Земельное право

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Земельное право
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект земель населенных пунктов 3
1.1 Сущность понятия земель населенных пунктов 3
1.2 Правовое регулирование земель населенных пунктов 8
Глава 2. Тенденции и проблемы регулирования земель населенных пунктов 12
2.1 Оценка существующего использования земель населенных пунктов 12
2.2 Проблемы правового регулирования земель населенных пунктов 17
Заключение 32
Список используемой литературы 34



Фрагмент для ознакомления

Соответствующими полномочиями, согласно ст. 20, 24 Градостроительного кодекса РФ, наделены исключительно органы местного самоуправления. При этом смена категории земельного участка зависит от решения федеральных и региональных органов власти. Подобная «разбросанность» полномочий в данной сфере между органами власти различных уровней вызывает различные сложности при смене категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципалитетов и/или частных лиц. Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что смена категории земель сельскохозяйственного назначения производится двумя различными субъектами. Решение о переводе сельскохозяйственного земельного участка в земли населенного пункта принимается исполнительными органами федеральной власти, тогда как на органы местного самоуправления возлагается обязанность внести в документы территориального планирования соответствующие изменения. Данный порядок влечет за собой неоправданное усложнение перевода земель. Согласно ст. 31-33 ГрК РФ, для перевода участка в состав населенного пункта необходимо его градостроительное зонирование, иными словами - внесение в правила застройки и землепользования соответствующих изменений [3]. Данная процедура весьма сложна и продолжительна, поскольку предусматривает участие органов местного самоуправления в лице главы местной администрации, создание специальной комиссии и публичные обсуждения планируемого перевода. Таким образом, отнесение земель сельскохозяйственного назначения к землям населенных пунктов не является в настоящее время процедурой предсказуемой и доведенной в исполнении до автоматизма. В принятии этого решения участвуют органы власти всех уровней, что неизбежно придает процедуре перевода политическую составляющую. Очевидно, что необходимость перевода должны обосновывать власти того населенного пункта, который будет прирастать этими землями. Отказ в переводе со стороны федеральных органов либо органов субъекта РФ должен быть обоснован и мотивирован. При этом, на наш взгляд, ответ в данном случае должен не просто обосновывать отказ в переводе, но и обязательно содержать иные варианты увеличения площади населенного 160 пункта. Особому вниманию со стороны органов власти должна подвергаться обоснованность заявления на перевод земель: необходимо учитывать фактический рост населения, местоположение поселения, планируемые цели использования переводимых земель [6], влияние перевода земель на социально-экономические условия развития поселения и региона в целом и др. Учитывать необходимо и мнение местного населения, отражаемое в результате либо местного референдума, либо общественных слушаний. В особо сложных случаях возможна разработка мер по восполнению переведенных земель за счет земель других категорий, например земель лесного фонда, с распределением затрат на это между всеми заинтересованными субъектами. В целом, на наш взгляд, недопустимо, когда условия жизни в конкретном населенном пункте зависят от нежелания органов федеральной власти слышать и учитывать мнение населения в угоду своим политическим целям. В то же время при принятии решения о переводе земель важно не допустить, чтобы под целями улучшения жизни населения продвигались бизнес-проекты, обусловленные единственной целью перепродажи переведенных земель. В законах ряда субъектов Российской Федерации подчеркивается, что в отдельных случаях к категории городов областного и районного значения, рабочих, курортных и дачных поселков можно отнести населенные пункты с меньшей численностью населения, имеющие важное социально-экономическое значение. , перспектива дальнейшего экономического развития и роста населения. Порядок отнесения населенных пунктов к городским и сельским, перевода их из одной категории населенных пунктов в другую или иного изменения их статуса определяется законодательством субъекта Российской Федерации на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации. Федерация и муниципалитеты. Законодательством ряда субъектов Российской Федерации предусмотрены основания и порядок изменения статуса населенного пункта в связи с изменением численности населения.Отнесение населенных пунктов к городам областного, районного значения или поселкам осуществляется представительным органом власти субъекта Российской Федерации. Так, в Волгоградской области данные решения принимаются Волгоградской областной Думой по заключению главы администрации Волгоградской области на основании предложений государственных органов и (или) представительных органов муниципальных образований. Изменение статуса населенных пунктов и сельских поселений также осуществляется путем принятия постановлений Волгоградской областной Думы.Таким образом, законодательством субъектов Российской Федерации в значительной степени утверждены структура и критерии разделения населенных пунктов на города (областного и районного значения), рабочие, курортные, дачные поселки и сельские поселения, существовавшие в СССР. Отметим, что еще в 20-х годах XX века советское земельное законодательство делило все населенные пункты на две категории: городские поселения и сельские поселения. Рабочие, курортные и дачные поселки, правовой статус которых определялся специальными положениями, были исключены из этой классификации. Однако если проанализировать правовые акты о статусе рабочего поселка, дачного поселка, курортного поселка, то можно найти лишь небольшие отличия в правовом режиме с точки зрения особенностей планировки и застройки. В остальном их правовой статус не отличался.