Телевидение и аудитория: формы коммуникативного воздействия
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 29.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. СМИ и общество: формы взаимодействия 9
1.1. Ответственность СМИ перед обществом: функциональный аспект 9
1.2. Воздействующий потенциал телевидения 16
1.3. Формы взаимодействия телевидения и общества 24
Глава 2. Формы коммуникативного воздействия на современном телевидении 35
2.1. Методика исследования 35
2.2. Формы коммуникативного воздействия на аудиторию на телеканале «Рен-ТВ» 39
2.3. Формы коммуникативного воздействия на аудиторию на телеканале «Первый канал» 47
2.4. Формы коммуникативного воздействия на аудиторию на телеканале «Дождь» 57
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Например, в выпуске информационной программы «Время» ведущий Кирилл Клейменов использует лозунги для описания важности принятия поправок в Конституцию: «Новая Конституция – это идеологический перелом в нашей жизни. После – давайте честно признаем – десятилетий борьбы»;– утверждения в форме приказов, агрессивных безапелляционных суждений. В эфирах информационной программы «Время» те, кто голосовал «против» поправок в Конституцию, агрессивно показаны как враги страны. Также в агрессивном ключе говорится о «политических играх Запада»: «Во время голосования по поправкам к Конституции были отбиты информационные атаки. О подковерных играх, которые велись, главным образом, из-за рубежа, сегодня рассказали в Совете Федерации. Весь арсенал грязных политических технологий»;«Активность различных антироссийских структур резко возросла перед голосованием по поправкам в Конституцию – таков вывод комиссии верхней палаты парламента по защите государственного суверенитета. <…> По замыслу внешних кураторов они были кадровой базой для разжигания недовольства конституционной реформой и общероссийским голосованием совсем недавно».– повторы одних и тех же мыслей, слов, сюжетов, что является прямым внушением. Наиболее отчетливо данный прием манипуляции проявляется при освещении протестов в Беларуси. Практически каждый день журналисты «Первого канала» повторяли одни и те же мысли: о вмешательстве Запада в дела государства, о том, что за протестами стоят определенные заинтересованные лица:«Кто заинтересован в беспорядках в Белоруссии и как были организованы акции протеста? Реален ли «польский след» в белорусских событиях и куда пойдет Белоруссия?»;«Какие силы пытаются использовать протест в своих целях, применяя технологии цветных революций?»;«Анатомия протеста. Технологии цветных революций в действии. Белоруссия».Также повторяется мысль о сравнении протестов в Беларуси и событиями в Украине в 2014 году:«Лукашенко и Янукович – совершенно разные, казалось бы, типы характеров. Но при этом рисунок, так сказать, роли настолько схож, что невольно заставляет искать закономерности»;«Так что сценарий киевского майдана в Минске оказался не востребован»; «Эксперты говорят о том, чем протесты в Белоруссии отличаются от Майдана на Украине в 2014 году. Почему в Белоруссии невозможен украинский сценарий?».– апелляция к авторитету. При подготовке сюжетов про поправки в Конституцию тележурналисты и репортеры «Первого канала» апеллировали к опросам ВЦИОМ общественного мнения. Эти опросы показывали, что большинство людей будет голосовать «за» поправки: «Свежий опрос ВЦИОМ показал — около 70% россиян готовы проголосовать за поправки»; «85% уверены, что голосование — это возможность повлиять на собственное будущее, будущее своей семьи и будущее всей страны. А пойти голосовать собираются многие».Апелляция к авторитету также проводилась через интервью с лидерами мнений, кто голосовал «за», например, с режиссером Никитой Михалковым, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.– манипуляция через умозаключения.Журналисты «Первого канала» также используют такой прием как создание ложных умозаключений, например, которые строятся либо на непроверенной информации, либо на субъективном мнении автора сообщения: «Предвыборные фейки про мифические ручки с исчезающими чернилами сейчас уже просто повод для шуток. Голосование показало: все уловки по его дискредитации не сработали. В итоговом протоколе внушительные цифры народной поддержки»;«Итак, у нас новая Конституция. Хотя были те, кто из кожи лез вон, чтобы у нас ее не было. И речь не о проголосовавших против, права на собственное мнение, кто бы что ни говорил, у нас никто не отнимал. Это ведь и есть демократия, не так ли? Но за последние месяцы Общественная палата насчитала свыше шести тысяч фактов вмешательства и публикации фейков, направленных на срыв голосования и дискредитацию его результатов».– навешивание ярлыков. Данный прием активно используются при иллюстрации обеих тем.