Тенденции развития банковских систем зарубежных стран
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 40 + 40 источников
- Добавлена 01.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и сущность банковской системы.
1.1. Понятие и признаки банковской системы
1.2. Характеристика элементов банковской системы
1.3. Возникновение и развитие банков как элемента банковской системы
Глава 2. Организация банковских систем зарубежных стран.
2.1. Организация банковской системы Германии
2.2. Особенности построения банковской системы США
2.3. Организация банковской системы Саудовской Аравии и принципы исламских финансов
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития банковских систем зарубежных стран.
3.1. Развитие банковских систем стран ЕС в условиях международной экономической интеграции (на примере Германии)
3.2. Банковская система США в условиях мирового экономического кризиса.
3.3. Современное состояние банковского сектора Саудовской Аравии.
Заключение
Список литературы
Корпоративный банкинг напрямую связан с особенностями корпоративного управления. Структура корпоративной собственности в Германии образовались при переходе универсальных и региональных банков от экспансии в области кредитования к активной инвестиционной деятельности. С 1 января 2005г. в ЕС действует новое право определения микропредприятий, малых и средних предприятий. Нормативы, существовавшие в ФРГ, унифицированы теперь в рамках всего ЕС.
В настоящее время германские банки пытаются активно осваивать рынки стран Центральной и Восточной Европы, в сфере инвестиций и управления активами - США и Великобритании, а в Японии они работают преимущественно с производственными и страховыми компаниями. Присутствуют германские банки и на российском банковском рынке.
Говоря о транснациональной деятельности немецких банков, подчеркнем, что безусловными лидерами является «Большая тройка» - Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank. Они давно имеют статус транснациональных банков (ТНБ) и владеют огромными долями собственности в капитале многих зарубежных компаний и банков.
Конкурентная борьба на мировом рынке капиталов идет весьма жестко и напряженно. Далеко не все банки Германии обладали мощным финансовым потенциалом, как Deutsche Bank, чтобы выдерживать мощный напор американских и японских банков. Это касается Dresdner Bank, Commerzbank, West Landes Bank и некоторых других. Да и признанный лидер - Deutsche Bank в последние годы существенно сдал свои позиции. Практика показала, что немецкие банки проигрывают в эффективности организации, в гибкости принятия решений по сравнению с американскими, британскими и японскими банками. Поэтому в списке крупнейших банков мира Deutsche Bank в 2005г. оказался на 36 месте с объемом капитализации в 64 млрд. 734 млн. долл.
3.2. Банковская система США в условиях мирового экономического кризиса.
Экономика США уже переживала серьезные проблемы - это и кризис 1929 г. (Великая Депрессия), последствия которой сказывались по всему миру; это и кризис 70-х годов, связанный с повышением цен на нефть, высокой инфляцией, что закончилось девальвацией доллара. Был также биржевой кризис 1987 г, когда в черный понедельник 19 октября индекс Доу упал примерно на 22 %, при этом цепное снижение индексов по всему миру составило 10-15 %, а также крах 'пузыря' 'доткомов' (2000-2002 г.г.) - акций Интернет компаний.
Сейчас все инвесторы панически бояться наступления рецессии в США. Оценки вероятности ее наступления разные: от 45 % до 70 %, кто-то говорит, что ее не будет, кто-то - что она уже началась. За время 'медвежьей недели' 16-24.01.2008 г., начавшейся с плохих новостей из США (списание огромных убытков крупных банков, падение розничных продаж и уровня строительства новых домов), индекс РТС упал почти на 18 %, с уровня 2300 до уровня менее 1900. И даже теперь, на фоне повторного снижения ставки ФРС в течение января в общей сложности на 1.2 %, рынок очень нестабилен. Однако важным является не только возможность наступления рецессии, сколько наличие действительно серьезных проблем в экономике США, разрешить многие из которых будет достаточно непросто.
Экономика США подобна 'черной дыре', требующей все больше ресурсов для рефинансирования своих долгов за счет роста средств внешних кредиторов. Норма сбережений в США с 2005 года отрицательна. На долю США приходится до 20 % всего мирового производства, однако потребляет она значительно больше - около 35 %. Могущество доллара длительное время 'гарантировало' увеличение внутреннего потребления за счет роста внешнего федерального долга, составляющего по данным за 2006 г. около 66 % ВВП (около 8.7 и 13 трлн.долл. соответственно). Это позволило иметь существенный дефицит бюджета - до 239.6 млрд.долл. за 2006 г - 1.8 % ВВП, и нарастить огромную сумму внутренней задолженности домашних хозяйств в США - 12.8 трлн.долл, или примерно 42.6 тыс.долл.на человека. При этом общий внешний долг правительства, корпораций и граждан составляет уже почти 50 трлн.долл., т.е. более трех ВВП. В результате по показателю текущего платежного дефицита, составляющего около 850 млрд.долл за 2006 г. или 6.2 % ВВП экономика США крайне неэффективна.
Однако такая модель при существующих тенденциях роста дефицита - это дорога в никуда. Кризис в США вызван глубинными структурными проблемами экономики, при которых занятость в США в промышленных секторах под давлением импорта из Китая и переноса рабочих мест в развивающиеся страны падает. И не факт, что новая экономика 'услуг' может предложить эквивалентные рабочие места, а также увеличить объем экспорта.
Не менее важная причина падения эффективности экономики США - это невероятные военные расходы Пентагона, в т.ч. на войну в Ираке (не забудем и про Афганистан) активно 'сжирающие' деньги налогоплательщиков и способствующих оттоку средств из гражданского сектора.
Другая причина - рост цен на нефть, уменьшающая потребительские расходы населения за счет увеличения расходов на бензин и отопление, составляющие издержки модели 'коттеджной' Америки.
Но самое главное - отсутствие структурных изменений в экономике, искусственная ее стимуляция за счет денежной накачки, хронического дефицита бюджета и роста государственного долга.
Чтобы понять, что происходит сейчас в США необходимо вернуться в недалекое прошлое. Крах 'доткомов' способствовал вползанию в рецессию, наступившую в 2001 г. Чтобы выправить ситуацию, находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001 по 2003 с 6 до 1 % (основное снижение пришлось на 2001 г. до 1.75 %). С целью оживления экономики правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течение нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза c 158 млрд.долл. в 2001 г. до 412 млрд.долл. в 2004 г., дефицита платежного баланса почти в два раза - с 415 млрд.долл. за 2000 г. до 850 млрд.долл в 2006 г. [6] (6.5 % ВВП), а также внешнего долга, выросшего почти в 2.3 раза - с 3,865 трлн долл. до 9 трл.долл осенью 2007. Все это происходило при администрации Буша.
