Проблема обеспечения международной космической безопасности.
Заказать уникальную курсовую работу- 63 63 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект космической безопасности 7
1.1 Понятие «космическая безопасность», существующие подходы 7
1.2 Этапы освоения космического пространства и характер взаимоотношений в космосе между космическими державами 12
Глава 2. Современные угрозы и перспективы их преодоления в космическом пространстве 25
2.1 Существующие угрозы в космическом пространстве 25
2.2 Механизмы и инструменты, регулирующие современные международные отношения в космосе, проблемные области 42
Заключение 59
Список используемых источников и литературы 61
Челябинское событие, произошедшее 15 февраля 2013 года, показало, что при входе в атмосферу над густонаселенными районами Земли даже небольшого объекта размером 15 – 20 метров возможны серьезные последствия для населения в виде увечий от воздействия ударной волны, причинение ущерба постройкам и возникновение паники. Такие последствия могут быть сопоставимы с воздействием техногенной катастрофы или даже ядерного оружия. В настоящее время в Российской Федерации существуют две ведомственные системы, задачами которых является, в том числе, контроль космического пространства и предупреждение опасных ситуаций в ОКП: - Система контроля космического пространства (СККП) Министерства обороны Российской Федерации; - Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Указанные системы взаимодействуют между собой на основании специального положения, регламентирующего порядок обмена баллистическими данными и первичными измерениями. Основной задачей СККП является разведка военно-космических систем вероятных противников, обнаружение военных действий в космосе и из космоса, а также доведение информации о космической обстановке до руководства страны и Вооруженных Сил Российской Федерации и информационное обеспечение безопасности космической деятельности Российской Федерации. Ключевым методом для решения такой задачи является непрерывный контроль состояния российских и зарубежных КА, верхних ступеней ракет-носителей, разгонных блоков и прочих объектов космического мусора, осуществляемый с помощью электронно-оптических, квантово-оптических, радиолокационных и радиотехнических средств. Системой определяются характеристики и назначение всех КА в зоне видимости российских средств контроля, состав и текущее состояние орбитальных группировок космических систем России и иностранных государств, а также признаки начала военных действий в космосе и из космоса. Система АСПОС ОКП предназначена для обеспечения безопасности космической деятельности путем формирования предупреждений об опасных ситуациях в ОКП и выдачи их потребителям, информирования органов государственной власти и организаций о возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей среды, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по проблемам космического мусора. АСПОС ОКП решает следующие задачи: оценка безопасности и подтверждение (уточнение) времени старта КА, запускаемых по программам Роскосмоса; контроль выполнения этапов выведения на целевые орбиты КА, запускаемых в рамках Федеральной космической программы (ФКП) России, федеральных целевых программ и коммерческих программ (в том числе нерасчетных и аварийных случаях); контроль мероприятий по уводу отработавших отечественных КА, верхних ступеней ракет-носителей и разгонных блоков в зоны захоронения или на орбиты с ограниченным сроком баллистического существования; оперативное формирование и доведение информации о фактах возникновения опасных ситуаций в ОКП, включая разрушения космических объектов (КО), опасные сближения пилотируемых и других КА российской орбитальной группировки (за исключением военного назначения) с потенциально опасными КО; прогнозирование сходов с орбит, падений КО риска и доведение соответствующей информации руководству Роскосмоса, в центры управления полетами космических систем (комплексов) и другие. На текущий момент, в состав АСПОС ОКП входят: 1) главный информационно-аналитический центр (эксплуатируемый АО «ЦНИИмаш», г. Королев) (далее – ГИАЦ); ГИАЦ предназначен для формирования заданий сегментам и средствам системы, сбора, окончательной обработки, анализа, систематизации, каталогизации и хранения информации о КО, получаемой от сегментов системы и других доступных источников, прогнозирования и сопровождения опасных ситуаций в ОКП, выдачи сообщений (предупреждения) потребителям информации. 2) сегмент мониторинга опасных ситуаций в области геостационарных, высокоэллиптических и средневысоких орбит (эксплуатируемый ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, г. Москва) (далее – Сегмент ИПМ); Сегмент ИПМ предназначен для сбора, первичной обработки и передачи в ГИАЦ первичной информации о событиях в ОКП по измерительной информации от специализированных оптических и оптико-электронных средств мониторинга ОКП. 3) сегмент по расчету параметров солнечной и геомагнитной активности (эксплуатируемый ИЗМИРАН, г. Троицк); Сегмент по расчету параметров солнечной и геомагнитной активности предназначен для сбора, первичной обработки и передачи в ГИАЦ информации о параметрах солнечной и геомагнитной активности, используемой при баллистических расчетах. Результаты работы этого сегмента достаточно важны для решения задачи обеспечения безопасности полетов КА. Основным препятствием к улучшению точности определения срока существования КО является сложность прогнозирования «космической погоды». В частности, воздействие излучения Солнца на ионосферу Земли приводит к изменению плотности набегающего потока (в целом и в виде «горба» над освещенным полушарием), существенно влияя на точность прогноза движения КО. В свою очередь, заряженные частицы представляют собой серьезную опасность для функционирующего КА. Попадание тяжелой заряженной частицы может вызвать отказ микроэлектроники КА. 3) комплекс специализированных оптико-электронных средств (далее - КСОЭС), выполняющий задачи сбора, первичной обработки и передачи в ГИАЦ и сегмент ИПМ измерительной