Русские народные промыслы в системе народного творчества
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 22.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теорико-методологический аспект в изучении русских народных промыслов в системе народного творчества 5
1.1 История становления и развития народных промыслов 5
1.2 Виды русских народных промыслов 11
Глава 2. Русские народные промыслы в системе народного творчества России 22
2.1 Российские художественные народные промыслы 22
2.2 Анализ тенденции исчезновения народных художественных промыслов на примере гончарного мастерства 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной хозяйке Протасовой, которая собрала мастеров из разных уголков России и основала мануфактуру - крупнейшее на то время производство кружев в России[16, с.97].В начале XVIII века в Вятской губернии появились мастера, занимавшиеся изготовлением кружев. Однако промышленные масштабы производство кружев обретает только во второй половине XIX века. Добычей занимаются ремесленники из крестьян. В 1893 году в селе Кукарка Яранска Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны, а иногда и необычны: это тельняшки, плетеный шарф, воротники, салфетки с образцами в виде бабочек, пышные цветы, привередливые петли.Пуховик оренбургский - вязаный платок из уникального пуха оренбургской козы, нанесенный на специальную основу (хлопок, шелк или другой материал).Этот промысел зародился в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия очень тонкие, как паутина, но обычно имеют сложный рисунок и используются в качестве украшения. Тонкость продукта часто определяется двумя параметрами: проходит ли продукт через кольцо и помещается ли его в гусиное яйцо.В середине XIX века в городе Павловский Посад начали производить шерстяные шарфы с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань с помощью форм с рельефным рисунком. Павлопосадские шарфы - это традиционно изделия черного или красного цвета с объемным растительным орнаментом. До 1970-х годов изображение наносилось на ткань различной деревянной формы: контур изображения - доски, «манеры», само изображение - «цветы». На создание шарфа потребовалось до 400 накладок. С 1970-х годов краска наносится на ткань с помощью шелковых и нейлоновых сетчатых узоров. Это увеличивает количество цветов, изысканность изображения и улучшает качество продукции.Абрамцево-Кудринская резьба - художественное ремесло резьбы по дереву, сформировавшееся в конце XIX века недалеко от подмосковной усадьбы Абрамцево. В этой технике изготовлены ведра, посуда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего обихода и утварь. Особенность этих изделий заключается в использовании различных завитков, веток, тонировании и полировке дерева.Ремесла Белгородской области - дело рук отдельных мастеров вне школы. В настоящее время в районе работают гончары, мастера плетения и соломки, резчики по дереву, мастера кружева, вышивки, лоскутного шитья, авторские и народные куклы.По данным правительства области, в Белгородской области нет крупных промышленных центров, так как декоративно-прикладное искусство развито в домашних условиях.Сегодня ООО «Борисовская керамика» работает в области как предприятие народных промыслов. Это крупнейший в России производитель майоликовой толстостенной керамики из красной глины. В ассортименте около трехсот образцов посуды и предметов декора.С 2015 года в области действует производственный кооператив Артель«Старооскольский гончарный завод». Образцы старооскольской глиняной игрушки, которую производят в заведении, в 2018 году были одобрены как изделия народных промыслов.Кроме того, здесь есть гончары, мастера плетения и соломки, резчики по дереву, мастера кружева, вышивки, лоскутного шитья, авторские и народные куклы.Что касается мастеров, то в области 127 мастеров имеют звание «Народные мастера Белгородской области», из них 47 работают в Домах ремесел области.Титул был основан в 2008 году для целевого продвижения мастеров. Он дает возможность мастерам бесплатно посещать Белгородский музей, а при присвоении мастеру звания вручается денежное вознаграждение в размере 10 000 рублей.Получить «народного мастера» могут люди, создающие изделия народного декоративно-прикладного искусства в соответствии с традициями и признанной художественной ценностью. Также мастер должен принять участие как минимум в трех региональных или национальных выставках, фестивалях и других мероприятиях с выставкой своей продукции.Кроме того, мастера, претендующие на звание, должны передавать свои навыки другим людям - преподавать в клубах или участвовать в регулярных мастер-классах. В Белгородской области больше всего народных мастеров в Старооскольском горном уезде - 26 человек.