Представления о семье и образе родителя у старших подростков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 95 95 страниц
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 16.07.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И ОБРАЗЕ РОДИТЕЛЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Психологические приемы к анализу представлений о семье и образе родителя у старших подростков в отечественных и зарубежных психологических источниках 9
1.2. Личностные качества и психологические особенности старших подростков 12
1.3. Ориентиры, ценности и задачи, направленные на самодетерминацию в понимании старших подростков, в семейных системах. 21
1.4. Общие взгляды старших подростков о семье и образе родителя 35
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Характеристика выборки 42
2.2. Характеристика инструментов методики и диагностики 42
2.3. Характеристика методов математической статистики 45
ГЛАВА 3. ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И ОБРАЗЕ РОДИТЕЛЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 47
3.1.1. Тест «Смысложизненные ориентации» 47
3.1.2. Методика ADOR 52
3.1.3. Методика «Незаконченные предложения» 61
3.2 Трактовка и разбор результатов методов 65
3.2.1. Итог метода разбора исследования представлений о семье и образе родителя у девушек подросткового возраста 65
3.2.2. Итог методов разбора исследования представления о семье и образе родителя у юношей подросткового возраста 67
3.2.3. Итог методов разбора исследования представлений о семье и образе родителя у старшеклассников, воспитывающихся в полной семье 68
3.2.4. Итог методов разбора исследования представлений о семье и образе родителя у старшеклассников, воспитывающихся в полной и неполной семье 69
3.3. Квалитативный разбор рисунка «Семья» в представлении у старших подростков 70
3.3.1. Квалитативный разбор рисунка «Семья» у подростков, воспитывающихся в полной семье 71
3.3.2. Квалитативный разбор рисунка «Семья» у подростков, воспитывающихся в неполной семье 73
3.4. Квалитативный разбор сочинения на тему «Мой счастливый день» среди девушек и юношей 74
3.4.1. Контент-разбор трактовки сочинения «Мой счастливый день» среди девушек подросткового возраста 74
3.4.2. Контент-разбор трактовки сочинения «Мой счастливый день» среди юношей подросткового возраста 76
Выводы 76
Заключение 79
Рекомендации 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Фрагмент для ознакомления

