Место и роль государства в рыночной экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 02.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 История развития представлений о роли государства в экономике 5
1.2 Государство в рыночной экономической системе 7
1.3 Современные формы воздействия государства на экономику 12
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ КОРРЕКТИРОВКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ИНСТРУМЕНТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 16
2.2 Социальная политика государства в России 19
2.3 Направления совершенствования деятельности государства в экономике России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33




Фрагмент для ознакомления

Кроме того, анализ динамики бюджетных средств, выделяемых на финансирование данных задач, показал, что с 2018 года сумма денежных средств стала снижаться.Законы рынка неминуемо ведут к снижению доли государственного сектора в экономике социальной сферы. В России необходима модернизация социальной политики, основанная на переходе от «иждивенческо-потребительской» модели социальной защиты к модели активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Среди решения проблем дифференциации доходов на основе положительного опыта других стран, хотелось бы отметить высокий уровень целевого достижения программ социальной помощи в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия и т.д. (рис. 8).Рисунок 8. Доля ВВП, перераспределяемая системой социальной защиты в пользу нижнего квинтиля населенияНесмотря на то, что уровень расходов России на социальную помощь значительно выше среднего мирового показателя и составляет в 1,6 процента ВВП, наша страна демонстрирует слабые результаты таргетирования (чрезвычайно высокие показатели включения для самого богатого квинтиля, в то время как 20% беднейших слоев населения составляют лишь 25 процентов всех получателей). Поэтому необходимо формировать таким образом меры социальной поддержки, чтобы помощь доходила именно для тех, кто сильно в ней нуждается.Вместо того, чтобы предоставлять гарантированные услуги в натуральной форме, населению, может быть предоставлена прямая целевая выплата в форме социального сертификата, размер которой зависит от стоимости услуг (нужного объема и качества), для данной категории граждан. Значительное число программ из-за низкой эффективности не сильно влияет на уменьшение бедности. Большое число мер в форме не очень больших по размерам выплат не является эффективным ни с точки зрения администрирования системы мер социальной поддержки, ни с точки зрения их эффекта на социальную защищенность получателей.Таким образом, в России спецификой социальной политики является то, что функционируют независимые социальные фонды, государство пытается перекладывать социальную политику на частный сектор; получило развитие и социальное предпринимательство, заполняющее те области социальной политики, которые являются неохваченными государством. Социальной политикой в первую очередь охвачено работающее население, а политика занятости представлена рядом мероприятий и программ.2.3 Направления совершенствования деятельности государства в экономике РоссииДля того, чтобы совершенствовать государственную политику в России, требуется введение таких реформ, как: Деофшоризация собственности и капитала; Реиндустриализация экономики и неоиндустриализация производительных сил; Снижение ключевой ставки; Развитие малого и среднего бизнеса; Уменьшение зависимости российских компаний и банков от внешних рынков фондирования.Несмотря на цели, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, масштабы использования конкурентных преимуществ формирования инновационной экономики, механизмов неценовой конкуренции на основе уникальных технологий, сегодня в России малы. Проблемой является неэффективная реализация механизмов конкурентной политики, прописанной в Стандарте развития конкуренции, разработанном Федеральной антимонопольной службой России, целью которой должно быть создание среды для равной, добросовестной конкуренции. Необходимо внести ясность в современные отношения государства и бизнеса в России с тем, чтобы в конечном итоге повысить конкурентоспособность России на мировом рынке с учетом изменившихся геополитических реалий. Основа конкурентной борьбы в мире смещается в сторону инновационного развития и производства знаний, что требует усиления экономической роли государства в процессе управления конкурентоспособностью страны. Успешный опыт (в том числе в таких странах, как Китай, Республика Корея, Сингапур, Таиланд и другие) свидетельствует о том, что некоторые виды стратегий конкурентоспособности работают лучше, чем другие.Общая политика и институциональная поддержка в успешных стратегиях, как правило, включают следующее:Стабильная, предсказуемая макроэкономическая среда для инвестиций бизнеса, характеризующаяся низким бюджетным дефицитом, жестким контролем инфляции и конкурентоспособными реальными обменными курсами.Либеральный режим импорта, определяемый отсутствием контроля за импортом, немногочисленными запретами на импорт и местными регулирующими мерами, а также относительно низкими импортными тарифами, как правило, побуждает бизнес к реструктуризации.Сильная экспортная стратегия для продвижения малого и среднего предпринимательства (МСП) на экспортные рынки с упором на беспошлинный доступ к сырью, эффективную, ориентированную на спрос и услуги организацию содействия торговле и комплексную программу экспортного маркетинга.Эффективный внутренний режим конкуренции со свободным входом и выходом на отраслевом уровне и сильный регулирующий орган для борьбы с антиконкурентной практикой.Активную внешнюю инвестиционную стратегию, которая предполагает развитие и продвижение продукции национальных секторов экономики за рубежом, государственно-частное партнерство, конкурентоспособные инвестиционные стимулы и радикальную рационализацию утверждения инвестиционных процессов.Устойчивые инвестиции в человеческий капитал на всех уровнях (особенно высшего уровня научного и технического образования).Содействие созданию промышленных кластеров с участием малых и крупных фирм в целях максимального расширения сотрудничества и синергизма путем предоставления ключевой инфраструктуры, технической поддержки, финансирования торговли и помощи в области экспортного маркетинга.Таким образом, в современных условиях экономическое развитие страны нельзя представить без активного участия государства. Государственные органызанимаются аккумулированием значительных средств в государственном бюджете, перераспределением их на различные общественные и иные нужды.