Храм Богоявления на Гутуевском острове, г. Санкт-Петербург

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Архитектура
  • 25 25 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 25.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Храм Богоявления на Гутуевском острове 4
1.1. История строительства храма Богоявления 4
1.2. Архитектурный стиль храма Богоявления 7
2. Декоративно-художественное убранство храма Богоявления на Гутуевском острове 9
2.1. Архитектура храма 9
2.2. Внутреннее убранство храма 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Фрагмент для ознакомления

450 электрических лампочек, скрытых от прихожан за притолоками алтарной арки, заливают эффектным светом весь храм, рассчитанный на 1200 молящихся. Отопление храма - пароводяное центральное, устроено по проекту гражданского инженера Б.К.Правдзика, для чего устроено особое здание близ храма [7].На следующий же день после окончательного закрытия храма, большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма. Во времена гонений на церковь и забвения святыни иконостас был разрушен и полностью утерян. Четырнадцать киотов местного ряда иконостаса, размещенные на высокой каменной солее, выложенной плиткой терраццо, сохранились только на черно-белых фотографиях (рис. 10).Изразцовому внутреннему убранству храма не суждено было сохраниться. Благодаря стараниям прихода в 2013 году установлены первые два центральных киота (рис. 11). Работы по воссозданию интерьера велись с момента передачи храма Православной церкви.Рис. 10. Иконостас храма БогоявленияРис. 11. Восстановленный иконостас храмаСохранились эскизы иконостасов с чертежей Косякова, на разрезе опубликованного проекта храма Богоявления (рис. 12). На эскизной подаче внутреннего убранства представлен высокий иконостас, как наиболее распространённый и вмещавший большее количество икон. Три иконостаса имели по три яруса. Первый (местный) ярус являлся основным и занимал половину общей высоты. Каждый иконостас достигал половины высоты арки алтаря. Таким образом, иконостасы закрывали стеновую роспись стен и сводов в приделах и алтарную часть центрального придела. Завершения иконостасов решены в виде трех закомар, увенчанных крестами. Значительное внимание уделено архитектурной стороне и декоративным деталям, в которых прослеживаются черты русско-византийского стиля. Это вполне соответствует неорусскому стилю самого храма [4, 5]. Рис. 12. Эскизы иконостасов с чертежей В.А. КосяковаНо окончательным решением В.А. Косякова было заказать не высокий иконостас, а сделанный из отдельных киотов, между которыми помещались Царские врата, северные и южные диаконские двери. Этот ход позволил с любого места в храме видеть запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену. Благодаря этому каждый посетитель храма оказывался погруженным в другое время, он словно бы переносился к самым истокам христианства. Стеновая роспись нижнего яруса, сплошь состояла из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса. Выше, над Тайной Вечерей, помещался образ Крещения Господня. Изображённые на нём виды берегов Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С.Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину. Иконостас высотою не более трех с половиной метров занял свое место [5].Необходимо отметить, что комплекты изделий проектировались архитекторами индивидуально для каждого храма. Для изготовления заказа Товариществу М.С.Кузнецова представлялись рисунки и деревянные шаблоны каждого элемента, по которым выпускалось необходимое по договору количество. По сохранившимся иконостасам видно, что их детали изготовлены из белой фаянсовой массы с толщиной стенки деталей около 20 мм. При изготовлении фаянсовой массы для иконостасов применялось разнообразное сырье (8 компонентов) из многих регионов страны. В своем одноярусном иконостасе Косяков использовал все многообразие типов и форм древнерусского искусства, являющегося проявлением врожденного таланта народа. Оно заняло достойное место на белоснежном фаянсе иконостаса. Выбор керамики как главного материала позволил добиться органичного единства декора и фона [5].Характер декора иконостаса относится к различным историческим периодам. Это демонстрирует оригинальную стилистическую трактовку национального стиля. Растительные мотивы в роскошном византийском стиле и кельтские ленточные переплетения образуют интересную игру линий. К сожалению, замысел создателей декора сегодня можно лишь отследить по сохранившимся осколкам.Благодаря закруглению арок и симметрично расположенным декоративным узелкам, возникает ленточная плетенка растительного характера. Ажурные панели на киотах, богато украшенные белоснежным узором, изящно выделяются на фоне полностью сюжетно записанных стен. Арки непрерывно украшены узором на внутренней плоскости, ограниченной выступающей тянутой филенкой с ионическим элементами. Композиционно киоты с тяжеловесным низом, лишенным рельефных украшений, к верху насыщаются многообразными декоративными элементами (рис. 13, 14)[5].Рис. 13. Внутреннее убранство храма БогоявленияРис. 14. Внутреннее убранство храма БогоявленияВ храме Богоявления находится святыня – икона Рождества Богородицы (рис. 15). В мае 1992 года сотрудниками ВХПУ им. Мухиной она была пожертвована храму Богоявления. На момент пожертвования икона нуждалась в реставрации, т.к. была потемневшей. Из-за отсутствия средств икона была лишь слегка почищена и протёрта. В местах утраты красочного слоя была сделана только тонировка.В таком виде икона была помещена около южных диаконских дверей на солее главного алтаря храма [7].Рис. 15. Икона Рождества ХристоваЗаключениеВо все времена строящиеся храмы имели большое значение в формировании архитектурного облика поселений и городов любой страны. Русская архитектура рубежа ХIХ - ХХ веков отличается многоообразием стилевых воплощений и художественных форм. В рассматриваемый отрезок времени в Москве, Петербурге и крупных городах страны было построено много интересных памятников зодчества. Одним из таких памятников стал храм Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Он был построен в 1891-1899 годах по проекту архитектора В.А. Косякова при участии Б.К. Правдзика в честь чудесного спасения будущего императора Николая II, который в 1891 году в Японии был ранен в голову ударом меча японского фанатика.В историю отечественной архитектуры храм Богоявления вошел как одно из произведений позднего этапа эволюции русского стиля. Как писали исследователи того времени, здание храма было построено в «неорусском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Храм построен в одной из традиционных для православия планировок типа «крест». Храм Богоявления на Гутуевском острове представляет собой пятикупольный храм в традиционной форме «восьмерик на четверике». Фасады храма богато украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками. Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами.Внутри храма Богоявления был установлен фаянсовый иконостас, который был разрушен и полностью утерян. Как было утеряно изразцовое внутреннее убранство храма. С момента передачи храма Православной церкви велись работы по воссозданию интерьера.Список использованной литературыБартенев И.А., Баташкова В.Н. Очерки архитектурных стилей. -М.: Изобразительное искусство, 1983. – 384 с.Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 367 c.Кириков Б. М. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга Вып.4. 1997. – 464 с.Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 - 1910х годов. - М., Искусство. 1982. - 399 с.Кириченко Е.И. Архитектор Василий Косяков. – М.: БукМарт, 2016. - 352 с.:Крюковских А.П. Петербургские храмы / А.П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2009. – 432 с.Храм Богоявления на Гутуевском острове [Электронный ресурс]. -http://gutui.ru/

