-Прекрасное и безобразное в системе основных эстетических категорий.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПЕРВАЯ ГЛАВА. КАТЕГОРИИ ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО 6
1.1 Категория прекрасного в рамках эстетики. Понятие красоты. 6
1.2 Категория безобразного в рамках эстетики. Понятие уродства. 8
2 ВТОРАЯ ГЛАВА. ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ В РАМКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 10
2.1 Эволюция категорий 10
2.2 Отражение категорий прекрасного и безобразного в искусстве 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Фрагмент для ознакомления

Важным этапом в развитии теории прекрасного был XVIII в., когда главенствующие позиции были заняты философией просвещения. Французские просветители (Вольтер, Дидро) считали красоту естественным свойством природы, представленную многообразием ее форм, в то время как, безобразное было расценено как нечто искусственное, свойственное социуму. При этом Гегель видел в прекрасном чувственное воплощение идеи. В природе же, по мнению философа, идея раскрывалась в правильности, симметрии, гармонии, цвете, звуке. В западноевропейской эстетике конца XIX - начала XX вв. Были распространены представления о том, что человек в процессе восприятия одухотворяет мир, заставляя излучать красоту, и именно он вносит красоту и в природу. Мир без человека — в этом заключено безобразие. 2.2 Отражение категорий прекрасного и безобразного в искусстве Обращаясь к искусству стоит отметить, что взаимосвязь прекрасного и безобразного проявляется в его границах через противоречие между внешне безобразным обликом и внутренней красотой изображаемого явления. В силу чего, даже безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Искусство, создавшее в каждую эпоху художественные модели человеческой красоты, дает богатый материал для анализа. На примере произведений искусства можно не только проследить эволюцию канонов красоты, но и определить трактовку категорий «прекрасного» и «безобразного». Соотнося реальный мир со своими идеалами, каждая эпоха находила красоту в том, что соответствовало этим идеалам. Иначе говоря, происходила эстетическая переоценка ценностей. Поэтому и прекрасное, и безобразное относительно, а также исторически изменчиво. Так, например, наиболее ярким примером воплощения красоты в античном мире считался человек. В силу чего, внешность всех древних Богов была представлена более идеальной (несколько гиперболистической) внешностью человека. Подтверждением этому предположению может послужить античное искусство, в частности, скульптурные изображения Богов, а также героев полу-богов (например: Дорифор. Римская копия с греческого оригинала работы Поликлета. I век до н. э. — I век н. Э.). Скульпторы представляли их идеальные тела в благородных позах, достигая общей гармонии композиции. Безобразным же выступало всякое отхождение от канона. Однако сегодня мы можем наблюдать абсолютно отличную ситуацию — эстетизации безобразного в искусстве. Конечно, данный исход обуславливается «кризисным состоянием, которое проявляется в смене стилей, утрате старых и появлении новых эстетических канонов, которые приводят к изменению механизмов и форм реализации общечеловеческих ценностей» в современном искусстве. Т.к. используя безобразное в различных видах искусства — начиная от музыки, заканчивая кинематографом — деятели иллюстрируют пороки общества и актуализируют комплексы множественных проблем. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, резюмируя все вышеизложенное можно сделать выводы о то, что категории «прекрасного» и «безобразного» в рамках эстетики рассматриваются в достаточно широком спектре и включают в себя множественные аспекты их проявления, как внешние, так и внутренние. Прекрасное исконно воплощает космос, в то время, как безобразное — хаос. И также как и названные первоначала, данные категории находятся в тесной взаимосвязи, продолжая смыслы друг друга, раскрывая их. Древние представители античного мира считали, что внешняя красота напрямую связана и с внутренней красотой, при этом, допускалось и то, что внутренняя добродетель не обладала идеальной внешностью. Однако, истинно уродливым могло считаться только то, что было и внешне и внутренне не идеально. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиВизуальный источник: Дорифор. Римская копия с греческого оригинала работы Поликлета. I век до н. э. — I век н. э.Гомер. Илиада. — М.: АСТ, 2020. — 608 с. Гомер. Одиссея. — М.: АСТ, 2019. — 416 с.ЛитератураРезников А. М. Философия, культура, искусство в духовном мире человека : Учебная программа и методическое пособие для аспирантов и ассистентов-стажеров зарубежных стран по курсу «Философия культуры и искусства». — СПб.: Скифия-Принт, 2017. — 65 с.Соловьева Е.Г. Эстетика: Учебно-методическое пособие для студентов. — Казань.: ООО «Астория и К», 2011. — 88 с. Ресурсы ИнтернетДрачёва, Л. Н. Представления о красоте и уродстве в эпоху античности / Л. Н. Драчёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18516/ (дата обращения: 26.05.2021).Arzamas // Ликбез № 2. Что такое античность // Лекция 6. Красота. [Эл. ресурс]. — URL: https://arzamas.academy/materials/1291 (дата обращения: 26.05.2021).Рева Г.В., Цергой Т.А. Эстетизация безобразного в искусстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. №1 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-bezobraznogo-v-iskusstve (дата обращения: 26.05.2021).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Визуальный источник: Дорифор. Римская копия с греческого оригинала работы Поликлета. I век до н. э. — I век н. э.
Гомер. Илиада. — М.: АСТ, 2020. — 608 с.
Гомер. Одиссея. — М.: АСТ, 2019. — 416 с.


