П.И. Чайковский: опера Иоланда: история и современность
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История создания 6
2. Либретто 8
3. Жанр, композиция, драматургия 11
4. Характеристика основных образов 15
5. Премьера и сценическая судьба 17
Заключение 19
Библиографический список 20
Премьера прошла с большим успехом. Было записано много сольных номеров. Как отмечал А. Кондратьев, которому удалось стать зрителем: «Вся опера произвела самое благоприятное впечатление, и в конце ее много раз вызывали Чайковского, Направника и всех исполнителей».Несмотря на столь восторженный прием, критики отнеслись к новым композициям прохладно. 11 ноября 1893 года, «Иоланта» впервые была поставлена в Большом театре. Дирижер-Ипполит Альтани, постановка-Антон Барзал, дизайн-Карл Вальц (все это совершенно знаковые имена в истории Большого театра). Заглавную роль исполнила Маргарита Эйхенвальд (именно ее Чайковский хотел видеть в петербургской постановке) [5].С тех пор эта опера надолго не исчезала с афиш. «Иоланта» появлялась в Большом театре шесть раз (в 1893, 1899, 1917, 1940, 1974 и 1997 годах). Последние три постановки стали настоящими долгожителями, продержавшись в репертуаре 19 лет, 23 года и 17 лет соответственно).В 2015 году "Иоланта" впервые встретится на сцене Большого театра со своим потерянным "братом-близнецом" - "Щелкунчиком". Однако речь идет не о двухактном балете, а о симфонической сюите. Но впервые будет реализована идея Чайковского и Всеволожского объединить два произведения – и не просто показать их в один вечер, а превратить в единый спектакль.Над сценическим воплощением спектакля работает известный режиссер, признанный мастер «театра большой литературы», художественный руководитель Театральной художественной студии Сергей Женовач. Но оперу он ставит на первое место – в Большом театре состоится его дебют в музыкальном искусстве. С ним его постоянные сотрудники: сценограф Александр Боровский (главный художник Театра-студии под руководством Олега Табакова, Студии театрального искусства и МХТ имени Чехова) и главный художник по свету Большого театра, МХТ имени Чехова и Студии театрального искусства Дамир Исмагилов. Антон Гришанин отвечает за музыкальную сторону спектакля (в Большом театре он уже поставил оперу «История Кая и Герды», балет «Герой нашего времени»и музыкальный спектакль «Байки о лисе, утенке и Балде») [6]. Обзор сценической судьбы оперы «Иоланта» за пределами России показывает, что второе десятилетие XXI века стало для этого произведения временем новых открытий. Совсем недавно (в 2006 году) немецкий исследователь П. Феддерсен отметил, что «Иоланта» сегодня редко ставится на сцене, потому что, несмотря на музыку, этот средневековый или поздний романтический сюжет очень трудно донести на сцене до современной публики (XXI век-А. М.). Ф. Пфольдал правильный прогноз: «Она ("Иоланта") относится к так называемым архивным операм». М. Мугинштейн также указывает на небольшое количество европейских постановок в XX-начале XXI века, некоторые из которых являются концертными выступлениями.Однако в 2010-х годах на западных сценах появился ряд режиссерских работ, где «сентиментальная сказка из прежних времен» ("HiereinsentimentalesMarchenausaltenZeiten") внезапно становится зеркалом, в котором отражаются детские психические травмы (визионерский кошмар-Д. Черняков, Париж; исторические катастрофы России (С. Лоулесс, Вена), состояние экзистенциального одиночества (М. Трелинский, Нью-Йорк), драма процесса взросления (А. Раниш, Мюнхен) и религиозно - мистические поиски (П. Селларс, Мадрид) [5].ЗаключениеАнализ источников научной литературы показал, что Пётр Ильич Чайковский при создании оперы «Иоланта», которая стала последней оперой в его творчестве, принимал за основу одноактную драму в стихах датского писателя Хенрика Герца под названием «Дочь короля Рене». Опера П.И. Чайковского содержит в себе трогательную историю слепой Иоланты, которая была исцелена любовью; она содержит в себе важную гуманистическую мысль. Рассматривая оперу «Иоланта», можно говорить о символизме в творчестве П.И. Чайковского: Вечная тьма, в которой живет дочь короля Рене, не подозревающая о своем несчастье, становится символом духовной слепоты, которая является источником глубокого горя для близких ей людей. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет увидеть свет.