информации о КО. Оптическими средствами (телескопами) проводятся наблюдения объектов высокоорбитальной области космического пространства, низкоорбитальная область отслеживается, главным образом, с применением радиолокационных станций (РЛС). Одним из ключевых элементов АСПОС ОКП является сегмент ИПМ, в котором ежесуточно проводится ситуационный анализ высокоорбитальной области космического пространства. Основным источником сведений о космических объектах, информация от которых поступает в Сегмента ИПМ является Международная сеть оптических телескопов (МСОТ), координируемая Институтом прикладной математики. Специалистами оперативно-технической группы сегмента ИПМ проводятся работы по контролю и выявлению различного рода опасных ситуаций, возникающих в высокоорбитальной области ОКП в интересах обеспечения безопасности космических полетов КА российской орбитальной группировки. Для этого используются современные аппаратно-программные комплексы, реализующие передовые программно-математические методы и баллистические решения. Для эффективной организации деятельности по контролю и предупреждению опасных событий необходимо рассмотрение всех возможных видов ситуаций, которые могут возникнуть в околоземном космосе. По определению ООН, космическое пространство является уникальным ресурсом человечества. Видится необходимым создание единой Национальной системы обеспечения безопасности космической деятельности в ОКП (далее – Национальной системы), способной адекватно реагировать на вновь возникающие космические угрозы и непрерывно возрастающие тенденции масштабной экспансии продуктов высоких технологий в ближний космос. Такая система должна играть стержневую роль в формировании международных принципов и задач обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, отвечать на вызовы, создаваемые отдельными государствами, чьи подходы к формированию национальной стратегии управления космическим движением могут нести в себе угрозу мирному и созидательному развитию космонавтики во благо всего человечества. Перспективная Национальная система должна, прежде всего, отражать интересы Российской Федерации в области космической деятельности, закрепленные в основах государственной политики, являющихся ключевым документом стратегического планирования. Перспективная Национальная система должна основываться на следующих важных принципах: 1) Принцип информационной безопасности. Информация об орбитальной группировке КА Российской Федерации (о траектории движения, опасных событиях и иных параметрах КА социально-экономического, научного, двойного и оборонного назначения) относятся к стратегически важной государственной информацией и не должна являться субъектом интересов коммерческих компаний и частных лиц. Необходимо предусмотреть меры по защите информации от преднамеренного вмешательства, совершения попыток хищения или ее умышленного искажения. Для обеспечения информационной безопасности целесообразно применять технологии разделения допуска, исключающие несанкционированный доступ участников, нарушение конфиденциальности и требований защиты государственной тайны. 2) Принцип опережения. Принцип заключается в разработке и использовании механизмов опережающего развития, передовых идей и прорывных технологий. Для выхода на лидирующие позиции в области ситуационной осведомленности об объектах и событиях в ближнем космосе, методов предупреждения и парирования неблагоприятных сценариев в ОКП, необходимо стимулирование участников перспективной Национальной системы к разработке и внедрению передовых технологий, научных методов, новых открытий. Характеристики применяемых технологий должны, как минимум, находиться на уровне, а лучше превышать характеристики иностранных аналогов. Разработка новых технологий должна вестись опережающими темпами. 3) Принцип точности, оперативности, достоверности, полноты информации об объектах и событиях в ОКП. Указанный принцип необходим, прежде всего, для принятия решений о своевременном предупреждении опасных ситуаций и оценке связанных с ними рисков. К примеру, от точности расчетов орбитальных параметров движения КО зависит точность определения времени возникновения неблагоприятной ситуации. В свою очередь, от оперативности выявления опасности зависит дальнейшее принятие решений по ее парированию, на которое, как правило, имеется небольшой запас времени. 4) Принцип максимального контроля. Функция контроля является ключевой функцией управления. Реализация принципа необходима для предотвращения отклонений фактических направлений деятельности от запланированных целей. В случае выявления подобных отклонений должно происходить оперативное принятие управленческих решений по их исправлению, до возникновения кризисной ситуации. 5) Принцип независимости от внешних, неучтенных источников информации. Архитектура перспективной Национальной системы должна быть построена таким образом, чтобы не иметь внешних выходов на иные источники, не входящие в контур системы. Такие источники представляют широкому кругу лиц подобную информацию в открытом доступе (к примеру, в Национальной системе не должен применяться американский каталог космических объектов). Необходимо предусмотреть поддержание и использование только собственных разработок и баз данных. 6) Принцип системности, иерархичности. Структура перспективной Национальной системы должна включать в себя совокупность элементов, каждый из которых решает определенные задачи, направленные на достижение единой цели. При этом должна быть выстроена вертикаль управления системой и сформирован управленческий контур, ответственный за принятие решений. 