апробация компьютерных методик на пространственные функции детей 6-9лет
Заказать уникальную дипломную работу- 48 48 страниц
- 113 + 113 источников
- Добавлена 02.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 1
Глава 1. Теоретические особенности изучения пространственных функций детей 6-9 лет 5
1.1. Пространственные функции в структуре психического развития 5
1.2. Оценка сформированности зрительно-пространственных функций 16
1.3. Сравнительный анализ подходов к диагностике зрительно-пространственных функций 23
Глава 2. Исследование зрительно-пространственных функций с помощью компьютерных методик 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Результаты 39
Заключение 46
Список использованной литературы 48
длина пос. с 4 прав.отв.Коэффициент корреляции-0,348**-0,371**Знач. 0,0020,001Программирования-Функц.Пространственные -Функц.Бентон – Кол.прав.отв. Коэффициент корреляции-0,145-0,357**Знач. 0,2110,002Бентон - Точность Коэффициент корреляции-0,145-0,357**Знач. 0,2110,002Бентон - Темп Коэффициент корреляции0,0490,249*Знач. 0,6760,030Бентон – Врем.реак.Коэффициент корреляции-0,029-0,265*Знач. 0,8030,021Бентон - СКО ошибки Коэффициент корреляции0,253*0,286*Знач. 0,0270,012Обсуждение результатовПроведенное исследование было направлено на оценку возможности исследования зрительно-пространственных функций традиционными и компьютерными методами. Были апробированы компьютерные методики, проведен анализ их выполнения учащимися первого класса.Качественный анализ работ детей, в рамках нейропсихологического обследования (рисунок дома, зрительно-пространственная память), в целом, согласуется с данными Манелис (Манелис, 1997). От 5 к 6 годам у большинства детей исчезают совсем структурно-топологические ошибки. От 6 к 7 годам выраженность и количество метрических, координатных и проекционных ошибок становится меньше. Исходя из полученных результатов сравнения выполнения компьютерных заданий с индексами общего нейропсихологического обследования можно сказать, что такие пробы как «Стрелы», «Ориентация линий (Бентона)», «Кубики Корси» способны достаточно точно оценивать состояние зрительно-пространственных функций, так как их основные показатели имеют значимые корреляции. В то же время, часть показателей этих методик имеет менее значимые корреляции с функциями программирования и контроля. Так, в методике «Стрелы» такими показателями является «Точность», в методике «Ориентации линий (Бентона)» - «Ошибки». В методике «Кубики Корси» показатели коррелируют примерно с одинаковой значимостью для обоих функций, при этом, два показателя из пяти коррелируют исключительно с функциями программирования и контроля, что, во-первых, говорит об ориентированности пробы на оценку состояния функций программирования и контроля, во-вторых, о меньшем вкладе специальной функциональной направленности в выполнение, и, следовательно, в оценку состояния отдельной функции. С функциями 1 Блока результаты не показали никаких значимых корреляций. Касательно методики «Глазомер» -результаты выполнения показали неспособность оценивать, как состояние зрительно-пространственных функций, так и других- функции- «программирования и контроля», «нейродинамических». Проанализировав индивидуальные данные по выборке можно сделать предположение о том, что часть заданий оказались слишком простыми, а часть слишком сложными для понимания для данного возраста. Например, такие пробы как построения параллелограмма, нахождение точки пересечения векторов, нахождения биссектрисы отрезка («деление угла по полам»-для детей) возможно требует специальных понятийных знаний, и на данном этапе не входят в зону ближайшего развития; в то время как, нахождения середины отрезка, нахождения центра окружности, нахождение равноудалённой от сторон треугольника точки являлась для большинства детей слишком легким заданием; также, судя по результатам в задании на нахождении прямого угла, можно говорить о наличии большого количества случайных ошибок, что скорее всего свидетельствует о необходимости изменить форму предъявления стимула. Исходя из этой информации, следует преобразовать часть заданий, являющиеся легко выполнимыми. Задания, не входящие в зону ближайшего развития, можно попробовать предложить более старшим возрастам. Сопоставление рей льтатов выполнения теста «Кубики Кореи» с индексами нейропсихологического обследования показало, что максимальная длина правильно воспроизведенного ряда статистически значимо коррелирует с индексами переработки зрительно-пространственной информации. Доля правильных ответов в тесте «Стрелы» значимо коррелирует с индексом переработки зрительно-пространственной информации. Аналогично, доля правильных ответов в тесте «Ориентация линий» несколько слабее, но значимо коррелирует с этим индексом. Временные параметры выполнения этих методик не обнаружили корреляций с нейропсихологическими индексамиВ целом результаты корреляционного анализа продемонстрировали. что во всех тестах основные показатели продуктивности коррелируют с результатами традиционного нейропсихологического обследования, причем эти корреляции в большей части соотвстству ют ожиданиям, т. с. совпадают с направленностью тестов на оценку тон или иной функции.