Государственный учет земель и контроль их использования
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 12.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬ И КОНТРОЛЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1. Состав и цели ведения ЕГРН 5
1.2. Особенности государственного кадастрового учета земельных участков 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗЕМЕЛЬ 12
2.1. Назначение и характеристика учета земель 12
2.2. Особенности учета земель по качественным признакам 18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Несмотря на принимаемые на федеральном уровне меры, которые направлены на обеспечение исполнения обязанностей по охране и рациональному использованию земель, можно наблюдать тенденцию повышения числа нарушений в рассматриваемой области. Это связано с тем, что такие меры, как правило, носят точечный характер, не решают проблему комплексно.Так, в соответствии с данными пресс-службы центрального аппарата Росреестра, «в 2020 году государственными инспекторами Росреестра было проведено более 213 тыс. проверок, что на 1,9% выше показателя 2019 года. При незначительном росте количества проверок число выявленных нарушений земельного законодательства возросло на 9% по сравнению с предыдущим периодом и составило более 133 тыс.».К примеру, применительно к Липецкой области можно наблюдать схожую тенденцию. В 2020 г. государственными инспекторами по охране и использованию земель на территории Липецкой области выявлено 1813 нарушений, что на 73,3% выше показателей 2019 года (1046 шт.).Самыми распространенными нарушениями законодательства, которые выявляются при осуществлении мероприятий по государственному земельному надзору по Липецкой области, являются:использование участка земли без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (1349 нарушений);самовольное занятие участка земли или части участка земли, в том числе, использование участка земли лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок земли (111 нарушений);неиспользование участка земли и использование участка земли не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования (149 нарушений)».В связи с этим можно констатировать, что появилась обоснованная необходимость в выработке комплекса мероприятий, которые направлены на эффективное привлечение к ответственности за нарушения в сфере использования и охраны земель.Среди рекомендаций по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы можно выделить следующие.Во-первых, уменьшить срок, с которого применяются нормы о принудительном изъятии земель. На сегодняшний день законодательно он составляет три года, но фактически — пять лет, поскольку на период освоения участка земли предоставляется еще два года.Во-вторых, совершенствовать механизм налогового регулирования по борьбе с неиспользованием сельскохозяйственных земель, а именно: «государственный земельный инспектор, который выявит факт неиспользования участка земли, должен направить уведомление об этом не только в орган исполнительной власти субъекта Федерации, но и в налоговый орган для исчисления земельного налога по повышенной ставке».В-третьих, внести изменения в КоАП РФ, которые предусматривают возможность обжалования определений мировых судов о возвращении протоколов об административных правонарушениях должностным лицам административного органа, который уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях.В-четвертых, определить ситуации подсудности (подведомственности) арбитражным судам дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц за действия (бездействие), которые не связаны с предпринимательской и другой экономической деятельностью (при совершении административных правонарушений, которые предусмотрены ст. 7.1, частями 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ).В-пятых, повысить правовую культуру госинспекторов по использованию и охране земель, а также устранить дублирование полномочий между ними и органами исполнительной власти, которые связаны с применением административной ответственности в земельной сфере.Среди предложений по повышению эффективности привлечения к ответственности за нарушения в сфере использования и охраны земель на региональном уровне на примере Липецкой области можно отметить следующие.