7) Принцип межведомственного взаимодействия. Отмеченный принцип представляет собой реализацию взаимодействия между органами власти, министерствами, ведомствами, учреждениями науки и предприятиямипромышленности в целях качественного и эффективного решения задач перспективной Национальной системы. Реализация вышеуказанных принципов обеспечит сохранение лидирующих позиций Российской Федерации, как ведущей космической державы и ключевого актора в области ситуационной осведомленности о деятельности в околоземном космосе. Космическая деятельность в настоящее время в странах мира растет лавинообразно, в ней так или иначе участвуют все страны. После полувекового относительного затишья, на волне научно-технической и технологической революции, космическая деятельность разворачивается с новой силой и в новом масштабе. Создаются условия для начала практической экспансии человечества в космос, идет глобальный процесс формирования космической цивилизации Земли, оказывающий воздействие на все сферы жизни стран и народов. Подготовка к космической экспансии человечества становится расширяющимся повседневным потоком деятельности многих стран. Продолжается обсуждение участия в создании и эксплуатации окололунной орбитальной станции США, Канады, Японии, России и Европейского космического агентства. НАСА начало прием заявок от национальных космических компаний на участие в программе снабжения будущей окололунной орбитальной станции (на что выделяется $7 млдр). На 2021 г. США намечают беспилотный облет Луны, в 2024 г. − возвращение людей на Луну. Европейское космическое агентство продолжает исследование пригодности пещер и лавовых трубок на Луне для обеспечения жизнедеятельности астронавтов. «Роскосмос» и РАН готовят к концу осени 2019 г. программу исследования и освоения Луны. «Роскосмос» объявил тендер на проведение исследований по пилотируемому полету на Луну, на начало 2030-х гг. планируются ежегодные полеты людей на Луну и начало создания постоянной Лунной базы. В КНР собрали первый летный образец перспективного пилотируемого, частично многоразового космического корабля, который создается для использования в полетах на космические станции и Луну. Космический корабль «Союз МС-14» с роботом «Федором» со второй попытки состыковался с МКС. На Землю на корабле SpaceX CRS-18 вернулся с МКС разработанный в Германии роботизированный помощник астронавтов, позволяющий автоматизировать и облегчить ряд функций астронавтов. В 2019 г. готовится к запуску первый вьетнамский спутник радиолокационного наблюдения Земли. Иран опроверг сообщение западных СМИ о неудачной попытке запуска спутника в Космическом центре Имама Хомейни. В НАСА объявили о завершении сборки нового космического телескопа James Webb («Джеймс Уэбб») стоимостью $9,7 млрд, запускаемого в марте 2021 г. Телескоп позволит вести поиск следов жизни в атмосфере планет других звезд, изучать формирование первых звезд и галактик Вселенной, свет от которых шел к Земле до 13,5 млрд лет. В 2020 г. японский аппарат «Хаябуса-2» доставит на Землю образцы грунта с астероида Рюгу. В NASA завершили монтаж вертолета−беспилотника на марсоходе Mars 2020 Rover, который планируется десантировать на поверхность Марса зимой 2021 г. На 2025 г. НАСА официально утвердило миссию к спутнику Юпитера Европе. В Узбекистане создано Агентство космических исследований и технологий «Узбеккосмос», которое к ноябрю 2019 г. внесет в парламент закон «О космической деятельности» и в течение года подготовит программу развития космической отрасли страны на ближайшие 10 лет. Официально приступило к работе Космическое командование США (появился 6-й вид вооруженных сил США). В Таиланде военные запустили новый военно-космический центр по обеспечению национальной безопасности страны в космическом пространстве. НАСА опубликовало отчет об испытании индийского противоспутникового оружия весной 2019 г. (около 15 % фрагментов уничтоженного спутника остаются на орбите, создавая угрозу аварий в ближнем космосе) . И это не полная информация о событиях только 10 дней. В космическую деятельность вовлечены десятки тысяч гражданских и военных организаций всех стран. Она оказывает все большее влияние на жизнь человечества, открывает новые перспективы перед государственностью. Появилась информация о планах США разместить в космосе оружие, поскольку, считается, что деятельность всех наземных войск в настоящее время во многом зависит от спутников, их защищенности. Министерство обороны США объявило тендер на создание военной орбитальной станции. Предположительно, она может использоваться как космический командный пункт и откроет возможность присутствия военных США на орбите Земли и в пространстве между Землей и Луной. Это неизбежно вызовет ответную реакцию РФ и КНР, тем более, что в СССР уже был опыт разработки военных космических станций. В настоящее время активно ведется разработка разных видов космического оружия, в частности, лазерного и др. Размещение оружия массового поражения в космосе запрещено международным правом (ст. IV Договора о космосе 1967 г.).Однако некоторые разновидности такого вида атомного оружия, как нейтронное (в частности, нейтронные пушки), эксперты отдельных стран пытаются вывести за пределы установленных запретов, хотя это оружие, менее эффективное в земной атмосфере, в безвоздушном космическом пространстве может быть оружием массового поражения. Формирование космической государственности и фундаментальное значение этого процесса В условиях начавшейся четвертой промышленной революции в технологиях (особенно информационных), фундаментальных прорывов в естественных и технических науках, в связи с поднимающейся новой мощной волной космической деятельности, процессами глобализации в экономике, политике, культуре, информации, праве, происходит трансформация государства и права. Меняются их ценности, исторические цели, масштабы и технологии функционирования, раскрываются новые грани и перспективы их потенциала и макроисторического предназначения. В начале ХХI в. обретает законченные черты обозначившийся во второй половине ХХ в. процесс начала формирования космической государственности. В ходе исторической эволюции государства приобретали много новых черт и свойств, эволюционируя к более крупным, сильным, устойчивым и правовым образованиям. В разных исторических, географических и культурных условиях менялись формы и режимы функционирования государств – от сравнительно простых до весьма сложных конструкций власти, от диктаторских до максимально гуманных и просвещенных. Ряд государств в разные