Роль архитектуры в эстетическом формировании пространства
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Архитектура в различных аспектах 5
1.1. Архитектура как вид искусства 5
1.2. Синтез искусств в архитектуре 8
Глава 2. Характеристика и история стиля модерн в искусстве 10
2.1. Общая характеристика архитектуры модерна: понятие и зарождение …………………………………………………………………………….10
2.2. Архитектура модерна: основные черты, направления и динамика развития 12
Глава 3. Архитектура русского модерна 15
3.1. Модерн в архитектуре Москвы 15
3.2. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
Собственно и “Метрополь” задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которая по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой.Несмотря на то, что модерн включил в себя множество интересных особенностей предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название "современный" говорит о том, что это что-то новое и оригинальное. Характерными чертами модерна были замена четких геометрических форм более гладкими и плавными линиями, присущими дикой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения использовались в основном растительные украшения (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигурки животных, все, что связано с природой. В раннем стиле модерн декор часто был даже излишне обильным, в отличие от более поздних украшений, ориентированных на лаконичность. Модерн стал стилем, что вызывало желание совместить практичность и искусства, сделать его семьи и быта были красивыми.[4, c.36]Кратковременность этого архитектурного стиля объясняется быстрым развитием исторических событий, характерных для начала XX века. Столкнувшись с растущей потребностью в жилье, архитектурные излишества в стиле модерн не были необходимы и только мешали.Модерн в архитектуре Санкт-ПетербургаВ России поиск новых путей в искусстве был сосредоточен в Санкт-Петербурге и Москве. Здания Санкт-Петербурга и Москвы своеобразны и далеко не идентичны. Долгое время существующие различия в архитектуре этих городов переносились на новый стиль. Конечно, тесная связь крупнейших центров художественной культуры России повлияла на параллели в эстетических установках художников, сформировавших круг представителей русского модерна. Если в Петербурге в большей степени проявились общеевропейские тенденции нового искусства, то в Москве преимущественное развитие получили национальные традиции, обработанные в соответствии с новым эстетическим идеалом. Петербургский модернизм строже, конструктивнее и рационалистичнееМосковского. В нем нет экстравагантности. Ему нельзя отказывать во вкусе. В целом, можно сказать, что это архитектура более высокого уровня. Первым зданием в России в стиле модерн считается коттедж Гаусвальда. Основная часть коттеджа выполнена из дерева, однако самым интересным моментом является наличие каменных элементов: круглой угловой башни и кубического крытого крыльца с арочным порталом. Надо сказать, что здесь архитекторы акцентировали выразительность геометрических тел-конуса, цилиндра и Куба с их одновременным использованием. Думаю, такое решение можно считать творческим открытием петербургского модерна. Кстати, благодаря очень необычному виду дачи его часто можно увидеть в кинематографе. Например, здесь снимали кадры для фильма" Приключения Шерлока Холмса и доктора Уотсона", его также можно увидеть в опереттах:"Летучая мышь","Матрица".[13, c.78]В архитектуре Петербурга наиболее ярко модерн выразился в строительстве частных домов - особняков, торговых зданий и доходных домов. Для ранних сооружений в стиле модерн характерны живописные пластические решения фасадов, необычные очертания проемов (в форме эллипсов, подков, многоугольников и др.), прихотливо-изысканные орнаментальные мотивы (особняк Кшесинской).С середины 1900 г. модерн вступает в позднюю фазу, которой свойственны более строгие композиционные решения, использование элементов ордерной архитектуры (АзовскоДонской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). В 1910 г. модерн постепенно вытесняется из архитектуры Петербурга различнымиретроспективистскими направлениям и главным образом неоклассицизмом. Крупнейшие мастера петербургского модерна – А.И. Гоген, Ф.И. Лидваль, В.В. Шауб, Н.Н. Васильев, А.Ф. Бубырь. [16, c. 301]Интеллектуальность модерна особенно хорошо видна на примерах рядовой застройки жилых домов Петербурга. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками – парафраз северного, «петровского барокко», родного для Петербурга.Хочу обратить внимание на дом, принадлежавший художнику П. Е. Щербову,который является самым необычным памятником петербургского модерна. Это здание отличается романтической загадочностью внешнего вида, смелой новизной композиции, минимальным использованием художественных средств.