Пенитенциарная психология, пути совершенствования
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 20.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Пенитенциарная психология и ее методы
Заключение
Литература
Такой метод так же предполагает контроль за вхождением осуждённого в микроколлективы (в том числе с отрицательной направленностью).
Особые условия нахождения осуждённого в местах лишения свободы предполагают применение метода принуждения. Учёные, исследующие пенитенциарную психологию (А.Г. Ковалёв), считают, что наказание действует в одних случаях устрашающе, в других - заставляет полагать о том, какой образ поведения оказывается не только более удобным в настоящее пора, но и перспективным в деле самоисправления.
В настоящее время все более настойчиво проявляются попытки внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных.
Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных (М. Н. Гернет, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, В. А. Елеонский); проблема суицидов осужденных и возможности их профилактики (А. Г. Абрумова, М. Б. Метелкин, А. И. Мокрецов, И. Б. Бойко).
Отечественными пенитенциарными психологами в последние годы разработаны научно обоснованные рекомендации по воздействию на негативные социально-психологические явления в среде осужденных, создан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры.
Заключение
Исправительная (пенитенциарная) психологическая наука, являясь отраслью юридической психологии, выявляет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях.
Пенитенциарная психология изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах лишения свободы, психологический феномен их возникновения и функционирования.
К задачам исправительной психологии относятся: исследования эффективности наказания; изменение психики личности осужденного в процессе исполнения наказания; формирование особенностей поведения в условиях лагерного и тюремного режимов.
Пенитенциарная психология в тесной связи с другими науками (педагогикой, психологией труда, социальной психологией) разрабатывает практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и способы психологической коррекции личности правонарушителя.
Существенной особенностью пенитенциарной психологии является то, что она имеет дело с людьми, которые совершили преступление, и ставит основной задачей их перевоспитание, привлечение к общественно-полезному труду, их адаптации к нормальному существованию после истечения срока наказания.
Известно, что перевоспитывать сложнее, так как тот самый процесс связан с ломкой, в определенной степени устоявшихся в личности взглядов на жизнь, ее ценности и способы достижения целей. Поэтому, исходя из объекта пенитенциарной психологии и ее воспитательных задач, к специалистам, работающим в исправительных учреждениях предъявляются особые требования.
Среди путей совершенствования пенитенциарной психологии как науки, основными можно обозначить: пересмотр содержания и методолого-теоретической роли категорий пенитенциарной психологии - "личность осужденного", "соучаствование в местах лишения свободы", "исправление осужденных", через соподчиненные понятия выйти на изучение новых объектов и проблем предмета данной науки; введение новых методологических принципов пенитенциарной психологии - "системности в изучении и интерпретации пенитенциарно-психологических явлений", "процессуально-акторного развития правосознания", "субъектности исправительной активности", "соотнесенности инструментария при комплексном подходе к решению психопрактических задач". Это позволит гармонизировать развитие структурных составляющих науки и обеспечить переосмысление как результатов изучения традиционных проблем, так и выход на разработку новой проблематики и конструктивное решение задач психологического обеспечения пенитенциарной практики.
Литература
Баранов П.П., Юридическая психология. -Ростов н/Д. - 2004. - 576с.
Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б., Пенитенциарная псих-ология. - Издательство: Феникс, 2007 г. – 688 с.
Дулов А.В. Судебная психология: Учебник. - Минск: Вышейшая учебное заведение, 1975. -462с.
Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. / Под ред. и с предисл. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. - М., 1998.
Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. -Х.: Одиссей, 2006. -352с.
Черносвитов Е.В., Зворыкин А.А. Методика изучения личности и особенностей характера. Выпуски - 1, ,2, 3. — Москва: АН СССР. Главное управление лесных ИТУ МВД СССР. 1981.
Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. -Х.: Одиссей, 2006. -352с., с.198.
Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. -Х.: Одиссей, 2006. -352с., с.201.
Баранов П.П., Юридическая психология. -Ростов н/Д. - 2004. - 576с., с. 403 – 415.
Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. / Под ред. и с предисл. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. - М., 1998., с. 178.