Сюжет оперы «Иоланта» был переработан братом Чайковского, однако исследователи считают, что подлинный смысл оперы стал результатом философских воззрений самого композитора. Опера является лирической. При этом её концепция основывается на символизме. Можно отметить не только христианские мотивы, но и мистические (идея служения свету). Центральное место в опере занимают мотивы любви. Также в произведении отмечаются компоненты философской полемики.Впервые «Иоланта» была поставлена 6 декабря 1892 года и была очень тепло приняла зрителями. Несмотря на это, после премьеры последовала серьёзная критика. Опера «Иоланта» стала репертуарным произведением, которое до сих пор не исчезает ни с российских, ни с зарубежных сцен.Библиографический списокВасильева, Н.В. Скрытый эсхатологический сценарий в опере П.И. Чайковского «Иоланта» // Музыка и время. 2006. № 10. С. 56-58.Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. –176 с.93.Иванова, Л.Г. Народная песня в творчестве П.И. Чайковского // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Москва, 2015. С. 170-179.Комаров, А.В Восстановление произведений П.И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии. диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Москва, 2006Кречетова, Г.А. Специфика музыкально-эстетического воспитания и развития творческой личности обучающегося // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-1. С. 68-71.Кудрявцева, С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегрированного подхода в обучении (на основе рериховской концепции эстетического воспитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2000 Лезьер, В.А. Проблема интерпретации философских идей Б. Спинозы в опере П.И. Чайковсого «Иоланта» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 255-257.Макарова, А.Л. Тема судьбы и промысла в «Иоланте» Чайковского // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1 (26). С. 111-120.Макарова, Т.И. «Иоланта» П.И. Чайковского: история сценических интерпретаций // Искусствознание: теория, история, практика. 2015. № 2 (12). С. 42-51.Острикова, Т.Н. Синтез искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей научной редакцией А.Ф. Григорьева. 2017. С. 74-78.Павлова, И.Ю. Развитие творческих способностей личности в процессе музыкально-эстетического воспитания детей // ЮНЕСКО: стратегия развития культуры, науки и образования в контексте нового гуманизма. материалы Международной научно-практической конференции (в рамках Международного форума «Сбережение человечества как императив устойчивого развития»). 2016. С. 341-345.Полозов, С.П. Семантика многократного повторения высоты звука в творчестве П.И. Чайковского // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 3. № 1 (46). С. 327-331.Полоцкая, Е.Е. Чайковский – теоретик, или раздумья о ликах гения // Музыковедение. 2008. № 3. С. 30-40.Полоцкая, Е.Е. П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Российская академия музыки им. Гнесиных. Москва, 2009Селезнева, Г.А. Реализация деятельностного подхода в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Современная образовательная среда: теория и практика. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 180-182.Чуб, О. Духовные мотивы в творчестве П.И. Чайковского // Искусство в школе. 2008. № 1. С. 44-47.Фёдорова, С.Н. Музыкально-эстетическое воспитание: поликультурный аспект // Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Марийский государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра дошкольной и социальной педагогики, ГОУ ДОД Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи"; Ответственные редакторы: Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина. 2010. С. 26-29.
1. Васильева, Н.В. Скрытый эсхатологический сценарий в опере П.И. Чайковского «Иоланта» // Музыка и время. 2006. № 10. С. 56-58.
2. Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. –176 с.93.
3. Иванова, Л.Г. Народная песня в творчестве П.И. Чайковского // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Москва, 2015. С. 170-179.
4. Комаров, А.В Восстановление произведений П.И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии. диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Москва, 2006
5. Кречетова, Г.А. Специфика музыкально-эстетического воспитания и развития творческой личности обучающегося // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-1. С. 68-71.
6. Кудрявцева, С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегрированного подхода в обучении (на основе рериховской концепции эстетического воспитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2000
7. Лезьер, В.А. Проблема интерпретации философских идей Б. Спинозы в опере П.И. Чайковсого «Иоланта» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 255-257.
