Влияние личностных факторов на снижение эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 67 + 67 источников
- Добавлена 18.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1.Подходы к изучению эмоционального выгорания как психологического феномена…………………………………………………….7
1.2.Характеристика личностных особенностей педагогов…………….23
1.3.Личностные особенности педагогов как фактор снижения эмоционального выгорания…………………………………….........................28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1.Организация исследования…………………………………………..39
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….43
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………68
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...75
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления………………………………………………………………………………………………………………………………..75
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных………………….
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных…………
Приложение 4. Программа по снижению эмоционального выгорания педагогов……………………………………………………………………….......
Проведенное исследование позволяет констатировать, что у педагогов с определенными личностными особенностями, такими, как эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, высокий самоконтроль, экстернальный контроль такие фазы синдрома эмоционального выгорания, как напряжение, резистенция, истощение выражены в значительной степени.У педагогов с высокой и адекватной самооценкой, эмоциональной стабильностью, адекватным самоконтролем, интернальным локусом контроля риск складывания синдрома эмоционального выгорания ниже. Кроме того, было отмечено, что особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов на каждой фазе (симптомы) отличаются. Особое внимание необходимо обратить на наличие таких симптомов у педагогов, как психосоматические и психовегетативные нарушения, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, состояние «Загнанность в клетку», редукция профессиональных обязанностей.Не может не тревожить и выраженность таких показателей, как эмоциональная отстраненность, что может проявляться в уходе от ситуации взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами. Причем, общение становится неэмоциональным, холодным по своему модусу, дистанцированным, это не может не сказываться на качестве обучения, выполнении важнейших функций педагога.Низкие значения по факторуС у 80% педагогов из группы тех, у кого сложившийся синдром эмоционального выгорания, для них характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность деятельности; такие педагоги находятся под влиянием чувств, у них неустойчивое настроение, они утомляемы, легко расстраиваются, неустойчивы в интересах. Их характеризует и низкая толерантность к фрустрации.По фактору Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» высокие и средние значения у 40 % педагогов (2 человека), что говорит о том, что эти педагоги строго контролируют свои эмоции и поведение, у них выражено самоуважение, для них важна социальная репутация, для них характерны целенаправленность в жизнедеятельности, сильная воля, самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению правил профессионального этикета, осознанность в регулировании силы «я»Низкие значения по этому фактору у 80 % педагогов, что свидетельствует о том, что у респондентов заниженная самооценка, чрезмерно критичное отношение к себе, неудовлетворенность своей деятельностью и собой, непринятие себя.На основании сделанных выводов проведенного исследования были сформулированы рекомендации для администрации школы и педагогов.Рекомендации по итогам исследования.Администрации образовательного учреждения:Продумать способы оптимизации труда учителя, освободить по мере возможности от лишней отчетности.Продумать и реализовать систему морального и материального стимулирования, использование на совместных педагогических мероприятиях похвалы, обозначение профессиональных достижений педагогов.Использовать здоровьесберегающие мероприятия с педагогическим коллективом.Организовать для педагогов ряд мероприятий, направленных на повышение уверенности в себе, развитию креативности, овладению способами релаксации и саморегуляции.Рекомендации педагогам школы:Определить для себя личностные и профессиональные приоритеты, не уходить в трудоголизм, понимая, что это вид психологической защиты, применяемой в жизненной ситуации, когда есть проблемы личной, семейной жизни. А полноценная жизнедеятельность возможна тогда, когда все сферы в ней гармоничны.Овладеть навыками ассертивного (уверенного) поведения, так как уверенный человек, умеющий в определенных ситуациях говорить «нет», делегировать какие-то дела и полномочия другим людям, не будет выгорать, сохранит энергию и силы.Научиться приемам самообладания и саморегуляции, этого требует профессиональная деятельность педагога. Уйти от негативного состояния, умение перевести отрицательные эмоции в русло рационального осмысления позволит сохранить нервы и психическое здоровье.Провести рефлексию тех профессиональных ситуаций, которые отнимают силы и время, подумать о тех моделях поведения, которые будут конструктивными и помогут избежать выгорания.Научиться справляться со своими эмоциями, уметь контролировать их, определять, какие эмоции мешают качественно работать, научиться преодолевать отрицательные эмоции и плохое настроение.Регулярно заниматься спортом, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала.Правильно определять границы своих возможностей: берите на себя столько, сколько можете сделать, не переутомляйтесь, уважайте потребности своего организма в отдыхе и еде.Ставить перед собой реальные и достижимые цели.Если возникают неподъемные задачи – разбить их на более мелкие и выполнять постепенно, а не за 1 раз.Приобрести увлечения вне сферы работы: расширение кругозора помогает отвлекаться и справляться со стрессами на рабочем месте;Не думать о работе во внерабочее время (не переживайте заново допущенные промахи и конфликтные ситуации, осознайте их причину, сделайте вывод и идите дальше).Формировать активную жизненную позицию, учась говорить «нет».Баловать себя, чаще делать то, что нравится (общаться с людьми, которые вам нравятся, ограничивать общение с неприятными и конфликтными людьми).Больше и более чутко «слушать» свое тело.Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.