Анализ и оценка реализации государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Топливно-энергетический комплекс РФ как объект реализации государственной политики 5
1.1 Структура топливно-энергетического комплекса РФ 5
1.2 Состояние и динамика развития ТЭК РФ 7
1.3 Особенности государственного регулирования энергетического сектора в рамках реализации государственной политики 13
2 Оценка тенденции и потенциал ТЭК РФ как результата реализации государственной политики 17
2.1 Основные тенденции в развитии ТЭК РФ 17
2.2. Потенциальные возможности энергетического комплекса РФ 20
3. Перспективы сотрудничество в рамках развития топливно-энергетического комплекса РФ 23
3.1 Экспорт энергоносителей и его значение для экономики РФ 23
3.2 Перспективы расширения ТЭК РФ. 24
3.3 Развитие сотрудничества РФ в сфере энергетики. 26
3.4 Ограничители и проблемы ТЭК РФ. 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Разведка и добыча углеводородов на территории России уже осуществляется в совместно с китайскими и индийскими компаниями. Потенциально привлекательным может стать партнерство с бразильскими компаниями, имеющими уникальный опыт разработки глубоководных офшорных месторождений, обсуждается возможность импорта соответствующего оборудования. Рассматриваются возможности расширения сотрудничества в сфере добычи нефти, газа и угля. За пределами страны российские компании представлены в сегменте апстрим в Индии, ЮАР, Бразилии, а также сотрудничают с компаниями стран БРИКС при реализации проектов в третьих странах. В Бразилии реализуется проект разведки и разработки углеводородов на лицензионных участках в бассейне р. Солимойнс (штат Амазонас, Бразилия), рассматриваются возможности вхождения в новые проекты, а также осуществление регулярных поставок СПГв Бразилию, участие в строительстве газохранилищ. С ЮАР ведутся переговоры по участию в разработке нефтегазовых месторождений. Также российские и китайские компании имеют опыт совместной реализации проектов в третьих странах. Активно развивается сотрудничество и в сегментах, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в частности в нефтепереработке и химии углеводородов. Российские компании участвуют в проектах нефтепереработки в Индии, идет подготовка к реализации нового проекта нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Китае, подписано соглашение с китайской компанией о создании газоперерабатывающего завода в районе Финского залива на территории России. Перспективным может стать сотрудничество с другими странами БРИКС в этой сфере. Большой опыт России в области атомной энергетики и наличие передовых технологий способствуют расширению использования мирного атома в странах БРИКС. Российскими компаниями уже построены и введены в эксплуатацию несколько АЭС на территории Индии и Китая, на стадии сооружения находятся новые энергоблоки. Параллельно ведется обучение специалистов. Совместно с китайской стороной проводятся работы в области создания нового реактора на быстрых нейтронах. Регулярные поставки ядерного топлива осуществляются в Китай и Индию, началось сотрудничество по поставкам урана в Бразилию. Также с Бразилией обсуждаются проекты строительства энергоблоков стационарных и плавучих АЭС. Россия готова активно сотрудничать в области мирного атома с ЮАР. Российские компании реализуют проекты в области возобновляемой энергетики в ЮАР и Индии. На территории России, в Карелии, завершается строительство Белопорожских ГЭС с участием китайских партнеров и Нового банка развития БРИКС. Между Россией и другими странами БРИКС осуществляются поставки оборудования для ВИЭ. Учитывая критическую значимость связующей инфраструктуры для рынка энергоносителей, уже реализуется множество проектов в этой области между странами БРИКС, в первую очередь между Россией и Китаем.3.4 Ограничители и проблемы ТЭК РФ.Ограничения современной практики развития ТЭК можно сформулировать следующим образом: относительно высокий уровень износа основных производственных фондов; высокие потери энергоресурсов вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования; недофинансирование ряда объектов ТЭК по действующим тарифам; чрезмерная степень централизации в ряде сфер ТЭК В качестве проблемных зон в практике развития ТЭК можно выделить такие как:совершенствование системы финансирования и ценообразования в данном комплексе;повышение эффективности системы госуправления, в т.ч. путём снижения уровня децентрализации; повышение энергоэффективности на объектах ТЭК;использования потенциал инноваций и «цифровой трансформации».угрозы аварий на объектах инфраструктуры ТЭК, обусловленных износом основных фондов, и человеческим фактором;нарастание задолженности перед ресурсоснабжающими компания ТЭК вследствие роста тарифов и уровня инфляции;риски энергетическому балансу и энергетической безопасности РФ.Энергетическая безопасность РФ, по сути, это сбалансированность спроса и предложения энергоресурсов. Исходя из текущей ситуации со спросом и предложением электроэнергии, а также тенденций развития отрасли, делаются следующие предложения:  упорядочить механизм ценообразования на электроэнергию в рыночных условиях. Воспользовавшись вторым раундом утверждения цен на передачу и распределение, как возможность, рационализировать механизм формирования рыночных цен на электроэнергию и перейти от модели «спреда» к модели «продвинутой цены». Обобщить опыт расчета рыночных цен на электроэнергию, изучить соответствующие меры по расширению разрыва между рыночными ценами от пика до минимума, ввести механизм компенсации мощности, продвигать различные типы единиц для выхода на рынок и привести механизм ценообразования в соответствие с требованиями рынка. Во-вторых, усилить координацию между среднеи долгосрочным рынком. Разумно определять способ поставки среднесрочных и долгосрочных контрактов на краткосрочном рынке и среднеи долгосрочную торговую кривую, а также способствовать эффективной связи между среднесрочным и долгосрочным рынками и краткосрочным рынком. Как можно скорее улучшить правила для внешних вызовов, приоритетных прав покупки электроэнергии для участия в рыночных сделках, а также уточнить определение, классификацию и руководящие принципы несбалансированных фондов. Дальнейшее совершенствование спотового рынка и обогащение типов транзакций, особенно типов гибких ресурсов и резервных ресурсов. Создание рынка мощности или механизма компенсации стоимости мощности для защиты разумных интересов энергогенерирующих компаний.