Родители как в полных, так и в неполных семьях проявляют к детям положительный интерес, основанный на доверительном отношении и отсутствии грубой силы.Родители в полных семьях в представлении мальчиков более директивные, что выражается в том, что они пользуются у подростков авторитетом, используют свою власть для управления и коррекции поведения сына. В неполных семьях родителям не хватает авторитета и умение управлять поведением подросткаШкала «враждебность» имеет низкий уровень выраженности у мальчиков в неполных семьях и средний - в полных. То есть родители в полных даже больше, чем в неполных стремятся к муштре, заключающийся в том, что они хотят дать детям более широкое образование, развить их способности, но, одновременно, жестко оценивают ребенка, что, в свою очередь приводит к тому, что подросток тревожно ждет негативной оценки своих действий. Этот парадоксальный, на первый взгляд факт, очевидно, объясняется тем, что родители в функциональных семьях стремятся удовлетворить требования других «быть хорошим» отцом и поддерживать положительное отношение со стороны окружающих. Они пытаются воспитывать сыновей в соответствии с приня теми в обществе представлениями о том, каким должен быть идет альная ребенок.Родители в обеих группах семей относятся к воспитанию несколько формально и не всегда проявляют последовательность.Значимость различий подтвердилась для показателей «директивность» в оценке подростками родителей. Другие различия можно обозначить как тенденцию.3.2.3. Итог методов разбора исследования представлений о семье и образе родителя у старшеклассников, воспитывающихся в полнойсемьеАнализ полученных данных выявляет достаточно устойчивые тенденции. Во-первых, нельзя не обратить внимание,что по всем перечисленным показателям отношение матерей к своим детям существенноболее теплыми и заботливыми, чем отношение родителей. Это касается и пониманияпроблем ребенка, и стремление помощи, поддержать ее в случае необходимости, а такжеуверенности в том, что мать / отец их любят.Во-вторых, наблюдается уменьшение положительных оценок отношение родителей ксвоего ребенка (в восприятии последними) с повзрослением. Особенно это касаетсятакого показателя, как понимание проблем ребенка (по отношению к матери с 70% в младшейвозрастной группе до 56% - в старшей; в отношении отца - с 45% до 34% соответственно).Можно предположить, что последний факт напрямую связан со степеньюразвития доверительного общения в семье, которое определялось в зависимости от того,насколько легко ребенку разговаривать с родителями на темы, ее беспокоят.Наблюдаем относительно большую сложность доверительного общения с отцоми рост сложности обсуждения с обоими родителями волнующих проблем вмере перехода к старшего возраста. Достаточно сложившейся проявилась тенденция гендернойдетерминации состояния развития доверительных взаимоотношений: девушкам заметно тяжелее, чем юношам,было обсуждать волнующие их проблемы с отцом, и это прослеживается по всемвозрастным группам, достигая максимума в старшей подростковой группе.Подростки склонны подчеркивать свою индивидуальность, связанную счувством взрослости, но у подростков из полных семей самоутверждения связано сзавоеванием авторитета в настоящем, а у детей из неполных семей – спостроением перспектив на будущее, а также с самоопределением.Образ матери у всех исследуемых носит положительный характер. Дети из полных семейнаделяют мать и отца положительными характеристиками в равной степени.Дети из полных семей чаще называютсвоего отца «лучшим», «лучшим на свете». Существует не только существенная качественная разница между представлениями об отце, но и количественнаяразница между показателями уровня сформированности представлений подростков об индивидуальных характеристиках и интересах отца. Нами было выявлено, чтоотношение к отцу у подавляющего большинства детей обеих групп положительное (74% детейиз первой группы; 60% детей из второй группы), но обследуемые из разных групп по-разному выражают свое отношение. 3.2.4. Итог методов разбора исследования представлений о семье и образе родителя у старшеклассников, воспитывающихся в полной и неполной семьеОсновной особенностью представлений о себе у детей из неполных семей являетсяособенности, связанные с идентификацией, процесс которой затруднен из-заотсутствие в семье одного из родителей. Дети склонны идентифицировать себя с героямикинолент, компьютерных игр, эстрадными исполнителями. Кроме того, подобныеидентификации исследуемые из неполных семей приписывают также матери иотцу. Образ матери у всех исследуемых носит положительный характер. Внеполных семьях дети подчеркивают строгость матери, что обусловленонеобходимостью матери выполнять две роли: матери и отца. 37% детей из неполныхсемей довольны своими отношениями с матерями, подчеркивают свою любовь кних. 40% подростков из неполных семей указывают на конфликты с матерями,отмечают раздражении и злости своих матерей. Дети из неполных семейимеют больше представлений об интересах, увлечениях матери, наделяют ее большейколичеством положительных характеристик, чем дети из полных семей. В ходе категориального анализа показателей нами было установлено, чтоосновная особенность образа у детей из неполных семей состоит в образе отца.Дети из неполных семейиспользуют такие характеристики как «нормальный», «неплохой». Мысчитаем такую ​​закономерность проявлением недостаточного общения с отцом инесформированностью полноценных представлений о нем, не дают детям из неполныхсемей возможности сравнивать своего отца с другими, в отличие от детей из полных семей. Поэтому дети из неполных семей формируют свое отношение к отцу наоснове того, как отец ведет себя с ними: хорошо или плохо.Отцы вообще во всех семьях уделяют ребенку меньше внимания, чем матери, однако особенно ярко это выражено в неполных семьях. Но в полных семьях подросток находится на периферии и материнского внимания тоже. Матери в неполных семьях менее уверены в своих воспитательных способностях, что заставляет их идти «на поводу» у ребенка. Итак, в неполных семьях наблюдается следующие искажения в воспитании: дети получают от родителей меньше внимания, но ставят родителям свои условия, манипулируют ими, используя «слабые места».3.3. Квалитативный разбор рисунка «Семья» в представлении у старших подростков3.3.1. Квалитативный разбор рисунка «Семья» у подростков, воспитывающихся в полной семьеРезультаты методики «Кинетический рисунок семьи» показали, что у 45%подростков в семьях преобладает благоприятная ситуация, нормальная психологическаяатмосфера. На рисунках учеников присутствуют все члены семьи, в центре рисункасам ребенок в окружении родителей, все изображены нарядными, с тщательнопрорисованными деталями, на лицах взрослых и ребенка улыбка,чувствуется спокойствие в позах, движениях. Но 55% семей разной степенихарактеризует отклонение в отношениях между родителями и их детьми, имеетпагубное влияние на личностное развитие ребенка. К этой группе мы отнеслирисунки, где отсутствует какой-либо из членов семьи, подросток нарисовал себяпечальным, вдали от родителей, имеющееся беспокойство, враждебность по отношению квзрослым через штриховки деталей, отсутствие некоторых частей тела. 5%семей характеризуется низким уровнем родительских отношений. на рисункахэтой группы изображена запуганное выражение лица ребенка, чувствуется эмоциональное напряжение из-за использования в рисунке темных красок, имеющаяся по отношению кродителям через прорисовку таких деталей, как разведенные руки, растопыренныепальцы и т.д.