Больше улыбаться и радоваться даже небольшим успехам.Осознать риск выгорания и негативные его последствия.Рекомендации психологу школы:1.Создать систему мероприятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.2.В созданной системе использовать такие формы работы, как тренинг, релаксационные упражнения, технологию направленной визуализации, арт-терапевтические психотехники.Помочь педагогам в формировании мотива, желания предотвратить или преодолеть эмоциональное выгорание; 4.Определить алгоритмпрофилактикиэмоционального выгорания.5. В работе с педагогами использовать техники арт-терапии: музыкотерапию, рисуночную,библиотерапию; ароматерапию; цветотерапию и т.д. для снижения тревожности и психологического напряжения; повышенной раздражительности и возбудимости (стабилизация низкой фрустрационной толерантности); десенсибилизациинегативных переживаний.6. Использовать такие формы работы, как имитационные, ролевые, деловые игры для проигрыванияпедагогом ролей и ситуаций, чтобы снизить уровень напряжения.7.Обучить педагогов аутогенной тренировке для снятия эмоциональной напряженности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема эмоционального выгорания представителей помогающих профессий давно уже стала предметом изучения зарубежных и отечественных ученых в связи с тем, что имеет социально важный характер. Уставший, раздраженный, уходящий от конструктивного общения педагог переносит свое негативное состояние на обучающихся, и тогда о качестве образования не приходится говорить.Как справедливо писал В.А.Сухомлинский, профессия учителя предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. По его мнению, педагог связан с «работой сердца и нервов», требует ежедневной тратыбольших душевных сил и полной самоотдачи.По результатам исследованиймедицинской статистики, неврозы, которые связаны с деятельностью, выявлены у 60% педагогов. Ряд медицинских заболеваний, таких, как гипертоническая болезнь, язва желудка, болезни кишечно-желудочного трактаявляются профессиональными заболеваниями учителей. Вот почему в последние несколько десятилетий так часто обсуждают проблемусиндрома профессионального выгорания у педагогов.В связи с вышесказанным организация деятельности по профилактике выгорания, сохранению физического, психического, психологического здоровья учителей- одна из острых и социально важных задач системы российского образования, а вопрос об эмоциональной саморегуляции – одна из психолого-педагогических проблем, актуальных, как для личностного, так и профессионального развития современного специалиста.Сама школа как образовательное учреждение, сложный многофункциональный организм, не представляет необходимых условий для реализации личностных потенциалов педагога. Так, в современной школе отсутствует четкая связьпроцесса обучения и желаемого и получаемого результата, который не соответствует затраченным педагогом силам.Кроме того, учитель ограничен во времени в реализации поставленных задач, он не умеет регулировать свои эмоциональные состояния в ситуации большие нервных нагрузок.Тяжелым бременем ложится на него и ответственность перед обществом, государством, администрацией образовательного учреждения, родителями обучающихся; это все усугубляется и тем, что у многих учителейотсутствуют навыкиобщения и не сформировано умение выходить из сложных ситуаций взаимодействия с обучающимися, их родителями и т.д. В современных реалиях жизни невозможно исключить в педагогической деятельности эмоциональное выгорание, но необходимоминимизировать его деструктивное влияние.Вот почему самые разные аспекты проблемы активно изучаются в психологической науке, медицине, социологии, антропологии, педагогике и тд.Эмоциональное выгорание рассматривалось в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья (Б.Г. Ананьев, В.М.Бехтерев, Б.С. Братусь, О С.Васильева, Е.Р. Калитеевская, Ф.Р. Филатов, В.Франкл, К.Хорни и др.).Различные проявления и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания изучали Н.А. Аминов, В.В.Бойко,Э.Зеер, Г.В. Залевский, С.Джексон, Л.М. Митина, К.Маслач, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Г.Фройденбергери др.Феномен выгорания многими учёными изучается как проблема профессиональной деформации личности (Г.С. Абрамова, В.В. Бойко, О.Т. Ефименко, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарёв, Т.В. Форманюк, А.А. Хван, А.И. Щербаков, Ю.А. Юдчиц и др.).Таким образом, можно сказать, что феномен эмоционального выгорания достаточно хорошо изучен, но в то же время существует необходимость изучения такого аспекта как влияние личностных факторов на снижение эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы.Это и определило структуру и содержание дипломной работы, ее методологический аппарат.Во введении обозначены основные ее исследовательские позиции: обозначены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методики, структура работы.В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы, рассматривается феномен эмоционального выгорания, история его изучения в науке, позиции различных теоретических подходов в психологической науке. Во втором параграфе этой главы рассматриваются личностные качества педагогов, которые позволяют им быть успешными в этой профессии.В третьем параграфе рассматриваются личностные черты педагогов, которые повышают и снижают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания. Теоретический анализ исследований позволил определить, что не существует единой позиции относительно личностных черт педагогов, влияющих на повышение вероятности возникновения выгорания. Большинство исследователей называет высокую тревожность, эмоциональную нестабильность, низкую самооценку.В то же время среди личностных черт, снижающих риск возникновения эмоционального выгорания, исследователи называют поведенческую и эмоциональную гибкость, интернальный локус контроля, интроверсию, эмоциональную стабильность и т.д.На основе теоретического анализа научной литературы мы выделили показатели, которые изучались в связи с наличием у педагогов эмоционального выгорания.Во второй главе описана организация исследования, его этапы, дана характеристика выборки, обоснование выборки.Далее представлены полученные результаты констатирующего эксперимента. Так, было выявлено, что у большинства педагогов, принявших участие в исследовании, синдром эмоционального выгорания сложился или складывается. Так, сложившийся синдром по всем фазам, выделенным В.