Внешняя политика Казахстана в контексте формирования национальной безопасности в Центральной Азии.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 89 89 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 03.06.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Становление внешнеполитических ориентиров Казахстана на современном этапе
1.1 Особенности формирования внешней политики Казахстана: законодательно-нормативный аспект
1.2 Внешняя политика Казахстана на современном этапе в Центральной Азии
Глава 2. Основные угрозы национальной безопасности Казахстана в регионе Центральной Азии и борьба с ними через внешнеполитические инструменты
2.1 Угрозы национальной безопасности Казахстана
2.2 Членство в региональных международных организациях (на примере ОДКБ и ШОС)
Глава 3. Внешняя политика Казахстана со странами Центральной Азии и США
3.1 Сотрудничество с США, Россией и Китаем
3.2 Развитие отношений с соседями (в том числе и с Афганистаном)
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Назарбаева среди китайских руководителей третьего и четвертого поколений. Таким образом, в период 1992-2009 годов полностью определились основные направления взаимного сотрудничества между Казахстаном и Китаем и проблемы, представлявшие взаимный интерес: пограничный вопрос, трансграничные реки, торгово-экономическое сотрудничество, положение казахской диаспоры в СУАР, сотрудничество в нефтяной области, транспортное сотрудничество.
Позитивное развитие отношений Казахстана и Китая показывает, что обе страны уделяют важное внимание укреплению внутрирегиональных связей. Так, кроме Китая к региону Центральной Азии стали активно проявлять интерес и другие участники международных отношений - США, Европейский Союз. Поэтому китайская сторона стремится максимально укрепить свои контакты с казахстанским партнером, особенно в сфере энергетики и области безопасности. Если говорить сугубо о Казахстане, то он проводит многовекторную политику и старается укреплять сотрудничество с различными партнерами - Россией, КНР, США, ЕС, другими государствами Центральной Азии и др. Его интерес сводится к обеспечению безопасности республики и ее населения, обеспечению экономического прогресса и поступательного развития страны.
Особое место в американо-казахстанских отношениях занимает регион Центральной Азии в целом.
После распада СССР и возникновения на его территории новых независимых государств регион Центральной Азии привлекает к себе внимание Соединенных Штатов и их союзников. В этом регионе проявляются многие вызовы, с которыми сегодня сталкивается мировое сообщество как на глобальном, так и региональном уровнях. Наиболее актуальными для США являются проблемы усиления активности экстремистских исламских группировок, деятельность международного терроризма, наркоторговля и торговля оружием, нарушения в области прав человека, этнические конфликты, гуманитарные бедствия, экологические катастрофы и безопасный доступ к источникам энергии.
Вакуум, который образовался после распада Советского Союза в Центральной Азии, стал причиной выработки новой американской стратегии, направленной на усиление позиций США в этом регионе. Американские политики приняли решение использовать все имеющиеся у них ресурсы, в том числе и НАТО. В частности, в апреле 1999 года в Вашингтоне главы государств НАТО одобрили новую Стратегическую Концепцию. Ее основные пункты заключаются в следующем:
приспособить и подготовить НАТО к текущим и будущим вызовам, сделать эту организацию более жизнеспособной и гибкой;
расширить географическую зону ответственности альянса (что позволило бы США воспользоваться в нужный момент механизмами и инфраструктурой блока для реализации своих интересов на пространстве от Средиземноморья до Центральной Азии).
Вашингтону было важно, чтобы союзники были готовы действовать совместно с ним и за пределами Старого Света. Исходя из мысли о том, что «Европа как региональная сила воспринимает внешнеполитические вызовы, как правило, лишь в том случае, если они затрагивают непосредственно ее территорию», администрация США добивалась того, чтобы в документах НАТО было зафиксировано согласие союзников с тем, что источники вызовов евро-атлантической безопасности (гуманитарные кризисы, распространение оружия массового уничтожения, терроризм) могут находиться за пределами традиционной сферы ответственности альянса – собственной территории входящих в него государств. Такую трактовку окончательно закрепила Стратегическая Концепция НАТО.
Трансформация НАТО была направлена на приспособление этой организации к нуждам американской политики. Ее приоритеты – закрепление в зонах перспективных месторождений энергоресурсов и путей их транспортировки, а также – приобретение выгодных стратегических позиций в отношении держав, способных, хотя бы потенциально, помешать реализации американских целей, – Китая и России в первую очередь. Такие зоны как Ближний Восток и глубинная материковая Центральная Азия, под которой в Америке (в отличие от России) понимают огромный пласт экономического пространства от Черноморского побережья Абхазии до границ Китая. Между этими рубежами грезятся неисчерпаемые ресурсы нефти и газа.
Политически и в военном отношении США хотят находиться там, чтобы иметь возможность контролировать события и защищать свои интересы. Практическое проявление этой политики – развитие программы НАТО «Партнерство ради мира».