Стоит также отменить Владимира Апышкова, военного инженера и архитектора, разработавшего собственную объемную и планировочную структуру, в которой он проявил мужество в сочетании объемов, рациональной организации внутреннего пространства. В создании Апышкова можно увидеть стремление к композиционным движениям к центру. Диагональная ось, соединяющая все объемы, является ее эквивалентом. Высокая комната служит пространственным центром, своего рода вертикальным стержнем с нанизанным растением. Все объемные формы здания, кажется, вырезаны друг из друга; Продолжение одной формы мыслится внутри другой. Апышкову удалось создать произведение, принадлежащее к вершине русского модерна. [12, c.82]Не хотелось бы игнорировать здания архитектора Михаила Гейслера, особенность которого-увлечение пышными особенностями, растительным моделированием, игрой фактур, что присуще декоративной линии модернизма, проявившейся, в большей степени, на начальном этапе. Свободная структура фасада коррелирует с дизайном интерьера здания. И теперь элементы конструктивной структуры, можно сказать, становятся объектами декоративной стилизации.[14]Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в принципе Санкт-Петербург с эстетической точки зрения очень привлекателен в любую эпоху. Ведь вся композиция его пространства и до сих пор оказывает большое эстетическое воздействие.[12,c .305]ЗаключениеНа примере стиля модерн мы ясно видим, как архитектура может спроектировать пространство вокруг нас с помощью очень разнообразных и выразительных средств. Модернистская архитектура отличается желанием одновременно создавать эстетически красивые и функциональные здания. Она создает такие образы, контакт с которыми доставляет удовольствие формам, их разнообразию, многим деталям, которые пробуждают эстетическое удовольствие. Архитектура-очень сложная форма синтетического искусства. Он не воспроизводит действительность живописно, но выразителен, не представляет действительность, а выражает абстрактные идеи. Архитектура насыщает пространство значениями (даже эстетически важными), поскольку это не просто внешний вид отдельного здания, а дизайн огромного пространства.Конечно, архитектура во все века была и важна для людей, так как она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и в то же время создает ее стиль. Осознаем мы это или нет, но мы всегда находимся под его влиянием.Список использованных источниковАдорно, Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. - пер. с нем. - М.: Республика, 2001.- 527 с.Азизян, И.А. Историческая эволюция основных категорий архитектурной формы и композиции / И.А. Азизян // Архитектура мира. Вып. 5.М., 1996. С. 114-132.Аникина Н. Синтез искусства и архитектуры. Воспоминания о будущем //Декоратив. искусство. – 2006 - № 4 - С. 90-96.Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, - 392 с.Архитектура – синтез искусств и стилей [Электронный ресурс] // Строительный портал Homey.ru. – [Б.м.], 2007-2010. – URL: http://www.homey.ru/p249.htm (01.06.21).Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия М., Стройиздат, 1977 127 с.Борев Ю. Б. Эстетика. М. «Высшая школа». 2006.)Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.743 с.Володина Т. И. Модерн : проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания. - Кн. 1 – М., 1997 - С. 261-276.Глазычев, B.JI. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М. Наука. 1986. С. 130-157.Земпер, Г. Практическая эстетика. М. Логос 1970. 320 с. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. — СПб.: Коло, 2008, С. 576.Коломейцева О.В. Образ города в новейших отечественных исследованиях // Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» / Отв. ред. В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская. М.: Изд-во Московского университета, 2003. С. 78-88.Модерн в архитектуре // Интернет ресурс: emodern.ru. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек /Э.А. Орлова. - Москва : РАН Институт философии: Наука , 1987. - 193 с.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справочник. – М.: Большая рос.энцикл., 1992. – 687 с.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989, с.270 Серебровский В. Что такое «модерн»? // Наука и жизнь.-1992.-№2.-С.58-74Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.А.М. Прохоров — 3-e изд.. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. C.817.Энциклопедия Москвы // Интернет ресурс: moscow.org.
2. Азизян, И.А. Историческая эволюция основных категорий архитектурной формы и композиции / И.А. Азизян // Архитектура мира. Вып. 5.М., 1996. С. 114-132.
3. Аникина Н. Синтез искусства и архитектуры. Воспоминания о будущем //Декоратив. искусство. – 2006 - № 4 - С. 90-96.
4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, - 392 с.