Во-первых, разработать базовый закон «Основы правового регулирования земельных отношений в Липецкой области», в котором установить норму, которая предусматривает порядок организации и проведения агрохимического анализа почвы при предоставлении земель сельхозназначения, которые находятся в муниципальной и государственной собственности. В итоге в обязательном порядке при передаче земель нужно будет передавать не только участки земель в натуре с указанием их площади, но и сведения о бонитировке и состоянии почвы на начало осуществления хозяйственной деятельности. Только после данных мероприятий норма о порчи земли заработает в полной мере, позволит своевременно выявлять виновных лиц и привлекать их к ответственности.Во-вторых, совершенствовать механизм работы муниципального земельного контроля на территории отдельных муниципальных образований Липецкой области. Несмотря на то, что в области действует Закон «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Липецкой области» от 11 ноября 2015 г. № 460-03, в отдельных муниципальных образованиях области можно обнаружить разные подходы к нормативно-правовому регулированию данного вида контроля. В связи с этим следует выработать единое модульное «Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования ...».С целью эффективной реализации норм данного Положения нужно на федеральном уровне:установить четкий перечь видов муниципального контроля посредством детализации отдельных статей ЗК РФ о порядке осуществления муниципального земельного контроля;наделить органы местного самоуправления полномочиями по привлечению нарушителей к административной ответственности в земельной сфере;совершенствовать механизм взаимодействия органов, которые осуществляют государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, с правоохранительными органами РФ в целях установления лиц, которые допустили нарушения требований земельного законодательства.В-третьих, повысить уровень правовой подготовки должностных лиц, которые осуществляют мероприятия по государственному земельному надзору по Липецкой области, посредством систематического проведения тематических семинаров-совещаний и прохождения соответствующих курсов на знание земельного законодательства и особенностей административного производства в этой сфере. Приведенные выше меры в последнее время в особенности актуальны.Как показывает судебная практика по Липецкой области, правонарушители не были привлечены к ответственности из-за существенных нарушений, которые допустили госземинспекторы при ведении административного производства.К примеру, в 2018 г. решением Арбитражного суда Липецкой области (дело № А36-15330/ 2017) было отменено одно постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности из-за отсутствия состава административного правонарушения.Решениями судьи Усманского районного суда было отменено два постановления о назначении административных наказаний № 4 от 23 октября 2017 г. и № 5 от 13 ноября 2017 г. по причине того, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ истек.В связи с этим контроль уровня профессиональной подготовки при принятии решений в рамках реализации отведенных госземинспекторами полномочий должен быть усилен.В-четвертых, проводить систематически профилактические работы по предотвращению правонарушений при использовании земель и повышению информированности населения о деятельности органов государственного земельного контроля посредством задействования региональных СМИ, что в итоге должно привести к искоренению правового нигилизма в рассматриваемой сфере.Подводя итог изложенному выше материалу, можно отметить следующее.Эффективность привлечения к ответственности за нарушения в области использования и охраны земель зависит:от детальной проработанности нормативно-правовой базы как федерального, так и регионального уровня;соблюдения последовательности реализации мероприятий по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю;неукоснительного исполнения обязанностей и требований по охране и использованию земель и степени правовой культуры всех субъектов земельного права.ЗАКЛЮЧЕНИЕТакимобразом,можнозаключитьследующее.Земельное законодательство предоставляет гражданам и юридическим лицам обширный набор прав по владению, использованию и распоряжению землей, но при этом хозяйственная деятельность на земельном участке не должна наносить урон окружающей среде, переступать интересы других лиц, а также интересы государства. Соблюдение данных предписаний закона гарантируется неустанным проведением государственного надзора за разумным использованием и охраной земель.Кадастроваядеятельность–этоработы,которыевыполняеткадастровыйинженер,врезультатекоторыхобеспечиваетсяподготовкадокументов,включающихнеобходимыесведениядляосуществлениякадастровогоучетанедвижимогоимущества(земельныхучастков,помещений,сооружений,зданий,объектовнезавершенногостроительства).