Дешевые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60 %, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный 'бум', росшего в 2002-2005 г.г. темпами несколько десятков процентов в год. При этом деньги ушли в большей степени не на развитие инновационного и экспортного потенциала страны, а на потребление и развитие строительной отрасли. После краха 'доткомов' население решило - фондовый рынок может быть нестабильным, но недвижимость будет расти. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен.
Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи в будущее, в ряде банковских продуктах первоначальный взнос при покупке дома был обнулен. Под выданные кредиты выпускались ипотечные облигации, которым присваивали высокие рейтинги надежности. Расширяя потребление, население брало также потребительские кредиты под рост стоимости недвижимости. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 г.г. составил около 3.2 %. Но экономика 'перегрелась' и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25% к лету 2006 г. Насколько эффективны были эти 'ралли' по процентным ставкам? Проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.
Заемщики попали в тиски процентного риска, их ежемесячные процентные расходы за 2003-20006 г. увеличились примерно на 35 %, в среднем c 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.
По данным за октябрь 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ряде штатов недвижимость 'просела' на 8-12 %, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6.1 %, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года. Снижение стоимости недвижимости и падение рынка акций снижает кредитоспособность американцев.
У прошлой рецессии и нынешней надвигающейся есть принципиальные различия - хотя фондовый рынок в 2001-2002 рухнул, но банковский сектор был здоровым, ныне рынок недвижимости точно 'перегрелся', а банковский и финансовый сектор под угрозой кризиса плохих долгов.
Для решения сегодняшней проблемы в начале декабря США предложен план помощи проблемным ипотечным заемщикам, в основу которого лежит предложение о замораживании процентных ставок по кредитам сроком на 5 лет и возможное рефинансирование кредитов. План предназначен для граждан живущих в своих домах и не имеющих просрочек. Иначе говоря, он не поддержит спекулянтов и ненадежных заемщиков.
Паника, которая длилась на рынках США, Азии и России с 16 до 22 января показывают, что рынки начинают считать, что мер по борьбе с кризисом в США явно недостаточно, ведь никто не сомневался, что очередное снижение ставки уже в 'кармане'. Ситуация несколько стабилизировалась только после экстраординарной меры - внеочередного снижения ставки, предпринятого ФРС 22 января, в самый разгар кризиса, сразу на 0.75 процентного пункта - до 3,5% годовых. Таким образом, в результате 4 снижений ставка была снижена на 1.75 % с уровня 5.25 % (до 18.09.2007 ). ФРС испугался медвежьего тренда, и в нынешних условиях ему не оставалось ничего иного как поддержать фондовый рынок, не смотря на то, что многие восприняли эту меру не однозначно.
30 января ФРС продолжил свою линию - он снизил ставку еще на 0.5 % до 3.0 %, однако слишком много негативных новостей работает против рынка. Это падение индекса деловой активности, снижение рейтинга страховых компаний. Власти США показывают, что экономическое оживление имеет для них значительно большую ценность, чем риск повышения инфляции. С учетом инфляции реальная ставка уходит в отрицательную область, однако запас 'хода' для ФРС становится меньше. Падение ставки может вызвать инфляцию - и тогда ставку придется поднимать.
Снижение ставки спасает лишь кредитоспособных заемщиков, но существенная часть (например взявшая кредит с отсроченными выплатами и со спекулятивными целями) продолжит испытывает проблемы. При этом кризис неплатежей может перейти с рынка недвижимости на автокредиты и пластиковые карты.
Недавно глава ФРС Бен Бернанке признал сложное состояние экономики США, которое будет таким в 2008, а возможно и в 2009 г. Но он также сделал важное заявление о поддержке экономического роста и минимизации финансовых рисков. В начале 'медвежьей недели' президент Буш, наконец, озвучил план по санации экономики, в основу которого легли предложения о стимулировании расходов путем налоговых вычетов. Однако в тот период рынки расценили эти меры как недостаточные и продолжили падение.
8 февраля 2008 г. сенат все-таки утвердил эту программу. Сумма помощи экономике должна составить около 167 млрд.долл, в виде налоговых вычетов примерно для 117 млн. семей в пределах от 600 до 1200 долл. на семью. В то же время понятно, что эти меры направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени - на поддержку спроса.
В США кризис перепроизводства в строительной области. Рост в этот секторе поддерживает национальную экономику, но он себя исчерпал - спрос мал, предложение велико - рынок затоварен как домами, выставленными на продажу по невозвратным кредитам, так и домами, купленными в надежде на перепродажу. Все это было вызвано прошлым циклом снижения ставки. По состоянию на ноябрь 2007 г. продажи новых домов упали с 987 тыс. годом ранее до 647 тыс., т.е. на 34%, строительство новых домов на декабрь 2007 г. упало с 1629 тыс. годом ранее до 1006, т.е. на 38 %, средняя стоимость дома снизилась за тот же период с 221.6 до 208.4 тыс. долл, т.е. на 6 %. По некоторым оценкам, падение цен продлиться до 2011 года и может составить в среднем около 10 %, а в ряде городов 18-28 %. Избыточное снижение ставки может снова повторить ситуацию с subprime - новые заемщики, привлеченные низкими процентными ставками могут снова попасть в ловушку, хотя требования к ним станут значительно более жесткими.
Оценивая возможную глубину последствий ипотечного кризиса, стоит вспомнить о так называемом кризисе Сберегательных ассоциаций ( 1985-1990 г.г.), местных ипотечных банков. Причина кризиса состояла в ряде ошибок денежных властей США, просмотревших возникновение процентного риска, возникшего, когда ставки депозитам из-за инфляции были подняты, а большинство кредитов было выдано на большие сроки по фиксированным ставкам. Однако в результате кризиса сберегательных ассоциаций некоторое преимущество получили заемщики, взявшие ипотеку по заниженным ставкам. Основная часть ссудо-сберегательной отрасли обанкротились.
Общий ущерб от санации ссудо-сберегательной отрасли обошелся по разным оценкам от 140 до 200 млрд.долл., т.е. 2.5-3.5 % от ВВП. Общий объем кредитов subprime составляет около 1.3 трл.долл. Уровень просроченных кредитов в этом секторе достиг по данным за июль 2007 составил около 15 % [13], и он продолжает расти. По некоторым оценкам уровень потенциальных потерь от нынешнего кризиса лежит в пределах до 450 млрд.долл., что может составить те же самые 3.5 % ВВП США. Для сравнения укажем, что объем ущерба за счет кризиса 1998 г. в России составил до 3.5 % ВВП, при этом достаточно глубокий кризис в Южной Корее 'стоил' около 10 % ВВП.
Увеличивая эмиссию в долларах, денежные власти США переносили долларовую инфляцию на национальные рынки развивающихся стран, вынужденных эмитировать национальные валюты под покупку долларов (типичный пример Россия). При этом США ослабляли доллар и пытались увеличить конкурентность американских товаров и сократить огромный торговый дефицит, в первую очередь, с Китаем (232.5 млрд.долл за 2006 г.). Однако попытки оказать давление на Китай с целью более серьезной ревальвации юаня не были особо успешными, и китайцы продолжали заваливать страну дешевыми товарами за счет поддержки заниженного курса своей валюты.