Политика США в регионе строится также по пути формирования общих интересов с Турцией, которая также проявляет интерес к Центральной Азии. Так, Соединенные Штаты поддерживают выстраивание Турцией тесных отношений с государствами Центральной Азии. У США есть две важные причины для поддержки Турции. Во-первых, это нефтяные и газовые запасы Центральной Азии и стратегическое положение Турции в регионе. США стремятся обеспечить как международную стабильность, так и собственную лидирующую позицию в этом регионе. Во-вторых, они хотели бы, чтобы Турция эффективно выполняла свою роль светской страны внутри исламского мира, в частности, в противовес Ирану, который стремится к распространению исламской идеологии.
В то же время между Турцией и США существуют определенные противоречия по поводу тех методов, которые должны применяться для укрепления их положения в регионе Центральной Азии и Кавказа. Соединенные Штаты отдают предпочтение военным методам, тогда как Турция хотела бы использовать прежде всего дипломатические средства. Но их интересы совпадают в том, чтобы воспользоваться энергетическими ресурсами этого региона.
Таким образом, США стремятся укрепить свое влияние на регион Центральной Азии, используя при этом различные методы и средства - политику НАТО, интересы других акторов мировой политики, в частности Турции, которая имеет свои вида на регион. Однако США не хотят позволять другим участникам влиять на страны Центральной Азии, поэтому они стараются контролировать и взаимоотношения центрально-азиатских республик с такими государствами как Россия и Китай, которые в силу своего географического соседства и исторического прошлого претендуют на лидирующие позиции. Именно поэтому связи Китая с Казахстаном попали в сферу интересов американцев.
Приведенная выше информация говорит о том, что на отношения Казахстана и Китая оказывают влияние другие государства (например, США) и участники международных отношений (например, Евросоюз), которые стремятся усиливать свое влияние на регион Центральной Азии. Китая в данном случае старается укреплять связи не только с Казахстаном, но и другими странами региона, при этом Казахстан является крупнейшим государством, а его потенциал энергетических ресурсов также выдвигает эту страну в число стратегических партнеров.
Итак, кроме КНР и США, чей интерес в регионе геополитическими соображениями, так как контроль над стратегически важным для международных отношений регионе еще больше укрепит их статус мировой державы, в регионе стараются закрепиться такие акторы как Россия, Турция, ЕС.
Рассмотрим отношения Казахстана с Россией.
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года. Двусторонние связи и сотрудничество регулируются обширной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений). Базовые российско-казахстанские документы – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года, Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, подписанная 6 июля 1998 года.
В приложении приведен полный список договоров и соглашений, которые были подписаны между двумя странами в 1990-е годы. Их количество и тематика говорит о важности взаимного сотрудничества по разным направлениям.
Вопрос о политических взаимоотношениях России и Казахстана имеет принципиальное значение для общего развития ситуации на всем постсоветском пространстве. От того, как именно они развиваются отношения между этими двумя странами, в первую очередь зависит сохранение стабильности в центральноазиатском регионе и перспективы его модернизации и развития.
В сложной системе взаимоотношений России и Казахстана существует целый ряд обстоятельств, которые делают эти страны необходимыми друг другу. Это связано не только с наличием совместной российско-казахстанской границей длиной почти в 7 тыс. километров, или схожей структурой экономик двух стран с высокой долей в них сырьевого сектора, или общим направлением проведения экономических реформ, или значительной долей русских в населении Казахстана, или общим менталитетом правящих элит. Нужно также говорить о существовании определенной степени взаимозависимости Казахстана и России, базирующейся в основном на политических интересах.
Для безопасности России является принципиально важным, какой внешнеполитической ориентации будет придерживаться руководство Казахстана. В свою очередь, для Казахстана связи с Россией также имеют чрезвычайно важное значение, как своего рода мост в Европу, что позволяет постараться уйти от нестабильной Азии. В этом смысле Казахстан это своего рода центральноазиатская Турция, которая хочет быть ближе к Европе и обладать тем самым преимуществами по отношению к своим азиатским соседям.
Отдельным вопросом в российско-казахстанских отношениях 1990-х годов является проблема демаркации границы. Как уже отмечалось, протяженность границы между двумя странами очень большая, поэтому для сторон было сложно найти полное взаимопонимание. Договор был подписан только в 2005 году, а до этого времени вопрос оставался открытым.
Подписание договора о делимитации границы, имело несколько очень важных и принципиальных моментов. Во-первых, сам процесс определения границ между соседними государствами - это обязательный процесс, это норма международных отношений, норма существования соседних государств, тем более таких громадных, как Россия и Казахстан. Однако в данном плане определенное негативное влияние связано с советским наследием, когда границы между республиками советскими были формальными либо их не существовало вообще, то есть они были достаточно абстрактны. Поэтому шестилетний переговорный процесс между представителями Казахстана и России о делимитации границы является не случайным, так как фактически ее не было.
7,5 тысячи километров практически были открыты, прозрачны, что создавало обоим государствам и проблемы. Так, серьезных размахов достигали объемы наркотрафика (из Афганистана через Центральную Азию в Россию). Вторым моментом являлась нелегальная миграция, что характерно для всех отрезков совместных границ России с центральноазиатскими странами.