При освещении событий в Беларуси тележурналисты «Первого канала» часто использовали прием «навешивания ярлыков» на оппозицию с тем, чтобы вызвать определенную эмоциональную реакцию: «В координационный совет вошел и бывший гендиректор театра имени Янки Купалы Павел Латушко – известный сторонник перехода белорусского языка на латинский алфавит. В числе лидеров оппозиции оказался и директор магазина по продаже националистической атрибутики, а также лидер незарегистрированной политической партии, выступающей за выход Белоруссии из ОДКБ. Журналисты раскопали, что в списке есть и люди с криминальным прошлым».В сюжетах «Первого канала» «навешиваются ярлыки» и на известных людей, которые симпатизируют протестующим: «Самый узнаваемый член координационного совета – писательница и лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич. Известная, кстати, своими русофобскими высказываниями. Она не раз признавалась в симпатиях к украинским националистам».«Больше фейков. Хороших и разных. Ну, казалось бы, отличный лозунг для нашей маргинальной, то есть либеральной, я хотел сказать, оппозиции», – в данном тексте «ярлык» навешивается на оппозицию в России. По мнению журналиста, только маргиналы могут выступать против принятия поправок в Конституцию.– искусственное создание ассоциаций. Через ассоциации, связанные с прошлым страны, тележурналисты воздействуют на чувства целевой аудитории канала: «Я имею в виду что: бюджет освоили, сделали халтуру, а там хоть трава не расти. Вот так вот Советский Союз и распался. Из-за всего этого. Усталости и цинизма. Смотрите, как бы ваша очередь не настала». Создается негативный образ оппозиции через сравнение с «предателями» и теми, кто способствовал распаду СССР.Таким образом, журналисты «Первого канала» при освещении обеих тем используют различные коммуникативные стратегии влияния на аудиторию. Большая часть стратегий – методы-«ингибиторы» и манипуляция смыслами высказываний, использование оценки при подачи новостного контента. Кроме того, журналисты проявляют агрессивную манеру поведения для доказательства своей правоты и воздействия на аудиторию. Иногда также журналисты апеллируют к непроверенной информации или специально стирают грань между ложью и правдой.2.4. Формы коммуникативного воздействия на аудиторию на телеканале «Дождь»Коммуникативное воздействие на аудиторию может оказываться не только государственными, но и коммерческими СМИ. Рассмотрим подробнее приемы манипуляции, применяемые в эфире телеканала «Дождь». Для начала выделим примерыманипуляций с сообщениями. В отличие от государственных телеканалов, «Дождь» не создает «фейков» и не смешивает ложь и правду, что связано с тем, что за коммерческими СМИ усилен контроль со стороны общественности с точки зрения достоверности информации. Однако манипуляция осуществляется смыслами высказываний или через фильтрацию информации:1) манипулирование смыслами высказыванийосуществляется через оценочные суждения:– «За 10 лет не удалось удвоить ВВП, сделать рубль стабильным. А что вообще удалось?»;– «Жить нездорово. Почему в России вечно не хватает денег на медицину?». Журналисты «Дождя» сомневаются в том, что поправки в Конституцию как-либо изменят жизнь граждан России.В сюжете заголовком «Мэрия Москвы потратит почти миллиард рублей на компьютеры для общероссийского голосования» делается акцент на том, что организация голосования происходит коррумпировано. Репортеры подчеркивают, что деньги, которые тратятся на проведение голосования, можно было бы перераспределить на нужды для граждан: на медицину, социальную сферу. Журналисты формируют негативное отношение к данной теме.«“Это страшно тупо”. Известным людям пишет аноним и предлагает деньги за пост против поправок»;«Это вообще все ужасная история, то есть это один из элементов тактики запугивания, которую власти предпринимают в отношении не только прессы, но и многих других людей».В обозначенных выше примерах также через оценочную лексику формируется определенная точка зрения на происходящие события.2) манипулирование через фильтрацию информацииТакой тип манипуляции проявляется через отбор одних фактов и умалчивание других.«Голосование по поправкам к Конституции продолжают мистифицировать. Сначала создавалась иллюзия, что вся страна в едином порыве пришла и проголосовала «за». Некоторые – по два раза. Теперь иллюзия того, что вся страна в восторге от произошедшего. В интернете появилась социальная рекламу, похожую на сеанс гипноза – россиян убеждают, что им “понравилось голосование”, а “выборы были честными и прозрачными”». В данном высказывании делается акцент на «безнравственности» государственных медиа.3) манипуляция через контекстпроявляется через вырывание фраз и слов из контекста:– «“Мы идем к очень плохой ситуации”. Действительно ли в Беларуси заканчивается валюта, и к чему это может привести»;– «“Нет смысла быть госслужащим”. Интервью с единственной депутаткой минского Горсовета, отказавшейся от мандата из-за протестов».Также часто журналистами «Дождя» происходитвысмеивание ситуации, перевод ее в поле комического. Особенно часто это происходит в контексте темы принятия поправок в Конституцию:– «Богатым – налоги, детям – мороженое и по 10 тысяч»;– «Голосование на пеньках, лавках и в багажниках. Инновационные электоральные методы от ЦИКа».