Анализ результатов интерпретации симптомокомплексов обнаружил, чтоблагоприятная семейная ситуация присуща 41,94% семей, конфликтность обнаруженау 12,9% диагностированных случаев, тревожность - в 22,58%, чувствонеполноценности – 22,58%, по отношению присуща 12,9% исследуемых семей.Кинетический рисунок семьи дает представление о внутрисемейном общении глазами подростка. Сравнение состава изображенной семьи с реальнойпоказывает, что дети из полных семей рисуют семью в полном составе, такиеизображение является показателем переживания эмоционального благополучия семьи,также дети изображают себя в качестве члена семьи. Члены семьи на рисункеизображены или которые держатся за руки, или заняты общимделом. Наличие общего дела - показатель общего интереса ипринятие членами семьи друг друга [165, 48, 63 и др ..]. Подростки из полной семьик процессу рисования приступают с энтузиазмом, не боятся, что у них что-тоне получится. Чаще всего (80%) дети изображали первыми мать (55%) илиотца (25%).В предложенных гипотетических ситуациях большинство детей (68%)наиболее привлекательным членом семьи называли мать, отец на второмместе. В 65% случаев исключения из общего дела любого членасемьи вызывает у ребенка удивление, ребенок отказывается сделать выбор.Наиболее часто (43%) таким «исключенным членом семьи» оказываютсябратья / сестры или бабушки / дедушки.Здоровые дети используют широкий репертуар цветовой палитры иразличные декоративные элементы (узоры, цветы, бабочки). В ходе беседыПодростки из полной семьи свободно объясняют, кто изображен на рисунке, что делаеткаждый изображенный персонаж, способны объяснить композиционное решениерисунка, рассказывают разные истории, которые натолкнули на выбор изображенногосюжета.3.3.2. Квалитативный разбор рисунка «Семья» у подростков, воспитывающихся в неполной семьеВ группе детей из неполных семей, наибольший процент (27%) занимаеттип рисунков, отнесен к категории «отвергающий». по характерурисунка можно говорить о низком уровне эмоциональных связей в семье, вребенка отсутствует чувство общности с семьей, ребенок испытывает чувствоотверженности, чувствует себя брошенной, все это протекает на фоненегативного самоотношения и пониженной самооценки. Признаками, указывающимиэто, является отсутствие ребенка на рисунке (45%), или изображение только его же (55%). Эти дети тяжело приступали к рисованию, с неохотойобъясняли рисунок, говорили, что не умеют рисовать, отказывались отвыбора в гипотетической ситуации, аргументируя это усталостью или тем, что им«Надоело». Кроме этого дети пропускают в сових рисунках частилица (рот и глаза), что указывает на нарушения в коммуникативной сфере. Также подростки в 27% случаев изображали фигуру без ног, что свидетельствует онестабильности, отсутствие чувства основы, устойчивом чувстве тревоги.Тип рисунков, которые несут в себе элементы «избирательно-отвергающегостиля», наблюдались в 26%. Такие рисунки свидетельствуют о неблагополучиив семейных взаимоотношениях и негативное эмоциональное отношении одного из членовсемьи. Дети рисуют свою семью в неполном составе, невключение реальносуществующего члена семьи в рисунок указывает на его эмоциональное отвержение,желание ограничить его присутствие в жизни ребенка. чаще всегоисключается из рисунка отец (94%).Характер взаимодействия членов семьи на рисунке указывает на средний уровеньэмоциональной связи в семье. Показателями этого являются разобщенность членов семьина рисунке, большая дистанция между персонажами. Дети изображают себяв стороне от других, что указывает на отчужденность. На чувство собственнойнеполноценности в жизни семьи указывает то, что фигура подростка изображаетсязначительно меньше других. По цветовому решению дети прибегают чаще (76%)к использованию только холодных цветов. В 24% - рисунок изображалсячерно-белым (с использованием карандаша) или рисунок выполнялся ручкой, подросток игнорировал набор карандашей.3.4. Квалитативный разбор сочинения на тему «Мой счастливый день» среди девушек и юношей3.4.1. Контент-разбор трактовки сочинения «Мой счастливый день» среди девушек подросткового возрастаДля анализа произведения «Мой счастливый день ...» использовался методконтент-анализа. Анализ полученных результатов произведений показывает, что семья являетсяважной частью жизни подавляющего большинства подростков.Если при описании своего выходного дня упоминалась семья, то практическивсегда приводился описание совместного досуга, в первую очередь отдыха (74,4%),и совместного приема пищи (завтрак, обед или ужин) (47,7%). Продолжаяописывать свою семью, 44,2% респондентов говорят о точном количестве детей,а половина из них (22,1%) называют пол или возраст каждого из детей. обращает насебя внимание, что среди тех, кто говорил о количестве детей, наиболее распространенныеответы «три и более детей», за ним следует ответ «двое детей» и толькопотом «один ребенок».Также в ходе описания выходного дня более чем у трети подростков-девочек исследования проявляется тема взаимоотношений в семье. Эти описания носятположительный характер и касаются отношений в семье в целом (взаимопонимания,любовь), внимания, интереса, который родители проявляют к детям и любовных, нежных,близких отношений между родителями.На основе сопоставления шкал методик ОРО А. Варги - В. Столин, контент-анализа результатов методики "мой счастливый день" , определенные виды отношений к образу семьи у девочек, которые являются критериями сформированностиотношений к членам семьи:- ответственное - характеризуется положительным отношением к образу семьи, ориентированность на безусловное принятие ребенка, стимулирование ее активности и самостоятельности, содействие ее личностном развитии, ориентацию на партнерские отношения и сотрудничество;- инфантильное - как переживание собственной несостоятельности в семье, доминирование других жизненных приоритетов, идеализирование материнства, семейных отношений и ребенка;- амбивалентное - проявляется в настроенности в будущем повышенный уровень опеки и заботы в отношении ребенка, объектное отношение к ней, в основе которого может быть эмоциональная отчужденность;- отрицательное - как эмоциональное неприятие образа семьи, нежелание об этом думать.3.4.2. Контент-разбор трактовки сочинения «Мой счастливый день» среди юношей подросткового возрастаТак, о семье и ее членов говорили 86,0% респондентов, только 14,0%подростков при описании своего выходного дня никак не упомянули семью (что косвенносвидетельствует о ее отсутствии), и лишь в одном случае было полученооднозначный ответ, что респондент через 15 лет планирует остатьсяхолостым.Более половины опрошенных в рассказе о своем счастливом днеупоминали индивидуальные занятия (58,1%), в которых не участвуют другие членысемьи, чаще всего это или домашнее хозяйство, или отдых, занятияспортом, хобби. Важным элементом будущего есть работа, дети не толькоговорили о ее наличии, но в 12,8% занятие профессиональной деятельностьюприсутствуют в рутине счастливого дня.ВыводыТаким образом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил сделать следующие основные выводы:Итак, в результате сопоставления показателей самодетерминации подростка и родительского отношения (методика ОРО) математически подтвержденных связей обнаружено не было. Однако влияние такого параметра оценки представлений подростков о родителях на показатели самодетерминации очевидно.При сопоставлении показателей самодетерминации с типом функционирования семьи установлены положительные корреляционные связи на уровне р <0,05, свидетельствующие о том, что у подростков из полных семей преимущественно наблюдается адекватный уровень самодетерминации.