Еще одним сложным вопросом являлось расположение на стыках границ России и Казахстана, особенно на стыке западной части Казахстана и Астраханской области России, достаточно большого газоконденсатного месторождения. Данное месторождение является достаточно большим. Так, Имашевское газоконденсатное месторождение долгое время было предметом очень острых споров, столкновений России и Казахстана.
В настоящее время от содержания и характера взаимодействия России и Казахстана в немалой степени зависит значительный расклад сил на евроазиатском континенте, особенно в регионе Центральной Азии.
Успешно реализовывается План совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, который был принят Главами наших государств в декабре прошлого года в ходе неформальной встречи президентов Армении, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в Бурабае. Указанный План предусматривает в краткосрочной перспективе решение вопросов практически во всех сферах двустороннего сотрудничества.
Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства.
В 2008 году по трубопроводной системе России транспортировано в страны ближнего и дальнего зарубежья более 60 млн. тонн казахстанской нефти.
Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между нашими странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское».
Обе страны также являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Уже сегодня Казахстан является третьим (после России и Норвегии) по величине экспортером нефти из числа стран - не членов ОПЕК на рынок ЕС.
В связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Кроме того, одной из важных составляющих двусторонних отношений является транзит узбекского и туркменского природного газа в Россию и далее на Украину и в Европу (по итогам 2008 года общий объем транзита газа составил 97 млрд.куб.м.).
В декабре 2007 года было подписано Соглашение между Правительствами Казахстана, России и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода, согласно которому Стороны обеспечивают реализацию строительства Прикаспийского газопровода от компрессорной станции «Белек» (Туркменистан) до газоизмерительной станции «Александров Гай» (Россия) с учетом реконструкции существующих газопроводов «Окарем-Бейнеу» и «Средняя Азия – Центр» для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.
Активно развивается сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. Под контролем МАГАТЭ на территории России создан и открыт для участия других стран Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана.
Динамично развивается сотрудничество в космической сфере. Казахстаном и Россией создан серьезный задел в области совместного использования комплекса «Байконур». Кроме того, ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек». В мае 2008 года подписаны межправительственные соглашения о совместной работе по проекту Глобальной системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и в области исследования космического пространства в мирных целях.
Развивается сотрудничество Казахстана и России в области строительства автодорог и путей коммуникаций. Ведется работа экспертов по проекту, который соединит Западную Европу с Западным Китаем через территории Казахстана и России. Важно, что создание маршрута «Санкт-Петербург – Москва – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Алматы – Хоргос – порт Ляньюньгань» позволит интегрировать наши страны в мировую систему грузовых перевозок и увеличить доходы от транзитных операций.
Принимаются меры по развитию Евроазиатского транзитного коридора, стержнем которого является Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали.
Большие перспективы имеет сотрудничество в сфере водного транспорта. В частности, изучается возможность участия Казахстана в строительстве воднотранспортного соединения Каспийского и Азовско-Черноморского бассейнов.
Основой сотрудничества в военной и военно-технической сфере являются Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года.
Казахстанские военнослужащие обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.
Ведется работа по подготовке к подписанию проекта Межправительственного соглашения о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке Межправительственной Программы поставок продукции военного назначения в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации на 2008-2012 годы.
Важное место в казахстанско-российских отношениях занимает приграничное сотрудничество. Ежегодно проводятся Форумы руководителей приграничных регионов с участием Глав государств РК и РФ, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, а также по поддержанию единых стандартов в природопользовании, совместному использованию рек, водоемов, других природных ресурсов.
Особое место занимает прошедший пятый Форум руководителей приграничных регионов который состоялся 22 сентября 2008 года. Как известно главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества, заседание которого прошло 11 сентября 2009 года в г.Оренбурге.
Между Казахстаном и Россией с 1999 года действует Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются вопросы двустороннего сотрудничества. Очередное 12 заседание МПК состоялось 26 ноября 2008 года в г.Москва ( 13 заседание было запланировано к проведению в первых числах октября 2009 года в Астане).
Получают дальнейшее развитие традиционные культурно-гуманитарные связи. В октябре 2007 года подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.
Созданы условия по обеспечению равенства прав граждан двух государств, развития культуры народов, получения образования, а также сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.