Далее рассмотрим методы манипулирования формой, в которой предоставляется информация.1) Методы, называемые «катализаторами»Освещая протесты в Беларуси, журналисты «Дождя» придают текстам сенсационность. Например, в сенсационном тоне журналисты показывали забастовки рабочих на заводах. Такие забастовки, отмечалось в сюжетах, напрямую негативно влияют на экономику государства: «В Беларуси бастуют крупнейшие заводы. Обрушит ли это экономику страны?».Сенсационность придается и в новостях о том, как полиция действует при разгоне протестующих. «ОМОН разгоняет мирных протестующих с особой жестокостью, стреляя по толпе резиновыми пулями, избивая дубинками подростков и даже простых прохожих, выбивая стекла автомобилей и используя светошумовые гранаты». У аудитории должно сформироваться сочувствие к протестующим.«Лукашенко готовится к гражданской войне. Начнет ли президент Беларуси военные действия против населения?». В данном примере сенсационность заключается в вопросе, как далеко способен пойти Президент Беларуси в борьбе с оппонентами, готов ли он начать полномасштабную гражданскую войну.Журналисты «Дождя» создают негативный образ Президента Беларуси:«Лукашенко – домашний тиран, абьюзер и психопат»; «Пошатнувшийся тиран. Кто победит – народ или Лукашенко». Как отмечается в сюжетах «Дождя», такому человеку, как А. Г. Лукашенко уже есть место в аду из-за его действий в отношении граждан своей страны. Иногда журналисты намеренно используют шок-контент при описании протестов в Беларуси, например, подчеркивается и выделяется жестокое отношение с детьми:– «На протестах в Минске силовики нападали на подростков и детей. Избивали, издевались, заставляли кричать “я люблю ОМОН”».А также жестокое отношение к женщинам:– «В изоляторе на Окрестина девушек держали без еды и воды в бетонном “колодце” – это прогулочная камера с решеткой сверху. Там около 45 девушек провели ночь. Дарья рассказывает, что боялась замерзнуть насмерть».2) методы-«ингибиторы»:– апелляция к авторитету:По теме голосования по поправкам в Конституцию редакция «Дождя» придерживалась явно оппозиционной точки зрения. Акцент делался только на тех мнениях людей, кто высказывался «против» поправок. Например, героями интервью «Дождя» были политик Максим Кац, экономист Сергей Гуриев. Они подчеркивали незаконность проводимого голосования: «Я предлагаю такой алгоритм действий. Нужно понимать, что, в принципе, это голосование мало того, что незаконно, оно еще организовано так, что невозможно проконтролировать число голосов».Кроме того, журналисты обращались к тем социологическим опросам, в которых позиция журналистов подтверждалась: «Четыре из пяти москвичей понимают, что поправки в Конституцию ведут к обнулению президентских сроков Владимира Путина, показало исследование компании Russian Field»;«ВЦИОМ: менее половины россиян верят в честное голосование по поправкам в Конституцию».– манипуляция через умозаключения:За вполне, как кажется на первый взгляд, логичным утверждением следует определенный призыв – призыв к протестам: «Власти и прежде по-всякому принуждали лояльных бюджетников участвовать в голосованиях, рассчитывая на их зависимость, но всенародное голосование о Конституции сопровождается такой навязчивой кампанией, что граждане могут и не смириться с результатом голосования».– навешивание ярлыков:В новостях про протесты в Минске искусственно создается образ города, «навешиваются ярлыки» тоталитарного города: «Минск тоталитарный. Как в парадном «Городе Солнца» смог зародиться протест».– искусственное создание ассоциаций:Журналисты «Дождя» также специально создают ассоциации, которые порождают определенные эмоции у аудитории, тем самым, оказывается коммуникативное воздействие. Например, пандемия коронавируса сравнивается НКВД. Такое сравнение должно способствовать появлению чувства страха у зрителей: «Единственная у меня ассоциация, что в России что-то может произойти только в случае конкуренции страхов. В этом смысле получается, что у нас вирус и угроза заразиться – это такой аналог заградотрядов НКВД, которые стоят за спиной».В контексте протестов в Беларуси ассоциации рождаются, например, через языковую игру: «Избивательная кампания. Белорусов убеждают в победе Лукашенко дубинками, гранатами и водометами».Таким образом, на телеканале «Дождь» также используются различные способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Эти приемы имеют противоположную цель, чем телеканалы «Россия 1» и «Первый канал». Следует отметить, что распознать приемы манипуляции на «Дожде» сложнее, что связано с тем, что у телеканала более молодая целевая аудитория. Кроме того, «Дождь» позиционирует себя, как главный независимый телеканал.Выводы по 2 главеВ данной главе был проведен анализ форм коммуникативного воздействия на современном телевидении на примере трех телеканалов. Были отобраны два важных события из медиаповестки 2020-го года: протесты в республике Беларусь после президентских выборов и голосование за поправки в Конституцию РФ. Всего было проанализировано 190 медиатекстов.