Сейчас доллар теряет одно из важнейший качеств, характерных для мировой валюты - стабильность. С 2002 года доллар обесценился почти в 1.7 раза - сейчас он стоит около 1.472 за евро, а в 2002 г. - 0.87, при этом за 2007 год доллар 'полегчал' почти на 13 % , с 1.305 до 1.47. Проводить расчеты в слабеющей валюте плохо, но относительно терпимо, но осуществлять инвестиции - хуже некуда. Естественным ответом на эти тенденции является глобальная долларовая инфляция во всем мире, выражающаяся главным образом в росте цен на сырье, нефть, золото, зерно, т.е. те активы, запасы которых (или для зерна - возможность производства) ограничены.
У США стоит сложная, а главное абсолютно противоречивая задача. С одной стороны, рефинансирование долга требует стабильности доллара и достаточно привлекательной ставки, с другой, оживление экономики и преодоление кризиса, а также глобальное решение долговой проблемы - низкой ставки, слабого доллара а еще лучше его постепенной, но глубокой девальвации. И снижение ставки работает в нужном направлении - приводя к ослаблению курса доллара, но может вызвать рост инфляции. А что будет, если рынок не допустит снижение ставки до уровня, необходимого для оживления американской экономики (предположим это будет уровень 2.0 %), но спрос при соотвествующей доходности казначейских обязательств будет недостаточен для рефинансирования долга?
В связи со снижением курса многие страны будут сокращать долю своих валютных резервов в долларах США, что будет еще больше подталкивать падение американской валюты. В частности, об этом заявил Китай. Однако парадокс в том, что все центральные банки, имеющие запасы в долларах, оказались к нему привязаны. В самом деле, что будет с огромными внешними долгами США и резервами Китая, Японии и России, составляющими - вместе золотом и прочими активами около 1.5, 0.97, 0.47 трлн. долл. соответственно, имеющими в своем составе также и долларовые активы ? Ситуация почти тупиковая - как только будут продаваться запасы, доллар будет снижаться быстрее и следовательно обесценение резервов только ускорится. Кроме того, падение доллара уменьшит экспорт в США, например со стороны Китая и Японии, что им явно не выгодно. Можно предположить, что дальнейшая девальвация доллара будет происходить, но она будет постепенной.
Происходящее в США напоминает (пока в 'мягком' варианте) пролог истории длительного японского кризиса 'плохих долгов' 1995- 2002 г.г., вызванного обвалом пузырей на рынке недвижимости и акций. И крах 'доткомов' был 'первой ласточкой', предупреждающей об этом. Перед кризисом за период с 1984 до 1990 г. индекс Nikkei вырос с 9500 до 38 700, упав затем до 14 300 к 1992 г. Стремительно поднявшись в период 'бума' цены на недвижимость с 1991 по 1998 год упали на 80 %. Как указывает Майкл Фаррелл (США) даже снижение ставки практически до нулевых значений в Японии не смогло простимулировать выход экономики из кризиса, продолжавшегося очень долго, так как потребительский спрос оказался подавленным в результате снижения цен на недвижимость. Падение цен на недвижимость в США несет в себе значительные риски.
По мере дальнейшего раскрытия информации о последствиях кризиса картина влияния ипотечного кризиса на экономику США будет проявляться все больше и больше. И реакция рынков будет зависеть от характера этой информации, реакции властей и мер по санации рынков.
Предположим невероятное - финансовая система США попадает в тяжелое положение. Сможет ли измениться экономика США, если ее кредиторы, как это не фантастично - предложат план ее санации? Предложил же МВФ сценарий по спасению экономики Южной Кореи в 1998 г. и он вполне сработал (правда это скорее исключение). Готовы ли США провести меры по оздоровлению экономики, расширению производства и экспорта ? Уже известно, что во вливании средств в банковский сектор США участвуют Китай и Саудовская Аравия. Основной вопрос - не возникнут ли на этой почве политические противоречия.
Политика последовательной мягкой девальвации доллара привела к росту экспорта из США, что постепенно улучшает платежный баланс страны, и в будущем даже планировался выход на профицит, однако последние предложения Буша по увеличению военных расходов и дефицита до 407 млрд.долл. не оставляют такой возможности.
Нынешние власти США проводят достаточно рискованную финансовую и внешнюю политику. США прекрасно осознает зависимость мировой экономики от доллара и четко это использует. Но будет ли тот цикл, повторение которого мы наблюдаем возобновляться снова и снова ? Где та тонкая грань, за которой этот процесс может оборваться ? И не может не кончится ли все это, как предупреждал Дж.Сорос, глобальной рецессией или чем-то более ужасным ?
Если власти США не будут менять свою экономическую модель, глобальные проблемы в мировой экономике неизбежны - их возникновение не более чем вопрос времени. Вероятно, неких новаций следует ждать уже от будущей администрации США. Потенциал экономики США достаточно высок, но ей, как и всей мировой экономике нужны новые идеи, новые мега-проекты, инвестиции в развивающиеся рынки. США должны снова вернуться к истокам нормального, конкурентоспособного и сбалансированного капитализма, одним из основателем которого они были.
3.3. Современное состояние банковского сектора Саудовской Аравии.
На сегодняшний день банки являются старейшими и самыми крупными (с точки зрения активов) финансовыми посредниками. В Саудовской Аравии они играют особую роль, составляя, по сути, важнейшую и крупнейшую часть финансовой системы страны и являясь своеобразным «барометром» для национальной экономики. Отметим, что в отсутствие инвестиционных банков, все банки системы, являются, по сути, универсальными.
Банковская система Саудовской Аравии представляет собой сложившуюся и развитую структуру. Так, отношение совокупных банковских активов к ВВП страны (производственный метод) составляло в 2005 году 69,8%, в то время как для Северной Америки этот показатель составляет 71,8%. При этом система является весьма эффективной: доходность собственного капитала банков с 2000 по 2005 год возросла с 14,9 до 28,54 процентов. Рентабельность же активов в 2005 году составила 3,69%.
В настоящий момент система представлена 11 банками, находящимися в национальном владении или в совместном владении граждан королевства и иностранных лиц. Помимо этого в стране действует пять иностранных коммерческих банков, и еще пять уже получили лицензии на деятельность внутри страны. Важно, что королевство перестало придерживаться традиционной закрытости банковской системы лишь в последние годы. Так, еще в 2000 году в стране действовал лишь один иностранный банк.