Применение компьютерных методов в нейропсихологии имеет большой потенциал для исследовательской и диагностической деятельности, ввиду возможностей более точной (по точности оценки временных и др. параметров) и автоматизированной (в меньшей степени зависимой от фактора экспериментатора) оценки получаемых результатов. Это обусловливает значимость дальнейшей работы в данном направлении. Однако не менее важно, чтобы за более точной, компьютерной оценкой, стоял целостный, синдромный анализ получаемых результатов.Нами сделаны следующие выводы:Исходя из полученных результатов сравнения выполнения компьютерных заданий с индексами общего нейропсихологического обследования можно сказать, что такие пробы как «Стрелы», «Ориентация линий (Бентона)» способны достаточно точно оценивать состояние зрительно-пространственных функций.Методика «Кубики Корси» не дает специализировано направленной информации о состоянии зрительно-пространственных функций. В методике «Глазомер» часть заданий требует преобразований для увеличения уровня сложности, другую стоит апробировать на более старших детях, чья зона ближайшего развития может предположительно соотносится с уровнем выполняемых заданий. ЗаключениеПроблема развития находит отражение в различных концепциях и моделях и изучается такими отраслями психологии как психогенетика, сравнительная психология, возрастная психофизиология, нейропсихология, психология развития и акмеология. На стыке этих отраслей появляются новые области исследования. В частности для понимания возрастных изменений в состоянии высших психических функций (ВПФ) актуален нейропсихологический подход, что убедительно доказано исследованиями по детской нейропсихологии и геронтонейропсихологии. Изучение основных закономерностей онтогенетических изменений в характеристиках высших психических функций может стать предметом нового направления исследований, а именно нейропсихологии развития.Данная работа посвящена исследованию зрительно-пространственных функций с помощью традиционных, игровых и компьютерных методик. В рамках данной работы был проведен обзор литературы, посвященной особенностям развития восприятия пространства в детском возрасте. Были рассмотрены разные подходы к исследованию восприятия пространства. На основании работ о проведении диагностики в форме компьютерных заданий были оценены перспективы использования методик такого типа в диагностике зрительно пространственных функций.Далее в специальном исследовании был разработан и апробирован ряд методик в форме компьютерных заданий, с целью сравнения возможностей диагностики зрительно-пространственных функций при помощи заданий таких типов с заданиями обычного нейропсихологического обследования. Разработанные задания, предложенные детям в компьютерном варианте не оказались эффективным диагностическим средством в диагностики зрительно-пространственных функций, что дает стимул для дальнейших исследований и попыток новых разработок компьютерных методик. В тоже время, в проводимых заданиях были использованы возможности, которые делает доступным использование компьютера: автоматически, одинаково для всех детей, предъявлялась инструкция, компьютером фиксировались ответы детей, ошибки и промахи при нажимании на стимул, время прохождения задания и отдельных его элементов. Само использование компьютера было мотивирующим фактором для детей. Проведение заданий в компьютерной форме требовало только технического контроля того, как программа запустилась и работает, после чего экспериментатор получал набор данных о выполнении задания каждым ребенком, что говорит о возможности использования компьютерных программ в качестве инструмента для скрининговой оценки психических функций детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, в данной работе была предпринята попытка решить такие важные для психологической практики вопросы, как: диагностика детей, предоставляющая возможность для своевременного проведения коррекционной работы, и дающая возможность для компенсации вероятных трудностей в обучении в дальнейшем; разработка методов предварительной скриннинговой оценки зрительно -пространственных функций (при помощи компьютерных программ), что позволит оптимизировать временные ресурсы специалистов и уделить больше внимания диагностической и коррекционной работе с детьми, которым она необходима.Список использованной литературыАверин В.А. Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - С.20-94;Ананьев Б .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2014.-97сАнаньев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение. — 1964. — 304 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. -СПб.:Питер, 2010. - 288 с.;Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 2-е изд., стер. – М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. – 571 с.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методы исследования зрительно-вербальных функций // Диагностика развития зрительно-вербальных функций /Т.В.Ахутина. Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2012. - С.124; Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М., 2008Ахутина, Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т. В. Ахутина // М. : В.Секачев, 2016.