В.Бойко, у 17,7% педагогов, это означает, что такие негативные проявления, как ощущение «загнанности в клетку», раздраженность, постоянная тревога, редукция профессиональных обязанностей, истощение и т.д, сопровождают их жизнедеятельность.Складывающийся синдром по фазам «напряжение», «резистенция», «истощение» более, чем у 60 % педагогов, что не может не тревожить педагогический коллектив, администрацию образовательного учреждения, самих педагогов, психолога школы, так как это говорит о неблагополучии, вызванном переутомлением, перегрузкой педагогов, непродуманности условий их работы, отсутствием системы деятельности по сохранению профессионального здоровья. В связи с чем и были сформулированы рекомендации на основе анализа полученных результатов исследования.Достоверная связь синдрома эмоционального выгорания и личностных черт педагогов была отмечена по таким чертам, как эмоциональная стабильность, высокая и адекватная самооценка, адекватный самоконтроль, интернальный локус контроля.Таким образом, цель исследования достигнута, решены поставленные задачи, гипотеза частично доказана. Так, у педагогов с определенными личностными особенностями, такими, как эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, высокий самоконтроль, экстернальный контроль такие фазы синдрома эмоционального выгорания, как напряжение, резистенция, истощение выражены в значительной степени.У педагогов с высокой и адекватной самооценкой, эмоциональной стабильностью, адекватным самоконтролем, интернальным локусом контроля риск складывания синдрома эмоционального выгорания ниже. Статистически незначимыми оказалась зависимость синдрома эмоционального выгорания и интернальности-экстернальности.Полученные результаты могут быть использованы для создания моделипрофилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов школы, для продолжения исследования и работы психолога, для администрации образовательного учреждения для оптимизации условий труда педагогов.Мы понимаем, что не все задачи решены полно, в перспективе исследования может быть расширение выборки, использование более широкого круга диагностических методик, проведение формирующего эксперимента.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Авитесян, К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя: специальность19.00.07 педагогическая и возрастная психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/К.А.Авитесян.Психологический институт РАО.-Москва, 2001.2.Айсина, Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации:специальность19.00.01 общая психология, психология личности и истории психологии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/Р.М.Айсина. Российский государственный социальный университет.- Москва, 2007.3.Аминов, Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. – 2007, №5. – С. 5-17.4.Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.5.Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – Т.7, №12. – С. 42-46.6.Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности/С.П.Безносов. – Санкт-Петербург: Речь, 2007.– 272с. 7.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/В.В.Бойко. – Москва: ИИД Филинъ, 2011. – 472 с. 8.Борисова, М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов/М.В. Борисова//Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. - Курск.гос. ун-т. – 2008 – С. 130-139.9.Вачков, И.В. Психологические условия профессионального самосознания учителя:специальность 19.00.07 педагогическая и возрастная психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /И.В.Вачков. Психологический институт РАО.- Москва, 1995.10.Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С.Старченкова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.11.Воробьева, В.В. Исследование факторов синдрома эмоциональноговыгорания и способы его коррекции (на примере преподавателейМедицинского института)/В.В. Воробьева, О.А. Родионова//Бюллетеньмедицинскихинтернет-конференций. – 2015 – № 8 – С. 82-84.12.Выбойщик, И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие /И.В Выбойщик,З.А. Шакурова.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000.-54с.13.Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем./М.Грабе. -Санкт-Петербург:Речь, 2008.-96с.14.Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст]/ Дж. Гринберг. Санкт-Петербург:Изд- во Питер, 2002. - 496 с. 15.Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции [Текст] / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 23. - № 3. - С. 48-53.16.Гунзунова, Б. А. Детерминанты профессионального стресса у педагогов-руководителей / Б. А. Гунзунова // EuropeanSocialScienceJournal. –2015 – № 7 – С. 302-307.17.Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально – специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. – 2012, № 5. – С. 56-65. 18.Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/Под ред. С. и К. Гроф.-Москва, Речь, 2000.-186с.19.Жуков, Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы /Д. А. Жуков.- Москва: Речь, 2007.- 443с.20.Зеер, Ф. Психология профессиональных деструкций./Ф.Зеер.- Москва: Академия, 2010.-240с.21.Калитеевская Е.Р. Психологическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию. //Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.-Москва,1999.- 231-238 с.22.Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические проявления стресса и синдрома «выгорания личности» /Л.А.Китаев-Смык, Э.С. Боброва// Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – Москва, 2009. – С. 24- 25. 23.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А.Климов– Москва: Академия, 2010– 304 с. 24.Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития [Текст] // О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.128–135.25.Коротаев, А. А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения [Текст] // А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.26.Колесников, Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда/Л.Ф. Колесников. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение.-2015. – 246 с. 27.Кондратьева, С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. – 2007, № 5. – С.46-59. 28.Крупенин, А.А., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов./А.А. Крупенин и др. Ростов-на-Дону: Феникс 1995, 477с.29.