Таким образом, русская культура многогранна по своим формам, стилям, идеям, цветам и другим художественным проявлениям. Среди всего многообразия творческого наследия русской культуры особое значение имеют русские народные промыслы или, другими словами, русская архитектура. Народные промыслы и ремесла России являются неотъемлемой частью культурного наследия страны.2.2 Анализ тенденции исчезновения народных художественных промыслов на примере гончарного мастерстваГончарное дело относится к наиболее древним и распространенным видам ремесел. Это связано с рядом причин. Но среди них обычно были два основных: постоянный спрос на относительно дешевую керамику широких слоев сельского и городского населения, а также доступность сырья. Гончарные изделия давно сохранили особенности индивидуальной деятельности, не подверглись стандартизации и безличности, присущей массовому фабричному производству. Каждый регион разработал свою гончарную посуду, технологию, ассортимент и художественный образ гончарных изделий. В ходе исследования были выявлены культурно-исторические основы гончарного дела Владимирской земли (часть, впоследствии получившая название Ивановской области).Гончарное дело считается одним из древнейших ремесел на земле. Он возник в эпоху неолита, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологических раскопок: керамика ручной работы, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, посуда для воды и зерна. Сохранившиеся по сей день эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство[7, с.41].Керамика на Руси зародилась в доисторические времена, и во время раскопок археологи до сих пор находят различные склеенные вручную горшки, кувшины, сковороды, коряги и другую утварь. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в ремесло, и керамика стала использоваться повсеместно.В то время было много гончарных мастерских, имевших свою «фирменную» торговую марку. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга формой, размерами, технологией обжига. Гончарное дело в те времена было самым почетным и важным ремеслом, которое постоянно развивалось и совершенствовалось. Однако в конечном итоге глина была заменена металлом, а керамика была заменена оловом, серебром, а затем пластиком. А может случиться так, что древний корабль исчезнет навсегда ...Но история, как известно, вращается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди снова почувствовали интерес к гончарному делу как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восхищение и восхищение, а спрос на гончарные изделия ручной работы постоянно растет. Продают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. Мастера «Глиняные футляры» проводят мастер-классы[10, с.23].В дореволюционный период и первые годы Советского государства в бывшей Владимирской губернии керамика была доступна во всех уездах, кроме Александровского и Юрьевецкого. В конце XIX века ими занимались 652 человека. В Шуйском районе гончарным делом занимались только жители с. Меншикова Васильевской волости (ныне село Васильевское Шуйского района Ивановской области). В 50-60 годах XIX века на добыче находилось 25 домов, в которых работало около 60 человек. В течение года было произведено до 200 000 кастрюль различных размеров, в том числе кувшины, закваски, запеканки, смузи[9,с. 46]. Изделия продавали сами гончары на базарах Шуи, Дунилова, Василевского, Парского, Палеха и других сел, не только Шуйского района. Сегодня многие деревни исчезли, а вместе с ними и керамика. В рамках научно-исследовательской работы «Исчезающие народные промыслы России: инновации из прошлого» (согласно ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.») В июне-июле 2011 г. была проведена этнографическая экспедиция в г. Выявление исчезающих видов декоративно-прикладного искусства было проведено в Ивановской области.По результатам экспедиции было обнаружено несколько, вероятно, недостающих ремесел по разработанным ранее критериям, в том числе Гончарное дело Шуйского уезда. В результате экспедиции был проведен анализ изделий местных гончаров, собраны исторические и технологические материалы, которые вошли в базу данных «Исчезающие декоративно-прикладные искусства».Одним из последних гончаров был житель села Дмитрий Иванович Морохов. Однако, как говорят древние, Морохов добывал глину, что подтверждалось богатыми месторождениями сырья, а в селе Скорятихе действительно существовала производственно-торговая палатка, что подтверждается большим количеством битой керамической посуды. Сложно сказать, в какой из деревень возникла керамика, но она существовала, скорее всего, в обоих. Сегодня от села Скорятиха осталось всего два дома, а на месте гончарного производства есть заросшее поле. Забыты и названия населенных пунктов, мало кто из местных вспоминает Скорятиху и Морохов, называя одним именем несколько населенных пунктов - Поречье. Забытые села сегодня никто не возродит, но гончарные изделия могут стать инновационным туристическим продуктом и занять успешное место в туристско-рекреационной деятельности Шуйского района[7, с.41].