Взаключенииследуетещеразсказать,чтокаксамасистемауправленияземельнымиотношениямивкрупномгороде,такидеятельностьуполномоченногоструктурногоподразделениямуниципальнойадминистрациикрупногогорода–носяткомплексныйхарактер.Дляанализаэффективностивсегоспектранаправлениймуниципальногоуправленияземельнымиотношениямипотребуетсяболееобъемнаяисследовательскаядеятельность.Дляихрешениянеобходимодатьследующиерекомендации:Расширитьсписокключевыхкритериеванализаэффективностидеятельности,произвестиоценкустепенидостиженияпоставленныхцелей.Такженужноопределитьэффективностьвадминистративной,экономическойисоциальнойсоставляющихмуниципальногоуправленияземельнымиотношениями.ПересмотретьструктуруисполняемыхполномочийЗемельногокомитетанапредметихсоответствиягражданскому,земельному,экологическомузаконодательствуРФ(полномочияоргановместногосамоуправления).Исследоватьзарубежныйиотечественныйопытрешенияпроблемэффективности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральныйзакон«Окадастровойдеятельности»от24.07.2007№221-ФЗ(вред.от03.07.2016)[Электронныйресурс].–Доступизсправочно-правовойсистемы«КонсультантПлюс».Федеральныйзакон«Огосударственнойрегистрациинедвижимости»от13.07.2015№218-ФЗ(ред.от03.07.2016)[Электронныйресурс].–Доступизсправочно-правовойсистемы«КонсультантПлюс».АтамановС.А.,ГригорьевС.А.Кадастрнедвижимости:монография.–М.:Букстрим,2012.–324с.БоголюбовС.А.Всеоземельныхотношениях:учеб.-практ.пособие/С.А.Боголюбов,Е.А.Галиновская,Е.Л.Минина,В.В.Устюкова–М.:Проспект,2012.–656с.ВарламовА.А.Кадастроваядеятельность:учебник/А.А.Варламов.-2-еизд.,доп.-М.:Форум,2016.-280с.ВарламовА.А.Организацияипланированиекадастровойдеятельности:Учебник/ВарламовА.А.,ГальченкоС.А.,АвруневЕ.И.–М:Форум,НИЦИНФРА-М,2015.–634с.Волков С.Н., Липски С.А. Проблемы действующего правового механизма выявления неиспользуемых земель, принудительного прекращения прав на них и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот // Аналитический вестник. 2016. № 24 (623). С. 14—18. Землеустройство:Учебник./С.Н.Волков.–М.:ГУЗ,2013.–992с.ЗыковаЕ.С.Государственныйкадастрнедвижимости–элементэффективногоуправленияземельнымиресурсамиилипопыткареформированиягосударственногоземельногокадастра//СтратегияустойчивогоразвитиярегионовРоссии.-2012.-№2.-С.34-38.Кадастроваядеятельностьиучет:взглядюристаикадастровогоинженера//ЭЖ«Юрист».–2013.-№46.Коротеева,Л.И.Земельно-кадастровыеработы.Технологияиорганизация:учеб.пособие/Л.И.Коротеева.–Ростов-на-Дону:Феникс,2012.–158с.КорыткоА.С.,КлюшниченкоВ.Н.Квопросуокадастровойдеятельности//ИнтерэкспоГео-Сибирь.–2012.-№2.Правовоеобеспечениеземлеустройстваикадастров:Учебник./Липски С.А.,ГордиенкоИ.И.,СимоноваК.В.-М.:КноРус,2016.–432с.РулеваН.Правовоерегулированиекадастровойдеятельности//Международныйсельскохозяйственныйжурнал.–2016.-№3.СизовА.П.Современныепроблемыземлеустройстваикадастров.Ч.1.Землеустройство:Учеб.пос.длястудентовмагистратуры.-М.:Изд-воМИИ-ГАиК,2012.–69с.СлезкоВ.В.Землеустройствоиуправлениеземлепользованием:Учебноепособие/СлезкоВ.В.СлезкоЕ.В.,СлезкоЛ.В.–М:НИЦИНФРА-М,2015.–236с.СулинМ.А.Современноесодержаниеземельногокадастра:Учебноепособие/М.А.Сулин,В.А.Павлова,Д.А.Шишов/подредд.э.н.,проф.М.А.Сулина.-СПб.:ПроспектНауки,2014.-272с.Устюкова В.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: некоторые проблемы // Труды Ин-та гос-ва и права РАН. 2015. № 1. С. 130—142.ЯкуповаН.М.,ГалимоваЛ.И.Проблемыоценкикадастровойстоимостиземельныхучастков//Фундаментальныеисследования.–2016.–№7-2.–С.417-422.
1 Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Доступ из справоч-но-правовой системы «Консультант Плюс».
2 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимо-сти» от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3 Атаманов С.А., Григорьев С.А. Кадастр недвижимости: монография. – М.: Букстрим, 2012. – 324 с.
4 Боголюбов С. А. Все о земельных отношениях: учеб.-практ. пособие / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, Е. Л. Минина, В. В. Устюкова – М.: Проспект, 2012. – 656 с.
5 Варламов А. А. Кадастровая деятельность: учебник / А. А. Варла-мов. - 2-е изд., доп. - М. : Форум , 2016. - 280 с.
6 Варламов А.А. Организация и планирование кадастровой деятель-ности: Учебник / Варламов А.А., Гальченко С.А., Аврунев Е.И. – М: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 634 с.
7 Волков С.Н., Липски С.А. Проблемы действующего правового ме-ханизма выявления неиспользуемых земель, принудительного прекращения прав на них и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот // Ана-литический вестник. 2016. № 24 (623). С. 14—18.
8 Землеустройство: Учебник. / С.Н.Волков. – М.: ГУЗ, 2013. – 992 с.
