Исследование картины мира в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 28 28 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 17.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение
1.Формирование понятия «картины мира» в психологии
2. Содержание картины мира
3. Классификация картины мира
4. Картина мира как предмет психологического
исследования
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

На протяжении всей жизни она выступает регулятором развития человека, но его роль на разных возрастных этапах неодинакова, так как по степени насыщенности планами, надеждами, перспективами периоды жизни человека различаются.
В последнее время интерес к картине мира связан с интересом в целом к проблеме прогнозирования своего будущего и с социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. “В современной ситуации социальных изменений изучение картины мира молодежи само по себе имеет определенную ценность, поскольку во время перемен предвидеть будущее гораздо сложнее, чем в обычные, стабильные времена”. В связи с этим Н.Н. Толстых пишет: “Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни”. Из сказанного выше следует, что изучение картины мира имеет не только теоретическую значимость, но и большие практические возможности, связанные с поиском путей психологической помощи и, если необходимо, её коррекции.
Разделяя точку зрения о том, что период юности является тем возрастом, когда человек начинает выстраивать свою картину мира и картину будущего мира, мы полагаем, что именно на этом возрастом этапе он становится одним из регуляторов его дальнейшего развития. В детские годы становление мира определяет становление его образа жизни ребенка. По мере развития ребенка, усложняется его представление о мире и вместе с тем усложняется его мир, как особое онтологическое образование. Постепенно ребенок становится способным менять свой образ жизни, влияя на собственное развитие. Это происходит в юношеском возрасте, когда многомерный мир уже сформирован, а “конструируемый им образ жизни будет определять дальнейшее развитие многомерного мира человека, содержание и качество сознания”, т.е. определять развитие человека.
Итак, на современном этапе развития психологии многие исследователи отмечают фундаментальное значение картины мира для человека. Можно полагать, что подобная позиция формируется благодаря возросшему интересу как зарубежных, так и отечественных психологов к экзистенциальной проблематике и пониманию человека как "бесмасштабного существа, транцендирующего свои границы, не поддающегося конечным определениям".
Полученные в разных исследованиях данные рассматривают нарушения в становлении многомерного мира человека, который характеризируется несформированностью или деформацией ценностного сознания. Искажения в ценностно-смысловых полях приводят к изменениям, и даже деградации человека, наблюдается распад системы, так как картина мира начинает сокращаться, сжиматься.
Отсутствие идеала, который придает подлинный смысл картине мира, приводит к возникновению психологических проблем у человека, очень часто формируя различные формы отклоняющегося поведения. Все вышесказанное позволяет понять, что психолог должен уметь помочь человеку в формировании картины мира. Поэтому одной из важных задач психолога – консультанта является задача "раздвинуть мир, дать перспективу, вынуть из настоящего, показать настоящее как поле реализации оставшегося будущего".
Заключение

Итак, в современной научной литературе термин «картина мира» применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте личности человека. Она характеризует ступень освоения мира (научного и обыденного), эволюцией которой реализуется мировоззренческо-информационное развитие духовно-практического освоения природы и общества.
Общим основанием, которое сформировало донаучную картину мира, была совокупность наиболее значимых условий внеисторического характера (геополитическое положение, ландшафт, биосфера и иные показатели среды обитания), фундаментальные свойства этноса и его ближайшего окружения. Картина мира – это представления человека о мире, своеобразная личностная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этой картины. Каждое человеческое действие, весь уклад жизни согласовывались с ней.
Объем знаний в психологии в настоящий момент стал настолько велик, что ученые ограничивают научные репрезентации мира исключительно содержанием той области исследований, которая представляет для них непосредственный интерес, что же касается всего выходящего за ее пределы, то этот массив информации охватывается присущими ученым обыденными представлениями о мире.
Философско-методологический подход к науке приводит к необходимости учета также и когнитивных репрезентаций обыденного познания мира, восприятия социумом его результатов.
Современные исследования картины мира в психологии лежат в русле когнитивного, деятельностного подхода, а также идут с позиций рассмотрения человека как психологической системы (В.Е. Клочко).
Литература

Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – 231 с.
Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С.3 -12.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход - М.: Альтекс, 2000. - 108 с.
Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С.278- 296 // http://iph.ras.ru/page49682148.htm.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитивный подход - М.: Альтекс, 2001. - 140 с.
Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1999. - № 3.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования// Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. – Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. – С.27 – 38.
Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.– М., 1995.– 313 с.
Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный анализ - М.: Альтекс, 2001. - 188 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., Изд-во "Питер", 2000. – С. 256 – 269.
Гостев А.А. Образная сфера человека. – М.: Институт психологи РАН,1992. – 194 с.
Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии исследования./ Отв. ред. Л.В. Сохань. – Киев, 1987.
Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Баранул, 1996. – С. 104 – 112.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.
Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. – Бийск, 2000. – С.15-23.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза // СПЖ. – 1998. - № 8-9.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Философский журнал. – 1992. - № 2.
Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. – СПб., 1997.
Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С.120-145.
Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.– М., 1983.– 334 с.
Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 54-65.
Матвеев, Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2006. – № 6. – С. 206-214.
Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. – 349 с.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. – 431 с.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973. – 439 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – (Серия "Мастера психологии").
Спиридонов И.А. Временная транспекция как методический прием при исследование разных форм патологии// Методы психологии. – Ростов-н/Д., 1994. – С. 212 – 214.
Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.– М.: Мысль, 2001.– С. 33 - 35.
Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).– М., 2000.– С. 188-231.
Феизов Э.З. Восприятие и реальность.– Чебоксары, 1992.– 238 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

См.: Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
См.: Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С.282 // http://iph.ras.ru/page49682148.htm.
См.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973; Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.– М., 1983.– С. 254; Гостев А.А. Образная сфера человека. – М.: Институт психологи РАН,1992. – 194 с.; Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход - М.: Альтекс, 2000. - 108 с. и др.
Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.– М., 1983.– С. 254.
См.: Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С.3.
См.: Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира / Г. М. Матвеев // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 54-65.
См.: Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире. – С.282.
Там же. – С.283.
Там же.
Там же. – С.285.
См.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973. – С.45.