В Васильевском районе в деревне Шуи есть замечательный музей, который находится рядом с Домом ремесел. В музее хранится уникальная коллекция антиквариата, в том числе большое количество керамических изделий местного производства. Осталось пополнить коллекцию мастер-классами гончара, превратить в керамические сувениры и объединить все в экскурсионном маршруте. При реализации этого маршрута могут возникнуть определенные риски и трудности, в том числе отсутствие специалистов. Однако, как показывает опыт соседних регионов, эта проблема решается при желании, например, приглашенных специалистов или собственного обучения.Таким образом, туристическая деятельность может способствовать сохранению и развитию находящихся под угрозой отраслей, а отрасли, находящиеся под угрозой, могут стать инновационным туристическим продуктом, помогая развитию регионального внутреннего туризма.В последние годы в российской моде возрос интерес к историческим традициям нашей страны. Многие дизайнеры начали использовать известные образцы народных промыслов в современных помещениях. Большинство известных сегодня русских народных промыслов зародились, по крайней мере, несколько веков назад. Это и легендарная хохлома, и всемирно известные оренбургские пуховые платки, и, конечно же, без которых просто невозможно представить Россию - традиционная русская деревянная кукла-кукла. Казалось бы, со временем интерес общества к народным промыслам, возникший еще в царские времена, должен падать. Это кажется логичным: новое время, новые взгляды на жизнь, новое искусство, новые потребности. Однако подавляющее большинство русских ремесел не только продолжают жить, но и развиваются и даже эффективно взаимодействуют с современной культурой и искусством, занимают особую нишу.Есть много примеров тесного взаимодействия русских народных промыслов с современной культурой и искусством. Взять хотя бы подготовку к Олимпиаде в Сочи. «Многие помнят, что кукла участвовала в конкурсе символов Зимних игр 2014 года. Деревянная кукла, расписанная легендарной хохломской росписью, была одной из самых ярких номинантов на роль символа Сочи-2014. И хотя обойти других конкурсантов и получить высокий статус официального символа Олимпийских игр не удалось, деревянная кукла все же осталась в эшелоне брендов «Сочи-2014». Матрешка вместе с другими изделиями, расписанными хохломой, вошла в список официальных олимпийских сувениров»[4, c.56].Кукла-красавица, была не единственным произведением русских народных промыслов, которое должно было приобщиться к главному спортивному событию последних 30 лет. Помимо кукол, частью олимпийского образа было традиционное одеяло, выполненное в технике лоскутной мозаики или, говоря современным языком, методом «лоскутного шитья». Красочное лоскутное одеяло, собранное из 16 лоскутов - орнаментов различных народных промыслов России, стало его главной визуальной концепцией Игр 2014 года.Очевидно, что присутствие русских ремесел в первом эшелоне олимпийской символики не случайно. Таким образом, организаторам крупнейшего спортивного события удалось пристрелить как минимум двух больших зайцев: продвигать отечественную продукцию на мировую арену и, что немаловажно, представить Россию как современную страну, не теряющую связи со своей культурой, богатой историей и прекрасным. традиции.Олимпиада в Сочи - лишь один из ярких примеров взаимодействия народных промыслов с современной культурой. На самом деле, народное искусство можно найти в повседневной жизни практически на каждом этапе: в рекламных кампаниях, социальных сетях и рекламных акциях.Весной прошлого года, например, Госавтоинспекция совместно с Союзом страховщиков и организацией «Движение без опасности» провели интересную акцию по безопасности дорожного движения «Штифт!». Главным символом акции, призывающей водителей сесть за руль, была, кто бы вы подумали, - расписная кукла. Главный знак России, гостеприимство и вежливость на время стал символом безопасности.Русские народные промыслы, несмотря на солидный возраст, по сей день не теряют актуальности. Значение народного искусства в современной культуре поистине неоценимо. И хотя трудно сказать наверняка, в каком направлении будут развиваться традиционные народные промыслы через несколько десятилетий, одно можно сказать наверняка: народное искусство веками будет процветать и совершенствоваться, несмотря на модные тенденции.