В России, целью модернизации, основой новой экономической политики государства в условиях рыночной экономики должно стать повышение конкурентоспособности страны. Важнейшие ресурсы, такие как квалифицированный персонал, капитал, инновационные технологии следует концентрировать в отраслях, производящих продукцию и участвующих в международной конкуренции.ЗаключениеВ современных условиях экономическое развитие страны нельзя представить без активного участия государства. Государственные органызанимаются аккумулированием значительных средств в государственном бюджете, перераспределением их на различные общественные и иные нужды.Главные причины, которые способствуют активизации роли государства в экономическом развитии, заключаются в том, что:1. Рыночный механизм не справляется с так называемыми провалами рынка в виду наличия таких явлений, как монополизация экономики, внешние эффекты, общественные блага.2. Существует потребность в общественных товарах. Роль государства в таких ситуациях заключается в обеспечении удовлетворения общественных потребностей, плата за которые экономически нецелесообразна.3. Из-за последствий конкуренции могут появляться такие явления, как банкротство предприятий, их поглощение, монополизация экономики. Эти негативные следствия конкурентной борьбы поднимают вопросы контроля и регулирования со стороны органов власти. 4. Как отрицательное последствие развития рыночных отношений можно назвать дифференциацию доходов населения. В этой связи государство должно вести эффективную перераспределительную политику доходов для недопущения социальных конфликтов.У государства для решения данных задач существует большой арсенал способов и методов. Кроме того, эффективность государственного вмешательства в экономику напрямую определяется его возможностями (финансовыми, правовыми, институциональными и т.д.).В данной работе был проведен анализ опыта России в корректировке рыночного механизма инструментами государственного регулирования. В частности, была проанализирована налоговая политика как инструмент государственного регулирования в России. Было выяснено, что российскую налоговую систему на данном этапе нельзя назвать эффективным инструментом, обеспечивающим устойчивое развитие экономики, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу для финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).Также в работе была раскрыта специфика социальной политики государства в России.Спецификой социальной политики является то, что функционируют независимые социальные фонды, государство пытается перекладывать социальную политику на частный сектор; получило развитие и социальное предпринимательство, заполняющее те области социальной политики, которые являются неохваченными государством. Важный инструмент политики регулирования доходов в России – это поддержание социально приемлемого уровня минимальной заработной платы для защиты наиболее низкооплачиваемых и самых уязвимых работников.Уровень расходов России на социальную помощь значительно выше среднего мирового показателя и составляет 1,6 процента ВВП, однако, наша страна демонстрирует слабые результаты таргетирования. Поэтому необходимо формировать таким образом меры социальной поддержки, чтобы помощь доходила именно для тех, кто сильно в ней нуждается.Также в работе представлены направления совершенствования деятельности государства в экономике.В России, целью модернизации, основой новой экономической политики государства в условиях рыночной экономики должно стать повышение конкурентоспособности страны. Важнейшие ресурсы, такие как квалифицированный персонал, капитал, инновационные технологии следует концентрировать в отраслях, производящих продукцию и участвующих в международной конкуренции.СПИСОК литературыБорзов И.А., Пакин Д.В. Основные задачи современной российской налоговой системы в условиях возникновения новых угроз экономической безопасности // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2019. - №5 (24).- С.80-84Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/787675&full Бычков Л.Г., Феоктистова О.А., Андреева Е.И. Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер в сфере социальной защиты населения // Финансы и кредит, 2015. - № 42 (666). - с. 31-45.Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. – Томск: Издательский дом ТГУ, 2019. – 292 с.Герсонская И. В. Джон МейнардКейнс о необходимости государственного вмешательства в экономику // Синергия наук, 2019. - №33. – С. 81-99Государственная программа «Социальная поддержка граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sotcialynaya_podderzhka_grazhdan__vizualizatciya_itog.pdfГосударственное регулирование экономики: учебное пособие / В.Ю. Цибульникова. — Томск: Эль Контент, 2018. — 156 с.Зубайдуллина Д. В., Кулагина Я. С. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 154-155.Изгияева М. Д. Социальная политика в современной России // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2016, Т. 6, №10. – С.74-77Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru - Загл. с экрана.Краткая информация об консолидированном бюджете Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru -Загл. с экрана.Мончинска Э. Роль государства в экономике: от времен Адама Смита до цифровой революции // Общественные науки и современность, 2018. - №5. – С. 5-17Нуреев Р.М. Государство и рынок (развитие представлений о роли государства в рыночной экономике) [Электронный ресурс].URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16209640/Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура/ А.В.Сорокин. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 640сОлейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций, 2017. - №1(18). – С. 43-49Основные показатели пенсионного обеспечения, средний размер назначенной пенсии (месяц) [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397#Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году. Счетная палата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/#951 – Загл.с экрана.Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdfСухарев, О. С. Институциональная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Сухарев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — с. 463Федорова И.Ю., Решетов Д.Н. Повышение качества услуг в сфере здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - №16. - С. 135-151.Численность пенсионеров в Российской Федерации (2014-2020) [Электронный ресурс]/ База данных ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31554

