Субъекты избирательного процесса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО СУБЪЕКТОВ 6
1.1 Определение понятия «избирательный процесс» 6
1.2 Стадия избирательного процесса 8
1.3 Классификация субъектов избирательного процесса 13
ГЛАВА . УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 16
2.1 Основные участники избирательного процесса 16
2.2 Избирательные комиссии и факультативные субъекты избирательного процесса 21
2.3 Формы участия политических партий в избирательном процессе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Фрагмент для ознакомления

Любая политическая партия выполняет эти общие условия, соблюдая при этом особые условия, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях».Во-вторых, у каждого общественного объединения граждан есть общие интересы, на основе которых формируются общие цели совместной деятельности. Политическая партия, в отличие от всех других общественных объединений, преследует целостную цель: участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества и представление интересов граждан России в органах государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, это две основные функции политической партии, которые выражают основное содержание ее деятельности.В-третьих, Федеральный закон «О политических партиях» определяет основные средства достижения цели политической партии: это обеспечивается формированием и выражением политической воли граждан, их участием в общественных и политических акциях, выборах и референдумах. Политическая воля граждан выражается в создании конкретной политической партии, определении ее целей и задач, что подтверждается ее уставом, программой и положением; другие документы, публично опубликованные партией в обществе.Цели общественного объединения, такого как политическая партия, в первую очередь ограничиваются политическими рамками - участием в политической жизни общества. Содержание этих рамок было несколько расширено правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в нескольких его решениях.Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П, «политические партии являются особым видом общественных объединений; деятельность политических партий напрямую связана с организацией и публичное (политическое) функционирование власти, они включены в процесс властных отношений и одновременно, являясь добровольными объединениями в рамках гражданского общества, по мере необходимости, образуют институт представительной демократии, обеспечивающий участие граждан в политической жизни, политическая приверженность гражданского общества и государства, целостность и стабильность политической системы ».Политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса играют важную роль в осуществлении права голоса. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 ноября 2009 г. № 16-П: «Это деятельность политических партий, как следует из статьи 13 (части 1, 3 и 4) Закона. Конституция Российской Федерации, которая предусматривает идеологический и политический плюрализм и многопартийность, равенство объединений перед законом в соответствии со статьями 30 и 32, опосредованное реализацией избирательных прав граждан и права народа на свободные выборы».Спустя более 20 лет после провозглашения общедемократических принципов в Конституции Российской Федерации наблюдается тенденция к повышению роли политических партий в избирательном процессе и в политической системе общества. Этот факт подтверждается планомерной реализацией ряда федеральных законов, позволяющих наблюдать растущую роль политических партий в избирательном процессе на всех уровнях власти.Таким образом, благодаря принятию Федерального закона «О политических партиях» среди всех объединений только политические партии могут выдвигать кандидатов на выборные должности в государственных и автономных органах. Возможность участия иных общественных объединений в данном случае существенно ограничена законом и поставлена в зависимость от решения политической партии. Кроме того, особая значимость политической партии была подчеркнута законодателем путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», когда политическая партия создавалась как организационная форма. И юридически независимый.общественное объединение. До того, как эти изменения вступили в силу, политическая партия рассматривалась как разновидность общественной организации. Одна из основных функций политической партии - организация и проведение избирательных кампаний. Именно участие в выборах можно назвать не только основной функцией, но и обязанностью политической партии.Таким образом, наиболее важный показатель влияния политической партии в современном демократическом государстве - это реальная поддержка избирателей, то есть количество голосов, отданных за партию в ходе избирательной кампании. Действующее избирательное законодательство регулирует участие политических партий в выборах и референдумах.Участие политических партий в избирательном процессе - это осуществление ими своих конституционных функций через различные организационно-правовые формы участия в выборах. Российское избирательное законодательство определяет различные типы полномочий, которые политические партии приобретают при вступлении в избирательную кампанию. Чтобы определить условия участия политических партий в избирательном процессе, необходимо определить все права, которые политические партии могут иметь в этом процессе. Права политических партий заключаются в следующем:- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления;- избирательная кампания по выборам кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых политической партией;- формирование избирательных фондов;- назначение представителей для содействия выборам выдвинутых кандидатов (списки кандидатов);- назначение наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней для наблюдения за процессом голосования и определения результатов выборов;- выдвижение кандидатов для назначения членами избирательных комиссий всех уровней (кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации);- назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса на всех уровнях;- обращение в компетентные органы с жалобой о нарушениях избирательного законодательства; - рассмотрение выдвинутых кандидатов.Следовательно, эти права соответствуют формам участия политических партий в избирательном процессе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в объективном смысле право голоса понимается как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между субъектами (участниками) избирательного процесса по вопросам подготовки и проведения выборов в органы государственной власти. Правительство и выборы должностных лиц; или совокупность правовых норм, регулирующих отношения, касающиеся права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и выборные должности исполнительной власти, а также относительные отношения порядка реализации этого права.