ЗаключениеНародные промыслы и ремесла являются одновременно отраслью художественной индустрии и областью народного творчества. Сочетание традиций, стилистических особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов личности, ремесленничества и высокого профессионализма - отличительные черты творчества мастеров и мастеров.Активные процессы модернизации сейчас идут в самых разных сферах, в том числе в культуре и искусстве. В современных условиях развитие народно-художественной культуры - сложный и противоречивый процесс.Естественная функция народного декоративно-прикладного искусства - производство утилитарных и художественных изделий, то есть изделий для дома, художественно декорированных. Некоторое время назад было широко распространено мнение, что декоративно-прикладное искусство должно отказаться от своей первичной основы и перейти к производству собственно декоративных изделий. Истоки этой позиции лежали в массовом производстве и распространении фабричных предметов быта, однообразие которых должно быть разрушено, одомашненных изделий народных промыслов, обладающих высокими декоративными качествами. Народные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие подрастающему поколению преемственную культуру, уникальные технологии и приемы, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного творчества. Народные промыслы не являются «художественной оговоркой», существующей вне времени и пространства, они должны развиваться в соответствии с современными требованиями к изделиям, технологичности их изготовления.Список использованной литературыАндреева О., Бежина И. Нагрудные игрушки, которыми можно любоваться / Андреева О., Бежина И. - М .: Народное искусство, 2000. - 447 с.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества / Богатырев П.Г. - М., 2019 - 625 с.Василенко В.М. Народное искусство. Избранные произведения по народному творчеству X-XX в. Века. / Василенко В. - М., 2010. - 362 с.Воронов В.С. О крестьянском искусстве / Воронов В.С. - М., 2015 - 632 с.Гончарова Л.H. Проблема подготовки кадров для народных промыслов / Гончарова Л.H. - М., 2016. – 264 с.Гусев В.Е. Русская народная художественная культура / В.Е. Гусев - СПб., 2020. – 691 с.Гусев В.Е. Эстетика фольклора / Гусев В.Е. - Л., 2016. - 547 с.Емельянова О.В. История развития народных промыслов / О.В. Емельянова - Архитектон: известия вузов, 2017. – 179 с.Илькевич Б.В. Художественно-промышленное образование в Гжели / Б.В. Илькевич, Е.П. Суходолова - Высшее образование сегодня, 2010. – 265 с.Капеллан Н. И., Митлянская Т.Б. Народные промыслы: учебник. Учебное пособие / Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. - М .: Высшее. Школа, 2006. - 176 с.Моран А. История ремесла / Моран А. - М .: Искусство, 2008. - 577 с.Попова О.С., капеллан Н.И. Русские ремесла / Попова О.С., Каплан Н.И. - М .: Знание, 2004. - 244 с.Разина Т.М. Русское народное искусство. Проблемы декоративного искусства / Разина Т.М. - М., 2010. - 421 с.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные промыслы / Уткин П.И., Королева Н.С. - М .: Высшее. Школа, 2000. - 259 с.Хохлова Е. Скопинское керамик / Хохлова Е. - М .: Народное искусство, 2009. - 340 с.Чичеров И. Вопросы теории и истории народного творчества / Чичеров И. - М., 2015. - 451 с.
2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества / Богатырев П.Г. - М., 2019 - 625 с.
3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные произведения по народному творчеству X-XX в. Века. / Василенко В. - М., 2010. - 362 с.
4. Воронов В.С. О крестьянском искусстве / Воронов В.С. - М., 2015 - 632 с.
5. Гончарова Л.H. Проблема подготовки кадров для народных промыслов / Гончарова Л.H. - М., 2016. – 264 с.
6. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура / В.Е. Гусев - СПб., 2020. – 691 с.
7. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / Гусев В.Е. - Л., 2016. - 547 с.
8. Емельянова О.В. История развития народных промыслов / О.В. Емельянова - Архитектон: известия вузов, 2017. – 179 с.
9. Илькевич Б.В. Художественно-промышленное образование в Гжели / Б.В. Илькевич, Е.П. Суходолова - Высшее образование сегодня, 2010. – 265 с.
10. Капеллан Н. И., Митлянская Т.Б. Народные промыслы: учебник. Учебное пособие / Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. - М .: Высшее. Школа, 2006. - 176 с.
11. Моран А. История ремесла / Моран А. - М .: Искусство, 2008. - 577 с.
12. Попова О.С., капеллан Н.И. Русские ремесла / Попова О.С., Каплан Н.И. - М .: Знание, 2004. - 244 с.
13. Разина Т.М. Русское народное искусство. Проблемы декоративного искусства / Разина Т.М. - М., 2010. - 421 с.