Как указано в вышеуказанных правовых актах, земля была выделена всем трем типам поселений на общих основаниях в общеустановленном порядке, а земельные отношения в дачных, рабочих и курортных поселках регулировались на основании Положения о Земельное регулирование в городах2. Этот факт отмечался и в юридической литературе, где, в частности, отмечалось, что «в законодательных актах не проводится различие между поселками городского типа и поселками рабочих», а в некоторых случаях «законодательством Республики Беларусь». во многих союзных республиках курортные поселения относятся к городским ».3 Таким образом, изначально законодатель приравнял статус рабочего, курортного и дачного поселения к статусу городского поселения и не различал существенных различий между правовым режимом города и рабочий, дачный, курортный поселок. В отдельном нормативном акте сформулированы основания и порядок отнесения населенных пунктов к категориям городов (областного, областного, республиканского подчинения и местного значения), рабочих и курортных поселков. Например, населенные пункты с крупными заводами, шахтами, шахтами, электростанциями, железнодорожными станциями, строительство крупных гидротехнических сооружений и других экономически важных объектов, с населением не менее 3 тысяч человек, при наличии не менее 85% рабочих, служащих. и их семьи в этом населении, могут быть отнесены к рабочим поселениям.Законы субъектов Российской Федерации заимствовали эти нормы, в большинстве случаев дословно, несмотря на то, что социально-экономическая, государственно-политическая ситуация в стране кардинально изменилась. На наш взгляд, размещение поселений в составе сельских населенных пунктов, закрепленное в ряде законов субъектов Российской Федерации, заслуживает поддержки, но трудно согласиться с разделением поселений как категории населенных пунктов на две части: на рабочие, курортные (а в некоторых регионах и дачи) и поселки, относящиеся к сельской местности. Деление поселений на типы кажется излишним. В противном случае необходимо отобразить за счет введения новых названий населенных пунктов современные реалии формирования мест компактного проживания горожан в Подмосковье - коттеджных поселков и т. д.Между тем существуют объективно определенные правовые различия, с одной стороны, в статусе города, а с другой - в статусе села и сельской местности. Во-первых, принципиальное отличие состоит в том, что города обычно являются независимыми муниципалитетами (или несколько муниципалитетов - внутригородских территорий - были созданы на территории города). В них представительные и исполнительные органы местного самоуправления города вправе самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством, в том числе земельной собственностью.При этом поселения и сельские поселения, как правило, не являются самостоятельными муниципальными образованиями, а входят в состав сельских поселений в качестве муниципальных образований, административно подчинены главе органа местного самоуправления и не имеют, например, собственного бюджета, муниципальной собственности. , так далее.Так, согласно статье 6 Устава Волгоградской области, на ее территории расположены 6 городов областного значения и 33 административных округа, в том числе города районного значения, сельские советы и другие территориальные единицы. Поселки и сельские населенные пункты, расположенные на этих территориях, не являются муниципалитетами, а являются самостоятельными населенными пунктами.Кажется, что один населенный пункт не может быть частью другого - в этом случае меняется его правовой статус. Однако федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты не всегда согласны с этим выводом. Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 г. № 237-ЗО «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербург - входит в состав территория города федерального значения Санкт-Петербург (муниципальный район, город, поселок), в пределах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Таким образом, в город федерального значения входят некоторые другие города и поселки.Подобные примеры можно привести и для других субъектов РФ. Между тем, на наш взгляд, недопустимо отождествлять понятия микрорайона и населенного пункта. Кажется логичным, что если деревня или поселок входят в черту города, они должны изменить свой правовой статус и стать улицей, микрорайоном или другой административной частью города. Следовательно, границы административно-территориальных единиц (т. е. границы городов областного, областного и республиканского значения) и границы соответствующих муниципальных образований должны совпадать, что предотвратит существующую сегодня терминологическую путаницу с точки зрения возможности находить одну местность частью другой.