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб.заведений / А.В. Белошистая. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 399 с.Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 2007.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846. Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 72–75.Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ченый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская // Школьная педагогика. — 2016. — № 1. — С. 21–24. Бурачевская О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития // Школьная педагогика. — 2017. — № 1. — С. 18–21. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 148–150. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107. Бурачевская, О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития / О. В. Бурачевская. — Текст :непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2059/ (дата обращения: 30.05.2021).Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы / Под общ. ред. А. В. Либина. М., 1998. Градова Г. Н. Научно-теоретические основы изучения пространственных представлений у дошкольников с ОНР // SWorld. — 2009. — № 3. — С. 41–48. Венгер Л. А Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986. – 174с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 41-50.Выготский Л.С. Педагогическая психология. 5-ое изд.- М.: Просвещение, 2012. -231сВыготский Л.С. Проблема развития и распада ВПФ. // В кн.: Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. -87сВыготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. в 6- ти томах. Т.1. - М.: Педагогика, 2011. -124сВыготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. -97сГлозман Ж. М., Соболева А. Е. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе //М.: Смысл. – 2014.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихо-логическая диагностика в дошко Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2006.Глозман ЖМ, Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте- ПИТЕР,2008. - СПб.: Питер, 2014, 134 с.;Говорова Р.И., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентации у детей. //Дошкольное воспитание-1975(6).-№9-С.55-58.Гончаров О. А. Закономерности восприятия и изображения перспективных отношений //Психологический журнал. – 2009. – №. 4-С. – С. 1-15.Гончаров О. А., Емельянова Н. Е., Тяповкин Ю. Н. Топологический и метрический принципы обработки пространственной информации //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – №. 1. – С. 87-96.Гончаров О. А., Емельянова Н. Е., Тяповкин Ю. Н. Топологический и метрический принципы обработки пространственной информации //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – №. 1. – С. 87-96.Градова Г. Н. Отражение пространственных отношений в речи детей с ограниченными возможностями здоровья // SWorld. — 2009. — № 2. — С. 56–59. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 2005. Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 1998.-158 с.Ермаков Д.С. Учить дошкольников разрешать проблемы// Педагогика. – 2005. - №10.Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ //Психологическая наука и образование. – 2008. – №. 3. – С. 20-29.Корсакова Н.К,, Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 С.161-176;Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. 2014. № 2 С.201;Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 сКулагин, А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Кулагин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2215/ (дата обращения: 30.05.2021).Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 1984.-368с.Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова.-Л.: Просвещение,1990.-97с.Лурия А. Р. Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 2013.-96сЛурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2012. - 512 с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 504 с. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 84 с. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: МПСИ, 2008.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 115. Люблинская А. А. «Очерки психологического развития ребёнка». М., 2012. С. 96Малиованова Е. Л. Формирование пространственных представлений как необходимая составляющая психоречевого развития // Начальная школа. — 2009. — № 2. — С. 29–32. Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе //Школа здоровья. – 1997. – Т. 4. – №. 3Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 2014. Т.6, № 1 С.8-24;Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. - Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е.Д. Хомской - СПб.: Питер, 2010.Меликян З. А., Ахутина Т. В. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития //Школа здоровья. – 2002. – Т. 1. – С. 28-36.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 1994.-256с.Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации / Сост.: Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте, В.И. Голод и др. - М.: МЗ СССР, 2008. – 21 с. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - Спб.: Питер, 2008.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - СПб: Питер, 2013. - 288с.Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 440 с. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.Мусейибова Т.А. Формирование пространственных представлений. дошкольное. 1968. , С.35-42.Муссейбова Т. А. «Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи у детей школьного возраста» // Проблема восприятия пространственных представлений. М., 2013. С. 59Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2013, -128;Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968. - С. 186-203.Оценка чувствительности компьютерных методик нейропсихологической диагностики младших школьников / А. Н. Гусев, А. Е. Кремлев, А. А. Корнеев [и др.] // Психология образования: образовательный потенциал развития личности : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием, Иркутск, 03–04 сентября 2020 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 192-199.Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.Проблемы восприятия пространства и времени. — Л.: Лен. Издат. Общества психологов, 1961. —200 с.Проскура Е.В. О возможных точках отсчета при оценке пространственных ситуаций детьми дошкольного возраста.//Всесоюзная науч. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. Тез.докл.т.2.-м.,1970.Репина, ГЛ. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО, 2000.- С. 39–62. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела. — М. — 2005. -96 с.Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 36.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития по-знавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. – М.: АРКТИ, 1999. – С. 37.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2012. - 232 с.;Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2013. - 232 с.Симерницкая Э. Г. Межполушарная организация психических процессов и ее формирование в онтогенезе //Автореф. докт. дис. – 1985.Степаненкова Э.Я. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание.1971. С.28-29.Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алтейя, 2015. - 288 с.Тяповкин Ю. Н. Зрительно-пространственные представления и восприятие перспективы / Ю. Н. Тяповкин, O. A. Гончаров // Ананьевские чтения-2004 — СПб.: СПбГУ, 2004. -С. 228–230.Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада[Текст] / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 1981.-156с.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в подростковом возрасте // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме /Под. ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 168 с.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2015. - 164 с.Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости у мужчин и женщин: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2 С. 36-44.Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 1983.Шеботинова Елена Александровна Диагностика зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте // International journal of professional science. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-zritelno-prostranstvennogo-vospriyatiya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 30.05.2021).Шемякин Ф. Н. «Ориентация в пространстве» // Психологическая наука в СССР, т.1. М. 2014. С. 103.Akhutina T., Romanova A. Games as a tool for facilitating cognitive development //The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. – Routledge, 2017. – С. 357-375.Allen, G. L. (1999). Cognitive abilities in the service of wayfinding: A functional approach. Professional Geographer, 51(4), 554-561.Allen, G. L. (2003). Functional families of spatial abilities: poor relations and rich prospects.Bergen, D. Play as a method of assesing young childrens development and learning. Past, Present, Future// Contemporary Perspectives on Research in Assessment and Evaluation in Early Childhood Education – 2015. – P. 221-244Blacker K. J. et al. Keeping track of where we are: Spatial working memory in navigation //Visual Cognition. – 2017. – Т. 25. – №. 7-8. – С. 691-702.Boccia M. et al. Does field independence predict visuo-spatial abilities underpinning human navigation? Behavioural evidence //Experimental brain research. – 2016. – Т. 234. – №. 10. – С. 2799-2807.Chen X. et al. Cue combination in human spatial navigation //Cognitive psychology. – 2017. – Т. 95. – С. 105-144.Delisle J, Braun Claude M J A context for normalizing impulsiveness at work for adults with attention deficit/hyperactivity disorder (combined type) Arch Clin Neuropsychol. 2011 Nov;26(7):602–13. doi: 10.1093/arclin/acr043. [PubMed] [CrossRef]Dörrenbächer S. et al. Dissociable effects of game elements on motivation and cognition in a task-switching training in middle childhood //Frontiers in Psychology. – 2014. – Т. 5. – С. 1275.Dovis S. et al. Can motivation normalize working memory and task persistence in children with attention-deficit/hyperactivity disorder? The effects of money and computer-gaming //Journal of abnormal child psychology. – 2012. – Т. 40. – №. 5. – С. 669-681.Dunbar N. E. et al. Implicit and explicit training in the mitigation of cognitive bias through the use of a serious game //Computers in Human Behavior. – 2014. – Т. 37. – С. 307-318.Gamberini L. et al. Neuropsychological testing through a Nintendo Wii console //Stud Health Technol Inform. – 2010. – Т. 154. – С. 29-33.H. J. et al. Internal consistency and stability of the CANTAB neuropsychological test battery in children //Psychological assessment. – 2015. – Т. 27. – №. 