На телеканале «Рен-ТВ» чаще всего используется манипуляция через оценочные суждения, используя которые, журналисты нарушают объективность медиасообщений. Также журналисты создают негативные образы белорусской оппозиции и людей, которые выступают голосовать против поправок в Конституцию. При освещении событий в Беларуси делается акцент, что оппозиция действует в интересах Запада, протесты сравниваются с протестами в Украине. При освещении темы поправок в Конституцию РФ акцент делается на необходимости их принятия. Чаще всего обсуждаются поправки про семейные целостности и экстремизм.На «Первом канале» коммуникационная стратегия такая же, как и на «Рен-ТВ»: апелляция к семейным ценностям и исторической значимости поправок в Конституцию РФ и интересах Запада в Беларуси. На «Первом канале». Самые частые приемы манипуляции – использование повторов, навешивание ярлыков, использование оценочной лексики. Иногда журналисты используют непроверенную информацию, а также транслируют агрессию в поведении.Меньше всего приемов манипуляции было обнаружено на телеканале «Дождь». Самые распространенные приемы – это манипуляция со смыслами, вырывание фраз из контекста, сенсационность, апелляция к авторитету. Коммуникативные цели на телеканале противоположные от целей «Первого канала» и «Рен-ТВ». Так как «Дождь» позиционирует себя как независимый телеканал, то манипуляция в его эфире более тонкая и осторожная.ЗаключениеСредства массовой информации не только являются основным источником информации для людей, но и воздействуют на сознание аудитории, формируют установки, ценности. Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление форм коммуникативного воздействия телевидения на аудиторию.В первой главе исследования изучены формы взаимодействия СМИ и общества. Было определено, что медиа выполняют разные функции в обществе: коммуникативную, организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекреативную и рекламно-справочную. Вместе с тем СМИ являются важным компонентом социально-политического влияния. Воздействующая функция медиа связана с понятием социальной ответственности. Теория зародилась в 1940-х годах в ответ на усилившееся влияние медиа на аудиторию. Сам принцип социальной ответственности зафиксирован в «Международных принципах журналистской этики».Телевидение, обладая такими свойствами как визуальность и соединение в нем вербальной и невербальной коммуникации, может оказывать на аудиторию положительное и негативное влияние. В период пандемии аудитория стала чаще смотреть телевизор, что говорит о популярности данного типа СМИ. Воздействующая природа телевидения поэтому также связана с его массовостью, симультанностью, оперативностью, легкостью в восприятии зрительной информации. Воздействие телевидения происходит и через визуальные образы, и аудиальные. При этом в последнее время особая роль принадлежит именно визуальности, что связано с тем, что у нового поколения появилась такая характеристика как клиповое мышление. Поэтому проще всего оказывать воздействие на молодую аудиторию именно посредством визуальных образов.Существуют разные подходы к определению воздействия медиа на общество. Согласно одному подходу воздействие медиа на аудиторию ничем не ограничено. Сторонники второго подхода утверждают, что воздействие медиа носит индивидуальный характер. Представители третьего подхода считают, что медиа формируют повестку дня.Телевизионная коммуникация всегда подразумевает воздействие на аудиторию. Воздействие это может быть как просто информированием, так и влиянием на сознание. Одна из особенностей современных телевизионных медиа заключается в использовании ими приемов манипуляции. Манипулятивные приемы могут быть связаны как с самим содержанием информационного сообщения, так и с формой его подачи.Во второй главе исследования приведен подробный форм коммуникативного воздействия на современном телевидении. В качестве эмпирической базы были выбраны три телеканала: «Рен-ТВ», «Первый канал» и «Дождь». Было проанализировано 190 телевизионных сюжетов, которые вышли в эфир с 1 июня 2020 по 31 августа 2020 года. Темами для анализа стали протесты в республике Беларусь и голосование по поправкам в Конституцию России.По результатам анализа было определено, что телеканалы «Рен-ТВ» и «Первый канал» используют похожие коммуникативные приемы. Среди основных приемов манипуляции на обоих телеканалах можно выделить использование оценочной лексики, повторов, искусственное создание образов, упрощение контента, навешивание ярлыков. Журналисты обоих телеканалов популяризируют поправки в Конституцию, говорят о их важности и необходимости. Манипуляция при освещении темы протестов в Беларуси связано с созданием негативных образов оппозиции, а также акцентировании внимания на вмешательства Запада в эти протесты. Проводятся параллели с событиями в Украине.