эпохи охватывали своей властью огромную территорию на континентах, появлялись и распадались колониальные империи, выходившие территориально за рамки континентов. Но все это происходило в рамках освоения планеты Земля. И только во второй половине ХХ в., особенно в начале ХХI в., в связи с развитием практической космонавтики, науки и техники, открылись новые возможности для расширения сначала научной, а затем и практической деятельности человека за пределами Земли. Впервые открывшиеся возможности освоения нового огромного пространства, космических объектов и богатств космоса, ведут к значительному изменению государства и права для гибкого, умного и четкого управления неограниченным, постоянно растущим количеством субъектов управления в неограниченном по протяженности и физическим особенностям пространстве за пределами Земли. Это потребует переосмысления и своевременной перенастройки механизмов государственного управления и правового регулирования. Данная проблема, с одной стороны, уже сегодня актуальна для общетеоретического и стратегического осмысления природы и перспектив развития государства и права в контексте текущего процесса эволюции человечества и формирования космической цивилизации. С другой стороны, что не менее важно, эта проблема имеет футурологический аспект для определения и стимулирования развития передовых технологий, знаний, наиболее эффективных при движении к перспективным целям, а также для исследования формирования новой идеологии, стратегии планирования и развития глобальной космической цивилизации как сложносоставного целого и системы входящих в нее государств с учетом возможных рисков на национальном и международном уровнях. Требуется осмысление проблем государственного управления с учетом развития искусственного интеллекта, его широкого внедрения, автономного и подконтрольного человеку функционирования, клонирования, генетического совершенствования и приспособления к разным космическим условиям человека, возможности значительного продления человеческой жизни в условиях выращивания, трансплантации и замены человеческих органов. В перспективе актуализируются проблемы управления и правового регулирования в условиях предстоящего, видимо, уже в следующем веке, начала масштабного промышленного освоения космических ресурсов и постепенного поэтапного создания станций и поселений сначала на Луне, ближних планетах Солнечной системы, а в дальнейшем и за ее пределами. Необходимость междисциплинарных и межотраслевых исследований формирования космической государственности Предварительно сделаем два общих замечания. Во-первых, современное земное государство, превращающееся в космическое, по сравнению с предстоящим его развитием в перспективе как космического государства разного уровня, представляет собой еще ранний этап эволюции систем управления космической цивилизации. Однако уже в настоящее время начинается процесс изменения государства с учетом его открывающегося нового направления развития. Во-вторых, с самим государством, механизмами, целями, средствами государственного управления, регулирования, планирования и контроля в космическом государстве, по мере его развития, очевидно, произойдут значительные изменения. Как справедливо отмечено в современной теории права, правообразование происходит по двум основным направлениям – стихийно (спонтанно) в процессе саморегулирования общественной жизни, а также в процессе целенаправленного правотворчества и правового регулирования (планомернорациональное в правообразовательном процессе). Гармоничное сочетание этих двух начал в правообразовании дает наилучший результат. Эти два начала − спонтанное и целенаправленное (самоорганизация, самоуправление и организация, управление применительно к государственному управлению и политической системе), очевидно, могут получить максимальное развитие в организации общественной жизни космической цивилизации, в государственном управлении и правовом регулировании в космической государственности. Эта государственность будет существовать и эволюционировать в еще более разнообразных (по сравнению с земными) космических условиях с их пространственно-временными, природными и социальными особенностями. В литературе также обращено внимание на то, что глобализация не только фактор правообразования, но в современных условиях − в значительной мере правопреобразующий фактор. Многообразная растущая космическая деятельность отдельных стран и частных корпораций (в том числе сверхглобальная) также влияет на образование и преобразование, адаптацию к новым условиям и вызовам государственных органов, правовых норм и институтов. Предстоящая конкуренция стран мировых лидеров в космосе, в космической экономике, энергетике и других областях, прежде всего за космические ресурсы и территории Луны, Марса, ближних астероидов, требует расширения подготовки юристов космического профиля, прежде всего − теоретиков, международников, цивилистов и др. Необходимы как ученые в сфере космического права и космического государства, так и юристы-практики космического профиля. По итогам обсуждения российской Лунной программы в РАН и «Роскосмосе» в конце 2018 г. справедливо отметили: «Считать необходимым… разработать план юридического обеспечения интересов Российской Федерации в потенциально возможных территориальных спорах и поручить профильным вузам (МГУ, РУДН и др.) подготовку необходимого числа специалистов по космическому праву»3 . Эта задача неизбежно встает и перед другими странами. Начало преобразования земных государств в космические (в первую очередь государств-лидеров) ставит фундаментальные философские и общетеоретические задачи, а также связанную с ними ветвь отраслевых теоретико-прикладных и практических вопросов, которые будут координироваться, расширяться и углубляться по мере развития и ускорения запущенного исторического процесса. Можно полагать, что со временем теория формирования космического государства и его дальнейшей эволюции заменит прежние представления о будущем государства − об остановке его эволюции на планетарном уровне, а также леворадикальные идеи