2. – С. 698.Hegarty M. et al. Development of a self-report measure of environmental spatial ability //Intelligence. – 2002. – Т. 30. – №. 5. – С. 425-447.Hegarty, M. & Waller, D. (2005). Individual differences in spatial abilities. In P. Shah & A. Miyake (Eds). The Cambridge handbook of visuospatial thinking. New York, NY: Cambdridge University Press.Huttenlocher J., Newcombe N., Vasilyeva M. Spatial scaling in young children //Psychological Science. – 1999. – Т. 10. – №. 5. – С. 393-398.Lumsden J. et al. Gamification of cognitive assessment and cognitive training: a systematic review of applications and efficacy //JMIR serious games. – 2016. – Т. 4. – №. 2.Lumsden J. et al. The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment //PeerJ. – 2016. – Т. 4. – С. e2184.McGee, M. G. (1979). Human spatial abilities: psychometric studies and environmental, genetic, hormonal, and influences. Psychological Bulletin, 86(5), 889-918.McPherson J., Burns N. R. Assessing the validity of computer-game-like tests of processing speed and working memory //Behavior Research Methods. – 2008. – Т. 40. – №. 4. – С. 969-981.Miranda A, Palmer E. Intrinsic motivation and attentional capture from gamelike features in a visual search task. Behav Res Methods. 2014 Mar;46(1):159–72. doi: 10.3758/s13428-013-0357-7. [PubMed] [CrossRef]Yılmaz H. B. On the development and measurement of spatial ability //International Electronic Journal of Elementary Education. – 2017. – Т. 1. – №. 2. – С. 83-96.
1. Аверин В.А. Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - С.20-94;
2. Ананьев Б .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2014.-97с
3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение. — 1964. — 304 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. -СПб.:Питер, 2010. - 288 с.;
5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 2-е изд., стер. – М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. – 571 с.
7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методы исследования зрительно-вербальных функций // Диагностика развития зрительно-вербальных функций /Т.В.Ахутина. Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2012. - С.124;
8. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М., 2008
9. Ахутина, Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т. В. Ахутина // М. : В.Секачев, 2016.
10. Белошистая, А.В. Формирование и разви¬тие математических способностей дошкольни¬ков : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб.заведений / А.В. Белошистая. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 399 с.
11. Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 2007.
12. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
13. Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846. Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 72–75.
14. Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ченый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238.
15. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская // Школьная педагогика. — 2016. — № 1. — С. 21–24.
16. Бурачевская О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития // Школьная педагогика. — 2017. — № 1. — С. 18–21.
17. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 148–150.
18. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
19. Бурачевская, О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2059/ (дата обращения: 30.05.2021).
20. Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы / Под общ. ред. А. В. Либина. М., 1998. Градова Г. Н. Научно-теоретические основы изучения пространственных представлений у дошкольников с ОНР // SWorld. — 2009. — № 3. — С. 41–48.
21. Венгер Л. А Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986. – 174с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 41-50.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 5-ое изд.- М.: Просвещение, 2012. -231с
24. Выготский Л.С. Проблема развития и распада ВПФ. // В кн.: Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. -87с
25. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. в 6- ти томах. Т.1. - М.: Педагогика, 2011. -124с
26. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. -97с
27. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе //М.: Смысл. – 2014.
28. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихо-логическая диагностика в дошко Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2006.
29. Глозман ЖМ, Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте- ПИТЕР,2008. - СПб.: Питер, 2014, 134 с.;
30. Говорова Р.И., Дьяченко О. Формирование пространственной ориента¬ции у детей. //Дошкольное воспитание-1975(6).-№9-С.55-58.
31. Гончаров О. А. Закономерности восприятия и изображения перспективных отношений //Психологический журнал. – 2009. – №. 4-С. – С. 1-15.
32. Гончаров О. А., Емельянова Н. Е., Тяповкин Ю. Н. Топологический и метрический принципы обработки пространственной информации //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – №. 1. – С. 87-96.