3.2 Развитие отношений с соседями (в том числе и с Афганистаном)

Дипломатические отношения между Казахстаном и Афганистаном установлены 12 февраля 1992 года.
Важными этапами в истории двусторонних отношений явились официальные контакты на высшем уровне: встреча Президента РК Н.Назарбаева с Президентом Афганистана Б.Раббани в Стамбуле (1993 г.), официальный визит Вице-Министра иностранных дел РК К.Абусеитова в Кабул (12-15 января 2002 г.), рабочий визит Министра иностранных дел РК К.Токаева в Афганистан (31 марта-1 апреля 2006 г.), рабочий визит заместителя Министра иностранных дел РК К.Абдрахманова в ИРА (24-28 сентября 2006 г.), визит заместителя Министра иностранных дел РК Н.Ермекбаева в ИРА (2-3 апреля 2007 г.), визит делегации Мажилиса Парламента РК в ИРА (12-14 мая 2007 г.), участие Президента Б.Раббани в 5-саммите ОЭС в Алматы (май 1998 г.), рабочий визит И.о. Министра иностранных дел Афганистана А.Абдуллы в Астану (29 июня 2001 г.), участие Главы Переходного Исламского Государства Афганистан (ПИГА) Х.Карзая в саммите СВМДА в Алматы (июнь 2002 г.), официальный визит Президента ПИГА Х.Карзая в РК (15-16 апреля 2004 г.), участие Президента ИРА на церемонии инаугурации Президента РК (11.01.2006 г.), визит Старшего экономического советника Президента ИРА И.Надери в Астану (4-5 сентября 2006 г.), визит Первого Вице-Президента ИРА А.Масуда в РК (13-15 июня 2007 г.), участие Первого Вице-Президента ИРА А.Масуда в седьмом Совещании глав правительств стран-участниц ШОС в Астане (30 октября 2008 г.).
17-18 сентября 2007 г. в г.Астана состоялось первое заседание Казахстанско-афганской межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого сторонами был рассмотрен широкий спектр направлений двустороннего взаимодействия таких как, сельское хозяйство, энергетика и минеральные ресурсы, транспорт, здравоохранение, образование.
13 декабря 2008 г. в Кабуле состоялось второе заседание МПК, в ходе которого были рассмотрены вопросы торгово-экономического сотрудничества, поставки казахстанского зерна и нефтепродуктов в Афганистан, проект Плана мероприятий Правительства РК по содействию ИРА на 2009-2011 гг.
Сопредседателем казахстанской части МПК является Вице-Министр индустрии и торговли РК Мамытбеков Е.К., от афганской стороны – заместитель Министра торговли и индустрии Шариф Шарифи.
11 октября 2007 г. Правительством РК утвержден План мероприятий по содействию Афганистану на 2007-2008 гг. В рамках указанного Плана на счет Министерства финансов ИРА была перечислена сумма в размере 2 млн. 380 тыс. долл. США для реализации проектов по строительству школы в провинции Саманган, больницы в провинции Бамиан, ремонту асфальтированной дороги Кундуз-Талукан. Также предусмотрены меры по подготовке афганских кадров различных специальностей, поставкам семян, активизации взаимодействия между представителями частного сектора.
Кроме этого Казахстан в качестве первоочередной гуманитарной помощи осуществил поставку в Афганистан около 2 тыс. тонн продовольственной пшеницы, в апреле 2009 г. направлено сухое молоко в объеме 1,3 тыс. тонн.
Объем товарооборота между Казахстаном и Афганистаном в 2008 г. составил 623,8 млн. долл. (экспорт – 617,1 млн., импорт – 6,7 млн.). За январь – май 2009 г. он достиг 177,6 млн. (экспорт – 176,6 млн., импорт – 1 млн.).
Между Казахстаном и Афганистаном подписаны следующие документы:
Договор об основах взаимоотношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Переходным Исламским Государством Афганистан.
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве.
В настоящее время на рассмотрении сторон находятся проекты соглашений о сотрудничестве в сферах поощрения и взаимной защиты инвестиций, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, предупреждения чрезвычайных ситуаций, международных автомобильных сообщений, в области образования.
В рамках встречи, состоявшейся 14 июня 2007 года в Астане, премьер-министр Казахстана Каримом Масимовым заявил: «В настоящее время в правительстве Казахстана рассматривается специальная программа сотрудничества с Афганистаном, которая призвана укрепить гуманитарно-экономическое партнерство, инвестирование в различные отрасли экономики и взаимодействие в вопросах подготовки и обучения квалифицированных кадров».
Усилия Казахстана по развитию отношений с Афганистаном не остались незамеченными самими афганцами и афганским правительством. «Я весьма признателен Казахстану за поддержку политики нашего правительства, направленной на консолидацию афганского общества, превращение страны в демократическое государство и стабилизацию социально-экономической ситуации», – заявил президент Афганистана Хамид Карзай.
Одним из дополнительных, но весьма важных результатов этой политики стало признание высокопоставленными руководителями администрации США того, что Казахстан может играть лидирующую роль в качестве инвестора для региональных инфраструктурных проектов, в том числе в Афганистане. «Мы призываем Казахстан возглавить новый региональный «коридор реформ» через быстрое проведение демократических и дополнительных экономических реформ», – заявил помощник госсекретаря США Ричард Баучер. То есть развитие связей с Афганистаном привело к укреплению позиций Казахстана на мировой арене.
Дальнейшее развитие казахстанско-афганских отношений имеет очень хорошие перспективы. Афганистан давно предлагает различные проекты организации транзитных маршрутов из стран Центральной Азии к портам Пакистана и Индии, недаром логистические компании одними из первых стали осваивать афганский рынок. Транспортная тема привлекает огромное внимание и афганских дипломатов: развитию транзита через Казахстан в Китай придается большое значение.