1. Борзов И.А., Пакин Д.В. Основные задачи современной российской налоговой системы в условиях возникновения новых угроз экономической безопасности // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2019. - №5 (24).- С.80-84
2. Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/787675&full
3. Бычков Л.Г., Феоктистова О.А., Андреева Е.И. Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер в сфере социальной защиты населения // Финансы и кредит, 2015. - № 42 (666). - с. 31-45.
4. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. – Томск: Издательский дом ТГУ, 2019. – 292 с.
5. Герсонская И. В. Джон Мейнард Кейнс о необходимости государственного вмешательства в экономику // Синергия наук, 2019. - №33. – С. 81-99
6. Государственная программа «Социальная поддержка граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sotcialynaya_podderzhka_grazhdan__vizualizatciya_itog.pdf
7. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.Ю. Цибульникова. — Томск: Эль Контент, 2018. — 156 с.
8. Зубайдуллина Д. В., Кулагина Я. С. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 154-155.
9. Изгияева М. Д. Социальная политика в современной России // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2016, Т. 6, №10. – С.74-77
10. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru - Загл. с экрана.
11. Краткая информация об консолидированном бюджете Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru - Загл. с экрана.
12. Мончинска Э. Роль государства в экономике: от времен Адама Смита до цифровой революции // Общественные науки и современность, 2018. - №5. – С. 5-17
13. Нуреев Р.М. Государство и рынок (развитие представлений о роли государства в рыночной экономике) [Электронный ресурс].URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16209640/
14. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура/ А.В.Сорокин. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 640с
15. Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций, 2017. - №1(18). – С. 43-49
16. Основные показатели пенсионного обеспечения, средний размер назначенной пенсии (месяц) [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397#
17. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году. Счетная палата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/#951 – Загл.с экрана.
18. Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdf
19. Сухарев, О. С. Институциональная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Сухарев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — с. 463
20. Федорова И.Ю., Решетов Д.Н. Повышение качества услуг в сфере здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - №16. - С. 135-151.
21. Численность пенсионеров в Российской Федерации (2014-2020) [Электронный ресурс]/ База данных ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31554

Вопрос-ответ:

Какие основные формы воздействия государства на экономику?