5. Архитектура – синтез искусств и стилей [Электронный ресурс] // Строительный портал Homey.ru. – [Б.м.], 2007-2010. – URL: http://www.homey.ru/p249.htm (01.06.21).
6. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия М., Стройиздат, 1977 127 с.
7. Борев Ю. Б. Эстетика. М. «Высшая школа». 2006.)
8. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.743 с.
9. Володина Т. И. Модерн : проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания. - Кн. 1 – М., 1997 - С. 261-276.
10. Глазычев, B.JI. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М. Наука. 1986. С. 130-157.
11. Земпер, Г. Практическая эстетика. М. Логос 1970. 320 с.
12. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. — СПб.: Коло, 2008, С. 576.
13. Коломейцева О.В. Образ города в новейших отечественных исследованиях // Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» / Отв. ред. В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская. М.: Изд-во Московского университета, 2003. С. 78-88.
14. Модерн в архитектуре // Интернет ресурс: emodern.ru.
15. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек /Э.А. Орлова. - Москва : РАН Институт философии: Наука , 1987. - 193 с.
16. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справочник. – М.: Большая рос. энцикл., 1992. – 687 с.
17. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989, с.270
18. Серебровский В. Что такое «модерн»? // Наука и жизнь.-1992.-№2.-С.58-74
19. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.А.М. Прохоров — 3-e изд.. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. C.817.
20. Энциклопедия Москвы // Интернет ресурс: moscow.org.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет архитектура в эстетическом формировании пространства?
Архитектура играет важную роль в эстетическом формировании пространства, создавая гармоничные и привлекательные архитектурные сооружения, которые определяют облик и атмосферу окружающей среды. При проектировании и строительстве зданий архитекты учитывают внешность, пропорции, материалы, цвета и формы, чтобы создать привлекательное и гармоничное пространство.
Что такое архитектура как вид искусства?
Архитектура как вид искусства - это процесс создания и проектирования архитектурных сооружений, таких как здания, мосты, памятники и другие объекты, которые являются выражением творчества и стиля архитекторов. Архитектура сочетает в себе функциональность и эстетические качества, а также отражает исторический и культурный контекст, в котором она создается.
Какие искусства синтезируются в архитектуре?
Архитектура синтезирует различные виды искусств, такие как живопись, скульптура, дизайн, музыка и литература. В нескольких архитектурных сооружениях можно увидеть элементы этих искусств, которые объединяются в единое художественное произведение. Например, мозаики, рельефы и фрески могут быть использованы для украшения фасадов зданий и создания особой атмосферы.
Что такое архитектура модерна?
Архитектура модерна - это стиль архитектуры, который появился в конце 19 века и продолжал свое развитие в начале 20 века. Он характеризуется использованием новых материалов и конструкций, экспериментами с формой и пространством, а также уклоном от классических канонов. Архитектура модерна стремилась создать новый, современный облик и подчеркнуть функциональность зданий.
Что такое архитектура?
Архитектура - это вид искусства, связанный с созданием и проектированием зданий, сооружений и пространств. Она также может быть рассматривается как наука о формировании и организации пространства.
Какая роль у архитектуры в формировании пространства?
Архитектура играет ключевую роль в формировании пространства, так как она определяет визуальные и эстетические характеристики зданий и сооружений. Она способна создавать уникальные идентификационные черты для городов или районов, а также влиять на наше восприятие окружающего мира и наше эмоциональное состояние.
Какие синтез искусств присутствуют в архитектуре?
Архитектура объединяет различные искусства, такие как живопись, скульптура, дизайн и даже музыка. В архитектуре можно найти элементы из этих видов искусств, которые используются для создания уникальных и впечатляющих архитектурных конструкций.
Что такое стиль модерн в архитектуре?
Стиль модерн в архитектуре - это направление, которое было популярно в конце 19-го и начале 20-го века. Он характеризуется использованием органических форм, асимметрии, простоты и уникальности. Архитектура модерна стала бунтом против классических исторических стилей и предлагала новые идеи и подходы в архитектурном творчестве.
Какие основные черты архитектуры модерна?
Архитектура модерна характеризуется использованием органических форм, асимметрии, простоты и уникальности. Она также отличается открытостью в использовании новых материалов и технологий. Стиль модерна подчеркивает важность функциональности и удобства, а также стремится к гармонии и взаимодействию с окружающей средой.