Защита прав потребителей в сфере розничной торговли

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Характеристика понятия «потребитель»
2. Общие положения о праве потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг
3. Государственный и общественный контроль за защитой прав потребителей
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Роспотребнадзор дает разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов в области защиты прав потребителей.
Потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав, целесообразно обращаться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти, направив руководителю жалобу с просьбой принять меры в отношении недобросовестного продавца, изготовителя, исполнителя.
Полномочиями в сфере защиты прав потребителей наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, например администрация области. В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
В рамках этих полномочий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации обязан осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей. Применительно к этой обязанности соответствующий орган наделяется правом принимать определенные меры, однако их характер и объем напрямую зависит от объема и характера полномочий указанного органа и определяется им самостоятельно путем согласования с пределами своих полномочий, установленных в конституции (уставе) субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти. Однако и они обеспечивают защиту прав потребителей в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, поселка, села и т.п.).
С этой целью органы местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, даче консультаций по вопросам защиты прав потребителей, по обращению в суды (в защиту неопределенного круга потребителей). Для реализации данных полномочий они вправе при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
В настоящее время для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры (отделы по защите прав потребителей местных администраций).
В то же время местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных не наделены никакими контрольными функциями. Закон устанавливает не только государственную, но и общественную защиту прав потребителей и контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в рассматриваемой области. Эти функции выполняют общественные организации потребителей, а также их ассоциации, союзы. В соответствии с ГК РФ общественными признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими организациями, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Целью создания общественных объединений потребителей является охрана и защита прав потребителей. Одной из основных функций общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей является осуществление юридических консультаций и оказание иной правовой помощи в собирании и представлении доказательств, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, представительство их интересов в суде. Эти мероприятия могут осуществляться как на договорной основе, так и безвозмездно.
Законом о защите прав потребителей предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров, по привлечению к ответственности нарушителей прав потребителей.
Таким образом, в России в настоящее время сложилась национальная система защиты прав потребителей, под которой принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, чьи полномочия в рассматриваемой области специально оговорены в Законе о защите прав потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Опыт прошедших лет четко показал: добиться серьезного уровня защиты прав потребителей можно только соединением всех сил и возможностей по всему кругу потребительской проблематики.