Современные формы воздействия государства на экономику включают такие механизмы, как налоговое регулирование, фискальная политика, монетарная политика, регулирование рынков, субсидии и государственные закупки. Применение этих форм позволяет государству влиять на экономические процессы, стимулировать развитие отдельных отраслей и обеспечивать социальную защиту населения.

Какова история развития представлений о роли государства в экономике?

История развития представлений о роли государства в экономике начинается с классической школы экономической мысли, где преобладала идея о свободном рынке и минимальном вмешательстве государства. Однако век промышленной революции и глубокие экономические кризисы привели к пересмотру этой позиции, и появилось понимание необходимости государственного регулирования экономики для достижения стабильности и социальной справедливости.

Какова роль государства в рыночной экономической системе?

В рыночной экономической системе государство играет роль регулятора и стимулятора экономического развития. Государство создает правовую и институциональную базу, обеспечивает защиту собственности и контролирует соблюдение законов. Оно также осуществляет фискальную и монетарную политику, регулирует рынки, поддерживает социальную защиту и инфраструктуру. Роль государства в рыночной экономике заключается в сбалансированном воздействии на различные сферы экономики для достижения общественных целей и интересов.

Какая роль государства в рыночной экономике?

Государство играет роль регулятора и содействует развитию экономики через создание законодательства, обеспечение правопорядка, поддержку инфраструктуры, а также регулирование рынков и защиту интересов населения.

Какова история развития представлений о роли государства в экономике?

История развития представлений о роли государства в экономике насчитывает множество этапов. Вначале предполагалось, что государство должно играть минимальную роль в экономике. Затем возникли идеи о необходимости государственного вмешательства в экономические процессы, особенно на рынке. В современных представлениях государство рассматривается как регулятор экономики.

Какие формы воздействия государства на экономику существуют в современности?

В современных условиях государство может воздействовать на экономику через налоговую политику, финансовую поддержку, регулирование рынков и принятие законодательства, а также через предоставление стимулов для развития определенных отраслей экономики и поддержку малого и среднего бизнеса.

Чем налоговая политика может быть полезна государству в регулировании экономики?

Налоговая политика является одним из инструментов государственного регулирования экономики. С помощью налогов государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, устанавливать налоговые льготы для предприятий, а также регулировать социальные выплаты и доходы населения.

Как Россия использовала инструменты государственного регулирования рынка в своем опыте?

В России государство использовало инструменты государственного регулирования рынка, такие как налоговая политика, финансовая поддержка отраслей экономики, регулирование рынков через законодательство и привлечение иностранных инвестиций. Эти инструменты использовались для коррекции рыночного механизма и стимулирования экономического роста.

Какие представления о роли государства в экономике существовали в истории?

В истории существовали различные представления о роли государства в экономике. Некоторые экономические школы полагали, что государство должно играть активную роль и вмешиваться в экономические процессы, например, путем регулирования цен, установления субсидий, контроля за производством и т.д. Другие же школы утверждали, что государство должно оставить экономику на самоуправлении и не вмешиваться в нее.

Как государство влияет на рыночную экономику?

Государство влияет на рыночную экономику через различные инструменты государственного регулирования. Например, оно может устанавливать налоги, которые влияют на цены и спрос на товары и услуги. Государство также может контролировать или регулировать определенные отрасли экономики, например, через лицензирование или установление стандартов качества. Кроме того, государство может предоставлять субсидии, гранты или другие поддержки определенным секторам экономики.

Какая налоговая политика используется в России для регулирования экономики?

В России используется различная налоговая политика для регулирования экономики. Например, государство устанавливает налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков, которые могут быть изменены в зависимости от экономической ситуации. Кроме того, введены специальные налоговые льготы и субсидии для определенных отраслей экономики или регионов. Также существует налоговый контроль и мониторинг, чтобы предотвратить незаконные схемы уклонения от уплаты налогов.