об отмирании или отмене государства в обозримом будущем. Государству как историческому явлению, по мере формирования и развития космической цивилизации человечества, предстоит пройти длительный исторический путь, при этом адаптируясь к меняющимся условиям существования человеческой (возможно и постчеловеческой) цивилизации и ее распространения в космосе, к различным космическим масштабам функционирования и уровням развития космических цивилизаций. В связи с этим философии права и государства, а также общей теории государства и права предстоит исследовать основные тенденции эволюции, модели, формы, структуру и функции космических государств, условия, факторы и особенности преобразования земных государств в космические, их взаимоотношения, взаимосвязь с иными социальными институтами, индивидуальным, групповым и общественным сознанием, искусственным интеллектом. Космос поставит перед правовой наукой много фундаментальных проблем, о которых мы пока можем лишь догадываться. История государства и права и история правовой и политической мысли должны будут исследовать опережающие, отстающие и сопровождающие процессы в общественном сознании, правовой и политической науке, в практическом институциональном развитии в связи с наметившейся трансформацией государственности, а также предысторию и историю этого многоаспектного процесса в политической и правовой реальности разных стран. Перед наукой конституционного права встанут проблемы разработки конституционных основ, принципов деятельности космических государств, переформатирования основных законов государства с учетом начала и перспектив освоения космоса − сначала ближнего, затем и более отдаленного. Необходима будет выработка адекватной модели прорастающего в космическую деятельность государства, пространство деятельности которого будет расширяться. Важно уточнить соотношение подсистем его органов (ветвей власти), определить статус новых государственных органов космического государства, а также оптимальное сочетание полномочий государственных органов, прав, свобод и обязанностей (в том числе новых) человека и гражданина с учетом новой пространственно-временной реальности, целей и задач развития, технического уровня цивилизации. Очевидно, актуализируется и необходимость определенной дальнейшей унификации конституционного законодательства космических государств. От теорий административного права, государственного управления (сегодня около 40 стран уже имеют различные государственные органы по организации и управлению космической деятельностью) и государственной службы, таможенного и налогового права потребуется уточнение, переосмысление и расширение понятийного аппарата, теоретических конструкций связанных с обеспечением порядка и эффективного государственного управления и необходимости иного уровня квалификации государственных служащих. Потребуется научная и законотворческая проработка правового регулирования использования качественно иных транспортных средств, технологий, связанных с развертыванием космической промышленности и перевозкой грузов, иными масштабами и уровнями рисков, их устранения. Необходимо будет достраивать качественно новую высокотехнологичную космическую таможенную и санитарно-эпидемиологическую службу. Отдельно стоят проблемы научного осмысления правового регулирования расширения использования искусственного интеллекта для работы в недоступных для человека космических условиях, на запредельных для человека космических скоростях и с наиболее сложной космической техникой, а также гармонизации таких компонентов с государственным управлением, человеком и правопорядком. Осмысление новых аспектов военной (в настоящее время шесть стран создали космические войска или космические подразделения) и правоохранительной службы в космосе за пределами Земли, как и службы космической и иной безопасности также не всегда может быть описано представлениями об их земном варианте. Науке гражданского права предстоит разработка возможности распространения на многоаспектную сферу космической деятельности теории и правовых конструкций права собственности, различных ее форм и разумных ограничений, права недропользования с особенностями для различных космических объектов, условий и добываемых веществ, различных гражданско-правовых конструкций участников правоотношений, видов договоров, а также при необходимости − их модификации. Актуализируется потребность в выработке новых концепций и теорий участия государства и частного капитала в разных видах космической деятельности, государственно-частного партнерства в технической, интеллектуальной, информационной, транспортной, банковской, страховой и иной деятельности в космосе (как и в изучении развивающегося законодательства и практики его применения в странах, лидирующих в космической деятельности). В теории уголовного права, преступления и наказания, как и в теории административных правонарушений, уголовно-исполнительного права появятся неизвестные ранее запреты и разрешения, новые понятия, составы правонарушений и преступлений. Представления о многих других правовых понятиях, нормах и институтах несколько расширятся и будут постепенно корректироваться по мере накопления государствами опыта обеспечения правопорядка в ходе космической деятельности и регулирования отношений в космических производствах, базах и поселениях за пределами Земли, а также в ходе накопления и отбора оптимальной практики применения соответствующего законодательства. Теории процессуального права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д.) предстоит выработать оптимальные дистанционные процессуальные формы, что окажется неизбежным, учитывая космические расстояния, особенности течения времени и необходимость более оперативного решения многих вопросов без излишнего обязательного перемещения людей и техники в космическом пространстве. Важную роль в интеграции и согласовании деятельности космических государств, в унификации некоторых их государственных и правовых институтов и правовых норм, по мере накопления необходимой информации, может играть сравнительное