Несмотря на то, что телеканал «Рен-ТВ» является коммерческим, он использует манипулятивные приемы для продвижения государственной позицию. Воздействие на телеканале также происходит и через визуальные и аудиальные образы: подбор музыки, кадров, расположение информационных сюжетов.На «Первом канале» обнаружено больше всего приемов коммуникативного воздействия на аудиторию. Ведущие аналитических программ выбирают тактику агрессивного поведения с целью убеждения и доказательства позиции, иногда в информационных сюжетах используется непроверенная информация или стирается грань между ложью и правдой.На коммерческом телеканале «Дождь» также используются манипулятивные приемы, однако с противоположными коммуникативными задачами, чем «Первый канал» и «Рен-ТВ». Самые распространенные приемы воздействия на канале – это использование оценочной лексики, апелляция к авторитету, вырывание фраз из контекста, сенсационность. Основная задача журналистов при освещении темы голосования по поправкам в Конституцию РФ – призвать голосовать «против». Акцент делается на теме «обнуления» сроков президентства В. В. Путина. при освещении протестов в Беларуси создаются негативные образы полиции и А. Г. Лукашенко. Следует отметить, что воздействие на аудиторию на телеканале «Дождь» отличается более сложными приемами, что связано с позиционированием телеканала, как «независимого».Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, все поставленные задачи решены. В дальнейшем исследование можно углубить, сопоставив предложенный анализ с приемами воздействия на аудиторию на зарубежных телеканалах.Список источников и литературыЛитератураБурдье П. О телевидении и журналистике/ П. Бурдье. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е издание/ В. В. Ворошилов. – Спб.: Изд-во Михайлова В. А, 2016. – 494 с.Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности/ Е. В. Горина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 67 с.Кара-Мурза С. Г., Власть манипуляции/ С. Г. Кара-Мурза. – Академический проект, 2018.– 358 с.Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста/ А.Г. Киселев. – Издательский дом «Питер», 2011. – 400 с.Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение/ С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010. – 248 с.Кумылганова И. А. Этические основы информационных коммуникаций: Зарубежные подходы и традиции/ И. А. Кумылганова. – М.: Издательство Московского университета,2013. – 184 с.Липман У. Общественное мнение/ У. Липман. – М., 2004. – 384 с.Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации/ Д. Маккуэйл. – London: SagePublications, 1983. – 632 с.Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека/ М. Маклюэн. – М., 2003. – 212 с.Почепцов Г. Г. Теория коммуникации/Г. Г. Поцепцов. – М., 1998. – 367 с.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики/Е. П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 351 с.Прохоров Е. П. Журналистика и демократия/Е. П. Прохоров. – М. 2001. – 298 с.Светана-Толстая С. В. Русская речь в массмедийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: МедиаМир, 2007. – 341 с.Семенова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения/ А. В. Семенова, М. В.Корсунская. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон, Т. Четыре теории прессы/Ф. С.Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. – М., 1998. – 223 с.Черных А. Мир современных медиа/ А. Черных. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – 312 с.Чичерина Н. В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов/ Н. В. Чичерина. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 232 с.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ/ Г. Шиллер. – М.: Прогресс, 1980. – 326 с.Iyengar Sh. Is Anyone Responsible?/ Sh. Iyengar. – Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1991. – 160 pp.Lazersfeld P. ThePeople’s Choice. How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign / P.Lazersfeld, B.Berelson, H.Gaudet. – N.Y.:Columbia University Press, 1968. – 340p.Авторефераты и рефераты диссертацийКолодий В. В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: дис. … канд. филос. наук/ В. В. Колодий. – Томск, 2011. – 152 с.Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): дис. … канд. фил. наук/ Е. Г. Ларина. – Волгоград, 2004. – 198 с.Фролов М. Е. Телевизионный дискурс информационно-аналитических программ (на материале программ криминально-правовой тематики НТВ): дис. … канд. фил. наук/ М.Е. Фролов. – Тверь, 2004. – 205 с.Статьи из журналов и коллективных сборников Анникова В. А. Средства массовой информации в современной России / В. А. Анникова // Вестник РУДН. Серия Политология. – 2008. – №4. – С. 122-130.Выжлаков М. В. Манипуляция сознанием в аналитических передачах российского телевидения / М. В. Выжлаков// Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 153-157.Засурский Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 3-7.Кон И. С. Психология предрассудка:О социально-психологических корнях этнических предубеждений / И. С. Кон // Новый мир. – 1966. – № 9. – C.187-205.