Исследование жизненных сценариев в психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 23.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы исследования жизненных сценариев в психологии
1.1.Сущность и структура понятия «жизненный сценарий»………………………………………………………………………….5
1.2.Многообразие подходов к изучению жизненных сценариев…………………………………………………………………………10
Глава 2. Изучение жизненных сценариев в психологии
2.1. Общая характеристика методов изучения жизненных сценариев в психологии……………………………………………………………………….14
2.2.Метод использования сказки для изучения жизненных сценариев……..17
Глава 3.Эмпирическое исследование жизненных сценариев
3.1.Организация исследования………………………………………………….21
3.2.Анализ результатов………………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29

Фрагмент для ознакомления

Вопросами ее могут быть:-Охарактеризуйте фразой из нескольких слов Вашу жизнь.-Каково Ваше жизненное кредо?-Назовите и опишите роли, которые Вы играете в жизни.Кто Вы в каждой из этих ролей? В каких ситуациях каждая появляется? Каковы выгоды благодаря каждой роли? В чем каждая из них Вас ограничивает?Опишите пять ситуаций из Вашей жизни, которые повторяются и тд.Таким образом, существует достаточно большое число диагностических методов, позволяющих изучать жизненные сценарии человека.Глава 3.Эмпирическое исследование жизненных сценариев3.1.Организация исследованияИзучение жизненных сценариев проводилось в условной группе, в которую входили 20 человек, это люди от 20 до 45 лет, имеющие различные профессии и стаж деятельности, состоящие и не состоящие в браке.В качестве диагностической методики использовался «Опросник уровня фиксированной эмоциональной установки человека» (В.В. Макаров) Участникам исследования давалась инструкция по каждому вопросу или утверждению нужно было выбрать один из трех ответов:-всегда, очень верно — 3 балла; -иногда, не определенно — 2 балла; -никогда совсем не верно — 1 балл. Опросник включает 10 вопросов, касающихся оценки человеком своей жизни. При подсчете результатов мы складываются все ответы. Причем в 3 и 4 вопросах ответ 1 балл учитываем, как 3 балла, а ответ 3 балла как 1 балл. Шкала оценивания:- от 10 баллов до 15 может жизненный сценарий неудачника. -от 15 до 25 баллов — жизненный сценарий середняка. -от 25 до 30 баллов жизненный сценарий удачника.Методика Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Анализ сказок».Цель-изучение жизненных сценариев в сочиненной людьми сказках.Анализируются:-общее настроение в сказке,3.2.Анализ результатовПолученные результаты позволяют говорить, что большинство участников исследования (40%) относится к категории «Удачники», то есть их действия в жизни приносят положительный результат и их эмоциональные установки верны, у 30% средние показатели удачи и неудачи, а 30% людей относятся к категории «Неудачники», то есть эмоциональные и жизненные установки неверны и не дают возможности достигнуть положительного результата. На диаграмме 1 покажем полученное распределениеРис. 3. Распределение показателей испытуемых по Опроснику эмоциональной установки В.В.МакароваПо результатам проведенного анализа сказок у 30 % участников исследования выявлены сценарии «Сказка Победителя», у 40% «Сказка Непобедителя», у 30% «Сказка Неудачника». Это означает, что жизненных сценариев людей, которые попали в категорию неудачников и непобедителей по этой методике больше. Отразим это на диаграмме 2.Рис 2 Отражение жизненных сценариев участников исследования по анализу сказочных сюжетовТаким образом, проведенное изучение жизненных сценариев по выбранным диагностическим методикам позволило выявить людей с различными сценариями, отношением к жизни и установками.ВыводыТеоретический анализ научной литературы и проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы.Проблема качества жизни человека, благополучие жизни и профессиональной деятельности в последние несколько десятилетий стала активно изучаться в науке. Появился интерес к изучению жизненного сценария человека, к вопросу о том, можно ли изменить его. Это стало предметом изучения таких отраслей научного знания, как социальная, возрастная, семейная психология, психологии жизненных событий, педагогики, философии, социологии, антропологии, акмеологии и тд.Психологию жизни человека изучали представители различных психологических школ и направлений - психоанализа, когнитивной психологии, гештальпсихологии и тд.Жизненный сценарий – это план жизни, который постепенно реализуется в течение всей жизни человека, а формируется он в детстве. В жизненном плане отражаются социальные установки, нравственно-ценностные ориентации, нормы и правила, которые существуют в обществе и к которым приучали родители. Все это происходит через механизмы внушения, подражания. Жизненные сценарии могут быть осознаваемые и неосознаваемые, имеющие развивающий и тормозящий для личности характер. Люди воспринимают жизненный сценарий в формате независящей от них атрибуции. Психологи говорят о программе, которую создали родителей, дав ребенку свой образец, отложившийся на уровне бессознательного. Жизненные сценарии, особенности их складывания рассматриваются в различных психологических подходах.Так, З. Фрейд,К. Юнг, А.Адлер и др. посвятили свои исследования ответу на вопрос о том, почему люди «совершают те же ошибки, которые совершали их родители и прародители.Перед исследователями жизненных сценариев стоял и стоит вопрос о методах изучения. Он не прост в связи со сложностью и индивидуальностью феномена. Среди существующих на сегодняшний день назовем такие методы:-метод осмысления жизненного сценария личности в рамках транзактного анализа Э.Берна, -метод анализа ранних детских воспоминаний А.