Третий ускорить и улучшить строительство углеродного рынка. В соответствии с требованиями к пиковому выбросу углерода и углеродно-нейтральным требованиям, усовершенствовать план распределения квот на национальном углеродном рынке, научно рассчитать общую квоту и контрольную стоимость электроэнергетической отрасли национального углеродного рынка в соответствии с функциональным расположением угольной энергии в энергосистеме, и используйте рыночный механизм для более эффективного использования угля. Электроснабжение гарантировано, и его функции можно гибко регулировать. Усовершенствовать торговый механизм и правила, как можно скорее запустить механизм компенсации сертифицированного сокращения выбросов и побудить электроэнергетические компании к активному участию в торговле углеродными квотами на уровне группы и предприятия, чтобы добиться снижения выбросов с низкими затратами и технологические инновацииЗаключениеКак показало исследование, государственное регулирование деятельности отраслей ТЭК является одним из эффективных инструментов развития РФ. В современных условиях система развития ТЭК РФ подходы к регулированию неизбежно будет меняться. Система станет все меньше основываться на административных методах и все в большей степени начнет ориентироваться на осознанную целевую составляющую всистеме нового курса Правительства РФ.Текущие тенденции развития отраслей ТЭК РФ позволяют предположить, что они, вероятно, прошли основную стадию замедления в связи с пандемией 2020 г. и теперь темпы роста могут стабилизироваться. Это создаёт для регионов возможность сосредоточиться на углублении реформ и сокращении рисков развития ТЭК и преодоления последствий санкций в отношении участников детальности ТЭК и последствий короновируса. Принимая во внимание регулируемый и контролируемый характер происходящих процессов в сфере развития ТЭК РФ при её относительной внешней закрытости, вероятность дестабилизации экономической ситуации в невелика, риск неуправляемого замедления инновационной активности ограничен, а возможность «жёсткого провала новаций» крайне мала.Можно выделить следующие предпосылки активности в государственном регулировании развития ТЭК РФ: 1. Изменение конъюнктуры энергетических рынков мира и РФ. 2. Нисходящая волна циклов, как национальных экономике РФ, так и глобальной экономике .3. Поиск путей повышения эффективность модели деятельности компаний ТЭК РФ. 4. Смена ведущего энергоносителя в рамках нового технологического уклада РФ. 5. Техническое и технологическое развития ТЭК РФ.Современный переход к инновационной и «зеленой» экономике требует и соответствующих институциональных преобразований в деятельности по регулирования ТЭК РФ, главным из которых является создание эффективного процессов управления, обеспечивающих условия для устойчивого развития на основе использования интеллектуального потенциала, генерирования, распространения и реализации нововведений. Список используемой литературыАракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. 2016. N 6. С.126Глазьев С.Ю. Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - №4 - С. 124–132 Городецкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. – 2017. – № 2. С. 279–310 Государственная и муниципальная служба / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко ; под общ.ред. Е. В. Охотского. — М. :Юрайт, 2019. — 403 с.Гусаков В. О международном опыте совершенствования модели хозяйствования // Общество и экономика. 2019. N 3. С.8-10.Жигалов В.М., Пахомова Н.В. Применение современных концепций государственного управления для достижения целей новой климатической политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - №. 3. - С. 74–94.Заруба Н.А. Синергетический эффект в государственном и муниципальном управлении как императив развития общества. // В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять» - 2017.- С. 7-15Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: / Под науч. ред. С. Н. Бобылёва, П. А. Кирюшина, О. В. Кудрявцевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. 284 с.Информационно-аналитический дайджест ITI «Зеленая экономика и международная торговля: на пути к устойчивому развитию» М.: РОСКОНГРЕСС ИНСАЙДЕР №1 2020 Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. Киров : ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. 389 сКибалов Е.Б. Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России / Е.Б.Кибалов, А.А.Кин // Регион: экономика и социология. 2016. N 1. С.295-313.Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Я. И. Кузьминов (рук.авт. кол.) ; П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 112 с.Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. и др. Государственное управление: Практическое пособие. – М.: Дело, 2015. – 376 с.Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. – 98 с.Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ;редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно–практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 сЯковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/. Россия и страны мира. 2018: стат. сб. / Росстат // Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/world18.pdf Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdfОбзор энергетики стран БРИКС – [электронный ресурс] URL:https://minenergo.gov.ru/sites/default/files/07/20/18364/BRICS_Energy_Report_rus_10_11_2020_F.pdfРоссия и Китай: инновации и предпринимательство [электронный ресурс] URL: https://www.fbacs.com/upload/Report_RUS.pdf

1. Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. 2016. N 6. С.126
2. Глазьев С.Ю. Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - №4 - С. 124–132
3. Городецкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. – 2017. – № 2. С. 279–310
4. Государственная и муниципальная служба / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко ; под общ. ред. Е. В. Охотского. — М. : Юрайт, 2019. — 403 с.
5. Гусаков В. О международном опыте совершенствования модели хозяйствования // Общество и экономика. 2019. N 3. С.8-10.
6. Жигалов В.М., Пахомова Н.В. Применение современных концепций государственного управления для достижения целей новой климатической политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - №. 3. - С. 74–94.
7. Заруба Н.А. Синергетический эффект в государственном и муниципальном управлении как императив развития общества. // В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять» - 2017.- С. 7-15
8. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: / Под науч. ред. С. Н. Бобылёва, П. А. Кирюшина, О. В. Кудрявцевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. 284 с.
9. Информационно-аналитический дайджест ITI «Зеленая экономика и международная торговля: на пути к устойчивому развитию» М.: РОСКОНГРЕСС ИНСАЙДЕР №1 2020
10. Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. Киров : ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. 389 с
11. Кибалов Е.Б. Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России / Е.Б.Кибалов, А.А.Кин // Регион: экономика и социология. 2016. N 1. С.295-313.
12. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.) ; П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 112 с.
13. Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. и др. Государственное управление: Практическое пособие. – М.: Дело, 2015. – 376 с.
14. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. – 98 с.
15. Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ; редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с
16. Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно–практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 с
17. Яковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.
18. Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/.
19. Россия и страны мира. 2018: стат. сб. / Росстат // Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/world18.pdf
20. Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdf
21. Обзор энергетики стран БРИКС – [электронный ресурс] URL: https://minenergo.gov.ru/sites/default/files/07/20/18364/BRICS_Energy_Report_rus_10_11_2020_F.pdf
22. Россия и Китай: инновации и предпринимательство [электронный ресурс] URL: https://www.fbacs.com/upload/Report_RUS.pdf