Кравченко Н. П. Реализация новых функций в государственных СМИ / Н. П. Кравченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010.Куделко Л. А., Сидорская И. В. Корпоративная социальная ответственность в зеркале СМИ: проблемы и способы решения / Л. А. Куделко, И. В. Сидорская// Вестник БДУ. – Сер. 4. – 2014. – №1. – С. 73-76.Левченко А. Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание / А. Е. Левченко// Пресс-Служба.– 2015. – №9. – C.20.Лиханова А. А. Социальная ответственность журналиста на примере газеты «Город N»/ А. А. Лиханова // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2020. – С. 164-167.Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования / Т. С. Мельникова // Власть. – № 8 – 2010. – С. 47-52.Некляев С. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности / С. Некляев// Медиа-альманах. – М., 2003.Питерова А. Ю. Взаимодействие СМИ и общества: основные модели и концепции / А. Ю. Питерова// Наука. Общество. Государство. – 2015. – Т.3. – №4 (12). – С. 94-102.Полуэхтова А. И. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян / А. И. Полуэхтова// Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №1. – C.19-16.Пустовая А. В. Социальная ответственность журналиста при освещении вооруженных конфликтов / А. В. Пустовая// Сборник работ 72-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 11–22 мая 2015, Минск. В 3 ч. – Ч. 3. – C. 45-47.Чудинова В. П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы / В. П. Чудинова// Школьная библиотека. – 2005. – №4. – С. 20-26.McCombs M. E., Shaw D. L. The agenda-setting function of mass media / M.E. McCombs, D.L. Shaw // Public opinion quarterly. – 1972. – vol. 36. – №2. – p. 176-187.Справочные изданияОжегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.Электронные ресурсы удаленного доступа (Интернет)1 канал [Электронный ресурс]. – URL:https://www.1tv.ru/– (Дата обращения: 23.05.2021).Береза В.В. Какое влияние оказала пандемия на телеиндустрию // Независимая газета [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ng.ru/vision/2020-06-14/7_7884_vision.html – (Дата обращения: 18.05.2021).Березина, Н. Бизнес-кодекс: Наталья Синдеева, основатель и генеральный директор телеканала «Дождь» // Inc. 27.07.17. [Электронный ресурс]. – URL: https://incrussia.ru/fly/biznes-kodeks-natalya-sindeeva-osnovatel-i-generalnyj-direktor-telekanala-dozhd/ – (Дата обращения: 22.05.2021).Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/library/articles/82. – (Дата обращения: 18.05.2021).Десять способов манипулирования общественным сознанием с помощью СМИ // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. – 16.06.2011. – URL: https://ria.ru/20110616/389137011.html – (Дата обращения: 18.05.2021).Малышев Д. М. Воздействующий потенциал новостных телевизионных текстов на раннем этапе избирательной компании // Медиаскоп [Электронный ресурс]. – №1. – 2016. – URL: http://www.mediascope.ru/2076 – (Дата обращения: 18.05.2021).Медиапотребление в России – 2020 //Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ [Электронный ресурс]. – URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-russia-2020.pdf – (Дата обращения: 18.05.2021).Мы не справимся без вашей помощи // Дождь. [Электронный ресурс]. – URL: https://tvrain.ru/donate/?from=top_button_donate – (Дата обращения: 22.05.2021).Нугуманова Л. А. Невербальная коммуникация в телевизионном общении [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11818 – (Дата обращения: 18.05.2021).О компании // 1tv. 15.01.2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://mediascope.net/data/. – (Дата обращения: 22.05.2021).Реклама на канале Дождь // Дождь. [Электронный ресурс]. – URL: https://globemedia.ru/reklama_na_televidenii/reklama_na_dozhd/ – (Дата обращения: 22.05.2021).Рен-ТВ [Электронный ресурс]. – URL:https://ren.tv/– (Дата обращения: 24.05.2021).Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс]. – URL:https://tvrain.ru/– (Дата обращения: 23.05.2021).Топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов – 2020 год // Медиалогия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/8058/ – (Дата обращения: 17.05.2021).Топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов - март 2021 // Медиалогия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/8279/#tv– (Дата обращения: 24.05.2021).
1. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
2. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е издание / В. В. Ворошилов. – Спб.: Изд-во Михайлова В. А, 2016. – 494 с.
3. Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности / Е. В. Горина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 67 с.
4. Кара-Мурза С. Г., Власть манипуляции / С. Г. Кара-Мурза. – Академический проект, 2018. – 358 с.
5. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста / А. Г. Киселев. – Издательский дом «Питер», 2011. – 400 с.
6. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010. – 248 с.