Заключение

Интерес к Центральной Азии обусловлен во многом геополитической и геостратегической особенностями положения региона. В настоящее значительно возросло внимание к данному региону со стороны мировых держав и региональных государств. Так, Соединенные Штаты, Китай, Россия, Иран, Турция, государства Европейского Союза и многие другие стремятся усилить свое влияние на этот регион. Причинами тому является целый комплекс факторов, среди которых: экономические интересы, доступ к значительному ресурсному потенциалу (особенно энергетическое сырье), продвижение религиозных, а также национальных идей и безопасность в ее различных аспектах.
Если рассматривать общеполитические тенденции в регионе Центральной Азии с момента получения этими пятью странами независимости и до настоящего времени, то можно отметить несколько особенностей. Во-первых, власти этих стран начали думать о развитии своей внутренней интеграции, однако она не получила своего серьезного развития. Во-вторых, с 90-х годов ХХ века в этих странах важную роль стал играть религиозный фактор. Так, несмотря на то, что во время существования Советского Союза в республиках поддерживалась атеистическая идеология.
Республики Центральной Азии одновременно практически получили независимость и начали формировать свою государственность как суверенные государства. В настоящее время в Казахстане у власти находится Н. Назарбаев. Сегодня в этой стране проводятся политические реформы, которые направлены на учитывание демократических особенностей правления.
В последнее время Казахстан привлекает к себе внимание происходящими в его внешней политике переменами. Официально провозглашенная около десятилетия назад «многовекторность» внешнеполитического курса все более наполняется реальным содержанием, свидетельствующим о появлении как в центральноазиатском регионе, так и на всем постсоветском пространстве, нового самостоятельного субъекта, весьма искусно проводящего независимую и сбалансированную политику. Политику, претендующую на региональное лидерство и даже на придание Казахстану роли некого второго «полюса» в рамках СНГ.
Выработка основных принципов внешней политики Казахстана происходила в условиях, когда само обретение независимой государственности оказалось для республиканской элиты большой неожиданностью.
Казахстан, в силу своего географического положения страны «транзитной», чье существование и развитие, по большому счету, определяется проходящими через ее территорию торгово-транспортными путями, объективно заинтересован в реализации всевозможных интеграционных схем. В сфере обеспечения своей национальной безопасности в регионе Центральной Азии такое сотрудничество осуществляется по линии Шанхайской организации сотрудничества, а также Организации Договора о коллективной безопасности. Кроме того, определяющую роль играет сотрудничество на двустороннем уровне с такими государствами как Россия, Китая, США, Афганистан и др.
Китай сразу после образования независимого Казахстана установил с ним дипломатические отношения, в те же годы были подписаны стратегические документы сотрудничества между странами, которые были дополнены соглашениями и декларациями 2000-х годов. Таким образом, к сегодняшнему дню сформирована солидная правовая база, которая во многом стимулирует развитие самих контактов. Интерес КНР в Казахстане и других странах центрально-азиатского региона вполне понятен в силу указанных выше причин, однако это ставит китайскую сторону к необходимости конкурировать и с другими государствами, в частности США.
Соединенные Штаты стремятся оказывать серьезное влияние на регион также в силу геополитических соображений. Однако до настоящего момента им пока не удалось занять первое место среди государств, оказывающих влияние на развитие региона - очень сильны позиции Китая и России.
Казахстан как государство постсоветского пространства стало одним из приоритетов внешнеполитической концепции РФ только с конца 90-х годов ХХ века, хотя после распада Советского Союза бывшие советские республики были вынуждены вести активный диалог по разделу советского наследства.
Казахстан активно строит свои контакты с Афганистаном, который, с точки зрения многих экспертов, является перспективным партнером РК.