Согласно результатам исследования, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются типы родительских отношений «Принятие» и «кооперация». К нейтральному уровню можно отнести родительские отношения по типу «симбиоз». Негативным видим высокий уровень проявления отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник».Проведя наше исследование, мы убедились, что позиция подростка во взаимодействии с родителями зависит от характера переживания ним внутрисемейных отношений, ведь отношение к родителям показало общее отношение к семье.Анализ результатов интерпретации симптомокомплексов обнаружил, что благоприятная семейная ситуация присуща 41,94% семей, конфликтность обнаруженау 12,9% диагностированных случаев, тревожность - в 22,58%, чувствонеполноценности – 22,58%, по отношению присуща 12,9% исследуемых семей.Можем сделать выводы, что в полных семьях, характеризующиеся эмоциональной близостью, поддержкой и заинтересованностью между членами семьи, подростки продемонстрировали факт реалистического видения собственных перспектив и соответственную самодетерминацию. Фактор неполной семьи свидетельствует о наличии слишком большой эмоциональной дистанции и незаинтересованности между членами семейной системы. Это вызывает появление неадекватной самодетерминацией подростка по поиску собственной «зоны сложности» задачи, поскольку нет эффективной обратной связи и поддержки со стороны значимого окружения, заставляет ребенка рассчитывать только на собственные силы. Взаимоотношения родителей и подростков различаются в полных семьях, которые имеют оптимальные детско-родительске отношения и уровень самодетерминации, и в неполных семьях, которые имеют представляют собой несбалансированную и дисфункциональную семейную систему.    Родители в неполных семьях семьях подвержены гипопротекции в воспитании ребенка и, вместе с тем, к попустительству ему, некритическому удовлетворению его требований. Они проявляют неспособность к установлению для ребенка любых рамок, запретов. Матери не способны предъявлять к ребенку требования по выполнению обязанностей. В полных семьях родители, наоборот, пользуются у подростка авторитетом, используют свою власть для управления и коррекции поведения ребенка (особенно это касается сыновей).    Девочки в неполных семьях воспринимают отца как слишком строгого при отсутствии тепла и заботы, недостижимого и непоследовательного, что, в свою очередь, обуслаливает у дочерей повышенный уровень напряженности и нервозности. Матери в неполных семьях более дистанцированы от дочерей, менее заботливые и менее требовательны. Они также являются более непредсказуемыми в своем отношении к детям (особенно к дочерям), чем матери из полных семей. Характер взаимодействия членов семьи на рисунке указывает на средний уровеньэмоциональной связи в семье. Показателями этого являются разобщенность членов семьина рисунке, большая дистанция между персонажами. Дети из неполных семей изображают себяв стороне от других, что указывает на отчужденность.   ЗаключениеВ ходе решения первой задачи при рассмотрении психологических приемов к анализу представлений о семье и образе родителя у старших подростков в отечественных и зарубежных психологических источниках нами обозначено, что образ как результат межличностного восприятия выполняет не только осведомительную, но и регулятивную функцию. Образы определяют стиль и характер взаимодействия, ориентируют в ситуации общения и способствуют выбору средств воздействия на человека. Наряду с «Образом-Я» и образом другого человека существуют образы отношений. Представления об отношениях с отцом, матерью и другими людьми также выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений с другими. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют у ребенка определенный образ родителей. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений. На отношения с родителями в подростковом возрасте, с нашей точки зрения, существенное влияние оказывает образ друга. В ходе решения второй задачи нами выявлено, что важным этапом формирования представлений о семье является именно подростковый возраст.Именно в подростковом возрасте происходит бурная и время драматическая переоценкаценностей и, прежде всего, перестройка отношений с родителями. Для каждого человекасуществует две семьи. Одна - это та, с которой он вышел, а вторая - та, которую он создал и в которойон живет сейчас. Подростки оказываются на своеобразном распутье: укладродительской семьи постепенно отходит за второй план, своя семья еще не создана ивозникает только как желанный образ будущего. Для понимания, как именно складывается образ семьи и родителей у подростка и как это влияет на его личность нами организовано и проведено исследование.В ходе решения третьей задачи нами обозначено, что важное значение для понимания возрастных границ самодетерминации имеют выделенные исследователями основные характеристики лич тесных изменений и изменений в самосознании, которые происходят в подростковом возрасте. Главным достоянием этого периода психического развития выступают: появление потребности и способности познать самого себя, открытие собственного внутреннего мира, рост обобщенности осмысления качеств, совершенствование системы оценки и самооценки, интен сивного развитие Идеального «Я» (Л. Божович, И.С. Кон, М.И. Боришевский, С.П. Тищенко, И. Дубровина, А. Н. Прихожан).В ходе решения четвертой задачи нами организовано и проведено исследование. В исследовании принимали участие 67 испытуемых-подростков, среди них есть представители 9 класса (в количестве 20 человек), 10 класса (33 человека), 11 класса (в количестве 12 человек). Среди испытуемых имеются ученики и ученицы, есть представители из полных и неполных семей, возраст соотвествует классу обучения и находится в пределах 15-18 лет.Констатирующий этап исследования реализовывался в двух основных направлениях: а) изучение особенностей самодетерминации и основных параметров ее уровня у старших подростков; б) исследования внутрисемейных отношений, в частности: изучение стиля семейного воспитания, особенностей функционирования семьи на основе таких параметров как семейная сплоченность, семейная адаптация, а также определения позиции подростка в системе межличностных отношений в семье.Таким образом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил сделать следующие основные выводы:Таким образом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил сделать следующие основные выводы:Итак, в результате сопоставления показателей самодетерминации подростка и родительского отношения (методика ОРО) математически подтвержденных связей обнаружено не было. Однако влияние такого параметра оценки представлений подростков о родителях на показатели самодетерминации очевидно.При сопоставлении показателей самодетерминации с типом функционирования семьи установлены положительные корреляционные связи на уровне р <0,05, свидетельствующие о том, что у подростков из полных семей преимущественно наблюдается адекватный уровень самодетерминации.Согласно результатам исследования, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются типы родительских отношений «Принятие» и «кооперация». К нейтральному уровню можно отнести родительские отношения по типу «симбиоз». Негативным видим высокий уровень проявления отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник».Проведя наше исследование, мы убедились, что позиция подростка во взаимодействии с родителями зависит от характера переживания ним внутрисемейных отношений, ведь отношение к родителям показало общее отношение к семье.Анализ результатов интерпретации симптомокомплексов обнаружил, что благоприятная семейная ситуация присуща 41,94% семей, конфликтность обнаруженау 12,9% диагностированных случаев, тревожность - в 22,58%, чувствонеполноценности – 22,58%, по отношению присуща 12,9% исследуемых семей.