Заключение

Современная практика защиты прав потребителей показывает, что наряду с совершенствованием гражданско-правовых инструментов охраны прав потребителей требуется развитие публично-правовой составляющей данной охраны, совершенствование механизма реализации права потребителей на государственную, муниципальную и общественную защиту в части административных (внесудебных) процедур защиты нарушенных прав потребителей. Из действующих актов законодательства о защите прав потребителей любой потребитель должен четко представлять себе, куда, в каком порядке, в какие сроки и с какими требованиями он может обратиться при нарушении его прав и что должно быть предпринято по итогам обращения потребителя.
Необходимо улучшить правовое положение потребителя применительно к первому правовому запрету. Закон не исключает ситуацию, когда товар будет продаваться в последние дни (часы и проч.) срока годности. Поэтому в Законе «О защите прав потребителей», как и в ГК, необходимо закрепить правила о предельных сроках реализации товаров, в том числе и о механизме применения таких правил.
Основная проблема защиты прав потребителей технически сложных товаров здесь может быть выражена формулой «обеспечение правовыми средствами баланса интересов потребителей и их контрагентов при продаже технически сложных товаров с недостатками». Другими словами, правовое регулирование данных отношений с участием потребителей должно, с одной стороны, обеспечивать восстановление нарушенных прав потребителей, но, с другой стороны, применение закрепленной в законодательстве системы правовых средств, позволяющих удовлетворять нарушенные права потребителей, не должно представлять собой чрезмерное обременение их контрагентов. Таким образом, при восстановлении прав потребителей технически сложных товаров должен действовать правовой принцип соразмерности - требование потребителя удовлетворяется, если оно по своему существу соразмерно правонарушению.
В настоящее время, требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также требования об обмене подлежат удовлетворению: 1) при наличии любых недостатков - в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара; 2) по истечении указанного срока отмеченные требования удовлетворяются только при определенных юридических фактах. Иные требования потребителя в отношении обозначенных товаров удовлетворяются при любых недостатках. Такой вывод можно сделать, сопоставляя содержание абз. 8 и предыдущих абзацев п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
Требуется увеличение обозначенного пятнадцатидневного срока. Это необходимо в отношении тех технически сложных товаров, на которые установлен гарантийный срок - до полной продолжительности этого срока. По истечении названного пятнадцатидневного срока в отношении технически сложных товаров подлежат удовлетворению требования потребителя об отказе от исполнения договора, а также об обмене, - это невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребителю может быть продан некачественный товар при условии, что недостатки товара были оговорены продавцом. Требуется прямое указание продавца на конкретные недостатки товара. Если продавец четко не информировал потребителя о каких-либо недостатках (об одних недостатках предупредил потребителя, о других - нет), то он за них отвечает. Если потребитель соглашается приобрести такой товар путем заключения договора купли-продажи, то в подобной ситуации нарушения прав потребителей не будет. Такие отношения в связи с приобретением товаров с недостатками могут быть связаны не только с собственно заключением договора купли-продажи, но и с реализацией права потребителей на обмен некачественного (ст. 18 Закона) или качественного непродовольственного товара (ст. 25 Закона), а также с ситуацией выполнения работы (оказания услуги) из материалов исполнителя.
Данную норму нужно понимать ограничительно в ситуациях, когда товар не просто некачественный, а еще и небезопасный (потенциально опасный). Например, товар с истекшим сроком годности является потенциально опасным товаром, использование которого может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей его среде. Таким образом, для того чтобы продажа товаров с недостатками не являлась нарушением прав потребителей, необходимо одновременное наличие следующих условий:
- информирование потребителей о конкретных недостатках товара;
- согласие потребителя на приобретение такого товара;
- товар должен быть безопасным.
Все эти условия должны быть четко выражены в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
Проблема совершенствования возможности потребителей на предъявление требований во внедоговорных отношениях. Одним из основных правовых приемов, представленных в законодательстве о защите прав потребителей и обеспечивающих защиту прав потребителей, выступает нормативное закрепление возможности потребителей предъявления требований в рамках внедоговорных правоотношений другим лицам. В правоотношениях купли-продажи потребитель может предъявить свои требования не только продавцу, но и уполномоченным лицам, изготовителю, импортеру. Представляется оправданным нормативное расширение указанной возможности по следующим двум направлениям:
- закрепление в Законе «О защите прав потребителей» права потребителя-заказчика в правоотношениях по работам и услугам предъявлять требования по поводу недостатков материалов, предоставленных исполнителем, не только самому исполнителю, но и по своему выбору также продавцам, изготовителям, импортерам (их уполномоченным лицам) таких материалов (товаров);
- закрепление в Законе права потребителя в отношениях купли-продажи предъявлять свои требования еще и арендодателям по крайней мере в двух ситуациях: 1) при продаже товаров с использованием автоматов, 2) при отсутствии продавца (арендатора) по месту заключения договора с потребителем (договорные отношения по аренде прекращены) на момент предъявления требований. Аналогичное право для потребителя-заказчика (в отношении второй ситуации) нужно закрепить и для правоотношений по выполнению работ и оказанию услуг.
Для того чтобы для арендодателя обязанность удовлетворить требования потребителя не была чрезмерным правовым обременением, необходимо в рамках нормативного обеспечения нужного уровня баланса интересов сторон соответствующего правоотношения предусмотреть специальное основание освобождения арендодателя от ответственности перед потребителем. Таким основанием должно выступать соблюдение арендодателем обязанности по доказыванию следующего обстоятельства: он должен доказать, что принял все возможные и разумные меры в целях обеспечения права потребителя на предъявление требований к иным контрагентам в соответствии с законом (в договор аренды включено общее условие о соблюдении арендатором прав потребителей, связанных с продажей некачественных товаров, потребители информированы путем вывески, иными способами о новом месте нахождения продавца). Нужно сформулировать обязанность продавца принять все возможные и разумные меры для доведения до потребителей сведений о смене места обслуживания потребителей.
Таким образом, арендодатель должен отвечать перед потребителями как дополнительный, а не основной должник Ответственность арендатора не должна расцениваться как субсидиарная ответственность. Наоборот, потребитель первоначально обращается к арендодателю, и только при доказанности арендодателем названного обстоятельства следует обращение потребителя со своими требованиями к иным контрагентам.
Отечественная практика судебной защиты прав потребителей нуждается в совершенствовании по отдельным вопросам. До 2005 г. потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождались от оплаты государственной пошлины во всех случаях. С 2005 г. согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в соответствии с правилами НК РФ. С целью повышения гарантий реализации права потребителя на судебную защиту необходимо в законодательство о государственной пошлине ввести императивное правило о том, что потребитель оплачивает пошлину при цене иска более 1 000 000 рублей только по итогам судебного разбирательства. Таким образом, потребитель должен будет реально ее уплачивать только в тех случаях, когда им дело будет проиграно (полностью или в части).
Нуждаются в совершенствовании нормативные положения о доказывании по делам в части максимально возможного освобождения потребителей от такого доказывания; судебной защите прав потребителей в отношениях с иностранными контрагентами, прежде всего в отношении сроков извещения таких контрагентов по этим делам. Наряду с этим требуется четкая регламентация права потребителя защищать свои права в третейских судах.