В то же время представляется целесообразным учитывать историко-культурные традиции на территории городского округа или иного муниципального образования, связанные с названиями отдельных населенных пунктов, входящих в его состав. Например, на территории города Волгограда есть несколько «поселений», которые административно входят в состав соответствующих районов города, но традиционно называются жителями и органами местного самоуправления поселениями, например, поселок Нижний (на ул. территория Тракторозаводского района) или поселок им. М. Горького (входит в Советский район города Волгограда). Ряд авторов выделяют, кроме того, такие населенные пункты, как Металлургов (Краснооктябрьский район), Нижняя Ельшанка, Купоросный (Советский район), Бекетовка (Кировский район) 1 и другие. Это название «поселки» получили на рубеже XIX-XX веков, когда происходило интенсивное развитие центра города Царицына, а на окраинах образовывались поселки рабочих. Эти названия, безусловно, представляют историческую и культурную ценность, что может быть отражено в названиях остановок городского транспорта, но указание в нормативных правовых актах на такое деление города кажется необоснованным.Существенные различия в правовом режиме земель городов, поселков и сельских населенных пунктов заключаются в разных ставках земельного налога для одинаковых размеров и качества земельных участков, расположенных в городах (поселках) и сельской местности (в связи с их разной кадастровой стоимостью, так как процент, от которого исчисляется земельный налог), что обусловлено чисто экономическими причинами.Таким образом, статус поселка и деление поселков на рабочие, курортные и дачные - противоречивые. Законодатель Федерации и субъекта Российской Федерации в одних случаях приравнивает поселения к городам, в других - к сельским поселениям. Также нет принципиальных правовых различий между различными подвидами поселков городского типа - рабочими, курортными и дачными поселками, например, по основаниям приобретения и прекращения прав на земельные участки, оборота земель, охраны земель и т. д. В то же время необходимо признать обоснованность деления населенных пунктов на городские и сельские категории.ЗаключениеВ настоящее время согласно пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно в силу своего предназначения, данная категория земель является одной из наиболее востребованных. «Понятие «земли населенных пунктов» используется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную и территориальную сферы, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению использованием земель и регулированию градостроительства».В российском законодательстве используется такое понятие как «поселение» и нет понятия «населенный пункт». Проанализировав положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГрК РФ можно сделать вывод, что законодатель не использует понятие «населенный пункт» для обозначения городов, деревень, поселков, сел и т.д. Законодатель использует такое понятие как «поселение», которые, делятся на городские и сельские. Кроме того, нужно отметить, что коллизия категории земель «земли поселений», заложенная еще при разработке ЗК РФ, на основе которого впоследствии были приняты и действующие на сегодняшний день многие другие федеральные законы, будет существовать до тех пор, пока понятие «земли поселений» не будет исключено из текста законов, названных ранее. При этом до настоящего времени на законодательном уровне не закреплено определение понятия «населенного пункта». Необходимо отметить, что термин «населенный пункт» имеет достаточно широкое толкование в литературе. Например, Советский энциклопедический словарь определяет населенный пункт как населенное место, первичную единицу расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населенного пункта - постоянство использования его как места обитания из года в год. Ряд авторов понимают населенный пункт как «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилые, административные и хозяйственные постройки».В Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «населенный пункт» гораздо шире понятия «поселения», оно включает в себя наряду с понятием «поселение» и такие понятия как «город», «село», «деревня» и т.д. На наш взгляд, отсутствие понятия «населенный пункт» не дает определить их общие границы, что и в дальнейшем будет приводить к разному толкованию данного понятия. Устранение существующего пробела в законодательстве представляется возможным внесением дополнений в статью 83 ЗК РФ следующего содержания: «Населенный пункт – территория, имеющая официальное название, предназначенная для проживания людей, подчиняющихся централизованной власти и включающая в свои границы сосредоточенную застройку». Очевидно, что начатый процесс приведения законодательства о землях населенных пунктов до логического завершения необходимо продолжить путем внесения соответствующих поправок в тексты таких законов, как например, Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Список используемой литературыАверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2018. 128 с.Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 259 с.Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 240 с.Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.Болтанова Е. С. Земельное право. М.: ДРОФА, 2016. 448 с.Галенко Н. Н., Шустова Н. С. Земельное право. Учебное пособие. М.: Феникс, 2017. 154 с.Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.Грачева О.С., Романова А.А. Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие / под ред. О.С. Грачевой. Москва: РУСАЙНС, 2019. 48 с.Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 496 с.Жмурко С.Е. Земельные участки и строения: вступление в права владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 10. 160 с.Жмурко С.Е. Земельный участок: финансовая сторона владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 20. 144 с.Земельное право. Шпаргалка. М.: Окей-книга, 2017. 32 с.Игнатьева И. А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики. Право и практика. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 368 с.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 784 с.Апелляционное определение верховного суда РФ от 15 июня 2017 г. N 66-АПГ17-17//Консультант Плюс


1. Аверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2018. 128 с.
2. Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 259 с.
3. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 240 с.
4. Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.
5. Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.
6. Болтанова Е. С. Земельное право. М.: ДРОФА, 2016. 448 с.
7. Галенко Н. Н., Шустова Н. С. Земельное право. Учебное пособие. М.: Феникс, 2017. 154 с.
8. Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
9. Грачева О.С., Романова А.А. Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие / под ред. О.С. Грачевой. Москва: РУСАЙНС, 2019. 48 с.
10. Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 496 с.
11. Жмурко С.Е. Земельные участки и строения: вступление в права владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 10. 160 с.
12. Жмурко С.Е. Земельный участок: финансовая сторона владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 20. 144 с.
13. Земельное право. Шпаргалка. М.: Окей-книга, 2017. 32 с.
14. Игнатьева И. А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики. Право и практика. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 368 с.
15. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 784 с.
16. Апелляционное определение верховного суда РФ от 15 июня 2017 г. N 66-АПГ17-17//Консультант Плюс

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия земель населенных пунктов?

Сущность понятия "земли населенных пунктов" заключается в том, что это земли, присвоенные для использования населенными пунктами для обеспечения их жилищных, коммунальных, экономических и иных потребностей.

Какое правовое регулирование существует для земель населенных пунктов?

Правовое регулирование земель населенных пунктов осуществляется на основе Градостроительного кодекса, который устанавливает правила использования и охраны земель в населенных пунктах.

Какова оценка существующего использования земель населенных пунктов?

Оценка существующего использования земель населенных пунктов может быть разной в зависимости от конкретной ситуации. Некоторые земли могут быть использованы оптимально, в то время как другие могут быть неэффективно использованы или оставлены неиспользованными.

Какие проблемы существуют в правовом регулировании земель населенных пунктов?

Проблемы правового регулирования земель населенных пунктов могут быть различными. Некоторые из них включают отсутствие четкой системы управления земельными ресурсами, неправильное использование земель, нарушение прав собственников земли, недостаток прозрачности и эффективности процедур получения земли и другие.

Какие полномочия предоставлены на использование земель населенных пунктов согласно Градостроительному кодексу?

Согласно Градостроительному кодексу, населенные пункты имеют право принимать решения о предоставлении и регулировании использования земельных участков в их территории, в соответствии с установленными правилами и требованиями.

Что такое земли населенных пунктов?

Земли населенных пунктов - это земельные участки, которые находятся в границах населенного пункта и используются для размещения жилых, коммунальных, социально-культурных, производственных и иных объектов.

Какое правовое регулирование существует для земель населенных пунктов?

Правовое регулирование земель населенных пунктов осуществляется на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также других нормативных актов, регулирующих вопросы земельных отношений.

Каковы основные тенденции использования земель населенных пунктов в настоящее время?

В настоящее время наблюдается увеличение плотности застройки земель населенных пунктов, а также развитие инфраструктуры, такой как дороги, энергоснабжение, водоснабжение и другие коммунальные системы. Также отмечается увеличение строительства многоэтажных жилых комплексов и объектов социальной инфраструктуры.

Какие проблемы существуют в правовом регулировании земель населенных пунктов?

Одной из основных проблем является несоответствие между фактическим использованием земельных участков и их зонированием. Также существует проблема незаконного захвата земельных участков и неправомерного использования земель населенных пунктов. Важной проблемой является также отсутствие четкой процедуры выделения и перераспределения земельных участков, а также ограничения доступа к землям населенных пунктов для граждан и организаций.