14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные промыслы / Уткин П.И., Королева Н.С. - М .: Высшее. Школа, 2000. - 259 с.
15. Хохлова Е. Скопинское керамик / Хохлова Е. - М .: Народное искусство, 2009. - 340 с.
16. Чичеров И. Вопросы теории и истории народного творчества / Чичеров И. - М., 2015. - 451 с.
Вопрос-ответ:
Какая история становления и развития народных промыслов?
История становления и развития народных промыслов в России начинается задолго до периода существования самой Российской Федерации. В древней Руси народное промышленное производство было одной из основных отраслей экономики. Оно развивалось в основном в деревнях и малых поселениях, где жители занимались изготовлением различных предметов быта, одежды, украшений и прочего. Каждый регион имел свои особенности и традиции, которые передавались из поколения в поколение.
Какие виды русских народных промыслов существуют?
В русских народных промыслах можно выделить несколько основных видов. Среди них: гончарное мастерство, резьба по дереву, плетение из ивы, вышивка, кружевоплетение, роспись по дереву, керамика, изготовление национальных кукол и прочее. Каждый вид промысла имеет свою уникальность и особенности исполнения. Они являются неотъемлемой частью народной культуры и традиций России.
Что такое русские художественные народные промыслы?
Русские художественные народные промыслы – это особый вид народного творчества, связанный с изготовлением предметов быта и украшений с использованием художественных приемов и элементов. Это может быть резьба по дереву, роспись по дереву, ручная вышивка, гончарное мастерство и другие виды. Художественные промыслы имеют свою специфику и технику выполнения, часто передаются из поколения в поколение и являются национальным достоянием страны.
Почему народные художественные промыслы подвергаются исчезновению?
Одной из причин исчезновения народных художественных промыслов может служить современная массовая культура и промышленное производство. В силу различных факторов, таких как урбанизация, развитие технологий и изменение приоритетов в обществе, многие традиции и ремесла постепенно утрачивают свое значение и становятся менее востребованными. Это может привести к потере мастеров и знаний, связанных с художественными промыслами, и, в конечном итоге, к их исчезновению.
Какими методами изучаются русские народные промыслы?
Изучение русских народных промыслов в системе народного творчества осуществляется с помощью различных методов, таких как этнографическое исследование, анализ архивных материалов, устный опрос населения, изучение предметов народного промысла и многие другие.
Как выглядела история становления и развития русских народных промыслов?
История становления и развития русских народных промыслов охватывает множество периодов и этапов. От древних времен до современности народные промыслы в России сыграли важную роль в культуре и экономике народа. В разные периоды их развития промыслы формировались под влиянием различных социально-экономических и культурных факторов.
Какие виды русских народных промыслов существуют?
В русских народных промыслах можно выделить множество видов и направлений. Среди наиболее известных можно назвать гончарное дело, резьбу по дереву, вышивку, кружевоплетение, роспись по дереву и другие. Каждый вид промысла имеет свою специфику и уникальность.
Какие российские художественные промыслы считаются народными?
Среди российских художественных промыслов, которые считаются народными, можно назвать, например, гжельскую роспись, палехскую миниатюру, златоустовскую гравюру и другие. Они имеют долгую историю и традиции, связанные с народным творчеством и ремеслами.
Почему народные художественные промыслы сталкиваются с исчезновением, приведите пример?
Тенденция исчезновения народных художественных промыслов можно наблюдать на примере гончарного мастерства. С годами количество и квалификация гончарных мастеров сокращается, а традиции и навыки передаются в меньшей степени. Это связано с развитием промышленности, изменением вкусовых предпочтений потребителей и другими факторами.
Какова история становления и развития русских народных промыслов?
История русских народных промыслов начинается с древних времен. Они имели глубокие корни в обычаях и традициях русского народа. Промыслы развивались и процветали в различных регионах России, каждый из которых имел свои уникальные особенности и мастерские. Они были не только способом заработка, но и важной частью культуры и идентичности русского народа.
Какие виды русских народных промыслов существуют?
В русских народных промыслах можно выделить различные виды, такие как гончарное мастерство, резьба по дереву, ковроткачество, роспись по дереву, вышивка, ювелирное искусство и многое другое. Каждый вид промысла имеет свои уникальные особенности, техники и стили, передаваемые из поколения в поколение.