Существенно, что вследствие уникальной структуры банковских пассивов, на 44,8% состоящих из депозитов до востребования, система является чрезвычайно стабильной. При этом банковский сектор лишь незначительно подвержен влиянию фондового рынка; в основном это касается небольших банков. Лишь один из ключевых банков системы недостаточно стрессоустойчив и нуждается в особом внимании со стороны Финансового агентства Саудовской Аравии.
Лишь два банка страны в принципе не используют традиционных финансовых инструментов. Остальные банки отделяют особые беспроцентные депозиты и инвестируют их в соответствии с рекомендациями специальных наблюдательных советов.
Вместе с тем, несмотря на существенное развитие банковского сектора страны в настоящее время ему предстоит решить ряд внутренних проблем.
К ним, прежде всего, относится отсутствие «длинных денег». Высокая доля вкладов до востребования, во многом обеспечивающая стабильность системы, привела к несовпадению сроков погашения по кредитам и вкладам. Несмотря на низкую инфляцию (в среднем менее 1% за рассматриваемый период) и стабильный курс национальной валюты, банки редко предоставляют средне- и долгосрочные кредиты в связи с риском неликвидности. Отсутствие вторичного рынка депозитарных сертификатов и сложности, связанные с исламскими ценностями и законодательством, с которыми сталкиваются банки при разработке новых инвестиционных инструментов, усугубляют проблему «длинных денег» в экономике.
Сильная зависимость национальной экономики от динамики цен на нефть не позволяет банкам эффективно диверсифицировать риски внутри страны, что вызвало необходимость высокой достаточности капитала (в среднем - 12,91%). Отметим также, что хотя результатом существования ограничений по кредитованию, ликвидности активов, кредитованию иностранных компаний и осторожности банков и явился высокий уровень стабильности системы, объемы финансового посредничества остались достаточно низкими. В 2004 году отношение обязательств частного сектора перед коммерческими банками к ВВП составило в Саудовской Аравии лишь 32,3%.
Еще одной проблемой является несовершенство правовой системы. Так, в Саудовской Аравии до сих пор не существует юридических норм, касающихся закладных, вследствие этого развитие жилищного строительства финансируется преимущественно за наличные деньги. Создание соответствующей нормам шариата системы закладных в королевстве поможет высвободить капитал и направить его на финансирование развития других секторов экономики. Здесь может быть учтен опыт других стран по использованию таких видов исламских закладных, как мурабаха и иджара.
Также к внутренним проблемам относится непонимание широкими слоями населения страны банковских услуг. Так, большая часть людей использует банковские карточки не для совершения платежей, а для получения наличных. Так, средняя сумма, снимаемая с карточки, в Саудовской Аравии составляет 166,5 долларов (в Великобритании - 84 доллара, а в США - 68 долларов).
Таким образом, можно утверждать, что с одной стороны банковская система Саудовской Аравии представляет собой развитую и устойчивую структуру. Вместе с тем, с другой стороны, видно, что изменения ментальноcти населения страны и правовых норм в финансовой сфере происходят крайне медленно, что наряду со спецификой национальной экономики препятствует дальнейшему развитию банковской системы.
По экономической эффективности аравийские банки уступают коммерческим. Но живучесть их объясняется еще и тем, что с ними связываются политические и религиозные амбиции. Во многом благодаря этому аравийские банки медленно, но верно распространяют свое влияние на новые территории и открывают для себя новые рынки финансовых услуг. Эти банки трансформируются достаточно успешно из экзотического явления, неизвестного в недавнем прошлом банковскому сообществу, в финансовый инструмент, который в перспективе может оказаться конкурентом коммерческим банкам.
Подобное не исключено в силу, минимум, трех причин.
Во–первых, аравийские исламские банки уже внедрены в местную систему регулирования денежных потоков и стали естественной частью сферы обращения в регионе, роль которой в мировой экономике исключительно велика. В силу этого им по определению обеспечен соответствующий сегмент финансового рынка.
Во–вторых, они активно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов региона, которые подпитывают экономические процессы в разных частях мира. Это автоматически выводит их на орбиту, выделенную для наиболее могущественных представителей международного банковского бизнеса.
В–третьих, они пользуются исключительно большой поддержкой со стороны теократического государства, которое заинтересовано как в укреплении своего влияния в чисто экономической форме, так и в закреплении исламской составляющей в мировом финансовом пространстве. Последнему обстоятельству придается особое значение. Ведь оно должно рассматриваться как свидетельство дееспособности исламской идеи, могущей материализоваться в экономических категориях и служить делу продвижения ислама не только традиционным путем, но и используя вполне современные механизмы.
Ислам не только религия, но и образ жизни почти для 1 млрд. человек. Будучи универсальной категорией, он традиционно выполнял роль регулятора, в том числе и сферы хозяйственных отношений. Поэтому исламская экономика, устроенная на принципах шариата, не должна восприниматься как некая абстрактная идея. Подтверждением этому может служить превращение исламского банковского дела уже в целое явление в современной финансовой жизни.
Аравийские финансисты не спешат завоевывать мир с помощью собственных финансовых инструментов. Но они тем, не менее, методично наращивают взаимодействие между соответствующими исламскими институтами, а также аккумулируют опыт собственной практической деятельности и вырабатывают механизмы, способные облегчить их встраивание в финансовую ткань мира. Специалисты в области исламской экономической теории работают не только над тем, чтобы сделать шариатские принципы регулирования финансовой деятельности более гибкими. Они также стремятся приспособить эти правила к реальной ситуации на финансовых рынках. В свете этого они, например, уделяют большое внимание вопросам создания и функционирования исламских фондовых бирж, лизинговым операциям в исламском исполнении, проектному финансированию в русле исламских канонов и шариатскому обеспечению инвестиционных процессов, организации исламских страховых и других фондов. Иными словами, исламская экономическая мысль стремится адаптироваться, в рамках собственных представлений о пределах допустимого, к требованиям международной банковско–финансовой практики и открыть для себя новые направления, которые могут содействовать продвижению исламских институтов на рынки финансовых услуг.
В течение десятилетия 1999-2008, вклады в банки Саудовской Аравии увеличились со 188 миллиардов до 422 миллиардов Саудовских риалов, рост составил 234 миллиарда риалов (125 %), в то время как капитал и резервы увеличились на 109 %. Это показано в таблице 1.
Таблица 1
Пассивы банков Саудовской Аравии
(млрд. сауд. риалов)
1999 2008 Изменение Процентное изменение (%) Общие депозиты 188 422 234 125 Иностранные обязательства 39 46 7 18 Капитал и резервы 33 69 36 109 Другие обязательства 72 118 46 64 Итого 332 655 323 86
С целью генерирования прибыли саудовский исламский банк, так же как и любая традиционная кредитная организация, проводит активные операции.