8. Макарова, А.Л. Тема судьбы и промысла в «Иоланте» Чайковского // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1 (26). С. 111-120.
9. Макарова, Т.И. «Иоланта» П.И. Чайковского: история сценических интерпретаций // Искусствознание: теория, история, практика. 2015. № 2 (12). С. 42-51.
10. Острикова, Т.Н. Синтез искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей научной редакцией А.Ф. Григорьева. 2017. С. 74-78.
11. Павлова, И.Ю. Развитие творческих способностей личности в процессе музыкально-эстетического воспитания детей // ЮНЕСКО: стратегия развития культуры, науки и образования в контексте нового гуманизма. материалы Международной научно-практической конференции (в рамках Международного форума «Сбережение человечества как императив устойчивого развития»). 2016. С. 341-345.
12. Полозов, С.П. Семантика многократного повторения высоты звука в творчестве П.И. Чайковского // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 3. № 1 (46). С. 327-331.
13. Полоцкая, Е.Е. Чайковский – теоретик, или раздумья о ликах гения // Музыковедение. 2008. № 3. С. 30-40.
14. Полоцкая, Е.Е. П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Российская академия музыки им. Гнесиных. Москва, 2009
15. Селезнева, Г.А. Реализация деятельностного подхода в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Современная образовательная среда: теория и практика. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 180-182.
16. Чуб, О. Духовные мотивы в творчестве П.И. Чайковского // Искусство в школе. 2008. № 1. С. 44-47.
17. Фёдорова, С.Н. Музыкально-эстетическое воспитание: поликультурный аспект // Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Марийский государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра дошкольной и социальной педагогики, ГОУ ДОД Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи"; Ответственные редакторы: Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина. 2010. С. 26-29.
Вопрос-ответ:
Какая опера была создана П.И. Чайковским?
П.И. Чайковский создал оперу "Иоланда".
Каково было реакция публики на премьеру оперы "Иоланда"?
Премьера прошла с большим успехом, вся опера произвела самое благоприятное впечатление на зрителей. В конце ее много раз вызывали Чайковского, направника и всех исполнителей.
Какие номера были записаны в опере "Иоланда"?
В опере "Иоланда" было записано много сольных номеров.
Какие образы воплощены в опере "Иоланда"?
В опере "Иоланда" присутствуют основные образы, которые характеризуются своей особой индивидуальностью и являются ключевыми для развития сюжета.
Что известно о либретто оперы "Иоланда"?
Либретто оперы "Иоланда" написано в жанре композиции драматургии, оно описывает события и действия, разворачивающиеся на сцене.
Когда была представлена опера "Иоланда"?
Опера "Иоланда" была представлена в 1892 году.
Какие номера были записаны в опере "Иоланда"?
В опере "Иоланда" было записано много сольных номеров.
Какое впечатление произвела опера "Иоланда" на зрителей?
Опера "Иоланда" произвела самое благоприятное впечатление на зрителей, и в конце ее много раз вызывали Чайковского, направника и всех исполнителей.
Чьим либретто была оперы "Иоланда"?
Либретто оперы "Иоланда" было написано по пьесе Генриха Геце "Иоланта".
Какой жанр имеет оперы "Иоланда"?
Опера "Иоланда" относится к жанру драматургии.
Какова история создания оперы "Иоланда" П.И. Чайковского?
Опера "Иоланда" П.И. Чайковского была создана в 1891 году. Это было одно из последних произведений композитора. Опера написана на либретто Модеста Чайковского по мотивам пьесы "Королева Иоланда" Генриха Герца. Она была посвящена памяти Николая Рубинштейна, выдающегося композитора и дирижера, друга Чайковского.
Что можно сказать о либретто оперы "Иоланда"?
Либретто оперы "Иоланда" было написано Модестом Чайковским и основано на пьесе "Королева Иоланда" Генриха Герца. В либретто описана история любовного треугольника: Иоланда, принцесса Бургундии, влюблена в Роберта, который, seinerseits, любит Матильду. Чайковский решает проблему, добавляя элементы сказочности и мистики, которые придают опере особую атмосферу.