Адлера,-метод анализа сочиненных человеком в психологическом консультировании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,-метод наблюдения за человеком в процессе психологической работы,-метод сценарных опросников,-метод интервью и тд.Изучение жизненных сценариев проводилось в условной группе, в которую входили люди от 20 до 45 лет, имеющие различные профессии и стаж деятельности, состоящие и не состоящие в браке.В качестве диагностической методики использовался Опросник уровня фиксированной эмоциональной установки человека (В.В. Макаров) и методика Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Анализ сказок» Полученные результаты позволяют говорить, что большинство участников исследования (40%) относится к категории «Удачники», то есть их действия в жизни приносят положительный результат и их эмоциональные установки верны, у 30% средние показатели удачи и неудачи, а 30% людей относятся к категории «Неудачники», то есть эмоциональные и жизненные установки неверны и не дают возможности достигнуть положительного результата. По результатам проведенного анализа сказок у 30 % участников исследования выявлены сценарии «Сказка Победителя», у 40% «Сказка Непобедителя», у 30% «Сказка Неудачника». Это означает, что жизненных сценариев людей, которые попали в категорию неудачников и непобедителей по этой методике больше. С результатами диагностики участники исследования были ознакомлены, так как осмысление своих жизненных сценариев позволит человеку осознать, что с ним происходит и почему, чтобы при желании можно было изменить заложенный родителями ход событий.ЗаключениеПроблема изучения жизненных сценариев человека, определяющих его позиции, качество жизни, мотивацию поведения и многое другое изучалась представителями различных отраслей знания и рамках различных психологических школ и направлений. Ей были посвящены исследования ряда авторов Г.М.Андреевой, Б.Д.Парыгина, А.А.Реана, Э.Берна,И.В. Волковой, Н.В. Гришиной, И.А.Мизиновой,Э.Эриксона, З.Фрейда и др.Изучению этого социально важного феномена посвящена и курсовая работа.В первой ее главе представлены теоретические основы исследования жизненных сценариев в психологии, рассмотрена сущность и структура понятия «жизненный сценарий», описано многообразие подходов к изучению жизненных сценариев.Во второй главе поставлена проблема изучения жизненных сценариев в психологии, дана общая характеристика методов изучения жизненных сценариев в психологии, описан метод использования сказки для изучения жизненных сценариев человека.В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования жизненных сценариев, обосновано использование диагностических методик, проведен анализ полученных результатов. Таким образом, цель достигнута, решены поставленные задачи. Мы понимаем, что рамки курсовой работы и исследование, проведенное на небольшой выборке не дает оснований для формулирования широких обобщений. Перспективным был бы гендерный анализ жизненных сценариев, необходимо использование большего числа диагностических методик. В то же время проведенное исследование позволило наметить пути изучения такого сложного и социально и личностно значимого феномена, как жизненный сценарий.Библиография1.Андреева Г.М. Образ мира и/или реальный мир? // Вопросы психологии, 2013, 3, с. 33–43.2.Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал, 2013, 1(9), с. 39–49.3.Берн Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии / Берн, Эрик. - М.: Екатеринбург: Литур, 2020. - 272 c.4.Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Акад. Проект, 2006. — 320 с. 5.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер,2003. С.162.6.Волкова И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»:методическое пособие-Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ»(ТУ), 2004.-27с.7.Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем [Текст] / Н. В. Вологодин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 256 c8.Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация// Психологические исследования 2011 № 3 (17)9.Гроф С. Области человеческого бессознательного - М., 2001. 10.Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Москва Издательская группа «Прогресс» «Универс» 1993.с .32911.Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб. : Академический проект, 2000.с. 32-95.12.Жильцова, Ольга Александровна. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение [Текст] / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Мир психологии. — 2016. — № 4. — С. 256-26113.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.с. 75-80.14.Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия - М.: Академический проект, ОППЛ, 2002.15.Мизинова И.А.Жизненный сценарий личности: основные подходы//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 201316.Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2020. - 480 c.17.Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012. 18.Фрейд З.Влечения и их судьба / Фрейд, Зигмунд. - М.: Эксмо-пресс, 2021. - 428 c.19.Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу [Текст]: перевод с немецкого / З. Фрейд. — Москва: АСТ, 2004. — 253, [2] с20.Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер, 2003. -416 с.21.ЮнгК.Человек и его символы.М.:Серебряные нити, 202022.Augoustinos M., Walker I., Donaghue N. Social Cognition: an Integrated Introduction. L.: Sage,2014.23.Handbook of the History of Social Psychology. Ed. by A.W. Kruglanski, W. Stroebe. NY:Psychology Press, 2012.24.Fiske S.T., Taylor S.E. Social Cognition: from Brains to Culture. L.: Sage, 2013.25.Stainton-Rogers W. Social psychology. Maidenhead: Open University Press, 2011.26.The Cambridge Handbook of Social Representations. Ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