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя/Н.В. Кузьмина. – Леинград:Изд-во Ленинградскогоуниверситета, 1967. – 183 с. 30.Ладзина, Н. Профессиональная деформация личности и можно ли ее избежать [Текст] // Н. Ладзина. Деловой Усть-Каменогорск. – 2002. – №8. – С. 18–19.31.Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера /Н. Д. Левитов Гуманитарные и общественные науки. Москва: Современный гуманитарный университет, 2009.- 293с.32.Львов, Л.Ю. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах //Социально-педагогические проблемы, проблема развития профессиональной и общественной активности жителей /под ред. С.Г. Вершловского. – Москва, 2007. 33.Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса [Текст] / А.Г. Маркарян // Ученые записки СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2012. - Т. XIX. - № 3. - С. 32-34.34.Маркова, А.К. Психология профессионализма/А.К. Маркова – Москва:Знание, 2013. – 308 с. 35.Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст]/ К. Маслач // Школьный психолог. - 1998. - № 7 - С.16-18.36.Мельник, Е.В. Психосоматические заболевания, факторы риска, выявление, профилактика [Текст]: учебное пособие / Е.В. Мельник. – Челябинск: Активист, 2016 – 123 с.37.Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М. Митина. – Москва: Флинта, 2009. – 200 с. 38.Митина, Л.М. «Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога»/Л.М.Митина -Москва: Сентябрь,1999.– 190 с.39.Михайлова. С. С. Причины возникновения стресса в образовательной организации / С. С. Михайлова // Экономика, бизнес, инновации: в 2 частях. –2018 – С. 51-53.40.Москалева, Т.В. Синдром эмоционального выгорания / Т.В. Москалева // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 4. – С. 63-68.41.Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика[Текст]/ С.В. Овдей// Социальная работа. - Москва: Новопринт, 2010. - №6. - С. 38-42.42.Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования //Психологический журнал. – 2015, №1, С. 90-101.43.Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя./Ю.М.Орлов — М.: Просвещение,1991 — 287 с.44.Питкевич, М. Ю. Стрессоустойчивость здоровья личности / М. Ю. Питкевич, Г. Г. Аракелов, В. В. Глебов // Экология, здоровье и образование в ХХI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий Материалы III Кавказского экологического форума.– 2017 – С. 196-199.45.Перфилова, И.А. Синдром эмоционального выгорания / И.А. Перфилова, М.Ю. Тимофеева, В.М. Лохина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 56.46.Платонов, К.Д. Мои личные встречи на великой дороге жизни /К.Платонов.- Москва: Институт психологии, 2005.-310с.47.Прохоров, А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. – 2009, №6. – С. 68-74.48.Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. – 2007, №4. – С. 32-43.49.Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий/Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. - 2011 - № 5 Т. 2 – С. 92–97.50.Решетова, Т. В. Высокая зарплата - риск депрессии? Клинико-психологические взаимоотношения финансового благополучия, счастьяи депрессии / Т. В. Решетова, А. Ю. Лобузнов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. – 2008 – № 2 – с. 55–59.51.Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2014, № 3. – С. 85-95. 54.Рыбников, В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография/ В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина; Всероссийский центр экстремальной и радиационной медицины МЧС России, С.-Петербург. Ун-т ГПС МЧС России, С-Петербург. ин-т психологии и соц. работы. – СПб.: Политехникасервис, 2011. – 120 с.55.Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. - Москва: Прогресс, 2013. - 254 с.56.Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя/ В.А. Сластенин//Сибирский педагогический журнал №2. - 2005.-С.170-177. 57.Смирнова, И.Е. Профессиональное выгорание и здоровье сбережение в трудовой деятельности [Текст] / И.Е. Смирнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 2-2. - С. 52-54.58.Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.59.Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 2012, № 6. – С.57-64. 60.Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни/ Зигмунд Фрейд/Москва: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.-192с.61.Фрейдерберг, Г. Выгорание: высокая цена высоких достижений. /Г.Фрейденбергер.Москва.-AnhorPress 1980.-428с.62.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова — М.: АСТ, 2014. — 810 с. 63.Чудновский, Б.Э. Личностная модель труда учителя //Вопросы психологии. – 2007, № 2. – С. 108-110.64.Шихова, А.П. Профессиональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел [Текст] // Вестник Психотерапии. 2012. №6. – С. 51.65.Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 17-22.66.Яркина, О. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки // Вестник ТГУ. 2008. №3. С 307-311.67. B. Perlman, E.Alan Hartman. Burnout: Summary and Future Research.//Human relations. – 1982. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Диагностические методики в порядке их предъявленияМетодика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко.16-факторный опросник Р.КеттелаПриложение 2Сводные таблицы полученных данныхТаблица 1Уровни психического выгорания педагогов (в баллах)№№ФИОнапряжениерезистенцияистощениене сложившийся складывающийся сложившийсяне сложившийсяскладывающийсясложившийсяне сложившийсяскладывающийсясложившийся1С.З.Г.1516102М.А.О8773Р.О.Х.1010134А.Р.Н.1211155Д.Ф.Ю1717206Л.Д.Г.1415127Г.Л.П.78188Н.И.В.717169О.О.А.15111010Т.Н.П.6101211Ш.Л.З.19181712Т.О.Н6121313Р.И.Д.8151814И.О.А171715О.Л.Н.10101516Б О.И..8161317М.В.П17192018Х.Г.И.191219Т.Н.В.7121220П.Л.А.12141821К.Л.А.20201822К.Т.Н.18122023Д.М.Ю.1561824С.Н.В.17151625Э.А.Е.6141726М.О.Л.13121827Т.Н.Х.11161828С.А.Е.20202029В.Л.З.13171630Г.О.Ш.121617Приложение 3. Результаты статистической обработки данныхСредние значения личностных переменных среди педагогов со слоившимся и не сложившимся синдромом эмоционального выгоранияЛичностные факторыНесложившийсяСложившийсяКоэффицент корреляциивысокая и адекватная низкая самооценка, 7,17+-174,88+-0,26-0,47***эмоциональная стабильность-нестабильность5,38-+246,34+--0,49***Высокий-низкий самоконтроль5,87+-0,204,5+-0,19-0,38***интернальный–экстернальный локус контроля5,12+-0,314,17+-0,230,29***Интраверсия-экстраверсия5,7+-0,204,5+-0,19-0,37***Приложение 4. Программа по снижению эмоционального выгорания педагоговЦель: формирование навыков саморегуляции эмоциональных состоянийЗадачи: 1.