Список использованных источников и литературы

Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Бакаев Л.Е. Национальная безопасность РК. Алматы, Жеты Жаргы, 1998. С. 38-39, 100-101.
Бишкекская декларация // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/67/
Богатуров А. Перерождение НАТО // URL: http://www.ng.ru/printed/world/2004-06-28/6_nato.html
Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 145.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 64-71.
Верхотуров Д. Крепкое партнерство Казахстана и Афганистана // Эксперт Казахстан. 2007. №27 (129) от 16 июля.
Возжеников А.В., Алхлаев Ш.М. Об эволюции военно-политического сотрудничества СНГ // Военная мысль. 2006. №12. С. 62-70.
Габуев А., Граник И. Встреча президентов закончилась с сухим счетом // Коммерсант. 2009. №158 (4213) от 28 августа.
Годы, которые изменили Центральную Азию (коллективная монография, русскоязычное издание) Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. С. 10.
Декларация о создании ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/9/
Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
Договор о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Дружиловский С.Б., Хуторская В.В. Политика Турции и Ирана в Центральной Азии и Закавказье // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 37-71.
Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года.
Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: «Раритет», 2001. С. 21.
Князев А.А. О некоторых геополитических сценариях США в Афганистане и центральноазиатском регионе // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. Под ред. А.А. Князева. Бишкек, Душанбе, 2006. С. 71-75.
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 190.
Кулагина Л.М. Россия, Иран и государства Центральной Азии // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 24-36.
Лаумулин М.Т. Казахстан в глобальной и региональной политике: цели, задачи и приоритеты // URL: http://iwep.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1481&Itemid=44
Лебедев А. Российская Федерация в системе военно-политических отношений СНГ. Основные направления, проблемы и перспективы военного сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества // Ориентир. 2009. №10. С. 18.
Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С.30.
Мердан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азии и Кавказа // Востоковедный сборник. Выпуск 7. М.: Институт Ближнего Востока, 2006. С. 277-281.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. 1992. 8 мая.
Национальная безопасность. Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001. 463 с.
Никитина Ю.А. Военно-политические интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы СНГ, ОДКБ, ШОС и ГУУАМ // Актуальные проблемы политической теории: сборник научных трудов. Вып. 2. Отв. ред. Т.А.Алексеева. М.: МГИМО(У) МИД России, 2005. С. 141-148.
Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // URL: http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=FB4E875506CC75A5062576BA006EFC79&lang=ru
Севастьянов М. Генератор многостороннего сотрудничества // Военные знания. 2007. №4. С. 37.
Синайский А. Стратегия интеграции // Армейский сборник. 2008. №8. С. 25.
Совместное заявление по итогам первой встречи министров государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность // URL: http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?col_no=67&a_no=735
Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/68/
Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/policy/cooperation/asia_africa/14
Устав Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Устав Содружества Независимых Государств // URL: http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=n09300074
Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/7/
Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56). С. 58.
Шанхайская конвенция // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/10/
Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
Schelling Th., Halperin M. Strategy and Arms Control. New York: The 20th Century Fund, 1961.