1. Бартенев И.А., Баташкова В.Н. Очерки архитектурных стилей. -М.: Изобразительное искусство, 1983. – 384 с.
2. Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 367 c.
3. Кириков Б. М. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга Вып.4. 1997. – 464 с.
4. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 - 1910х годов. - М., Искусство. 1982. - 399 с.
5. Кириченко Е.И. Архитектор Василий Косяков. – М.: БукМарт, 2016. - 352 с.:
6. Крюковских А.П. Петербургские храмы / А.П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2009. – 432 с.
7. Храм Богоявления на Гутуевском острове [Электронный ресурс]. -http://gutui.ru/

Вопрос-ответ:

Как называется храм на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге?

Храм на Гутуевском острове называется Храм Богоявления.

Какая история строительства храма Богоявления на Гутуевском острове?

История строительства храма Богоявления на Гутуевском острове говорит о том, что его строительство началось в ????

Какой архитектурный стиль имеет храм Богоявления на Гутуевском острове?

Храм Богоявления на Гутуевском острове сочетает в себе элементы необарокко и неорусского стиля.

Каким образом оформлен храм Богоявления на Гутуевском острове?

Декоративно-художественное убранство храма Богоявления на Гутуевском острове включает в себя золочение, фрески, мозаики и цветные витражи.

Сколько лампочек освещает храм Богоявления на Гутуевском острове и где они расположены?

В храме Богоявления на Гутуевском острове есть 450 электрических лампочек, которые скрыты от прихожан за притолоками алтарной арки и заливают эффектным светом весь храм, рассчитанный на 1200 молящихся.

Как называется храм на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге?

Храм на Гутуевском острове называется Храм Богоявления.

Когда был построен храм Богоявления на Гутуевском острове?

Строительство храма Богоявления началось в 1907 году и было завершено в 1914 году.

Какой архитектурный стиль имеет храм Богоявления на Гутуевском острове?

Храм Богоявления на Гутуевском острове выполнен в стиле русского национального декоративного классицизма.

Какими декоративными элементами украшен храм Богоявления на Гутуевском острове?

Храм Богоявления на Гутуевском острове украшен резными барельефами, колоннами, куполами и крестами, а также имеет изысканное декоративное убранство.

Как освещается храм Богоявления на Гутуевском острове?

В храме Богоявления на Гутуевском острове установлены 450 электрических лампочек, которые скрыты от прихожан за притолоками алтарной арки и заливают эффектным светом весь храм.

Какой стиль архитектуры храма Богоявления на Гутуевском острове?

Храм Богоявления на Гутуевском острове выполнен в стиле псевдорусской архитектуры с элементами народного зодчества.

Какое декоративно-художественное убранство храма Богоявления на Гутуевском острове?

Храм украшен разнообразными декоративными элементами, такими как резьба по дереву, позолота, роспись, мозаика, фрески и иконостасы.