7. Кумылганова И. А. Этические основы информационных коммуникаций: Зарубежные подходы и традиции / И. А. Кумылганова. – М.: Издательство Московского университета,2013. – 184 с.
8. Липман У. Общественное мнение / У. Липман. – М., 2004. – 384 с.
9. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации / Д. Маккуэйл. – London: Sage Publications, 1983. – 632 с.
10. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М., 2003. – 212 с.
11. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Поцепцов. – М., 1998. – 367 с.
12. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 351 с.
13. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. – М. 2001. – 298 с.
14. Светана-Толстая С. В. Русская речь в массмедийном пространстве / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: МедиаМир, 2007. – 341 с.
15. Семенова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А. В. Семенова, М. В. Корсунская. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.
16. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон, Т. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. – М., 1998. – 223 с.
17. Черных А. Мир современных медиа / А. Черных. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – 312 с.
18. Чичерина Н. В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов / Н. В. Чичерина. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 232 с.
19. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ / Г. Шиллер. – М.: Прогресс, 1980. – 326 с.
20. Iyengar Sh. Is Anyone Responsible? / Sh. Iyengar. – Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1991. – 160 pp.
21. Lazersfeld P. ThePeople’s Choice. How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign / P.Lazersfeld, B.Berelson, H.Gaudet. – N.Y.:Columbia University Press, 1968. – 340p.
Авторефераты и рефераты диссертаций
22. Колодий В. В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: дис. … канд. филос. наук / В. В. Колодий. – Томск, 2011. – 152 с.
23. Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): дис. … канд. фил. наук / Е. Г. Ларина. – Волгоград, 2004. – 198 с.
24. Фролов М. Е. Телевизионный дискурс информационно-аналитических программ (на материале программ криминально-правовой тематики НТВ): дис. … канд. фил. наук / М.Е. Фролов. – Тверь, 2004. – 205 с.
Статьи из журналов и коллективных сборников
25. Анникова В. А. Средства массовой информации в современной России / В. А. Анникова // Вестник РУДН. Серия Политология. – 2008. – №4. – С. 122-130.
26. Выжлаков М. В. Манипуляция сознанием в аналитических передачах российского телевидения / М. В. Выжлаков // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 153-157.
27. Засурский Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 3-7.
28. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений / И. С. Кон // Новый мир. – 1966. – № 9. – C.187-205.
29. Кравченко Н. П. Реализация новых функций в государственных СМИ / Н. П. Кравченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010.
30. Куделко Л. А., Сидорская И. В. Корпоративная социальная ответственность в зеркале СМИ: проблемы и способы решения / Л. А. Куделко, И. В. Сидорская // Вестник БДУ. – Сер. 4. – 2014. – №1. – С. 73-76.
31. Левченко А. Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание / А. Е. Левченко // Пресс-Служба. – 2015. – №9. – C.20.
32. Лиханова А. А. Социальная ответственность журналиста на примере газеты «Город N» / А. А. Лиханова // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2020. – С. 164-167.
33. Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования / Т. С. Мельникова // Власть. – № 8 – 2010. – С. 47-52.
34. Некляев С. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности / С. Некляев // Медиа-альманах. – М., 2003.
35. Питерова А. Ю. Взаимодействие СМИ и общества: основные модели и концепции / А. Ю. Питерова // Наука. Общество. Государство. – 2015. – Т.3. – №4 (12). – С. 94-102.
36. Полуэхтова А. И. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян / А. И. Полуэхтова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №1. – C.19-16.
37. Пустовая А. В. Социальная ответственность журналиста при освещении вооруженных конфликтов / А. В. Пустовая // Сборник работ 72-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 11–22 мая 2015, Минск. В 3 ч. – Ч. 3. – C. 45-47.
38. Чудинова В. П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы / В. П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2005. – №4. – С. 20-26.
39. McCombs M. E., Shaw D. L. The agenda-setting function of mass media / M. E. McCombs, D. L. Shaw // Public opinion quarterly. – 1972. – vol. 36. – №2. – p. 176-187.
Справочные издания
40. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа (Интернет)
41. 1 канал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1tv.ru/ – (Дата обращения: 23.05.2021).
42. Береза В. В. Какое влияние оказала пандемия на телеиндустрию // Независимая газета [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ng.ru/vision/2020-06-14/7_7884_vision.html – (Дата обращения: 18.05.2021).
43. Березина, Н. Бизнес-кодекс: Наталья Синдеева, основатель и генеральный директор телеканала «Дождь» // Inc. 27.07.17. [Электронный ресурс]. – URL: https://incrussia.ru/fly/biznes-kodeks-natalya-sindeeva-osnovatel-i-generalnyj-direktor-telekanala-dozhd/ – (Дата обращения: 22.05.2021).
44. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/library/articles/82. – (Дата обращения: 18.05.2021).