правоведение. Необходимо будет также детальное исследование государства и права развитых зарубежных стран, развивающихся в космические государства и формирующих национальное космическое право (США, КНР, Франция, Израиль, Индия, Япония, Великобритания и др.). Значительную роль в разработке проблем космической государственности и ее правового функционирования, мирной направленности космической деятельности международных организаций, космических государств и частных корпораций, участвующих в космической деятельности, должны сыграть международное публичное и международное частное право. Получат развитие философия и общая теория международного права. Современный кризис международного права и системы международной безопасности может иметь катастрофические последствия. Без правового регулирования межгосударственных отношений и повышения роли в результате реформирования ООН, без создания на планетарном уровне более сильных структур глобального управления, эффективных сдержек и противовесов, правового регулирования и обеспечения мира, очевидно, что взрывное развитие космической деятельности, может привести не только к обострению конкуренции, но и к космическим войнам государств за космические ресурсы и пространство. Наука и практика международного права должны содействовать обеспечению общечеловеческих интересов в космической деятельности, интересов космической цивилизации планеты Земля в целом, а также сохранению относительного баланса сил, прав и обязанностей стран лидеров, поддержания международного правопорядка, международной безопасности и мира на Земле и в космосе. Необходимо создание надежных международно-правовых основ международного (прежде всего межгосударственного) взаимовыгодного сотрудничества в подготовке и реализации сверхглобальных проектов человечества с надлежащим международным контролем. Трансформация развитых земных государств в космические требует также участия в осмыслении данного феномена и его последствий других общественных и гуманитарных наук: философии, политологии, экономики, экологии, социологии, истории, психологии, филологии и др. Для каждой из этих наук начавшиеся глубокие изменения в государственности потребуют корректировки и расширения общих представлений о государстве и политической системе, их природе, назначении, масштабах, уровнях, методах социального управления и регулирования, о природе и историческом месте человека в эволюции разума и т. д. Формирование космической цивилизации будет стимулировать развитие постепенно расширяющихся подотраслей всех указанных наук с добавлением слова «космическая» (космическая политология, космическая экономика, космическая экология и т. д.). Выход армий развитых государств в космос – в России, КНР, США, Франции, Японии, Великобритании (этот список явно будет продолжен в ближайшие годы), угроза распространения военных конфликтов и вооружений в космос, возможная в обозримом будущем конкуренция и борьба наиболее развитых стран за стратегически важные участки в космосе, на Луне и иных планетах, ставит много новых проблем перед военной наукой, а также теориями национальной, глобальной и космической безопасности. Формирование космического государства требует объединения усилий исследователей разного профиля для всестороннего изучения раскрывающегося в истории глубинного космического потенциала государства и права, возможностей и последствий этого процесса в контексте других глобальных и сверхглобальных процессов, в которые вошло и входит человечество. Юридическая наука на базе междисциплинарных исследований и в контексте межотраслевых исследований иных социальных и гуманитарных наук должна активнее включиться в изучение процесса начала формирования космической государственности и формирования обновленной системы международной безопасности для обеспечения мира и минимизации новых возникающих рисков на Земле и в космосе. Список литературы 1 Бовдунов, Александр и Комарова, Елизавета. «Проект в формате “звёздных войн”»: зачем Пентагон планирует создать военную орбитальную станцию. ЗаключениеКосмическая безопасность перестала быть исключительно способностью одного государства иметь военное превосходство в космосе над другим, теперь это «способность субъекта контролировать часть космического пространства и осуществлять в нем определенную деятельность, не подвергаясь при этом внешнему давлению, угрозам или нападению со стороны оппонентов». Глубокое проникновение космических информационных систем в различные сферы жизни, в том числе и в военную, привело к тому, что прекращение их функционирования как могло, так и по сей день может привести к эскалации конфликта в ядерную войну. Это породило стремление государств защитить их, что, в свою очередь, спровоцировало «вторую космическую гонку». Существуют различные точки зрения относительно даты ее начала. Так, одни специалисты говорят о 2002 годе, когда США вышли из Договора по ПРО и завершили ряд американороссийских космических инициатив (программа РАМОС и др.). Другие специалисты придерживаются мнения, что она началась в 2003 году с успехов Китая в области космонавтики. За этим последовали изменения в космических программах других стран мира, направленные либо на ускорение развития космических программ, либо на достижение такого уровня развития в этой области, которое не позволит Китаю занять лидирующие позиции. Отличительной особенностью «второй космической гонки» стало, с одной стороны, стремление международного сообщества сформировать международную космическую политику для поиска новых и эффективных форм сотрудничества между странами, участвующими в освоении космоса, которые при этом не несли бы угрозу их национальной безопасности (проект «Воздушный старт», проект МКС, системы ГАЛИЛЕО-ГЛОНАСС и др.). А с другой стороны, возникла тенденция, заключающаяся в стремлении каждого государства к единоличному освоению и практическому использованию космоса, обладанию своими независимыми активами. Использование собственных ресурсов, технологий и независимый доступ в космос стали превалировать над международным сотрудничеством. Участниками