Снизить уровень эмоционального выгорания у педагогов. 2.Развивать эмоциональную устойчивость.4.Повышать самооценку педагогов, уверенность в себе, самопринятие.5.Формироватьсаногенное мышление, оптимистическое отношение к жизни.6.Повысить уровеньвнутренней мотивации педагогов к профессиональной деятельности.7.Формировать навыки эффективного взаимодействия с субъектами образовательного процесса.8.Научить способам саморегуляции.Материалы и оборудование: средства изображения, бумага формата А-4, ватман.Время проведения – 3 дня по 2-3 часа в каникулярный период.Структура занятий в тренинге.1.Ритуал начала. Приветствие.2.Вступительная часть. Сообщение цели занятия. 3.Упражнения на разогрев для создания необходимой активности, рабочего возбуждения.4.Упражнения и задания на снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.5.Рефлексия.6. Ритуал прощания.Занятие 1.Цель: создание атмосферы принятия себя и других, доверительности и свободы. 1.Ритуал начала. Приветствие.2.Вступительная часть. Сообщение цели занятия. 3.Упражнения на разогрев «Мы похожи». Ведущий предлагает встать тем, у кого глаза голубые в один кружок,зеленые-в другой, карие- в третий, серо-голубые в четвертый и т.д. Затем в один кружок-у кого обувь черного цвета, в другой коричневого и тд.4.Упражнения и задания на снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.Упражнение «Имена-качества».Педагоги сидят в кругу, по очереди называют свое имя и несколько положительных качеств на 1-ю букву своего имени, например: «Ольга - общительная, очаровательная и т.д».При затруднении педагога ему помогают коллеги.Упражнение «Я с удовольствием учусь у тебя»Педагоги в кругу обращаются друг к другу: «Я с удовольствием учусь у тебя …» и называют профессиональное или личностное качество человека, имеющее ценность. Арт-терапевтическое упражнение. Педагогам дается задание нарисовать парную мандалу (рисунок в круге), при этом нельзя разговаривать, управлять действиями партнера по упражнению, но условием является совместный рисунок. После окончания работы идет обсуждение.Упражнение «Я как личность и профессионал». Педагогам предлагается на листе бумаги провести вертикальную линию, а в двух образовавшихся колонках написать- в одной «Я замечательная мама (или жена, дочь, подруга и т.д.), потому что» … и продолжить предложения столько раз, сколько сможет человек, в другой –«Я замечательный педагог, потому что…». Обсуждение.Упражнение «Лестница» Педагогам даются листы бумаги со схематичным изображением лестницы жизни, нужно ее рассмотреть и отметить свое место на ней сегодня.Задаются вопросы: —Вы поднимаетесь наверх или спускаетесь вниз? — Устраивает ли Вас это место на лестнице? — Что мешает идти наверх? — Вы можете устранить причины, мешающие подниматься? Упражнение «Ныряем в удовольствие»Педагогам предлагается на листах бумаги написать 5 видов деятельности, которые доставляют им удовольствие, затем проранжировать их по степени удовольствия. Это и есть ресурс, который помогает восстановить запас сил.Упражнение «Дерево» Педагогам предлагается в транспорте, по дороге домой представить себя деревом, мощный и гибкий ствол, ветви, листву, крону, освещенную солнечными лучами, циркуляцию питательных соков по всему стволу, корни, которые вросли в землю. Нужно почувствовать питательные соки земли. Земля - это символ самой жизни, корни – жизненной стойкости , силы, стабильности, связи человека с реальным миром. 5.Рефлексия всего занятия.6. Ритуал прощания.Занятие 21.Ритуал начала. Приветствие.2.Вступительная часть. Сообщение цели занятия. 3.Упражнения на разогрев для создания необходимой активности, рабочего возбуждения. Упражнение «Путаница». Педагоги стоят в кругу и руки их сомкнуты, но есть разрыв цепи. Задание одного конца запутать цепочку, а другой части цепочки распутать ее.Упражнение «Рисунок по кругу»Каждый педагог берет лист бумаги, рисует на любую тему. Затем начатые рисунки передаются по кругу, нужно рисовать на чужих листах, когда рисунки пройдут круг, то возвращаются к авторам.Вопросы для рефлексии: -нравится ли рисунок, полученный в итоге?-нравилось ли дорисовывать рисунки других педагогов?-пытались ли определить и сохранить смысл другого человека или воплощали свои желания и замыслы?Диагностическое задание «Самодиагностика». Педагогам дается задание заполнить таблицу, проанализировать свое состояние. Симптомы, которые у Вас проявляютсяСтепень и частота выраженности12345ПоведениеНе хочется идти на работуЧасто опаздываетеОткладываете деловые встречиЖелание уединиться, нежелание видеть других педагоговНежелание видеть обучающихсяТошнит от заполнения документацииФормально исполняете обязанностиАффектыПотеряно чувства юмораПостоянное ощущение неудач, вины, самообвинениеВысокая раздражительностьОщущение, что все постоянно придираютсяРавнодушие ко всем и ко всемуПотеря силы, истощениеПодавленное и негативное настроениеКогнитивная сфераМысли об уходе с работыПлохая концентрация внимания, рассеянностьНеподвижность, гибкость мышления, стереотипияМысли о бесполезности работыРазочарование в профессииЦиничное и равнодушное отношение к коллегам, обучающимсяУход в собственные проблемыФизиологияБессонница или сонливостьНарушения пищевого поведенияДлительные заболеванияВосприимчивость к инфекциямБыстрая физическая и умственная утомляемостьГоловные боли, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного трактаОбострение хронических заболеванийБеседа после заполнения таблицы, обработка самими педагогами результатов.Упражнение «Мария Ивановна»Педагогам предлагается представить неприятный разговор, с кем-то из администрации школы, например, Марией Ивановной, которая позволила себе грубость и оскорбительный тон в разговоре и обидные замечания. По дороге домой вспомнить неприятный разговор, а чувство обиды захлестывает. Попытаться забыть обиду, но это не удается.Попробовать по-другому: мысленно максимально приблизить Марию Ивановну или мысленно сыграть ее роль. Через несколько минут такой игры должно наступить облегчение, снижение напряжения, изменится отношение к конфликту, в Марии Ивановне можно увидеть много позитивного. Рефлексия.4.