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // URL: http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=FB4E875506CC75A5062576BA006EFC79&lang=ru
Годы, которые изменили Центральную Азию (коллективная монография, русскоязычное издание) Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. С. 10.
Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56). С. 58.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 64-71.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 64-71.
Кулагина Л.М. Россия, Иран и государства Центральной Азии // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 24-36.
Там же. С. 26.
Дружиловский С.Б., Хуторская В.В. Политика Турции и Ирана в Центральной Азии и Закавказье // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 37-71.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 64-71.
Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С.30.
Dewitt D.B. The New Global Order and the Challenges to International Security // Building a New Global Order. Emerging Trends in International Security. Toronto, Oxford, New York: Oxford University Press, 1993. P. 2. // Цит. по: Богатуров А.Д. Динамическая стабильность в международной политике // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 145.
Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
Schelling Th., Halperin M. Strategy and Arms Control. New York: The 20th Century Fund, 1961.
Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 190.
Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Там же.
Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года.
Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: «Раритет», 2001. С. 21.
Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. 1992. 8 мая.
Бакаев Л.Е. Национальная безопасность РК. Алматы, Жеты Жаргы, 1998. С. 38-39, 100-101.
Национальная безопасность. Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001. 463 с.
Устав Содружества Независимых Государств // URL: http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=n09300074
Договор о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Устав Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Возжеников А.В., Алхлаев Ш.М. Об эволюции военно-политического сотрудничества СНГ // Военная мысль. 2006. №12. С. 62-70.
Габуев А., Граник И. Встреча президентов закончилась с сухим счетом // Коммерсант. 2009. №158 (4213) от 28 августа.
Никитина Ю.А. Военно-политические интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы СНГ, ОДКБ, ШОС и ГУУАМ // Актуальные проблемы политической теории: сборник научных трудов. Вып. 2. Отв. ред. Т.А.Алексеева. М.: МГИМО(У) МИД России, 2005. С. 141-148.
Севастьянов М. Генератор многостороннего сотрудничества // Военные знания. 2007. №4. С. 37.
Лебедев А. Российская Федерация в системе военно-политических отношений СНГ. Основные направления, проблемы и перспективы военного сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества // Ориентир. 2009. №10. С. 18.
Синайский А. Стратегия интеграции // Армейский сборник. 2008. №8. С. 25.
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
Там же.
Декларация о создании ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/9/
Шанхайская конвенция // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/10/
Совместное заявление по итогам первой встречи министров государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность // URL: http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?col_no=67&a_no=735
Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/7/
Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/7/
Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/7/
Там же.
Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
Там же.
Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/68/
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
Бишкекская декларация // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/67/
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
Бишкекская декларация // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/67/
Лаумулин М.Т. Казахстан в глобальной и региональной политике: цели, задачи и приоритеты // URL: http://iwep.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1481&Itemid=44
Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/policy/cooperation/asia_africa/14
Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/policy/cooperation/asia_africa/14
Там же.
Лаумулин М.Т. Казахстан в глобальной и региональной политике: цели, задачи и приоритеты // URL: http://iwep.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1481&Itemid=44
Мердан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азии и Кавказа // Востоковедный сборник. Выпуск 7. М.: Институт Ближнего Востока, 2006. С. 277.
Мердан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азии и Кавказа // Востоковедный сборник. Выпуск 7. М.: Институт Ближнего Востока, 2006. С. 279.
Богатуров А. Перерождение НАТО // URL: http://www.ng.ru/printed/world/2004-06-28/6_nato.html

Мердан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азии и Кавказа // Востоковедный сборник. Выпуск 7. М.: Институт Ближнего Востока, 2006. С. 281.
Князев А.А. О некоторых геополитических сценариях США в Афганистане и центральноазиатском регионе // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. Под ред. А.А. Князева. Бишкек, Душанбе, 2006. С. 71-75.
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa
Верхотуров Д. Крепкое партнерство Казахстана и Афганистана // Эксперт Казахстан. 2007. №27 (129) от 16 июля.
Там же.
Верхотуров Д. Крепкое партнерство Казахстана и Афганистана // Эксперт Казахстан. 2007. №27 (129) от 16 июля.












84



международная безопасность

глобальная
безопасность

региональная
безопасность

национальная
безопасность

безопасность
личности

безопасность
общества

безопасность
государства

Список использованных источников и литературы

1.Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
2.Бакаев Л.Е. Национальная безопасность РК. Алматы, Жеты Жаргы, 1998. С. 38-39, 100-101.
3.Бишкекская декларация // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/67/
4.Богатуров А. Перерождение НАТО // URL: http://www.ng.ru/printed/world/2004-06-28/6_nato.html
5.Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 145.
6.Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 64-71.
7.Верхотуров Д. Крепкое партнерство Казахстана и Афганистана // Эксперт Казахстан. 2007. №27 (129) от 16 июля.
8.Возжеников А.В., Алхлаев Ш.М. Об эволюции военно-политического сотрудничества СНГ // Военная мысль. 2006. №12. С. 62-70.
9.Габуев А., Граник И. Встреча президентов закончилась с сухим счетом // Коммерсант. 2009. №158 (4213) от 28 августа.
10.Годы, которые изменили Центральную Азию (коллективная монография, русскоязычное издание) Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. С. 10.
11.Декларация о создании ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/9/
12.Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества?// URL: http://www.scosummit2007.org/docs/8/
13.Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/70/
14.Договор о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
15.Дружиловский С.Б., Хуторская В.В. Политика Турции и Ирана в Центральной Азии и Закавказье // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 37-71.
16.Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года.
17.Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: «Раритет», 2001. С. 21.
18.Князев А.А. О некоторых геополитических сценариях США в Афганистане и центральноазиатском регионе // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. Под ред. А.А. Князева. Бишкек, Душанбе, 2006. С. 71-75.
19.Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
20.Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 190.
21.Кулагина Л.М. Россия, Иран и государства Центральной Азии // ИРАН и СНГ. Под ред. Н.М. Мамедова. М., 2003. С. 24-36.
22.Лаумулин М.Т. Казахстан в глобальной и региональной политике: цели, задачи и приоритеты // URL: http://iwep.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1481&Itemid=44
23.Лебедев А. Российская Федерация в системе военно-политических отношений СНГ. Основные направления, проблемы и перспективы военного сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества // Ориентир. 2009. №10. С. 18.
24.Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С.30.
25.Мердан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азии и Кавказа // Востоковедный сборник. Выпуск 7. М.: Институт Ближнего Востока, 2006. С. 277-281.
26.Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa
27.Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
28.Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. 1992. 8 мая.
29.Национальная безопасность. Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001. 463 с.
30.Никитина Ю.А. Военно-политические интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы СНГ, ОДКБ, ШОС и ГУУАМ // Актуальные проблемы политической теории: сборник научных трудов. Вып. 2. Отв. ред. Т.А.Алексеева. М.: МГИМО(У) МИД России, 2005. С. 141-148.
31.Официальный сайт 7-го заседания совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/about_sco/
32.Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // URL: http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=FB4E875506CC75A5062576BA006EFC79&lang=ru
33.Севастьянов М. Генератор многостороннего сотрудничества // Военные знания. 2007. №4. С. 37.
34.Синайский А. Стратегия интеграции // Армейский сборник. 2008. №8. С. 25.
35.Совместное заявление по итогам первой встречи министров государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность // URL: http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?col_no=67&a_no=735
36.Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/68/
37.Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
38.Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/policy/cooperation/asia_africa/14
39.Устав Организации Договора о коллективной безопасности // URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
40.Устав Содружества Независимых Государств // URL: http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=n09300074
41.Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/7/
42.Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56). С. 58.
43.Шанхайская конвенция // URL: http://www.scosummit2007.org/docs/10/
44.Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
45.Schelling Th., Halperin M. Strategy and Arms Control. New York: The 20th Century Fund, 1961.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования внешней политики Казахстана закреплены в законодательстве?