космической деятельности являются более 120 стран мира. Лидирующие позиции в освоении космоса в настоящее время занимают страны, входящие в «Большой космический клуб» (БКК): Россия, США, Франция, Япония, КНР, Великобритания, ЕКА, Индия, Израиль, способные самостоятельно осваивать и использовать космос в практических целях. Наряду с ними существуют страны – «кандидаты» в члены: Бразилия, ЮАР, Иран и др., не обладающие достаточным потенциалом для реализации своих космических программ в масштабах стран БКК. Членство может дать им новые возможности в политической, военной, научно-технической и социально-экономической сферах. Однако с увеличением количества участников, развитием науки и техники, усилением борьбы за космическое пространство возникают все новые проблемы, грозящие пересмотром принципов использования космического пространства и порождающие угрозу космической безопасности и, как следствие, национальной безопасности.Список используемых источников и литературыИСТОЧНИКИНормативно-правовые акты: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года// Официальный сайт ООН. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. URL :http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtmlДоговор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26.05.1972// Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/- /asset_publisher/rp0fiUBmANaH/content/id/609080Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет [Гаагский кодекс поведения]. Гаага, 25 ноября 2002г// Конвенции и Соглашения. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_code.shtmlОфициальный сайт государственной корпорации по космической деятельности РОСКОСМОС [Электронный ресурс].URL: https://www.roscosmos.ru/Official web-site NASA [Электронныйресурс]. URL: https://www.nasa.gov/ OfficialwebsiteCNSA [Электронный ресурс]. URL:http://www.cnsa.gov.cn/n6443408/index.htmlOfficial website UNIDIR [Электронныйресурс]. URL: http://www.unidir.org/Выступления политиков:Выступление В.В.Путина на пленарном заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций («Саммите тысячелетия») от 06.09.2000// Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22231Послание Президента Федеральному Собранию// Сайт Президент России. 01.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957UNISPACE Conferences// Official web-site of United Nations Office for Outer Space Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/aboutus/history/unispace.htmlJohn F. Kennedy Moon Speech – Rice Stadium. September 12, 1962// Johnson Space Center. Retrieved March 19, 2018 [Электронныйресурс]. URL: https://er.jsc.nasa.gov/seh/ricetalk.htmЛИТЕРАТУРА:1) Космос: оружие, дипломатия, безопасность / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина ; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 175 с.2) Фененко А.В. Современная международная безопасность: ядерный фактор. М: ИздвоАспектПресс,2013, С.573.3) Dolman E.C. Astropolitik: Classical Geopolitics in Space Age. London: FrankCass, 2002. P. 238. 4)ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ-ОБОРОНАhttp://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=E7B1067B-FE0D-601D-FC47-049249BAF7C35)Основные положения ОСНОВ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-906.https://legalacts.ru/doc/osnovnye-polozhenija-osnov-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii/6) К лекции: Военно-космическая деятельность и проблемы безопасности https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kosmicheskogo-prostranstva-v-voennyh-tselyah-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-sistem-informatsionno7) МИЛИТАРИЗАЦИЯ И ВОЕНИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1991–2010 ГГ. https://cyberleninka.ru/article/n/militarizatsiya-i-voenizatsiya-kosmosa-kak-problema-mezhdunarodnyh-otnosheniy-v-1991-2010-gg8) М.М. Кучерявый Национальная безопасность России в воздушно-космическом пространствеhttps://cyberleninka.ru/article/n/potentsialnye-ugrozy-bezopasnosti-rossii-v-vozdushno-kosmicheskom-prostranstve9) МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А.В. Фененко ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-mezhdunarodnoy-kosmicheskoy-bezopasnosti
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года// Официальный сайт ООН. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. URL :http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtm l
2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26.05.1972// Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/- /asset_publisher/rp0fiUBmANaH/content/id/609080
3. Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет [Гаагский кодекс поведения]. Гаага, 25 ноября 2002г// Конвенции и Соглашения. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_code.shtml
4. Официальный сайт государственной корпорации по космической деятельности РОСКОСМОС [Электронный ресурс].URL: https://www.roscosmos.ru/
5. Official web-site NASA [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/
6. Official website CNSA [Электронный ресурс]. URL:http://www.cnsa.gov.cn/n6443408/index.html
7. Official website UNIDIR [Электронный ресурс]. URL: http://www.unidir.org/
Выступления политиков:
1. Выступление В.В.Путина на пленарном заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций («Саммите тысячелетия») от 06.09.2000// Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22231
2. Послание Президента Федеральному Собранию// Сайт Президент России. 01.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
3. UNISPACE Conferences// Official web-site of United Nations Office for Outer Space Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/aboutus/history/unispace.html
4. John F. Kennedy Moon Speech – Rice Stadium. September 12, 1962// Johnson Space Center. Retrieved March 19, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://er.jsc.nasa.gov/seh/ricetalk.htm
ЛИТЕРАТУРА:
1) Космос: оружие, дипломатия, безопасность / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина ; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 175 с.
