимание структурным и функциональным аспектам общества. Во-вторых, Александер подчеркивает роль знаний и символической коммуникации в обществе, в отличие от Парсонса и Мертона, которые больше фокусируются на социальной структуре и нормах. Наконец, Александер также выделяет важность политического и экономического аспекта в рамках функционализма, в отличие от Парсонса и Мертона, которые сосредоточены больше на социальных институтах и ролевых функциях.