Вопрос-ответ:

Какова структура топливно-энергетического комплекса РФ?

Структура топливно-энергетического комплекса РФ включает несколько секторов, таких как нефтяная промышленность, газовая промышленность, угольная промышленность, атомная энергетика и возобновляемая энергетика.

Какое состояние и динамика развития ТЭК РФ?

Состояние и динамика развития ТЭК РФ в настоящее время характеризуются снижением добычи и производства нефти, увеличением добычи и экспорта природного газа, увеличением производства угля и развитием атомной энергетики.

Как осуществляется государственное регулирование энергетического сектора в рамках реализации государственной политики?

Государственное регулирование энергетического сектора в рамках реализации государственной политики осуществляется путем разработки и внедрения законов, нормативных актов, программ и стратегий, направленных на стабильное развитие отрасли, обеспечение безопасности и снижение негативного влияния на окружающую среду.

Какова оценка тенденции и потенциала ТЭК РФ как результата реализации государственной политики?

Оценка тенденции и потенциала ТЭК РФ как результата реализации государственной политики свидетельствует о важности разработки и реализации эффективных мер для улучшения состояния и развития отрасли в целом. Необходимо учесть факторы, такие как изменение мировых тенденций и влияние экологических факторов на развитие ТЭК.

Можете описать особенности государственного регулирования энергетического сектора в рамках реализации государственной политики?

Особенности государственного регулирования энергетического сектора в рамках реализации государственной политики включают установление целей и задач развития отрасли, контроль за деятельностью предприятий энергетического сектора, разработку и внедрение механизмов финансовой поддержки и стимулирования, а также меры по обеспечению энергетической безопасности и экологической безопасности.

Что включает в себя топливно-энергетический комплекс России?

Топливно-энергетический комплекс России включает в себя все отрасли, связанные с добычей, производством и реализацией топлива и энергии. В него входят нефтегазовая промышленность, энергетика, теплоэнергетика, ядерная промышленность, угольная и горнорудная промышленность, а также отрасли, связанные с производством, транспортировкой и использованием топлива и энергии.

Каково состояние и динамика развития топливно-энергетического комплекса России?

Состояние и динамика развития топливно-энергетического комплекса России зависят от множества факторов, включая изменения мировых рынков и технологий, экономическую политику государства и другие. В последние годы наблюдается устойчивое развитие этой отрасли, особенно в сфере нефтегазовой промышленности и энергетики. Россия является одним из ведущих производителей нефти и газа в мире, а также имеет значительные резервы угля и других ресурсов.

Как государственная политика регулирует топливно-энергетический сектор в России?

Государственная политика регулирует топливно-энергетический сектор в России через различные механизмы и инструменты. Одним из них является государственное регулирование цен на энергоресурсы, которое позволяет контролировать и стимулировать развитие отрасли. Также существует система лицензирования и контроля за деятельностью компаний, работающих в данной сфере. Государство также осуществляет поддержку инноваций и развитие альтернативных источников энергии.

Какова структура топливно-энергетического комплекса РФ?

Структура топливно-энергетического комплекса РФ включает несколько основных секторов: энергетика, нефтегазовая промышленность, угольная промышленность. Каждый из этих секторов имеет свою значимость и обеспечивает поставки энергоресурсов в стране.