Можем сделать выводы, что в полных семьях, характеризующиеся эмоциональной близостью, поддержкой и заинтересованностью между членами семьи, подростки продемонстрировали факт реалистического видения собственных перспектив и соответственную самодетерминацию. Фактор неполной семьи свидетельствует о наличии слишком большой эмоциональной дистанции и незаинтересованности между членами семейной системы. Это вызывает появление неадекватной самодетерминацией подростка по поиску собственной «зоны сложности» задачи, поскольку нет эффективной обратной связи и поддержки со стороны значимого окружения, заставляет ребенка рассчитывать только на собственные силы. Взаимоотношения родителей и подростков различаются в полных семьях, которые имеют оптимальные детско-родительске отношения и уровень самодетерминации, и в неполных семьях, которые имеют представляют собой несбалансированную и дисфункциональную семейную систему.    Родители в неполных семьях семьях подвержены гипопротекции в воспитании ребенка и, вместе с тем, к попустительству ему, некритическому удовлетворению его требований. Они проявляют неспособность к установлению для ребенка любых рамок, запретов. Матери не способны предъявлять к ребенку требования по выполнению обязанностей. В полных семьях родители, наоборот, пользуются у подростка авторитетом, используют свою власть для управления и коррекции поведения ребенка (особенно это касается сыновей).    Девочки в неполных семьях воспринимают отца как слишком строгого при отсутствии тепла и заботы, недостижимого и непоследовательного, что, в свою очередь, обуслаливает у дочерей повышенный уровень напряженности и нервозности. Матери в неполных семьях более дистанцированы от дочерей, менее заботливые и менее требовательны. Они также являются более непредсказуемыми в своем отношении к детям (особенно к дочерям), чем матери из полных семей. Характер взаимодействия членов семьи на рисунке указывает на средний уровеньэмоциональной связи в семье. Показателями этого являются разобщенность членов семьина рисунке, большая дистанция между персонажами. Дети из неполных семей изображают себяв стороне от других, что указывает на отчужденность.   РекомендацииДляустранения основных проблем воспитания и гармонизации семейных отношений в системе «родитель-ребенок» была разработана тренинговая программа, которая предусматривает работу с родителями и направлена ​​на повышение ихпсихолого-педагогической грамотности, на изменения личностных черт, установок и позиций по отношению к ребенку, которые негативно влияют на отношения между родителями и детьми.Целью тренинга является гармонизация детско-родительских отношенийпутем снижения строгости, требовательности, повышение уровня удовлетворенности отношениями между родителями и ребенком, последовательности, авторитетности, формирование позитивного отношения к использованию положительных санкций.При подготовке программы групповой работы были выполненыпринципов психологического тренинга, направленные на регуляцию процесса обучения и содержат основные нормы, положения и правила проведения и взаимодействия в тренинговой группе. Их можно условно разделитьна три направления: принципы организации работы тренера; принципы, которіе регулируют поведение участников тренинга; этические принципы, направленные на регуляцию поведения всех без исключения участников тренинговой взаимодействия.Программа тренинга рассчитана на 6:00 (из них 2 встречи по 2:00 - активная групповая работа и 1 встреча - информационная часть. Врезультате информационной работы освещались общие положенияпо проблеме детско-родительских отношений и их влияние на действия ребенкав отношении родителей, сверстников, учителей. лейтмотивом информационнойработы был тезис об актуальности и необходимости осознания собственного отношения к ребенку, и при необходимости формирования адекватногои позитивного родительского отношения. Активная групповая работа(Вторая часть тренинга) содержала упражнения, направленные на рефлексию, саморазвитие, осознание проблемных и сильных сторон в воспитанииребенка, своих положительных и отрицательных качеств как отца (матери),принятие ребенка таким, какой он есть, и передачу ребенку ответственности за свои поступки и признание ее взрослой, самостоятельной личностью.Упражнения происходили путем групповой и индивидуальной работы и имели такие формы как: мини-лекции, групповые дискуссии, мозговой штурм,двигательные упражнения, ролевые игры (методы имитационного моделирования поведения) и др.Первое занятие второй части формирующего эксперимента (активной групповой работы) было направлено на создание дружественногоколлектива и благоприятного, доверчивого климата в группе и на ознакомление с основной проблематикой работы: участники знакомились,принимали групповые правила и выполняли упражнения и задания на ознакомление с основными стилями воспитания; выявление и осознание своих сильных сторон, положительных и трудностей, которые возникают в воспитательном процессе; осознание своей роли и позиции,как отца или матери; отработка навыков рефлексии и стимулирования саморазвития; осознание наличия различий между реальным событием иее интерпретацией человеком, зависимость видение ситуации от личности индивида и его субъективной концепции; выявления и формированиядоверия и умение передавать ответственность ребенку за свои поступки(Упражнения «Ожидание от работы», «Роли и позиции» (зеркало), «Стили воспитания», «Я - родитель», «Реальность и восприятие», «Передачаответственности »,« Проблемные ситуации »(домашнее задание),« Обратная связь по кругу ») [3, 4, 5, 6; 8].Второе занятие направлено на осознание проблем вотношениях с ребенком и поиск путей выхода из критических ситуаций;развитие принятия и сближение с подростком и тому подобное. Упражнения и задания имели целью ознакомить участников с особенностями невербальныхреакций в общении и формирования умений и навыков распознавания ихпроявлений во время общения; обсуждения и определения проблемныхситуаций на основе реальных событий, поиск возможных путей выхода наоснове опыта каждого участника группы и поддержка и осознаниесходства проблем в семьях при взаимодействии с подростками; осознание и выделение своих сильных и слабых сторон, положительных и отрицательных качеств как отца (матери); понимание родителями ребенка вситуации конфликтного взаимодействия путем изменения ролей отца и ребенка, формирование навыков партнерской позиции в отношении ребенка; конкретизация образа «идеального отца» и оценка своего «идеального отца»с «реальным отцом»; формирование способности к принятию ребенка,понимание собственной роли в стабилизации и улучшении его поведения;ознакомления состояния «Я - родитель» (Упражнения и задания: «Изменения и осознание», «Восприятие реакций да-нет», «Домашнее задание», «Сильныеи слабые стороны »,« Смена ролей »,« Идеальный отец »,« Принятие »,«Мое родительское« Я ») [3, 4, 5, 8].Гармонизация детско-родительских отношений осуществлялась путем работы с эмоциональным, поведенческим и когнитивным компонентамиродительского отношения, которые в своих работах выделяют А. Я. Варга, А. С. Елисеева, А.С.Спиваковская и др. [3; 9].Работа с эмоциональным компонентом происходила путем развитиярефлексии, заключается в осознании собственных переживаний, связанныхс ребенком и его воспитанием. Работа с поведенческим компонентом родительского отношения заключалась в разработке и формировании стилей поведения с ребенком, способствуют оптимизации и гармонизации отношений,повышению психолого-педагогической грамотности родителей в вопросахвоспитание, касающиеся оптимального выбора положительных и отрицательных санкций, уровня требовательности, контроля за поведением ребенкатому подобное. Влияние на когнитивный компонент осуществлялся путем формирования более глубокого понимания и принятия своего ребенка, его потребностей ижеланий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М .: Мысль, 1991. - 301 с.