В течение десятилетия с 1 января 1999 до 31 декабря 2008, кредиты Саудовских банков частному сектору (включая ссуды и ценные бумаги) возросли на 177 %, со 113 миллиардов Саудовских риалов до 313 миллиардов. В тот же самый период, кредиты банков общественному сектору, увеличились на 129 % с 77 миллиардов Саудовских риалов до 176 миллиардов.
Инвестиции банков Саудовской Аравии в ценные бумаги оставались стабильными и выросли за тот же период незначительно: с 6.1 миллиардов Саудовских риалов до 10.9 миллиардов.
Что касается кредитования, то больше всего выросли потребительские ссуды: с 5 миллиардов риалов в 1997 до 119 миллиардов в 2006.
Основные причины быстрого роста потребительского кредитования в Саудовской Аравии:
1.Молодое и быстро растущее население, которое желает тратить деньги на автомобили, образование, отдых, недвижимость и т.д.
2. Учреждение Саудовского Бюро Кредитных историй, которое обеспечивает банки последней информацией относительно кредитоспособности клиентов.
3. Банки также представили новые типы потребительских ссуд под залог различного имуществом.
Таблица ниже показывает главные отрасли экономической деятельности в Саудовской Аравии, куда направляется банковский кредит.
Таблица 2.
Банковское кредитования экономической деятельности по отраслям (млрд. сауд. риалов)
Январь 1999 Декабрь 2008 Изменение Процентное изменение (%) Сельское хозяйство и рыболовство 2.7 3.8 1.1 41 Обрабатывающая промышленность 12.9 26.6 13.7 106 Добывющая промышленность 0.8 1.3 0.5 62 Электроэнергетика и водоснабжение 2.6 3.3 0.7 27 Строительство 14.1 23.1 9.0 64 Торговля 28.3 62.8 34.5 122 Транспорт и связь 6.2 13.4 7.2 116 Финансы 8.4 33.8 25.4 302 Услуги 3.8 12.3 8.5 223 Разное 27.3 122.8 95.5 349 Итого 107.1 303.1 196.0 183
В течение периода 1999-2008 объём кредитов общественному сектору увеличился с 77 миллиардов до 176 миллиардов Саудовских риалов, то есть на 129%. Следующая таблица показывает некоторые компоненты, обеспечившие это увеличение.
Таблица 3
Кредиты банков общественному сектору
(млрд. сауд. риалов)
1999 2008 Изменение Процентное изменение (%) Общий объём 77 176 99 193 Ссуды и авансы 27 29 2 7.5 Казначейские счета 11 0.3 (10.73) (97) Правительственные обязательства 39 146 107 274
Таблица 3. указывает, что объем ссуд предприятиям общественного сектора увеличивался за последнее десятилетие не на много. Это может быть в значительной степени следствием сильного финансового положения правительства Саудовской Аравии, которое было способно финансировать многие государственные проекты за счёт собственных средств.
Несмотря на столь успешное развитие банковского сектора Саудовской Аравии за последние годы все же остается ряд нерешенных вопросов, которые препятствуют дальнейшему усилению системы.
Одной из важнейших задач является разработка системы управления, надзора и регулирования деятельности саудовских банков. Согласно одной из двух точек зрения, которой придерживаются органы регулировании в Саудовской Аравии, режим надзора и регулирования, применяемый центральными банками в отношении исламских кредитных учреждений, должен радикально отличаться от режима в отношении традиционных банков. Вторая распространенная точка зрения признает уникальный характер деятельности исламских банков, но отдает предпочтение применению к ним такого же надзора и регулирования, что и к традиционным банкам, с небольшими изменениями и специальными правилами.
Следующей проблемой в области развития саудовской банковской системы является несоблюдение многими банками четкого разделения управления средствами и инвестиционной деятельности от коммерческой банковской деятельности. С точки зрения надзора исламские банки часто сравнивают с универсальными банками и взаимными фондами, что может повлечь за собой технические сложности для органов регулирования. Например, банк, выступающий в качестве мудариба, может рассматриваться в большей степени как компания по управлению фондами, а не как коммерческий банк. Для банков, которые используют инструмент салям и применяют принцип объединения сбережений и распределения рисков по итогам деятельности, необходим более тщательный анализ характера базовой операции со стороны органов надзора.
Из-за рисков, связанных с деятельностью таких учреждений и договорами, которые регулируют осуществляемое ими привлечение средств, необходим гораздо более широкий охват в области надзора, выходящего за рамки банковского сектора. Кроме того, распределение рисков, характерное для договоров долгового финансирования, вызывает трудности определения капитала и нормы достаточности собственного капитала.
Многие аналитики также утверждают, что надлежащая система регулирования банковской деятельности должна уделять больше внимания управлению операционными рисками и раскрытию информации, чем это принято в традиционной банковской системе. Это утверждение исходит из особого характера структуры рисков, присущих исламскому финансовому посредничеству. Инвестиционный риск считается наиболее серьезным операционным риском, влияющим на исламские банковские операции в Саудовской Аравии, проводимые на основании долевого участия. Такие условия могут привести к переносу прямого риска на инвестиционных вкладчиков, но в то же время могут подвергнуть исламские банки рискам, которые обычно несут инвесторы. Условия долевого финансирования означают ведение банками деятельности, которая выходит за рамки традиционного банковского дела, например, определения коэффициентов распределения прибыли и убытков по инвестиционным проектам в различных секторах экономики. Кроме того, подверженность банков риску возрастает ввиду отсутствия возможности признания дефолта со стороны контрагента за исключением случаев ненадлежащего управления.
Если, например, реализуемый по договору мудараба проект приведет к убыткам, исламский банк не сможет взыскать предоставленные в кредит денежные средства, поскольку он несет все финансовые убытки самостоятельно. Кроме того, отсутствуют законные средства, позволяющие банкам контролировать предпринимателя, который непосредственно управляет инвестируемым проектом через договор мудараба, а в рамках финансирования на долевой основе банки не могут снизить риск, потребовав залогового обеспечения или иной гарантии.
Международная экспансия банковских институтов из Саудовской Аравии выступает закономерным результатом действия таких факторов, как: рост миграции капиталов между развивающимися и промышленно развитыми государствами, размежевание национальных и международного рынков ссудного капитала, высокая прибыльность международного банковского бизнеса. Для Саудовской Аравии экспорт капитала, возникшего на основе валютных доходов от экспорта нефти, выступил дополнительным фактором, который способствовал выходу саудовского банковского капитала на международную арену.