1.Андреева Г.М. Образ мира и/или реальный мир? // Вопросы психологии, 2013, 3, с. 33–43.
2.Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал, 2013, 1(9), с. 39–49.
3.Берн Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии / Берн, Эрик. - М.: Екатеринбург: Литур, 2020. - 272 c.
4.Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Акад. Проект, 2006. — 320 с.
5.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер,2003. С.162.
6.Волкова И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»:методическое пособие-Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ»(ТУ), 2004.-27с.
7.Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем [Текст] / Н. В. Вологодин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 256 c
8.Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация// Психологические исследования 2011 № 3 (17)
9.Гроф С. Области человеческого бессознательного - М., 2001.
10.Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Москва Издательская группа «Прогресс» «Универс» 1993.с .329
11.Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб. : Академический проект, 2000.с. 32-95.

12.Жильцова, Ольга Александровна. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение [Текст] / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Мир психологии. — 2016. — № 4. — С. 256-261
13.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.с. 75-80.
14.Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия - М.: Академический проект, ОППЛ, 2002.
15.Мизинова И.А.Жизненный сценарий личности: основные подходы//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2013
16.Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2020. - 480 c.
17.Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.
18.Фрейд З.Влечения и их судьба / Фрейд, Зигмунд. - М.: Эксмо-пресс, 2021. - 428 c.
19.Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу [Текст]: перевод с немецкого / З. Фрейд. — Москва: АСТ, 2004. — 253, [2] с
20.Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер, 2003. -416 с.
21.Юнг К.Человек и его символы.М.:Серебряные нити, 2020
22.Augoustinos M., Walker I., Donaghue N. Social Cognition: an Integrated Introduction. L.: Sage, 2014.
23.Handbook of the History of Social Psychology. Ed. by A.W. Kruglanski, W. Stroebe. NY:Psychology Press, 2012.
24.Fiske S.T., Taylor S.E. Social Cognition: from Brains to Culture. L.: Sage, 2013.
25.Stainton-Rogers W. Social psychology. Maidenhead: Open University Press, 2011.
26.The Cambridge Handbook of Social Representations. Ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

Вопрос-ответ:

Что такое жизненный сценарий?

Жизненный сценарий - это некая внутренняя модель, или план, по которому человек воспринимает и осуществляет свою жизнь. Он включает в себя представления о себе, других людях и мире, а также о том, каким должно быть будущее.

Какова структура жизненного сценария?

Структура жизненного сценария состоит из четырех основных компонентов: воспоминаний, фантазий, испытываемых эмоций и ценностей. Воспоминания представляют собой прошлые события, которые оказывают влияние на жизненный план. Фантазии - это образы, которые человек создает о своем будущем. Испытываемые эмоции связаны с прошлыми и будущими событиями. Ценности - это убеждения, которые определяют, что для человека важно и как он должен вести себя.

Какие подходы используются для изучения жизненных сценариев?

Существует много разных подходов к изучению жизненных сценариев. Некоторые исследователи применяют когнитивный подход, анализируя мыслительные процессы, которые лежат в основе формирования жизненных сценариев. Другие ученые используют феноменологический подход, изучая субъективные переживания и смыслы, которые люди придают своему опыту. Многие исследователи также применяют смешанные подходы, комбинируя разные методы исследования.

Какие методы используются для изучения жизненных сценариев в психологии?

В психологии существует несколько методов, которые используются для изучения жизненных сценариев. Один из них - это метод историй о жизни, когда людям предлагают рассказать историю своей жизни с детства до настоящего времени. Другой метод - это метод репертуара сценариев, когда людям предлагают перечислить сценарии, которые они используют в своей жизни. Еще один метод - это метод контент-анализа, который позволяет анализировать содержание текстовых материалов, таких как дневники или письма.

Что такое жизненный сценарий в психологии?

Жизненный сценарий в психологии - это совокупность верований, ожиданий и представлений человека о своей жизни, которые влияют на его поведение и выборы. Он представляет собой своеобразную сценарию, по которой развивается жизнь человека.

Какова структура понятия жизненный сценарий?

Структура понятия жизненный сценарий включает в себя образцы и скрипты, которые формируются на основе опыта, среды, условий воспитания и других факторов. Они определяют цели, роли, стереотипы поведения и общую направленность человека в жизни.

Какие подходы используются для изучения жизненных сценариев?

Для изучения жизненных сценариев в психологии используются различные подходы, такие как биографический, когнитивный, психодинамический, социокультурный и другие. Каждый подход имеет свои особенности и методы исследования.

Какие методы используются для изучения жизненных сценариев в психологии?

Для изучения жизненных сценариев в психологии применяются различные методы, включая интервью, анкеты, самоанализ, анализ биографии, рисуночные тесты и другие. Каждый метод позволяет получить информацию о верованиях, ожиданиях и представлениях человека, а также об их влиянии на его жизнь.