Упражнения и задания на снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.Релаксация. «На берегу самого синего в мире моря»5.Рефлексия. Подведение итогов.6. Ритуал прощания.Занятие 3.1.Ритуал начала. Приветствие.2.Вступительная часть. Сообщение цели занятия. 3.Упражнения на разогрев для создания необходимой активности, рабочего возбуждения.Упражнение «Я, как и…» Педагоги по кругу сравнивают себя с коллегами, начиная фразу «Я, как и Ольга Ивановна, …..»4.Упражнения и задания на снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.Упражнение «Все по порядку»Педагоги распределяют по степени значимости следующий перечень людей в их жизни:-дети-моя работа- Я сам-супруг или супруга-друзья-коллеги-родственники. Обсуждение оптимального распределения: Я, супруг, супруга, дети, работа, коллеги, родственники, друзья.Релаксационное упражнение «Долгожданная передышка» Педагогам напоминается, что, когда человек чем-то расстроен, то сдерживает дыхание. Освобождение дыхания – это один из оптимальных способов снятия напряжения. В течение двух минут дышите ровно, медленно, глубоко и спокойно, закрыв глаза. Научитесь расслабляться, наслаждаться глубоким неторопливым дыханием, представить, что неприятности, усталость и раздражение исчезли, как утренний туман. Улетучились. Упражнение «Улучшаем настроение» Педагогам предлагается представить, что закончился неприятный разговор с матерью обучающегося, который постоянно нарушает дисциплину, срывает уроки. Мать подростка заявила, что воспитывать должны педагоги в школе, так как получают за это деньги, а у нее нет времени. Педагог не смог сдержаться. Подумать, как убрать неприятный осадок после разговора. Затем цветными карандашами левой рукой нарисовать абстракцию – прямые или волнистые линии, цветовые пятна, какие-то фигуры. Нужно погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии, как хочется. На другой стороне листа написать 5-7 слов, которые отражают настроение. Затем посмотреть на рисунок, заново переживая состояние, перечитать слова и эмоционально разорвите листок, выбросив его в урну.Всего несколько минут, и неприятное состояние исчезло, перешло в рисунок и уничтожено.5.Рефлексия. Обсуждение составленной психологом школы памятки.-нужно уметь сразу сбрасывать отрицательные эмоции, а не выдавливая их внутрь, в психосоматику. Как это можно сделать? — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко записать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — затушевать весь листок бумаги, измять, разорвать и выбросить. - читать на ночь стихи, а не прозу, так как они отличаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого сердца и всего организма и поэтому действуют успокаивающе. -принимать душ и проговаривать события ушедшего дня, «смывать», т. к. вода - мощный энергетический проводник. Коллективное обсуждение и дополнение педагогами.6. Ритуал прощания.Упражнения для овладения педагогами навыками саморегуляцииУпражнения – аффирмацииАффирмации – это такие предложения, которые можно произноситьосознанно про себя, но можно и вслух, это способ самовнушения, влияния на подсознание. Фразы аффирмацииЯ – очень талантливый, открытый миру, добрый и оптимистично настроенный человек.С каждым часом и днем я все больше и больше люблю себя.У меня есть огромный личностный потенциал и необъемный запас жизненной энергии.Я уникален и люблю себя за это.Я неповторимый в своем роде, именно таких людей больше нет на Земле.Я уверен в себе и будущем, все будет хорошо.Я полностью контролирую свою жизнь. Я сам вершу свою судьбу.Я – хозяин своей жизни.Я – свободен, как птица в небе.
2.Айсина, Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: специальность 19.00.01 общая психология, психология личности и истории психологии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/Р.М.Айсина. Российский государственный социальный университет.- Москва, 2007.
3.Аминов, Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. – 2007, №5. – С. 5-17.
4.Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.
5.Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – Т.7, №12. – С. 42-46.
6.Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности/ С.П.Безносов. – Санкт-Петербург: Речь, 2007.– 272с.
7.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/В.В. Бойко. – Москва: ИИД Филинъ, 2011. – 472 с.
8.Борисова, М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов/М.В. Борисова//Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. - Курск.гос. ун-т. – 2008 – С. 130-139.
9.Вачков, И.В. Психологические условия профессионального самосознания учителя: специальность 19.00.07 педагогическая и возрастная психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /И.В.Вачков. Психологический институт РАО.- Москва, 1995.
10.Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.
11.Воробьева, В.В. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции (на примере преподавателей Медицинского института)/В.В. Воробьева, О.А. Родионова//Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015 – № 8 – С. 82-84.
12.Выбойщик, И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие / И.В Выбойщик, З.А. Шакурова.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000.-54с.
13.Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем./М.Грабе. -Санкт-Петербург: Речь, 2008.-96с.
14.Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст]/ Дж. Гринберг. Санкт-Петербург: Изд- во Питер, 2002. - 496 с.
15.Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции [Текст] / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 23. - № 3. - С. 48-53.
16.Гунзунова, Б. А. Детерминанты профессионального стресса у педагогов-руководителей / Б. А. Гунзунова // European Social Science Journal. –2015 – № 7 – С. 302-307.
17.Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально – специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. – 2012, № 5. – С. 56-65.
18.Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом /Под ред. С. и К. Гроф. -Москва, Речь, 2000.-186с.
19.Жуков, Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы /Д. А. Жуков.- Москва: Речь, 2007.- 443с.
20.Зеер, Ф. Психология профессиональных деструкций./Ф.Зеер.- Москва: Академия, 2010. -240с.
21.Калитеевская Е.Р. Психологическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию. //Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- Москва,1999.- 231-238 с.