Внешнеэкономическая экспансия кредитных учреждений Саудовской Аравии выражается в росте международных операций данных учреждений, а в структурно-институциональном аспекте - в создании за пределами Саудовской Аравии соответствующих подразделений национальных кредитных институтов и формально независимых банковских учреждений, контрольные пакеты которых принадлежат саудовскому национальному капиталу. К зарубежным подразделениям национальных кредитных институтов Саудовской Аравии относятся филиалы, отделения и представительства. Представительства, в отличие от филиалов и отделений, обладают ограниченным статусом. Представительства не могут принимать вклады, осуществлять кредитные и инвестиционные операции. Они только представляют интересы головных учреждений своих банков. С конца 60-х гг. кредитные учреждения Саудовской Аравии начали широкое проникновение в крупнейшие финансовые и расчетные центры международного рынка капиталов и кредитов: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женеву, Рим, Сингапур и др. Создание в этих центрах филиалов, отделений и представительств позволяло кредитным учреждениям Саудовской Аравии прибыльно размещать свои временно свободные средства, пользуясь услугами всех звеньев кредитных институтов развитых государств, расширить участие в операциях на рынке европейских валют. В Лондоне, например, функционируют крупнейшие филиалы национальных банков Саудовской Аравии: “Нэшнл Коммершл Бэнк”, “Рияд Бэнк”, “Сауди Американ Бэнк”. В Нью-Йорке, с 1983 г., функционирует филиал «Нэшнл Коммершл Бэнк».
Четыре крупнейших зарубежных банка были образованы Саудовской Аравией для прямого выхода на международный рынок капиталов и кредитов. В 1975 г. в Лондоне, в виде Британской акционерной компании, был образован “Сауди Интернэшнл Бэнк”. Учредитель - САМА, которому принадлежит 50% уставного капитала. Еще 5% уставного капитала принадлежит саудовским, а 45% - иностранным банкам. Вторым крупнейшим банком Саудовской Аравии стал созданный в 1976 г. полностью частный “Ас-Сауди Бэнк” в Париже. Впоследствии были созданы два крупных саудовских зарубежных банка, расположенных в Западной Европе: “Банко Сауди Эспаньол” и “Сауди Юропиан Бэнк”.
Говоря о зарубежных кредитных учреждениях Саудовской Аравии, следует упомянуть также исламские банки. В основном, к таким учреждениям относятся кредитные учреждения с преобладанием саудовского финансового капитала, который занял лидирующие позиции в деле создания исламских банков.
Саудовский банковский капитал выходит на международную арену также посредством создания многонациональных банков (так называемых мегабанков) с участием капитала нескольких государств, либо через объединение банков в группу под контролем единого координационного центра (банковский консорциум). Такие структуры создаются с участием не только саудовского капитала, но и капитала других государств. Примером аравийско-арабского многонационального банка является крупнейший международный банк стран Персидского залива “Галф Интернэшнл Бэнк” (ГИБ), созданный в 1975 г. правительствами Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, ОАЭ, Омана, Катара и Ирака. Другой известнейший арабский мегабанк - “Араб Бэнкинг Корпорэйшн” (АБК), созданный в 1980 г. Минфином Кувейта, Центральным Банком Ливии и “Абу-Даби Инвестмент Осорити”. Примером не чисто арабского консорциального мегабанка, в частности, является “Юнион де Банк Араб э Фрэнсез” (ЮБАФ), в состав которого входят 26 разных соучредителей. Существуют и банки на двусторонней основе (Сингапуро-Кувейтский Банк, Индокувейтская Инвестиционная Компания и др.).
Заключение
Финансовые институты - это финансовые посредники, которые с целью извлечения прибыли: 1) объединяют средства многих инвесторов как индивидуальных (население), так и корпоративных инвесторов, 2) управляют аккумулированными ресурсами как единым портфелем, 3) осуществляют долгосрочные портфельные инвестиции в ценные бумаги, 4) могут осуществлять привлечение депозитов.
Развитие зарубежных финансовых институтов происходило под влиянием мировых тенденций развития финансовых рынков (глобализация, секьюритизация, развитие финансовой инженерии).
Основными факторами, воздействующими на развитие финансовых институтов, являются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы оказывают влияние на привлекательность услуг финансовых институтов. Внешние факторы оказывают влияние на спрос на услуги финансовых институтов.
Развитие финансовых институтов на финансовых рынках развитых стран характеризуется триадой взаимосвязанных тенденций. Во-первых, наблюдается устойчивый рост активов финансовых институтов, как в абсолютном выражении, так и в относительном выражении.
Во-вторых, наблюдается устойчивое увеличение веса финансовых институтов в структуре финансовых активов домохозяйств. В-третьих, отмечается рост значения институциональных инвесторов в уставных капиталах крупнейших компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке.
Саудовская Аравия – одна из крупнейших стран арабского мира с рыночной экономикой. Она играет значительную роль в мире, в частности, в нефтяной индустрии. Саудовская Аравия является доминирующим в экономическом отношении государством среди всех стран Персидского залива. Кроме того, главными экономическими партнерами Королевства являются такие ведущие страны, как США, Япония, Германия, Великобритания.
Исламский бэнкинг означает финансирование не с помощью ссудного, а с помощью рискового капитала. Для своего приращения последний должен принять на себя часть риска потери, «наградой» же за инвестирование должен быть не процент, а доля в прибыли. Таким образом шариат фиксирует свою позицию по поводу социальной значимости труда и справедливого вознаграждения активному (неспекулянту и нерантье) капиталу. При этом «человеческий капитал», представленный предпринимательским и управленческим талантом и усилиями, затраченными в ходе реализации проекта или сделки, приравнивается по значению к финансовому капиталу как монетизированному прошлому труду.
С одной стороны банковская система Саудовской Аравии представляет собой развитую и устойчивую структуру. Вместе с тем, с другой стороны, видно, что изменения ментальноcти населения страны и правовых норм в финансовой сфере происходят крайне медленно, что наряду со спецификой национальной экономики препятствует дальнейшему развитию банковской системы.
Список литературы
Абрамов А. Е. Формирование и развитие рынка ценных бумаг инвестиционных фондов: дис .…. канд. эконом. наук. - М, - 2004. -197с.
Абрамов А. Инвестиционные фонды: Доходность и риски, стратегии управления портфелем, объекты инвестирования в России - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 416с.
Абрамов А. Современные тенденции развития открытых инвестиционных фондов//Биржевое обозрение- 2004,- №9(11)-С.15-16.
Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 461с.
Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков. // Банковское дело. – 2007 - №5. - с. 28
Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятельностью банков за рубежом // Банковское дело. – 2007. - №6. - с. 28
Боди З. Принципы инвестиций/З. Боди, А. Кейн, А. Маркус, Пер. с анг. - М.: Издательский дом «Видьямс», 2004. - 984с.
Булатов В. В. Экономический рост и фондовый рынок в 2т. Т. 2.-М: Наука, - 2004, - 254с.
Ващенко М. Охота на одиночек и молчунов// Эксперт. -2006. -№38(532).-c.130-134.
Воронцов В. Ожидание перелома// Эксперт Сибирь. -2008.-№29(125).-С.24-26.
Вьюгин О. Финансовый рынок: Стратегия развития// Ведомости. -2006.-16 февраля.- №27 (1554).- С.А4.