Литература
Резников А. М. Философия, культура, искусство в духовном мире человека : Учебная программа и методическое пособие для аспирантов и ассистентов-стажеров зарубежных стран по курсу «Философия культуры и искусства». — СПб.: Скифия-Принт, 2017. — 65 с.
Соловьева Е.Г. Эстетика: Учебно-методическое пособие для студентов. — Казань.: ООО «Астория и К», 2011. — 88 с.

Ресурсы Интернет
Драчёва, Л. Н. Представления о красоте и уродстве в эпоху античности / Л. Н. Драчёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18516/ (дата обращения: 26.05.2021).
Arzamas // Ликбез № 2. Что такое античность // Лекция 6. Красота. [Эл. ресурс]. — URL: https://arzamas.academy/materials/1291 (дата обращения: 26.05.2021).
Рева Г.В., Цергой Т.А. Эстетизация безобразного в искусстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. №1 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-bezobraznogo-v-iskusstve (дата обращения: 26.05.2021).

Вопрос-ответ:

Что такое эстетические категории прекрасное и безобразное?

Эстетические категории прекрасное и безобразное - это термины, используемые в эстетике для описания и оценки художественных произведений и явлений.

Как определяется категория прекрасного в рамках эстетики?

Категория прекрасного в рамках эстетики определяется как то, что вызывает восхищение, радость и гармонию у зрителя или читателя.

Как определяется категория безобразного в рамках эстетики?

Категория безобразного в рамках эстетики относится к тому, что вызывает отвращение, шок и дискомфорт у зрителя или читателя.

Как эволюционировали категории прекрасного и безобразного в истории?

Категории прекрасного и безобразного эволюционировали в истории в зависимости от культурных, социальных и эстетических изменений в обществе. Изначально они были связаны с понятиями божественного и дьявольского, позже - с идеями классической гармонии и романтической экспрессии, а теперь их интерпретация может быть очень разнообразной.

Какие примеры искусства отражают категории прекрасного и безобразного?

Примеры искусства, отражающие категории прекрасного, могут включать картины Рафаэля и Боттичелли, скульптуры Микеланджело и музыку Баха. Примеры искусства, отражающие категорию безобразного, включают работы Фрэнсиско Гойи и Фриды Кало, а также мрачные и экспериментальные жанры в музыке и кино.

Какие основные эстетические категории рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются категории прекрасного и безобразного.

Что включает в себя понятие красоты в рамках эстетики?

Понятие красоты в рамках эстетики включает в себя определение прекрасного, гармоничного и эстетически приятного.

Каким образом категория безобразного определяется в рамках эстетики?

Категория безобразного в рамках эстетики определяется как обратное понятие категории прекрасного, включая элементы дисгармонии, отталкивающего и неэстетичного.

Какие аспекты эволюции категорий прекрасного и безобразного рассматриваются в статье?

Статья рассматривает эволюцию категорий прекрасного и безобразного в историческом контексте, их изменение со временем и отражение в искусстве.