22.Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические проявления стресса и синдрома «выгорания личности» /Л.А.Китаев-Смык, Э.С. Боброва// Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – Москва, 2009. – С. 24- 25.
23.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов – Москва: Академия, 2010– 304 с.
24.Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития [Текст] // О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.128–135.
25.Коротаев, А. А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения [Текст] // А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
26.Колесников, Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда/Л.Ф. Колесников. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. -2015. – 246 с.
27.Кондратьева, С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. – 2007, № 5. – С.46-59.
28.Крупенин, А.А., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов./А.А. Крупенин и др. Ростов-на-Дону: Феникс 1995, 477с.
29.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя/Н.В. Кузьмина. – Леинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967. – 183 с.
30.Ладзина, Н. Профессиональная деформация личности и можно ли ее избежать [Текст] // Н. Ладзина. Деловой Усть-Каменогорск. – 2002. – №8. – С. 18–19.
31.Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера /Н. Д. Левитов Гуманитарные и общественные науки. Москва: Современный гуманитарный университет, 2009. - 293с.
32.Львов, Л.Ю. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах //Социально-педагогические проблемы, проблема развития профессиональной и общественной активности жителей /под ред. С.Г. Вершловского. – Москва, 2007.
33.Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса [Текст] / А.Г. Маркарян // Ученые записки СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2012. - Т. XIX. - № 3. - С. 32-34.
34.Маркова, А.К. Психология профессионализма/А.К. Маркова – Москва: Знание, 2013. – 308 с.
35.Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст]/ К. Маслач // Школьный психолог. - 1998. - № 7 - С.16-18.
36.Мельник, Е.В. Психосоматические заболевания, факторы риска, выявление, профилактика [Текст]: учебное пособие / Е.В. Мельник. – Челябинск: Активист, 2016 – 123 с.
37.Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М. Митина. – Москва: Флинта, 2009. – 200 с.
38.Митина, Л.М. «Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога»/Л.М. Митина - Москва: Сентябрь,1999. – 190 с.
39.Михайлова. С. С. Причины возникновения стресса в образовательной организации / С. С. Михайлова // Экономика, бизнес, инновации: в 2 частях. –2018 – С. 51-53.
40.Москалева, Т.В. Синдром эмоционального выгорания / Т.В. Москалева // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 4. – С. 63-68.
41.Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика[Текст]/ С.В. Овдей// Социальная работа. - Москва: Новопринт, 2010. - №6. - С. 38-42.
42.Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования //Психологический журнал. – 2015, №1, С. 90-101.
43.Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя./Ю.М. Орлов — М.: Просвещение,1991 — 287 с.
44.Питкевич, М. Ю. Стрессоустойчивость здоровья личности / М. Ю. Питкевич, Г. Г. Аракелов, В. В. Глебов // Экология, здоровье и образование в ХХI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий Материалы III Кавказского экологического форума.– 2017 – С. 196-199.
45.Перфилова, И.А. Синдром эмоционального выгорания / И.А. Перфилова, М.Ю. Тимофеева, В.М. Лохина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 56.
46.Платонов, К.Д. Мои личные встречи на великой дороге жизни /К. Платонов.- Москва: Институт психологии, 2005.-310с.
47.Прохоров, А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. – 2009, №6. – С. 68-74.
48.Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. – 2007, №4. – С. 32-43.
49.Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий/Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. - 2011 - № 5 Т. 2 – С. 92–97.
50.Решетова, Т. В. Высокая зарплата - риск депрессии? Клинико-психологические взаимоотношения финансового благополучия, счастья и депрессии / Т. В. Решетова, А. Ю. Лобузнов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. – 2008 – № 2 – с. 55–59.
51.Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2014, № 3. – С. 85-95.
54.Рыбников, В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография/ В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина; Всероссийский центр экстремальной и радиационной медицины МЧС России, С.-Петербург. Ун-т ГПС МЧС России, С-Петербург. ин-т психологии и соц. работы. – СПб.: Политехникасервис, 2011. – 120 с.
55.Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. - Москва: Прогресс, 2013. - 254 с.
56.Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя/ В.А. Сластенин//Сибирский педагогический журнал №2. - 2005.-С.170-177.
57.Смирнова, И.Е. Профессиональное выгорание и здоровье сбережение в трудовой деятельности [Текст] / И.Е. Смирнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 2-2. - С. 52-54.
58.Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.
59.Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 2012, № 6. – С.57-64.
60.Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни/ Зигмунд Фрейд/Москва: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.-192с.
61.Фрейдерберг, Г. Выгорание: высокая цена высоких достижений. /Г.Фрейденбергер. Москва.-AnhorPress 1980.-428с.
62.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова — М.: АСТ, 2014. — 810 с.
63.Чудновский, Б.Э. Личностная модель труда учителя //Вопросы психологии. – 2007, № 2. – С. 108-110.
64.Шихова, А.П. Профессиональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел [Текст] // Вестник Психотерапии. 2012. №6. – С. 51.
65.Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 17-22.
66.Яркина, О. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки // Вестник ТГУ. 2008. №3. С 307-311.
67. B. Perlman, E. Alan Hartman. Burnout: Summary and Future Research.//Human relations. – 1982.
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют к изучению эмоционального выгорания в качестве психологического феномена?
Существуют различные подходы к изучению эмоционального выгорания. Один из подходов это исследование с точки зрения психологической науки, где рассматриваются факторы, влияющие на возникновение и развитие эмоционального выгорания. Другой подход основан на изучении личностных особенностей педагогов и их влияния на снижение эмоционального выгорания. Третий подход связан с анализом взаимодействия педагогов с учениками и коллегами, а также с практическими методами предотвращения и решения проблем эмоционального выгорания.