Акбаева А.М.-А., Койчуева Ф.Х. Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN220.pdf (доступ свободный).Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений [1] // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-semie-i-obraze-roditelya-v-sisteme-detsko-roditelskih-otnosheniy-1 (дата обращения: 23.05.2021).Андреева Т. В. Семейная психология : учеб. пособ. / Т. В. Андреева — СПб. : Речь, 2004. – 244 с.Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. [Текст] / Т.В. Андреева. – СПб.: Питер, 2014. – 244 с. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологию. - Издание второе, испр. и доп М .: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 512 с.Аптикиева, Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта [Текст] / Л.Р. Аптикеева // Оренбург – Изд-во ОГПУ – 2009. – 224 с. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М .: Мысль, 1976. - 158 с.Баева И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры) // На пороге взросления: сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 36-48. Баских Е. И. Соотношение и различие понятий «семья» и «брак» // Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 8. С. 5-6.Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / / Психология формирования и развития личности. - М: Наука, 1981. - С. 257-284.Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Киевский государственньш педагогический институт имени М.П. Драгоманова. - М., 1992. - 78 с.Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Дис. д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. – М., 1999.Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. М., 2013. 313 с.Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медикопедагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына – СПб.: Речь, 2004. – 256 с. Виногородская А.М. Развитие личностной рефлексии подростков (на материале восприятия музыки): Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - М., 1999. - 20 с.Витковский Евгений Олегович, Кузнецова Ольга Зориктоевна Современное отношение молодежи к семье и браку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. №S6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-otnoshenie-molodezhi-k-semie-i-braku (дата обращения: 28.05.2021).Вульфов Б. З. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистый, Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: ИД Юрайт, 2012. 724 c.Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие / под ред. В. Е. Клочко. М.: КДУ, Владос, 2013. 264 c.Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 56-67.Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2005. – 176 с.Ермолич С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2007. № 9. С. 23-27 Зубкова И.Ю. Я-образ для меня и других // Практическая психология и социальная работа. - 1999. - №3. - С.43 .;Зубкова И.Ю. Я-образ для меня и других // Практическая психология и социальная работа. - 1999. - №4. - С. 39-40.Источник данных: «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 18 мая 2016 //: URL : https://fom.ru/Obraz-zhizni/12842 (дата обращения:16.01.2019).Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №2. С. 54-61.Калитеевская Е.Р. и др. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. // Вопр. психол. 2007. № 2. С. 68–79.Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 50–55.Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2005.Карташова Т. Е. Особенности семейно-брачных установок современной молодежи // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 13. С. 54-69.Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб.пос. для студ. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 380 с.Кон И. С. Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: учеб.пос. для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М., 2009. 310 с.Курбонова Н.М., Золотова О.О., Сапожникова Е.Е. Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М., 2004.Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопр. психол. 2013. № 3. C. 67–80.Максименко С.Д. Генезис существования личности. - М .: Изд-во ООО «КММ», 2006. - 240 с. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М., 1992. - С. 108-117. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 71-75.Мерлин В.С. Лекции по психологи мотивов человека. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 118 с.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 129-139. Найденов М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Киевский государственньш педагогический институт имени М.П. Драгоманова. - М., 1989. - 23 с. Пащенко Э.С. Проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих подростка / Пащенко Э.С. // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном Российском образовании. Материалы V всероссийской научнопрактической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА. – Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул. – 2013. – С. 151 -153. Пророк Н.В. Личностный и профессиональный рост практикующих психологов // Психолого-педагогические условия развития личностной активности в образовательном пространстве: Моногр. / С.Д. Максименко (и др.) Ин-т психологии им. С. Костюка АПН Украины. - М .: ГП «Информационно-аналитическое агентство», 2008. - С. 144-196. Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. –905 с.Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 480 с.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопр. пси холл. - 1986. - №4. - С. 101-109. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М .: Школа-пресс, 1995. - С. 340. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 671 c.Туманова, Е.В., Филиппова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) [Текст] / Е.В. Туманова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2.Узденова Е. К. Формирование ценностного отношения к родительству у старшеклассников // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск. «Педагогика». Ростов н/Д: РГПУ, 2006. - №4. С.125-130.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: учебное пособие. – М., 2001. 4. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: учебное пособие / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 1999.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб .: Питер, 2005. - 607 с .: ил. - (Серия «Мастера психологии»).Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 102-111.Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. С. 116-132. Швецова, М.Н., Томилина А.И. Образ будущей семьи в представлении подростков [Текст] / М.Н. Швецова, А.И. Томилина // Преподаватель ХХI век. – 2010. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschey-semi-v-predstavlenii-podrostkov. Шмелев, А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус1 личностных черт). [Текст] / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова – М.: Изд-во МГУ, 1988. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2006.Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]: [моногр.] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб.; М.: Питер, 2008. – 668 с.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1998.ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М .: Мысль, 1991. - 301 с.
2. Акбаева А.М.-А., Койчуева Ф.Х. Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN220.pdf (доступ свободный).
3. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений [1] // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-semie-i-obraze-roditelya-v-sisteme-detsko-roditelskih-otnosheniy-1 (дата обращения: 23.05.2021).
4. Андреева Т. В. Семейная психология : учеб. пособ. / Т. В. Андреева — СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
5. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. [Текст] / Т.В. Андреева. – СПб.: Питер, 2014. – 244 с.
6. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
7. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологию. - Издание второе, испр. и доп М .: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 512 с.
8. Аптикиева, Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта [Текст] / Л.Р. Аптикеева // Оренбург – Изд-во ОГПУ – 2009. – 224 с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М .: Мысль, 1976. - 158 с.
10. Баева И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры) // На пороге взросления: сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 36-48.
11. Баских Е. И. Соотношение и различие понятий «семья» и «брак» // Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 8. С. 5-6.
12. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
13. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / / Психология формирования и развития личности. - М: Наука, 1981. - С. 257-284.
14. Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Киевский государственньш педагогический институт имени М.П. Драгоманова. - М., 1992. - 78 с.
15. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Дис. д-ра психол. наук / Л.В. Бо¬роздина. – М., 1999.
16. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. М., 2013. 313 с.
17. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медикопедагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
18. Виногородская А.М. Развитие личностной рефлексии подростков (на материале восприятия музыки): Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - М., 1999. - 20 с.
19. Витковский Евгений Олегович, Кузнецова Ольга Зориктоевна Современное отношение молодежи к семье и браку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. №S6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-otnoshenie-molodezhi-k-semie-i-braku (дата обращения: 28.05.2021).
20. Вульфов Б. З. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистый, Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: ИД Юрайт, 2012. 724 c.
21. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие / под ред. В. Е. Клочко. М.: КДУ, Владос, 2013. 264 c.
22. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 56-67.
23. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2005. – 176 с.
24. Ермолич С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2007. № 9. С. 23-27
25. Зубкова И.Ю. Я-образ для меня и других // Практическая психология и социальная работа. - 1999. - №3. - С.43 .;
26. Зубкова И.Ю. Я-образ для меня и других // Практическая психология и социальная работа. - 1999. - №4. - С. 39-40.
27. Источник данных: «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 18 мая 2016 //: URL : https://fom.ru/Obraz-zhizni/12842 (дата обращения:16.01.2019).
28. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №2. С. 54-61.
29. Калитеевская Е.Р. и др. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. // Вопр. психол. 2007. № 2. С. 68–79.
30. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 50–55.
31. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2005.
32. Карташова Т. Е. Особенности семейно-брачных установок современной молодежи // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 13. С. 54-69.
33. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
34. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
35. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб.пос. для студ. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 380 с.
36. Кон И. С. Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: учеб.пос. для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М., 2009. 310 с.
37. Курбонова Н.М., Золотова О.О., Сапожникова Е.Е. Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
38. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М., 2004.
39. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопр. психол. 2013. № 3. C. 67–80.
40. Максименко С.Д. Генезис существования личности. - М .: Изд-во ООО «КММ», 2006. - 240 с.
41. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М., 1992. - С. 108-117.
42. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 71-75.
43. Мерлин В.С. Лекции по психологи мотивов человека. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 118 с.
44. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 129-139.
45. Найденов М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Киевский государственньш педагогический институт имени М.П. Драгоманова. - М., 1989. - 23 с.
46. Пащенко Э.С. Проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих подростка / Пащенко Э.С. // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном Российском образовании. Материалы V всероссийской научнопрактической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА. – Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул. – 2013. – С. 151 -153.
47. Пророк Н.В. Личностный и профессиональный рост практикующих психологов // Психолого-педагогические условия развития личностной активности в образовательном пространстве: Моногр. / С.Д. Максименко (и др.) Ин-т психологии им. С. Костюка АПН Украины. - М .: ГП «Информационно-аналитическое агентство», 2008. - С. 144-196.
48. Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. –905 с.
49. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
50. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 480 с.
51. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопр. пси холл. - 1986. - №4. - С. 101-109.
52. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М .: Школа-пресс, 1995. - С. 340.
53. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 671 c.
54. Туманова, Е.В., Филиппова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) [Текст] / Е.В. Туманова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2.
55. Узденова Е. К. Формирование ценностного отношения к родительству у старшеклассников // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск. «Педагогика». Ростов н/Д: РГПУ, 2006. - №4. С.125-130.
56. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: учебное пособие. – М., 2001. 4. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: учебное пособие / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 1999.
57. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб .: Питер, 2005. - 607 с .: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
58. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 102-111.
59. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. С. 116-132.
60. Швецова, М.Н., Томилина А.И. Образ будущей семьи в представлении подростков [Текст] / М.Н. Швецова, А.И. Томилина // Преподаватель ХХI век. – 2010. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschey-semi-v-predstavlenii-podrostkov.
61. Шмелев, А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус1 личностных черт). [Текст] / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова – М.: Изд-во МГУ, 1988.
62. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2006.
63. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]: [моногр.] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб.; М.: Питер, 2008. – 668 с.
64. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1998.