См.: Гостев А.А. Образная сфера человека. – М.: Институт психологи РАН,1992. – 194 с.; Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.– М., 1983.– С. 254 и др.
См.: Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 54-65.
См.: Матвеев Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2006. – № 6. – С. 206-214.

Там же.
См.: Феизов Э.З. Восприятие и реальность.– Чебоксары, 1992.– С. 38.
См.: Там же.
Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.– М.: Мысль, 2001.– С. 33. См.: Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).– М., 2000.– С. 188-231.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии.// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. – С.5.

Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – С.40.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза.// СПЖ. – 1998. - № 8-9. – С.8.
 См.: Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.– М., 1995.– С. 13.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным.// Философский журнал. – 1992. - № 2. – С.3.
Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем.// Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. – Бийск, 2000. – С.10.
Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов.// Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология. – 1999. - № 3. – С.84.
Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. – С.387.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза. – С.10.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.; Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования.// Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987.
Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования // Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. – Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. – С.27 – 38.













2

Литература

1.Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – 231 с.
2.Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования раз-нообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психоло-гии. – 2008. - № 5. – С.3 -12.
2.Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход - М.: Аль-текс, 2000. - 108 с.
3.Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Фи-лософия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С.278- 296 // http://iph.ras.ru/page49682148.htm.
4.Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитив-ный подход - М.: Альтекс, 2001. - 140 с.
5.Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1999. - № 3.
6.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
7.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
8.Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования// Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. – Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. – С.27 – 38.
9.Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
10.Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.– М., 1995.– 313 с.
11.Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный ана-лиз - М.: Альтекс, 2001. - 188 с.
12.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лично-сти// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., Изд-во "Питер", 2000. – С. 256 – 269.
13.Гостев А.А. Образная сфера человека. – М.: Институт психологи РАН,1992. – 194 с.
14.Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии исследова-ния./ Отв. ред. Л.В. Сохань. – Киев, 1987.
15.Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Баранул, 1996. – С. 104 – 112.
16.Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.
17.Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических сис-тем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культу-ре. – Бийск, 2000. – С.15-23.
18.Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности он-тогенеза // СПЖ. – 1998. - № 8-9.
19.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диа-лог с И. Пригожиным // Философский журнал. – 1992. - № 2.
20.Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. – СПб., 1997.
21.Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психо-логического исследования // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С.120-145.
22.Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.– М., 1983.– 334 с.
23.Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 54-65.
24.Матвеев, Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2006. – № 6. – С. 206-214.
25.Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. – 349 с.
26.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и исто-рии / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. – 431 с.
27.Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в пост-советской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.
28.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973. – 439 с.
29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – (Серия "Мастера психологии").
30.Спиридонов И.А. Временная транспекция как методический прием при исследование разных форм патологии// Методы психологии. – Ростов-н/Д., 1994. – С. 212 – 214.
31.Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.– М.: Мысль, 2001.– С. 33 - 35.
32.Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).– М., 2000.– С. 188-231.
33.Феизов Э.З. Восприятие и реальность.– Чебоксары, 1992.– 238 с.
34.Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Ле-онтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Вопрос-ответ:

Что такое картина мира в психологии?

Картина мира в психологии - это совокупность представлений, убеждений, ценностей и смыслов, которые формируются у человека и определяют его взгляды на себя, других людей и окружающий мир.

Как формируется картина мира?

Картина мира формируется в процессе восприятия, обучения, социализации и опыта взаимодействия с окружающей средой. Она может быть влияна генетическими факторами, а также культурой, общественными ценностями и личным опытом.

Как классифицируют картину мира?

Картину мира можно классифицировать по различным критериям, например, по уровню общности (личная, групповая, общественная), по направленности (позитивная, негативная, нейтральная), по степени стабильности и гибкости. Классификация также может осуществляться по тематике и содержанию представлений.

Почему картина мира является предметом психологического исследования?

Картина мира является предметом психологического исследования, так как она определяет поведение и психологическое состояние человека. Исследование картин мира позволяет понять, как формируются и изменяются психологические процессы у разных групп людей и в разных культурных контекстах.

Почему в последнее время картина мира стала объектом большого интереса?

В последнее время картина мира стала объектом большого интереса, так как она играет важную роль в формировании мировоззрения и психологического благополучия человека. Изучение картин мира позволяет понять, как разные факторы влияют на формирование представлений о себе, других и мире в целом.

Как формируется понятие "картина мира" в психологии?

Понятие "картина мира" в психологии формируется на основе социокультурного опыта, взаимодействия с окружающим миром, а также субъективных переживаний и восприятий каждого индивида.

Какие виды картин мира существуют?

Существует несколько видов картин мира, включая картину мира реальности, картину мира самого себя, картину мира других людей и картину мира общества в целом.

Как можно классифицировать картину мира?

Картину мира можно классифицировать на основе ее содержания, например, на религиозную, философскую, научную или идеологическую. Также можно выделять различные типы картин мира в зависимости от возраста, образования и других факторов.

Почему картина мира является предметом психологического исследования?

Картина мира является предметом психологического исследования, потому что она оказывает значительное влияние на мышление, поведение и психологическое благополучие людей. Психологи изучают процессы формирования, изменения и влияния картины мира на человека.