Дулов А.В. Судебная психология: Учебник. - Минск: Вышейшая учебное заведение, 1975. -462с.
Черносвитов Е.В., Зворыкин А.А. Методика изучения личности и особенностей характера. Выпуск - 3. — Москва: АН СССР. Главное управление лесных ИТУ МВД СССР. 1981, с. 98.
2
1.Баранов П.П., Юридическая психология. -Ростов н/Д. - 2004. - 576с.
2.Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б., Пенитенциарная псих-ология. - Издательство: Феникс, 2007 г. – 688 с.
3.Дулов А.В. Судебная психология: Учебник. - Минск: Вышейшая учебное заведение, 1975. -462с.
4.Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. / Под ред. и с предисл. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. - М., 1998.
5.Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. -Х.: Одиссей, 2006. -352с.
6.Черносвитов Е.В., Зворыкин А.А. Методика изучения личности и особенностей характера. Выпуски - 1, ,2, 3. — Москва: АН СССР. Главное управление лесных ИТУ МВД СССР. 1981.
Вопрос-ответ:
Что такое пенитенциарная психология?
Пенитенциарная психология - это наука, занимающаяся исследованием психологических аспектов поведения осужденных лиц и разработкой методов их исправления и ресоциализации.
Какие методы использует пенитенциарная психология?
Пенитенциарная психология использует разнообразные методы, включая контроль за вхождением осужденных в микроколлективы, использование методов принуждения, психотерапевтические техники и другие стратегии, направленные на исправление и ресоциализацию осужденных лиц.
Какие особые условия нахождения осужденных предполагаются?
Особые условия нахождения осужденных в местах лишения свободы предполагают применение методов принуждения, таких как ограничение свободы передвижения и контроль за поведением осужденных. Также могут быть использованы психотерапевтические методы и специальные программы психологической поддержки.
Кто исследует пенитенциарную психологию?
Пенитенциарную психологию исследуют ученые, занимающиеся проблемами психологии и социологии, а также специалисты в области пенитенциарной системы. Одним из известных ученых, занимающихся исследованием этой области, является А.Г. Ковалев.
Как действует наказание на осужденных?
В зависимости от каждого конкретного случая, наказание может действовать устрашающе или заставлять осужденного полагаться на новые способы поведения. Наказание может иметь и позитивный эффект, в том смысле, что может стимулировать осужденного к самосовершенствованию и изменению своего отношения к правилам общества.
Какие методы используются в пенитенциарной психологии?
В пенитенциарной психологии используются различные методы, включая контроль осужденных в микроколлективах, применение метода принуждения и другие. Особые условия нахождения осужденных в местах лишения свободы предполагают использование таких методов.
Какое влияние оказывает наказание на осужденных?
Наказание может оказывать разное влияние на осужденных. В одних случаях оно устрашает, а в других заставляет осужденных изменять свое поведение. Влияние наказания в пенитенциарной психологии исследуется учеными, такими как А.Г. Ковалев и др.
Какие особые условия нахождения осужденных в местах лишения свободы предполагаются?
Особые условия нахождения осужденных в местах лишения свободы предполагают применение метода принуждения. Это означает, что осужденные могут быть вынуждены следовать определенным правилам и требованиям, установленным в учреждениях исполнения наказания.
Какой подход к пенитенциарной психологии предлагает А.Г. Ковалев?
А.Г. Ковалев считает, что наказание действует по-разному в разных случаях. В некоторых случаях оно устрашает осужденных, а в других заставляет их полагаться на себя и изменять свое поведение. Этот подход к пенитенциарной психологии предполагает изучение влияния наказания на осужденных.
Какие проблемы исследуются в пенитенциарной психологии?
В пенитенциарной психологии исследуются различные проблемы, связанные с воздействием на осужденных. Это включает изучение методов воздействия, контроля осужденных в микроколлективах и применение метода принуждения в особых условиях нахождения осужденных в местах лишения свободы. Ученые в этой области, включая А.Г. Ковалева и др., занимаются исследованием влияния наказания на поведение осужденных.