9 Зыкова Е.С. Государственный кадастр недвижимости – элемент эф-фективного управления земельными ресурсами или попытка реформирования государственного земельного кадастра //Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2012. - № 2. - С. 34-38.
10 Кадастровая деятельность и учет: взгляд юриста и кадастрового инженера //ЭЖ «Юрист». – 2013. - №46.
11 Коротеева, Л. И. Земельно-кадастровые работы. Технология и орга-низация: учеб. пособие / Л. И. Коротеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 158 с.
12 Корытко А. С., Клюшниченко В. Н. К вопросу о кадастровой дея-тельности // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2012. - №2.
13 Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: Учебник. / Липски С.А., Гордиенко И.И., Симонова К.В. - М.: КноРус, 2016. – 432 с.
14 Рулева Н. Правовое регулирование кадастровой деятельности // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. - №3.
15 Сизов А.П. Современные проблемы землеустройства и кадастров. Ч. 1. Землеустройство: Учеб. пос. для студентов магистратуры. - М.: Изд-во МИИ- ГАиК, 2012. – 69 с.
16 Слезко В.В. Землеустройство и управление землепользованием: Учебное пособие / Слезко В.В. Слезко Е.В., Слезко Л.В. – М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 236 с.
17 Сулин М.А. Современное содержание земельного кадастра: Учебное пособие /М.А. Сулин, В.А. Павлова, Д.А. Шишов/под ред д.э.н., проф.М.А. Сулина. - СПб.: Проспект Науки, 2014. - 272 с.
18 Устюкова В.В. Ответственность за нарушение земельного законо-дательства: некоторые проблемы // Труды Ин-та гос-ва и права РАН. 2015. № 1. С. 130—142.
19 Якупова Н.М., Галимова Л.И. Проблемы оценки кадастровой стои-мости земельных участков // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 7-2. – С. 417-422.
Вопрос-ответ:
Для чего нужен государственный учет земель и контроль их использования?
Государственный учет земель и контроль их использования необходимы для регулирования земельных отношений, обеспечения устойчивого и рационального использования земельных ресурсов, контроля за соблюдением правил использования земель и предотвращения их незаконного использования.
Что включает в себя Единый государственный реестр недвижимости?
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) включает в себя данные о земельных участках, объектах недвижимости, правах на них и ограничениях в их использовании. Он является основной информационной базой для государственного учета земель и контроля их использования.
Какие особенности присутствуют в учете земель по качественным признакам?
Учет земель по качественным признакам включает описание земельных участков с учетом таких параметров, как категория земель, тип почвы, ландшафт, экологические особенности и другие характеристики, которые могут влиять на возможности использования и охраны земли.
Что такое Государственный учет земель и контроль их использования?
Государственный учет земель и контроль их использования - это система регистрации и отслеживания информации о земельных участках, а также механизм надзора за их использованием, предоставлением и охраной.
Какие цели преследует ведение ЕГРН?
Главная цель ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) состоит в обеспечении прозрачности и доступности информации о земельных участках для органов государственной власти, собственников и общественности.
Какие особенности есть у государственного кадастрового учета земельных участков?
Государственный кадастровый учет земельных участков отличается от других видов учета тем, что в него вносятся не только описательные данные о земельном участке, но и информация о его статусе, правовом режиме и использовании.
Назначение и характеристика учета земель?
Учет земель необходим для поддержки государственного управления земельными ресурсами, позволяет установить и контролировать права на земельные участки, определить и предотвратить незаконное использование земель.
Какие проблемы могут возникать при контроле за использованием и охраной земли?
Одной из основных проблем контроля за использованием и охраной земли является незаконное использование земельных участков, отсутствие контроля и наблюдения за соблюдением правил использования земли, а также недостаточная эффективность контрольных органов в данной сфере.
Каково назначение ЕГРН и какие цели преследует его ведение?
ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) представляет собой единую базу данных, в которой содержится информация о земельных участках, объектах недвижимости и правах на них. Основная цель ведения ЕГРН - обеспечение государственного учета земель и контроля их использования.
Какие особенности есть у государственного кадастрового учета земельных участков?
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется с целью формирования и поддержания актуальной информации о землепользовании и земельной собственности. Особенностью кадастрового учета является то, что он включает в себя учет земельных участков, прав на них, а также информацию о характеристиках их использования.