Губейдуллина Г. Необходимо вернуть рынок в Россию (интервью с руководителем ФСФР) //Ведомости. - 2006. -21 сентября.-№177 (1704), С.А5.
Денисенко Е. Консолидация как неизбежность//Эксперт Северо-Запад. - 2006. - №1-2(254-255). -С.36-37.
Иванов О. Ипотечные ценные бумаги// Рынок ценных бумаг.- 2005. -№23-24. -С.60-63.
Капитан М. Паевые фонды - 2005: Успех превзошел ожидания/М.Капитан, Р. Кокорев// Рынок ценных бумаг.-2006.- N 4(307).-С.28-34.
Кокорев Р. Коллективные инвесторы: нерешенные проблемы терминологии и классификации/Р. Кокорев, М. Капитан // Инвестиции плюс. - 2004. - №4(57). - C. 16-20.
Корнев В. Паевые инвестиционные фонды: проблемы защиты интересов пайщиков//Дайджест - Финансы. - 2005. - №12(132). -С. 21-24.
Кращенко Л. На шаг впереди инфляции/ Л. Кращенко, К. Онгирский//Эксперт. -2005. - №39 (485). -С.164 -172.
Ладыгин Д. Проверка на индекс//Коммерсант Деньги - 2005. -№23(528).-С.104-106.
Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития- М.: Альпина Паблишер. - 2002. - 624с.
Миркин Я.М. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам/Я.М.Миркин, В.Я.Миркин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 422с.
Миркин Я. Будущая динамика российского рынка акций: взаимодействие с зарубежными рынками/Я.Миркин, М.Кудинова //Рынок ценных бумаг.-2006.-N 8.-С.44-46.
Мязина Е. Пайщиков посчитали//Ведомости. - 2006, - 31 мая. -№97(1624).-C.Б1.
Ноздрева И. Е. Небанковские институциональные инвесторы: зарубежный и отечественный опыт: дис .… канд. эконом. наук. -М.-2008.-180c.
Перельман Е. Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?//Рынок ценных бумаг.- 2005. -№10(289). - С. 23-26.
Перельман Е. Паевые инвестиционные фонды// Информационно-аналитический бюллетень.- 2006. -№1 (25).- С. 1-44.
Перельман Е. Паевые инвестиционные фонды: итоги 2004г. и перспективы на 2005г.//Рынок ценных бумаг - 2005, - №5(284), С. 24-28.
Рубцов. Б. Б. Современные фондовые рынки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 926с.
Сачер Б. Медленный старт медленной реформы//Рынок ценных бумаг. - 2005. - №12(291).- С. 21-22.
Хмыз О. Коллективные инвесторы как акционеры//Рынок ценных бумаг. - 2004. - №19(274).-С.25-29.
Хромушин И. В. Портфельные инвестиционные фонды в международной финансово-кредитной системе и их роль в развитии российского рынка акций: дис .… кан. эконом. наук. - М., 2004. -213с.
Янин А. Падение, приятное для рынка//Эксперт.- 2006. - №17(511). - С. 88-94.
Янин А. Трудная дорога к рынку//Эксперт.-2006.- №22(516).- С.95.
Final report on elements of international regulatory standards on fees and expenses of investment funds//IOSCO, November, 2004.
Mutual fund book// Investment company institute, 2004, №44. - 183p.
Trends in the European Investment Fund Industry in the Fourth Quarter of 2005 and Results for Full-Year 2005// Quarterly Statistical Release, EFAMA, 2006.-8p.
Интернет-сайт Центрального банка России (www.cbr.ru)
Интернет-сайт Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru)
Гукасян Г.Аравийская интеграция// МЭ и МО.-2004-№2.-С.84
www.bankislam.com.my
//Banque magazine, № 665, 2005, p. 36.
//Внешнеэкономический бюллетень, № 3, 2004-с. 9.
Keller B., Duttenhöfer S. Markt in Bewegung. //Frankfurter Allgemeine Zeitung, №82, April 2004,- s.4.
Там же
whole loans – американский термин, используемый для разграничения оригинальных ипотечных закладных и ценных бумаг типа pass-through (российским аналогом pass-through security является ипотечный сертификат участия).
//Коммерсантъ Деньги, № 19, 2006-с. 131.
http://www.autoboobi.info/inside/krah.shtml
http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/07/05/31548079
Леонид Григорьев, Марсель Салихов, Риски и глобальные дисбалансы, http :// www . perspektivy . info /
Великий ипотечный кризис, http :// www . finam . ru / analysis / forecasts 00 A 52/ default . asp
Global Financial Stability Report, IMF, 2005. P. 171
Publication of Economic Development, Fourth Quarter of 2005, Saudi Arabian Monetary Agency, Research and Statistics Department.
42ой ежегодный отчет Финансового агентства Саудовской Аравии, 1427 (2006) год. (На арабском языке). С. 64.
Saudi Arabia: Financial System Stability Assessment, IMF, 2006. P. 16-18.
42ой ежегодный отчет Финансового агентства Саудовской Аравии, 1427 (2006) год. (На арабском языке). С. 63.
Eighth Development Plan, 2005-2009 (АН 1429/30 - 1435/36), Ministry of Economy and Planning, Kingdom of Saudi Arabia, 2003. P. 321.
Saudi Arabia At A Glance, World Bank, Development Economics Central Database, September 19, 2007
Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
3
Двухуровневая (современная) банковская система
Эмиссионный (центральный) банк
Не эмиссионные (коммерческие) банки
Универсальные
Специализированные
Инвестиционные
Ипотечные
Сберегательные
Сберегательные
Ипотечные
Инвестиционные
Специализированные
Универсальные
Не эмиссионные (коммерческие) банки
Эмиссионный (центральный) банк
Двухуровневая (современная) банковская система
3Абрамов А. Е. Формирование и развитие рынка ценных бумаг инве-стиционных фондов: дис .…. канд. эконом. наук. - М, - 2004. -197с.
4Абрамов А. Инвестиционные фонды: Доходность и риски, стра-тегии управления портфелем, объекты инвестирования в России - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2005. - 416с.
5Абрамов А. Современные тенденции развития открытых инве-стиционных фондов//Биржевое обозрение- 2004,- №9(11)-С.15-16.
6Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 461с.
7Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммер-ческих банков. // Банковское дело. – 2007 - №5. - с. 28
8Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятель-ностью банков за рубежом // Банковское дело. – 2007. - №6. - с. 28
9Боди З. Принципы инвестиций/З. Боди, А. Кейн, А. Маркус, Пер. с анг. - М.: Издательский дом «Видьямс», 2004. - 984с.
10Булатов В. В. Экономический рост и фондовый рынок в 2т. Т. 2.-М: Наука, - 2004, - 254с.