45. Десять способов манипулирования общественным сознанием с помощью СМИ // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. – 16.06.2011. – URL: https://ria.ru/20110616/389137011.html – (Дата обращения: 18.05.2021).
46. Малышев Д. М. Воздействующий потенциал новостных телевизионных текстов на раннем этапе избирательной компании // Медиаскоп [Электронный ресурс]. – №1. – 2016. – URL: http://www.mediascope.ru/2076 – (Дата обращения: 18.05.2021).
47. Медиапотребление в России – 2020 //Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ [Электронный ресурс]. – URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-russia-2020.pdf – (Дата обращения: 18.05.2021).
48. Мы не справимся без вашей помощи // Дождь. [Электронный ресурс]. – URL: https://tvrain.ru/donate/?from=top_button_donate – (Дата обращения: 22.05.2021).
49. Нугуманова Л. А. Невербальная коммуникация в телевизионном общении [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11818 – (Дата обращения: 18.05.2021).
50. О компании // 1tv. 15.01.2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://mediascope.net/data/. – (Дата обращения: 22.05.2021).
51. Реклама на канале Дождь // Дождь. [Электронный ресурс]. – URL: https://globemedia.ru/reklama_na_televidenii/reklama_na_dozhd/ – (Дата обращения: 22.05.2021).
52. Рен-ТВ [Электронный ресурс]. – URL: https://ren.tv/ – (Дата обращения: 24.05.2021).
53. Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс]. – URL: https://tvrain.ru/ – (Дата обращения: 23.05.2021).
54. Топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов – 2020 год // Медиалогия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/8058/ – (Дата обращения: 17.05.2021).
55. Топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов - март 2021 // Медиалогия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/8279/#tv – (Дата обращения: 24.05.2021).
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает телевидение на аудиторию?
Телевидение оказывает значительное воздействие на аудиторию. Оно может влиять на мнения, поведение, представления и ценности людей.
Что такое формы взаимодействия телевидения и общества?
Формы взаимодействия телевидения и общества - это способы коммуникации, которыми телевидение воздействует на аудиторию и взаимодействует с ней. Это может быть передача информации, развлекательные программы, политический комментарий и т.д.
Какой воздействующий потенциал имеет телевидение?
Телевидение имеет огромный воздействующий потенциал. Большое количество людей просматривает телевизионные программы, что делает его эффективным инструментом передачи информации, формирования образов и мнений.
Какие формы коммуникативного воздействия применяются на телеканале Рен ТВ?
На телеканале Рен ТВ используются различные формы коммуникативного воздействия, включая новостные программы, обсуждение актуальных событий, документальные фильмы, развлекательные шоу.
Какие методики исследования использовались для изучения форм коммуникативного воздействия на современном телевидении?
Для изучения форм коммуникативного воздействия на современном телевидении используются различные методики, включая анализ контента программ, опросы аудитории, наблюдение за реакцией зрителей.
Какие формы коммуникативного воздействия на аудиторию телевидения наиболее эффективны?
Наиболее эффективными формами коммуникативного воздействия на аудиторию телевидения являются использование эмоциональной составляющей, интерактивные программы, трансляции в прямом эфире, а также использование актуальной и интересной для зрителей информации. Эти формы позволяют привлечь внимание и создать эмоциональную связь с аудиторией, что способствует более глубокому воздействию.
Какие ответственности несут СМИ перед обществом?
СМИ несут ответственность за достоверность и объективность информации, предоставление адекватной исторической и культурной перспективы, защиту прав и свобод граждан, а также за формирование общественного мнения и воздействие на общественные процессы. Они должны действовать в интересах общества и нести социальную ответственность за свои публикации и вещание.
Какие формы взаимодействия с обществом применяет телевидение?
Телевидение взаимодействует с обществом через различные формы, такие как информационные программы, документальные фильмы, ток-шоу, реалити-шоу, сериалы и другие телевизионные форматы. Телевидение активно использует интернет и социальные сети для коммуникации с аудиторией.
Какие формы коммуникативного воздействия применяются на телеканале Рен ТВ?
На телеканале Рен ТВ используются различные формы коммуникативного воздействия, включая информационные программы, новостные сюжеты, документальные фильмы, ток-шоу, аналитические программы, реалити-шоу и другие форматы. Телеканал также активно использует рекламные блоки и спонсорские материалы для воздействия на аудиторию.
Какая методика использовалась для исследования форм коммуникативного воздействия на телевидении?
Для исследования форм коммуникативного воздействия на телевидении была использована комплексная методика, включающая анализ содержания программ, изучение рейтингов и откликов аудитории, проведение опросов и интервью с зрителями, экспертное мнение специалистов и другие методы исследования.