Формирование внешней политики Казахстана регулируется законодательными нормами, в которых закреплены основные принципы и ориентиры, такие как мирное сосуществование и неприкосновенность государственных границ. Законодательство также точно определяет принципы взаимодействия с другими государствами, международными и региональными организациями.

Какие угрозы национальной безопасности Казахстана выделяются в регионе Центральной Азии?

В регионе Центральной Азии выделяются такие угрозы национальной безопасности Казахстана, как терроризм, экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция, конфликты на границах, распространение оружия массового поражения и другие. Эти угрозы требуют принятия соответствующих мер, в том числе с использованием внешнеполитических инструментов.

Какими внешнеполитическими инструментами Казахстан борется с угрозами национальной безопасности в Центральной Азии?

Казахстан использует различные внешнеполитические инструменты для борьбы с угрозами национальной безопасности в Центральной Азии. Это включает дипломатические усилия, международные соглашения и сотрудничество с другими государствами и международными организациями, обмен информацией, участие в совместных операциях и другие меры, направленные на предотвращение и противодействие различным угрозам.

Какие основные принципы внешней политики Казахстана на современном этапе в Центральной Азии?

Основные принципы внешней политики Казахстана на современном этапе в Центральной Азии включают мирное сосуществование, сотрудничество, доверие и взаимовыгодное партнерство. Казахстан стремится к укреплению стабильности и безопасности в регионе, участвует в различных международных инициативах, способствующих развитию сотрудничества и диалога.

Какие особенности формирования внешней политики Казахстана на современном этапе существуют?

Особенности формирования внешней политики Казахстана на современном этапе включают законодательно-нормативный аспект, который определяет основные принципы и подходы в формировании внешнеполитических ориентиров. Эти ориентиры основаны на стремлении к мирному сотрудничеству, взаимовыгодному партнерству и укреплению безопасности в регионе Центральной Азии.

Какую роль играет внешняя политика Казахстана в формировании национальной безопасности в Центральной Азии?

Внешняя политика Казахстана играет важную роль в формировании национальной безопасности в Центральной Азии. Казахстан стремится к мирным отношениям и сотрудничеству со своими соседями, что способствует снижению уровня конфликтов и обеспечению стабильности в регионе. Взаимовыгодное партнерство и участие в международных организациях позволяют Казахстану активно участвовать в решении региональных проблем и добиваться общей безопасности.

Какие угрозы национальной безопасности Казахстана существуют в регионе Центральной Азии?

В регионе Центральной Азии существуют различные угрозы национальной безопасности Казахстана. К ним относятся терроризм, экстремизм, наркотрафик, нелегальная миграция, границынй противостояния. Эти угрозы могут негативно влиять на стабильность в регионе и наносить ущерб национальным интересам Казахстана. Поэтому, Казахстан активно борется с этими угрозами, используя внешнеполитические инструменты и сотрудничая с другими государствами и международными организациями.

Каковы особенности формирования внешней политики Казахстана с точки зрения законодательного аспекта?

Формирование внешней политики Казахстана происходит на основе законодательных норм и нормативных актов. Главным образом, это Конституция Республики Казахстан, которая определяет основные принципы внешнеполитической деятельности государства. Также важную роль играют различные законы и договоры, которые регулируют внешние отношения страны.