33. Гончаров О. А., Емельянова Н. Е., Тяповкин Ю. Н. Топологический и метрический принципы обработки пространственной информации //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – №. 1. – С. 87-96.
34. Градова Г. Н. Отражение пространственных отношений в речи детей с ограниченными возможностями здоровья // SWorld. — 2009. — № 2. — С. 56–59.
35. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 2005.
36. Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 1998.-158 с.
37. Ермаков Д.С. Учить дошкольников разрешать проблемы// Педагогика. – 2005. - №10.
38. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
39. Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ //Психологическая наука и образование. – 2008. – №. 3. – С. 20-29.
40. Корсакова Н.К,, Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 С.161-176;
41. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. 2014. № 2 С.201;
42. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с
43. Кулагин, А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Кулагин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2215/ (дата обращения: 30.05.2021).
44. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.
45. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 1984.-368с.
46. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова.-Л.: Просвещение,1990.-97с.
47. Лурия А. Р. Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 2013.-96с
48. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2012. - 512 с.
49. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 504 с.
50. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 84 с.
51. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: МПСИ, 2008.
52. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 115.
53. Люблинская А. А. «Очерки психологического развития ребёнка». М., 2012. С. 96
54. Малиованова Е. Л. Формирование пространственных представлений как необходимая составляющая психоречевого развития // Начальная школа. — 2009. — № 2. — С. 29–32.
55. Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе //Школа здоровья. – 1997. – Т. 4. – №. 3
56. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 2014. Т.6, № 1 С.8-24;
57. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. - Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е.Д. Хомской - СПб.: Питер, 2010.
58. Меликян З. А., Ахутина Т. В. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития //Школа здоровья. – 2002. – Т. 1. – С. 28-36.
59. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 1994.-256с.
60. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации / Сост.: Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте, В.И. Голод и др. - М.: МЗ СССР, 2008. – 21 с.
61. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - Спб.: Питер, 2008.
62. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - СПб: Питер, 2013. - 288с.
63. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 440 с.
64. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.
65. Мусейибова Т.А. Формирование пространственных представлений. дошкольное. 1968. , С.35-42.
66. Муссейбова Т. А. «Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи у детей школьного возраста» // Проблема восприятия пространственных представлений. М., 2013. С. 59
67. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2013, -128;
68. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968. - С. 186-203.
69. Оценка чувствительности компьютерных методик нейропсихологической диагностики младших школьников / А. Н. Гусев, А. Е. Кремлев, А. А. Корнеев [и др.] // Психология образования: образовательный потенциал развития личности : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием, Иркутск, 03–04 сентября 2020 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 192-199.
70. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.
71. Проблемы восприятия пространства и времени. — Л.: Лен. Издат. Общества психологов, 1961. —200 с.
72. Проскура Е.В. О возможных точках отсчета при оценке пространственных ситуаций детьми дошкольного возраста.//Всесоюзная науч. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам под¬готовки детей к школе. Тез.докл.т.2.-м.,1970.
73. Репина, ГЛ. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
74. Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО, 2000.- С. 39–62.
75. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела. — М. — 2005. -96 с.
76. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
77. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 36.
78. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития по-знавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. – М.: АРКТИ, 1999. – С. 37.
79. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2012. - 232 с.;
80. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2013. - 232 с.
81. Симерницкая Э. Г. Межполушарная организация психических процессов и ее формирование в онтогенезе //Автореф. докт. дис. – 1985.
82. Степаненкова Э.Я. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание.1971. С.28-29.
83. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алтейя, 2015. - 288 с.
84. Тяповкин Ю. Н. Зрительно-пространственные представления и восприятие перспективы / Ю. Н. Тяповкин, O. A. Гончаров // Ананьевские чтения-2004 — СПб.: СПбГУ, 2004. -С. 228–230.
85. Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада[Текст] / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 1981.-156с.
86. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в подростковом возрасте // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме /Под. ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 168 с.
87. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2015. - 164 с.
88. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости у мужчин и женщин: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2 С. 36-44.
89. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 1983.
90. Шеботинова Елена Александровна Диагностика зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте // International journal of professional science. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-zritelno-prostranstvennogo-vospriyatiya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 30.05.2021).