Список использованной литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 20.02.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 (ред. от 10.05.2001) «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // СПС «Гарант».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред.11.05.2007) «О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей» // СПС «Гарант».
Постановление ФАС Северо-западного округа от 24 июля 2006 г. № А21-390/2006 // СПС «Гарант».
Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 17 мая 2005 г. дело № 2-190/09 // Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8.
Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 24 июня 2005 г.// Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8.
Агафонов А.В. Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья потребителей (историко-правовой анализ) / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. С.Н. Сабанина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
Гусятникова Е.Д. Покупатель не всегда прав.-М.:Омега-Л, 2008.
Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». - М.: Дашков и Ко, 2007.
Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. -2006.- № 3.
Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8. С.24.
Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей.-М.:ГроссМедиа,2008.
Челнышев М.Ю. Закон РФ «О защите прав потребителей»: необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир.- 2009.- №2.

Агафонов А.В. Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья потребителей (историко-правовой анализ) / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. С.Н. Сабанина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 107.
Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8. С.24.
Абз.1 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред.11.05.2007) «О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей» // СПС «Гарант».
Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 17 мая 2005 г. дело № 2-190/09 // Райлян А.А. Указ.соч.С.25.
Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 24 июня 2005 г.// Райлян А.А. Указ.соч.С.25.
Гусятникова Е.Д. Покупатель не всегда прав.-М.:Омега-Л, 2008. С.132.
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 (ред. от 10.05.2001) «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // СПС «Гарант».

Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей.-М.:ГроссМедиа,2008. С.178.
Сутягин А.В. Указ.соч. С.183.
Постановление ФАС Северо-западного округа от 24 июля 2006 г. № А21-390/2006 // СПС «Гарант».
Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». - М.: Дашков и Ко, 2007. С. 238.
Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 246.
Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. -2006.- № 3. С. 303.
Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 250.












2

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».
2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
3.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 20.02.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СПС «КонсультантПлюс».
4.Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 (ред. от 10.05.2001) «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // СПС «Гарант».
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред.11.05.2007) «О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей» // СПС «Гарант».
6.Постановление ФАС Северо-западного округа от 24 июля 2006 г. № А21-390/2006 // СПС «Гарант».
7.Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 17 мая 2005 г. дело № 2-190/09 // Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8.
8.Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 от 24 июня 2005 г.// Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8.
9.Агафонов А.В. Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья потребителей (историко-правовой анализ) / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. С.Н. Сабанина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
10.Гусятникова Е.Д. Покупатель не всегда прав.-М.:Омега-Л, 2008.
11.Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». - М.: Дашков и Ко, 2007.
12.Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. -2006.- № 3.
13.Райлян А.А. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс.-2008.- №8. С.24.
14.Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей.-М.:ГроссМедиа,2008.
15.Челнышев М.Ю. Закон РФ «О защите прав потребителей»: необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир.- 2009.- №2.

Вопрос-ответ:

Как можно определить понятие "потребитель"?

Потребителем является любое физическое или юридическое лицо, которое приобретает товары, работы или услуги для личного пользования, потребления или использования в профессиональной деятельности.

Какие общие положения относятся к праву потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг?

Потребитель имеет право на надлежащее качество товара, работ и услуг. Продавец обязан предоставить товар, работы или услуги соответствующие обязательным требованиям законодательства и обеспечить их качество, безопасность и иные характеристики, указанные в договоре или рекламе.

Какие меры контроля применяются для защиты прав потребителей?

За защитой прав потребителей осуществляется государственный и общественный контроль. Государственный контроль осуществляется Роспотребнадзором, который даёт разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов в области защиты прав потребителей. Потребителю столкнувшемуся с нарушением своих прав целесообразно обращаться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти.

Какие органы можно обратиться за помощью в случае нарушения прав потребителя?

В случае нарушения прав потребителя, он может обратиться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти, такие как Роспотребнадзор или общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей.

Какую помощь может предоставить Роспотребнадзор потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав?

Роспотребнадзор может предоставить потребителю разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов в области защиты прав потребителей. Он также может провести проверки предприятий на соответствие требованиям законодательства и принять меры за нарушение прав потребителей.

Что такое потребитель?

Потребитель - это физическое или юридическое лицо, которое приобретает товары, работы или услуги для своих личных или профессиональных нужд.

Какие права имеет потребитель на надлежащее качество товара, работ и услуг?

Потребитель имеет право на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества, то есть таких, которые полностью соответствуют установленным требованиям или обеспечивают безопасность, качество и другие характеристики, необходимые для их назначения.

Как осуществляется контроль за защитой прав потребителей?

За контролем за защитой прав потребителей следят как государственные, так и общественные организации. В России главным органом контроля является Роспотребнадзор, который дает разъяснения по вопросам применения законов и других правовых актов в области защиты прав потребителей.

Куда обратиться потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав?

Потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав, целесообразно обратиться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти, такие как Роспотребнадзор или другие органы контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Какие положения относятся к правам потребителей на надлежащее качество товара, работ и услуг?

Права потребителей на надлежащее качество товара, работ и услуг регламентированы соответствующим законодательством, включая Федеральный закон "О защите прав потребителей". В этих положениях содержатся требования к качеству и безопасности товаров, работы и услуг, а также порядок защиты прав потребителей в случае их нарушения.