11Ващенко М. Охота на одиночек и молчунов// Эксперт. -2006. -№38(532).-c.130-134.
12Воронцов В. Ожидание перелома// Эксперт Сибирь. -2008.-№29(125).-С.24-26.
13Вьюгин О. Финансовый рынок: Стратегия развития// Ведомости. -2006.-16 февраля.- №27 (1554).- С.А4.
14Губейдуллина Г. Необходимо вернуть рынок в Россию (интервью с руководителем ФСФР) //Ведомости. - 2006. -21 сентября.-№177 (1704), С.А5.
15Денисенко Е. Консолидация как неизбежность//Эксперт Северо-Запад. - 2006. - №1-2(254-255). -С.36-37.
16Иванов О. Ипотечные ценные бумаги// Рынок ценных бумаг.- 2005. -№23-24. -С.60-63.
17Капитан М. Паевые фонды - 2005: Успех превзошел ожида-ния/М.Капитан, Р. Кокорев// Рынок ценных бумаг.-2006.- N 4(307).-С.28-34.
18Кокорев Р. Коллективные инвесторы: нерешенные проблемы терми-нологии и классификации/Р. Кокорев, М. Капитан // Инвестиции плюс. - 2004. - №4(57). - C. 16-20.
19Корнев В. Паевые инвестиционные фонды: проблемы защиты интере-сов пайщиков//Дайджест - Финансы. - 2005. - №12(132). -С. 21-24.
20Кращенко Л. На шаг впереди инфляции/ Л. Кращенко, К. Онгир-ский//Эксперт. -2005. - №39 (485). -С.164 -172.
21Ладыгин Д. Проверка на индекс//Коммерсант Деньги - 2005. -№23(528).-С.104-106.
22Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фунда-ментальных факторов, прогноз и политика развития- М.: Альпина Паблишер. - 2002. - 624с.
23Миркин Я.М. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам/Я.М.Миркин, В.Я.Миркин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 422с.
24Миркин Я. Будущая динамика российского рынка акций: взаимо-действие с зарубежными рынками/Я.Миркин, М.Кудинова //Рынок ценных бумаг.-2006.-N 8.-С.44-46.
25Мязина Е. Пайщиков посчитали//Ведомости. - 2006, - 31 мая. -№97(1624).-C.Б1.
26Ноздрева И. Е. Небанковские институциональные инвесторы: зару-бежный и отечественный опыт: дис .… канд. эконом. наук. -М.-2008.-180c.
27Перельман Е. Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?//Рынок ценных бумаг.- 2005. -№10(289). - С. 23-26.
28Перельман Е. Паевые инвестиционные фонды// Информационно-аналитический бюллетень.- 2006. -№1 (25).- С. 1-44.
29Перельман Е. Паевые инвестиционные фонды: итоги 2004г. и пер-спективы на 2005г.//Рынок ценных бумаг - 2005, - №5(284), С. 24-28.
30Рубцов. Б. Б. Современные фондовые рынки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 926с.
31Сачер Б. Медленный старт медленной реформы//Рынок ценных бу-маг. - 2005. - №12(291).- С. 21-22.
32Хмыз О. Коллективные инвесторы как акционеры//Рынок ценных бу-маг. - 2004. - №19(274).-С.25-29.
33Хромушин И. В. Портфельные инвестиционные фонды в междуна-родной финансово-кредитной системе и их роль в развитии российского рынка акций: дис .… кан. эконом. наук. - М., 2004. -213с.
34Янин А. Падение, приятное для рынка//Эксперт.- 2006. - №17(511). - С. 88-94.
35Янин А. Трудная дорога к рынку//Эксперт.-2006.- №22(516).- С.95.
36Final report on elements of international regulatory standards on fees and expenses of investment funds//IOSCO, November, 2004.
37Mutual fund book// Investment company institute, 2004, №44. - 183p.
38Trends in the European Investment Fund Industry in the Fourth Quarter of 2005 and Results for Full-Year 2005// Quarterly Statistical Release, EFAMA, 2006.-8p.
39Интернет-сайт Центрального банка России (www.cbr.ru)
40Интернет-сайт Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru)
Вопрос-ответ:
Что такое банковская система?
Банковская система - это совокупность банков, финансовых институтов и правил, регулирующих их деятельность, которые функционируют в определенной стране или регионе.
Какие элементы включает в себя банковская система?
Банковская система включает в себя коммерческие банки, центральные банки, финансовые институты, а также законодательные и регуляторные органы, которые контролируют их деятельность.
Какие признаки характеризуют банковскую систему?
Банковская система должна обеспечивать стабильность и эффективность финансового сектора, способствовать экономическому росту, обеспечивать доступность и надежность банковских услуг, а также защищать права и интересы клиентов и инвесторов.
Как возникли и развивались банки в банковской системе?
Банки возникли как результат появления потребности в финансовых услугах, таких как ссуды и хранение денег. Они развивались и становились все более сложными и специализированными, вплоть до современных коммерческих банков, выполняющих широкий спектр функций.
Как организованы банковские системы в Германии, США и Саудовской Аравии?
В Германии банковская система организована на основе модели универсальных банков, которые предоставляют широкий спектр финансовых услуг. В США банковская система имеет фрагментированную структуру с множеством коммерческих банков и независимых финансовых институтов. В Саудовской Аравии преобладают исламские банки, регулирующиеся принципами шариата.
Какие основные черты отличают банковскую систему от других финансовых систем?
Банковская система отличается от других финансовых систем своей спецификой и целями. Ее основной функцией является предоставление финансовых услуг и управление денежными потоками. Банковская система также характеризуется наличием коммерческих и центральных банков, которые играют ключевую роль в ее функционировании.
Каковы особенности организации банковской системы в Германии?
Банковская система Германии отличается от других стран своей децентрализованной структурой. Она включает в себя около 1800 коммерческих банков, которые объединены в несколько крупных банковских групп. Важную роль в системе играют сохраняющие свою независимость специализированные кредитные институты – ландесбанки. Они предоставляют кредиты малому и среднему бизнесу, а также занимаются финансированием региональных проектов. Также стоит отметить наличие развитой кооперативной сектора и обширной сети кредитных союзов, которые осуществляют деятельность по принципу взаимопомощи.
Каково понятие и сущность банковской системы?
Банковская система – это комплекс организаций и институтов, которые осуществляют кредитно-финансовые операции и образуют финансовый рынок. Основной юридической формой банковской системы является банк, который предоставляет финансовые услуги и осуществляет финансовые операции с клиентами.
Какие признаки характеризуют банковскую систему?
Банковская система характеризуется следующими признаками: наличие специализированных финансовых институтов – банков, наличие финансовых операций, проводимых банками, наличие банковских услуг, предоставляемых банками, наличие финансового рынка, на котором осуществляются операции с финансовыми активами и пассивами.