91. Шемякин Ф. Н. «Ориентация в пространстве» // Психологическая наука в СССР, т.1. М. 2014. С. 103.
92. Akhutina T., Romanova A. Games as a tool for facilitating cognitive development //The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. – Routledge, 2017. – С. 357-375.
93. Allen, G. L. (1999). Cognitive abilities in the service of wayfinding: A functional approach. Professional Geographer, 51(4), 554-561.
94. Allen, G. L. (2003). Functional families of spatial abilities: poor relations and rich prospects.
95. Bergen, D. Play as a method of assesing young childrens development and learning. Past, Present, Future// Contemporary Perspectives on Research in Assessment and Evaluation in Early Childhood Education – 2015. – P. 221-244
96. Blacker K. J. et al. Keeping track of where we are: Spatial working memory in navigation //Visual Cognition. – 2017. – Т. 25. – №. 7-8. – С. 691-702.
97. Boccia M. et al. Does field independence predict visuo-spatial abilities underpinning human navigation? Behavioural evidence //Experimental brain research. – 2016. – Т. 234. – №. 10. – С. 2799-2807.
98. Chen X. et al. Cue combination in human spatial navigation //Cognitive psychology. – 2017. – Т. 95. – С. 105-144.
99. Delisle J, Braun Claude M J A context for normalizing impulsiveness at work for adults with attention deficit/hyperactivity disorder (combined type) Arch Clin Neuropsychol. 2011 Nov;26(7):602–13. doi: 10.1093/arclin/acr043. [PubMed] [CrossRef]
100. Dörrenbächer S. et al. Dissociable effects of game elements on motivation and cognition in a task-switching training in middle childhood //Frontiers in Psychology. – 2014. – Т. 5. – С. 1275.
101. Dovis S. et al. Can motivation normalize working memory and task persistence in children with attention-deficit/hyperactivity disorder? The effects of money and computer-gaming //Journal of abnormal child psychology. – 2012. – Т. 40. – №. 5. – С. 669-681.
102. Dunbar N. E. et al. Implicit and explicit training in the mitigation of cognitive bias through the use of a serious game //Computers in Human Behavior. – 2014. – Т. 37. – С. 307-318.
103. Gamberini L. et al. Neuropsychological testing through a Nintendo Wii console //Stud Health Technol Inform. – 2010. – Т. 154. – С. 29-33.
104. H. J. et al. Internal consistency and stability of the CANTAB neuropsychological test battery in children //Psychological assessment. – 2015. – Т. 27. – №. 2. – С. 698.
105. Hegarty M. et al. Development of a self-report measure of environmental spatial ability //Intelligence. – 2002. – Т. 30. – №. 5. – С. 425-447.
106. Hegarty, M. & Waller, D. (2005). Individual differences in spatial abilities. In P. Shah & A. Miyake (Eds). The Cambridge handbook of visuospatial thinking. New York, NY: Cambdridge University Press.
107. Huttenlocher J., Newcombe N., Vasilyeva M. Spatial scaling in young children //Psychological Science. – 1999. – Т. 10. – №. 5. – С. 393-398.
108. Lumsden J. et al. Gamification of cognitive assessment and cognitive training: a systematic review of applications and efficacy //JMIR serious games. – 2016. – Т. 4. – №. 2.
109. Lumsden J. et al. The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment //PeerJ. – 2016. – Т. 4. – С. e2184.
110. McGee, M. G. (1979). Human spatial abilities: psychometric studies and environmental, genetic, hormonal, and influences. Psychological Bulletin, 86(5), 889-918.
111. McPherson J., Burns N. R. Assessing the validity of computer-game-like tests of processing speed and working memory //Behavior Research Methods. – 2008. – Т. 40. – №. 4. – С. 969-981.
112. Miranda A, Palmer E. Intrinsic motivation and attentional capture from gamelike features in a visual search task. Behav Res Methods. 2014 Mar;46(1):159–72. doi: 10.3758/s13428-013-0357-7. [PubMed] [CrossRef]
113. Yılmaz H. B. On the development and measurement of spatial ability //International Electronic Journal of Elementary Education. – 2017. – Т. 1. – №. 2. – С. 83-96.