Вопрос-ответ:

Какие психологические приемы можно использовать для анализа представлений о семье и образе родителя у старших подростков?

Для анализа представлений о семье и образе родителя у старших подростков можно использовать следующие психологические приемы: интервью, ассоциативные эксперименты, проективные методики, тесты личностных характеристик, анализ родительских ролей, исследование семейного климата и др.

Какие личностные качества и психологические особенности присущи старшим подросткам?

У старших подростков присутствуют следующие личностные качества и психологические особенности: поиск своей самостоятельности, стремление к самореализации, потребность в социальном одобрении, неустойчивость в эмоциональной сфере, развитие субъективного контроля и самоконтроля, формирование своей системы ценностей и др.

Какие знаки позволяют определить ориентиры ценности и задачи направленные на самодетерминацию у старших подростков?

Ориентиры ценности и задачи направленные на самодетерминацию у старших подростков могут быть определены по следующим признакам: осознанное стремление к достижению личных целей, проявление инициативы и самоорганизации, сформированность личностных ценностей и моральных установок, готовность к принятию ответственности и решению проблем, развитие понятийного мышления и аналитических навыков.

Какие из психологических источников предоставляют информацию о представлениях о семье и образе родителя у старших подростков?

О представлениях о семье и образе родителя у старших подростков информацию можно найти в отечественных и зарубежных психологических источниках, таких как научные статьи, монографии, учебники, диссертации, исследования в области психологии подростков и семейной психологии.

Какие психологические приемы использовались при анализе представлений о семье и образе родителя у старших подростков?

Для анализа представлений о семье и образе родителя у старших подростков были использованы такие психологические приемы, как анкетирование, интервьюирование, проективные методики, анализ рисунков и др.

Какие личностные качества и психологические особенности свойственны старшим подросткам?

У старших подростков часто наблюдаются такие личностные качества, как самоопределенность, самостоятельность, эмоциональная и социальная зрелость. Они также характеризуются повышенной склонностью к самоанализу и самооценке, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию.

Какие ориентиры ценности и задачи направлены на самодетерминацию у старших подростков?

Ориентиры ценности и задачи, направленные на самодетерминацию у старших подростков, включают в себя осознание собственных ценностей, установление собственных целей и приоритетов, разработку собственных стратегий достижения успеха, развитие самоэффективности и самореализации.

Какие психологические приемы используются при анализе представлений о семье и образе родителя у старших подростков в зарубежных психологических источниках?

В зарубежных психологических источниках для анализа представлений о семье и образе родителя у старших подростков используются различные психологические приемы, включая структурированные и неструктурированные интервью, самоотчеты, социометрические методы, исследование медиапродукции и т.д.

Какие личностные качества и психологические особенности могут повлиять на представления о семье и образ родителя у старших подростков?

Личностные качества и психологические особенности, такие как уровень самооценки, эмоциональная устойчивость, эмпатия, степень адаптивности, ощущение контроля над своей жизнью и другие, могут повлиять на представления о семье и образ родителя у старших подростков.