2) Фененко А.В. Современная международная безопасность: ядерный фактор. М: Издво Аспект Пресс,2013, С.573.
3) Dolman E.C. Astropolitik: Classical Geopolitics in Space Age. London: Frank Cass, 2002. P. 238.
4)ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ-ОБОРОНА http://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=E7B1067B-FE0D-601D-FC47-049249BAF7C3
5) Основные положения ОСНОВ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-906. https://legalacts.ru/doc/osnovnye-polozhenija-osnov-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii/
6) К лекции: Военно-космическая деятельность и проблемы безопасности https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kosmicheskogo-prostranstva-v-voennyh-tselyah-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-sistem-informatsionno
7) МИЛИТАРИЗАЦИЯ И ВОЕНИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1991–2010 ГГ. https://cyberleninka.ru/article/n/militarizatsiya-i-voenizatsiya-kosmosa-kak-problema-mezhdunarodnyh-otnosheniy-v-1991-2010-gg
8) М.М. Кучерявый Национальная безопасность России в воздушно-космическом пространстве https://cyberleninka.ru/article/n/potentsialnye-ugrozy-bezopasnosti-rossii-v-vozdushno-kosmicheskom-prostranstve
9) МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А.В. Фененко ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-mezhdunarodnoy-kosmicheskoy-bezopasnosti
Вопрос-ответ:
Какова проблема обеспечения международной космической безопасности?
Проблема обеспечения международной космической безопасности заключается в том, что различные космические державы имеют различные интересы и могут потенциально противостоять друг другу в космической области. Это создает угрозы для безопасности и спокойствия в космическом пространстве.
Какие существуют подходы к понятию космическая безопасность?
Существуют различные подходы к понятию космической безопасности. Некоторые подходы сосредотачиваются на защите космической инфраструктуры и информационных систем от внешних угроз. Другие подходы акцентируют внимание на предотвращении начала военных действий в космическом пространстве и контроле размещения оружия в космосе.
Какие существуют угрозы в космическом пространстве?
В космическом пространстве существуют различные угрозы. Это может быть антикосмическое оружие, такое как ракеты-убийцы спутников, кибератаки на космическую инфраструктуру, радиочастотные помехи и прочие виды агрессии. Также, существуют угрозы со стороны космических мусоров и возможных инцидентов, таких как столкновения спутников или поражение космических объектов метеорами.
Что такое космическая безопасность и какие существуют подходы к ее обеспечению?
Космическая безопасность - это концепция, направленная на обеспечение безопасности и стабильности в космическом пространстве. Она включает в себя защиту космических объектов от враждебных действий, предотвращение космических катастроф и снижение риска повреждений космической инфраструктуры. Существуют различные подходы к обеспечению космической безопасности, включая международное сотрудничество, разработку и применение международных правовых норм и соглашений, а также использование новейших технологий для обнаружения и отслеживания угроз в космическом пространстве.
Какие этапы освоения космического пространства существуют и каков характер взаимоотношений между космическими державами?
Освоение космического пространства можно разделить на несколько этапов: первые шаги в космическом исследовании, создание и запуск искусственных спутников Земли, освоение Луны и планетной системы, межпланетные исследования и, наконец, пилотируемые миссии на другие планеты и звезды. Взаимоотношения между космическими державами сложны и многообразны, включая конкуренцию, сотрудничество и потенциальные конфликты. Основными космическими державами являются США, Россия, Китай и некоторые другие страны с развитой космической программой.
Какие угрозы существуют в космическом пространстве?
В космическом пространстве существуют различные угрозы, включая возможность разрушения или перехвата космических объектов, использования космического пространства для ведения кибератак, манипулирования космической инфраструктурой, создания космического мусора и сбега ракет с ядерными боеголовками. Все это может привести к нарушению космической безопасности и нанести значительный ущерб как самим космическим объектам, так и земной инфраструктуре.
Какая проблема обсуждается в статье?
В статье обсуждается проблема обеспечения международной космической безопасности.
Какие подходы существуют к понятию космической безопасности?
Существуют разные подходы к понятию космической безопасности, которые обсуждаются в статье.