Как указывается в литературе, одной из специфических характеристик избирательного закона является наличие собственного круга субъектов. Вместе с тем, есть основания полагать, что термины «субъект избирательного процесса», «субъект избирательных правоотношений», «участник избирательного процесса», «материально-правовой статус субъекта избирательного права», «процедурный статус субъекта избирательного права»по своему содержанию обозначают одно и то же явление - субъект права голоса, но в разных ролях и на разных уровнях этой фундаментальной категории. Другие исследователи занимают аналогичные позиции.Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что субъект избирательного процесса - его участник, обладающий определенными правами в процессе и исполняющий определенные обязанности, которые по отношению к органам государственной власти и местного самоуправления их должностные лица принимают форму полномочий (прав и обязанностей).Разные исследователи предлагают разные списки тем для избирательного процесса. При этом очевидно, что в разных странах этот список будет разным, в одной стране он может меняться в зависимости от развития законодательства.Поэтому вряд ли будет составлен окончательный список тем для избирательного процесса. При этом важнейшими участниками избирательного процесса являются избиратели, кандидаты, политические партии и избирательные органы. В науке представлено достаточное количество классификаций предметов.Наличие большого количества классификаций, с нашей точки зрения, позволяет поставить вопрос о перегруппировке классификаций, типологически близких к субъектам избирательного процесса. Если попытаться типологизировать существующие классификации, следующая типология кажется вполне логичной.Таким образом, можно объединить классификации избирательных субъектов по стадиям избирательного процесса в единую группу.Во-вторых, представляется, что классификация субъектов избирательного права по количественным критериям близка к классификации по организационным формам и классификации субъектов по уровню их социальной общности и особенностям их правовой природы.В-третьих, мы считаем, что классификации степени участия и степени полноты обычно близки.Наконец, в-четвертых, очень распространенная классификация по целям участия в избирательном процессе обычно близка к классификации субъектов по содержанию деятельности, поскольку в целом кажется очень логичным, что субъекты избирательного процесса имеют своим объектом достижение определенных целей, так что цель во многом определяет содержание деятельности.Именно эти группы классификаций должны, на наш взгляд, стать основой научного подхода к анализу правового статуса каждого отдельного субъекта избирательного процесса.В современной науке под классификацией понимается система связанных понятий (классов объектов) области человеческих знаний или деятельности, часто представленная в виде диаграмм (таблиц) различной формы и используемая как средство установления связей между ними. . концепции или классы объектов, а также для ориентации в различных концепциях илиНаучная классификация фиксирует нормальные отношения между классами объектов для определения местоположения объекта в системе, что указывает на его свойства. Строгая и четкая классификация одновременно подводит итог предшествующему развитию этой отрасли знаний и одновременно знаменует начало нового этапа в ее развитии.Классификация способствует движению науки от стадии эмпирического накопления знаний к уровню теоретического синтеза. Научная классификация не только дает подробную картину состояния науки или ее фрагментов, но также позволяет делать разумные прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.12.2020 N 440-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс5. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) //Консультант ПлюсЛитература6. Акимова С.А. Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 51-54.7. Беджанова Т.Е. Эволюция конституционно-правовых основ избирательного права в России // Закон и право. 2017. № 4. С. 48-50.8. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002607396 (дата обращения 26.05.2021)9. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004600717 (дата обращения 26.05.2021)10. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001777810 (дата обращения 26.05.2021)11. Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 31-38.12. Дмитриев Ю.А. .Избирательное право и процесс в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002446204 (дата обращения 26.05.2021)13. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004129053 (дата обращения 26.05.2021)14. Зиновьев А.В. Избирательная система России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002389976 (дата обращения 26.05.2021)15. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Авакьян С. А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000590739 (дата обращения 26.05.2021)16. Князев С.Д. Современное российское избирательное право [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000677384 17. Кокотова А.Н. Избирательное право Российской Федерации / А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2016. - 324 с.18. Лозовская С.В. Реализация избирательного права гражданином, ограниченным в дееспособности // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2015, № 5. С. 37-39.19. Лучин В.О. Избирательное право в России : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД Росси [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003375756 (дата обращения 26.05.2021)20. Нудненко Л.А. К вопросу о люстрации в законодательстве и практике его реализации в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 9. С. 41-44.21. Османов А.К. Проблема реализации избирательного права // Сборник научных статей студентов юридического факультета СКФ ФГБОУ ВПО РПА Минюста России. Махачкала, 2017, Вып. 29. С. 257-261.22. Очерки по истории выборов и избирательного права Ю. А. Веденеев [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001785105 (дата обращения 26.05.2021)23. Серков С.В. Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003174244 (дата обращения 26.05.2021)24. Сморкалова О .Д. К вопросу об участии специалиста в обеспечении конституционного права избирать и быть избранным // Проблемы использования специальных знаний в России и за рубежом. М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2017. С. 67-71.25. Худолей Д.М. Избирательное право и процесс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004581483 (дата обращения 26.05.2021)26. Шевчук Т.С. Ограничение политических прав заключенных в Российской Федерации // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 2. С. 102-105.27. Юсубов Э. С. Содержание и организационно-правовые проблемы реализации принципа свободных выборов (по материалам европейского суда по правам человека) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 5. С. 18-22.Материалы судебной практики28. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П//Консультант Плюс29. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 N 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Консультант Плюс30. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия"//Консультант Плюс

Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.12.2020 N 440-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
5. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
Литература
6. Акимова С.А. Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 51-54.
7. Беджанова Т.Е. Эволюция конституционно-правовых основ избирательного права в России // Закон и право. 2017. № 4. С. 48-50.
8. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002607396 (дата обращения 26.05.2021)
9. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004600717 (дата обращения 26.05.2021)
10. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001777810 (дата обращения 26.05.2021)
11. Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 31-38.
12. Дмитриев Ю.А. .Избирательное право и процесс в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002446204 (дата обращения 26.05.2021)
13. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004129053 (дата обращения 26.05.2021)
14. Зиновьев А.В. Избирательная система России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002389976 (дата обращения 26.05.2021)
15. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Авакьян С. А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000590739 (дата обращения 26.05.2021)
16. Князев С.Д. Современное российское избирательное право [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000677384
17. Кокотова А.Н. Избирательное право Российской Федерации / А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2016. - 324 с.
18. Лозовская С.В. Реализация избирательного права гражданином, ограниченным в дееспособности // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2015, № 5. С. 37-39.
19. Лучин В.О. Избирательное право в России : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД Росси [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003375756 (дата обращения 26.05.2021)
20. Нудненко Л.А. К вопросу о люстрации в законодательстве и практике его реализации в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 9. С. 41-44.
21. Османов А.К. Проблема реализации избирательного права // Сборник научных статей студентов юридического факультета СКФ ФГБОУ ВПО РПА Минюста России. Махачкала, 2017, Вып. 29. С. 257-261.
22. Очерки по истории выборов и избирательного права Ю. А. Веденеев [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001785105 (дата обращения 26.05.2021)
23. Серков С.В. Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003174244 (дата обращения 26.05.2021)
24. Сморкалова О .Д. К вопросу об участии специалиста в обеспечении конституционного права избирать и быть избранным // Проблемы использования специальных знаний в России и за рубежом. М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2017. С. 67-71.
25. Худолей Д.М. Избирательное право и процесс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004581483 (дата обращения 26.05.2021)
26. Шевчук Т.С. Ограничение политических прав заключенных в Российской Федерации // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 2. С. 102-105.
27. Юсубов Э. С. Содержание и организационно-правовые проблемы реализации принципа свободных выборов (по материалам европейского суда по правам человека) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 5. С. 18-22.
Материалы судебной практики
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П//Консультант Плюс
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 N 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Консультант Плюс
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия"//Консультант Плюс

Вопрос-ответ:

Каково определение понятия избирательный процесс?

Избирательный процесс - это комплекс мероприятий и процедур, осуществляемых с целью выбора народных представителей или принятия решений по важным общественным вопросам.

Какие стадии включает избирательный процесс?

Избирательный процесс включает несколько стадий: регистрация избирателей, номинация кандидатов, подготовка и проведение выборов, подведение итогов и объявление результатов.

Что включает классификация субъектов избирательного процесса?

Классификация субъектов избирательного процесса включает разделение на избирателей, кандидатов, избирательные комиссии и политические партии.

Кто является основными участниками избирательного процесса?

Основными участниками избирательного процесса являются избиратели, которые имеют право выбора представителей власти.

Какую роль играют избирательные комиссии и факультативные субъекты в избирательном процессе?

Избирательные комиссии отвечают за подготовку и проведение выборов, а факультативные субъекты - это специализированные организации и группы, которые могут принимать участие в избирательном процессе по своему желанию.

Кто такие субъекты избирательного процесса?

Субъекты избирательного процесса - это граждане и организации, которые принимают активное участие в проведении выборов, включая избирателей, избирательные комиссии, политические партии и другие участники.

Какова общая характеристика избирательного процесса?

Избирательный процесс - это комплекс мероприятий, который проводится для выбора представителей в органы государственной власти. Он включает в себя регистрацию кандидатов, проведение предвыборной кампании, голосование и подведение итогов выборов.

Какие субъекты участвуют в избирательном процессе?

Основными участниками избирательного процесса являются избиратели, кандидаты, избирательные комиссии, политические партии и другие организации и лица, которые принимают участие в подготовке и проведении выборов.