Какие личностные особенности педагогов могут снизить эмоциональное выгорание?
Личностные особенности педагогов, которые могут снизить эмоциональное выгорание, включают такие качества, как смысл жизни, жизненная позиция, психическая устойчивость, умение устанавливать границы и контролировать эмоции, эмпатия, саморегуляция и профессионализм. Важно также обратить внимание на уровень образования и опыта работы педагогов, так как они могут повлиять на их способность эффективно справляться с каждодневными стрессовыми ситуациями и вызовами, что способствует снижению эмоционального выгорания.
Какие качества личности педагогов способствуют снижению эмоционального выгорания?
Качества личности педагогов, способствующие снижению эмоционального выгорания, включают высокий уровень самоэффективности, оптимизм, уверенность в себе, позитивный настрой, терпимость и гибкость мышления, умение адаптироваться к новым ситуациям. Также важно наличие социальной поддержки, умение строить взаимоотношения с коллегами и учениками на основе доверия и уважения, а также умение устанавливать границы и выражать свои потребности.
Какие подходы используются для изучения эмоционального выгорания педагогов?
Для изучения эмоционального выгорания педагогов применяются различные подходы, включая психологический, социологический и медицинский подходы. Психологический подход предполагает изучение внутренних механизмов и причин эмоционального выгорания, таких как стресс, недостаток ресурсов и сопротивление к негативным эмоциям. Социологический подход направлен на анализ роли образовательной системы и организационной культуры школы в возникновении эмоционального выгорания. Медицинский подход связан с исследованием физиологических и биологических аспектов эмоционального выгорания.
Какие личностные особенности педагогов могут снижать эмоциональное выгорание?
Некоторые личностные особенности педагогов могут снижать эмоциональное выгорание. Важными факторами являются высокий уровень саморегуляции, эмоциональная устойчивость, эмпатия, позитивный настрой, высокая самоэффективность и способность к поддержке и сотрудничеству. Также важным фактором является наличие внутренних мотиваций и ценностей, связанных с педагогической деятельностью и удовлетворение от достижений.
Какая роль организационной культуры школы в возникновении эмоционального выгорания педагогов?
Организационная культура школы играет важную роль в возникновении эмоционального выгорания педагогов. Если школа создает благоприятные условия для работы педагогов, включая поддержку и признание их работы, возможность профессионального развития и участия в принятии решений, то вероятность эмоционального выгорания снижается. Наоборот, отсутствие поддержки со стороны администрации, недостаточное признание и оценка труда педагога и высокий уровень конфликтов в школе могут способствовать возникновению эмоционального выгорания.
Какие подходы используются при изучении эмоционального выгорания педагогов?
Изучение эмоционального выгорания педагогов осуществляется с помощью различных подходов, таких как психологический, социологический и организационный подходы. Психологический подход направлен на изучение внутренних факторов, таких как личностные особенности и психологические механизмы, которые могут влиять на эмоциональное выгорание. Социологический подход уделяет внимание социальным факторам, таким как коллективное взаимодействие, статус педагогов и социальная поддержка в школьной среде. Организационный подход рассматривает влияние организационных факторов, таких как рабочая нагрузка, руководство и организационная культура, на эмоциональное выгорание педагогов.
Какие личностные особенности педагогов могут влиять на снижение эмоционального выгорания?
На снижение эмоционального выгорания педагогов может влиять ряд личностных особенностей. Важную роль играет уровень эмоциональной стабильности, способность эффективно управлять своими эмоциями и стремление контролировать ситуации. Также значительное влияние оказывает самоэффективность, т.е. вера в собственные способности и уверенность в своих знаниях и навыках. Кроме того, важными факторами являются оптимизм, чувство юмора, способность к адаптации к изменениям, социальная компетентность и способность строить эмоционально поддерживающие отношения с учениками и коллегами.
Какие подходы используются при изучении влияния личностных факторов на снижение эмоционального выгорания педагогов?
Изучение влияния личностных факторов на снижение эмоционального выгорания педагогов также осуществляется с использованием различных подходов. Один из подходов - это компаративный подход, при котором проводится сравнительный анализ различных личностных факторов у педагогов с низким и высоким уровнем эмоционального выгорания. Другой подход - лонгитюдинальное исследование, при котором изучается динамика изменения личностных факторов у педагогов на протяжении определенного времени. Также используется корреляционный подход, когда исследуются связи между различными личностными факторами и уровнем эмоционального выгорания.
Какие подходы существуют к изучению эмоционального выгорания педагогов?
Существует несколько подходов к изучению эмоционального выгорания педагогов. Один из них - это теория ресурсов и дефицитов. Она предполагает, что эмоциональное выгорание возникает из-за нехватки ресурсов, которые необходимы для эффективной работы педагога. Другой подход - это теория стресса и собственных ресурсов. Согласно этой теории, эмоциональное выгорание связано с перегрузкой и отсутствием поддержки со стороны окружающей среды. Третий подход - это теория социального взаимодействия. Она утверждает, что эмоциональное выгорание возникает из-за плохих отношений со сверстниками и коллегами.
Какие личностные особенности педагогов могут снижать эмоциональное выгорание?
Существует несколько личностных особенностей педагогов, которые могут снижать эмоциональное выгорание. Одна из них - это эмоциональная стабильность, то есть способность контролировать свои эмоции и не поддаваться на чужие влияния. Другая особенность - это высокий уровень самоэффективности, то есть уверенность в своих способностях и вера в свою возможность достичь успеха. Также важно иметь развитые коммуникативные навыки, чтобы эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами. Другие личностные особенности, которые могут снижать эмоциональное выгорание, включают оптимизм, умение управлять стрессом и высокую мотивацию к своей профессии.